Научная статья на тему 'Важнейшая задача современного образования - воспитание творческой личности'

Важнейшая задача современного образования - воспитание творческой личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2635
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНОЕ И РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД / PROBLEM-BASED AND DEVELOPMENTAL LEARNING / CREATIVE ACTIVITY / RESEARCH METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Барно Алижон Хожи Кизи, Рахимов Бахтиер Худойбердиевич

Одной из важных задач современного образования является воспитание творческой личности. В данной статье освещены творческие и практические аспекты формирования исследовательских умений и навыков у учащихся и студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Most Important Objective of Modern Education - Upbringing of a Creative Individual

One of the most acute problems of the modern education is the upbringing of a creative individual. The given article highlights creative and practical aspects of the research skills that should be acquired by pupils and students.

Текст научной работы на тему «Важнейшая задача современного образования - воспитание творческой личности»

► ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

важнейшая задача современного

образования - воспитание творческой личности

THE MOST iMPORTANT OBJECTiVE OF MODERN EDUCATiON -UPBRiNGiNG OF A CREATiVE iNDiViDUAL

Назарова Барно Алижон хожи кизи

Директор колледжа Дошкольного образования и сервиса г. Гулистана Республики Узбекистан, научный исследователь Научно-исследовательского института педагогических наук Республики Узбекистан, кандидат педагогических наук e-mail: baxtiyor@mail.ru

Рахимов Бахтиер Худойбердиевич

Профессор Гулистанского государственного университета Республики Узбекистан, доктор педагогических наук e-mail: baxtiyor@mail.ru

Аннотация. Одной из важных задач современного образования является воспитание творческой личности. В данной статье освещены творческие и практические аспекты формирования исследовательских умений и навыков у учащихся и студентов.

Ключевые слова: проблемное и развивающее обучение, творческая деятельность, исследовательский метод.

Nazarova Barno Alijon hoji kizy

The Head of Early childhood education and service College, the city of Gulistan, the Republic of Uzbekistan, a Research Fellow at Uzbekistan institute for Pedagogical Studies, PhD in Education e-mail: baxtiyor@mail.ru

Rahimov Baxtiyor H.

Professor at Gulistan State University, the Republic of Uzbekistan, ScD in Education e-mail: baxtiyor@mail.ru

Abstract. One of the most acute problems of the modern education is the upbringing of a creative individual. The given article highlights creative and practical aspects of the research skills that should be acquired by pupils and students.

Keywords: problem-based and developmental learning, creative activity, research method.

В современных условиях развитие научно-творческих способностей обучающихся именно в юношеском возрасте является одной из актуальных проблем педагогических наук. Юноши и девушки - старшеклассники школы, ученики профессионального колледжа или академического лицея, студенты вуза - это наше подрастающее поколение, которое является основой прогресса государства и общества.

Как проявляются перечисленные выше индивидуальные свойства именно в юношеском возрасте? Слово «юность» означает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает достижение социальной зрелости личности. В этот период каждый молодой человек хочет найти своего место в обществе, определиться с выбором профессии и, конечно, стремится к углубленному усвоению знаний и научно-творческих способностей на пользу себе и обществу.

Обращаясь к истории человечества, этнограф Маргарет Мид (США) выделяет три типа общества: постфигуративные, в которых дети учатся у старших, фигуративные, где и дети, и взрослые учатся прежде всего у равных, сверстников, и префигуративные, где старшие не только обучают детей, но и учатся у них.

Префигуративная культура ориентируется главным образом на будущее. В настоящее время старшему поколению придется в большей степени прислушиваться к мнению молодежи, учитывать их интересы, духовные потребности, внести изменения в форму и средства обучения, включая цели и задачи прогрессивных педагогических технологий.

Каждому педагогу должно быть известно, что способ постановки целей, из которых исходит педагогическая технология, отличается своей инструментальностью. Он состоит в том, что цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся.

Каждый педагог должен заниматься самообразованием, усваивая теории педагогических технологий, использовать интерактивные методы обучения. Использование интерактивных методов обучения позволяет ученику проявить себя в различных областях знания. К методам развития опыта творческой деятельности, проявления научно-творческих способностей относятся методы, активизирующие творческое мышление, помогающие выработать умения решать новые проблемы, ведущие к целенаправленному сознательному поиску решения проблемы. Эти методы были разработаны Г. С. Альтшуллером, О. Г. Богдановой, А. В. Брушлинским, П. Якобсоном и др. К ним относятся методы с применением затрудняющих условий: метод временных ограничений; метод внезапных запрещений; метод скоростного эскизирования; метод новых вариантов; метод информационной недостаточности;

Методы группового решения творческих задач: метод Дельфи; метод черного ящика; метод дневников; метод 6-6; прямая коллективная «мозговая атака»; «мозговой штурм».

Эти методы помогают проявить и развить у обучающихся беглость, гибкость мысли, оригинальность, любознательность, способность к разработке гипотезы, способствуют выявлению новых идей, поиску новых решений проблемных ситуаций и проблемного вопроса, креативности. Кроме того, у обучающихся формируются знания, навыки и умения использования их в своей профессиональной деятельности.

Назарова Б. А., Рахимов Б. Х. | Важнейшая задача современного образования - воспитание...

В качестве основной характеристики тенденции развития образования в современной социокультурной ситуации можно обозначить разработку стратегии образования, определение перспектив эволюции педагогического знания и педагогического образования XXI в., попытку преодоления свойственных этому процессу противоречий.

Выход из создавшегося положения не представляется возможным без формирования элитарности человека. Элитарность человека есть сущностная характеристика личности и развивающей его творческой деятельности. Интегративным качеством элитарности человека является творческая деятельность, направленная на сотворение развитой личности.

Особое значение в данном контексте приобретает проблема формирования элитарности человека к организации развивающего обучения, призванного формировать не только знания и умения, но и опыт творческого, теоретического мышления, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, развитие потенциальных возможностей каждого школьника. Такое обучение в состоянии обеспечить только тот учитель, который обладает высокой педагогической культурой, способен разрешать возникающие противоречия, осмысливать и использовать передовые теории и продуктивный опыт обучения. Педагогическая культура, как и любое творчество, есть единство нормативного и креативного (творческого), причем значение последнего в условиях обновления практики должно быть особенно актуализировано.

В настоящее время сложились объективные условия для разработки разноуровневой дидактической концепции по формированию элитарности человека, а значит, его готовности к успешной организации развивающего общества.

Решение обозначенной проблемы базируется на философских и психологических положениях о природе и сущности творчества, творческой деятельности, мышления, о сущности культуры, о единстве теории и практики, абстрактного и конкретного, теоретического и эмпирического, на теории личности и теории деятельности.

Исследования педагогов основываются на принципиальных положениях элитарности человека, на идее гуманизации профессионального и личностного становления элитарности как основополагающего элемента нового творческого мышления, культурологического подхода, на теории общепедагогической подготовки личности, формирования мастерства, творчества, развития творческой деятельности.

Анализ позволяет выделить основные проблемы формирования элитарности человека:

• творческой направленности деятельности человека;

• общечеловеческой подготовки;

• формирования творческого мышления;

• педагогического творчества;

• дидактической подготовки учителя;

• подготовки учителя к реализации целостного педагогического процесса;

• технологического подхода в школьном и вузовском образовании;

• методологической культуры педагога.

Исследование позволяет сделать вывод: несмотря на то, что внедрение технологий развивающего обучения приобрело широкий характер, проблема подготовки элитарности человека не только не подвергается должному исследованию, но и не поставлена. Это одно

из многих противоречий школьного и педагогического вузовского образования, необходимость разрешения которого давно назрела.

Формирование элитарности человека обеспечивается на основе программно и системно организуемой учебно-воспитательной деятельности в процессе его профессионально-педагогической подготовки.

Элитарность человека в данном контексте предполагает особое мастерство, умение осмыслить, принять и творчески реализовать теории и методические системы развивающего обучения, требующие структурной и содержательной перестройки осмысления и осознания противоречий в теориях и практике жизни. Элитарность человека, способного организовать развивающее общество, представляет собой своеобразную микропедагогическую культуру.

Для формирования педагогической культуры учителя, его готовности к успешной организации развивающего общества разработана дидактическая разноуровневая система (содержательно-целевой, методический, процессуальный аспекты) его подготовки к развивающему обучению.

Разработана модель теоретической и практической подготовки учителя, включающая:

• усвоение теоретических знаний по проблемам развивающего обучения на лекционных и практических аудиторных занятиях;

• наблюдение, фиксацию, анализ образовательного процесса в условиях развивающего обучения на лабораторно-практических занятиях в школе;

• конструирование дидактических моделей «развивающего урока» в контексте содержательно-целевого, методического, процессуального и практически-результативного аспектов на аудиторных лабораторно-практических занятиях;

• проведение, анализ и самоанализ «развивающего урока» студентами в аудиторных семинарских и лабораторно-практических занятиях;

• самостоятельную работу по изучению первоисточников, программ и учебников по дидактическим системам развивающего обучения и проведение коллоквиумов по самостоятельной работе (по сетевому графику).

Опытно-экспериментальная проверка подтвердила высокую эффективность разработанной дидактической системы подготовки будущего учителя к развивающему обучению. Проведенное исследование позволило сформулировать педагогические условия, обеспечивающие подготовку учителя к успешной организации развивающего обучения.

Исследование создает предпосылки для дальнейшего изучения области вопросов по проблеме подготовки учителя к развивающему обучению:

• соотношение теорий развивающего обучения и теории проблемного обучения в подготовке учителя;

• контроль качества знаний, умений и навыков учащихся в системе развивающего обучения;

• коммуникативная деятельность в условиях развивающего обучения;

• формирование опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру.

Назарова Б. А., Рахимов Б. Х. | Важнейшая задача современного образования - воспитание.

Список литературы

1. Закон «Об образовании Республики Узбекистан» [Текст]. - Ташкент, 1998. - С. 20-29.

2. Джураев, Р. Х. Факторы, влияющие на процесс формирования молодежной субкультуры будущего учителя [Текст] / Р. Х. Джураев, Б. Х. Рахимов // Современная российская элита: сб. ст. / под общ. ред. О. В. Красновой и Б. В. Кайгородова. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2008. - С. 61-66.

References

1. Zakon "Ob obrazovanii Respubliki Uzbekistan". Tashkent, 1998. Pp. 20-29.

2. Dzhuraev R. Kh., Rahimov B. H. Faktory, vliyayushchie na protsess formirovaniya molodezhnoy subkultury budushchego uchitelya. In: Krasnova O. V., Kaygorodov B. V. Sovremennaya rossiyskaya elita: sb. st. Moscow: Izd-vo Moskovskogo psikhologo-sotsialnogo in-ta, 2008. Pp. 61-66.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.