М.И. КОВАЛЕНКО (Ростов-на-Дону)
ВАРИАТИВНАЯ МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Приводится анализ основных принципов адаптивного образования взрослых в контексте становления системы непрерывного педагогического образования с учетом тенденции «старения» педагогических кадров и оттока молодых преподавателей в другие сферы экономики. Предлагается вариативная методика повышения квалификации, учитывающая психологические и профессиональные особенности преподавателей при построении индивидуальных траекторий обучения.
Ключевые слова: адаптивное образование, вариативная методика, повышение квалификации в области ИКТ.
Становление информационного общества, которое происходит в настоящее время, приводит к необходимости постоянного пополнения знаниевого багажа, необходимого для профессиональной деятельности человека. Знания в области современных информационных и коммуникационных технологий на сегодняшний день наиболее подвержены постоянному обновлению и развитию.
Выработаны принципы адаптивного опережающего образования и развития взрослых в XXI в.:
• новое понимание общей культуры взрослого в информационном обществе как сочетания гуманистической, научной и технологической составляющих, как базы для организации личной, социальной и профессиональной жизни (принцип социального и личностного развития);
• интеграция культурно-исторического и ценностно-аксиологического феноменов, освоение которых позволит осмыслить такие истины и ценности, как познание природы, общества, человека и искусства (принцип культурно-исторического и ценностного развития);
• реализация интегративно-модульных технологий образования, основанных на единстве нормативного (социального) и индивидуального, позволяющего личности конструировать индивидуальные образовательные маршруты (принцип индивидуального продвижения);
• обеспечение грамотности и компетентности, развитие общей интеллектуальной культуры, создание научной базы в профессиональной сфере (принцип ком-петентностного подхода) [5].
В течение 1990-х годов по сей день в связи со структурными изменениями в экономике система образования и подготовки педагогических работников выступала в роли донора персонала для новых сфер деятельности, отдавая в основном молодежь - учителей, имеющих небольшой стаж работы, и выпускников высших и средних педагогических учебных заведений без профессионального стажа. С большой долей вероятности эта тенденция сохранится и на ближайшее будущее. Ее усиление или ослабление будут зависеть от изменения политики в отношении учителя и вузовского преподавателя (престиж профессии, рост зарплаты, социальная поддержка, строительство жилья и т.п.). В связи с оттоком молодых педагогических кадров, имеющих опыт работы (именно они являются востребованными на современном рынке труда), наблюдается проблема, связанная с большим возрастным разрывом в педагогических коллективах средних, средних специальных и высших учебных заведений.
Сегодня большое распространение получило понятие «непрерывное образование», которое следует понимать как образование в течение всей жизни. Большое внимание уделяется процессам переподготовки и повышения квалификации людей, имеющих высшее или среднее профессиональное образование. Упор в основном делается на представителей экономических специальностей, управленцев различного звена, чему способствуют международные программы, такие как МВА и др. При реализации подобных программ зачастую используются передовые информационно -коммуникационные технологии, например, дистанционное обучение.
© Коваленко М.И., 2009
Особенностью дистанционной формы обучения является то, что обучающийся имеет возможность совмещать обучение и собственно производство: основная необходимая информация и описание используемых методов содержатся в учебных материалах, которые он получает при обучении. он изучает эти материалы с помощью и под контролем учебной организации в течение всего срока обучения. Благодаря этому работники могут получать непрерывное профессиональное образование в течение всей своей жизни без отрыва от производства и быть в курсе всего нового в профессии [6].
При дистанционном обучении и переобучении взрослых людей необходимо иметь в виду, что преподаватели при этом не формируют заново, с «нуля», систему их знаний в том виде, как это принято в традиционном обучении, а преобразовывают уже имеющиеся знания в более соответствующую современным требованиям систему [7]. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что использовать в повышении профессиональной квалификации дистанционную форму обучения могут лишь люди, имеющие хотя бы первичные представления об информационных технологиях. Естественно, что и обучать дистанционно должны тоже преподаватели, обладающие навыками работы с ними. Помимо компьютерной грамотности, преподаватель при разработке даже чисто теоретических курсов должен апеллировать к практическому опыту обучающегося и все научные построения завершать иллюстрацией того, как полученные им новые знания могут пригодиться в практической работе, что предъявляет большие требования к его методическому опыту.
По данным Госкомстата, в последние годы наблюдается явное увеличение процента преподавателей с небольшим педагогическим опытом - возраст до 30 лет, а также предпенсионного и пенсионного возраста (от 60 лет и старше). Молодые преподаватели более восприимчивы к новшествам в образовательном процессе, обусловленном развитием информационных технологий, но им не хватает методического опыта для правомерного их использования. Пожилые преподаватели, обладающие богатейшим опы-
том, боятся использовать информационные технологии в учебном процессе, поскольку владеют ими в лучшем случае недостаточно свободно. Их ценный методический опыт в этом случае не доносится до обширной аудитории. Это противоречие значительно ухудшает качество образования в современных образовательных учреждениях, поэтому актуальной является органичная интеграция цифровых и информационных технологий в образовательный процесс, не отвергающая и не уничтожающая методического опыта «докомпьютерной» эпохи.
Для решения проблемы подготовки педагогических кадров для работы в системе дистанционного образования необходим и достаточный уровень владения информационными технологиями и рациональными методиками построения учебнометодических комплексов. Приобретение опыта молодыми преподавателями является длительным процессом, поэтому наиболее оптимальным выходом из сложившейся ситуации является обучение преподавателей старшего возраста использованию ИКТ в учебном процессе.
Для повышения квалификации учителей школ, преподавателей педагогических колледжей и вузов была разработана программа, включающая три ступени освоения ИКТ, используемых в учебном процессе. Первая ступень «Пользователь персонального компьютера» призвана привить основные навыки работы с компьютером, сформировать уверенного пользователя, умеющего работать с операционной системой, офисными программами. На второй ступени «Пользователь программного обеспечения» основной целью обучения является ознакомление с электронными учебными пособиями, позволяющими организовывать свою подготовку к учебным занятиям (электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, обучающие программы). На третьей ступени «Конструктор учебно-методических комплексов» обучаемый должен научиться использовать конструкторы тестов, инструментальные компьютерные среды и электронные библиотеки изображений, видеофрагментов и др. для разработки авторских учебнометодических комплексов, используемых в дистанционном обучении [3].
Вариативно-адаптивная модель построения индивидуальной образовательной траектории повышения квалификации педагогов в области ИКТ
При системном подходе к процессу повышения квалификации в области ИКТ можно выделить следующие подсистемы: образовательные учреждения повышения квалификации, слушатель и преподаватель, которые в совокупности дают системный эффект - новую подсистему - индивидуальную методическую систему обучения (ИМСО). Охарактеризуем каждую из подсистем и их взаимосвязи.
Подсистема «Слушатель» - преподаватель, желающий повысить свою квалификацию в области ИКТ. Слушатель имеет свою цель, обусловленную мотивацией,
и ряд личностных особенностей, обусловленных возрастом, когнитивным стилем, социальным статусом.
Преподаватель может выступать в традиционной роли ретранслятора знаний или быть наставником (тренером) в образовательном процессе. Он проводит диагностику слушателя, выявляет его личностные особенности, базовый уровень ИКТ-компетентности, цели обучения.
Учреждение повышения квалификации по сути является владельцем материальной базы повышения квалификации - программных и аппаратных средств обучения,
с помощью которых осуществляется учебный процесс. в среде (материальной или виртуальной) происходит взаимодействие между преподавателем и слушателем.
После диагностики личных характеристик слушателя и анализа материальной базы преподаватель совместно со слушателем формируют ИМСО, включающую в себя цели обучения (согласно поставленным слушателем целям с корректировкой, предложенной преподавателем), содержание, формы и методы обучения, способствующие достижению цели. Преподаватель также предлагает, а слушатель выбирает организационные формы и адекватные им средства обучения.
Таким образом, указанные подсистемы образуют педагогическую систему адаптивного обучения ИКТ преподавателей старшего возраста. Педагогическая система повышения квалификации относится к открытым системам, реагирующим на изменения внешних факторов. в случае системы повышения квалификации в области ИКТ одним из важнейших факторов являются развитие аппаратного и программного обеспечения, новые технологии разработки аудиовизуальных средств обучения и т.д. Подобные влияния требуют способности системы к внутренним изменениям и саморазвитию при условии использования в ней способов деятельности, направленных на поиск нереализованных возможностей.
Моделирование процесса повышения квалификации преподавателей старшего возраста в области ИКТ может базироваться на принципах интеграции (смешивания) различных подходов, методов, технологий. Важнейшим элементом, обеспечивающим качественное функционирование предлагаемой педагогической системы, выступает диагностика личностных характеристик, являющихся базой для выбора индивидуальной образовательной траектории. На с. 103 предложена вариативно-адаптивная модель построения индивидуальной образовательной траектории повышения квалификации в области ИКТ педагогов старшего возраста.
Базовыми показателями диагностического блока являются начальный уровень
ИКТ-компетентности педагогов, степень компьютерной тревожности и когнитивный стиль [2]. Проведенные нами исследования свидетельствуют о корреляции уровня компьютерной тревожности и ИКТ-компетентности с мотивацией изучения информационных технологий у преподавателей старшего возраста: высокий уровень тревожности соответствует низкому уровню базовой ИКТ-компетентности и низкому уровню мотивации. Для определения показателей компьютерной тревожности были использованы анкеты, разработанные автором на базе соответствующих опросников [1]. Уровень базовой ИКТ-компетентности определяется с помощью достаточно традиционных тестов, когнитивный стиль -с помощью специально разработанных опросников.
На базе модели предлагается выбор одной из 18 образовательных траекторий на основе технологий смешанного обучения. Так, например, вариант №1 предназначен для преподавателей с высоким уровнем компьютерной тревожности, низким уровнем начальной (базовой) ИКТ-компетентности и пассивным когнитивным стилем: базовая ступень обучения - «Пользователь персонального компьютера», технология - базовая модель смешанного обучения [4], средства обучения - тщательно иллюстрированные учебные пособия на бумажных носителях («дидактические комиксы»).
Литература
1. Психологические факторы компьютерной тревожности / И.А. Васильева, Е.И. Пащенко, Н.Н. Петрова [и др.] // Вопр. психологии. 2004. №5. С.56 - 62.
2. Коваленко М.И. Использование технологий смешанного обучения в формировании ИКТ-компетентности преподавателей старшего возраста // Смешанное и корпоративное обучение: проблемы и решения в сфере подготовки выпускников вузов для реального сектора экономики (СК0-2009): сб. тр. III Междунар. науч.-практ. конф. М., 2009. С. 200 - 210.
3. Коваленко М.И. Методологические и методические аспекты повышения квалификации преподавателей старшего возраста в области информационных технологий обучения // Пед. информатика. 2007. №4. С.76 - 80
4. Коваленко М.И. Смешанные технологии обучения в повышении квалификации преподавателей старшего возраста в области ИКТ / М.И. Коваленко // Информатизация общего, педагогического и дополнительного образования: сб. тр. Междунар. науч.-метод. симпоз. (СИО-2006). Мальта, 2006. С. 204 - 208.
5. Практическая андрагогика: метод. пособие. Кн. 1: Современные адаптивные системы и технологии образования взрослых / под ред. В.И. Подобеда, А.Е. Марона. СПб.: ГНУ «ИОВ РАО», 2003. 414 с.
6. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. М.: Наука, 2002.
7. Щенников С.А., Клеева Л.П. Система дополнительного открытого дистанционного образования в условиях перехода к эконо-
мике знаний // Доп. проф. образование. 2004. №7 (11). C.34.
Various methodology for advancing information and communication teaching skills for teachers of old age
There are analyzed the main principles of adaptive adult education in the context of non-lasting pedagogical education. This process also considers the tendency of education staff getting older and young teachers’ leaving for other spheres. There is suggested various methodology for advancing teaching skills that considers psychological and professional features when creating individual training trajectory.
Key words: adaptive education, various methodology, advancing information and communication teaching skills.