УДК 39(470.41)
Зиннатова А.Х.
ВИЗУАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ И ТОЧНОГО СОХРАНЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАТЕРИАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДОВ
Визуальная антропология - это удивительное состояние приобщения к вековому человеческому опыту. Используя возможности экранного искусства, визуальная антропология стремится не только передать ощущение красоты и ценности многочисленных культур земного шара, но и увидеть за поражающим разнообразием их глубинное сходство, дающее надежду на возможность равноправного диалога.
Ключевые слова: визуальная антропология, этническая культура, экранное искусство, равноправный диалог.
Zinnatova Albina Harisovna Visual anthropology, as a means of studying and exact conservation of works of material and spiritual heritage of peoples.
Visual Anthropology - a surprising state of initiation to the secular human experience. Taking advantage of the display of art, visual anthropology seeks not only to convey a sense of beauty and value of the many cultures of the globe, but also see a variety of damaging their profound similarities, giving hope to the possibility of equal dialogue.
Key words: visual anthropology, ethnic culture, screen art, equal dialogue.
Большую роль и значение в развитии и формировании современного человеческого общества, сохранении этнического самоназвания и этнического самосознания народов играет сосуществование традиционной народной культуры и современности, которая совпадает с задачами нашего времени и положительным образом влияет на развитие российского социума.
Особый интерес для научной и практической работы составляют те особенности традиционной культуры,
которые формировались в течение многих столетий и дошли до настоящего времени, не потеряв своей национальной значимости.
В настоящее время необходима наука, которая будет изучать, фиксировать, сохранять и популяризировать традиционную культуру того или иного народа.
Эту задачу осуществляет визуальная антропология, которая с помощью современных технологий отображает
многообразие культур, знакомит общество с традициями малоизвестных им народов, даёт описание обычаев, материальной, духовной и социальной культуры различных этносов.
Визуальная антропология выступает как междисциплинарная область знаний, находящаяся на стыке этнографии и
антропологии.
Визуальная антропология - динамично развивающееся во всем мире направление, объединяющее науку и искусство и представляющее суть человека и образы жизни народов в разных регионах мира с
помощью кино и других информационных технологий.
Объектом визуальной антропологии
является человек и его культура. С помощью визуальной антропологии человек может входить в экранный диалог с представителями этнокультурных миров, отдалённых от него пространством и временем.
В качестве предмета изучения визуальной антропологии выступают этнические,
этнокультурные особенности различных этнических общностей, а также создание и анализ этнографических фильмов, которые занимают важное место в системе
гуманитарного знания. Сегодня визуальная антропология чрезвычайно популярна во всем мире. Главной ее целью можно считать создание так называемого «человеческого документа» — свидетельства о жизни той или иной группы людей или эпохи. Визуальная форма здесь -основная составляющая.
В настоящем исследовании под визуальной антропологией понимается комплексная (научная, творческая, организационная и информационнотехнологическая) деятельность, направленная на получение и внедрение в социальную
практику аудиовизуальной информации о малоизвестных сторонах культуры с целью осуществления диалога культур [1, с. 5].
За относительно короткую историю своего существования визуальная антропология успела проявить себя как достаточно разносторонняя деятельность, далеко вышедшая за рамки кинематографической фиксации образа жи-зни экзотических
народностей. Сравнительно небольшому числу специалистов, особен-но в таких странах, как Россия, недавно ставших рассматривать эту деятельность в виде профессиональной, приходится работать в самых разнообразных сферах общественной жизни.
Под научной деятельностью
подразумевается весь спектр теоретических (и экспериментальных) исследований, ведущихся как в рамках непосредственно визуальной антропологии, так и с позиций сопредельных наук, включающих визуальную антропологию в сферу своих интересов. Это, в первую очередь, этнография (и антропология в более ши-роком философском и культурологическом смыслах), другие исторические и филологические науки (источниковедение, архивистика,
музееведение, фольклористика и прочие), а также киноведение, семиотика, психология, социология - практически все науки, изучающие человека [2, с. 10].
Беспрекословным законом визуальной антропологии является запрет на снятие воссозданных фольклорными ансамблями театральных сюжетов, разрешается снимать только натуральные жизненные ситуации -обряды, песни, праздники и многое другое от носителей традиционной культуры.
Развитие современных информационных технологий практически решило целый ряд проблем в области аудиовизуальной информации. За последние годы накоплен значительный архив визуальных материалов, который может быть полезен в учебном процессе, в школах, в вузах.
Видеокомпьютерные технологии в этой ситуации выполняют роль "машины времени", сохраняющей традиционную культуру, переносящей современного зрителя в прошлое и дающей ему ощущение принадлежности к единой семье мировых культур.
Развитие технических средств кино, которому визуальная антропология обязана своим появлением, оказало несомненное влияние на применение киноматериалов этнографического характера в
образовательном процессе. Как только этнографы получили возможность вести киносъемку в полевых условиях, в антропологических департаментах
университетов США и Европы появились кинолаборатории и техника для демонстрации полевых киноматериалов.
Дальнейшее развитие технологий — в особенности появление видео — не только значительно упростило съемку и демонстрацию этнографических материалов, но и способствовало осознанию того, что этнографический фильм является
принципиально новым видом
антропологического текста, который ни в коей мере не сводим к письменному описанию исследуемой культуры и не может служить лишь иллюстрацией к последнему. Особенность “видеотекста”, обусловленная использованием иного — “экранного” — языка, состоит в том, что он позволяет уловить и донести до зрителя (студента) те нюансы исследуемой культуры, которые ранее были “невидимыми” или незамечаемыми и которые никаким другим способом передать невозможно.
Конечно, видеотекст всегда создается определенным автором, и как таковой, безусловно, есть продукт интерпретации реальности. В то же время очевидна особенность “визуальной” интерпретации, ее отличие от привычного нам письменного текста. Этнографический труд (в том числе учебник) — это всегда продукт “второй интерпретации”; создавая его, исследователь имеет дело уже не с реалиями, а с текстом, описывающим эти реалии (своими полевыми дневниками). Часто происходит так, что в процессе второй интерпретации собственное “я” исследователя прячется за аналитическими построениями, а изложение материала в соответствии с
методологическими установками автора превращает реальную культуру в сконструированный исследователем объект [35, с. 70].
Особенность “визуальной” интерпретации состоит в том, что культура при этом способе исследования имеет гораздо больше шансов “проговориться”, проявить свои глубинные уровни; работа оператора и монтаж не отменяют того, что на экране мы видим живых людей, за словами и поступками которых стоит их культура как реальность, а не научная абстракция. Одновременно с этим и ученый уже не выступает бесстрастным инструментом
познания; иногда он сам появляется в кадре, и мы видим (а чаще - слышим), как он работает.
Очевидно, что в данной ситуации перед исследователем встают новые задачи, которые не могут быть решены в сфере собственно этнографии. Например, возникают такие перспективные направления исследования, как анализ структуры экранной речи оператора — представителя “исследующей” культуры, как
“биодокументальное” кино, создаваемое носителями культуры исследуемой.
Так визуальная антропология из метода исследования превращается в
самостоятельную дисциплину со своим объектом, проблемами, методами, стратегиями и тактиками исследования и своей же интерпретацией полученных данных.
Чрезвычайно важен и актуален круг проблем, посвященных взаимодействию с системой образования, так как потенциал визуальной антропологии, ориентированный на воспитание через знакомство с
малоизвестными сторонами человеческой жизни, с одной стороны, очевиден, а с другой - только начинает осваиваться. Творческий аспект присутствует в любом виде человеческой деятельности. Это касается не только съемки и создания экранных
сообщений, но и внедрения результатов визуально-антропологических исследований и информации в образовательную и
социокультурную практики. Своеобразие творчества в визуальной антропологии не только в сочетании научных и художественных интересов, но и в новизне задач, связанных с отображением мало изученных сторон жизни.
Это оказывает несомненное влияние на образовательный процесс: в университетах появляются отделения, школы и центры визуальной антропологии, где готовят специалистов именно в этой области гуманитарного знания.
Представления о строении мира, пространстве и времени, материи и духе, а также о самом человеке и его месте в мире являются основополагающими мифологемами, сформировавшими различные типы культур. Визуальные интерпретации этих представлений
являются наглядным обучающим материалом, создают благоприятное поле для сопоставлений и исследований и представляют интерес не только для студентов, но и для специалистов. Обычно мифологические представления рассматриваются с исторической или литературоведческой точек зрения, данная же система анализа, основанная на разностороннем изучении визуальной среды, уже сама по себе предполагает междисциплинарность [35, с. 70].
Разнообразные визуальные материалы, анимационные элементы, пространственные схемы и теоретические тексты обучающей программы гармонично складываются в многослойную панораму, представляющую разные традиционные культуры, создают своеобразную визуально-текстовую
конструкцию, которая представляется вполне адекватной “многомерности” реальных культур и в силу этого научно релевантной [35, с. 71].
Используя возможности экранного искусства, визуальная антропология стремится не только передать ощущение красоты и ценности многочисленных культур земного шара, но и увидеть за поражающим разнообразием их глубинное сходство, дающее надежду на возможность равноправного диалога.
Визуальная антропология - это один из путей противостояния неизбежным потерям, которые несут под напором прогресса народы всего мира. Это и возможность передать внутреннюю красоту и гармонию жизни в самых разнообразных природных и исторических условиях. Это и удивительное состояние приобщения к вековому человеческому опыту, которое способен испытать зритель, участвующий в экранном диалоге с представителями других миров, отдаленных от него пространством и временем.
Участники уникальных аутентичных этнографических фольклорных коллективов, народные умельцы, к сожалению, стареют и уходят из жизни, а ученические и профессиональные фольклорные ансамбли, современные мастера декоративно-
прикладного творчества не могут достоверно сохранить, возродить и в полном объеме
транслировать тот опыт, который накапливался народом веками. Только современные аудио-видео технологии могут запечатлеть уникальные образцы
традиционной культуры, способствуя
полноценному изучению и точному сохранению произведений материального и духовного наследия народов, осуществляя, таким образом, формирование
межэтнического диалога.
1. Александров Е.В. Московский фестиваль визуальной антропологии - приглашение к диалогу / Е.Александров, Е.Иванова, О.Христофорова // Третий московский международный фестиваль и конференция визуальной антропологии «Камера-посредник» (Москва, 8-13 октября 2006г.) Сборник статей. - М.: Изд. МГУ ТЕИС, 2006.
2. Александров Е.В. Опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии. М., Изд-во «Пенаты», 2003.
3. Балаш Б. Искусство кино, 1945.
4. «Кино: Энциклопедический словарь.» (Москва, изд. «Советская энциклопедия», 1987).
5. Мартыненко Ю. Я., Документальное киноискусство, М., 1979.
6. Христофорова О.Б. Визуальная антропология в образовании: Опыт и перспективы // Гуманитарный симпозиум «Открытие и сообщаемость культур». Сборник Российского фестиваля антропологических фильмов «Салехард-98» М., 1998. С.70-75.
Христофорова О.Б. Полевые методы в визуальной антропологии // Сборник IV Международного семинара по визуальной антропологии. Институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева. М., 2000.