Научная статья на тему 'Региональная бюджетная политика как инструмент развития региональной социально-экономической системы'

Региональная бюджетная политика как инструмент развития региональной социально-экономической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2427
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / ФЕДЕРАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дворядкина Елена Борисовна, Беликова Ольга Александровна

Обосновано место бюджетной политики в структуре организационно-экономического механизма развития региона. Сформулировано понятие региональной бюджетной политики; рассмотрена ее роль в общей схеме управления региональными финансами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная бюджетная политика как инструмент развития региональной социально-экономической системы»

© Дворядкина Е. Б., Беликова О. А., 2011

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-76 e-mail: dvoryadkina@usue.ru

Доктор экономических наук, профессор кафедры региональной и муниципальной экономики

ДВОРЯДКИНА Елена Борисовна

БЕЛИКОВА Ольга Александровна

Аспирант кафедры денег и банковского дела

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 359-81-37

Региональная бюджетная политика как инструмент развития региональной социально-экономической системы

Ключевые слова: регион; федеральная бюджетная политика; региональная бюджетная политика; финансовое развитие региона.

Аннотация. Обосновано место бюджетной политики в структуре организационно-экономического механизма развития региона. Сформулировано понятие региональной бюджетной политики; рассмотрена ее роль в общей схеме управления региональными финансами.

Механизмы и методы активизации развития региональной социально-экономической системы являются составной частью единого инструментария социально-экономической региональной политики. Организационно-экономический механизм развития региональной социально-экономической системы - сложная, многоуровневая система, включающая в себя совокупность конкретных методов, институтов, связей и отношений, воздействующих на функционирование региональной социально-экономической системы в соответствии с заданными целями. Конструкция организационно-экономического механизма функционирования и развития региональной социально-экономической системы предусматривает реализацию региональной политики в целом и региональной бюджетной политики в частности. В современных условиях проблемы их разработки и реализации относятся к чрезвычайно актуальным.

Во-первых, российская экономика зависит от состояния мирового рынка, изменений мировой экономической конъюнктуры. Это по-разному отражается на экономической ситуации в различных субъектах Российской Федерации в силу региональных различий. До сих пор не созданы достаточные условия и стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергетической и экологической эффективности экономики и производительности труда, для развития отдельных видов экономической деятельности, а также производств, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости.

Во-вторых, общероссийские проблемы на уровне территорий не только сохраняются, но и существенно осложняются местными экономическими, социальными и иными проблемами, решение которых возможно при достаточном финансовом обеспечении.

Требуемое финансовое обеспечение достижимо при применении соответствующих инструментов финансово-бюджетной политики, включая региональный уровень.

В-третьих, бюджетная политика как составная часть региональной экономической политики должна быть нацелена на всестороннюю модернизацию экономики региона, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочное устойчивое развитие территории, улучшение инвестиционного климата.

В-четвертых, в современных условиях необходимо ясное понимание последствий реализации мер бюджетной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с учетом их влияния на темпы продвижения к поставленной цели. Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.

В-пятых, вопросы формирования региональной бюджетной политики приобретают особую значимость вследствие необходимости обеспечения экономической безопасности на региональном уровне [1. С. 304; 2; 3. С. 54].

Направления региональной политики отражены в законодательных федеральных документах стратегического и оперативного характера.

Основополагающим документом стратегического характера национального уровня является «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. В разделе «Региональное развитие» данного документа определены цели, задачи, приоритеты регионального развития страны. Целью государственной региональной политики в документе провозглашается повышение сбалансированности пространственного развития российской экономики, что предполагает:

а) формирование новых центров динамичного экономического роста на всей территории Российской Федерации;

б) выявление и раскрытие конкурентных преимуществ каждого региона, создание условий для подъема российской глубинки, российской провинции;

в) уменьшение дифференциации в уровне и качестве жизни населения между регионами и внутри регионов;

г) последовательное освоение новых, еще не освоенных территорий, имеющих потенциальные долгосрочные экономические преимущества;

д) укрепление экономической целостности и создание условий устойчивого развития геополитически проблемных регионов.

На федеральном уровне конкретные требования, цели и задачи бюджетной политики ежегодно формулируются в Бюджетном послании Президента Российской Федерации [2] (рис. 1).

Следует отметить, что, несмотря на постановку довольно амбициозных задач в сфере бюджетного развития, в современных условиях многие элементы государственной политики, в том числе бюджетной и налоговой, пока не способствуют стимулированию инновационного развития государства. Для бюджетной системы страны сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов, от внешнеэкономической конъюнктуры. Зачастую принимаемые меры недостаточно эффективны, поскольку в силу оперативных изменений не до конца прорабатываются механизмы их применения.

При разработке направлений федеральной бюджетной политики (рис. 2) учитывается, что вопросы достижения устойчивых темпов экономического роста, проведения модернизации экономики, оказания адресной социальной поддержки гражданам не могут быть решены без участия субъектов РФ и муниципальных образований.

Рис. 1. Цель и задачи федеральной бюджетной политики

Составной частью региональной политики является региональная финансовая политика, которая, в свою очередь, включает региональную бюджетную политику. Региональная финансовая политика рассматривается как совокупность мероприятий, реализация которых направлена на совершенствование региональной финансовой системы, оптимизацию структуры и величины финансовых потоков на территории региона с целью обеспечения своевременного и полного финансирования деятельности региональных экономических субъектов [4. С. 38]. Такая политика, как правило, охватывает две сферы - общественную и коммерческую.

Региональную бюджетную политику можно рассматривать как комплекс мер регулирующего воздействия на региональные социально-экономические и иные процессы,

осуществляемых органами государственной власти субъекта Федерации или при их участии и направленных на формирование и использование бюджета с целью обеспечения жизнедеятельности и повышения уровня жизни населения региона (рис. 3).

Рис. 2. Региональные направления федеральной бюджетной политики на среднесрочную перспективу

Следует согласиться с точкой зрения В. В. Левиной на стратегическое управление бюджетной политикой на региональном уровне как на управление, ориентированное на достижение долгосрочных целей финансового развития региона и муниципальных образований, расположенных на его территории. При этом особую роль играет адаптивность бюджетной политики к изменениям условий внутренней и внешней среды, а для решения задач региональной бюджетной политики требуется определить бюджетную тактику и стратегию [5. С. 43].

Региональная бюджетная политика как инструмент развития региональной социально-экономической системы особенно остро реагирует на решения федерального уровня в сфере социально-экономического развития, а именно: на постановку задачи формирования новой модели экономического роста, основанной в значительной степени на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре. Решение такой задачи на уровне регионов в значительной степени зависит от реализуемой бюджетной и налоговой политики.

Управление доходами регионального бюджета - одно из направлений региональной бюджетной политики - осуществляется в условиях совершенствования налоговой системы, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, создания условий для широкого привлечения инвестиций. Рост доходов бюджетной системы должен быть обеспечен, прежде всего, за счет улучшения администрирования существующих налогов; в то же время по отдельным направлениям возможна оптимизация налогообложения в целях стимулирования и расширения предпринимательской деятельности, в первую очередь инновационной направленности. Налоговая политика государства на долгосрочную перспективу должна служить обеспечению таких

Рис. 3. Региональная бюджетная политика в общей схеме управления региональными финансами

условий инновационного развития экономики, как мотивирование производства новых товаров, работ (услуг) и стимулирование спроса на них.

Управление расходами регионального бюджета осуществляется в рамках их социальной направленности. При этом меры по развитию социальной сферы не должны сводиться к механическому наращиванию расходов - необходимо внедрять новые механизмы оказания и финансового обеспечения государственных услуг, повышать их доступность и качество. С целью обеспечения эффективного функционирования региональной социально-экономической системы предусматривается реализация следующих направлений: развитие государственно-частного партнерства в социальной сфере (например, развитие частных детских садов, поддержка общественных организаций, адресно работающих с инвалидами, сиротами, одинокими людьми, ведущими проекты патриотической направленности); введение дополнительных региональных выплат для отдельных категорий населения; модернизация системы здравоохранения; модернизация образовательной системы региона; реализация культурной политики, политики в сфере физической культуры и спорта; выравнивание уровня заработной платы в экономике и бюджетной сфере; модернизация жилищно-коммунального хозяйства.

В сфере межбюджетных отношений на внутрирегиональном уровне перспективные направления обусловлены:

а) необходимостью предоставления межбюджетных трансфертов тем муниципальным образованиям, в которых увеличились поступления доходов от налога на прибыль и налога на имущество организаций в региональный бюджет, а также выросли доходы местных бюджетов от земельного налога и налога на имущество физических лиц;

б) возможностью распределения Правительством Свердловской области субсидий из областного бюджета муниципалитетам, которые реализуют на своих территориях, за счет своих ресурсов программы, идентичные региональным целевым программам.

Необходимость достижения долгосрочных целей развития региональной социально-экономической системы и обеспечения ее эффективного функционирования актуализирует разработку и принятие комплекса мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целом и региональных бюджетных расходов в частности.

Источники

1. Анимица Е. Г. Региональное управление. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2010.

2. Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2012-2014 годах.

3. Марамыгин М. С., Пьянков А. Ю. Влияние бюджетной политики на экономическую безопасность государства // Изв. Урал. гос. экон. ун-та. 2010. № 2 (28).

4. Свищева В. А. Региональная финансовая политика в условиях бюджетной реформы // Финансы и кредит. 2010. № 28 (412).

5. Левина В. В. Механизм формирования бюджетной стратегии субъекта Федерации (на примере Тульской области) // Финансы и кредит. 2010. № 11 (395).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.