Научная статья на тему 'Вклад бантыш-каменских в российскую историческую науку'

Вклад бантыш-каменских в российскую историческую науку Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
755
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русин
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
бантыш-каменский / путешествие в молдавию / слова о полку игореве
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вклад бантыш-каменских в российскую историческую науку»

Богдан ГОЛИК

ВКЛАД БАНТЫШ-КАМЕНСКИХ В РОССИЙСКУЮ ИСТОРИЧЕСКУЮ НАУКУ

Среди деятелей русской науки и культуры, имевших молдавские корни, почетное место занимают отец и сын Бантыш-Каменские. Несмотря на их весомый вклад в русскую историческую науку, сегодня, как и в советские времена, эти замечательные деятели остаются незаслуженно забытыми. Вспомним основные вехи их биографий.

Молдавский боярин Николай Константинович Бантыш в 1711 г. после неудачного прут-ского похода Петра I вместе с господарем Дмитрием Кантемиром эмигрировал в Россию. В России Н. Бантыш женился на Анне Степановне Зертис-Каменс-кой, дочери Степана Константиновича Зертис-Каменского, также уроженца Молдавии, который был при гетмане Мазепе переводчиком восточных языков. Анна Степановна была родной сестрой московского архиепископа Амвросия, позже убитого в Москве во время чумного бунта 1771 г. В сентябре 1771 г. Николай Константинович присоединил к своей фамилии фамилию жены.

Н.И. Аргунов. Портрет Н.Н. Бантыш-Каменского. 1813 г., холст, масло, 67x 54 cм

В 1737 г. в г. Нежине у Н. Бантыш-Каменского родился сын Николай. Начальное образование Николай получил от своей матери, потом учился в нежинской греческой школе. С 1745 по 1754 г. обучался в Киевской академии, основанной в 1632 г. Петром Могилой. Затем по приглашению своего дяди (со стороны матери), епископа Переяславского и Дмитровского (а потом архиепископа Московского) Амвросия Зертис-Каменского переехал в Москву, где проучился 4 года в Московской духовной академии. После открытия в 1755 г. Московского университета поступил и окончил это учебное заведение.

После учебы он как знаток древнерусского языка был принят на работу в Архив коллегии иностранных дел. Работая здесь, он изучил и систематизировал большое количество исторических документов, относящихся к различным периодам российской истории. В 1780, 1781 и 1784 гг. Н.Н. Бантыш-Каменский составил «Дипломатическое собрание дел между российским и польским дворами, с самого оных начала по 1700 г.» в 5 томах. Этим сочинением впоследствии пользовался российский историк Н.М. Карамзин. Позднее Н.Н. Бантыш-Ка-менский подготовил «Дипломатическое собрание дел между Российским и Китайским государствами с 1619 по 1792 гг.». В 1797 г. он окончил описание дел «Греческих духовных и светских лиц, Китайского двора, Молдавии и Валахии». В 1798 г. вышел составленный им «Реестр и описание малороссийских и татарских дел».

В 1800 г. им было издано «Сокращенное дипломатическое известие о взаимных между российскими монархами и европейскими державами посольствах, переписках и договорах, хранящихся государственной Коллегии иностранных дел в московском архиве, с 1481 по 1800 г.» в 4-х томах. Это далеко не полный перечень работ ученого, вышедших в этот период. Но даже приведенный перечень свидетельствует, что Н. Бантыш-Каменский изучил и систематизировал значительную часть документов, касающихся внешнеполитической деятельности России.

Незадолго до своей смерти немецкий историк Г.Ф. Миллер, приглашенный в свое время работать в Россию и с 1766 до 11 октября 1783 г. бывший начальником Московского архива иностранной коллегии (Московский Главный архив Министерства иностранных дел), в беседе с графом Н.И. Паниным, управляющим коллегией иностранных дел, дал прекрасную характеристику Бантыш-Каменскому. После кончины Г.Ф. Миллера Н. Бантыш-Каменский был назначен вторым управляющим архива, а в 1800 г. утвержден начальником архива.

За более чем пятидесятилетнюю работу в архиве коллегии иностранных дел Н. Бантыш-Каменский приобрел громадный научный опыт и эрудицию, стал виднейшим историком-библиографом России XVШ в. и знатоком древнерусского языка1. Поэтому естественно, что

собиратель и издатель древних рукописей А.И. Мусин-Пушкин именно к нему обратился за помощью в переводе обнаруженного им списка «Слова о полку Игореве»2. Как писал А.И. Мусин-Пушкин, в древнерусских источниках «не было ни правописания, ни строчных знаков, ни разделения слов, в числе коих множество находилось неизвестных вышедших из употребления»3. Но Н.Н. Бантыш-Каменскому удалось преодолеть эти трудности.

После длительного изучения текста ему и другому знатоку древнерусского языка, А.Ф. Малиновскому, стало ясно, что «Слово о полку Игореве» - не обычное повествовательное произведение, а поэтическое, каким мы его сегодня и понимаем. После них произведение изучали многие исследователи, но это были только уточнения некоторых мест, более точное истолкование отдельных слов, в целом, произведение было уже понятным. Установление того факта, что «Слово о полку Игореве» было художественным произведением, вызвало сенсацию в научных кругах и еще раз доказало высокий культурный уровень насельников Древней Руси. Участие Н.Н. Бантыш-Каменского, крупнейшего российского археографа того времени, в подготовке к печати «Слова о полку Игореве» способствовало точности (в пределах знаний того времени) передачи древнерусского текста4.

Рукопись «Слова о полку Игореве» сгорела во время московского пожара в сентябре 1812 г. Осталось только первое издание под заглавием: «Ироическая песнь о походе на половцев удельного князя Ново-города-Северского Игоря Святославича» (М., 1800). Судьбу находившегося в частной коллекции списка «Слова...» могли разделить многие другие святыни и источники по древней русской истории. Но перед вступлением войск Наполеона в Москву Н.Н. Бантыш-Каменский, несмотря на преклонный возраст и болезнь, спас основную часть вверенного ему архива. 305 сундуков и коробов важнейших дел он вывез сначала во Владимир, а потом в Нижний Новгород. Это был подвиг во имя науки.

Умер Николай Николаевич в Москве в 1814 г.

Сын Н.Н. Бантыш-Каменского Дмитрий родился в Москве в 1778 г. Получил домашнее образование. Службу начал в Московском архиве коллегии иностранных дел, которым руководил его отец. В 1810 г. издает книгу очерков «Путешествие в Молдавию, Валахию и Сербию». В 1822 г. выходит его знаменитая «История Малой России от присоединения ее к Российскому государству до отмены гетманства, с общим введением, приложением материалов и портретами». Долгое время его работа была единственной цельной историей Малороссии и неоднократно переиздавалась.

В России ценились научные заслуги. Д.Н. Бантыш-Каменский сделал блестящую административную карьеру. Он был губернатором Тобольской (1825-1828) и Виленской (1836-1838) губерний, работал в Министерстве внутренних дел, в 1841 г. получил высокий чин тайного советника. Несмотря на государственную службу, Дмитрий Николаевич продолжал заниматься исследовательской работой. Им был составлен фундаментальный «Словарь достопамятных людей русской земли» (5 т., М., 1836; дополнения в 3 т., СПб., 1847).

Большой вклад, внесенный отцом и сыном Бантыш-Каменскими в разработку русской истории, характеризует их как российских патриотов, подвижников русской исторической науки. Н. Бантыш-Каменс-кий стал одним из ведущих русских историков конца XVIII - начала XIX в. Как историк он выступил непосредственным предшественником знаменитого автора «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина. Работа Д.Н. Бантыш-Каменского «История Малой России» сохраняет свою научную ценность и поныне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Моисеева Г.А. Древнерусская литература в художественном сознании и исторической мысли России XVIII в. Л., 1980. С. 119.

2. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. М., 1950. С. 119.

3. МоисееваГ.А. Указ. соч. С. 110.

4. Там же. С. 235.

Сайт подкарпатского общества имени Кирилла и Мефодия

http://karpatorusyns.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.