Научная статья на тему 'Особенности функционирования информационной экономики'

Особенности функционирования информационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1096
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левчаев П. А.

В конце XX в. в развитых странах начался процесс становления неоэкономики, в которой особое значение принадлежит информационным системам. Наиболее значимыми чертами этой постиндустриальной фазы развития экономики называют финансовый признак, транснационализацию сделок, возрастающее влияние информационно-коммуникационных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования информационной экономики»

9 (177) -2009

ЭКОНОМИКА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И МНЕНИЯ

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

П. А. ЛЕВЧАЕВ,

доктор экономических наук, доцент,

профессор кафедры финансов и кредита

ГОУВПО «Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева

В конце XXв. в развитых странах начался процесс становления неоэкономики, в которой особое значение принадлежит информационным системам. Наиболее значимыми чертами этой постиндустриальной фазы развития экономики называют финансовый признак, транснационализацию сделок, возрастающее влияние информационнокоммуникационных технологий. Преобладает точка зрения, что неоэкономика является во многом продуктом исторического развития стоимости, а процесс, определивший ее формирование, обусловлен трансформацией функции финансов, которые получают предназначение воспроизводства стоимости. Определяющее влияние этих факторов привело к инновационному скачку развития стран. В связи с этим проблемы функционирования информационной экономики приобретают особую актуальность.

Целью любой предпринимательской деятельности является прибыль, предполагающая создание и реализацию потребителю созданной стоимости. Поскольку информация становится жизненно важной потребностью современного человека, то вполне закономерен рост объемов и сделок с информационной составляющей бизнес-процессов. Рынок информационных продуктов и услуг есть совокупность экономических, организационных и правовых отношений по торговле между продавцами и покупателями.

Формирование рыночных отношений в информационной сфере относят к 1950-мгг. В это время основными поставщиками продукции выступали службы новостей, деловые информационные

агентства, академические, профессиональные, научно-технические общества и организации, которые предоставляли печатные информационные издания, библиотечные, копировальные услуги. В 1960-хгг. параллельно начал формироваться сегмент услуг электронной обработки и передачи данных — базы справочной, коммерческой, научно-технической, статистической информации. В настоящее время успех или неудача любого экономического субъекта напрямую связаны с наличием необходимой для бизнеса информации, получить которую можно лишь благодаря наиболее полной степени интеграции с соответствующими информационными системами данных. Более того, развитые страны при помощи информационных ресурсов производят подавляющую долю стоимости в ее общем объеме.

Информационный рынок сформировался в виде следующих основных сегментов:

1) подготовка информации (сбор и продажа коммерческой информации, информации для специалистов, массовой информации);

2) услуги по обработке и распространению информации (обслуживание технических средств, программного обеспечения, обучение);

3) средства обработки информации (производство вычислительной техники, коммуникационного оборудования, программного обеспечения).

Происходящие в бизнес-среде, обществе сделки, связанные с распространением информационных и телекоммуникационных технологий, определили устойчивый характер нового образа экономики, которая получила название информационной.

ЭКОНОМИКА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И МНЕНИЯ

9 (177) -2009

Новая экономика, занимающая умы ведущих ученых и ирактиков-экономистов, имеет ряд специфических характеристик:

1) ведущими факторами производства выступают информация, финансовые ресурсы и человеческий капитал, формирующие на основе информационно-коммуникационных технологий экономику знаний;

2) научные разработки, ведущиеся как в научных центрах, так и в крупнейших ТНК, определяют доминирующие концепции развития экономики на многие годы и обусловливают лидирующее положение разработчика на рынке;

3) происходят ускорение НТП, сокращение жизненного цикла товаров и услуг, внедрение инноваций на рынок;

4) формой организации новой экономики выступает сеть (сетевая экономика), в которой взаимосвязи финансово-информационного характера выполняют системообразующую роль, а взаимодействие экономических субъектов происходит в виртуальной среде. Не являясь разработчиком, участником сети, понять механизм ее функционирования невозможно. Потребитель фактически не влияет на решения производителя;

5) одностороннее влияние на стандарты потребления приводит к диктату товаропроизводителя, навязыванию необходимых стандартов-стереотипов поведения и управлению сознанием пользователей информационных услуг;

6) важнейшие ресурсы общественного развития (в том числе человеческий капитал) становятся мобильными и перестают быть закрепленными за определенными территориальными, административными границами.

Информационная составляющая затрат на производство традиционной и наукоемкой продукции возрастает, а ее включение в стоимость реализуемого товара вовлекает и потребителя в цепь производства стоимости, которая разрастается до максимально возможных размеров и уже предстает в виде различных сетей, иерархично связанных между собой с различной степенью тесноты, времени взаимовыгодного функционирования. В этой ситуации активные действия по поиску производителей, потребителей, компаньонов переносятся в электронное пространство — виртуальную среду.

Из-за высокой доли затрат на информационные услуги производителю важно знать не только запросы конкретных потребителей и условия поставщиков для минимизации издержек, но и учитывать запросы контрагентов, трансформировать организацию своего бизнеса под их интересы. Потребители стремятся найти производителей, способных наиболее качественно предоставить

интересующий информационный продукт. В целях сдерживания нарастающих информационных затрат экономические субъекты обращаются к различным информационным системам — корпоративным сетям, сетям делового партнерства, Интернету.

Отметим, что информационная экономика есть прежде всего следствие развития и глобального распространения информационных продуктов, услуг, технологий. Что касается сетевой экономики, отметим, что она строится по принципу сетевых взаимосвязей, но одновременно, если эти связи представлены информационными потоками, Интернет-технологиями, то это уже есть сетевая модель информационной экономики, ее доминирующая форма организации. Поскольку связь рыночных (правовых, финансовых) институтов, крупнейших бизнес-игроков определяется конфигурацией и параметрами информационной связи между ними, то на рынках доминируют сетевые формы организации. Информационные потоки проникли в производственную и финансовую сферы, связали другие существующие поля готовности (транспортные, различных видов рынков, международной конкуренции и пр.).

Возможности, предоставляемые сетевой экономикой, позволяют экономическому субъекту реализовать следующие виды преимуществ:

• получить доступ к практически любой информации в любое время, в любом месте;

• сократить время на получение-передачу информации, совершение сделки (в реальном режиме времени);

• найти любого бизнес-партнера (производителя, поставщика, потребителя продукции и услуг, обработчикаинформации);

• реализовать наиболее выгодные условия сделки;

• снизитьтрансакционнныеиздержки;

• изменить, адаптировать организационную структуру бизнеса в соответствии с меняющимися условиями.

Характерно, что именно с развитием сетевой формы организации экономики связывают быстрое развитие и заполнение рынка такими инновационными разработками, как микропроцессоры, программное обеспечение, мобильная связь, средства мультимедиа и др. Дополнение этого перечня услугами по дистанционному образованию, электронной коммерции, виртуализации бизнеса позволило заложить основы экономики знаний, сформировать менталитет и предпочтения широкого круга пользователей.

Особенности сетевой формы организации информационной экономики позволяют говорить о некоторых характерных особенностях логисти-

ЭКОНОМИКА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И МНЕНИЯ

9 (177) -2009

ческого взаимодействия экономических субъектов. Так, если взаимодействие касается двух любых точек сети, то расстояние между ними минимизируется, они также могут сформировать узел новой конфигурации, стать элементами новой сети. Если же одна из точек не принадлежит сети, то расстояние между потенциальными контрагентами становится максимальным и часто коммерчески невыгодным. Более того, понять логику взаимодействия элементов в конфигурации сети практически невозможно стороннему наблюдателю, а его вхождение в уже готовые сети должно учитывать поля готовности — сегменты сети, готовые его принять для реализации взаимовыгодных проектов. В целом сети, представляя собой открытые системы, могут безгранично расширяться за счет включения новых элементов и уже готовых самостоятельных компонентов, иметь различные центры, преследующие свои цели, мобильно и адекватно реагировать на изменяющиеся условия.

Развитие сетевой экономики связано с определенными принципами ее функционирования.

1. Экспоненциальные темпы развития. В отличие от линейного закона вовлечения участников в традиционных секторах экономики рост числа участников сетевой формы организации происходит экспоненциальными темпами.

2. Возрастающий эффект. Разрастание сети за счет вовлечения все новых и новых участников бизнес-процессов способствует максимизации потенциальных партнеров, осуществляемых сделок, объемов продаж, получаемой участниками прибыли.

3. Обратное ценообразование. Инновационные продукты, услуги в сетевой экономике имеют тенденцию к снижению цены более быстрыми темпами, чем в экономике традиционной, поскольку для выдерживания острейшей конкуренции фирмы должны максимально быстро наводнять рынок новейшими разработками по минимальной цене.

4. Бесплатность услуг. Для завоевания как можно большего числа потребителей и получения в последующем с них прибыли, компании-разработчики стремятся в минимальные сроки поставить на рынок инновационную разработку первоначальной, базовой версии продукта, часто бесплатно. В дальнейшем производимые адаптированные к базовым разработкам надстройки будут продаваться «прирученным» пользователям. Будут также востребованы модернизированные версии, сервисное обслуживание, презентации.

5. Глобальность охвата. Сетевая экономика становится наиболее эффективной только в условиях максимально возможного расширения сферы своих интересов и мгновенного тиражирования своих стандартов, образов (часто информационного характера) во времени и пространстве.

6. Саморегулирование. Отсутствие доминирующего центра управления сетью, быстрая смена партнеров, форм бизнеса, отсутствие длительных форм партнерских отношений позволяют говорить о наличии неравновесного состояния системы и ее саморегулирующем характере.

Дискуссионность этого принципа заключается в том, что, возможно, еще не наступила стадия осмысленного регулирования отношений сетевой информационной экономики со стороны общества (как это было с традиционной экономикой по А. Смиту), либо саморегулирование происходит некими надсистемными механизмами, пока еще не изученными учеными.

Таким образом, перспективные инновационные формы бизнеса должны строиться с учетом особенностей информационной экономики и ее сетевой конфигурации. Получаемый вследствие подобной интеграции доступ к знаниям, умениям и возможностям тиражировать продукт, образ создает стратегические конкурентные преимущества бизнеса, несмотря на его конкретные формы. Информация как активный элемент современной экономики предопределяет формирование производственных комплексов, финансовых центров, особенностей международного разделения труда и, как следствие, экономическое могущество. Интеллектуальные технологии определяют технологический способ производства и служат инструментом создания метатехнологий, позволяющих в одностороннем порядке определять правила игры и стандарты, обеспечивающие конкурентные преимущества в будущем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные проблемы экономики России в инновационном периоде развития: монография / [науч. ред. П. А. Левчаев]. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2009. — 160 с.

2. Левчаев П. А. Обеспечение стоимостного прироста финансовых ресурсов экономических субъектов в условиях инновационной экономики: теория и методология исследования. — М.: ИД «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ», 2008. - 216 с.

3. Сетевая экономика: учеб. пособие/В. Н. Бугор-ский. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.