Научная статья на тему 'Виды рисков и методы их минимизации при осуществлении антикризисного управления на малых предприятиях сферы гостиничных услуг'

Виды рисков и методы их минимизации при осуществлении антикризисного управления на малых предприятиях сферы гостиничных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
881
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСКИ / МИНИМИЗАЦИЯ / МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ ГОСТИНИЧ НЫХ УСЛУГ / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / RISK / MINIMIZATION / SMALL BUSINESSES IN HOTEL SERVICES / CRISIS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жуков Дмитрий Валерьевич

В статье рассматриваются подходы к пониманию рисков, их виды и ме тоды минимизации рисков в процессе антикризисного управления малыми предприятиями сферы гостиничных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF RISKS AND METHODS OF THEIR MINIMIZATION IN THE CRISIS MANAGEMENT IMPLEMENTATION IN SMALL BUSINESSES IN HOTEL SERVICES

The article considers the approaches to the understanding of risks, their types and methods of minimizing risks in the process of crisis management of small businesses in hotel services.

Текст научной работы на тему «Виды рисков и методы их минимизации при осуществлении антикризисного управления на малых предприятиях сферы гостиничных услуг»

ВИДЫ РИСКОВ И МЕТОДЫ ИХ МИНИМИЗАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ СФЕРЫ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ

TYPES OF RISKS AND METHODS OF THEIR MINIMIZATION IN THE CRISIS MANAGEMENT IMPLEMENTATION IN SMALL BUSINESSES IN HOTEL SERVICES

УДК 338.46

ЖУКОВ Дмитрий Валерьевич

специалист кафедры гостеприимства и межкультурной коммуникации Санкт-Петербургского государственного экономического университета, d_v_zhukov@list.ru

ZHUKOV Dmitry Valerievich

Specialist of the Hospitality and Cross-Cultural Communication Department of Saint-Petersburg State University of Economics, d_v_zhukov@list.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются подходы к пониманию рисков, их виды и методы минимизации рисков в процессе антикризисного управления малыми предприятиями сферы гостиничных услуг.

Ключевые слова:риски, минимизация, малые предприятия сферы гостиничных услуг, антикризисное управление.

Abstract.

The article considers the approaches to the understanding of risks, their types and methods of minimizing risks in the process of crisis management of small businesses in hotel services.

Key words: risk, minimization, small businesses in hotel services, crisis management.

Сегодня сфера услуг достаточно динамично развивается, постепенно становясь наиболее значимым сектором мировой экономики. Однако возможность максимально стремительного развития отрасли сферы услуг в экономике Российской Федерации, как, впрочем, и на международном уровне, очень сильно

ограничена. В России показатель развития предприятий сферы услуг на данный момент несколько ниже, чем в западных странах. Это обусловлено рядом факторов, к которым, прежде всего, можно отнести: низкий уровень развития экономики по сравнению с ведущими странами: США, Великобританией и Гер-

манией, а также некоторой законодательной нестабильностью, вызванной постоянными попытками реформировать экономическую систему. Однако в России предприниматели и государственные деятели вполне успешно используют опыт зарубежных стран для увеличения темпов роста сектора сферы услуг. И, тем не менее, несмотря на все усилия государств и предприятий, направленные на оптимизацию управления, сфера услуг на сегодняшний день остается самой опасной с точки зрения влияния разного рода рисков на работу предприятия.

В условиях кризиса нестабильность внешней и внутренней среды возрастает, соответственно увеличивается и вероятность еще большего усугубления негативных сторон кризисных явлений в связи с увеличением доли неблагоприятных рисков в деятельности предприятий сферы услуг.

Тема различного рода рисков является сегодня наиболее актуальной в научных исследованиях многих деятелей науки [1]. Поэтому при антикризисном управлении малым предприятием сферы гостиничных услуг менеджменту важно четко знать виды рисков, степень их влияния на предприятие; уметь определять наиболее подверженные рискам объекты малого предприятия сферы гостиничных услуг, ранжировать доли рисков при осуществлении антикризисного управления; знать способы минимизации и борьбы с рисками, а также уметь предотвратить возникновение рисков.

На сегодняшний день существует множество рисков, способных отразиться на работе малого предприятия сферы гостиничных услуг, особенно в условиях нестабильности или кризиса. Среди большого числа рисков необходимо выделить наиболее вероятные для малых предприятий сферы гостиничных услуг.

Предпринимательский риск, определяемый в Законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» как инициативная, самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск, под свою имущественную ответственность и направленная на получение прибыли [2].

Однако основными при антикризисном управлении малым предприятием сферы гостиничных услуг будут управленческие риски - риски, возникающие в системе управления различными областями сферы жизни общества [3].

В процессе своей деятельности любое предприятие, в том числе и малое предприятие сферы гостиничных услуг, всегда подвергается воздействию различных рисков. Самая распространенная классификация рисков, влияющих на работу предприятий, - это разделение рисков на внешние и внутренние.

К внутренним рискам относят риски, вызванные внутренними причинами: управленческие риски, риски в операционной деятельности, риски при обеспечении сервиса отеля (качественные риски), риски, связанные с кадрами, риски инновационной составляющей, финансовые риски, стратегические риски, имущественные риски, коммерческие риски.

Управленческие риски - риски, связанные с просчетами в период принятия и исполнения управленческих (в период кризиса - антикризисных) решений. К ним относятся: риск неправильного решения, риск несвоевременного решения, риск невозможности реализации, риск несопоставимости, несоответствие результата поставленным задачам и т. д.

Риски в операционной деятельности малого предприятия сферы гостиничных услуг -риски связанные со сбоем операционной деятельности предприятия. К операционным рискам относятся: невыполнение планов, затоваривание складов, сбои в поставках и т. п.

Риски при обеспечении сервиса отеля (качественные риски) - риски влияющие на качество предоставляемого малым предприятием сферы гостиничных услуг сервиса гостю. К рискам подобного рода относят все риски, проявляющимся в ухудшении качества обслуживания, невнимании к гостям, не качественной уборке номеров, несвоевременной помощи гостям, невнимании персонала к посетителям, и т. п.

Риски, связанные с кадрами - риски, отражающиеся на мотивации, лояльности и, как следствие, на качестве работы персонала малого предприятия сферы гостиничных услуг.

К рискам кадров относятся: принятие на работу неэффективного сотрудника, снижение мотивации персонала, кадровая «утечки», кризиса корпоративной политики, снижение результативности работы команды и каждого отдельного сотрудника, утрата лояльности сотрудника к предприятию, снижение дисциплины сотрудников и пр.

Риски инновационной составляющей - риски, возникающие при отсутствии или при внедрении инноваций на малом предприятии сферы гостиничных услуг. К этим рискам на малых предприятиях сферы гостиничных услуг можно отнести: сопротивление персонала нововведениям, неприятие нововведений клиентами, неэффективность инновации, удорожание стоимости инновации в процессе ее внедрения, усложнение внедрения инновации по сравнению с запланированной, легкость копирования инновации конкурентами и т. д.

Финансовые риски - риски, связанные с ведением финансовой деятельности малого предприятия сферы гостиничных услуг. К финансовым рискам в период кризиса относят: снижение ликвидности активов предприятия, увеличение издержек, снижение рентабельности, увеличение кредитной задолженности, уменьшение прибыльности бизнеса и т. д.

Стратегические риски - риски малого предприятия сферы гостиничных услуг, выражающиеся в погрешностях или неадекватности направления развития окружающей обстановки. К стратегическим рискам в кризисный период относят: снижение конкурентоспособности, неправильный выбор модели развития, несоответствие намеченной перспективы реальным результатам, нехватка ресурсов, банкротство и т. д.

Имущественные риски - риски, связанные с движимой, недвижимой и инвентарной собственностью малого предприятия сферы гостиничных услуг. К имущественным рискам относятся риски быстрого списания имущества, износа основных фондов, порчи мебели и инвентаря и т. п.

Коммерческие риски - риски, связанные с коммерческой деятельностью малого пред-

приятия сферы гостиничных услуг. Коммерческие риски в период кризиса выражаются в несвоевременных выплатах контрагентов, отказах гостей оплачивать проживание, рисках, связанных с реализацией услуги на рынке, риске снижения спроса и т. п.

К внешним рискам относятся риски, влияющие на малое предприятие сферы гостиничных услуг извне (риски в политической сфере, клиентские риски, законодательные риски, экономические риски, социальные риски, риски при работе с партнерами, криминальные риски).

Риски в политической сфере - виды рисков, влияющие на работу малого предприятия сферы гостиничных слуг, которые вызваны политической деятельностью государств. К политическим рискам относятся: ухудшение ситуации с визовым режимом, враждебность проводимой государством политики по отношению к отдельному бизнесу, повышение налогов, административно-политическое давление и т. д.

Законодательные риски - риски неблагоприятного влияния на работу малого предприятия сферы гостиничных услуг, вызванные изменениями в нормативно-правовой деятельности государства. К подобным рискам относят: принятие неблагоприятного законопроекта, ужесточение уже существующего законодательства.

Клиентские риски - риски, которые выражаются в неблагоприятной конъюнктуре отношения гостей к малому предприятию сферы гостиничных услуг. Подобного рода риски обычно выражаются в падении спроса, неудовлетворенности клиентов, уходе гостей к конкурентам, снижение платежеспособности клиентов и пр.

Экономические риски - риски экономической сферы жизни общества, способные отразиться на работе малого предприятия сферы гостиничных услуг в условиях кризиса. Экономические риски в период кризиса -это инфляционный риск, рецессия, дефляционный риск, снижение уровня дохода гостей и т. д.

Социальные риски - риски, обусловленные особенностями развития социальной сферы,

вызванные, как правило, нестабильностью или застоем социальной жизни общества, которые могут отразиться на работе малого предприятия сферы гостиничных услуг в условиях кризиса. К социальным рискам можно отнести: усиление межнациональной вражды, социальную депрессию и т. п.

Риски в работе с партнерами - риски, связанные с работой малого предприятия сферы гостиничных услуг с партнерами, поставщиками или иными контрагентами. К таким рискам можно отнести: несвоевременные поставки, срыв договоров, повышение цен на товары или услуги поставщиками, завышение процента партнерами, отказ от сотрудничества, порча имущества.

Криминальные риски - риски, отражающиеся на безопасности ведения бизнеса малым предприятием сферы гостиничных услуг, а также на безопасности персонала и гостей. К рискам обеспечения безопасности относятся: риски пожаров, ухудшение криминогенной обстановки, критический износ здания отеля, риски аварий и катастроф в сфере ЖКХ, рейдерский захват малого предприятия сферы гостиничных услуг и т. д.

Риски наступления форс-мажорных обстоятельств - возникновение незапланированных обстоятельств непреодолимой силы, вызванных внешними факторами и влияющих на работу малого предприятия сферы гостиничных услуг. К подобного рода обстоятельствам относят различные стихийные бедствия, революции, катаклизмы и пр.

Зарубежные и отечественные ученые внесли значительный вклад в формирование моделей и разработку рекомендаций по управлению рисками в предпринимательской деятельности. Вместе с тем для обеспечения антикризисного управления малым предприятием сферы гостиничных услуг необходимо адаптировать некоторые из моделей. Адаптация методов управления рисками для малого предприятия сферы гостиничных услуг необходима, прежде всего, для узкоспециализированного практического применения в условиях кризиса.

Интегрирование инструментария по управлению рисками в процесс антикризисного управления позволит не только снизить долю рисков, влияющих на малое предприятие сферы гостиничных услуг, но и наиболее безопасно и эффективно проводить антикризисную политику.

Самый лучший способ избегания рисков -это их предуупреждение. Практически очень трудно предупредить возникновение рисков в процессе антикризисного управления, когда усугубляется воздействие кризисных явлений на малое предприятие сферы гостиничных услуг. Концентрация внимания на предупреждении рисков в данном случае будет малоэффективна, но потребует большого количества сил и времени. Однако методика предупреждения рисков достаточно успешно будет работать на этапе антикризисной профилактики или формирования антикризисной стратегии. В случае, когда процессы антикризисного управления еще не запущены или только формируются, наиболее разумно закладывать методику предупреждения рисков в процессы антикризисного управления. Своевременность использования метода предупреждения позволит сэкономить драгоценное в период кризисных ситуаций время, в полной мере использовать небольшие для малого предприятия запасы человеческих ресурсов во время совещаний и более полно оценить стратегии антикризисного управления с точки зрения рисков.

Метод ухода от рисков для малого предприятия сферы гостиничных услуг выражается в умении менеджмента в ходе антикризисного управления лавировать между грозящими рискам таким образом, чтобы минимизировать их возникновение. Уход от рисков в практике антикризисного управления реализуется в большинстве случаев путем возложения исполнения определенных работ на профессионалов, отказа от сомнительных контрактов, пересмотра работы с поставщиками услуг, соблюдения всех установленных правил пожарной и санитарной безопасности, закупки лицензионных программ, своевременных вы-

плат персоналу и т. д. Своевременный уход от большинства рисков в гостиничном бизнесе сделает антикризисную политику малого предприятия сферы гостиничных услуг более безопасной.

Метод минимизации рисков для малого предприятия сферы гостиничных услуг имеет два целевых ориентира:

1. Снижение воздействия рисков - снижение вероятности получения негативного результата.

2. Уменьшение количества рисков - уменьшение количества рисков, отрицательно воздействующих на малое предприятие сферы гостиничных услуг.

Очень важно понимать, что снижение доли рисков, воздействующих на малое предприятие сферы гостиничных услуг, реализуется путем своевременной помощи гостям, заблаговременного подписания более длительных соглашений с максимально удобными контрагентами, постоянной оптимизации финансовых потоков, улучшения качества обслуживания гостей. Уменьшение количества рисков реализуется с помощью их устранения, предупреждения, ухода от них.

Метод замещения рисков предусматривает использование рисков, прямо не направленных на работу малого предприятия сферы гостиничных услуг, но способных компенсировать негативное воздействие других рисков. Практически это очень сложно реализуемая модель работы с рисками, хотя она требует не столько материальных или временных ресурсов, сколько сообразительности и опыта антикризисных управляющих. Например, при формировании политики замещения кадровых рисков необходимо учитывать социальные риски, которые можно положительно использовать для формирования кадровой политики малого предприятия сферы гостиничных услуг. К подобным рискам можно отнести, например, риски потери работы в условиях экономического кризиса, описанные многими учеными [4]. Таким образом, можно сказать, что при усугублении кризисных ситуаций на предприятии именно владение тех-

никой замещения неблагоприятных рисков полезными, поможет даже в самое трудное время планировать и реализовывать стратегии антикризисного управления.

Метод контроля рисков направлен на создание стратегии, учитывающей работу малого предприятия в сфере гостиничных услуг в зоне высоких, сложнонейтрализуемых рисков. Этот метод широко используется в антикризисном управлении, он вполне приемлем, когда необходимо в ускоренных темпах осуществить какой-либо очень важный проект, реализация которого либо очень важна стратегически для малого предприятия сферы гостиничных услуг, либо направлена на решения комплекса очень важных проблем, либо обещает многократную прибыль бизнесу. Примером метода контроля рисков может быть вложение средств в инвестиционный проект, сопряженный с высокой долей рисков при его реализации, например создание в отеле конференц-зала в надежде на выход на новый сегмент рынка. Работа в зоне повышенных рисков также является непреодолимым обстоятельством в случае, если риски невозможно упредить, избежать, минимизировать или заместить, так как ситуация, сложившаяся в ходе глубокого кризиса предприятия ,сама по себе не позволяет оптимизировать работу с рисками. В данном случае менеджмент малого предприятия сферы гостиничных услуг должен контролировать критичность состояния или внедрения определенных процессов, не считаясь с рисками, чтобы не ухудшить положение предприятия. Примером этого могут быть попытки вложения средств в отель, находящийся на стадии банкротства, выплаты по кредитам и ссудным процентам.

Метод перераспределения (диверсификации) рисков - метод, в основе которого лежит перераспределение с целью снижения критичности воздействия на малое предприятие сферы гостиничных услуг. Умелое применение данного метода очень важно для любого предприятия в период кризиса. Суть метода диверсификации заключается в распределе-

нии рисков таким образом, чтобы снизить вероятность потерь за единичный период. Практически метод диверсификации чаще всего применяется в ходе распределения избыточных денежных средств в виде инвестиций в различные направления. Другим примером применения метода диверсификации рисков в период антикризисного управления малым предприятием сферы гостиничных услуг может быть разработка мероприятий по привлечению новых гостей в отель - выход на новый сегмент рынка с целью уменьшить риск снижения уровня заполняемости отеля. Оборотной стороной позитивных моментов диверсификации рисков может быть то, что при снижении критичности одного риска появляется несколько других, однако в период кризиса, когда нужно зачастую просто выиграть время, пережить негативные последствия нестабильности, данный метод является достаточно эффективным.

Метод возмещения потерь применительно к малому предприятию сферы гостиничных услуг характеризуется попытками компенсации потерь неблагоприятных рисков. Метод возмещения потерь, в отличии от метода замещения рисков, направлен на возмещение негативных последствий рисков. Таким образом, поиск путем возмещения потерь акцентируется на результате риска, а не на оптимизации ситуации, влияя на риск. Метод возмещения потерь должен применяться постоянно, в какой бы ситуации малое предприятие сферы гостиничных услуг не находилось. В период антикризисного управления расчет на возмещение потерь должен закладываться в любое антикризисное решение, процесс, стратегию. На практике самым простым и эффективным способом является страхование, однако не все страховые компании согласны взять на себя страхование всех грозящих предприятию рисков. Тем не менее перевод и оценка рисков в финансовом эквиваленте, а также умение перетрансформировать определенные риски на приемлемый страховыми компаниями уровень дает возможность застраховать достаточно солидной доли рисков, грозящих мало-

му предприятию сферы гостиничных услуг в условиях кризиса.

Умение своевременно и сбалансированно использовать все вышеперечисленные методы работы с рисками - это важная составляющая деятельности менеджеров при антикризисном управлении малого предприятия сферы гостиничных услуг.

Очень важно создать рабочую наглядную схему, которая сможет отразить противодействие рискам антикризисной политики малого предприятия сферы гостиничных услуг, как это показано на рисунке 1. Под тонкими стрелками подписывается вид риска, а на толстых стрелках пишется конкретный метод борьбы с этим риском. Причем следует обратить внимание, что количество воздействующих рисков на малое предприятие сферы гостиничных услуг должно равняться количеству методов борьбы с рисками. Если нет способа или метода адекватного противостояния риску, то на стрелочке метода пишется «Принять меры». В рабочей схеме, как и на схеме, показаны на рисунке 1, длина стрелок может быть различной, так как определяется она степенью воздействия и уровнем противостояния кризиса методу и наоборот. Более подробно момент баланса и противопоставления отражен на рисунке 2. Визуальное изображение шкалы силы рисков и шкалы силы метода противодействия рискам выражены в процентах и показывают степень силы.

Для удобства пользования и концентрации внимания менеджеров на состоянии рисков на их предприятии предлагается занести шкалы с рисунка 2 в электронные органайзеры. Для определения уровня силы рисков и методик противодействия рискам менеджерам малых предприятий сферы гостиничных услуг предлагается использовать следующие методы: метод экспертной оценки [5; 6]; аналитический метод (построение SWIFT-модели, анализ контрольных точек рисков [7]); анализ сценариев; предварительный анализ опасностей [8].

Оценка рисков в антикризисном управлении малого предприятия сферы гостинич-

Риски внешней среды

\ i г г " Риски

Е?

о

^

л к

Антикризисное управление

Рисунок 1

Схема противодействия рискам антикризисной политики малого предприятия сферы гостиничных услуг

Шкала силы риска

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

I_I_I_I_I_I_I_I_I_L

Метод противодействия риску

Сила риска

I_L

_L

_L

_L

_L

_L

_L

_L

_L

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Шкала силы метода противодействия риску

0 10 20 30 40 50 60 70

Шкала баланса риска и метода противодействия

Рисунок 2

Шкала баланса риска и метода противодействия риску

90

100

ных услуг, безусловно, имеет очень важное значение. Своевременная работа с рисками антикризисных управляющих малым предприятием сферы гостиничных услуг, адапта-

ция к уже существующим методикам работы с кризисом позволит проводить оздоровление предприятия в более устойчивых условиях.

Список литературы

1. Морозова М. А., Попков В. П. Методология устойчивого развития сетевых предпринимательских структур в национальном гостиничном бизнесе Российской Федерации: Монография. СПб.: Астерион, 2010.

2. О предприятиях и предпринимательской деятельности: Закон РФ от 2S.12.199S. № SSS-рп.

3. Слободской А. Л. Риски в управлении персоналом : Учеб. пособие I Под ред. заслуженного деятеля науки РФ д-ра экон. наук, проф. В. К. Потемкина. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. C. 44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Шопенко А. Д. Социальные риски транзитивного общества: Автореф. дис. ... д-ра соц. наук. СПб., 2011. 37 с.

5. ГОСТ Р ИСО!МЭК 31010-2011 Менеджмент риска. Методы оценки риска.

6. Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ ISOIIEC 31010:2009, ITD. Менеджмент риска. Методики оценки риска.

7. Schmidt R. H., Newslow D. L. (2007). Hazard analysis critical control points (HACCP) -Prerequisite programs (FSHN0702). Gainesville: Department of Food Science and Human Nutrition, Florida Cooperative Extension Service, Institute of Food and Agricultural Sciences, University of Florida. Retrieved July 24, 2007, from http:IIedis.ifas.ufl.eduIFS138 (дата обращения: 2S.10.2013).

S. Guidance for industry Q9 Quality Risk Management U.S. Department of Health and Human Services Food and Drug Administration Center for Drug Evaluation and Research (CDER) Center for Biologics Evaluation and Research (CBER) June 2006 ICH. Р. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.