Научная статья на тему 'Векторы поликультурного образования курсантов образовательных организаций МВД России'

Векторы поликультурного образования курсантов образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МВД РОССИИ / MULTI-CULTURAL EDUCATION / RESEARCH APPROACHES / MULTI-CULTURAL COMPETENCE / MULTI-CULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селин Борис Николаевич, Щуров Евгений Андреевич, Баранов Владимир Михайлович

В статье рассматривается генезис проблемы поликультурного образования в отечественной и зарубежной педагогической науке. Авторы затрагивают аспекты формирования поликультурной компетентности в условиях поликультурной образовательной среды системы организаций высшего образования МВД России посредством применения особой педагогической технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vectors of multi-cultural education of cadets at the educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia

The article deals with the investigation into the genesis of the multi-cultural education in the national and foreign pedagogical science. The authors touch upon the issues of multi-cultural competence formation in multi-cultural educational environment of the educational institutions of the Ministry of the Intrior of Russia by means of specially disigned pedagogical technology.

Текст научной работы на тему «Векторы поликультурного образования курсантов образовательных организаций МВД России»

Селин Борис Николаевич

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Белгородского юридического института МВД России

им. И.Д. Путилина

Щуров Евгений Андреевич

кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России

Баранов Владимир Михайлович

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности Белгородского юридического института МВД России

им. И.Д. Путилина

(e-mail: e.a.mvd@inbox.ru)

Векторы поликультурного образования курсантов образовательных организаций МВД России

В статье рассматривается генезис проблемы поликультурного образования в отечественной и зарубежной педагогической науке. Авторы затрагивают аспекты формирования поликультурной компетентности в условиях поликультурной образовательной среды системы организаций высшего образования МВД России посредством применения особой педагогической технологии.

Ключевые слова: поликультурное образование, научные подходы, поликультурная компетентность, поликультурная образовательная среда, педагогическая технология, образовательная организация МВД России.

B.N. Selin, Master of Pedagogics, Assistant Professor of the Chair of Foreign Languages of the Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after I.D. Putilin;

E.A. Schurov, Master of Law, Assistant Professor, Deputy Head of the Chair of Criminalistics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia;

V.M. Baranov, Master of Pedagogics, Assistant Professor, Assistant Professor of the Chair of Operative-Detective Activity of Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia named after I.D. Putilin; e-mail: e.a.mvd@inbox.ru

Vectors of multi-cultural education of cadets at the educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia

The article deals with the investigation into the genesis of the multi-cultural education in the national and foreign pedagogical science. The authors touch upon the issues of multi-cultural competence formation in multi-cultural educational environment of the educational institutions of the Ministry of the Intrior of Russia by means of specially disigned pedagogical technology.

Key words: multi-cultural education, research approaches, multi-cultural competence, multi-cultural educational environment, pedagogical technology, educational institution of the Ministry of the Interior of Russia.

Современные общественно-экономические, политические, гуманитарные процессы мирового масштаба характеризуются многообразием форм и способов проявления. Диверсификация среды жизнедеятельности человека, обусловленная мно-

жеством внешних и внутренних факторов, в том числе усилением влияния интегративных и глобалистических, вызывает необходимость особой, поликультурной подготовки специалистов к эффективной деятельности и взаимодействию в этой среде.

237

Система высшего образования органов внутренних дел имеет комплексную структуру, призванную решать многоуровневые и многовекторные задачи подготовки сотрудников полиции к профессиональной деятельности в условиях социокультурной среды с учетом современной социальной миссии института полиции, с опорой на этнокультурные, субкультурные и антикультурные особенности, менталитет, ценностные установки различных слоев общества и, как результат, понимание особенностей взаимодействия с ее субъектами в правовом и надпрофессиональном поле.

В силу того, что в своей практической деятельности сотрудники полиции выполняют обязанности преимущественно в условиях неопределенности, постоянного выбора профессиональных решений, поверхностные представления о диф-фузности полиэтнической и поликультурной среды, о мотивах, установках или стереотипах, влияющих на уровень правосознания ее представителей, отсутствие умений и вариативных способов профилактики и противодействия актам асоциального поведения субъектов этой среды сопряжены с возможностью проявления некомпетентности, выражающейся в подсознательно неадекватных, несправедливых суждениях, которые могут привести к нарушению прав личности, интолерантности, неспособности выявлять и прогнозировать угрозы и т.д.

Проблематика развития и формирования равноценного отношения к субъектам жизнедеятельности, обладающим отличными от доминирующей культуры атрибутами, стала в середине XX в. предметом острых дискуссий в педагогической среде. К этому периоду относится этап становления фундаментальных основ поликультурного образования, выразившийся в появлении актуальных на тот момент теорий, подходов, моделей. Идеи гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), акцентирующие внимание на уникальности психической организации каждой отдельной личности, вере в креативную сущность человека, были положены в основу поликультурного подхода применительно к системе образования.

Развитие идей поликультурного образования за рубежом привелор к появлению множества научных школ и направлений, среди которых уместно выделить наиболее известные. К ним, прежде всего, относятся исследования, закрепившиеся в рамках:

педагогической концепции взаимосвязи полиэтнического и интернационального воспитания Г. Бейкера [1], опирающейся на полиэтническое образование как основу изучения отдельными этническими группами своей родной культуры, языка, истории, литературы;

концепции педагогики равных возможностей Дж. Бэнкса [2];

критической модели С. Нито, дающей определение нескольких уровней проявления культурного многообразия [3];

концепции антирасистского образования К. Слитера [4], предлагающей введение основ поликультурности в образование путем последовательных реформ, отражающих тенденции снижения уровня социальной напряженности;

концепции кросс-культурного образования (Дж. Огбу) [5], предполагающей обязательную инклюзию этнокультур, представленных в обществе, в процесс обучения;

концепции билингвального образования (С.А. Арутюнов, Я. Гундара, У. Фтенакис и др.) [6], целевая установка которой состоит в становлении личности, обладающей навыками полилингвальной коммуникации в процессе совместной жизнедеятельности путем усвоения полярных ценностей, норм поведения и общения на когнитивно-эмоциональном уровне; личности, способной формировать свою собственную культурную идентичность с учетом окружающих этнокультур;

идеи мультиперспективного подхода Х. Гёпферта и У. Шмидта [7, с. 23; 8, с. 20], противостоящей культурной ассимиляции и этноцентризму (т.е. поглощению малых культур доминирующими этносами).

Наряду с прогрессивными подходами к реализации поликультурного образования, в западной цивилизационной модели обосновываются и диаметрально противоположные аспекты монокультурного направления, сторонники которого разрабатывают:

идеи генетического детерминизма, определяющие проявление личностного культурного многообразия через призму генетически унаследованной программы, «заложенной» в том или ином этносе или расе (К. Бюхнер, О. Льюис, Г. Спенсер) [9];

теорию социально-экономической репродукции, актуализирующей роль образования в качестве механизма социального расслоения и воспитания у обучающихся взглядов и убеждений, способствующих доминированию в той страте общества, которая соответствуют их социокультурной принадлежности (К. Берайтер, С. Инглман и др.) [10].

Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов, направленные на внедрение идей поликультурности в образовательный процесс и реализацию ее принципов в профессиональной деятельности, привели к появлению работ, освещающих такие научные аспекты, как межкультурные основания профессиональной компетентности специалистов (Е.В. Говердовская, А.М. Хупсарокова и др.); разработка базовых критериев качества профессионального образования на основе

238

культуроцентричного подхода (С.И. Григорьев, Г.В. Говорухина и др.); практика внедрения гуманитарных технологий в условиях полиэтнической школы (В.И. Богославский, Т.Г. Стефаненко и др.); влияние поликультурного окружения на образовательную среду (Э.В. Загвязинская, К.Б. Соколов и др.); развитие поликультурности в системе высшего образования МВД России средствами иностранного языка (М.В. Авдеева, Е.М. Щеглова и др.).

Идеи монокультурности в образовании ведут к пренебрежительному отношению обучающихся к культурному многообразию окружающей действительности; доминированию титульного этноса в ущерб национальных меньшинств; нивелированию отрицательной роли межкультурных конфликтов во всех сферах жизни; наделению педагогов авторитарным статусом и исключению субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса; заведомо отрицательным отношением к возможностям приобретения качественного образования представителями меньшинств.

Опираясь на преимущества подходов к реализации идей формирования личности нового типа, способной к адекватному восприятию культурно-этнического, половозрастного, конфессионального, субкультурного и иного многообразия и культуросообразному поведению в этой среде, определим, что именно методологические основы идей поликультурного образования имеют общие конечные цели аккультурации, что указывает на актуальность предлагаемых направлений их осуществления в современных условиях жизнедеятельности человека, и могут лечь в основу формулирования направлений поликультурной подготовки в системе высшего образования сотрудников правоохранительных органов.

Таким образом, поликультурная составляющая образования отражает объективные тенденции развития всей системы образования, в том числе профессионального, основными чертами которого выступают многообразие социокультурной поликультурной среды и мно-говекторность ее проявлений. Поликультурная среда, в свою очередь, отражая сущностные связи индивида со всеми сферами социокультурного окружения, выступает в качестве объединяющего элемента жизнедеятельности человека в современном обществе.

Вследствие этого элементом социокультурного пространства можно рассматривать и поликультурную образовательную среду. Традиционно ее трактуют как точку соприкосновения культур многих народов в одном образовательном пространстве, где целью поликультурного образования является формирование человека, способного к эффективной жизнедеятель-

ности в многонациональной среде, обладающего способностью понимания и уважения других культур и их особенностей, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

С другой стороны, поликультурную образовательную среду можно представить комплексно -как систему, где межнациональная культура является лишь одним из компонентов. Другими словами, человек, выражая самость этой культуры, характеризуется не только национальными особенностями, отношениями, поведенческими клише, но и индивидуальными и наднациональными особенностями познания и развития, включающими гендерные, половые, ролевые, профессиональные, субкультурные, контркультурные и пр.

Логично предположить, что содержание поликультурного образования сотрудников полиции МВД России будет эффективным, если его направить на приобщение личности курсантов к ценностям, нормам, социальным ожиданиям этнонациональных, профессиональных, субкультурных, контркультурных слоев общества; учет изменений социокультурной ситуации в конкретных регионах и в стране в целом, обусловленных факторами сближения или обособления стран, этнических и конфессиональных групп [11, с. 248]; актуализацию личностного опыта познания культурных особенностей социальной среды; освоение способов рефлексии и саморефлексии и стремления к сравнению и совершенствованию своей деятельности при решении профессиональных и социальных задач (А.Е. Таранова, Р.Е. Антонов); формирование способностей ненасильственного, компромиссного решения проблем; выработку личного стиля использования широкого спектра форм и способов взаимодействия с субъектами поликультурной среды.

Решение данной проблемы находится, на наш взгляд, в плоскости применения особой технологии формирования поликультурной компетентности сотрудников полиции в процессе обучения в образовательной организации МВД России. Данная технология ориентирована на результат подготовки - достижение совокупности мотивационного, когнитивного, операционального компонентов и развития профессионально значимых качеств личности курсантов и слушателей, выражаемых посредством диагностической (способность диагностировать поликультурную среду и осуществлять самоопределение в ней), прогностической (способность учитывать факторы поликультурного окружения в профессиональной деятельности), коммуникативной (способность к продуктивному взаимодействию с субъектами поликультурной среды) и рефлексивной

239

(способность осуществлять рефлексию и саморегуляцию деятельности в многокультурной среде) компетенций.

В силу интегративного характера данной педагогической технологии мы убеждены в том, что конечной целью поликультурного об-

1. Baker G.C. Planning and organizing for multicultural instruction. Addison-Wasley Publishing Company, Inc, 1983.

2. Banks J.A. Race and culture in the classroom. Teaching and learning through multicultural education. Teachers college press, New York, 1999.

3. Nieto S. Affirming diversity sociopolitical context of multicultural education. 4th ed. Pearson Education, Inc., 2004.

4. Sleeter C.E. Multicultural education as social activism. Albany: State University of New York Press, 1996.

5. Ogbu J.U. Minority education and caste: the American system in cross cultural perspective. N. Y. Academic Press, 1978.

6. Gundara J.S. Interculturalism, education and inclusion. Sage Publications, 2001.

7. Алексашенкова И. В. Поликультурное образование в контексте мирового опыта // Вестн. Новгород. гос. ун-та. 2005. № 31. С. 22-26.

8. Балицкая И. В. Мультикультурное образование в США, Канаде и Австралии: авто-реф. дис. ... д-ра. пед. наук. М., 2009.

9. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур: учеб. пособие. М., 1998.

10. Bereiter C., Engleman S. Teaching Disadvantaged Children in Preschool. Englewood Cliffs, New York: Prentice Hall, 1966.

11. Гирин А.В. Формирование готовности курсантов к работе в поликультурной среде региона: компетентностный подход // Общество и право. 2014. № 3(49). С. 246-250.

разования лиц, обучающихся в образовательных организациях МВД России, должна стать подготовка к осуществлению диалогового взаимодействия с множеством субъектов поликультурной среды, обладающих разными векторами правосознания.

1. Baker G.C. Planning and organizing for multicultural instruction. Addison-Wasley Publishing Company, Inc, 1983.

2. Banks J.A. Race and culture in the classroom. Teaching and learning through multicultural education. Teachers college press, New York, 1999.

3. Nieto S. Affirming diversity sociopolitical context of multicultural education. 4th ed. Pearson Education, Inc., 2004.

4. Sleeter C.E. Multicultural education as social activism. Albany: State University of New York Press, 1996.

5. Ogbu J.U. Minority education and caste: the American system in cross cultural perspective. N. Y. Academic Press, 1978.

6. Gundara J.S. Interculturalism, education and inclusion. Sage Publications, 2001.

7. Aleksashenkova I.V. Multi-cultural education in the context of world practices // Bull. of the Novgorod state university. 2005. № 31. P. 22-26.

8. Balitskaya I.V. Multi-cultural education in the USA, Canada and Australia: auth. abstr. ... Dr of Pedagogics. Moscow, 2009.

9. Belik A. A. Cultural science. Anthropological cultural theories: study aid. Moscow, 1998.

10. Bereiter C., Engleman S. Teaching Disadvantaged Children in Preschool. Englewood Cliffs, New York: Prentice Hall, 1966.

11. Girin A.V. Forming of readiness of cadets to work in multicultural environment of region: competence approach // Society and law. 2014. № 3(49). P. 246-250.

240

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.