Научная статья на тему 'Межпрофессиональное взаимодействие: содержание представлений менеджеров о специалистах-психологах'

Межпрофессиональное взаимодействие: содержание представлений менеджеров о специалистах-психологах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
302
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПСИХОЛОГИ / МЕНЕДЖЕРЫ / МЕЖПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / PROFESSIONAL OPINIONS / PSYCHOLOGISTS / MANAGERS / INTERPROFESSIONAL INTERACTION / PROFESSIONAL EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дементий Людмила Ивановна, Маленов Александр Александрович

Представлены результаты исследования профессиональных представлений менеджеров о специалистах-психологах через призму межпрофессионального взаимодействия, а именно личностные качества и характеристики деятельности специалистов психологического профиля. Исследование носило сравнительный характер, направленный на установление сходств и различий в имплицитных представлениях специалистов. Теоретическую базу составили идеи А.И. Донцова и Г.М. Белокрыловой, раскрывающие предметную (содержание) и субъектную (требования к личности) составляющие деятельности психологов и представлений о ней. Дополнительным критерием выступает соотношение образов «идеального» и «реального» психолога в сознании самих специалистов и взаимодействующих с ними менеджеров. Выборку исследования составил 81 человек, из них 33 менеджера и 48 психологов-практиков. Методы исследования: психологическое тестирование («Личностный семантический дифференциал») и анкетирование. Выявлено, что менеджеры имеют достаточно полное и дифференцированное представление о том, кто нуждается в психологической помощи и основных формах ее осуществления. Однако, несмотря на достаточно позитивную и высокую оценку уровня развития многих личностных свойств, менеджеры склонны недооценивать психологов по целому ряду профессиональных качеств на фоне предъявления высоких требований к их наличию. Эта ситуация частично компенсируется высокой профессиональной самооценкой психологов, а также их стремлением соответствовать требованиям со стороны других специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дементий Людмила Ивановна, Маленов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interprofessional interaction: content of managers’ opinions on specialist-psychologists

The article presents the results of the research of professional opinions on specialist-psychologists through the prism of interprofessional interaction. Personal qualities and characteristics of the activity of specialists in the psychological field are the subject of the research. The study has a comparative nature aimed at finding similarities and differences in implicit opinions of specialists. The ideas of A.I. Dontsov and G.M. Belokrylova, revealing the subject (content) and subjective (requirements for personality) components of the psychologists’ activity and ideas about it were the theoretical basis. Furthermore, the ratio of images of the “ideal” and “real” psychologist in the minds of specialists and managers interacting with them are served as an additional criterion. There were selected 81 people for the study, 33 of them are managers and 48 are practicing psychologists. The following methods of research were used: psychological tests (“Personal Semantic Differential”) and questionnaires. It is revealed that managers have a rather complete and differentiated view of one who needs psychological assistance and main forms of its implementation. However, despite rather positive and high evaluation of the level of development of many personal qualities, managers tend to underestimate psychologists for a variety of professional qualities against the background of high requirements for their availability. This situation is partially compensated by the high professional self-esteem of psychologists, as well as by their desire to meet the requirements of other specialists.

Текст научной работы на тему «Межпрофессиональное взаимодействие: содержание представлений менеджеров о специалистах-психологах»

УДК 159.923+316.64+316.455 JEL: J24, Y80

DO110.25513/1812-3988.2018.3.107-120

МЕЖПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЕНЕДЖЕРОВ О СПЕЦИАЛИСТАХ-ПСИХОЛОГАХ

Л.И. Дементий, А.А. Маленов

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 22 мая 2018 г.

Дата принятия в печать 25 июня 2018 г.

Ключевые слова

Профессиональные представления, психологи, менеджеры, межпрофессиональное взаимодействие, профессиональная эффективность

Аннотация. Представлены результаты исследования профессиональных представлений менеджеров о специалистах-психологах через призму межпрофессионального взаимодействия, а именно личностные качества и характеристики деятельности специалистов психологического профиля. Исследование носило сравнительный характер, направленный на установление сходств и различий в имплицитных представлениях специалистов. Теоретическую базу составили идеи А.И. Донцова и Г.М. Белокрыловой, раскрывающие предметную (содержание) и субъектную (требования к личности) составляющие деятельности психологов и представлений о ней. Дополнительным критерием выступает соотношение образов «идеального» и «реального» психолога в сознании самих специалистов и взаимодействующих с ними менеджеров. Выборку исследования составил 81 человек, из них 33 менеджера и 48 психологов-практиков. Методы исследования: психологическое тестирование («Личностный семантический дифференциал») и анкетирование. Выявлено, что менеджеры имеют достаточно полное и дифференцированное представление о том, кто нуждается в психологической помощи и основных формах ее осуществления. Однако, несмотря на достаточно позитивную и высокую оценку уровня развития многих личностных свойств, менеджеры склонны недооценивать психологов по целому ряду профессиональных качеств на фоне предъявления высоких требований к их наличию. Эта ситуация частично компенсируется высокой профессиональной самооценкой психологов, а также их стремлением соответствовать требованиям со стороны других специалистов.

INTERPROFESSIONAL INTERACTION: CONTENT OF MANAGERS' OPINIONS ON SPECIALIST-PSYCHOLOGISTS

L.I. Dementiy, A.A. Malenov

Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Article info

Received May 22, 2018

Accepted June 25, 2018

Keywords

Professional opinions, psychologists, managers, interprofessional interaction, professional effectiveness

Abstract. The article presents the results of the research of professional opinions on specialist-psychologists through the prism of interprofessional interaction. Personal qualities and characteristics of the activity of specialists in the psychological field are the subject of the research. The study has a comparative nature aimed at finding similarities and differences in implicit opinions of specialists. The ideas of A.I. Dontsov and G.M. Belokrylova, revealing the subject (content) and subjective (requirements for personality) components of the psychologists' activity and ideas about it were the theoretical basis. Furthermore, the ratio of images of the "ideal" and "real" psychologist in the minds of specialists and managers interacting with them are served as an additional criterion. There were selected 81 people for the study, 33 of them are managers and 48 are practicing psychologists. The following methods of research were used: psychological tests ("Personal Semantic Differential") and questionnaires. It is revealed that managers have a rather complete and differentiated view of one who needs psychological assistance and main forms of its implementation. However, despite rather positive and high evaluation of the level of development of many personal qualities, managers tend to underestimate psychologists for a variety of professional qualities against the background of high requirements for their availability. This situation is partially compensated by the high professional self-esteem of psychologists, as well as by their desire to meet the requirements of other specialists.

© Л.И. Дементий, А.А. Маленов, 2018

1. Постановка проблемы. Современная профессиональная среда настоятельно требует взаимодействия разных специалистов при решении многих задач. Особую актуальность такая транзакция приобретает в контексте профессий социономического профиля, объектом которых выступает человек во всех его проявлениях. Очевидно, что общение будет продуктивным в случае адекватных имплицитных концепций и представлений относительно содержания и специфики профессиональной деятельности его участников, благодаря чему взаимные ожидания будут в полной мере оправданы. Предметом нашего научного интереса стало содержание имплицитных концепций менеджеров в отношении психологов.

Интерес именно к такому ракурсу проблемы - представление о психологе у других специалистов - вызван несколькими причинами. В научном плане можно констатировать, что в психологической науке накоплен достаточно объемный фактический материал относительно требований к психологу как специалисту, его деятельности, личностным и профессиональным качествам, компетенциям, опыту и пр. [1-13].

Однако, все эти факты преимущественно создаются и развиваются самими психологами - учеными и практиками, позволяя создавать внутренние профессиональные модели, которые могут быть использованы при оценке конкретного представителя, как на рабочем месте, так и в процессе учебно-профессиональной подготовки. Вместе с тем проблема эффективного профессионального развития психологов волнует не только специалистов этой сферы, но также и тех, кто доверяется им и ожидает высококвалифицированной помощи. Другими словами, оценка профессиональной компетентности предполагает активную обратную связь, в данном случае от тех, кто непосредственно пользуется услугами психологов и может дать экспертную оценку относительно произведенной работы.

В конечном итоге такой подход будет полезен всем субъектам взаимодействия, как психологам - через уточнение профессиональных ожиданий и требований, - так и «клиентам» (реальным и потенциальным) - через осознание предполагаемого положительного результата взаимодействия. Как отмечает А.К. Маркова [14], образ успешного специалиста, как некий идеал, должен не только предлагать научно обоснованные нормы и требования про-

фессии к качествам его личности, которые позволяли бы ему эффективно их выполнять, но и указывать направление, в котором человеку следует развиваться как личности и профессионалу. И в последнем случае мнения других людей - как оценки извне и одновременно в рамках реального контекста деятельности -способствуют этому процессу. Это особенно актуально при современной тенденции перехода от инвариантной к вариативной оценке человека как субъекта труда, анализу его ресурсов [7; 15], что задает одновременно четкие и гибкие ориентиры профессионального развития.

В то же время эта внешняя оценка может быть разносторонней - с позиций коллег, партнеров, клиентов, экспертов, участников совместных междисциплинарных проектов - и, как следствие, противоречивой, несогласованной. В процессе межпрофессионального взаимодействия этот аспект деятельности психолога особенно интересен, так как этот специалист действительно часто является одним из звеньев такой профессиональной связки, допускающей, при этом, обмен ролями. В частности, партнер может стать заказчиком, заказчик клиентом и пр. И хотя требования к психологу будут меняться в зависимости от занимаемой им позиции в данном конкретном случае, есть вероятность, что существуют общие, универсальные представления о его деятельности и личности как представителе профессиональной группы.

Здесь возникает еще один аспект целесообразности изучения внешних оценок деятельности и ее субъекта: есть вероятность, что сами транслируемые образы могут оказаться неточными, искаженными, деформированными. Длительное отсутствие в России квалифицированной психологической помощи способствовало формированию в обыденном сознании неоднозначного понимания сущностных характеристик и функций психолога, профессионально занимающегося практической работой, отождествлению его с ранее известными профессиями: врачами, педагогами, священниками и т. п.

Очевидно, что этот недостаточно четкий, малоструктурированный и зачастую нереалистичный образ, складывающийся благодаря различным источникам - средствам массовой информации, литературе, мнениям знакомых и т. д., - во многом предшествующий непосредственному профессиональному контакту, ведет к сложностям во взаимодействии психологов с заказчиками психологических услуг ли-

бо вообще лишает человека возможности ими пользоваться. Информация об этих особенностях представлений о профессии также полезна, поскольку сама по себе уже запускает механизм ожиданий, реализовать которые в принципе невозможно из-за их неправдоподобности.

В свою очередь, получение достоверной обратной связи позволит внести необходимые коррекции в представления о психологе и его деятельности как на уровне обыденного, так и профессионального сознания членов общества, что в дальнейшем будет способствовать более эффективному взаимодействию населения со специалистом психологического профиля. С прагматической же точки зрения проблема образа профессиональной деятельности психолога на выборках других специалистов является в современной науке малоизученной.

2. Организация исследования. Базовой идеей, определившей логику нашего исследования, стала позиция А.И. Донцова и Г.М. Бе-локрыловой, согласно которой система профессиональных представлений психологов складывается из двух составляющих ее подсистем: предметной и субъектной. Рассматривая данные подсистемы как взаимосвязанные и взаимодополняющие, авторы отмечают, что первая включает в себя представления специалистов о содержании деятельности психолога, в то время как другая - образ психолога как субъекта профессиональной деятельности [16].

Придерживаясь в целом традиции, заложенной авторами при изучении субъектного компонента, мы сочли необходимым акцентировать внимание не на изучении образов реальных психологов, а на оценках «типичного» и «идеального» специалиста, которые регулируют межпрофессиональные отношения.

Интерес к образу «идеального психолога» обусловлен тем, что в данном прототипе наиболее концентрированно представлены ожидания граждан относительно профессиональных, личностных, нравственных и других качеств психолога, которые должны способствовать реализации им социально значимых функций. Вместе с тем образ «типичного психолога» в настоящем, реальном времени отражает отношение граждан к представителям профессиональной психологии.

Со стороны самих психологов соотношение параметров данных образов отражает специфику их профессионального самосознания: понимание, эмоциональное отношение и оценивание себя как профессионала, а также осо-

знание модели своей профессии (возможно, абстрактного или конкретного коллегу) как эталона для дальнейшего профессионального развития и совершенствования своих качеств.

Таким образом, предметом нашего исследования выступают представления о психологе и его профессиональной деятельности, а целью - изучение их особенностей у психологов и менеджеров, профессиональное взаимодействие которых осуществляется достаточно часто и по широкому спектру вопросов.

Выборка менеджеров состояла из 33 специалистов нескольких торговых предприятий Омска. Формирование выборки проводилось по принципу целевых отборов доступных случаев в соответствии с основным критерием -принадлежность к профессиональной группе. В исследовании также учитывались параметры образования, пола, возраста и наличия / отсутствия случаев обращения за помощью к профессиональному психологу (поскольку изучалось именно межпрофессиональное взаимодействие, критерием выступало отсутствие личных обращений). В качестве контрольной группы были опрошены психологи-практики в количестве 48 человек.

Методами сбора информации выступили тестирование и анкетирование. Последнее строилось на основе вопросов из анкеты А.И. Донцова и Г.М. Белокрыловой [16], в том числе модифицированных для группы «не психологов». Задания были направлены на оценку предметной и субъектной составляющей деятельности специалиста психологического профиля: кто такой психолог? как выглядит типичный психолог? каковы наиболее характерные черты его лица и внешнего облика? чем занимается психолог? кто из людей нуждается в психологической помощи? - и др.

Для сравнительных представлений о личностных особенностях психологов у менеджеров и психологов-практиков был использован метод «Личностный семантический дифференциал» [17, с. 20-21]. Данный инструментарий основан на методе семантического дифференциала Ч. Осгуда (1952) [18] и является его частотной модификацией, адаптированной в 1992 г. сотрудниками Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева. Основная идея, составляющая его базис, являет собой комбинацию метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования. Исследуемый предмет (в нашем случае это профессиональный образ «Я» психологов-практиков, образы «типич-

ного психолога» и «идеального психолога») оценивается по списку из 21 пары антонимов, построенной на базе прилагательных, отражающих определенные личностные характеристики и соотносится с одной из точек на их семибалльной шкале.

Все предлагаемые для оценки качества группируются в три классических фактора, выделенных Ч. Осгудом: оценки, силы и активности. Фактор оценки (для исследования самооценок) свидетельствует об уровне самоуважения, тогда как во взаимных оценках он интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, которым обладает один человек в восприятии другого. Фактор силы в самооценках говорит о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Во взаимных оценках данный фактор выявляет отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки. Фактор активности в самооценках и взаимных оценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности.

При обработке данных анкетирования использовался контент-анализ. За единицу контекста бралось суждение респондента как ответ на заданный в анкете вопрос. Категория анализа была задана в проблематике вопроса. Частота упоминания подкатегории (или дескриптора) в единицах контекста в зависимости от специфики вопроса фиксировалась и под-считывалась как тематическая или терминологическая. За показатель значимости каждой подкатегории брался объем группы, т. е. количество суждений, составивших данную группу. Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью критериев Колмогорова-Смирнова, £/-Манна-Уитни, Г-Вилкоксона, ф*-Фишера, коэффициента ранговой корреляции г Спирмена.

3. Обсуждение результатов. Исследование специфики представлений о предметном компоненте профессиональной деятельности психолога показало, что у представителей обеих групп «психолог-практик» доминирует над «теоретиком»: 100 % в ответах психологов, 79 % против 21 % в ответах менеджеров. В данном случае, очевидно, сыграла сама позиция опрашиваемых. Поскольку мы не изучали исследователей и преподавателей психологии, единодушные ответы практиков вполне предсказуемы.

В свою очередь менеджеры в силу специфики взаимодействия с психологом как специалистом в рамках своей профессиональной деятельности закономерно чаще сталкиваются с его ролевой позицией практика, однако возможно присутствие обучающих мероприятий, что позволяет расценивать его и как носителя научных знаний. Эта тенденция была подтверждена далее при оценке содержания профессиональной деятельности психолога: менеджеры настаивали на приоритете практической составляющей в работе специалиста, но и не забывали о том, что психолог занимается изучением фактов, механизмов и закономерностей психической жизни людей.

Вместе с тем детальный анализ упоминаемых дескрипторов позволил всё же четко разграничить представления экспериментальной и контрольной групп: ответы психологов были более информативны и дифференцированы (их количество изначально не было ограничено), тогда как менеджеры предпочитали высказывания, описывающие преимущественно четыре вида деятельности специалиста с доминирующей общей формулировкой «помощь людям в решении разного рода психологических проблем» и присутствием неверной оценки «лечение душевнобольных людей» (табл. 1).

Таблица 1

Представления о специфике профессиональной деятельности психолога (частота встречаемости, %)

Дескрипторы Менеджеры Психологи ф * эмп. Р

Помощь людям в решении разного рода психологических проблем 48 58 0,88

Коррекционно-развивающая деятельность 0 35 5,59 0,000

Психодиагностика 0 21 4,21 0,000

Психологическая профилактика 0 18 3,87 0,000

Психологическое консультирование 27 15 1,32 0,09

Просвещение 0 15 3,51 0,000

Изучение фактов, механизмов и закономерностей психической жизни 21 8 1,67 0,04

Лечение душевнобольных людей 6 0 2,18 0,01

Таким образом, менеджеры при оценке психолога как специалиста тяготеют к общим формулировкам «помогает людям» («восстанавливать душевное состояние», «разобраться в себе», «уменьшить напряжение», «снять тяжесть огорчения с души» и т. д.), затрудняясь при этом с указанием конкретных способов оказания этой помощи, за исключением упоминания консультирования, что в данном случае также можно расценивать как стереотипный ответ.

В контрольной группе, в свою очередь, были перечислены все основные виды деятельности, включая консультирование, с акцентом на коррекционно-развивающей работе специалиста. С одной стороны, полученные результаты действительно могут свидетельствовать о неточности, излишней абстрактности представ-

Конкретизация вопроса через оценку личных мотивов обращения за помощью к психологу у менеджеров («Лично я обращусь к психологу при условии...») позволила выявить наиболее вероятные из них: безвыходность ситуации (36 % опрошенных), наличие хорошего специалиста и невозможность конструктивной помощи со стороны друзей и близких (по 15 %), соблюдение условий конфиденциальности (9 %) и доступность оплаты услуг (3 %). Лишь 6 % менеджеров полагают, что такое обращение невозможно, указав ответ «никогда».

Полученные ответы тесно связаны с оценкой возможных «помощников» при возникновении психологических трудностей. Нам было интересно, какое место в этой иерархии занимает специалист. Прогнозируемо - его позиция третья (преобладает в ответах 45 % опрошенных), после друзей (55 % опрошенных отдали им первое место: ф*эмп = 5,37 при р < 0,001) и

ления о психологе у представителей других профессиональных групп. С другой, последние, может, и не должны быть глубоко и полно информированы о «рабочих инструментах» психологов в силу закрытости, конфиденциальности этих данных. Но, всё же, взаимодействие с психологом в рамках диагностики, профилактики или просвещения вряд ли можно считать недоступным материалом для внешней оценки, тем более, что ответы не требовали именно такой формулировки, достаточно было лишь указать предметную область.

Однако, менеджеры имеют довольно четкое представление о тех людях, которые могут обратиться к психологу за соответствующей помощью, давая ответы, близкие к оценкам контрольной группы, хотя и в этом случае не обошлось без неточных формулировок (табл. 2).

близкого окружения (43 % опрошенных за вторую позицию: ф*эмп= 1,65 при р < 0,05). Отрадно в этом случае то, что психолог обходит своих непосредственных «конкурентов» на рынке услуг - экстрасенсов, гадалок, парапсихологов (ф*эмп = 2,01 при р < 0,05), что всё же свидетельствует об определенной степени сформированности психологической культуры нашего населения. При этом в ответах менеджеров редко встречались упоминания о готовности к самопомощи и отсутствовали вовсе такие варианты, как обращение к священнику и специализированной литературе при возникновении трудностей психологического характера.

Логичным связующим звеном между обсуждением результатов относительно предметной и субъектной составляющей профессиональной деятельности психолога, на наш взгляд, является оценка ответов менеджеров на вопросы, как выглядит типичный психолог и

Таблица 2

Представления о лицах, нуждающихся в квалифицированной психологической помощи

(частота встречаемости, %)

Дескрипторы Менеджеры Психологи ф * эмп. р

Осознавшие, что нуждаются в помощи психолога 24 33 0,88

Столкнувшиеся с психологическими проблемами и не способные решить их самостоятельно 52 33 1,71 0,04

Находящиеся в сложной жизненной ситуации 21 17 0,45 -

Обладающие специфическими психическими особенностями в рамках нормы 12 10 0,28 -

Психологически одинокие 9 4 0,91 -

Все 0 4 1,78 0,03

Имеющие проблемы с нервной системой 6 0 2,18 0,01

каковы наиболее характерные черты его лица и внешнего облика, что опосредованно может свидетельствовать о сформированности образа специалиста в сознании респондентов, присутствии внешней профессиональной специфики.

Однако наша гипотеза подтвердилась лишь отчасти. Начнем с того, что эта часть задания вызвала затруднение более чем у трети опрошенных менеджеров (36,4 %), при этом обоснование отказа его выполнения нередко формулировалось как отсутствие четкого образа. Как ни парадоксально, но аналогичная картина была получена и на выборке самих психологов: 29,2 % опрошенных не смогли дать детальную внешнюю «самооценку».

Те менеджеры, которые смогли описать внешние признаки психолога, преимущественно дают следующий портрет: скорее мужчина, чем женщина (67 % против 33 %, ф*эмп = 4,48 при р < 0,001), старше 30 лет (86 % против 14 %, ф*эмп= 5,21 при р < 0,001), с мягкими, приятными чертами лица, скорее классического типа, с преобладающим серьезным выражением, но допускающим легкую улыбку. В целом, лицо описывается как доброжелательное. Цвет волос скорее темный, короткая стрижка, возможно, с бородой. Одежда простая, опрятная и неброская (скромная), предпочтителен деловой стиль (классический костюм). Речь грамотная, тихая, но уверенная.

Внешний портрет, предлагаемый самими психологами, имеет как сходство, так и различия с оценками экспериментальной группы. Если с возрастом опрошенные согласны - старше 30 лет (94 % против 6 %, ф*эмп = 8,86 при р < 0,001), то пол - однозначно женский (85 % против 15 %, ф*эмп= 6,39 прир < 0,001). Идентично оценивается прическа - темные волосы, скорее с сединой, возможно наличие бороды или усов (последнее особенно интересно в контексте того, что ранее речь шла о женщине, однако эти ответы могли давать те опрошенные, которые отдали предпочтение мужчинам). Похоже описывается и речь специалиста - спокойная, мягкая, без дефектов. Однако при описании одежды, ее стиля ответы были довольно противоречивы, что, на наш взгляд, отражает вариативность внешнего облика специалиста. Это может быть и деловой костюм, и свитер с брюками, и неброская одежда, и, напротив, современная, стильная, подчеркивающая наличие вкуса.

Еще более детально и дифференцированно, по сравнению с менеджерами, были описа-

ны черты лица психолога, преимущественно в положительном ракурсе оценок: как правильные, мелкие, располагающие, доброжелательные, приятные, симпатичные, мягкие, чистые, обаятельные, спокойные, выразительные, приветливые, улыбчивые. Особое внимание при этом уделяется глазам специалиста, они описываются как большие, добрые, имеющие проникающий, глубокий взгляд, иногда из-под очков.

Мы понимаем, что данный образ как у одной, так и другой группы - собирательный, возможно, наоборот, имеющий реальные прототипы. Однако, даже в этих случаях мы встречаемся с некоторыми обобщающими тенденциями, позволяющими связывать облик специалиста с его деятельностью по психологическому сопровождению личности, обеспечение которого невозможно без стремления установить и развить контакт с другим человеком, проявляя расположение, доброжелательность и готовность к личному общению.

Интересным нам показалось, что были получены противоположные оценки при описании половой принадлежности психолога. Ответы самих психологов скорее опираются на реальную ситуацию в целом: действительно, по статистике, психологическое образование чаще получают женщины, чем мужчины, они чаще работают по специальности, которая, в свою очередь, опирается на особенности женской психологии в качестве предпосылок ее выбора. Женщины, действительно, более эмотивны, разговорчивы, контактны, чем мужчины.

Однако, оценки менеджеров могли относится к тем специалистам, которые работают в рамках организационной психологии, обучающих навыкам в ходе тренинговых программ, и вполне вероятно, что чаще в таких ситуациях им приходилось сталкиваться с мужчинами.

Тем не менее возраст специалиста старше 30 лет в обоих случаях предпочтительнее, чем до 30. На наш взгляд, эту возрастную оценку не стоит истолковывать буквально, как определенный этап онтогенеза, скорее, ее важно понимать как показатель жизненного опыта, некой мудрости, личностной зрелости.

Теперь от оценок внешних данных специалиста прейдем к результатам, описывающим его личностные черты через призму «идеального» и «типичного» образа. С помощью методики «Личностный семантический дифференциал» были получены данные, отражающие особенности соотношения представлений

о профессиональных, личностных, нравственных и других качествах психолога и его идеального прототипа в сознании реципиентов контрольной и экспериментальной групп. Полагаем, что обнаруженные тенденции на уровне средних значений по классическим факторам Ч. Осгуда - оценки, силы, активности -способны оказывать явное или скрытое влияние на процесс межпрофессионального взаимодействия психолога с его потенциальными партнерами.

Предварительные результаты закономерно обнаруживают следующую общую тенденцию в оценках участников контрольной и экс-

7

6

5

4

3 2

периментальной групп: образ «идеального психолога» по всем параметрам превосходит показатели образа «типичного психолога». При этом сами психологи относятся к себе более оптимистично, тогда как менеджеры более сдержанны в оценках своих партнеров на фоне доминирования в целом положительных реакций. По мнению последних, особое внимание (значения более 6 баллов) психологи должны уделять таким параметрам своих профессионально важных качеств, как добросовестность, открытость, доброта, дружелюбие, самостоятельность, большинство из которых попадает в фактор оценки (см. рис. 1).

о

У

¿г /

// //V /л/>VV УУУУУУУУУ

Шкалы

• Типичный психолог — • — Идеальный психолог

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Выраженность составляющих образов «идеального» и «типичного» психолога в представлениях менеджеров (ср. значения, баллы)

Таким образом, менеджеры в идеале видят психолога более привлекательным, справедливым, искренним, эмпатийным и беспристрастным, экстравертированным, открытым для клиента, демонстрирующим спокойные и невозмутимые поведенческие паттерны. Высокие требования предъявляются и к потенциям психолога, определяющим силу его личности и профессиональную ответственность. Что касается оценки типичного представителя психологической профессии, то, по мнению менеджеров, все указанные характеристики у

специалиста представлены в достаточной, но не высокой степени. С тенденцией к последней можно лишь указать такие черты, как дружелюбный, уверенный, общительный, честный, самостоятельный.

В процессе статистической обработки данных были подтверждены значимые различия по всем шкалам методики (кроме пары полярных качеств «уступчивый - упрямый»: Т = 235,5 при р > 0,1), при сравнении профессионального идеала и реального специалиста в сфере психологической практики.

Аналогичный результат - доминирование исключений), был обнаружен и на выборке пси-идеала над оценкой, в данном случае себя (без хологов (рис. 2).

1 о

Шкалы

> Типичный психолог (психологи) — • — Идеальный психолог (психологи)

Рис. 2. Выраженность составляющих образов «идеального» и «типичного» психолога в представлениях психологов-практиков (ср. значения, баллы)

Прототип идеального психолога в представлениях участников контрольной группы является более притягательным, гуманным, беспристрастным, высоконравственным и скрупулезным в своей работе. Образ-эталон в глазах психологов занимает более авторитетную позицию, проявляя при этом большую инициативность и уверенность своих действий. В ситуации взаимодействия, по оценкам психологов-практиков, он демонстрирует более спокойные, невозмутимые манеры поведения, что с необходимостью составляет основу реализации более качественного контакта с клиентом.

Сопоставление представлений об идеальном профессионале в сфере психологии у представителей контрольной и экспериментальной групп позволяет утверждать скорее их сходство, нежели различие. Благодаря коэффициенту ранговой корреляции Спирмена обнаружена прямая взаимосвязь между «идеальными профилями», полученными на выборках психологов и менеджеров (0,50 < г; < 0,69). Вместе с тем важно отметить некоторые различия в вы-

раженности отдельных характеристик образа-эталона. Так, и-критерий Манна-Уитни при сравнении составляющих интересующих нас образов у респондентов контрольной и экспериментальной групп зафиксировал, что психологи предъявляют чрезмерно высокие требования к нормативному образу профессионала при оценке справедливости: менеджеры считают, что психолог может иметь меньшую выраженность этого качества (и = 554,5 при р < 0,05). При этом идеальный профессионал, по мнению менеджеров, должен демонстрировать больше открытости по отношению к клиенту / заказчику «психологической продукции» (и = 457,5 при р < 0,01), расслабленности (и = 450,0 при р < 0,01) и спокойствия (и = 616 прир < 0,05).

Итак, резюмируя полученные данные, можно сказать, что установки относительно выраженности предпочитаемых профессионально важных качеств психолога большей частью совпадают у всех опрошенных. Более того, практикующие психологи адекватно

осознают их эталонную востребованность потенциальными клиентами, что, по всей видимости, создает весьма оптимистичный прогноз относительно эффективности межпрофессионального взаимодействия психологов при соблюдении последними ожидаемых от них паттернов поведения.

Однако больший интерес для нас представляет сравнительный анализ самооценки самих специалистов с образом идеального и реального психолога в сознании менеджеров. На его основе можно заключить, насколько представления о психологе у представителей других профессий соответствуют оценке реальных психологов.

Собранный эмпирический материал показывает, что по параметрам общей привлекательности, искренности, справедливости, снисходительности и отзывчивости «средний» реальный психолог обнаруживает некоторую согласованность с эталоном идеального специа-

листа в сфере психологии, признанным группой менеджеров. Важно отметить, что по качествам личности, отражающим ее силу, решительность, энергичность и экстравертиро-ванность, представители контрольной группы также находят некоторое соответствие нормативам менеджеров относительно идеального психолога. В остальном наблюдается тенденция чрезмерных требований экспериментальной группы относительно желаемых характеристик у профессионала в сфере психологии: «средний» «идеальный» психолог превосходит «среднего» реального специалиста в данной сфере практики по качествам доброты, открытости, самостоятельности и добросовестности. Более того, менеджеры видят идеального психолога с несколько менее выраженными, чем у реальных специалистов, проявлениями напряженности, беспокойства, раздражительности (см. рис. 3).

Рис. 3. Соотношение профессиональной самооценки психологов-практиков с представлением об идеальном психологе у менеджеров (ср. значения, баллы)

Статистическая обработка результатов позволила обнаружить отсутствие значимых различий по девяти парам антонимов, отражающих особенности изучаемых образов: «обаятель-

ный - непривлекательный» (и = 646,0), «сильный - слабый» (и = 647,0), «молчаливый -разговорчивый» (и = 782,5), «решительный -нерешительный» (и = 629), «вялый - энергич-

ный» (и = 627,5), «несправедливый - справедливый» (и = 709,5), «нелюдимый - общительный» (и = 682,5), «честный - неискренний» (и = 678,0), «черствый - отзывчивый» (и = 784,0). Из этого следует, что опрошенные психологи обладают целым рядом черт, имеющихся в идеальном образе этого специалиста в сознании менеджеров. А именно, они отличаются, с одной стороны, силой личности, решительностью (фактор силы), энергичностью, экстравертированностью, общительностью (фактор активности), с другой - справедливо-

стью, отзывчивостью, искренностью, обаянием (фактор оценки). Данная картина, на наш взгляд, может как отражать реальную ситуацию - наличие этих черт у психологов-практиков, - так и свидетельствовать о завышенной самооценке последних. Это отчасти подтверждается тем, что менеджеры при оценке «типичного» психолога не стремятся пользоваться высокими значениями. Однако, это, в свою очередь, может свидетельствовать и об обратном - неадекватно заниженных оценках этого специалиста менеджерами (см. рис. 4).

.vi ,4f .Vi* .Vf лУ ч?1 .*¥• .v* .rf .V? vi ■ i .в1 v V,4 .rf Л1 .rf

шшш

^ г

* л?

,о «

yvvy/// jrJ^w

.¿r

X 4

\

Шкалы

Ш Типичный психолог (менеджеры) —• — Типичный психолог (психологи)

Рис. 4. Соотношение профессиональной самооценки психологов-практиков с представлением о «типичном» психологе у менеджеров (ср. значения, баллы)

Представления о «среднем» реальном специалисте в области психологии у менеджеров соответствуют профессиональному образу «Я» психологов по таким параметрам, как решительность, настойчивость, независимость и самостоятельность, а также уравновешенность и невозмутимость. Совершенно очевидно, что в остальном соотношение исследуемых образов построено на преуменьшении группой менеджеров реальных потенций психологов. А именно, среди заданных в методике качеств, определяющих общую привлекательность специалистов сферы психологии в восприятии менед-

жеров, происходит недооценка таких параметров личности, как доброта, притягательность, отзывчивость, справедливость, искренность, дружелюбие и ответственное отношение к труду. Более того, реальный психолог оценивается менее экстравертированным, имеющим скорее апатичный, расслабленный стиль работы.

Однако и в этом случае статистическая обработка позволила выявить шкалы, имеющие сходство в оценках экспериментальной и контрольной групп. Их оказалось восемь: «уступчивый - упрямый» (и = 694,0), «замкнутый -открытый» (и = 638,0), «зависимый - незави-

симый» (и = 672,5), «решительный - нерешительный» (и = 651,5), «спокойный - суетливый» (и = 644,0), «неуверенный - уверенный» (и = 785,0), «несамостоятельный - самостоятельный» (и = 650,5), «невозмутимый - раздражительный» (и = 704,0). И те, и другие считают, что психолог как специалист в меру спокоен и невозмутим, уступчив, открыт для взаимодействия, независим, решителен, самостоятелен и уверен в себе. Это немало, несмотря на то, что по 13 шкалам (из 21) оценки в группах значительно расходятся.

Подводя общий итог обсуждения результатов исследования представлений менеджеров о психологах как специалистах, можно заключить следующее. Менеджеры воспринимают психологов как практиков, обладающих научным знанием о механизмах и закономерностях психической жизни людей. Основная деятельность этих специалистов, по мнению менеджеров, связана с оказанием непосредственной помощи населению при возникновении проблем психологического характера. При этом потребность в психологах усиливается или обостряется в ситуациях осознания этих проблем самим человеком, повышения уровня их сложности, значительного превышения личных ресурсов человека, а также при невозможности их самостоятельного решения на фоне ограниченности адекватной поддержки со стороны близкого окружения. Вместе с тем сами способы оказания психологической помощи в представлении менеджеров отсутствуют либо приобретают искаженный характер, порой приводя к ошибочному отождествлению психолога с врачом. Третья часть опрошенных полагает, что психологические проблемы чаще всего разрешаются в процессе осуществления специалистом консультативной практики, тогда как психологическое просвещение и профилактика, психодиагностика и коррекционно-раз-вивающая работа психологов оказываются за пределами сознания менеджеров, что свидетельствует об ограниченности, неточности их представлений о психологах как специалистах.

Что касается оценки «внешних» профессиональных признаков, то для менеджеров психолог чаще предстает как темноволосый мужчина средних лет с мягкими, приятными, правильными чертами лица, предпочитающий деловой стиль одежды, обладающий тихой, но уверенной речью, отличающейся грамотностью, проявляющий всем своим обликом рас-

положение и доброжелательность. Такой образ может быть обусловлен доминированием профессиональных контактов именно с «мужской» частью профессионального сообщества психологов. Однако, не исключено взаимодействие и со специалистами в сфере психологии женского пола.

Менеджеры предъявляют высокие требования к личностным качествам психологов как в сфере коммуникативных черт, так и эмоционально-волевых. В идеале психолог должен быть не только доброжелательным, открытым, искренним, эмпатийным, уравновешенным, но и самостоятельным, справедливым, добросовестным, сильным, ответственным. Важно, что практикующие психологи адекватно осознают эту эталонную востребованность потенциальными заказчиками (клиентами), что позволяет прогнозировать эффективность межпрофессионального взаимодействия при соблюдении ожидаемых от специалистов паттернов поведения. Однако, имеется опасение, что это взаимодействие будет затруднено в силу чрезмерных требований менеджеров в ряде случаев к психологам как субъектам профессиональной деятельности на фоне недооценки реальных черт, им присущих. Вместе с тем преодоление этого противоречия весьма вероятно, поскольку заниженная оценка менеджеров отчасти компенсируется высокой профессиональной самооценкой психологов. Адекватность последней подтверждается не только стремлением психологов соответствовать идеалу, но и близостью их оценки собственной личностной компетентности с представлением о ней в сознании менеджеров. И те, и другие считают, что психолог как специалист независим, решителен, самостоятелен и уверен в себе, в меру спокоен и невозмутим, уступчив и открыт для взаимодействия.

4. Заключение. Полученные результаты позволяют сформулировать следующие выводы и прогнозы относительно успешности межпрофессионального взаимодействия менеджеров и психологов:

• Расширение профессиональных контактов с психологами позволяет формировать у менеджеров целостный (при его внутренней дифференцированности) образ специалиста в области психологии, включающий компоненты, отражающие его как научно-исследовательские, так и практические компетенции, при доминировании последних.

• По мнению менеджеров, потребность в психологах актуализируется при возникновении трудных жизненных ситуаций, в том числе в профессиональной сфере, и усиливается при ограниченности внутренних ресурсов человека (группы), используемых для преодоления этих затруднений.

• Относительно четко менеджерами оформляется итоговый продукт взаимодействия с психологами - оптимизация деятельности личности и группы путем оказания непосредственной помощи в конкретных обстоятельствах жизни, однако сами способы психологического сопровождения имеют в сознании менеджеров лишь внешнюю форму без анализа и понимания внутреннего содержания. При этом попытки содержательной оценки деятельности психологов часто приводят к искажению представлений о специфике работы этих специалистов, мешая продуктивному взаимодействию.

• Искажение образа происходит прежде всего за счет предъявления менеджерами высоких требований к идеальному образу профессионального психолога, притом что профес-

сиональные качества реального специалиста этого профиля часто ими недооцениваются. В связи с этим можно заключить о присутствии чрезмерных ожиданий менеджеров в отношении психологов, способных затруднить межпрофессиональное взаимодействие этих специалистов. Преодоление этого противоречия предполагает проекцию высокой профессиональной самооценки психологов в условия реального контакта с менеджерами, с доказательством ее адекватности. Последнее возможно только в том случае, когда эффективность совместной работы будет одинаково оцениваться всеми ее участниками через призму профессионального вклада каждой стороны.

• Для уточнения образа психолога-специалиста в сознании менеджеров, более конструктивного подхода к оценке процесса и результата его деятельности, настоятельно требуется увеличение числа и расширение сфер их профессиональных контактов, при усилении рефлексии взаиморесурсности и вклада каждой профессиональной группы в решение общих социальных задач при использовании разных, взаимодополняющих способов деятельности.

Литература

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. - М. : Междунар. пед. акад., 1995.

- 264 с.

2. Введение в профессию «психолог» : учеб. пособие / под ред. И. Б. Гриншпуна. - М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2002. - 464 с.

3. Введение в профессию : учеб. пособие / под ред. Е. А. Климова. - М. : Академия, 2007. -208 с.

4. Григорович Л. А. Введение в профессию «психолог» : учеб. пособие. - М. : Гардарики, 2004. - 192 с.

5. Доценко Е. Л., Андреева О. С. Психология. Введение в профессию : учеб. пособие. - Тюмень : Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2006. - 168 с.

6. Модель профессионального становления психолога / Е. Л. Доценко и др. // Психология в вузе. - 2007. - № 3. - С. 49-76.

7. Журавлев А. Л. Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии.

- М. : Ин-т психологии РАН, 2011. - 560 с.

8. Карандашев В. Н. Введение в профессию. - М. : Смысл, 2000. - 288 с.

9. Краснощеченко И. П. Ценностные основания психологического образования // Психология в вузе. - 2007. - № 3. - С. 37-48.

10. Кринчик Е. П. К проблеме психологического сопровождения профессионального становления студентов-психологов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2004. - № 4. -С.61-69.

11. Любимова Г. Ю. От первокурсника до выпускника: проблемы профессионального и личностного самоопределения студентов-психологов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. -2000. - № 1. - С. 48-55.

12. Сапогова Е. Е. Возможности психологического сопровождения профессиональной карьеры провинциальных психологов // Психология в вузе. - 2007. - № 3. - С. 5-18.

13. Шмелева И. А. Введение в профессию. Психология : учеб. пособие. - СПб. : Питер, 2007. - 253 с.

14. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М. : Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996. - 312 с.

15. Ридецкая О. Г. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности : хрестоматия. - М. : Изд. центр ЕАОИ, 2012. - 806 с.

16. Донцов А. И., Белокрылова Г. М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - С. 42-49.

17. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. - 490 с.

18. Osgood Ch. E., Suci G. J., Tannenbaum P. H. The Measurement of Meaning. - Urbana : University of Illinois Press, 1957. - 314 p.

References

1. Abramova G.S. Vvedenie v prakticheskuyu psikhologiyu [Introduction to practical psychology], Moscow, International Pedagogical Academy publ., 1995, 264 p. (in Russian).

2. Grinshpun I.B. (Ed.) Vvedenie v professiyu "psikholog" [Introduction to the profession of psychologist], Moscow, MPSI publ., Voronezh, MODEK publ., 2002, 464 p. (in Russian).

3. Klimov E.A. (Ed.) Vvedenie v professiyu [Introduction to the profession], Moscow, Akademiya publ., 2007, 208 p. (in Russian).

4. Grigorovich L.A. Vvedenie v professiyu "psikholog" [Introduction to the profession of psychologist], Moscow, Gardariki publ., 2004, 192 p. (in Russian).

5. Dotsenko E.L., Andreeva O.S. Psikhologiya. Vvedenie v professiyu [Introduction to the profession], Tyumen, Tyumen State University publ., 2006, 168 p. (in Russian).

6. Dotsenko E.L., Andreeva O.S., Prosekova V.M., Shevtsova T.S. Model' professional'nogo stanovleniya psikhologa [Model of the professional formation of a psychologist]. Psikhologiya v vuze, 2007, no. 3, pp. 49-76. (in Russian).

7. Zhuravlev A.L. Aktual'nye problemy sotsial'no orientirovannykh otraslei psikhologii [Actual problems of socially oriented branches of psychology], Moscow, Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences publ., 2011, 560 p. (in Russian).

8. Karandashev V.N. Vvedenie v professiyu [Introduction to the profession], Moscow, Smysl publ., 2000, 288 p. (in Russian).

9. Krasnoshchechenko I.P. Tsennostnye osnovaniya psikhologicheskogo obrazovaniya [Valuable grounds of psychological education]. Psikhologiya v vuze, 2007, no. 3, pp. 37-48. (in Russian).

10. Krinchik E.P. K probleme psikhologicheskogo soprovozhdeniya professional'nogo stanovleniya studentov-psikhologov [To the problem of psychological support of professional formation of students-psychologists]. Moscow University Psychology Bulletin, 2004, no. 4, pp. 61-69. (in Russian).

11. Lyubimova G.Yu. Ot pervokursnika do vypusknika: problemy professional'nogo i lichnostnogo samoopredeleniya studentov-psikhologov [From freshman to graduate: problems of professional and personal self-determination of students-psychologists]. Moscow University Psychology Bulletin, 2000, no. 1, pp. 48-55. (in Russian).

12. Sapogova E.E. Vozmozhnosti psikhologicheskogo soprovozhdeniya professional'noi kar'ery provintsial'nykh psikhologov [Possibilities of psychological support of professional career of provincial psychologists]. Psikhologiya v vuze, 2007, no. 3, pp. 5-18. (in Russian).

13. Shmeleva I.A. Vvedenie v professiyu. Psikhologiya [Introduction to the profession. Psychology], St. Petersburg, Piter publ., 2007, 253 p. (in Russian).

14. Markova A.K. Psikhologiya professionalizma [The psychology of professionalism], Moscow, Znanie publ., 1996, 312 p. (in Russian).

15. Ridetskaya O.G. Psikhologicheskoe soprovozhdenie professional'noi deyatel'nosti [Psychological support of professional activity], Moscow, Eurasian Open Institute publ., 2012, 806 p. (in Russian).

16. Dontsov A.I., Belokrylova G.M. Students-psychologists' professional notions. Voprosy Psycho-logii, 1999, no. 2, pp. 42-49. (in Russian).

17. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuilov G.M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika raz-vitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-psychological diagnosis of personality development and small groups], Moscow, Institute of Psychotherapy publ., 2002, 490 p. (in Russian).

18. Osgood Ch.E., Suci G.J., Tannenbaum P.H. The Measurement of Meaning, Urbana, University of Illinois Press, 1957, 314 p.

Сведения об авторах

Дементий Людмила Ивановна - д-р психол. наук, профессор, декан факультета психологии, заведующая кафедрой социальной психологии Адрес для корреспонденции: 644053, Россия, Омск, ул. Нефтезаводская, 11 E-mail: dementiy@univer.omsk.su

Маленов Александр Александрович - заведующий учебно-научной лабораторией факультета психологии Адрес для корреспонденции: 644053, Россия, Омск, ул. Нефтезаводская, 11 E-mail: malyonov@mail.ru

About the authors

Dementiy Lyudmila Ivanovna - Doctor of Psychological sciences, Professor, Dean of the Faculty of Psychology, Head of the Department of Social Psychology Postal address: 11, Neftezavodskaya ul., Omsk, 644053, Russia

E-mail: dementiy@univer.omsk.su

Malenov Alexander Alexandrovich - Head of educational and scientific laboratory of the Faculty of Psychology Postal address: 11, Neftezavodskaya ul., Omsk, 644053, Russia

E-mail: malyonov@mail.ru

Для цитирования

Дементий Л. И., Маленов А. А. Межпрофессиональное взаимодействие: содержание представлений менеджеров о специалистах-психологах // Вестн. Ом. унта. Сер. «Экономика». - 2018. - № 3 (63). - С. 107120. - РО!: 10.25513/1812-3988.2018.3.107-120.

For citations

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dementiy L.I., Malenov A.A. Interprofessional interaction: content of managers' opinions on specialist-psychologists. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2018, no. 3 (63), pp. 107-120. DOI: 10.25513/18123988.2018.3.107-120. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.