Научная статья на тему 'Основные факторы финансовых рисков гостиничного бизнеса'

Основные факторы финансовых рисков гостиничного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3708
884
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ / ФАКТОРЫ РИСКА / ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ / УПРАВЛЕНИЕ ДОХОДАМИ / ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / FINANCIAL RISKS / RISK FACTORS / HOTEL BUSINESS / MINIMIZATION OF RISKS / THE MANAGEMENT OF INCOME / PRICE COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларионова Анна Анатольевна

В статье исследованы основные факторы, генерирующие финансовые риски гостиницы на этапе эксплуатации: риска снижения финансовой устойчивости, риска неплатежеспособности, инфляционного, процентного, кредитного, инновационного финансового риска. Особое внимание уделено рассмотрению практических примеров снижения уровня финансового риска в гостиничном бизнесе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные факторы финансовых рисков гостиничного бизнеса»

УДК 338.48

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА

Ларионова Анна Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой менеджмента, annla@list.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,

Москва, Российская Федерация

В статье исследованы основные факторы, генерирующие финансовые риски гостиницы на этапе эксплуатации: риска снижения финансовой устойчивости, риска неплатежеспособности, инфляционного, процентного, кредитного, инновационного финансового риска. Особое внимание уделено рассмотрению практических примеров снижения уровня финансового риска в гостиничном бизнесе.

Ключевые слова: финансовые риски, факторы риска, гостиничный бизнес, минимизация рисков, управление доходами, ценовая конкуренция.

MAJOR FACTORS OF FINANCIAL RISKS IN THE HOTEL BUSINESS

Larionova Anna Anatolyevna, assistant professor department chair "Management", annla@list.ru,

«Russian state university of tourism and service»,

Moscow, Russia

The major factors generating financial risks in a hotel at the operational phase are investigated in the article. They are the risk of decrease in financial stability, the risk of insolvency, inflationary risk, percentage risk, credit, innovative financial risk. The special attention is given to the consideration of practical examples of decrease in the level of financial risk in hotel business.

Keywords: financial risks, risk factors, hotel business, minimization of risks, the management of income, price competition.

Гостиничный бизнес является одним из наиболее перспективных и быстроразвивающихся, несет в себе огромный потенциал для российского рынка и способен приносить устойчивый доход в бюджеты всех уровней. Ежегодно в России открываются новые гостинцы и аналогичные средства размещения, о чем свидетельствуют данные, представленные на рисунке 1.

В гостиничном бизнесе существует большое количество различных видов рисков, по оценкам аналитиков страхового рынка, степень уровня совокупного риска в гостиничном бизнесе составляет 7-8 баллов по шкале рисков от 1 до 10. Проблема управления финансовыми рисками в гостиничном бизнесе приобретает все большую актуальность. Финансовые риски в широком понимании - риски, порождающие

финансовые последствия (потери денежных ресурсов) вследствие условия

неопределенности. Одной из задач управления финансовыми рисками является идентификация факторов риска.

2007 г 2008 г 2009 г 2010 г 2011 г

Рисунок 1 - Количество гостиниц и аналогичных средств размещения в РФ

в 2007-2011 гг. [4]

Основные факторы, генерирующие финансовые риски гостиницы, различны на этапах проектирования, строительства, запуска и эксплуатации гостиницы. В данной статье рассматриваются основные факторы финансовых рисков гостиницы в период ее эксплуатации: риска снижения финансовой устойчивости, риска неплатежеспособности, инфляционного, процентного, кредитного, налогового, инновационного финансового риска.

По степени финансовых последствий ведущую роль в гостиничном бизнесе играют риск снижения финансовой устойчивости, генерируемый высокой долей заемных средств, и риск неплатежеспособности, возникающий вследствие несбалансированности денежных потоков.

Неустойчивое финансовое состояние гостиницы заключается в недостаточном уровне финансирования текущей деятельности за счет собственных средств. Основной источник собственных финансовых ресурсов в гостиничном бизнесе - это чистая прибыль. Результаты деятельности гостиничного бизнеса характеризуются высокой степенью зависимости от колебаний спроса на услуги.

В составе факторов финансовых рисков гостиничного бизнеса выделяют внешние, определяемые макроэкономической ситуацией, и внутренние. К внешним факторам относятся темпы развития экономики, государственное регулирование, темпы инфляции, процентной ставки, курсов валют, налоговое законодательство и др.

Факторы внешней среды могут оказывать как прямое, так и косвенное влияние на развитие финансовых рисков. В настоящее время одним из главных факторов внешней

среды остается влияние последствий мирового финансового кризиса. В зону экономических интересов гостиничного бизнеса входит, прежде всего, рынок РФ. Однако значительная доля клиентов гостиниц г. Москвы и г. Санкт-Петербурга приходится на иностранных граждан, приезжающих в РФ с деловыми и туристическими целями. Поэтому на деятельность гостиничного бизнеса оказывают сильное влияние факторы, связанные со стабильностью мировой экономики, изменениями в геополитической обстановке, терроризмом, а также природными катастрофами и эпидемиями, которые оказывают угнетающее воздействие на мировую экономику и географическую мобильность населения.

9194

8551

8347 В 8361 8,66

■ I ■ ■

2007 г 2008 г 2009 г 2010 г 2011 г

Рисунок 2 - Число поездок иностранных граждан в РФ за 2007-2011 гг. (из стран дальнего зарубежья), тыс. чел. [4]

Стагнация ведущих мировых экономик, главным образом стран ЕС и Азии, начавшаяся в результате глобального финансового кризиса, повлияла на сокращение въездного турпотока и заполняемость гостиниц в РФ в 2008-2009 годах. Исследование воздействия глобального финансово-экономического кризиса на гостиничный бизнес показывает, что как в РФ, так и во многих странах отмечалось существенное снижение спроса на услуги проживания. В 2011-2012 гг. наблюдается рост въездного турпотока в РФ (рис. 2), и, соответственно, рост загрузки гостиниц. Средняя загрузка гостиниц международного класса в Москве в первом полугодии 2012 года составила 66%, тогда как в первом полугодии 2011 года 62% [3].

Для снижения влияния рассмотренных выше факторов риска на свою деятельность гостиницы придерживаются стратегии диверсификации оптимизации потоков клиентов. Например, ОАО ВАО «Интурист» реализует стратегию противодействия глобальным рискам отрасли, диверсифицируя предложение и контрактную базу. Компания берет под управление или в собственность только те гостиницы, которые находятся в регионах, где влияние страновых рисков минимально. Диверсификация предложения и клиентской базы

позволяют варьировать клиентские потоки, компенсируя отрицательное влияние страновых рисков на объем оказываемых услуг, прибыль, устойчивость и платежеспособность гостиницы.

Снижение платежеспособного спроса, характерное для финансово-экономического кризиса, приводит не только к падению спроса на гостиничные услуги, но и к обострению конкурентной борьбы.

К основным отраслевым факторам риска, которые негативно отражаются на финансовых результатах, платежеспособности гостиничного бизнеса относится и ценовая конкуренция, которая на гостиничном рынке происходит не только между объектами одного сегмента, но и между объектами разных сегментов.

Усиление конкуренции часто приводит к тому, что гостиницы, желая привлечь гостей для повышения загрузки, предлагают значительные скидки, в итоге средняя цена на номер падает, и, соответственно, снижается доход на номер. (ЯеуРЛЯ, средний доход на номер, рассчитывается как частное от деления выручки от продажи номеров на количество действующих номеров в гостинице за соответствующий отрезок времени).

Просчеты при принятии решения о введении ценовых скидок нередко оборачиваются для гостиниц значительными финансовыми потерями. Рассмотрим подробнее возможные варианты. Средняя загрузка гостиниц Санкт-Петербурга в первом полугодии 2012 года выросла на 13%, однако увеличение загрузки во всех сегментах происходило за счет снижения среднего тарифа.

Положительно сказалось на результатах деятельности снижение тарифа на 10% в гостиницах класса-люкс Санкт-Петербурга. Это позволило увеличить загрузку на 20% и привело к внушительному увеличению доходности на номер - на 10%. В московских гостиницах сегмента люкс (РагкИуай, Я^Сагкоп и др.) отмечается другая ситуация: тарифы оставались на уровне 12 тысяч рублей, и это единственный сегмент московских гостиниц, где в январе-июне 2012 года загрузка снизилась [3], и, соответственно, произошло снижение доходности на номер.

Однако в гостиницах верхней ценовой категории Санкт-Петербурга в первом полугодии 2012 года отмечается рост загрузки на 12% при снижение среднего тарифа на 20%, но в итоге показатель ЯеуРЛЯ снизился на 10%.

Доходность на номер в гостиницах среднего ценового сегмента в Санкт-Петербурге за первое полугодие 2012 года практически не отличается от прошлогоднего показателя за этот же период: рост загрузки на 7% обусловлен снижением среднего тарифа [5].

Данные примеры наглядно свидетельствуют о том, что не всегда снижение тарифа на услуги проживания компенсируется ростом загрузки, т.к. в структуре затрат гостиниц преобладают постоянные затраты (около 70%). В большей степени на уровень прибыли влияет уровень загрузки номерного фонда и уровень цен, чем воздействие на величину прибыли изменений в результате экономии по отдельным статьям затрат. А иногда экономия затрат может принести и противоположный эффект: так, экономия на безопасности пребывания гостей или ассортименте блюд в ресторане снизит качество обслуживания и может привести к уменьшению заполняемости гостиницы и, как следствие, к финансовым потерям. В этой ситуации на финансовый результат гостиницы оказывают влияние не только внешние факторы, но внутренний фактор финансового риска - неэффективное использование инновационных финансовых технологий. Этот фактор характеризуется недостаточностью информационной базы, уровнем квалификации менеджмента гостиницы, в итоге - недооценка при планировании уровня спроса и предложения и незапланированное снижение доходов.

Управление доходами можно порекомендовать как инструмент противодействия натиску конкурентов: чем быстрее будет реакция гостиницы на действия конкурентов, тем больше будет эффект. В деятельности российских гостиниц данный метод можно отнести к инновационным финансовым технологиям. В мировой практике этот метод используется с конца 70-х годов прошлого столетия. Под управлением доходами понимается автоматизированный подход к ценообразованию через процесс управление номерным фондом и решениям по установлению цены за каждый номер. Управление доходом заключается в разработке тарифного плана по каждому сегменту гостей. Тарифный план включает цену на определенный период отдельно для каждого сегмента гостей и разных сроков бронирования [2].

Система управления доходами в гостинице требует наличия баз данных службы бронирования, архивных и прогнозных данных той же службы. Особое значение приобретает интеграция маркетинговой и финансовой службы предприятия, деятельность которых должна обеспечить оперативное реагирование на любые изменения в сфере предоставления гостиничных услуг.

Часто ошибочно полагают, что управление доходами предназначено только для крупных сетевых гостиниц: действительно, крупные гостиницы, имеющие большую вместимость, и, следовательно, большой номерной фонд, которым нужно управлять таким образом, чтобы это позволяло получить приемлемый финансовый результат, стоят перед

необходимостью разнообразить ценовое предложение. Практика показывает, что этот метод эффективен и в небольших независимых гостиницах (от 30 до 100 номеров).

Наряду с субъективными просчетами в планировании, гостиничный бизнес сталкивается с проблемой сужения горизонта планирования. Если раньше бронирование осуществлялось заранее, за три-четыре недели, то гости точно знали, в какой именно день они прибудут в гостиницу, какой бюджет запланирован на поездку. Сегодня бронирование осуществляется максимум за семь-десять дней, чаще за три-четыре дня, иногда даже за день [2].Сделать четкий прогноз в такой ситуации достаточно сложно. В выигрыше оказываются технологичные гостиницы. Рассмотрим в качестве примера достаточно распространенный случай - отказ от заезда без отмены брони. По оценкам аналитиков, при составлении плана продаж следует учитывать, что не менее 15% всех телефонных заказов и до 10% бронирований по Интернету с использованием формы, размещенной на сайте гостиницы, оказываются ложными. Снизить потери в этом случае может организация бронирования через кредитную карту: в случае отказа от заселения с неё будет снята определенная сумма, о чем потенциальный клиент извещается заранее. По этой схеме работают практически все европейские гостиницы от 3 звезд и выше. Для российских гостиниц уровня 2-3 звезды полный переход на кредитную систему оплаты проживания проблематичен - возникает риск потерять немалую долю клиентов. Но в любом случае установка кредитного терминала приема средств и предварительный запрос данных кредитной карты заранее помогает снизить вышеуказанные риски.

По сравнению с ведущими промышленно-развитыми странами показатели инфляции в РФ остаются достаточно высокими, за 2012 год уровень инфляции составил 6,58%, для сравнения средний уровень инфляции в странах ЕС - 2,3%. Высокая инфляция в значительной мере сказывается на спросе на гостиничные услуги со стороны внутренних туристов и расходную часть бюджета гостиниц. Ценовая политика гостиницы формируется с учетом конъюнктуры, ожидаемых изменений в стоимости оказываемых услуг и ожидаемого уровня инфляции. В целом влияние инфляционных факторов на финансовую устойчивость компании в перспективе прогнозируется при составлении финансовых планов.

Риски, связанные с возможным изменением цен на сырье, услуги, используемые при оказании гостиничных услуг, не столь значительное влияют на деятельность гостиницы. Постоянный пересмотр договорной базы с поставщиками услуг, используемых при формировании продукта, позволяет избежать негативных последствий от колебаний стоимости услуг конкретных поставщиков.

Процентный риск обусловлен изменениями конъюнктуры финансового рынка под воздействием государственного регулирования, изменения предложения свободных денежных средств. Колебания процентных ставок отражаются на финансовохозяйственной деятельности гостиницы при условии использования в ее деятельности заемных средств. Кредитный риск в деятельности гостиничного бизнеса является незначительным, т.к. представление коммерческого кредита гостям имеет ограниченный характер, оплата услуг размещения осуществляется за наличный и безналичный расчет без отсрочек платежа [3].

Таким образом, в данной статье рассмотрены основные факторы финансового риска гостиничного бизнеса и ряд мер, принимаемых гостиницами в современных условиях для снижения уровня финансового риска.

Литература

1. Зайцева Н.А., Ларионова А.А. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном бизнесе: учеб.пособие. - М.: ИНФРА-М, 2011.

2. Ларионова А.А. Управление доходами // Отель. - 2011. - №5. - С 49-53.

3. "РИА Новости - Недвижимость. [Электронный ресурс] //

http://riarealty.ru/news сге/20120723/398145930.^т1. Режим доступа свободный. (Дата обращения: 21.02.2013).

4. Российский статистический ежегодник 2012 г. Федеральная служба

государственной статистики. [Электронный ресурс] // http://www.gks.ru/bgd/reg1/

Ь12 13/IssWWW.exe/Stg/d2/09-24.htm. Режим доступа свободный. (Дата обращения: 21.02.2013).

5. Служба бронирования УИОТБЬ [Электронный ресурс] //

http://vhote1.ru/news/zagruzka-gostinic-moskvy-i-sankt-peterburga-vyros1a. Режим доступа

свободный. (Дата обращения: 21.02.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.