Научная статья на тему 'Виды проектов и этапы проектирования'

Виды проектов и этапы проектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9269
4527
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сиденко А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виды проектов и этапы проектирования»

ЗАОЧНАЯ ШКОЛА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

Сиденко А. С.

к.п.н,

профессор

АПКиППРО

Виды проектов и этапы проектирования

Инвариантная часть инновационного и исследовательского проекта

Среди существующего многообразия классификаций проектов, представляемых исследователями в своих трудах, нами выбрано основание - тип создаваемого продукта, являющегося результатом проектной деятельности. С нашей точки зрения, это практично, так как по данной классификации проект может быть инновационным, направленным на преобразования практики, и исследовательским, направленным на получение нового знания о способах решения проблемы. Поэтому представляется целесообразным ввести виды проектов: инновационный и исследовательский.

В данной статье мы поставили цель - рассмотреть инвариантную и вариативную части учебной проектной деятельности учащихся, характерные для инновационного и исследовательского проектов. Для удобства инвариантную составляющую будем называть инновационно-исследовательской деятельностью. Рассмотрим ее особенности.

1. Целеполагание. В процессе учебной проектной деятельности у учащихся, по мнению многих исследователей, формируются способности к самоопределению и целеполаганию; развиваются: мотивация в получении дополнительных знаний; поисковые и менеджерские умения; коммуникативные и рефлексивные умения, способность работать в команде и др.

2. Материалом для деятельности может служить содержание существующих учебных предметов, его углубление или расширение, как в рамках одного предмета, так и межпредметное.

3. Особенности процесса осуществления деятельности. Инновационно-исследовательская деятельность характеризуется: а) практическим применением школьных знаний в различных, в первую очередь, нетиповых ситуациях; б) выбором, освоением и использованием технологии изготовления продукта деятельности, в) освоением учащимися методами познания: умением выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно сформулировать цель и задачи проекта, провести рефлексию деятельности и анализ ее результатов.

4. Особенностью результата деятельности является создание личностно значимого образовательного продукта деятельности (материального - в случае инновационного проекта и идеального - в случае исследовательского проекта.

Материальный продукт может быть представлен в виде специально оформленных реальных преобразований практики. Идеальный продукт деятельности может быть представлен как результат исследования, содержащего новое знание о действительности, носящего в зависимости от уровня и статуса проекта объективный или субъективный характер.

5. Организация деятельности. При организации деятельности является возможным выбор межпредметных тем проектов и исследований; объединение усилий разных учителей для синтеза знаний.

76

6. Условия. Для получения результата (достижения выделенной цели) требуются различные ресурсы: материально-техническое обеспечение, учебнометодическое оснащение, кадровое и нормативное обеспечение, информационное пространство, информационно-технологические ресурсы, организационное обеспечение деятельности и др.

Учебный проект для обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Учебный инновационный и исследовательский проект, с точки зрения учителя, — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет развивать проектные компетенции учащихся.

Можно выделить обобщенные критерии сфор-мированности проектных (инновационно-исследовательских) компетенций учащихся: о ценностное самоопределение к участию в проектах инновационного и исследовательского вида, о технологическая готовность к осуществлению проектной (инновационно-исследовательской) деятельности.

Критерии, как известно, выражаются через показатели - фиксируемые или замеряемые изменения в личностных приращениях учащихся. В частности, ценностное самоопределение к участию в проектах нами определяется через наличие интереса, стремления, мотива к участию в инновационной и исследовательской деятельности; осознание ценности приобретаемых знаний, умений, развития личностных качеств, формируемых в процессе деятельности отношений.

Технологическая готовность к осуществлению проектной (инновационно-исследовательской) деятельности определяется нами через определенные параметры: поисковые умения; менеджерские умения; деятельностные умения получения результата; коммуникативные, организационные, рефлексивные и презентационные умения; владение алгоритмом проектирования, исследования; владение понятийным аппаратом исследовательской и инновационной деятельности; степень самостоятельности и осмысленности при выполнении различных этапов работ; степень включенности в групповую или индивидуальную работу; количество новой информации, используемой для получения результата; оригинальность способа решения проблемы.

Для каждого параметра с учетом возрастной группы должен подбираться диагностический инструментарий: листы наблюдений, анкеты, интервью, экспертные листы защит работ, но главным может служить комплекс проектно-исследовательских заданий, защита выполнения которых позволит судить о результативности процесса обучения. Задания могут различаться между собой следующим образом: часть из них интегрируется в процесс преподавания предмета, другая часть может носить межпредметный характер, следующая часть может представлять собой комплекс заданий, расширяющий рамки школьного образования. Желательно, чтобы

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 2, 2008

ЗАОЧНАЯ ШКОЛА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

задания определялись самими учащимися при консультационной поддержке педагога и вызывали личностный интерес учащегося.

Например, в начальной школе (N) учеником было заявлено намерение поехать на две недели на каникулы с родителями к бабушке в другой город, и в то же время была выражена потребность обеспечить полив цветов в доме. Была сформулирована проблема: «Мне необходимо уехать на две недели, но мои домашние цветы нуждаются в ежедневном поливе». Сформулированная в форме противоречия проблема преобразовалась в цель: создать систему автоматического полива комнатных растений, действующую как минимум две недели. Решение поставленной проблемы требовало разработки проекта, способа решения проблемы, выявления особенностей автоматического полива растений, конструирования механизма и исследования его эффективности. Работа осуществлялась при консультационной помощи учителя. Выполненный проект носил ярко выраженный инновационный характер.

Как известно, для учащихся начальной школы проектная деятельность является альтернативой ведущей в данном возрасте игровой деятельности, поэтому особенно важна ее правильная организация, которая позволяет создавать ситуации, в которых дети учатся делать выбор, нести ответственность, доводить дело до конца, работать в группе, представлять результат своей деятельности.

Реализация проектной инновационно-исследовательской деятельности в основной школе отвечает в большей степени потребностям и особенностям данной возрастной группы, так как позволяет реализовать потребности подростков в общении, самореализации, самоутверждении, обеспечивает расширение и достаточно быструю смену интересов и предпочтений. Содержание деятельности учащихся этой возрастной группы может быть направлено на расширение полученного ранее опыта участия в проектной деятельности.

Для этого в структуре содержания учебных предметов могут быть выделены ценностно-самоопределенческий, инновационный и исследовательский модули. Модули понимаются нами как технологические блоки, связанные с предметным содержанием. Модули могут реализовываться через применение в образовательном процессе (на уроках и во внеурочное время) в качестве обязательных элементов проектной технологии, которые позволяют сформировать вначале - репродуктивный уровень инновационноисследовательских компетенций, предполагающий

действия учащихся по четко заданному образцу, а затем - адаптивный, при котором учащийся может привносить свои изменения, предлагая, например, уточнить получаемый образовательный продукт, изменить способ достижения результата, источник информации, способы презентации и др.

Следующим уровнем сформированности проектных компетенций учащихся является комбинаторный. Он предполагает применение алгоритма в нетиповых ситуациях, обмен мнениями, способами решения проблемы, методами работы с информацией, способами представления результатов и др. В итоге комбинаторным способом создается то, что применимо к решению личностно-значимой индивидуальной проблемы.

Комбинаторный уровень может осваиваться учащимися основной школы в урочное и во внеурочное время. Например, в школе может быть создано научное общество учащихся, в работе которого учащиеся могут

осваивать как обобщенный алгоритм проектировочной деятельности, так и частные алгоритмы создания инновационного или исследовательского проекта.

Высшим уровнем сформированности инновационно-исследовательских компетенций учащихся основной школы может быть интегративный, который также может осваиваться во внеурочное время и характеризоваться межпредметным уровнем освоения, включающим в себя все предыдущие уровни. Объем освоенного материала может направляться на обеспечение освоения учащимися целостных технологий инновационной и исследовательской деятельности.

С другой стороны, модули могут содержательно связываться с изучаемым материалом учебных предметов, расширяя, углубляя или раскрывая взаимосвязи предметных областей знания. Например, для организации проектной деятельности учащихся 9 классов учитель, исходя из затруднений, которые испытывают учащиеся во время работы с учебником английского языка «Prospects», предложил список тем для возможных проектов, среди которых была высказана и проектная идея - создание словаря к учебнику. Учащиеся из многообразия вариантов выбрали создание словаря. Далее, сформировав микрогруппы, они детально описали характеристики каждой части словаря, важные для его использования; поставили и решили проблему тиражирования словаря для обеспечения индивидуальной работы с учебником и словарем. Информация о типах словарей, правилах их оформления была запрошена у библиотекаря школьной библиотеки и уточнена через поисковые системы Интернет. Инновационный проект был успешно защищен.

В качестве другого примера можно привести проект (девятиклассников): «Спортивный зал - малышам», цель которого - отремонтировать и усовершенствовать комплекс спортивного снаряжения для начальной школы. Для достижения цели учащимися была проделана большая работа: разработан инновационный проект усовершенствованного спортивного комплекса, описаны необходимые ресурсы и возможные источники их пополнения. Проект был разбит на подпроекты, каждый из которых вносил свою лепту в общий результат. В частности, были выполнены заказы в столярной и слесарной мастерской, найдены спонсоры, найдены организации-благотворители, подарившие инвентарь для спортивного зала, кроме этого отремонтирован подающийся реставрации инвентарь.

Пример названия темы другого проекта: «Ресурсы сети Интернет для выбора профиля», целью которого было создание информационного банка, помогающего в старших классах выбрать профиль обучения. Проект осуществлялся при консультационной поддержке учителя информатики.

Немаловажным этапом проектной деятельности является заключительный этап, на котором происходят презентации и защиты проектов. При защитах инновационного и исследовательского видов проектов могут оцениваться:

1) уровень сформированности умений: а) самостоятельно выполнять различные этапы работы над темой инновационного или исследовательского проекта; б) включаться в групповую работу, в) чётко выполнять отведённые роли;

2) уровень практического использования умений: а) умения практически использовать предметные и меж-

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 2, 2008

77

ЗАОЧНАЯ ШКОЛА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

предметные знания, которые могут отличаться по количеству новой информации, использованной для выполнения проекта или исследования; б) степени ее осмысления;

3) уровень сложности требуемых видов деятельности для получения результата инновационного или исследовательского проекта;

4) степень владения учащимися использованными методами, методиками, измерителями;

5) уровень сформированности презентационных умений.

При этом наиболее существенной позицией оценки является то, что при работе над любым видом проекта учащийся решает личностно значимую для него проблему.

При организации проектной инновационно-исследовательской деятельности учителю важно помнить, что основное время, выделяемое на эту деятельность, ученику необходимо для самостоятельной работы с различными ресурсами: информационными, (включая Интернетресурсы, библиотеку, видеотеку), техническими, презентационными и др. Поэтому целесообразно организовывать работу и вне рамок урока. Для этого могут быть созданы малые группы, которые, работая над содержанием темы, могут достигать поставленной цели в рамках одного предмета или нескольких предметов, расширять содержание школьного образования, выходя за его рамки. Указанные позиции меняют не только роль и позицию учителя в учебном процессе, но, кроме того, требуют определенных управленческих нововведений, поддерживающих и стимулирующих эти процессы, что важно учитывать при организации проектно-исследовательской деятельности. В табл.1 представлены базовые этапы проектной деятельности и раскрыто содержание деятельности ученика на каждом из них.

Базовые этапы проектной деятельности представляют собой своеобразный цикл, который начинается с погружения учащегося в проблемную ситуацию, личностного осознания ее значимости, а заканчивается решением проблемы и представлением сообществу полученных результатов.

Наибольшая трудность для педагога при организации проектной деятельности, с нашей точки зрения, является в сопровождении учащихся в процессе выбора не темы проекта, которая является лишь его кратким названием, а разработки основополагающего вопроса проекта, который является его сущностью, мотивирую-

щим началом, организующим деятельность не только одного человека, но и целой команды. Удачной, с нашей точки зрения, является трактовка основополагающего вопроса проекта тьюторами программы «Обучение для будущего», согласно которой основополагающий вопрос проект возвращает в учебный процесс в естественные процессы жизни1. Действительно, в реальной жизни вопросы задаёт тот, кто учится, а в современной школе преобладают вопросы того, кто учит - учителя. Ученики получают почти исключительно специальные, проверочные вопросы с однозначными ответами, которые учитель сам знает. Открытые вопросы в традиционном педагогическом процессе не поощряются. Основополагающий вопрос проекта является образцом, показывающим ученику, что есть интересные, сложные, актуальные вопросы, на которые и учитель может не всегда знать ответ.

Учитель может показать через консультацию неподдельную заинтересованность во мнениях учеников. Искренний вопрос в силу психологических законов может вызвать открытое желание ответить. Для убедительного ответа может понадобиться доказательство, или даже исследование. Таким образом, основополагающий вопрос проекта способен запрограммировать характер самостоятельной инновационно-исследовательской деятельности учащихся.

Приведем примеры формулировок основополагающего вопроса проекта, подготовленных в рамках вышеназванной программы, а именно: Правонарушителями рождаются или становятся? Одиноки ли мы во Вселенной? Может ли история предсказать будущее? Симметрия - страж покоя или двигатель жизни? Атом - разрушитель или созидатель? Полимерные материалы - это враги или друзья наши? Как защитить себя от семейного насилия? Как должен себя вести ребенок, когда остается один дома? Для чего нужно быть здоровым? Как избавиться от недуга? Как должен себя вести ребенок в природе? Огонь - друг или враг? Что такое дружба? Как был уничтожен первый терминатор? Золото -духовная сущность общества? Личность или общество влияют в большей мере на историю? Почему одних учителей школьники уважают, других - боятся, а третьих уважают и боятся? «Наркотическая зависимость: можно ли избежать неизбежного? Могут ли машины мыслить? Что будет, если из

1 http://www.intelteach.ru/forumart/faq_skosyrev.esp

Табл.1

Базовые этапы проектной деятельности и их содержание

Этапы Цель этапа Содержание работы ученика

Подготовительный Создать мотивацию Сформулировать цель Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта Постановка цели: выявление проблемы, противоречия; формулировка задач

Концептуализация Программирование Разработать совокупность концептуальных идей Создать программу Построение ориентировочной схемы действий Обсуждение вариантов решения, составление маршрута получения результатов, способов и средств деятельности

Планирование Разработать план деятельности Построение плана деятельности. Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов. Продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции (роли) Самообразование и актуализация знаний

Практический Получить продукт проектной деятельности Исследование, решение отдельных задач, компоновка и т. д. Сбор и обработка данных Интерпретация результатов Графическое представление результатов

Аналитический Провести рефлексию Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы

Контрольно- коррекционный Осуществить при необходимости коррекцию Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции ошибок

Заключительный Защитить проект Представление содержания работы, обоснование выводов

78

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 2, 2008

ТЕОРИЯ ИННОВАЦИОННОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Табл.2

Вариативная составляющая проектной инновационной и исследовательской деятельности

Признаки Инновационный проект Исследовательский проект

Отличия по характеристикам деятельности

Объект деятельности Реальная практика Область научного знания

Предмет деятельности Модель нововведений в практике Часть, свойства, отношения, характеризующие объект исследования

Направленность деятельности Проектная технология направлена на всестороннее и систематическое исследование проблемы практики Исследовательская технология направлена на поиск способа решения проблемы, воспроизводимого и дающего достоверные результаты

Соотношение исследовательской и проектной деятельности Исследуя, решаем реальную проблему практики Исследуя, решаем исследовательскую проблему, направленную опосредованно на решение проблемы практики

Функциональные зависимости исследовательской и проектной деятельности Исследование выступает средством для достижения целей проекта Проектная деятельность выступает средством для решения специальных задач исследования

Отличия по процессу

На начальном этапе деятельности Предполагает ценностное самоопределение к работе по теме инновационного проекта Предполагает ценностное самоопределение к решению проблемы исследования

Характеристика готовности к процессу сследовательской и проектной деятельности Предполагает технологическую готовность к пониманию инструкции, алгоритма деятельности; готовность к самообразованию, осуществлению информационного поиска; готовность брать на себя ответственность за порученные роли, действия и мероприятия; умение работать в команде Предполагает технологическую готовность к эффективному разрешению проблемы исследования: выдвижению гипотезы, поиску средств проверки гипотезы исследования, интерпретации и обобщению результатов

Чаще всего бывает коллективной и реже индивидуальной Индивидуальна по своей сути, хотя иногда бывает коллективной

При работе в команде Формирует умения работы в сотрудничестве: умения коллективного планирования, умения взаимодействовать с любым партнером, умения взаимопомощи в группе при решении общих задач, умения организации делового партнерского общения, умение находить и исправлять ошибки в работе членов команды Формирует умения организации делового партнерского общения с учителем-руководителем, учителем-консультантом, с респондентами (при необходимости)

На завершающем этапе деятельности Предполагает при коллективной деятельности рефлексию совместной работы как одно из условий эффективной работы команды Рефлексия может специально не проводиться

Сопровождается анализом полноты, глубины информационного обеспечения, творческого вклада каждого Сопровождается анализом планируемого результата решения проблемы и степени ее решения

Предполагает разработку конкретного варианта (модели образовательного продукта) Предполагает разработку неизвестного варианта (модели нововведения как образовательного продукта, содержащего новое знание)

Отличия по результату

Главный итог деятельности Получение практического результата Достижение истины, получение новых знаний (субъективного или объективного характера), воспроизводимых и достоверных

русского языка убрать слова иностранного происхождения? Бездомные в Петербурге: уживаться или бороться? И др.

Итак, будем слушать и слышать вопросы того, кто учится, кто постигает и развивает в себе личностно значимые и социально требуемые инновационноисследовательские компетенции.

Вариативная составляющая инновационного и исследовательского проекта в условиях развивающейся школы

Для того, чтобы у ученика сформировались инновационно-исследовательские компетенции, недостаточно владеть инвариантной составляющей проектной деятельности. Необходимо активно участвовать в инновационной и исследовательской деятельности. В первой части статьи мы обратили внимание на инвариантную составляющую, характерную для той и другой деятельности. Теперь поставим задачу аккумулировать различия. Они представлены в табл. 2.

Владение отличительными признаками видов проектов позволяет ученику сделать осознанный выбор и рефлексию ситуации, в которой он наиболее успешен, а учителю - грамотно провести ученика по траектории

личностного развития, опирающейся на потенциал и ресурсы личности ученика.

Учитель, владеющий инновационно-исследовательскими компетенциями, сможет организовать образовательное пространство так, чтобы требуемое качество развилось и у детей. Поэтому процесс образования и самообразования учителя - одно из условий успешности учебной проектной деятельности.

Литература

1. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. М., 1997.

2. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения// Директор школы. 1995. № 6. С. 39-47.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С.Полат. М.: Academia, 2000.

4. Пимчев С.П., Сиденко А.С. Профессиональный конкурс «Учитель года Москвы» Я учусь будущему. М.: МИОО, 2005.

5. Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.

6. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. Спб.: «Два ТРИ», 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 2, 2008

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.