Научная статья на тему 'Ресурсная база культурного туризма: традиции, современное состояние'

Ресурсная база культурного туризма: традиции, современное состояние Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1770
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ТУРИЗМ / КУЛЬТУРА / МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ДУХОВНЫЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / РЕСУРСНАЯ БАЗА / SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT / TOURISM / CULTURE / MATERIAL AND SPIRITUAL HISTORICAL AND CULTURAL VALUES / RESOURCE BASE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Егорова Елена Николаевна

В статье рассматриваются основные проблемы, связанные с определением понятия «культурный туризм», учитывая его историческое и социокультурное значение. Представлена классификация памятников культурного наследия на материальные и духовные историко-культурные ценности. Определяются объекты культурного туризма, к которым отнесен своеобразный, самобытный и неповторимый мир человека, формируемый на основе осознания процесса развития неповторимой самобытной культуры народа (архитектура, скульптура и живопись, археологические находки, рукотворные творения эстетики, этнологии и антропологии). Выявлены мотивационные составляющие популярности культурного туризма, связанные с потребностью в расширении кругозора, налаживании культурных связей и международного сотрудничества, посредством которых формируется целостное представление о культуре, обычаях и нравах других народов. Дается авторское определение понятия «культурный туризм».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural tourism resource base: traditions, current status

The paper reviews the main issues of defining the concept of cultural tourism in the context of its historical and sociocultural significance. Cultural heritage sites are classified according to the material and spiritual historical and cultural values. The study defines the objects of cultural tourism including the peculiar, one-of-a-kind and original world of the person generated through the awareness of the development of the people’s unique original culture (architecture, sculpture and painting, archaeological findings, man-made aesthetic, ethnological and anthropological creations). The research reveals the incentives of popular cultural tourism related to the need for broadening the outlook, promoting cultural relations and international cooperation which form a holistic view of culture, customs and traditions of other peoples. The author’s definition of cultural tourism is presented.

Текст научной работы на тему «Ресурсная база культурного туризма: традиции, современное состояние»

УДК 379.85:304.44

https://doi.org/10.24158/fik.2017.12.44

Егорова Елена Николаевна

кандидат педагогических наук,

старший преподаватель

Краснодарского государственного института

культуры

РЕСУРСНАЯ БАЗА

КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА: ТРАДИЦИИ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Egorova Elena Nikolaevna

PhD in Education Science, Senior Lecturer, Krasnodar State Institute of Culture

CULTURAL TOURISM RESOURCE BASE: TRADITIONS, CURRENT STATUS

Аннотация:

В статье рассматриваются основные проблемы, связанные c определением понятия «культурный туризм», учитывая его историческое и социокультурное значение. Представлена классификация памятников культурного наследия на материальные и духовные историко-культурные ценности. Определяются объекты культурного туризма, к кото-рым отнесен своеобразный, самобытный и неповторимый мир человека, формируемый на основе осознания процесса развития неповторимой самобытной культуры народа (архитектура, скульптура и живопись, археологические находки, рукотворные творения эстетики, этнологии и антропологии). Выявлены мотивационные составляющие популярности культурного туризма, связанные с потребностью в расширении кругозора, налаживании культурных связей и международного сотрудничества, посредством которых формируется целостное представление о культуре, обычаях и нравах других народов. Дается авторское определение понятия «культурный туризм».

Ключевые слова:

социокультурная среда, туризм, культура, материальные и духовные историко-культурные ценности, ресурсная база.

Summary:

The paper reviews the main issues of defining the concept of cultural tourism in the context of its historical and sociocultural significance. Cultural heritage sites are classified according to the material and spiritual historical and cultural values. The study defines the objects of cultural tourism including the peculiar, one-of-a-kind and original world of the person generated through the awareness of the development of the people's unique original culture (architecture, sculpture and painting, archaeological findings, man-made aesthetic, ethnological and anthropological creations). The research reveals the incentives of popular cultural tourism related to the need for broadening the outlook, promoting cultural relations and international cooperation which form a holistic view of culture, customs and traditions of other peoples. The author's definition of cultural tourism is presented.

Keywords:

sociocultural environment, tourism, culture, material and spiritual historical and cultural values, resource base.

Повышенные требования к подготовке менеджеров сферы туризма объясняются не только особенностями социально-экономического развития страны, но и потребностью в разработке научно-технологического и практического обеспечения профессионального образования на основе опережающей подготовки студентов, выбора и реализации использования современных информационных ресурсов, формирования единого образовательно-производственного пространства. Сегодня востребован вид туризма, предусматривающий знакомство с историей и культурой страны (архитектура, живопись, музыка, театр, фольклор, традиции, обычаи, образ и стиль жизни людей страны посещения), взаимодействие с окружающей средой на уровне региона и страны. Расширение социокультурной направленности подготовки менеджера сферы туризма порождает необходимость знаний в области культурного туризма.

При практико-ориентированной подготовке менеджеров сферы туризма ориентация на культурный туризм предопределена необходимостью подготовки специалистов, готовых к востребованному виду туристической деятельности, способствующей формированию целостного представления об особенностях и достопримечательностях региона или страны. Это в конечном счете обеспечивает доступность и интерпретацию культуры, так как «региональное исследование предполагает изучение процесса в четко выделенных географических и исторических рамках, воплощающих в себе специфику данного региона в сравнительно-сопоставительном контексте общих процессов...» [1, с. 33].

Сегодня отмечается большое количество видов туризма: международный, внутренний, въездной, выездной, национальный; организованный и неорганизованный; краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный; летний, зимний, межсезонный; индивидуальный, групповой, семейный; учитывающий возрастные особенности, виды передвижения и др. Всемирная туристская организация - ЮНВТО (англ. United Nations World Tourism Organization; UNWTO) рекомендует определять

направление туризма исходя из целей посещения региона или страны: развлечения и отдых, посещение близких и знакомых, профессионально-деловые цели, лечение, паломничество и др.

В практике организации туристского бизнеса важнейшим вопросом культурного туризма является определение его ресурсной базы, составляющей наследство прошлого, культурно-исторические объекты, что в значительной степени определяет направления экскурсионных маршрутов. Как свидетельствует практика, в настоящее время востребован данный вид туризма, происхождение которого относится к античному времени Греции и Рима, когда основными мотивами передвижения были экономика, обучение, религия, оздоровление. Так, в Древней Греции популярными были спортивные поездки, связанные с Олимпийскими играми. Римская аристократия использовала туризм для отдыха у моря, в горах и др. Туризм становится стимулом для формирования экономических отношений, удовлетворения духовных и художественно-эстетических запросов. В эпоху Средневековья туристические поездки были связаны с религиозными целями, позволяющими посещать места паломничества.

В эпоху Возрождения возрастает интерес к миру человека, а туризм становится способом удовлетворения интереса к другой культуре, потребности в приобретении новых знаний. Во второй половине XVIII в. в Европе создаются объединения любителей путешествовать, появляется термин «туризм». К концу XIX в. сфера туризма расширяется: появляется культурно-познавательный (познавательный) туризм, основанный на стремлении познакомиться с историческим наследием, современной культурой страны, ее памятниками, изобразительным искусством, шедеврами музыки, театральным творчеством, народным бытом и традициями.

Понятие «культурный туризм» впервые упоминается в каталоге путешествий в 1991 г. [2]. Ряд авторов [3] используют такие понятия, как культурно-познавательный туризм, познавательный туризм, экскурсионный туризм, и определяют данный вид туризма как познавательную деятельность, направленную на ознакомление с достопримечательными местами, культурно-массовыми мероприятиями, бытом и обычаями людей, в том числе религиозными. В культурном туризме основой является культура как целостное представление о материальных и нематериальных результатах деятельности человека в определенную историческую эпоху, которые сохраняются, совершенствуются и передаются из поколения в поколение. Главной целью культурного туризма является знакомство с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями страны посещения [4, с. 43] или посещение объектов исторического и культурного наследия, представленного археологическими и архитектурными достопримечательностями [5]. Объектами культурного туризма становятся материальная и духовная культура, созданная прошлыми поколениями (изобразительное, музыкальное искусство, архитектура, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы и т. п.). Туристическим ресурсом в контексте культурного туризма можно считать наличие объектов культуры, уникальных историко-культурных комплексов, представляющих произведения архитектуры, скульптуры и живописи, археологические находки, фестивали народного искусства, рукотворные творения эстетики, этнологии или антропологии.

Памятники культурного наследия классифицируют на: материальные историко-культурные ценности, к которым относятся документальные сведения, заповедные территории, памятники археологии и градостроительства, истории и искусства, и духовные историко-культурные ценности, в том числе зафиксированные духовные ценности, воплощенные духовные ценности, находящиеся на гране исчезновения, творчество выдающихся представителей искусства, архитектуры, живописи. Многие исторические памятники, хранимые на протяжении многих веков, разрушаются варварами уже в XXI в. (достаточно вспомнить трагическую судьбу Пальмиры).

Определение культурного туризма как самостоятельного направления в системе туризма основано на познавательной потребности современного человека, состоящей в осознанной необходимости получения новых впечатлений, опыта восприятия многообразного мира культуры. Кроме того, следует учитывать мотивацию туристов, вовлеченных в культурный туризм, которая основана на повышенном спросе впечатлений в сфере культурного туризма. Россия располагает богатейшими, но до сих пор не реализованными в полном объеме возможностями для организации культурного туризма, предоставления туристических услуг, расширяющих возможности туристских ресурсов, связанных с географическим и культурным многообразием региона.

Вузы, осуществляющие подготовку специалистов сферы туризма, должны реагировать на ресурсную базу региона, учитывать ее специфику, неповторимый колорит. Так, например, Кубань известна в России и мире своими музыкальными фестивалями, которые ежегодно собирают тысячи участников и зрителей. Такое зрелищное мероприятие, как «Атамань» [6], привлекает туристов многих стран песенным и танцевальным искусством различных этносов, проживающих в Краснодарском крае. Туристская ресурсная база, учитывающая специфические особенности региона, создает и новые образовательные условия, максимально приближенные к предстоящей профессиональной деятельности. При прохождении практики, ориентированной на культурный

туризм, студенты выходят на такой уровень квазипрофессиональной деятельности (А.А. Вербицкий) [7], который позволяет им получать практический опыт, дополнительные знания в области поликультурного взаимодействия и т. д. Краснодарский государственный институт культуры формирует у студентов поликультурную компетентность, позволяет в процессе обучения получить глубокие и всесторонние знания в области музыкально-песенного народного искусства, народных промыслов, которыми всегда славился данный регион. Именно культурно-историческое наследие является культурным потенциалом региона и образовательно-ресурсной базой подготовки конкурентоспособных специалистов в области туристического бизнеса.

Изучение своеобразной, самобытной и неповторимой культуры, традиций и обычаев страны обогащает духовный мир человека, формирует фундаментальную основу осознания процесса развития при сохранении неповторимости самобытной культуры народа. Особенности культурного многообразия мотивируют людей к расширению кругозора, являются основой создания культурных связей и международного сотрудничества, посредством которых человек составляет целостное представление о культуре других народов, обычаях и нравах.

Оригинальность и неповторимость культурного наследия региона и страны могут быть использованы для создания благоприятного имиджа: элементы и факторы культуры формируют представление о потенциальных возможностях местности, об уникальности национально-регионального культурного наследия. Важными составляющими популярности туристского направления для посещения являются культурные характеристики региона: постоянный интерес у туристов, как свидетельствует практика, вызывают самобытные элементы культуры народа. Представляют большой интерес для туристов народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства региона.

На современном этапе развития туристского бизнеса культурный туризм сохраняет культурно-нравственное, образовательное пространство человечества, формирует уважение и правильное понимание богатства и неповторимости мировых культур. Путешествия с целью расширения своего кругозора подразумевают межкультурное взаимодействие, когда каждый человек открыт для контактов и диалога, способен к восприятию культурных достижений других людей и сам готов поделиться теми достижениями, носителем которых он является.

Россия, и в частности каждый ее регион, обладает мощнейшими туристическими ресурсами, но в настоящее время на ее долю приходится всего 1 % мирового туристического продукта [8]. Это связано с недостаточностью появления на рынке нового туристического продукта и современной туристической инфраструктуры. Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения и укрепления независимости и самобытности народов. Огромный интерес представляют уникальные памятники древности, раннего железного Средневековья, которые по своей культурной ценности, уровню эстетического исполнения и исторической значимости могут соперничать с известными сокровищами мировых цивилизаций. Практико-ориенти-рованный подход как основа компетентностного обучения специалиста сферы культурного туризма направлен на овладение студентами всем арсеналом форм и средств представления уникальных явлений поликультурной среды.

В современном мире культурный туризм способствует утверждению толерантности, формирует уважительное отношение к культуре других народов, так как туристские путешествия предполагают межкультурное взаимодействие на основе осуществляемых контактов, позволяющих воспринимать культурные достижения народов и народностей. При проведении производственной практики на территории Краснодарского края следует учитывать этнический туризм, который представлен двумя основными формами: этнографические музеи (этнокультурные комплексы и центры) и этнические фестивали. Этнокультурные комплексы есть в Анапе, Сочи, Геленджике и Крымском районе. Так, на территории Анапы существует этнокультурный центр - парк «Добродея». Здесь воссоздано казачье подворье, сооружена настоящая казачья хата, специалисты сферы туризма знакомят гостей с жизнью и бытом кубанского казачества. Гостям предлагается попробовать традиционные казачьи блюда, а также увидеть искусную работу мастеров кузнечного, гончарного, скорняжного дела. Здесь же располагаются раскопки древнего города Горгиппия [9, с. 278]. При этом сам турист готов поделиться собственными культурными достижениями и ценностями, репрезентируя их при непосредственном контакте с представителями других культур.

Таким образом, систематизируя качественные характеристики ресурсной базы культурного туризма, можно утверждать: культурный туризм - это организованный процесс перемещения с целью ознакомления с культурными достопримечательностями, историческим наследием, народным художественным творчеством, традиционными ценностями, повседневной жизнью посещаемого региона. Специалисты в сфере культурного туризма должны быть ориентированы на

представление новых обоснованных, исторически достоверных дополнительных сведений, расширяющих кругозор и знания о регионе и стране. В процессе подготовки будущих менеджеров в сфере туризма важно опираться на имеющуюся ресурсную базу региона.

Ссылки и примечания:

1. Туравец Н.Р. Региональный компонент музыкального и музыкально-педагогического образования: методология, теория, практика : монография. Краснодар, 2012. 179 с.

2. Крачило Н.П. География туризма : учеб. пособие. Киев, 1987. 208 с.

3. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. Ростов н/Д., 2008. 252 с. ; Квартальнов В.А. Туризм : учебник. М., 2001. 320 с. ; Экономика и управление туристской деятельностью : учеб. пособие : в 2 ч. / ред. Г.А. Карпова, Л.В. Хорева. Ч. 2. СПб., 2011. 135 с. ; Steinecke A. Kulturtourismus: Markstructuren, Fallstudien, Perspektiven. Oldenburg, 2007. 396 S.

4. Квартальнов В.А. Указ. соч. С. 43.

5. Крачило Н.П. Указ. соч.

6. Этническая станица Атамань воссоздана в 2009 г. на Кубани в Темрюкском районе. На этом месте в сентябре 1792 г. высадились первые черноморские казаки.

7. Вербицкий A.A. Контекстное обучение: теория и технологии // Новые методы и средства обучения. Педагогические технологии контекстного обучения. 1994. № 2 (16). С. 3-57.

8. Приведено по: Изотова М.А., Матюхина И.А. Инновации в культурном сервисе и туризме. М., 2006. 223 с.

9. Туравец Н.Р., Егорова Е.Н. Педагогические условия практико-ориентированной подготовки будущих менеджеров сферы туризма к работе в поликультурной среде // Теория и практика общественного развития. 2012. № 12. С. 276-280.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.