Научная статья на тему 'Педагогические условия практико-ориентированной подготовки будущих менеджеров сферы туризма к работе в поликультурной среде'

Педагогические условия практико-ориентированной подготовки будущих менеджеров сферы туризма к работе в поликультурной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ / УСЛОВИЯ / МОТИВАЦИЯ / МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMPETENCE / COMPONENTS / CONDITIONS / MOTIVATION / MODELING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туравец Наталья Романовна, Егорова Елена Николаевна

В статье рассматриваются проблемы мотивации, моделирования ситуаций работы в поликультурной среде, продуктивного взаимодействия преподавателей и студента в процессе практического обучения, использования традиционных и инновационных технологий в процессе практико-ориентированной подготовки будущих менеджеров сферы туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туравец Наталья Романовна, Егорова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL CONDITIONS OF THE PRACTICE-FOCUSED TRAINING OF THE FUTURE TOURISM MANAGERS CONSIDERING MULTICULTURAL ENVIRONMENT

The article deals with issues of motivation, simulation of work in the multicultural environment, efficient cooperation between teachers and students, application of traditional and innovative technologies in the practice-focused training of the future managers of the tourism sphere.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия практико-ориентированной подготовки будущих менеджеров сферы туризма к работе в поликультурной среде»

УДК 378.016

Туравец Наталья Романовна

доктор педагогических наук, профессор Краснодарского государственного университета культуры и искусств dom-hors@mail.ru

Егорова Елена Николаевна

dom-hors@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ СФЕРЫ ТУРИЗМА К РАБОТЕ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

Turavets Natalya Romanovna

D.Phil. in Education Science, Professor, Krasnodar State University of Culture and Arts dom-hors@mail.ru

Egorova Elena Nikolaevna

dom-hors@mail.ru

EDUCATIONAL CONDITIONS OF THE PRACTICE-FOCUSED TRAINING OF THE FUTURE TOURISM MANAGERS CONSIDERING MULTICULTURAL ENVIRONMENT

Аннотация:

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы мотивации, моделирования ситуаций работы в поликультурной среде, продуктивного взаимодействия преподавателей и студента в процессе практического обучения, использования традиционных и инновационных технологий в процессе практико-ориентированной подготовки будущих менеджеров сферы туризма.

Ключевые слова:

компетентность, компоненты, условия, мотивация, моделирование технологии.

Summary:

The article deals with issues of motivation, simulation of work in the multicultural environment, efficient cooperation between teachers and students, application of traditional and innovative technologies in the practice-focused training of the future managers of the tourism sphere.

Keywords:

competence, components, conditions, motivation, modeling technology.

Для решения задач практико-ориентированной подготовки будущих менеджеров сферы туризма к работе в поликультурной среде необходимы педагогические условия, в которых происходит этот сложный процесс личностного развития. Понятие «условие» рассматривается как то, от чего зависит нечто другое, существенный компонент комплекса объектов, из наличия которого с необходимостью следует осуществление данного явления [1]. В педагогической науке условия рассматриваются, как не являющиеся сами по себе причиной событий, но в то же время усиливающие или ослабляющие действия причины. Педагогические условия определяются как обстоятельства, от которых зависит эффективность функционирования педагогической системы. Следовательно, педагогические условия определяются как совокупность объективных возможностей структуры и содержания обучения, методов и средств его осуществления, направленных на обеспечение успешности в достижении поставленных задач.

В нашем исследовании педагогические условия рассматриваются как совокупность обстоятельств процесса практико-ориентированной подготовки будущих менеджеров сферы туризма к работе в поликультурной среде, способствующих развитию профессиональной компетентности.

В рамках исследуемого вопроса необходимо отметить значимость педагогических условий в оценке качества образовательного процесса. Ряд педагогов и психологов [2] определяют педагогические условия как механизм выявления и оценки результатов функционирования системы, их соответствия поставленным целям и характеризуют их как основное в управлении образовательным циклом.

На процесс практико-ориентированной подготовки студентов большое воздействие оказывают условия реализации профессионально направленной учебной практики, способствующей готовности к работе в поликультурной среде. При этом необходимо отметить влияние конкретных условий, в которых происходит практическая поликультурная деятельность студентов, и включают: внутренние и внешние условия, к которым относятся формирование поликультурной компетенции; новизна, сложность, важность и творческий характер поликультурного образования; особенности действий и результатов; стремление и мотивация к достижению положительного результата; самооценка подготовленности к поликультурному взаимодействию; кон-

троль и регулирование уровня своих навыков и умений работать в поликультурной среде; стремление к достижению поставленной цели.

В контексте выявленных теоретических подходов и практических рекомендаций нами были определены педагогические условия, способствующие практико-ориентированной подготовке будущих менеджеров сферы туризма к работе в поликультурной среде: формирование профессионально-направленной мотивации у студентов в процессе прохождения практик; моделирование ситуаций работы в поликультурной среде сферы туризма в процессе обучения в вузе; продуктивное взаимодействие преподавателя и студента в процессе практического обучения на компетентностной основе; использование традиционных и инновационных технологий в процессе практико-ориентированной подготовки будущих менеджеров сферы туризма к работе в поликультурной среде.

Известно, что профессионально-направленная мотивация является одним из главных условий, так как традиционно мотивация носит стимулирующий характер. Студент, обучающийся в вузе, уже ориентирован на получение глубоких и всесторонних знаний в области избранной специальности. Поликультурное образование помогает будущим менеджерам сферы туризма лучше понять культуру стран и народов, что является важной чертой современной профессиональной деятельности менеджера. Особенностью мотивации в практико-ориентированной подготовке является целенаправленное овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками, направленными на развитие способности взаимодействовать в поликультурной среде. Продуктивная подготовка будущего менеджера сферы туризма возможна при условии выхода на смысловой, ценностный уровень мотивации, что в целом предполагает наличие у субъектов поликультурного взаимодействия потребности к познанию и изучению поликультурной среды, стремления учитывать ее факторы в профессиональной деятельности; наличие смысловых установок на толерантность, способность рефлексивной коррекции опыта поликультурного взаимодействия.

Менеджеру сферы туризма необходимо научиться осуществлять эффективное взаимодействие с субъектами поликультурной среды посредством овладения поликультурными компетенциями (оказывающими влияние на мысли и действия) и развитием профессиональных качеств личности. Только знания в этой области не могут быть исчерпывающими без прямого опыта, поскольку в приобретении вариативных способов поведения ведущую роль играют наблюдения или примеры, обладающие информативным и побудительным потенциалом, то есть имеет место включение механизма идентификации. При этом важно наличие самостоятельных воздействий во всех аспектах деятельности будущего менеджера сферы туризма -мотивации, эмоции и действии.

Моделирование ситуаций работы в поликультурной среде сферы туризма в процессе обучения в вузе позволяет представить данный вид деятельности в процессе обучения в виде модели будущего специалиста, с описанием системы его основных квалификационных функций, проблем и задач с учетом предъявляемых к выпускникам вузов требований, его компетентности. В таком случае целью студента является овладение системой знаний, навыков и умений по поликультурному взаимодействию для дальнейшего применения полученных компетенций в своей будущей профессиональной деятельности. Условием моделирования ситуаций работы в поликультурной среде является создание и применение в учебном процессе модели системы личностных и профессиональных средств, постановке поликультурных задач, целей, наличие профессионально направленной тематики участников деятельности, выполняющих определенные социальные роли в контексте современной ситуации. Для эффективной практи-ко-ориентированной подготовки студентов важно включение студента в практическую деятельность конкретных предприятий сферы туризма, с учетом работы в поликультурной среде. Умелое сочетание индивидуальной и коллективной работы позволяет студенту применить полученные знания, умения и навыки на практике: в диалогах, беседах, дискуссиях. В результате этого появляются новые пути решения задач, проблем, условий, поставленных перед студентами, расширяются практические профессиональные знания за счет применения коллективных знаний и опыта. Объединенные общими интересами и практической деятельностью обучающиеся чутко реагируют на требования, предъявляемые к общению в поликультурной среде, преодолевают психологическую скованность, развивают свои задатки и способности.

Одной из ключевых проблем современного профессионального образования в сфере туризма, существенным образом оказывающей влияние на формирование поликультурной компетентности обучающихся, являются необходимость замены интуитивных представлений о картине мира, сформированных на основе разрозненной совокупности специальных знаний, интегративным научным знанием, описывающим в аналитической форме картину социума во всем его разнообразии. Поскольку поликультурное образование в вузе не в состоянии полностью отразить состав социальной среды жизнедеятельности человека, в содержании образова-

ния требуется увеличение доли поликультурного знания как посредством изучения культурологических дисциплин. Такие знания позволяют рассматривать отдельные аспекты многокультурного и полиэтнического состава социума посредством специальных дисциплин. Решение профессиональных задач в условиях расширения пространства поликультурного взаимодействия возможно лишь на основе особым образом выделенных и сформированных поликультурных знаний, умений, владений вариативными способами практической деятельности в поликультурной среде. Исходя из этого, в вузе при подготовке будущих менеджеров серы туризма были учтены основы интегративного поликультурного образования [3].

Анализируя исследования проблем поликультурного образования, необходимо отметить, что их идеи оформились в качестве нескольких концепций: концепции «педагогики равных возможностей» [4]; критической модели, предполагающей несколько уровней поддержки плюрализма (терпимость, уважение и утверждение, солидарность) [5]; концепции антирасистского образования, рассматривающей поликультурность в образовании как процесс соответствующих систематических реформ образования, связи таких реформ и социальных перемен [6]; педагогической концепции взаимосвязи полиэтнического и поликультурного образования и интернационального воспитания, опирающуюся на полиэтническое образование как основу изучения и освоения этносами своей родной оригинальной культуры, языка, истории, литературы [7].

Одним из этапов развития идей поликультурного образования явилась концепция кросс -культурного образования) [8], представляющая собой промежуточное звено между педагогическими идеями ассимиляции и поликультурного (мультикультурного) подхода. Концепция кросс-культурного образования нашла отражение в педагогических идеях, ориентированных на культурную диверсификацию в образовательной среде, предусматривающую взаимодействие разных культур.

В последнее время отмечается интерес к культурно-познавательному туризму и подготовке специалистов этого профиля. В поликультурной сфере все большую популярность приобретает этнический туризм, который способен удовлетворить целый ряд духовных потребностей человека. Этнический туризм имеет своей целью ознакомление с бытом, культурой, традициями и обычаями людей, которые жили на определенной территории. Развитие этнического туризма в России становится новым и ведущим направлением деятельности в области туризма. В контексте готовности будущих менеджеров работать в поликультурной среде, этнический туризм представляется явлением новым, малоизученным видом деятельности, имеющим огромные перспективы развития региона.

Краснодарский край является самым южным регионом России. Находится на одной географической параллели с северной Италией и южной Францией и омывается водами Черного и Азовского морей. Благоприятные природные условия и мягкий климат способствовали тому, что здесь основывали города-колонии древние греки, гунны, хазары, печенеги, половцы и др. Планомерное заселение Кубани российскими подданными началось после двух русско-турецких войн XVIII в. Прославившемуся в борьбе с турками Черноморскому казачьему войску, императрица Екатерина II даровала земли Таманского полуострова с окрестностями [9].

Краснодарский край населяют более 120 народностей. В современном глобальном мире этнический туризм приобретает особую популярность, так как именно он позволяет узнать о традициях и культуре различных этносов не из книг или телепередач. Следует учитывать, что этнический туризм основан на интересе туристов к подлинной жизни народов, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой.

При подготовке специалистов сферы туризма учитывалось, что в Краснодарском крае этнический туризм представлен двумя основными формами развития: этнографические музеи (этнокультурные комплексы и центры) и этнические фестивали. Этнокультурные комплексы есть в Анапе, Сочи, Геленджике и Крымском районе. Также строится туристско-этнографическое поселение в Абинском районе. На территории Анапы существует еще один этнокультурный центр - парк «Добродея». Здесь воссоздано казачье подворье, сооружена настоящая казачья хата, специалисты сферы туризма знакомят гостей с жизнью и бытом кубанского казачества. Гостям предлагается попробовать традиционные казачьи блюда, а также увидеть искусную работу мастеров кузнечного, гончарного, скорняжного дела. Здесь же располагаются раскопки древнего города Горгиппия.

Базой для осуществления подготовки к работе в поликультурной среде стали этнографический комплекс «Двор Дружбы Народов» («Амшенский Двор») - первый в городе Сочи частный негосударственный этнографический объект. Еще одной базой стало этнографическое поселение «Казачья станица» в Абинском районе. Оно состоит из музея под открытым небом; пяти «хуторов», позволяющих туристам жить в условиях реального казачьего быта. В моделировании ситуаций работы в поликультурной среде важной является профессионально-

коммуникативная компетенция будущих менеджеров туризма, которая предполагает овладение студентами совокупностью навыков и умений, которые обеспечивают: эффективное взаимодействие на основе речевой профессиональной деятельности; реализацию во взаимодействии всех функций профессионального речевого общения на различных уровнях; речевое взаимодействие на коммуникативно-регулятивном и фактическом уровнях; динамику речевого взаимодействия; коммуникативную корректность, обеспечивающую адекватное взаимопонимание.

Продуктивное взаимодействие преподавателя и студента в процессе практического обучения на компетентностной основе является следующим условием практико-ориентированной подготовки будущих менеджеров сферы туризма к работе в поликультурной среде. В процессе организации практики преподаватель должен умело применять свой опыт в данном виде деятельности, подбирать материал не только страноведческий, но и профессиональной направленности; способствовать повышению мотивации у студентов, оказывать помощь и поддержку в процесс подготовке к работе в поликультурной среде. В процессе всех видов практика (учебноознакомительная, производственная) педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося, знать контингент студентов. Результатом соблюдения вышеуказанного условия является активное вовлечение студента в практическую деятельность в поликультурной среде, доброжелательное отношение к выполняемой деятельности.

Одним из механизмов этого взаимодействия выступают индивидуальная и групповая рефлексии способов совместной деятельности. Для продуктивной подготовки будущих менеджеров сферы туризма необходимо не только накопление у них опыта совместного решения учебных, учебно-профессиональных и профессиональных задач, но и постоянное включение их в рефлексивный анализ процесса и результатов поликультурного взаимодействия. Данный анализ позволяет решить две важные задачи: индивидуальную и групповую оценки эффективности разных способов реализации взаимодействия с целью отбора и закрепления в опыте наиболее эффективных; выявление проблем в личном опыте поликультурного взаимодействия с целью коррекции этого опыта и определения основных направлений саморазвития.

Следующее условие успешной практико-ориентированной подготовки будущих менеджеров сферы туризма к работе в поликультурной среде заключается в использовании традиционных и инновационных технологий. Наряду с традиционными аудиторными занятиями в форме лекций, семинаров, практических занятий, уместно применение различных актуальных форм совместной учебной и учебно-профессиональной деятельности - лекции-диалоги, деловые игры, анализ проблемных и нестандартных ситуаций, занятия-конкурсы, тренинги по поликультурной адаптации, проекты, требующие решения задач в условиях взаимодействия с субъектами поликультурной среды; моделирование профессиональной деятельности в поликультурной среде, включение элементов поликультурных факторов в содержание учебной практики студентов. Кроме того, проведение внеаудиторных мероприятий, усиливающие познавательный интерес к исследуемой проблеме у студентов и способствующих ориентации на дальнейшее развитие поликультурных компетенций, включают: конкурсы, национальные вечера, круглые столы с участием представителей национальных культур и др.

Умелое сочетание преподавателем различных форм и средств подготовки приводит к достижению достаточно высокого уровня профессиональной компетентности студентами. Современное общество предлагает новейшие достижения для формирования компетенции поликуль-турного общения (компьютерные программы, мультимедийные средства, учебно-методическое обеспечение), которые способствуют более качественному овладению профессиональной деятельностью. Взаимодействие традиционных и инновационных технологий (использование на занятиях ролевых игр, «коучинга», «кейс-ситуаций» и т.п.) в процессе подготовки к работе в поликультурной среде позволяет максимально индивидуализировать, активизировать, и, следовательно, интенсифицировать процесс формирования и развития профессиональной компетентности.

Игровые технологии основаны на том, что деятельность и поведение носителя роли в профессиональной деятельности зависит от того, насколько индивид усвоит роль. Учтено, что общественные отношения будущего менеджера сферы туризма, хотя и являются по своей сущности ролевыми, в процесс практико-ориентированной подготовки они приобретают определенное личностное наполнение в соответствии с проектированными образовательными технологиями.

Отметим, что реальное содержание роли определяется стандартами поведения, культурными традициями и особенностями. Следовательно, социальная роль будущего менеджера сферы туризма не означает абсолютных канонов поведения на основе норм, традиций, обычаев. Это можно достичь посредством накопления опыта ролевого поведения в стандартных и нестандартных ситуациях поликультурного взаимодействия с носителями различных культур.

Таким образом, вышеперечисленные педагогические условия способствуют продуктивной практико-ориентированной подготовке будущих менеджеров сферы туризма к работе в поли-

культурной среде, а также формированию и развитию профессиональной компетентности студентов, их самостоятельности в отборе и использовании материала, вызывают потребность в развитии и саморазвитии умений обобщать и конкретизировать практический материал профессиональной направленности.

Ссылки:

1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект. М., 1982 ; Дуранов М.Е. Структурно-функциональный подход к направленности личности. Материалы региональной конференции / под ред. М.Е. Дуранова. Магнитогорск, 1994. С. 70-79 ; Посталюк Н.Ю. Дидактические условия эффективного использования учебно-познавательных задач в высшей школе: дисс. ... канд. пед. наук. Казань, 1991.

2. Кузьмина Н.В. Системный подход в педагогическом исследовании. Л., 1980 ; Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975 ; Яковец Т.Я. Комплекс педагогических условий формирования готовности студентов вуза к самообразованию: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курган, 1999.

3. Абдуллина О.А. Мониторинг качества профессиональной подготовки // Высшее образование в России. 1998. № 3. С. 35-39 ; Библер В.С. Культура. Диалог культур (Опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31-42 ; Борисенков В.П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования / В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк. М., 2006 и др.

4. Banks J.A. Race and Culture in the Classroom. Teaching and Learning through Multicultural Education, Teachers College Press, New York, 1999.

5. Nieto S. Affirming Diversity Sociopolitical Context of Multicultural Education. - 4th edition. Pearson Education, Inc., 2004.

6. Sleeter C.E. Multicultural Education as Social Activism. Albany: State University of New York Press, 1996.

7. Baker G.C. Planning and Organizing for Multicultural Instruction. Addison-Wasley Publishing Company, Inc, 1983.

8. Ogbu, J.U. Minority Education and Caste: The American System in Cross-Cultural Perspective. N.Y.: Academic Press, 1978.

9. Жинкин А.В. Кубань: история, культура, курорты и туризм: Краснодар, 2003.

References (transliterated):

1. Babanskiy Y.K. Problemy povysheniya effektivnosti pedagogicheskikh issledovaniy: didakticheskiy aspekt. M., 1982 ; Duranov M.E. Strukturno-funktsional'niy podkhod k napravlennosti lichnosti. Materialy regional'noy konferentsii / ed. by M.E. Duranov. Magnitogorsk, 1994. P. 70-79 ; Postalyuk N.Y. Didakticheskie usloviya effektivnogo ispol'zovaniya uchebno-poznavatel'nykh zadach v vysshey shkole: diss. ... kand. ped. nauk. Kazan', 1991.

2. Kuz'mina N.V. Sistemniy podkhod v pedagogicheskom issledovanii. L., 1980 ; Talyzina N.F. Upravlenie protsessom usvoeniya znaniy. M., 1975 ; Yakovets T.Y. Kompleks pedagogicheskikh usloviy formirovaniya gotovnosti studentov vuza k samoobrazovaniyu: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kurgan, 1999.

3. Abdullina O.A. Monitoring kachestva professional'noy podgotovki // Vysshee obrazovanie v Rossii. 1998. № 3. P. 35-39 ; Bibler V.S. Kul'tura. Dialog kul'tur (Opyt opredeleniya) // Voprosy filosofii. 1989. № 6. P. 31-42 ; Borisenkov V.P. Polikul'turnoe obrazovatel'noe prostranstvo Rossii: istoriya, teoriya, osnovy proektirovaniya / V.P. Borisenkov, O.V. Gukal-enko, A.Y. Danilyuk. M., 2006 ,et al.

4. Banks J.A. Race and Culture in the Classroom. Teaching and Learning through Multicultural Education, Teachers College Press, New York, 1999.

5. Nieto S. Affirming Diversity Sociopolitical Context of Multicultural Education. - 4th edition. Pearson Education, Inc., 2004.

6. Sleeter C.E. Multicultural Education as Social Activism. Albany: State University of New York Press, 1996.

7. Baker G.C. Planning and Organizing for Multicultural Instruction. Addison-Wasley Publishing Company, Inc, 1983.

8. Ogbu, J.U. Minority Education and Caste: The American System in Cross-Cultural Perspective. N.Y.: Academic Press, 1978.

9. Zhinkin A.V. Kuban': istoriya, kul'tura, kurorty i turizm: Krasnodar, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.