© Пьянков А. Ю., Марамыгин М. С., 2010
ПЬЯНКОВ Анатолий Юрьевич
Соискатель кафедры денег и банковского дела
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-27-15
МАРАМЫГИН Максим Сергеевич
Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой денег и банковского дела
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-15 e-mail: maram_m_s@mail.ru
Влияние бюджетной политики на экономическую безопасность государства
Ключевые слова: государство; экономика; безопасность; бюджет; бюджетная политика; доходы; расходы; планирование.
Аннотация. Рассмотрено влияние бюджетной политики на экономическую безопасность государства. На примере ключевых направлений бюджетной политики РФ на 2010-2012 гг. доказано, что эффективное планирование доходов федерального бюджета, основанное на консервативных прогнозах цен на сырьевые товары, а также оптимизация государственных расходов приведут к снижению зависимости РФ от внешних факторов, создадут условия для самодостаточного стабильного развития страны. Раскрыты некоторые аспекты влияния государственного долга на экономическую безопасность.
Важнейшим условием стабильного и безопасного развития любого государства является наличие системы мер, противодействующих негативному влиянию внешних и внутренних факторов. Речь идет о воздействии любых видов кризисов: экономических, демографических, экологических. Государство должно стремиться к тому, чтобы независимо от фазы экономического цикла, в котором оно находится, быть способным выполнять возложенные на него функции, создавать необходимые условия для жизнедеятельности населения, функционирования предприятий.
В 2008-2009 гг. экономическая безопасность Российской Федерации подверглась влиянию мирового экономического кризиса. Это проявилось, по мнению автора, в следующем:
1. Падение цен на энергоносители сделало их экспорт, а также экспорт других товаров невыгодным для нашей страны. При этом экспортоориентированные отрасли обеспечивают максимальную долю поступлений доходов в бюджетную систему. Следовательно, Россия должна была продолжать экспорт ресурсов даже при низких ценах на них, что означает практически полную зависимость от поведения потребителей за рубежом. В этой ситуации сложно говорить о соблюдении условий экономической безопасности.
2. Федеральный бюджет в 2009 г. впервые с 1999 г. был исполнен с дефицитом. Перегруженность социальными обязательствами, необходимость реализации пакета антикризисных мер обусловили невозможность сокращения расходной части бюджета. Это
потребовало возврата к политике активного заимствования финансовых ресурсов, что привело к росту государственного долга. Таким образом, финансовая независимость государства как одна из форм проявления экономической безопасности снизилась.
Очевидно: бюджетная политика на перспективу должна претерпеть значительные изменения, чтобы, обеспечивая свою основную функцию - выполнение возложенных на органы власти РФ обязательств, повышать уровень экономической безопасности страны.
Среднесрочные задачи бюджетной политики на 2010-2012 гг. были озвучены Президентом РФ в Бюджетном послании Федеральному Собранию1.
Рассмотрим, каким образом меры бюджетной политики в 2010-2012 гг. будут способствовать повышению уровня экономической безопасности нашего государства.
«Бюджетное планирование должно базироваться на консервативных прогнозах цен на сырье. При этом необходимо продолжить сбережение части нефтегазовых доходов в условиях конъюнктурно высоких цен на сырье»2. Это направление бюджетной политики представляется особенно важным. Формирование федерального бюджета на основе реалистичных цен на нефть и газ позволит обеспечить объективность расчетов доходов бюджета, уменьшить его зависимость от состояния экономик других стран, сделать его экономически более самодостаточным. Исключить влияние мировой экономики на федеральный бюджет России в условиях глобализации невозможно, однако обеспечить его большую «неуязвимость» и большую безопасность вполне реально.
«Нужна разумная политика сдерживания роста государственных расходов. В нынешних условиях раздутые расходы становятся неподъемными для государства и могут стать дополнительным источником финансовой нестабильности»3.
Неконтролируемый рост расходов государства является одним из ключевых факторов, негативно влияющих на его экономическую безопасность. Как было сказано ранее, значительные расходные обязательства могут приводить к росту государственного долга, увеличению зависимости страны от кредиторов, в первую очередь иностранных, что угрожает интересам национальной безопасности. Сдерживание расходов не означает снижения финансирования социальных направлений и других государственных приоритетов. Прежде всего, как отмечается в Послании Президента РФ, не следует «принимать решения, влекущие за собой рост неэффективных расходов, иждивенчество, консервацию сложившихся перекосов и дисбалансов»4. Таким образом, если рассматривать политику государственных расходов в контексте экономической безопасности, следует управлять государственными потребностями на начальной стадии формирования бюджетов, не допускать к включению в бюджет конъюнктурных и не имеющих государственного значения направлений. В этом же контексте звучит такая задача бюджетной политики РФ на 2010-2012 гг., как «инвентаризация бюджетных расходов в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат»5.
Однако необходимо понимать, что в целях повышения уровня экономической безопасности государства, сохранения ее на длительный период времени не только не следует снижать финансирование инфраструктурных проектов, программ строительства и реконструкции объектов и т. п., а наоборот, увеличивать объем выделяемых на эти цели средств. «Нельзя решать сиюминутные проблемы в ущерб долговременным приоритетам»6. Реализация капитальных проектов позволит в перспективе снизить
1 Бюджетное послание Президента России «О бюджетной политике в 2010-2012 гг.». // Официальный сайт Президента России. Режим доступа : www.kremlin.ru.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.
6 Там же.
2 (28) 2010
Известия УрГЭУ < 55
расходы государства на преодоление последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с износом зданий, коммуникаций и т. п., увеличить инвестиционную привлекательность экономики, создать новые рабочие места, расширить внутреннее производство, ослабить зависимость от импорта, т. е. в целом повысить уровень экономической безопасности страны.
Таким образом, бюджетная политика представляется одним из ключевых рычагов, воздействующих на уровень экономической безопасности государства. В 2010-2012 гг. в РФ будет реализован комплекс мер, который должен привести к повышению этого уровня. Важно сохранить результаты, которые будут достигнуты.