Научная статья на тему 'Влияние фактора национальной ментальности при исполнении народных песен в классе А. В. Неждановой'

Влияние фактора национальной ментальности при исполнении народных песен в классе А. В. Неждановой Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
150
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОДЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ / НАЦИОНАЛЬНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА А.В. НЕЖДАНОВОЙ / ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ВОКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / TEACHING PRACTICE OF A. NEZHDANOVA / CODES OF THE RUSSIAN CULTURE / NATIONAL MENTALITY / TRADITIONS OF THE RUSSIAN CLASSIC VOCAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кочарова Джульетта Артуровна

В статье описаны проявления и воплощения черт русского менталитета в педагогической практике А.В. Неждановой на примере исполнения народных песен. Постоянное стремление к идеалу было одним из свойств личности певицы, которое ярко проявилось не только в творческой, но и ее педагогической деятельности. Приобщение к традициям русской народной песни позволяет учащемуся проследить истоки, традиции русской вокальной классической школы, ее принципы и приемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE FACTOR OF THE NATIONAL MENTALITY OF THE STUDYOF FOLK SONGS IN CLASS OF A. NEZHDANOVA

The paper describes the manifestations and features of embodiments of the Russian mentality in teaching practice of A.V. Nezhdanova the example of the performance of folk songs. Constant striving for the ideal was one of the singer’s personality traits, which was clearly demonstrated not only in her creative, but also in her educational activities. Familiarizing with the traditions of Russian folk song allows the student to trace their own origins, the traditions of the Russian classic vocal school, its principles and techniques.

Текст научной работы на тему «Влияние фактора национальной ментальности при исполнении народных песен в классе А. В. Неждановой»

/---

5

История образования и педагогической мысли

Д.А. Кочарова

Влияние фактора национальной ментальности при исполнении народных песен в классе А.В. Неждановой

В статье описаны проявления и воплощения черт русского менталитета в педагогической практике А.В. Неждановой на примере исполнения народных песен. Постоянное стремление к идеалу было одним из свойств личности певицы, которое ярко проявилось не только в творческой, но и ее педагогической деятельности. Приобщение к традициям русской народной песни позволяет учащемуся проследить истоки, традиции русской вокальной классической школы, ее принципы и приемы.

Ключевые слова: коды русской культуры, национальная ментальность, педагогическая практика А.В. Неждановой, традиции русской вокальной школы.

Имя Антонины Васильевны Неждановой стоит в одном ряду с именами Л.В. Собинова, Ф.И. Шаляпина. Ее исполнительская и педагогическая деятельность по сей день вызывает восхищение у поклонников и профессионалов. Все созданные ею образы (Снегурочка, Иоланта, Антонида, Марфа, Шемаханская царица, Виолетта, Эльза и другие) поистине легендарны. Искусство пения А.В. Неждановой рождало немало восторженных слов и метафор. Например, К.С. Станиславский называл ее птицей, которая поет потому, что не может не петь: «...Вы одна из тех немногих, которые будут превосходно петь до конца Ваших дней, потому что Вы для этого рождены на свет. Вы - Орфей в женском платье, который никогда не разобьет своей лиры» [4, с. 7]. В подобных сравнениях певицы с птицей, усиленных лирой орфея, можно проследить коды русской

История образования и педагогической мысли

культуры. Целью данной статьи является проявление и воплощение черт русского менталитета в педагогической практике А.В. Неждановой на примере исполнения народных песен.

Несмотря на существование понятия «ментальность» на стыке нескольких наук (философии, социологии, истории, культурологии, этнологии, политологии, психологии), что усложняет проблему его дефиниции, представляется возможным применять его в трактовке А.Я. Гуревича. В статье «Проблема ментальностей в современной историографии» он определяет данный феномен как «социально-психологические установки, автоматизмы и привычки сознания, способы видения мира, представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности. .они не осознаются самими людьми, обладающими этим видением мира, проявляясь в их поведении и высказываниях как бы помимо их намерений и воли. Ментальности выражают не столько индивидуальные установки личности, сколько внеличную сторону общественного сознания, будучи имплицированы в языке и других знаковых системах, в обычаях, традициях и верованиях» [1, с. 75].

Музыкальный язык хранит в иносказательном виде проявления ментальности. опредмечиваясь в исполнительской интерпретации, они становятся средством национальной самоидентификации. Изучая проявления русской ментальности в языке и тексте, В.В. колесов дает следующее определение: «Ментальность есть мировосприятие в категориях и формах родного языка, соединяющее интеллектуальные, волевые и духовные качества национального характера в типичных его свойствах и проявлениях» [5, с. 11]. Использование подобного подхода позволяет высветить истоки национальной ментальности применительно к традициям русской классической вокальной школы. Обращение к творческой практике А.В. Неждановой представляется органичным, ибо, как признавалась сама певица, она посвятила свое искусство родине1.

Выделим некоторые признаки русской ментальности:

1) противоречивость, безмерность, бесконечность;

2) жажда совершенной Правды и Справедливости;

3) постоянное стремление к идеалу, к раскрытию скрытого смысла;

4) идея «созерцающего сердца» (термин И.А. Ильина) [3].

В творческой практике (исполнительской и педагогической)

А.В. Неждановой первые два признака сливались и превращались в характерную установку на реализм изображаемого. Создавая образы

1 Она мало гастролировала за рубежом, хотя ее гастроли в «Гранд Опера» в Париже в 1912 г., где ее партнерами были Энрико Карузо и Титта Руффо (в опере «Риголетто» Дж. Верди), принесли ей мировую славу.

своих героинь (Антонида, Марфа, Виолетта и многие другие), певица всегда стремилась к выявлению граней характера, подчас противоречивых. Это было одним из способов преодоления штампов, существующих в оперном искусстве, за что вслед за К.С. Станиславским ратовала певица. Жажда совершенной правды также проявлялась в тщательной работе над сценической выразительностью роли. В каждом из образов певица пыталась находить особенные черты, для этого она нередко обращалась за советом к известным драматическим артистам, например, для роли Виолетты («Травиата» Дж. Верди) сценическую подготовку партии проводила с Э. Павловской, позднее с М.Н. Ермоловой, над сценическим воплощением образа Мими («Богема» Дж. Пуччини) работала также вместе с М.Н. Ермоловой.

Постоянное стремление к идеалу было одним из свойств личности певицы, которое ярко проявилось не только в творческой, но и педагогической деятельности. Важнейшим качеством певца А.В. Нежданова считала умение самостоятельно и осознанно разучивать произведение, определяя цели и формулируя задачи, выполняя которые возможно достичь наилучшего результата. В книге «А.В. Нежданова и ее ученики»

B.В. Подольская писала, что «воспитывая у своих учеников трудолюбие, настойчивость и целеустремленность, сознательное отношение к занятиям, самоконтроль и чувство артистической ответственности, Антонина Васильевна считала, что нет такой трудности или задачи, которую нельзя было бы осилить» [7, с. 56]. В подобном стремлении к идеальному звучанию также наблюдается связь с тенденцией к реалистичности изображаемого. При этом «жажда Правды» сближается с Идеалом настолько, что они становятся почти синонимичными.

Русский философ И.А. Ильин одной из важнейших сил русской самобытности человека называл идею «созерцающего сердца»: «Первое проявление русской любви и русской веры есть живое созерцание. Созерцанию нас учило прежде всего наше равнинное пространство, наша природа, с ее далями и облаками, с ее реками, лесами, грозами и метелями» [3]. Для того чтобы передать всю красоту русской безмерной шири, нужно обладать в высшей мере «созерцанием сердца». В методе певицы «созерцание сердца», за которым таится стремление «увидеть сердцем» подлинное совершенство, представляло собой синтез осознанного отношения к каждому элементу музыкальной речи с постоянным мысленным соотнесением звучания с представлениями о создаваемом образе. Подобное «вчувствование» позволяло певице добиваться особой проникновенности воплощаемых персонажей. Один из любимых партнеров артистки

C.И. Мигай вспоминал: «Особенное наслаждение доставляли мне как

Педагогика и психология

История образования и педагогической мысли

слушателю ее выступления в операх Г линки. В партии Антониды образ простой русской девушки был поднят Неждановой на необычайную высоту. Каждый звук этой партии был проникнут духом русского народного искусства, и каждая фраза была для меня откровением. Слушая Антонину Васильевну, я совершенно забывал о вокальных трудностях каватины “В поле чистое гляжу...”, до такой степени меня волновала правда сердца, воплощенная в интонациях ее голоса» [6].

В репертуаре учеников А.В. Неждановой всегда было много народных песен. Уже через 2-3 месяца после начала обучения они органично входили в список исполняемых сочинений. Пению народных песен певица и педагог придавала большое значение, считая их идеальным материалом «для выработки у ученика простоты, правды, задушевности исполнения - качеств, необходимых для русского певца. Она часто с восхищением говорила о необыкновенной глубине и широте чувств, заложенных в народных песнях, говорила, что нет таких эмоций, которых не выражали бы эти песни» [2, с. 385]. Звучание народных песен, по мнению А.В. Неждановой, должно быть наполнено простотой, искренностью. Однако усиленное желание скопировать народное исполнение, наоборот, приведет к окарикатуренному варианту.

Пропагандируя народную песню, А.В. Нежданова ратовала за убедительность и правдивость исполнения. В этих качествах раскрывалась национальная ментальность русских: жажда правды, искреннее стремление к показу своеобразия «бескрайней» русской души. Пение народных песен можно сравнить с философской триадой «всеобщее - единичное -особенное». Присущая русской песне широкая иносказательность, возникающая вследствие принадлежности большой группе людей, придает ей всеобщий характер. Процесс исполнения есть соприкосновение единичного, личного с всеобщим и поиск между ними общих точек, общего пространства, где образуется особенное, свойственное и понятное обоим полюсам: и единичному, и всеобщему началам. Нахождение эмоции, близкой чувству, выражаемому в народной песне, является критерием реалистичности звучания. При исполнении фольклорного произведения важно передать черты менталитета данного народа. В отношении русской песни, вероятно, самыми правдивыми окажутся слова поэта Н.А. Некрасова: «Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям - просторно», т.к. главное в художественном исполнении, свойственном русской вокальной классической школе, - это эстетическое переживание глубинного смысла, стоящего за словами, интонациями народной песни.

Анализ изучения народных песен в классе А.В. Неждановой с точки зрения русской ментальности показывает, что приобщение к традициям

с

русской народной песни позволяет учащемуся самостоятельно проследить истоки, традиции русской вокальной классической школы, ее принципы и приемы. Сформированный на примере русской песни механизм работы над фольклорным сочинением А.В. Неждановой с учетом национальной ментальности в дальнейшем представляется продуктивным применить и при исполнении песенного творчества других этносов.

Библиографический список:

1. Гуревич А.Я. Проблема ментальностей в современной историографии // Всеобщая история: Дискуссии, новые подходы. Вып. 1. М., 1989. С. 75-89.

2. Дмитриев Л.Б. А.В. Нежданова - педагог // Антонина Васильевна Нежданова. Материалы и исследования / Под ред. В.А. Васиной-Гроссман. М., 1967. С. 366-394.

3. Ильин И.А. О русской идее // Сайт Библиотека Гумер - гуманитарные науки. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Ilin/russid.php (дата обращения: 12.04.2012).

4. Киселев В. Антонина Васильевна Нежданова // Мастера Большого театра. (Народные артисты СССР) / Ред.-сост. М. Яковлев. М., , 1976. С. 4-23.

5. Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб. , 2006.

6. Мигай С.И. Рождена для пения // Сов. Культура. 1976. 21 мая.

7. Подольская В.В. А.В. Нежданова и ее ученики: заметки концертмейстера. М., 1964.

Педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.