Научная статья на тему 'История возникновения и развития визуальной антропологии'

История возникновения и развития визуальной антропологии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1405
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ / АНТРОПОЛОГИЯ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ДУХОВНОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ETHNIC HISTORY / ANTHROPOLOGY / VISUALIZATION / SPIRITUAL AND MATERIAL CULTURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зиннатова А. Х.

История визуальной антропологии неотделима от истории кинематографа и прямо связана с развитием антропологии. Уже в 1898 г. исследователь из Кэмбриджского университета А.Хэддон отправился с камерой Люмьера в экспедицию в залив Торреса. С тех пор киноаппарат, а позднее и видеокамера становятся привычными инструментами исследования в руках многих антропологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History and Development of Visual Anthropology

The history of visual anthropology is inseparable from the history of cinema and is directly related to the development of anthropology. Already in 1898, a researcher at the University of Cambridge A. Haddon went to Lumiere camera for an expedition in the Gulf of Torres. And since the movie camera, and later the camera become common research tools in the hands of many anthropologists.

Текст научной работы на тему «История возникновения и развития визуальной антропологии»

УДК 572.9

А.Х. Зиннатова

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ

История визуальной антропологии неотделима от истории кинематографа и прямо связана с развитием антропологии. Уже в 1898 г. исследователь из Кэмбриджского университета А.Хэддон отправился с камерой Люмьера в экспедицию в залив Торреса. С тех пор киноаппарат, а позднее и видеокамера становятся привычными инструментами исследования в руках многих антропологов.

Ключевые слова: этническая история, антропология, визуализация, духовное и материальное культурное наследие.

Zinnatova Albina Harisovna History and Development of Visual Anthropology

The history ofvisual anthropology is inseparable from the history of cinema and is directly related to the development of anthropology. Already in 1898, a researcher at the University of Cambridge A. Haddon went to Lumiere camera for an expedition in the Gulf of Torres. And since the movie camera, and later the camera become common research tools in the hands of many anthropologists.

Key words: ethnic history, anthropology, visualization, spiritual and material cultural heritage.

В настоящее время существует огромный интерес современного общества к этнической истории, особенностям развития народов, но, к сожалению, недостаточно освещенности, визуализации, наглядного материала в программах ВУЗов, различных учебных заведений, в общекультурных, культурно-просветительских

программах по изучению духовного и материального культурного наследия.

В условиях России и Республики Татарстан, которые являются многонациональными государственными объединениями, особенно остро стоит вопрос изучения и освоения этнических, этнокультурных особенностей народов, живущих на этой территории. В настоящее время идёт активное развитие современного

информационного пространства, которое позволяет открывать в изучении этнокультурных особенностей народов новые границы и возможности.

Для того, чтобы общество с уважением относилось к традициям и культуре представителей различных этнических общностей, необходимо по-казать и рассказать о них. Этим и занимается визуальная антропология.

По словам теоретика-антрополога Е.В.Алек-сандрова, под визуальной антропологией понимается комплексная (научная, творческая, организационная и информационно-

технологическая) деятельность, направленная на получение и внедрение в социальную практику аудиовизуальной информации о малоизвестных сторонах культуры с целью осуществления диалога культур [1, с.5].

История визуальной антропологии

неотделима от истории кинематографа и прямо связана с развитием антропологии.

Уже в 1898 г. исследователь из Кэмбриджского университета А.Хэддон

отправился с камерой Люмьера в экспедицию в залив Торреса. С тех пор киноаппарат, а позднее и видеокамера становятся привычными

инструментами исследования в руках многих антропологов.

Начиная с Дзиги Вертова, в теории и практике документального кинематографа традиционно много внимания уделяется трем пространственным измерениям и четвертому - временному. Но в истории кино есть устойчивая традиция ориентирования и на пятое измерение, которое можно назвать этико-нравствен-ной позицией. Последовательное развитие ее представляется одним из наиболее перспективных путей освоения кинематографом глубинных пластов существования человеческого сообщества. Общепризнанным первооткрывателем этого направления считается Роберт Флаэрти, стоявший у истоков кинематографической экспансии.

«Нанук с Севера» - первая работа, дотоле никогда не снимавшего фильмы режиссера, мгновенно завоевала симпатии тогдашних зрителей во всем мире и не перестает поражать до сих пор. Загадке этого удивительного феномена посвящено великое множество работ. Им одинаково восхищаются и обыкновенные зрители, и кинематографисты-пос-тановщики, и

документалисты, и антропологи.

Хотя свое существование кинематограф начинал как хроникальный, постепенно в глазах широкой публики на первое место стало выходить игровое Ки-но, быстро превратившееся в новый вид искусства. И нужно было появиться фильму Флаэрти, чтобы стало понятно: и документальное кино может быть полноценным художественным произведением.

Уже в этом можно видеть серьезный вклад Флаэрти в развитие кинематографа. На самом же деле урок, данный Флаэрти, гораздо значительнее. Дело не в том, что «Нанук с Севера» рассказывал о

мало кому известной жизни эскимосов (операторы Люмьера снимали экзотические народы в самых отдаленных уголках планеты; брали киноаппарат в экспедиции и этнографы), и не в каких-либо изощренных драматургических приемах, приключениях или интригах. Фильм состоял из эпизодов, рассказывающих о вполне обыденных занятиях, составляющих круговорот повседневного существования эскимосов. Другое дело, что эти эпизоды были тщательно отобраны и в совокупности создавали образ бытия конкретного человека в его взаимосвязях с семьей, народом, природой, историей рода. В результате без каких-либо деклараций, без экспрессивных преувеличений, очень простыми средствами Флаэрти сумел передать зрителю свое ощущение высокой ценности естественной жизни маленького северного народа, живущего вдали от цивилизации на окраине мира [2, с.23].

Не будучи ни профессиональным кинематографистом, ни ученым-антропологом, Флаэрти показал, что существует другой подход, может быть не заменяющий традиционные художественные и научные методы, но претендующий на их синтезирование или, по крайней мере, на создание нового направления, позднее названного визуальной антропологией. Воспользовавшись универсальным методом наблюдения, Флаэрти преодолел его профессиональную предназначенность, перейдя грань, разделяющую снимающего и участников съемки. Уникальность его метода состояла в умении погружаться в жизнь героев, что позволяло показывать ее изнутри, достигать предельной достоверности.

И дело даже не в том, что в отличие от кинематографистов Флаэрти подолгу жил вместе со своими будущими героями и к съемкам приступал позднее, когда, как ему казалось, достаточно хорошо их узнавал (антропологами такая практика длительного проживания освоена уже давно), а в удивительном таланте искренне восхищаться людьми чужой цивилизации и в умении передавать свою влюбленность буквально в каждом кадре [2, с.24].

Многие исследователи и кинематографисты внесли лепту в становление и утверждение в обществе визуальной антропологии.

Определение статуса визуальной антропологии в науке и средствах массовой информации было сформулировано еще в 20-х годах Маргарет Мид, выдвинувшей тезис о принципиально новом виде информации, не дублирующей вербальную, а открывающей новые

для науки возможности отображения действительности.

Творчество Жана Руша, сыгравшее заметную роль в гуманитарной революции XX века, показало значимость визуальной антропологии для осознания обществом своего единства в условиях огромного культурно-национального

многообразия.

Дзига Вертов, работавший на заре становления кинематографа, внес огромный вклад в изучение возможностей киноязыка. Говоря о мастерской исследования способов кинематографического отображения действительности, Вертов считал важнейшим наблюдение таких сторон человеческого поведения и сознания, которые не удается показать никакими другими средствами, кроме кинокамеры. К тому же он был первым, кто высказал и довольно основательно разработал идею создания выездных школ для организации на местах групп документалистов, способных регулярно проводить съемки событий, характеризующих историю страны.

Асен Баликси в 70-х годах с успехом внедрил в систему общего образования США целый курс обучения, построенный на материалах визуальной антропологии [2, с.5].

Пожалуй, только в визуальной антропологии потребность в полноценном проявлении киноязыка как нравственного отношения к всестороннему целостному отображению реальной

действительности ощущается настоятельно.

Конечно, здесь также можно встретить и популярные, и учебные, и сугубо исследовательские фильмы, даже рекламные.

Но еще в 30-е годы крупнейший антрополог XX века Маргарет Мид стала активно использовать в своих исследованиях киносъемку, обосновав самостоятельность и полноценность

киноинформации, об-ладающей специфическими возможностями, отличными от традиционно используемой письменной ин-формации. Недаром в визуальной антропологии распространена практика производства длительных по времени документаций, целью которых является объективное отображение изучаемых человеческих сообществ. Такие материалы имеют самое разнообразное применение: как архив первичных документов, содержащих наиболее полное визуальное освещение состояния изменяющихся на глазах культур и с годами приобретающий все большую ценность; как пре-дмет исследовательского и учебного анализа; как сообщение на конференциях и семинарах. К этим материалам могут обращаться как к исходным различные авторы для создания разнообразных фильмов - исследовательских, учебных, популярных, фестивальных, музейных, телевизионных.

Хорошо развитое на Западе и гораздо менее привычное до недавнего времени у нас научное направление, изучающее человека во всем многообразии его личных и социально-природных проявлений, в отечественной обществоведческой литературе относительно недавно стало определяться как культурная антропология.

В связи со стремлением этой гуманитарной науки рассматривать человека как сложное духовное образование, как результат исторических, социальных, природных и прочих воздействий, в совокупности формирующих многообразие мировых культур, аудиовизуальные средства с самого начала своего существования осознавались источником неоценимой информации.

Именно в культурной антропологии важнейшим способом получения знаний является непосредственное наблюдение за конкретными проявлениями жизнедеятельности человека. По полноте, точности и объективности отображения реальности аудиовизуальные средства

оказываются вне конкуренции.

На первом этапе визуально-антропологические съемки велись преимущественно в труднодоступных малоизвестных районах, внимание привлекали, в первую очередь, редкие экзотические культуры. Осознавая их эфемерность, неизбежность исчезновения под напором цивилизации,

исследователи старались запечатлеть их как можно полнее и объемнее. Уже в 20-х годах проявилась важнейшая для визуальной антропологии тенденция создавать большие фонды аудиовизуальной

информации в совокупности с другими средствами документирования, дававшими наиболее полное комплексное представление о наблюдавшихся явлениях [5, с. 42].

В России процесс формирования фонда кинодокументов по визуальной антропологии

фактически начался в 1908 г., когда по инициативе

одного из первых российских

кинопредпринимателей А.А.Ханжонкова летом 1908 г. оператор В.Ф.Сиверсен снял фильм о быте горцев Кавказа, отправившись туда с экспедицией по сбору пихтовых се-мян. Эту съемку, пока не обнаруженную в российских архивах, можно считать первым кинодокументальным

свидетельством о быте и нравах одного из кавказских народов, проживавших на территории Российской империи в начале XX столетия.

Однако до 1920-х создание съемок этнографического содержания носило случайный, эпизодический характер, несмотря на то, что этого рода сюжеты вызывали интерес у зрителей.

Систематическое и целенаправленное развитие этнографического кино во многом

обязано государственно-общественной акции под названием “Киноатлас СССР”, которая была запланирована во второй половине 1920 - начале 1930 гг. в рамках самых крупных советских киноорганизаций - Совкино, Культурфильм, Востоккино и Центральное бюро краеведения. Выполнение этой грандиозной по масштабу программы (намечалось создать 100 фильмов за несколько лет) позволило бы выпустить на экран целую серию этнографических и краеведческих фильмов.

В целом, подавляющая часть фильмов носила пропагандистский, заказной характер и имела своей целью показать существенные социальные и экономические изменения, которые происходили в годы Советской власти в жизни народов СССР. Фиксация и распространение исконных, наиболее характерных для каждого народа традиций считались не только несущественным, но и в известной мере нежелательным явлением, наносившим якобы ущерб зарождающемуся социалистическому укладу жизни различных народов. Таким образом, съемки этнографической тематики имели вполне определенную направленность, обусловленную временем и условиями их создания [5, с.43].

Более того, сегодня визуальную антропологию нельзя свести только к съемке и созданию фильмов, фотографированию и звукозаписи. В своем полном проявлении визуально-антропологи-че-ская деятельность включает в себя помимо съемки сбор, хранение и распространение экранных материалов, теоретическую и исследовательскую работу, обучение, пропаганду и внедрение идей и материалов визуальной антропологии в сферы образования, культуры, СМИ.

Одна из острейших проблем состоит в разработке полноценного описания

аудиовизуальной информации. А в связи с тем, что в визуальной антропологии, как правило, важным оказывается не производство единичного фильма, а создание комплекса материалов, в совокупности нацеленных на формирование многоаспектного представления о состоянии отображаемой культуры, задача формирования аудиовизуальных архивов становится еще более сложной. Это направление является новым и для архивистики, и для источниковедения. Пока явно недостаточно внимания уделяется составлению баз данных; делаются лишь первые шаги по созданию методик архивирования с помощью современных информационных технологий. Даже столь утилитарные области, как техника и технология съемок, запись звука, монтаж, архивирование,

вывод информации в Интернет являются в визуальной антропологии предметом

исследования, так как от их решения зависит такой принципиальный момент, как эффективность экранной коммуникации между представителями разных культур.

Литература

1. Александров Е.В. Московский фестиваль визуальной антропологии - приглашение к диалогу / Е. Александров, Е.Иванова, О.Христофорова // Третий московский международный фестиваль и конференция визуальной антропологии «Камера-посредник» (Москва, 8-13 октября 2006г.) Сборник статей. - М.: Изд. МГУ ТЕИС, 2006.

2. Александров Е.В. Опыт рассмотрения теоретических и методологических проблем визуальной антропологии. М., Изд-во «Пенаты», 2003.

3. Базен А. Что такое кино? М., 1972.

4. Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М., 1966.

5. Магидов В.М. Опыт истоковедческой интерпретации архивных документов по визуальной антропологии // Гуманитарный симпозиум «Открытие и сообщаемость культур». М., 1998. - С.41-44.

6. Флаэрти Р. Статьи. Свидетельства. Сценарии. М., 1980.

Христофорова О.Б. Визуальная антропология в образовании: Опыт и перспективы // Гуманитарный симпозиум «Открытие и сообщаемость культур». Сборник Российского фестиваля антропологических фильмов «Салехард-98» М., 1998. - С.70-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.