Научная статья на тему 'Влияние ежемесячных пособий на уровень материального обеспечения семьи: проблемы правового регулирования'

Влияние ежемесячных пособий на уровень материального обеспечения семьи: проблемы правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
999
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ПОСОБИЕ НА РЕБЕНКА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 19 МАЯ 1995 Г. "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ / ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ" / ЗАКОН Г. МОСКВЫ ОТ 3 НОЯБРЯ 2004 Г. "О ЕЖЕМЕСЯЧНОМ ПОСОБИИ НА РЕБЕНКА" / СРЕДНЕДУШЕВОЙ ДОХОД СЕМЬИ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ГАРАНТИРОВАННАЯ ВЫПЛАТА / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА / ГЕНДЕРНАЯ СИММЕТРИЯ / ЕДИНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МАЛООБЕСПЕЧЕННОСТИ СЕМЬИ С ДЕТЬМИ / ТИПОЛОГИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ / ОДИНОКИЕ МАТЕРИ / ПОПАВШИЕ В ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ / НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ С ДЕТЬМИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ ПАКЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Корсаненкова Юлия Борисовна

Автор, отмечая противоречивость и недостатки российского законодательства о детских пособиях в целом, на примере регионального (московского) законодательства и используя зарубежный опыт, проводит анализ проблем правового регулирования отношений по предоставлению ежемесячного пособия на ребенка и предлагает пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Non-contributory child benefit is the income-related benefit: the problems of legal regulation

This unit will cover the subject of non-contributory child benefit in Russia. It is the main social security benefit for children in most europen countries, wich is tax-free and normally paid to the mother and it is payable for children up to the age of 16 and for those up to the age of 19 if they continue in full-time non-advanced education (for example in Britain). You will give considiration to some aspects of receiving this benefit in our country and arrangements how to overcome problems connected with its payment.

Текст научной работы на тему «Влияние ежемесячных пособий на уровень материального обеспечения семьи: проблемы правового регулирования»

Социальное обеспечение

Ю.Б. Корсаненкова

ВЛИЯНИЕ ЕЖЕМЕСЯЧНЫХ ПОСОБИЙ НА УРОВЕНЬ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЬИ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Автор, отмечая противоречивость и недостатки российского законодательства о детских пособиях в целом, на примере регионального (московского) законодательства и используя зарубежный опыт, проводит анализ проблем правового регулирования отношений по предоставлению ежемесячного пособия на ребенка и предлагает пути их решения.

Ключевые слова: ежемесячное пособие на ребенка, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Закон г. Москвы от 3 ноября 2004 г. «О ежемесячном пособии на ребенка», среднедушевой доход семьи, федеральная гарантированная выплата, прожиточный минимум, Конвенция о правах ребенка, гендерная симметрия, единая методология определения малообеспеченности семьи с детьми, типология семей с детьми, одинокие матери, семьи, попавшие в особые условия, неполная семья с детьми, социальный детский пакет.

Ежемесячное пособие на ребенка до 1 января 2005 г. являлось федеральной гарантированной выплатой и предоставлялось семье в соответствии с условиями, определенными в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

С принятием Закона о монетизации льгот1 изменились существовавшие подходы к данному пособию. Согласно новой редакции ст. 16 Закона о пособиях 1995 г. размер, порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Федерации. Таким образом, с 1 января 2005 г. предоставление ежемесячного пособия на ребенка - исключительная компетенция региональных органов государственной власти.

© Корсаненкова Ю.Б., 2009

Осознавая, что социальное положение большинства населения будет во многом зависеть от решений органов власти субъектов РФ, федеральный законодатель обязал их соблюдать два условия:

1) устанавливаемые пособия и иные виды социальных выплат не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий, предоставлявшихся до 31 декабря 2004 г.;

2) после 1 января 2005 г. совокупный объем финансирования предоставлявшихся отдельным категориям граждан социальных льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления - ухудшены.

Исследование состояния региональной нормативной правовой базы о данном виде пособия свидетельствует о том, что в целом эти условия выполняются. Так, анализ норм Закона г. Москвы от 3 ноября 2004 г. «О ежемесячном пособии на ребенка» и принятого в его исполнение Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка2 показывает, что условия обеспечения таким пособием на ребенка в целом соответствуют требованиям федерального законодательства.

Помимо этих актов правительством Москвы 11 декабря 2007 г. была принята городская программа «Год семьи в городе Москве»3, которой предусмотрены разносторонние меры помощи семьям с детьми, в том числе касающиеся ежемесячного пособия на ребенка:

1) расширен круг лиц, имеющих право на данное пособие за счет повышения планки среднедушевого дохода - право на ежемесячное пособие приобретают семьи, среднедушевой доход которых не превышает 8 тыс. руб. Таким образом, с 1 января 2008 г. право на ежемесячное пособие на ребенка не связано с величиной прожиточного минимума;

2) одновременно более чем в полтора раза увеличивается размер пособия:

одиноким матерям - с 750 до 1250 руб.;

на детей разыскиваемых родителей и военнослужащих срочной службы - с 450 до 750 руб.;

на детей в остальных семьях - с 300 до 500 руб.

Таким образом, в Москве пособие на ребенка выплачивается с учетом существовавших прежде федеральных гарантий.

Вместе с тем в региональном законодательстве (на примере московского) остались проблемы, не получившие своего разрешения. Главные из них:

1) закрепив право на пособие за каждым ребенком до достижения им 16 лет, региональные законодатели не учли нормы Конвенции о правах ребенка, в которых ребенком признается лицо, не достигшее 18-летнего возраста;

Влияние ежемесячных пособий на уровень материального обеспечения семьи...

2) определяя круг получателей пособия, не сочли нужным включить в их число приемных родителей, патронатных и фактических воспитателей ребенка;

3) не соблюдена гендерная симметрия в отношении права всех неполных семей на данное пособие в повышенном размере: оно увеличивается только одиноким матерям;

4) не предусмотрено повышение размера пособия с учетом взросления ребенка, так как с его ростом семья несет повышенные расходы на его содержание, т. е. не дифференцируется величина пособия в зависимости от возраста ребенка;

5) в регионах отсутствует единая методология определения малообеспеченности семьи с детьми в зависимости от ее типа, материальных и социальных условий;

6) размеры пособий не дифференцируются в зависимости от очередности рождения детей и остаются крайне низкими;

7) отсутствует специальный порядок регистрации и учета типа семей, попадающих в особые условия (семьи с детьми-инвалидами, семьи беженцев и вынужденных переселенцев, дезадаптированные подростки), и показатели, позволяющие проводить классификацию таких семей; как следствие, они оказываются вне сферы обеспечения таким пособием;

8) обеспечение пособиями детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, должно происходить так же, как для детей в неполных семьях, в одинаковом правовом режиме;

9) пособие опекунам ставится в зависимость от получения ими денежных средств на детей, принятых на воспитание в их семьи.

Такие же проблемы возникали в европейских государствах, когда вводились подобные пособия на детей. Удачные решения нашли свое закрепление в социальном законодательстве стран Европейского союза. Представляется, что их положительный опыт может быть воспринят отечественными законодателями федерального и регионального уровней.

В странах ЕС используются два подхода в установлении пособий на детей, преследующих одну цель - поддержание уровня материального достатка семьям с детьми: 1) увеличение размеров пособий семьям с двумя и более детьми; 2) дифференциация размеров пособий в зависимости от типа (модели) семьи. Применительно к российской действительности ежемесячное пособие на ребенка должно обеспечивать условия для равного жизненного старта детям из семей с низкими и средними доходами (маргиналов, бедных, малообеспеченных, среднего класса). При этом должна учитываться доходная и имущественная дифференциация граждан, которая обусловливает не только разный потребительский

уровень, но и различный уровень нуждаемости семьи при рождении ребенка4.

Государству следует критически подходить к определяемому статистикой числу лиц, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, больше уделять внимания объективным показателям, в частности дифференциации уровня жизни. Следовательно, величину пособия необходимо дифференцировать в зависимости от нуждаемости семьи с детьми в материальной поддержке, т. е. на основе принципа адресности.

Введение адресного подхода при установлении семейных пособий в регионах выявило ряд проблем: а) определение черты бедности; б) применение способа расчета пособия для семей разного типа, численности и состава, с тем чтобы обеспечить им одинаковый уровень жизни; в) отсутствие единой методологической основы формирования величины пособия на детей.

За рубежом существуют разные подходы к определению величины пособия. В Чехии, например, уровень государственной поддержки семьи определяется соотношением семейного дохода к прожиточному минимуму (ПМ). Величина пособия зависит от уровня ПМ и установленных коэффициентов5. В России нынешний ПМ за такую основу нельзя брать, так как он представляет собой физиологический минимум (ФМ), разработанный в свое время для жителей блокадного Ленинграда6. Главное отличие ПМ от ФМ заключается в том, что объем потребления товаров и услуг на уровне ФМ обеспечивает только поддержание жизни человека как биологического объекта, обозначая границу жизни и смерти. Человек в условиях ФМ может существовать не более полугода, потом наступает деградация и физиологические изменения в организме. Реальный прожиточный минимум - это уровень потребления, который позволяет человеку не только поддерживать свое существование, но и работать, восстанавливать трудоспособность, обучаться несложным профессиям.

В этой связи необходима разработка минимального потребительского бюджета семьи с включением в его состав помимо продовольственной группы товаров расходов на медицинские, коммунальные, транспортные, образовательные, культурно-оздоровительные услуги. Наличие такого бюджета позволит определять степень малообеспеченности семьи, ее нужду в детском пособии, размер которого необходимо дифференцировать в зависимости от типа семьи (как субъекта - получателя пособия).

Альтернативой денежным выплатам в виде пособия на ребенка могли бы служить натуральные выдачи, например, в форме социального детского пакета, представляющего собой персонифи-

Влияние ежемесячных пособий на уровень материального обеспечения семьи.

цированное предоставление необходимых социальных услуг для детей (летний отдых, посещение детских садов, занятий в физкультурных и оздоровительных учреждениях, обучение в музыкальных и художественных школах, питание в школах, лечение, индивидуальные программы реабилитации детей-инвалидов и др.)7. Безусловно, реализация такого предложения потребует решения вопросов юридического, организационного, финансового характера. Для этого необходимо решить вопросы финансирования; сформировать информационный банк данных о семьях с детьми; определить усредненную стоимость социального детского пакета (в размере ПМ для детей в каждом регионе); составить список учреждений, которые могут предоставлять социальные услуги, входящие в состав пакета; разработать типовую форму договора между родителями и соответствующими организациями о предоставлении социальных услуг детям; определить формы контроля за предоставляемыми услугами и т. п.

Необходимо также решить вопросы, связанные с финансовыми, институциональными и человеческими ресурсами, определением черты бедности, подкрепленной расчетами минимальных стандартов потребления; научным обоснованием классификации семей, попавших в особые условия и пр. В семейной политике государство должно четко определить либо адресное предоставление пособий на детей, либо универсальный охват ими семей с детьми.

Проведенное исследование обеспечения ежемесячным пособием на ребенка в субъектах Российской Федерации свидетельствует о необходимости совершенствования регионального законодательства путем закрепления в Законе о пособиях 1995 г. следующих федеральных гарантий обеспечения данным пособием:

1. Установление пособия на каждого ребенка до 18 лет, учитывая нормы Конвенции о правах ребенка и введение возрастного критерия в качестве условия, определяющего размер пособия, с одновременным увеличением размера пособия в зависимости от возраста ребенка, его целевого назначения8.

2. Расширение субъектного состава получателей пособия, имея в виду включение приемных родителей, патронатных и фактических воспитателей.

3. Соблюдение норм Конвенции «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями», а именно предоставление права на ежемесячное пособие на ребенка в повышенном размере всем неполным семьям, приравнивание к неполным семьям (в правовом отношении) семей с детьми, чьи родители уклоняются от уплаты алиментов.

4. Включение в круг семей, нуждающихся в повышенном размере пособия, не только неполных семей, состоящих из одинокой матери и ребенка, но и любой неполной семьи с одним родителем, опекуном, попечителем, приемным родителем, патронатным или фактическим воспитателем. Установление повышенного размера пособия студенческим семьям и семьям с ребенком-инвалидом.

5. Закрепление социального детского пакета в качестве альтернативы получения ежемесячного пособия на ребенка.

Примечания

1 Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607.

2 Утверждено постановлением правительства Москвы от 28 декабря 2004 г. № 911-ПП // Вестник мэра и правительства Москвы. 2005. № 13.

3 Указом Президента РФ В.В. Путина от 14 июня 2007 г. № 76 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» 2008 г. объявлен в Российской Федерации Годом семьи.

4 Дмитриева О. Прогноз на бедность // Социальная защита. 2004. № 12. С. 4.

5 Климантова Г.И. Государственная семейная политика в процессе социально-политической трансформации России: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 95.

6 Петрусенко С. Уровень вымирания // Социальная защита. 2004. № 11. С. 3.

7 Гонтмахер Е. Ребенок в соцпакет не входит // Российская газета. 2004. 24 июля.

8 Например, на ребенка в возрасте до одного года (на приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания); от года до двух лет (на приобретение специальных молочных продуктов питания и детского питания); от двух лет до поступления в первый класс образовательного учреждения, но не старше 8 лет (на приобретение товаров детского ассортимента и оказание необходимых услуг); школьного возраста с момента поступления в первый класс до окончания образовательного учреждения, но не старше 18 лет (на приобретение товаров детского (подросткового) ассортимента и оказание услуг).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.