Научная статья на тему 'Важнейшая задача современного образования - воспитание творческой личности'

Важнейшая задача современного образования - воспитание творческой личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНОЕ И РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахимов Бахтиёр Худойбердиевич

Одной из важнейших задач современного образования является воспитание творческой личности. В данной статье освещены творческие и практические аспекты формирования исследовательских умений и навыков у учащихся и студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Важнейшая задача современного образования - воспитание творческой личности»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ -ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ Рахимов Б.Х.

Рахимов Бахтиёр Худойбердиевич - доктор педагогических наук, профессор, афедра педагогики и психологии, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: одной из важнейших задач современного образования является воспитание творческой личности. В данной статье освещены творческие и практические аспекты формирования исследовательских умений и навыков у учащихся и студентов.

Ключевые слова: проблемное и развивающее обучение, творческая деятельность, исследовательский метод.

Развитие научно-творческих способностей обучающихся именно в юношеском возрасте является одной из актуальных проблем педагогических наук. В настоящее время старшему поколению придется в большей степени прислушиваться к мнению молодежи, учитывать их интересы, духовные потребности, внести изменения в форму и средства обучения, включая цели и задачи прогрессивных педагогических технологий [1.74].

Каждому педагогу должно быть известно, что способ постановки целей, из которых исходит педагогическая технология, отличается своей инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся.

Каждый педагог должен заниматься самообразованием, усваивая теории педагогических технологий, использовать интерактивные методы обучения. Использование интерактивных методов обучения позволяет ученику проявить себя в различных областях знания. К методам развития опыта творческой деятельности, проявления научно-творческих способностей относятся методы, активизирующие творческое мышление, помогающие выработать умения решать новые проблемы, ведущие к целенаправленному сознательному поиску решения проблемы. Эти методы были разработаны Г. С. Альтшуллером, О. Г. Богдановой, А. В. Брушлинским, П. Якобсоном и др. К ним относятся методы с применением затрудняющих условий: метод временных ограничений; метод внезапных запрещений; метод скоростного эскизирования; метод новых вариантов; метод информационной недостаточности; Методы группового решения творческих задач: метод Дельфи; метод черного ящика; метод дневников; метод 6-6; прямая коллективная «мозговая атака»; «мозговой штурм». Эти методы помогают проявить и развить у обучающихся беглость, гибкость мысли, оригинальность, любознательность, способность к разработке гипотезы, способствуют выявлению новых идей, поиску новых решений проблемных ситуаций и проблемного вопроса, креативности. Кроме того, у обучающихся формируются знания, навыки и умения использования их в своей профессиональной деятельности [2.81].

В качестве основной характеристики тенденции развития образования в современной социокультурной ситуации можно обозначить разработку стратегии образования, определение перспектив эволюции педагогического знания и педагогического образования XXI в., попытку преодоления свойственных этому процессу противоречий.

Выход из создавшегося положения не представляется возможным без формирования элитарности человека. Элитарность человека есть сущностная

характеристика личности и развивающей его творческой деятельности. Интегративным качеством элитарности человека является творческая деятельность, направленная на сотворение развитой личности [3.55].

Особое значение в данном контексте приобретает проблема формирования элитарности человека к организации развивающего обучения, призванного формировать не только знания и умения, но и опыт творческого, теоретического мышления, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, развитие потенциальных возможностей каждого школьника. Такое обучение в состоянии обеспечить только тот учитель, который обладает высокой педагогической культурой, способен разрешать возникающие противоречия, осмысливать и использовать передовые теории и продуктивный опыт обучения. Педагогическая культура, как и любое творчество, есть единство нормативного и креативного (творческого), причем значение последнего в условиях обновления практики должно быть особенно актуализировано.

В настоящее время сложились объективные условия для разработки разноуровневой дидактической концепции по формированию элитарности человека, а значит, его готовности к успешной организации развивающего общества.

Исследования педагогов основываются на принципиальных положениях элитарности человека, на идее гуманизации профессионального и личностного становления элитарности как основополагающего элемента нового творческого мышления, культурологического подхода, на теории общепедагогической подготовки личности, формирования мастерства, творчества, развития творческой деятельности.

Анализ позволяет выделить основные проблемы формирования элитарности человека:

• творческой направленности деятельности человека;

• общечеловеческой подготовки;

• формирования творческого мышления;

• педагогического творчества;

• дидактической подготовки учителя;

• подготовки учителя к реализации целостного педагогического процесса;

• технологического подхода в школьном и вузовском образовании;

• методологической культуры педагога.

Исследование позволяет сделать вывод: несмотря на то, что внедрение технологий развивающего обучения приобрело широкий характер, проблема подготовки элитарности человека не только не подвергается должному исследованию, но и не поставлена. Это одно

из многих противоречий школьного и педагогического вузовского образования, необходимость разрешения которого давно назрела.

Формирование элитарности человека обеспечивается на основе программно и системно организуемой учебно-воспитательной деятельности в процессе его профессионально-педагогической подготовки.

Элитарность человека в данном контексте предполагает особое мастерство, умение осмыслить, принять и творчески реализовать теории и методические системы развивающего обучения, требующие структурной и содержательной перестройки осмысления и осознания противоречий в теориях и практике жизни. Элитарность человека, способного организовать развивающее общество, представляет собой своеобразную микропедагогическую культуру.

Исследование создает предпосылки для дальнейшего изучения области вопросов по проблеме подготовки учителя к развивающему обучению:

• соотношение теорий развивающего обучения и теории проблемного обучения в подготовке учителя;

• контроль качества знаний, умений и навыков учащихся в системе развивающего обучения;

• коммуникативная деятельность в условиях развивающего обучения;

• формирование опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру.

Список литературы

1. Закон «Об образовании Республики Узбекистан» Ташкент, 1998. С. 20-29.

2. Джураев Р.Х. Факторы, влияющие на процесс формирования молодежной субкультуры будущего учителя [Текст] / Р. Х. Джураев, Б. Х. Рахимов // Современная российская элита: сб. ст. / под общ. ред. О.В. Красновой и Б.В. Кайгородова. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2008. С. 61-66.

3. Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 1

4. КиберЛенинка: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/vazhneyshaya-zadacha-sovremennogo -obrazovamya-vospitanie-tvorcheskoy-lichnosti/ (дата обращения: 28.05.2018).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОБРАЗОВАНИИ

Болибеков А.А. ( >

Болибеков Алишер Абдусаломович - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра методики начального и дошкольного образования, педагогический факультет, Гулистанский государственный университет, г. Гулистан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрывается важность использования инновационных технологий в образовании и значение внедрения их в учебный процесс. Анализируется эффективность медиа-образования и обучения с использованием инновационных технологий.

Ключевые слова: образование, модернизация, совершенствование, инновационные технологии, интернет-ресурсы, медиа-образование.

Развитие информационных технологий внесло большие изменения в сферу образования. В результате глобализации в сфере информационно-коммуникационных технологий ускорились процессы обмена информацией. В настоящее время информационно-коммуникационные технологии способствовали не только развитию и совершенствованию передовых инновационных методов обучения, но и организации новых форм занятий посредством применения инновационных технологий, улучшению качества материалов, предоставляемых обучаемым на занятиях и во внеаудиторное время, увеличению их видов, поышению эффективности занятий с использованием интернет-ресурсов, интерактивных технологий и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.