Научная статья на тему 'Вариативность представлений студентов о практическом психологе в контексте типичных психологических проблем юношеского возраста'

Вариативность представлений студентов о практическом психологе в контексте типичных психологических проблем юношеского возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
163
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СИТУАЦИЯ КОНСУЛЬТАТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ТИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРАКТИЧЕСКОМ ПСИХОЛОГЕ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / SOCIAL IDEAS / SITUATION OF CONSULTATIVE INTERACTION / TYPES OF PSYCHOLOGICAL PROBLEMS / NOTIONS ABOUT PRACTICAL PSYCHOLOGIST / YOUTH AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михеева Ирина Викторовна, Середина Татьяна Сергеевна

Статья посвящена вариативности представлений студентов о практическом психологе в контексте различных психологических проблем, характерных для юношеского возраста. Рассматриваются теоретические подходы к изучению социальных представлений, их роли в регуляции межличностного взаимодействия, в том числе в ситуации психологического консультирования. Обсуждаются результаты эмпирического исследования специфики представлений о практическом психологе у студентов различных специальностей с учетом характера психологических проблем, доминирующих на данном этапе социализации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Variability of Student's Notions about Practical Psychologist in the Context of Typical Psychological Problems of Youth Age

The article describes the variability of student's notions about a practical psychologist in the context of various psychological problems typical to youth age. The theoretical approaches to research of social ideas, their role in the regulation of interpersonal interaction were regarded including situations of consulting. The authors present the results of the empirical research into the specifc notions about a practical psychologist, what students of different specialties have. These problems were researched in the context of the types of psychological problems, dominating at this stage of socialization.

Текст научной работы на тему «Вариативность представлений студентов о практическом психологе в контексте типичных психологических проблем юношеского возраста»

ББК 88.4

И.В. Михеева, Т.С. Середина Вариативность представлений студентов о практическом психологе в контексте типичных психологических проблем юношеского возраста

I.V. Mikheeva, T.S. Seredina

Variability of Student’s Notions about Practical Psychologist in the Context of Typical Psychological Problems of Youth Age

Статья посвящена вариативности представлений студентов о практическом психологе в контексте различных психологических проблем, характерных для юношеского возраста. Рассматриваются теоретические подходы к изучению социальных представлений, их роли в регуляции межличностного взаимодействия, в том числе в ситуации психологического консультирования. Обсуждаются результаты эмпирического исследования специфики представлений о практическом психологе у студентов различных специальностей с учетом характера психологических проблем, доминирующих на данном этапе социализации.

Ключевые слова: социальные представления, ситуация консультативного взаимодействия, типы психологических проблем, представления о практическом психологе, юношеский возраст.

В основе ситуации психологического консультирования, в рамках какой бы концепции ни работал практикующий психолог, лежит процесс общения. Соответственно, для повышения эффективности взаимодействия консультанта и клиента необходимо учитывать действие психологических механизмов, опосредующих социальную перцепцию, а также закономерности развертывания процесса общения как такового. Отметим, что на первом этапе взаимодействия клиента и психолога особую роль играют те социальные представления, которые сформировались у них еще до вступления в прямой контакт.

Кроме того, восприятие человека человеком включает в себя не только перцептивную составляющую, но и процессы мышления, на которых основана оценка (включая эмоциональную), а также мотивация необходимости дальнейшего взаимодействия с воспринимаемым человеком или отказ от него. В качестве «ориентировочной основы поведения» А.Н. Леонтьев предлагал рассматривать образ как результат социально-перцептивного процесса, который по своей значимости зачастую превосходит сам объект восприятия [1]. Базой формирования образа выступают социальные представления, которые, как показывают исследования, посвященные данной

The article describes the variability of student’s notions about a practical psychologist in the context of various psychological problems typical to youth age. The theoretical approaches to research of social ideas, their role in the regulation of interpersonal interaction were regarded including situations of consulting. The authors present the results of the empirical research into the specific notions about a practical psychologist, what students of different specialties have. These problems were researched in the context of the types of psychological problems, dominating at this stage of socialization.

Key words: social ideas, situation of consultative interaction, types of psychological problems, notions about practical psychologist, youth age.

проблематике, играют значимую роль в процессах регуляции межличностного взаимодействия, а также адаптации личности к новым ситуациям за счет сохранения устойчивой картины мира в условиях дефицита информации [2]. Стабильность окружающего мира поддерживается с помощью механизмов стереотипизации и схематизации, которые облегчают объяснение человеком своего и чужого поведения, задают точки отсчета, позволяют прогнозировать развитие ситуации [3].

Возвращаясь к ситуации консультативного взаимодействия, необходимо подчеркнуть, что большинство исследований социальных представлений о практическом психологе обращено к выявлению образа-типажа, схематично и достаточно «грубо» отражающего ядерную основу данных представлений, без учета влияния таких факторов, как специфика ситуации и субъектов взаимодействия. Необходимость владения знаниями о возможной вариативности представлений клиентов о психологе для повышения эффективности консультативного взаимодействия определяет актуальность данного исследования.

Цель исследования - описание специфики представлений о практическом психологе студентов психологических и непсихологических специальностей

в контексте психологических проблем, характерных для данного возраста.

Объект исследования - социальные представления о практическом психологе.

Предмет исследования - особенности представлений студентов о практическом психологе в контексте возможных психологических проблем.

Гипотезы: 1) содержательные характеристики представлений о практическом психологе у студентов будут определяться типами личностных проблем, характерных для юношеского возраста; 2) представления о практическом психологе будут различаться у студентов психологических и непсихологических специальностей.

Методы сбора эмпирических данных: экспертный опрос, метод шкалирования (авторская шкальная методика, направленная на изучение представлений о практическом психологе).

Математико-статистическая обработка данных производилась с использованием непараметрических критериев Колмогорова-Смирнова, и-критерия Манна-Уитни в статистическом пакете SPSS 17.0.

Эмпирической базой исследования выступили студенты третьего курса Алтайского государственного университета различных специальностей (биологи, историки, психологи).

Исследование проводилось в несколько этапов:

1. На этапе пилотажного исследования с помощью экспертного опроса были выявлены личностные и профессиональные качества, которые приписываются практическому психологу, а также типы личностных проблем, актуальных для студенческой среды; сконструирована методика для выявления представлений о практическом психологе (20 шкал-дескрипторов) в контексте психологических проблем, характерных для данного возраста (8 типов проблем).

2. На основном этапе исследования студентам предлагалось выбрать из общего списка 10 наиболее важных качеств практического психолога с учетом того, с какой из выделенных проблем они бы к нему обратились. В дальнейшем выбранные качества ранжировались по критерию значимости для респондентов.

3. Этап обработки и интерпретации данных.

На основе среднего ранга, полученного для каждого дескриптора, были выделены наиболее значимые для студентов характеристики практического психолога применительно к различным типам проблем (трудности в учебной деятельности, во взаимоотношениях с противоположным полом, в профессиональном самоопределении, в общении, во взаимоотношениях с родителями, в эмоциональной сфере, проблемы самооценки, самопознания и саморазвития).

Для каждого типа проблем выявлены блоки дескрипторов, имеющих равное значение для всех респондентов, а также специфические качества, вы-

деляемые студентами разных специальностей (учитывались шкалы, для которых уровень значимости критерия Манна-Уитни колеблется в интервале от

0,05 до 0,1).

В случае возникновения трудностей в учебной деятельности для студентов общими значимыми качествами практического психолога являются: искренний, спокойный, умеющий выслушать другого, способный встать на позицию другого, уверенный, открытый, общительный. В целом данный список не включает специфические профессиональные качества психолога, а скорее отражает потребность студентов в партнере по общению, способном выслушать, понять и поддержать. Таким образом, инструментальный аспект (поиск средств решения проблемы) деятельности психолога как таковой отсутствует. Однако именно этот аспект является значимым для студентов психологических специальностей, которые дополнительно выделяют такие качества, как «успешный» и «опытный», отражающие уровень личной состоятельности психолога в профессиональной деятельности. Для студентов непсихологических специальностей представление о психологе как собеседнике насыщается значимыми внешними признаками, определяющими степень комфорта в ситуации общения (доброжелательный, отзывчивый, с приятной внешностью).

Проблемы, связанные с трудностями во взаимоотношениях с противоположным полом, определили следующий общий для студентов перечень характеристик психолога: способный выслушать другого, отзывчивый, уверенный, открытый, общительный, вселяющий уверенность, доброжелательный. По-прежнему важным остается желание взаимодействовать с «понимающим» партнером в лице психолога, но специфика проблемы раскрывается в усилении потребности в принятии и поддержке (отзывчивый, доброжелательный, вселяющий уверенность). У студентов непсихологических специальностей это усугубляется высокой значимостью таких качеств психолога, как «спокойный» и «обладающий приятной внешностью». Вероятно, специфика проблемы женско-мужских отношений старательно маскируется, что может обусловливаться страхом студентов обнаружить свою несостоятельность в одной из наиболее значимых для данного возраста областей. Студенты психологических специальностей, на наш взгляд, демонстрируют большую готовность к решению самой проблемы во взаимодействии с психологом, подчеркивая важность наличия у него таких качеств, как «опытный» и «раскрепощенный». Общение с психологом рассматривается как возможность «проиграть» ситуацию взаимоотношений с противоположным полом, примерить разные способы поведения в подобных ситуациях, ассимилировать новый опыт.

При анализе проблемы «трудности в профессиональном самоопределении» выделился качественно

новый список общих для студентов характеристик психолога: ответственный, сильный, эрудированный, вселяющий уверенность, опытный. Примечательно, что в данном перечне практически отсутствует «психологическая» компонента представлений о психологе. Совокупность характеристик в большей степени отражает высокий уровень компетентности, профессионализма, социальную активность, присущие состоявшемуся специалисту в любой области, а не только психологу. У студентов непсихологических специальностей это смягчается введением дополнительного качества «доброжелательный», в то время как студенты-психологи, выделяя дескрипторы «уверенный» и «успешный», в своих представлениях наиболее полно воплощают образ «учителя», «наставника», «гуру». Таким образом, на наш взгляд, в данном случае ярко проявлена специфика проблемы, за счет которой происходит трансформация представлений студентов о значимых качествах психолога-профессионала.

Трудности в общении актуализируют в представлениях студентов следующий набор характеристик практического психолога: способный встать на позицию другого, отзывчивый, уверенный, ответственный, открытый, раскрепощенный, общительный. Ориентация на коммуникативные качества психолога обусловлена самой сутью проблемы. Таким образом, психолог выступает как некий эталон, воспринимается как человек, демонстрирующий эффективность и успешность в межличностном взаимодействии. Это можно рассматривать как главный ресурс, которым студенты наделяют психолога в своих представлениях и на который могут рассчитывать и опереться. Однако если студенты непсихологических специальностей в большей степени настроены на пассивное принятие поддержки со стороны психолога, который «способен выслушать другого» и «спокоен», то студенты-психологи готовы проявлять активность в поиске собственных ресурсов. Этим, на наш взгляд, обусловливается введение студентами-психологами таких дополнительных качеств, как «вселяющий уверенность» и «терпеливый» (терпимый, последовательный, готовый неоднократно возвращаться к решению проблемы), что позволяет сделать вывод о более глубоком, можно сказать, профессиональном понимании сложности проблемы.

Ситуации, связанные с трудностями во взаимоотношениях с родителями, определяют в представлениях студентов следующие ключевые характеристики психолога: уверенный, спокойный, терпеливый, искренний. Эти качества (общие для всей выборки) презентируют образ «идеального родителя» и в очередной раз подчеркивают взаимосвязь типа психологической проблемы с наиболее важными характеристиками психолога, определяющими содержательную сторону представлений о нем студентов. Однако «детско-родительские» взаимоотношения

студентов с психологом имеют свою специфику, которая, на наш взгляд, вполне может быть обусловлена уровнем психологической культуры личности. Добавляя к общему списку такие качества, как «способный встать на позицию другого», «отзывчивый», «открытый», студенты непсихологических специальностей реализуют желание оставаться в роли ребенка при «хорошем» родителе. Студенты-психологи, напротив, демонстрируют готовность формировать собственную взрослую позицию, и психологу в этом процессе отводится направляющая функция («ответственный», «вселяющий уверенность», «опытный»). Иными словами, они рассчитывают не только на понимание, но и ожидают поддержки в реализации своего личностного потенциала, осуществлении попыток опираться на собственные ресурсы в выстраивании отношений с родителями.

Психолог, способный помочь разрешить трудности в эмоциональной сфере, представляется студентам как терпеливый, открытый, способный выслушать другого, уверенный, ответственный, сильный, доброжелательный. На наш взгляд, данные качества отражают высокий уровень самоконтроля и самоорганизации психолога, его способность управлять не только собственными эмоциями, но и регулировать психоэмоциональное состояние клиента. Таким образом, студенты приписывают психологу качества, релевантные заявленной проблемной ситуации. В данном случае мы не обнаружили значимых различий в содержании представлений студентов разных специальностей. Вероятно, это объясняется тем, что сама формулировка проблемы, использованная в исследовательском инструментарии, отличается некоторой неоднозначностью, и для каждого из респондентов изменение психоэмоционального состояния, возможно, ассоциируется со специфическими трудностями, различающимися как содержанием, так и глубиной переживания. Это, в свою очередь, вероятно, «размывает» специфику представлений студентов и не позволяет увидеть ее взаимосвязь с получаемой специальностью.

Проблемы, связанные с самооценкой, отражаются в представлениях студентов о психологе через доминирование следующих характеристик: отзывчивый, уверенный, ответственный, открытый, спокойный, общительный, доброжелательный, искренний. Качества психолога как профессионала, самореализовавшейся личности нивелируются, и акцент делается на его способности принимать, поддерживать, подбадривать клиента. Активная собственная позиция, успешность, достижения психолога не востребованы, и в этом, на наш взгляд, также проявляется взаимосвязь типа психологической проблемы со спецификой «требований», предъявляемых студентами к специалисту. Респонденты, возможно, опасаются оказаться в ситуации конкуренции, когда их собственные достижения,

способности и качества могут быть подвергнуты сравнению.

Необходимо отметить, что трудности, связанные с колебанием самооценки, являются одной из ключевых психологических проблем юношеского возраста, что объясняет единообразие в представлениях студентов разных специальностей о психологе.

Обращение к психологу может быть продиктовано не только наличием трудностей в различных сферах, но и желанием развиваться, стремлением к личностному росту и познанию себя. Поэтому в перечне проблем, характерных для студенчества, присутствует и такая категория, как самопознание и саморазвитие. Был выделен список дескрипторов, характеризующих психолога в представлениях студентов в данном контексте: ответственный, энергичный, открытый, эрудированный, искренний. Данное сочетание качеств присуще личности с активной жизненной позицией, стремящейся реализовать собственный потенциал, понимать себя, свои потребности, быть конгруэнтной в отношениях с окружающими - «изменять себя, не изменяя себе». Психолог в глазах студентов предстает как некий эквивалент идеальной самоактуализи-рующейся личности, способной вдохновлять, вести

за собой, сопровождать на пути личностного роста. Особенно ярко это прочитывается в представлениях студентов-психологов («уверенный», «вселяющий уверенность», «опытный»), в то время как студенты непсихологических специальностей сохраняют более пассивную позицию, ориентируясь скорее на поддержку («спокойный»).

Таким образом, характер трудностей, с которыми сталкиваются студенты, зачастую полностью определяет набор качеств, вызывающих у респондентов доверие и желание обратиться к специалисту. Чаще всего психолог выступает как «носитель» тех ресурсов, дефицит которых не позволяет клиенту самостоятельно справляться с возникающей проблемой.

Специфика получаемого студентами образования, а тем самым, уровень психологической культуры личности обусловливает качественное своеобразие помощи, на которую они рассчитывают во взаимодействии с психологом. Студенты непсихологических специальностей ориентированы в большей степени на получение поддержки, тогда как студенты-психологи демонстрируют готовность не только предъявлять собственную позицию, но и осваивать новые формы взаимодействия с миром.

Библиографический список

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека

М., 1997. человеком. - М., 1982.

3. Найссер У Познание и реальность. - М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.