Научная статья на тему 'Виртуальный бизнес как способ реализации человеческого капитала в информационной экономике'

Виртуальный бизнес как способ реализации человеческого капитала в информационной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камалтдинова Рузалия Маратовна, Шабольникова Екатерина Леонидовна

Определяется место и роль глобальной информационной экономики в реализации человеческого капитала, а также значение виртуального бизнеса и его преимущества перед традиционными рынками. Показана всё более возрастающая роль рынка информационных технологий в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виртуальный бизнес как способ реализации человеческого капитала в информационной экономике»

УДК 004.738.5:338

Р. М. КАМАЛТДИНОВА, Е. Л. ШАБОЛЬНИКОВА

ВИРТУАЛЬНЫЙ БИЗНЕС КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Определяется место и роль глобальной информационной экономики в реализации человеческого капитала, а также значение виртуального бизнеса и его преимущества перед традиционными рынками. Показана всё более возрастающая роль рынка информационных технологий в России.

Ключевые слова: глобализация, информационная экономика, виртуальный бизнес, человеческий капитал.

Россия наряду с другими странами стремится к скорейшему переходу к инновационному типу экономики. В дампом процессе необходимо использование потенциала роста рынка и трудовых ресурсов для стратегического развития в ближайшие годы. В данных условиях подтверждается гипотеза об особенной ценности человека как носителя интеллектуальных самобытных черт для становления социально-экономической системы сегодня. Возникает ряд новых задач:

- сохранения и приумножение интеллектуального потенциала человека как источника экономического роста;

- использования человеческого капитала для развития важных компонентов инновационной инфраструктуры;

- повышения качества продукции на мировом рынке;

- повышение масштабов использования результатов интеллектуальной деятельности;

- разработка инструментария для максимальной активизации бизнес-среды, финансового рынка, посреднических институтов и других компонентов социально-экономической системы.

В этой связи представляется интересным исследование виртуальных рынков как места и способа реализации человеческого капитала.

Одна из главных тенденций последних лет -движение компаний в сторону виртуального офиса. Виртуальные предприятия являются одной из новых организационных форм предприятий. Формирование информационной экономики, развитие сопутствующих технологий и процессы глобализации определили на рубеже XX-XXI веков возникновение такого нового явления, как виртуальный бизнес, под которым понимается использование экономическими субъ-

© Камалтдинова Р. М., Шабольникова Е. Л., 2011

ектами возможностей виртуальных рынков и технологий информационной экономики для получения прибыли. Виртуальные предприятия являются одной из новых организационных форм предприятий.

Виртуальный рынок есть виртуальное пространство, в котором экономические субъекты посредством продажи и приобретения коммуникационных и информационных услуг осуществляют коммерческие операции.

Виртуальные рынки характеризуются относительно симметричным распределением информации, свободным доступом и равноправием партнёров, прозрачностью (открытостью и постоянной доступностью информации для участников сделки), реальным режимом времени осуществления сделок, отсутствием пространственных границ. Очевидно, существующая стадия развития виртуальных рынков преодолевает многие недостатки рынков реальных (способствует снижению различных видов издержек (в т. ч. трансакционнных), росту эффективности бизнес-процессов).

Поведение хозяйствующих субъектов может быть представлено на виртуальных рынках в двух формах:

1) предприятия, фирмы пользуются информационно-коммуникационными возможностями, представляемыми виртуальными рынками в необходимой для ведения бизнеса степени;

2) фирмы создаются в качестве виртуальных, полностью принимая на себя все информационные возможности глобальной сетевой экономики [1].

Виртуальной организацией является компьютерно опосредованная организационная структура, состоящая из команды географически не объединённых работников, которые для реализации общей цели используют электронные средства коммуникации и возможности информационной экономики при минимальном или отсутствующем личном контакте. Члены такой организации, работая над проектом, находятся в отношениях сотрудничества, кооперации, координации и в меньшей степени в отношениях подчинённости,

иерархии, должностных обязанностей. Создание и функционирование подобной организации представляет собой процесс интеллектуального моделирования виртуальных явлений.

Преимуществами таких форм организации являются:

1) быстрая скорость реагирования на возникающие запросы;

2) более полная степень удовлетворения запросов потребителей;

3) быстрые темпы обновления информационной, материальной баз;

4) сниженная доля затрат;

5) быстрая реакция на изменения конъюнктуры рынка;

6) быстрая смена конфигурации связей [2].

Таким образом, виртуальные рынки информационных услуг преодолевают существенные недостатки реальных рынков в плане снижения неопределенности и более равномерного доступа к информации. Понятие симметричности информации означает равное распределение информации между участниками; прозрачность подразумевает открытость информации. Эти качества виртуальных рынков ставят барьер на пути монополизма. Виртуальное рыночное пространство существует в реальном масштабе времени, доступ к информации круглосуточный [3].

Сетевая экономика, выступая по существу инфраструктурой бизнес-процессов, даёт возможность экономическому субъекту организовать непрерывные информационные потоки на всех уровнях и во всех стадиях воспроизводственного процесса в мировом масштабе. Предприятиям уже нет необходимости жёстко контролировать, владеть всей цепочкой процесса - от добычи сырья до продажи готовой продукции. Речь идёт о встраивании ресурсов глобальной информационной экономики во внутренние сети предприятий для реализации необходимых бизнес-процессов. В настоящее время организовано множество сетей, выходящих за пределы конкретных субъектов экономики. Это относится к банкам, биржам, компьютерным компаниям, автомобильным предприятиям, консультационным фирмам, компании электронной торговли, СМИ и др.

Функционирование виртуальной организации предполагает интеграцию уникального опыта, ноу-хау, передовых технологий, производственных и сбытовых возможностей многих самостоятельных экономических субъектов, которые они не могли бы выполнить в отдельности. Этим организациям может быть оперативно доступна фактически любая информация, современные знания, наилучшие ресурсы. Знания информационного контура, связанные с сетевой формой организации бизнеса, способны на новом уровне определить конкурентные высоты участников неоэкономики и зачастую привести к не предполагаемым возможностям уникального пути раз-

вития и создания совершенно нового продукта. Виртуальный продукт полностью адаптирован под индивидуальные запросы потребителей и реализуется в минимальные сроки. Примером являются фирмы: Toyota, Ford, Motorola и другие известные ТНК, способные под заказ через интернет произвести продукцию, соответствующую запросам потребителей [1].

Особенности ведения виртуального бизнеса характеризуются рядом отличий от традиционных форм его организации. Так, виртуальные предприятия проходят стадии своего жизненного цикла гораздо быстрее. Существует реальная угроза разбалансированности параметров организации и основных финансовых характеристик из-за большой скорости изменений (например, темпы капитализации, темпы роста затрат на обновление информационные технологии, темпы расширения и пр.). Предприятие становится заложником своей мобильности - стремясь к соответствию будущим параметрам, оно отдаляется от соответствия параметрам действительности. В этих условиях жизнеспособность виртуального агента бизнеса может поддерживаться только опережающими темпами роста продаж, тиражирования новых разработок. Среди других недостатков можно отметить неопределенность параметров стратегического планирования, отсутствие личного морального участия в успехе общего дела, сниженную личную коммуникативность в принятии коллективных решений, отсутствие или сниженная роль руководителя-лидера.

На российском рынке создание и функционирование виртуальных предприятий происходит как самостоятельным образом, так и посредством деятельности филиалов крупных зарубежных компаний. Процессы внутриофисной, корпоративной автоматизации, распространения программного обеспечения и представления информационно-коммуникационных услуг являются требованием времени. Однако наиболее подготовленными к принятию данных инноваций выступают предприятия, ориентированные на экспортную деятельность, создание филиальной сети в других странах, предприятия лидеры отрасли и компьютерные компании. Именно им в первую очередь нужны единые формы и стандарты отчётности, получения, обработки и представления информации, доступ к передовым базам знаний и технологий. Зарубежные компании фактически транслируют свой передовой опыт организации бизнеса в филиальную сеть - переданная конфигурация бизнеса, его стандарты, элементы инфраструктуры являются неотъемлемой частью организационной культуры.

Рынок информационных технологий в России рассматривается как перспективный. Он характеризуется как инновационный, инфраструктурный, мультипликативный и высокорентабельный. Темпы его роста превосходят темпы роста

национальной экономики. Емкость рынка информационных технологий, представляемого в настоящее время крупным корпоративным и финансовым сегментом, оценивается в 10 млрд руб. в год. Ёмкость мирового рынка составляет 1650,7 млрд долл. США. Однако если структура отечественного рынка представлена так: 70% оборудования, 10 % программного обеспечения, 20% услуг, то в странах Западной Европы соотношение составляет соответственно: 20, 20 и 40%.

Согласно концепции развития рынка информационных технологий до 2010 г. в числе проблем, препятствующих инновационной направленности развития, следующие: слабая капитализация отрасли, затрудненность доступа к капиталу и выходу на фондовые рынки, отсутствие возможности венчурного финансирования. Обеспечение роста отрасли предполагалось осуществить за счёт: 1) увеличения ежегодных темпов роста до 26%; 2) достижения ежегодного объёма инвестиций в проекты до 100 млн долл. США (включая размещение акций предприятий на международных фондовых рынках); 3) достижения экспорта программного обеспечения не менее 5 млрд долл. США в год. Учитывая национальные стратегические задачи, параметры рынка информационных технологий нельзя считать оптимальными, ибо развитие мирового рынка характеризуется инновационными скачкообразными переходами на более высокие уровни производства, качества услуг, государственного и корпоративного управления [6].

Министерством экономического развития РФ опубликован прогноз возможного развития российской ИТ-отрасли: по пессимистическому

сценарию в 2012 году ИТ-рынок составит лишь 91% от уровня 2008 года, но оптимистический прогноз говорит о росте ИТ-рынка, который сохранится до конца 2012 года.

Развитию рынка ИТ, по мнению экспертов министерства экономического развития, будут способствовать госпрограммы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», а также информатизация приоритетных национальных проектов, повышение компьютерной грамотности, совершенствование налогового и таможенного регулирования [5].

С появлением виртуальных рынков информационных услуг отпадает необходимость личного контакта потребителя с субъектом, предоставляющим информацию. Это особенно актуально для потребителей, проживающих далеко от учреждений сферы информационных услуг или не имеющих достаточно свободного времени для

их посещения.

По своей сути, сектор виртуальных информационных услуг стремится к симметричности, равномерности доступа, но его ограничивают недостаточное распространение сети интернет в

России и невысокая информационная культура населения. Согласно обнародованным на сайте Фонда «Общественное мнение» результатам опроса, проведённого с участием 34 тыс. человек в 68 субъектов РФ, сегодня интернетом дома пользуются чуть более четверти россиян (27%). При этом распространённость «домашнего интернета» заметно отличается от региона к региону. Так, в наиболее «продвинутых» в этом плане субъектах РФ - Москве и Санкт-Петербурге -она превышает 50%, а, например, в Мордовии составляет всего 11% [4].

Трансформация ИТ-отрасли давно является основной темой ежегодных прогнозов ведущих аналитических компаний. За последнее время появилась целая волна новаторских технологий

- мобильные вычисления, социальные сети... По прогнозу аналитиков, в 2011 г. они должны были обрести зрелость и завоевать место в качестве массовых платформ. В результате главными направлениями ИТ-отрасли является развитие традиционных технологий и освоение новаторских подходов, которые не только выступают основой для создания новых рынков, но и приводят к перестановке сил на компьютерном Олимпе.

В настоящее время наблюдается существенное повышение роли информатики в бизнесе, что обусловлено информационными характеристиками современного бизнеса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Сетевая экономика : учебное пособие / В. Н. Бугорский. - М. : Финансы и статистика, 2007.-256 с.

2. Левчаев, П. А. Финансы организаций : учебник / П. А. Левчаев. - 2-е изд. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2010. - 304 с.

3. Муравьев, В. А. Информация в постиндустриальной экономике. URL: http://

www.vestnik.fa.ru (дата обращения: 06.12.2011).

4. Данные Фонда «Общественное Мнение».

URL: http.y/www.fom.ru (дата обращения:

06.12.2011).

5. http://www. npsod. ru/rus2/marketevents/ docu-ment4387.phtml (дата обращения: 10.12.2011).

6. http://www.finansv.ru/st/post 1274848200. html (дата обращения: 06.12.2011).

Камалтдипова Рузалия Маратовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление персоналом» УлГТУ.

Шабольникова Екатерина Леонидовна,

студентка группы ФКд-41 экономико-

математического факультета УлГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.