Научная статья на тему 'Проблема подбора репертуара в классе А. В. Неждановой: дидактический аспект'

Проблема подбора репертуара в классе А. В. Неждановой: дидактический аспект Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
384
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСС А.В. НЕЖДАНОВОЙ / ПОДБОР РЕПЕРТУАРА / ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В ПОДБОРЕ РЕПЕРТУАРА / ПРИНЦИП ПОСТЕПЕННОСТИ В ПОДБОРЕ РЕПЕРТУАРА / A. NEZHDANOVA’S CLASS / SELECTION OF REPERTOIRE / THE DIDACTIC ASPECT OF THE PRINCIPLE OF CONTINUITY / THE PRINCIPLE OF HISTORICISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кочарова Джульетта Артуровна

В статье описаны этапы подбора репертуара в классе Антонины васильевны неждановой. Проблема раскрывается в дидактическом аспекте, что позволяет сделать вывод о том, что воспитание голоса посредством удачно выбранных художественных произведений становится залогом нахождения связи между музыкальным текстом и его вокальным воплощением, между исполнительством и техникой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF CHOOSING THE REPERTOIRE IN THE CLASS OF A. NEZHDANOVA: DIDACTIC ASPECT

The paper describes the stages of selection of repertoire in a class of Antonina V. Nezhdanova. The problem is described in the didactic aspect that leads to the conclusion that training voices with the help of well selected works of art is the key to finding the connection between musical text and vocal technique.

Текст научной работы на тему «Проблема подбора репертуара в классе А. В. Неждановой: дидактический аспект»

история образования и педагогической мысли

Д.А. Кочарова

проблема подбора репертуара в классе А.в. неждановой: дидактический аспект

в статье описаны этапы подбора репертуара в классе Антонины васильевны неждановой. проблема раскрывается в дидактическом аспекте, что позволяет сделать вывод о том, что воспитание голоса посредством удачно выбранных художественных произведений становится залогом нахождения связи между музыкальным текстом и его вокальным воплощением, между исполнительством и техникой.

Ключевые слова: класс А.в. неждановой, подбор репертуара, дидактический аспект в подпоре репертуара, принцип постепенности в подборе репертуара.

Формирование репертуара начинающего певца - сложная задача, решение которой зависит как от вокальных способностей, так психологической мотивации учащегося. Вследствие этого произведения, исполняемые на первых этапах обучения вокальному искусству, должны обладать художественной ценностью и развивающей направленностью, должны быть доступны и дидактически целесообразны. А.В. Нежданова в своей педагогической деятельности крайне внимательно и тщательно относилась к подбору репертуара, используя индивидуальный подход. Тем не менее публикации о педагогической практике выдающейся певицы лишь затрагивают тему подбора репертуара, не раскрывая ее полностью. В книге В.В. Подольской «А.В. Нежданова и ее ученики» приведен неполный список произведений и вокализов, исполнявшихся студентами первых трех курсов [3]. В статье «А.В. Нежданова - педагог»

история образования и педагогической мысли

Л.Б. Дмитриев, подчеркивая важность проблемы подбора репертуара и планомерное ее решение, очерчивает круг исполнявшихся на уроках произведений [2]. Методические указания из записных книжек певицы сосредоточены на проблемах вокальной техники, дикции, расширения диапазона, раскрытия содержания, режима певца, советов по определению тембра голоса, но о подборе репертуара не упоминается [1]. Целью данной статьи является обобщить рекомендации А.В. Неждановой, касающиеся отбора музыкального материала.

В педагогической практике А.В. Нежданова использовала комплексный подход, обращая внимание на качество звучания, дикцию, дыхание. В каждом из заданий (упражнения, вокализы, произведения) она требовала выполнения поставленных задач, направленных на раскрытие сути звучащего музыкального материала через средства музыкальной выразительности (динамику, темп, артикуляцию и другие). Основные принципы дидактической системы подбора репертуара А.В. Неждановой можно сформулировать следующим образом.

1. Главным принципом обучения студентов для А.В. Неждановой было избегание форсировки голоса. В ракурсе недопущения форсировки во всем можно трактовать и любовь педагога к планомерности и систематичности занятий. В статье «А.В. Нежданова - педагог» л.Б. дмитриев писал, что «Нежданова весьма осторожно относилась к повышению трудности репертуара, считая завышении совершенно недопустимым, ведущим к вокальной деградации. она говорила, что пение непосильного репертуара вредно не только потому, что мешает развитию правильного звуковедения и может разрушить голос, но и потому, что рождает неудовлетворенность и неуверенность у самого ученика. А репертуар, с которым студент хорошо справляется, доставляет ему самому художественное удовлетворение, укрепляет уверенность в своих творческих силах» [Там же, с. 384].

2. При подборе репертуара А.В. Нежданова всегда учитывала индивидуальные данные ученика. На каждого из них у нее была заведена тетрадь, где отмечались успехи и существующие недоработки, недостатки и достижения. Несмотря на огромный опыт и знание репертуара, процесс выбора произведения и оценки его полезности для того или иного студента занимал многие часы.

3. Процесс обучения опирался на принцип постепенности. В зависимости от уровня подготовки ученика А.В. Нежданова уже спустя несколько месяцев занятий давала несложные арии композиторов ХУП-ХУШ вв., считая, что итальянский язык более удобен для формирования звука. На примерах произведений Дж. Бонончини, Г.Ф. Генделя, К.В. Глюка,

Т. Джордани, Дж. Каччини, А. Лотти, Дж. Перголези студенты изучали искусство строгого стиля старых мастеров. Принцип постепенности нарастания сложности относился как к вокально-техническому, так и эмоциональному планам. «Первые два-три года занятий с учеником Нежданова избегала давать художественные произведения большой эмоциональной насыщенности. Только когда ученик уже умеет достигать драматического эффекта, пользуясь выразительным словом, игрой динамических и тембровых нюансов, а не за счет нажима, форсировки, крика, - можно приступать к исполнению драматических партий» [2, с. 384].

В дидактической системе широко применялся принцип историзма. Двигаясь от простого к сложному, ученик изучал сначала классический стиль (зарубежных и русских композиторов), причем «Нежданова быстро расширяла репертуар ученика, давая сразу десять-пятнадцать романсов, песен и арий» [там же], затем на старших курсах в поле зрения начинающих певцов попадали произведения романтиков, импрессионистов и музыка начала XX в.

Помимо разделения по эпохам (которое отчасти совпадало с разделением по уровню сложности произведений), при выборе учитывался жанр произведения. Например, Л.Б. Дмитриев писал, что «в репертуаре учеников мы находим большое количество народных песен. Пению народных песен Нежданова придавала большое значение, считая их ценнейшим материалом для выработки у ученика простоты, правды, задушевности исполнения - качеств, необходимых для русского певца» [2, с. 385]. В кантилене русской народной песни сокрыта вся палитра чувств русского человека. Многообразие национально-выразительных интонаций народных песен способствует как художественному, так и вокально-техническому развитию.

Исполнение камерной музыки дает певцу возможность овладеть новыми вокальными красками, расширяет его музыкальный кругозор. Миниатюра предъявляет к исполнителю большие требования. Для раскрытия в мимолетности целого мира нужна длительная вдумчивая работа над каждой фразой и даже мотивом, в котором сокрыты оттенки смысла.

4. В подборе репертуара усматривался также и технологический аспект выучивания произведения. Первым этапом разбора произведения был музыкально-теоретический анализ музыкального языка (разбор мелодических, ритмических, гармонических особенностей и т.д.). Эта методика приучала студента концентрироваться не только и не столько на вокальных данных своего голосового аппарата, а идти от музыки, стремясь выразить заложенные в ней смыслы. А.В. Нежданова старалась не оставлять неясностей при разучивании. она всегда сама знакомила студента

педагогика и психология

история образования и педагогической мысли

с новым произведением, учила, как следует подходить к его разучиванию, не позволяя петь с листа, т.к. при этом невозможно избежать вокальнотехнических и музыкальных ошибок, нельзя ясно понять словесный текст, музыкальную форму и ощутить исполнительский стиль. Не менее важны для исполнения и личности авторов, время, когда они жили, эпоха, какими событиями она знаменательна, что параллельно происходило в искусстве. Обо всем А.В. Нежданова могла спросить на уроке, попросить прочитать соответствующую литературу или рассказать сама.

Подбор репертуара, соответствующего музыкально-исполнительскому и вокально-техническому развитию ученика, является одним из залогов всестороннего роста певца и стимулом к его работе над собой. В своей педагогической деятельности А.В. Нежданова систематизировала подбор произведения по следующим признакам: вокально-технические трудности, соответствующие уровню подготовки обучаемого, сложность художественного образа и сложность воплощения эмоционального содержания. При этом она одной из первых учитывала стилевую и жанровую составляющую как способ проявления содержания музыки. Воспитывая голос через художественные произведения, А.В. Нежданова обучала начинающих певцов искусству нахождения связи между музыкальным текстом и его вокальным воплощением, между исполнительством и техникой.

Библиографический список

1. Антонина Васильевна Нежданова. Материалы и исследования / Ред.

B.А. Васина-Гроссман. М., 1967.

2. Дмитриев Л.Б. А.В. Нежданова - педагог // Антонина Васильевна Нежданова. Материалы и исследования / Ред. В.А. Васина-Гроссман. М., 1967.

C. 366-394.

3. Подольская В.В. А.В. Нежданова и ее ученики. (Заметки концертмейстера) / Под общ. ред. К.П. Тихоновой. М., 1964.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.