Научная статья на тему 'Персонифицированный подход к повышению профессионального уровня педагогических работников образовательных организаций'

Персонифицированный подход к повышению профессионального уровня педагогических работников образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
950
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / TEACHER PROFESSIONAL STANDARD / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / PERSONALIZED APPROACH / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL / ПЕРЕПОДГОТОВКА / RETRAINING / ИКТ ТЕХНОЛОГИИ / ICT TECHNOLOGY / СДО MOODLE / LMS MOODLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глотова Марина Юрьевна, Самохвалова Евгения Александровна

Изменение парадигмы современного образования требует совершенствования профессиональных компетенций педагога. Целью статьи является изложение опыта персонифицированного подхода к дополнительному образованию сотрудников образовательных организаций. Актуальность не вызывает сомнения, поскольку разработанный комплекс программ, ориентирован на современную нормативно-правовую базу системы, образования: Закон об образовании, ФГОС, профессиональный стандарт педагога, комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций №3241п-П8 от 28.05.2014. Предлагается дифференцированный подход к повышению квалификации и переподготовки педагогов для совершенствования компетенций до уровня, требуемого профессиональным стандартом педагога. Излагаются варианты курсов повышения квалификации по отдельным группам компетенций в кратких (72 часа) и расширенных (144 часа) вариантах; реализован комплексный подход в курсе переподготовки (больше 1000 часов) к формированию компетенций педагога. Применяется индивидуализированный подход к обучению на основе возможностей СДО Moodle.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глотова Марина Юрьевна, Самохвалова Евгения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personalized Approach to Improve the Professional Level of Teachers in Educational Organizations

He changing paradigm of modern education requires the imI provement of professional competence of the teacher. The aim of the article is to describe the experience of a personalized approach to additional training of the employees of educational organizations. The relevance is not in doubt, since the developed set of programs is oriented on modern legal and regulatory framework of the education system: The Law on Education, the FSES, the professional standard of the teacher, The Complex program of improvement of professional level of teachers of educational organizations №3241p-PS dated 28/05/2014. The differentiated approach to professional development and retraining of teachers for the improvement of competences to the level required by the professional standard of the teacher is offered. Options of advanced training courses on separate groups of competences in short (72 hours) and expanded (144 hours) versions are stated; an integrated approach to retraining courses (over 1,000 hours) to the formation of competencies of the teacher is implemented. The individualized approach to training on the basis of LMS Moodle opportunities is applied.

Текст научной работы на тему «Персонифицированный подход к повышению профессионального уровня педагогических работников образовательных организаций»

УДК 37.013.2 ББК 74.204.2

ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

М.Ю. Глотова, Е.А. Самохвалова

Аннотация. Изменение парадигмы современного образования требует совершенствования профессиональных компетенций педагога. Целью статьи является изложение опыта персонифицированного подхода к дополнительному образованию сотрудников образовательных организаций. Актуальность не вызывает сомнения, поскольку разработанный комплекс программ, ориентирован на современную нормативно-правовую базу системы образования: Закон об образовании, ФГОС, профессиональный стандарт педагога, комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций №3241п-П8 от 28.05.2014. Предлагается дифференцированный подход к повышению квалификации и переподготовки педагогов для совершенствования компетенций до уровня, требуемого профессиональным стандартом педагога. Излагаются варианты курсов повышения квалификации по отдельным группам компетенций в кратких (72 часа) и расширенных (144 часа) вариантах; реализован комплексный подход в курсе переподготовки (больше 1000 часов) к фор- 121 мированию компетенций педагога. Применяется индивидуализированный подход к обучению на основе возможностей СДО Мооё^е.

Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, профессиональные компетенции, персонифицированный подход, повышение квалификации, переподготовка, ИКТ технологии, СДО Мооё1е.

PERSONALIZED APPROACH TO IMPROVE THE PROFESSIONAL LEVEL OF TEACHERS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

M.Yu. Glotova, E.A. Samokhvalova

Abstract. The changing paradigm of modern education requires the improvement of professional competence of the teacher. The aim of the article is to describe the experience of a personalized approach to additional train-

ing of the employees of educational organizations. The relevance is not in doubt, since the developed set of programs is oriented on modern legal and regulatory framework of the education system: The Law on Education, the FSES, the professional standard of the teacher, The Complex program of improvement of professional level of teachers of educational organizations №3241p-P8 dated 28/05/2014. The differentiated approach to professional development and retraining of teachers for the improvement of competences to the level required by the professional standard of the teacher is offered. Options of advanced training courses on separate groups of competences in short (72 hours) and expanded (144 hours) versions are stated; an integrated approach to retraining courses (over 1,000 hours) to the formation of competencies of the teacher is implemented. The individualized approach to training on the basis of LMS Moodle opportunities is applied.

Keywords: teacher professional standard, professional competence, personalized approach, improvement of professional skill, retraining, ICT technology, LMS Moodle.

122

В основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) лежит системно-дея-тельностный подход, который должен обеспечивать:

• формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

• проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

• активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

• построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [1].

Важнейшей целью образовательного учреждения стало формирование у каждого учащегося ключевой компетенции — способности учиться. Актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых. Основной целью

учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала обучающихся. Достижение личностных результатов обучения, развитие мотивации обучаемых требует осуществления личност-но-ориентированного образовательного процесса, построения индивидуальных образовательных программ и траекторий. Для эффективной и качественной подготовки обучающихся необходимо применение в учебном процессе современных педагогических технологий обучения и воспитания. А учитывая темпы информатизации современного общества, педагогические технологии должны основываться на использовании новейших информационных средств, так как именно от синтеза информационных и педагогических технологий зависит качество образовательного процесса. Непрекращающийся прогресс в области информационных технологий спо-

собствует кардинальному изменению информационно-образовательной среды образовательного учреждения (ОУ), что приводит к изменению возможностей всех участников образовательного процесса.

Внимание к созданию информационно-образовательной среды обусловлено следующими факторами. С одной стороны, в ФГОС информационно-образовательной среде уделено большое внимание как ключевому элементу обеспечения реализации основной образовательной программы. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществления в электронной (цифровой) форме следующих видов деятельности:

• информационно-методической поддержки образовательного процесса;

• планирования образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

• мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

• мониторинг здоровья обучающихся;

• современных процедур создания, поиска, сбора, анализа, обра-

ботки, хранения и представления информации;

• дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;

• дистанционного взаимодействия образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности [1].

С другой стороны, настоящее время можно охарактеризовать как «сетевое время — сетевое общество — сетевое мышление». Наблюдается кардинальное увеличение количества и изменение качества информации, окружающей как обучающихся, так и педагогов.

Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, все необходимо компетенции прописаны в профессиональном стандарте педагога. Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта „Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", (зарегистрирован в Минюсте России 6 декабря 2013 г., регистрационный №30550). Профессиональный стандарт педа-

123

124

гога применяется работодателем с 1 января 2015 г.

Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений — все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

В общепедагогических компетенциях [2] сгруппированы требования, тесно переплетающиеся с требованиями к информационной образовательной среде образовательного учреждения.

Общепедагогический компонент.

Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:

• Планирования и объективного анализа образовательного процесса.

• Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).

• Организации образовательного процесса:

— выдача заданий учащимся;

— проверка заданий перед следующим занятием, рецензирование и фиксация промежуточных и итоговых результатов, в том числе в соответствии с заданной системой критериев;

— составление и аннотирование портфолио учащихся и своего собственного;

— дистанционное консультирование учащихся при выполнении задания, поддержка взаимодействия учащегося с тьютором.

• Организация образовательного процесса, при которой учащиеся

систематически в соответствии с целями образования:

— ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве;

— следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя использовать системы антиплагиата);

— используют предоставленные им инструменты информационной деятельности.

• Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде.

• Организация и проведение групповой (в том числе межшкольной) деятельности в телекоммуникационной среде.

• Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий.

• Визуальная коммуникация — использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм, видеомонтажа.

• Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса учащегося, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся.

• Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования.

• Учет общественного информационного пространства, в частности молодежного.

• Поддержка формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся.

• Организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья [2].

При подробном изучении всех пунктов только этой части ИКТ ком-петентностей, входящих в квалификационные требования педагога, становится понятна необходимость большой конструктивной работы по выработке этих и всех других указанных в стандарте компетенций. Следовательно, внедрение ФГОС, профессионального стандарта педагога должно неизбежно сопровождаться изменением его подготовки во всех центрах дополнительного профессионального образования (ДПО). Правительством Российской Федерации 28.05.2014 была утверждена «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» № 3241п-П8 [3]. Программа объединяет основные цели, задачи и мероприятия в области повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, закрепленные в принятых ранее федеральных программно-целевых документах — государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013—2020 годы», государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», Федеральной целевой программе развития образования на 2011—2015 гг. Мероприятия настоящей программы направлены на интеграцию усилий федеральных и региональных органов управления образования, образовательных организаций в рамках реализации государственной политики в сфере образования по по-

вышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, в том числе на овладение ими современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и реализации адаптированных образовательных программ [3].

Работа в этом направлении ведется на кафедре «Информационных технологии в образовании» Московского педагогического государственного университета. Создан целый комплекс программ повышения квалификации, переподготовки для формирования готовности к построению информационно-образовательной среды учебного заведения в соответствии с ФГОС и профессиональным стандартом [4].

В рамках персонифицированного подхода к повышению квалификации педагогов и их переподготовки по Профессиональному стандарту педагога и выполнения Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций разработаны и успешно реализуются программы повышения квалификации по формированию отдельных компетентностей педагога [5] и программы комплексного повышения квалификации и переподготовки с учетом области профессиональной деятельности и ступени образования.

Программы повышения квалификации для формирования отдельных компетенций:

1. Дистанционные технологии обучения в современном образовании, в том числе лиц с

125

126

ограниченными возможностями здоровья (144 час.).

Целью реализации программы является изучение возможностей и принципов создания, индивидуально ориентированных образовательных траекторий для реализации целей поставленных ФГОС: поддержка самостоятельной работы обучающихся, дополнительные возможности для образования одаренных детей и кор-рекционная деятельность для детей с особыми потребностями, на основе функционирования систем дистанционного управления обучением (LMS). А также теоретическое и практическое совершенствование компетенций слушателей в области создания и использования современной единой образовательной среды с помощью дистанционных информационно коммуникационных технологий.

Слушатель, освоивший программу, должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

• формирование необходимых педагогических умений и навыков по использованию дистанционных технологий в преподавании предметных дисциплин для различных образовательных систем;

• создавать электронные учебно-методические комплексы в системе Moodle;

• адаптировать образовательные ресурсы в информационно-образовательной среде посредством технологий дистанционного обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

• внедрять информационные технологии и информационное взаимодействие в образовании в рамках

организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Эффективная организация и контроль учебной деятельности на основе коммуникативных технологий в соответствие с ФГОС (72 час.).

Целью реализации программы является совершенствование профессиональной компетенции обучаемых в области использования ресурсов и технологий Интернета в учебном процессе и создания условий для формирования современной образовательной среды с учетом требований ФГОС. Особое внимание в курсе уделено рассмотрению дея-тельностных форм веб 2.0-сервисов (сайты, блоги, социальные сети) в образовании и проектированию педагогических сценариев на их основе.

В соответствии с целью курса, программа рассчитана на овладение слушателями следующими компетенциями:

• формирование понимания дидактических возможностей Интернета как средства обучения и новой информационно-образовательной среды обучения;

• опыт практической работы с технологиями интернет-поиска и сетевого мониторинга;

• получение представления о типологии образовательных ресурсов Интернета;

• навыки работы по получению и созданию графического и медийного сетевого контента;

• формирование представления о современных тенденциях развития веб-пространства (веб 2.0-сервисы);

• овладение основными понятиями, теоретическими и прикладными

знаниями, необходимыми для осуществления педагогической деятельности с использованием Интернет-инструментария нового поколения;

• развитие профессиональной компетенции обучаемых в области использования ресурсов и технологий Интернета в учебный процесс и созданию условий для формирования современной образовательной среды с целью активизации познавательной деятельности учащихся.

3. Современные инструменты и технологии мониторинга обучения и визуализации его результатов в условиях ФГОС (72 час).

Целью реализации программы является совершенствование профессиональной компетенций обучаемых в области использования системы знаний, умений и навыков, связанных с особенностями математических способов визуализации и обработки информации с помощью электронных таблиц.

В соответствии с целью курса, программа рассчитана на овладение слушателями следующими компетенциями:

• навыками получения объективной информации о состоянии качества обучения, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;

• навыками оценивания эффективности и полноты реализации методического обеспечения образовательного процесса;

• навыками работы, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

• формирование представления о функционировании системы монито-рингов возможностей и способностей обучающихся, выявления и поддерж-

ки одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

• навыками создания единой системы диагностики и контроля состояния обучения, обеспечивающего определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на его качество;

• способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач.

4. Разработка и использование мультимедийных образовательных ресурсов (72 час).

Целью реализации программы является выработка у слушателей практических навыков применения в учебном процессе мультимедийных продуктов. Слушатели должны научиться выстраивать педагогические сценарии для обучения определенной предметной области посредством отбора и применения, соответствующих мультимедийных объектов, в результате чего существенно повысят наглядность излагаемого материала, самостоятельное, творческое участие в образовательном процессе учащихся, а также степень проявления индивидуальности каждого обучающегося.

Слушатель, освоивший программу, должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

• методически грамотно формировать информационно-образовательную среду с помощью подбора мультимедийных образовательных ресурсов, углубляющих и расширяющих образовательный процесс;

• реализовывать индивидуально образовательные траектории для реализации целей поставленных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

127

ФГОС на базе мультимедийных технологий в преподавании предметных дисциплин для различных образовательных систем;

• создавать электронные учебно-методические комплексы в программах мультимедийных презентаций;

• адаптировать образовательные ресурсы в информационно-образовательной среде посредством мультимедийных технологий;

• внедрять информационные технологии, встраивая мультимедийные объекты в образовательный процесс;

• повышать активную роль обучающихся посредством применения мультимедийных образовательных ресурсов;

• сформировать представление об аппаратном и программном обеспечении, применяемом при создании мультимедийных объектов и мультимедийных систем;

• определить основные подходы к оценке качества и эффективности применения мультимедийных объектов и мультимедийных продуктов в образовательной среде.

128 5. Технологии формирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий (72 час).

Целью реализации программы является изучение возможностей и принципов создания индивидуально ориентированных образовательных траекторий для реализации целей поставленных ФГОС: развитие личностного потенциала ученика, обеспечение индивидуальной образовательной среды для творческого развития каждого обучающегося, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, на основе функционирования систем дистанционного

управления обучением (LMS), сервисов информационно-коммуникационной и организационной поддержки образования.

Слушатель, освоивший программу, должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

• диагностировать уровень начальных знаний учащихся, их образовательные особенности и мотивацию освоения изучаемого предмета;

• формировать информационно-образовательную среду с возможностью реализации индивидуальных образовательных траекторий;

• создавать индивидуальные образовательные траектории для различных категорий детей: одаренных и с особыми потребностями;

• обеспечивать возможность для каждого ученика двигаться по своей траектории, учиться на основе личной активности, своих индивидуальных интересов и потребностей;

• внедрять информационные технологии и информационное взаимодействие в образовании в рамках организации обучения по индивидуальным образовательным траекториям.

6. Современные технологии сетевого взаимодействия и проектной деятельности в образовательной среде (72 час).

Целью реализации курса является совершенствование компетенций в организации сетевого взаимодействия и организации сетевой проектной деятельности в учебном процессе с учетом требований ФГОС — создание условий для интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также сетевого взаимодействия общеобра-

зовательных учреждений, направленного на повышение эффективности личностно-ориентированного образовательного процесса.

В соответствии с целью курса, программа рассчитана на овладение слушателями следующими компетенциями:

• опыт практической работы с технологиями сетевого проектирования;

• получение представления о типологии образовательных ресурсов Интернета, созданных средствами сетевого проектирования;

• навыки работы по разработке и созданию сетевого контента для проектов;

• формирование представления о современных тенденциях развития веб-пространства как среды сетевого взаимодействия и совместного создания информационных и образовательных ресурсов;

• овладение основными понятиями, теоретическими и прикладными знаниями, необходимыми для осуществления педагогической деятельности с использованием Интернет-инструментария нового поколения для сетевого проектирования и взаимодействия.

7. Технологии и инструменты тьютора в образовании в соответствие с ФГОС (144 час).

Целью реализации курса является совершенствование компетенций в организации и реализации тью-торского сопровождения учащихся в образовательных организациях разного типа, в том числе инклюзивных, альтернативных и применяющих дистанционные технологии обучения, с учетом требований ФГОС. Формирование и совершенствование компетенций для создания условий

интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской деятельности обучающихся, направленных на повышение эффективности личностно-ориентированного образовательного процесса.

Слушатель, освоивший программу, должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

• организовывать и реализовы-вать процесс тьюторского сопровождения обучающихся в соответствие с ФГОС;

• диагностировать уровень начальных знаний учащихся, их образовательные особенности, направление развития, способность к самоопределению, мотивацию освоения тех или иных учебных предметов;

• формировать избыточную информационно-образовательную среду с возможностью самореализации индивидуальных образовательных запросов;

• создавать индивидуальный образовательный путь для различных категорий детей: одаренных и с особыми потребностями;

• обеспечивать возможность для каждого ученика развиваться по своей траектории, учиться на основе личной мотивированности, своих индивидуальных интересов и потребностей;

• формировать самообразовательную компетентность с учетом следующих принципов: непрерывности, индивидуализации, самоорганизации, деятельности и рефлексии;

• внедрять информационные технологии и информационное взаимодействие в образовании в рамках организации тьюторского сопровождения.

129

ВЕК

130

Программы повышения квалификации

и переподготовки для комплексного формирования компетенций:

1. Технологии формирования информационно-образовательной среды как обязательного условия реализации требований ФГОС (144 час.).

Целью реализации программы является формирование готовности педагогов к применению технологий и ресурсов информационно-образовательной среды (ИОС) в обучении как обязательному условию реализации требований ФГОС. Формирование умений по отбору технологий и ресурсов ИОС, реализации различных моделей организации учебно-познавательной деятельности учащихся (урочной и внеурочной).

В соответствии с целью курса, программа рассчитана на овладение слушателями следующими компетенциями:

• формирования самообразовательной компетентности, ее взаимосвязь с опытом творческой деятельности в информационно-образовательной среде;

• навыками создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных задач;

• формирование понимания дидактических возможностей новой информационно-образовательной среды обучения;

• развитие профессиональной компетенции обучаемых в области формирования современной образовательной среды с целью активизации познавательной деятельности учащихся.

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации проводится на основе диагностики необходимости формирования и выравнивания компетенций, требуемых в ФГОС и Стандарте педагога, выстраивается из инвариативного модуля обязательного для всех слушателей и трех вариативных модулей по выбору слушателя и результатам диагностики для освоения необходимого набора знаний, умений и навыков, по итогам прохождения программы.

2. Современная образовательная деятельность в соответствие с профессиональным стандартом педагога и ФГОС. Персонифицированный подход (144 час).

Целью реализациипрограммы является достижение уровня профессиональных компетенций педагога, необходимых для практического освоения инновационных образовательных технологий в контексте ФГОС и профессионального стандарта педагога. Формирование мотивацион-но-профессиональной компетентности педагогов: выработка новых ценностей, принципов взаимодействия и общения со всеми участниками образовательного процесса при переходе к личностно-ориентированному и системно-деятельностному ИКТ насыщенному образованию.

В соответствии с целью курса, программа рассчитана на овладение слушателями следующими компетенциями:

• реализации ФГОС и осуществления педагогической деятельности в соответствии с профессиональным стандартом, способности разрабатывать и реализовывать ООП;

• практическое использование инновационных педагогических тех-

нологий в контексте ФГОС и профессионального стандарта педагога;

• формирования профессиональной компетентности, ее взаимосвязь с опытом педагогической деятельности в информационно-образовательной среде;

• реализации ИКТ насыщенных педагогических технологий, личностно-ориентированных систем-но-деятельностных подходов и методов обучения и воспитания.

Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации проводится на основе диагностики необходимости формирования и выравнивания компетенций, требуемых в ФГОС и Стандарте педагога, выстраивается из трех инвариативных модулей обязательных для всех слушателей и одного вариативного модуля по выбору слушателя ориентированного на разные группы педагогических работников в соответствии с профилем их деятельности.

3. Педагогическая деятельность в соответствие с профессиональным стандартом педагога и ФГОС. Персонифицированный подход (1116 час.).

Цель реализации программы -комплексная методическая, психолого-педагогическая, информационно-технологическая подготовка к профессиональной деятельности в образовательной организации в соответствии с ФГОС и профессионального стандарта педагога. Формирование мотивационно-профессиональной компетентности педагогов: выработка новых ценностей, принципов взаимодействия и общения со всеми участниками образовательного процесса при переходе к личностно-ориентиро-ванному и системно-деятельностному ИКТ насыщенному образованию.

Основные задачи программы:

• создание и развитие компетенций, соответствующих будущей профессиональной образовательной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС;

• формирование у слушателей, как базовых теоретических знаний, так и практических умений и навыков, необходимых для работы педагогом в образовательном учреждении;

• приобретение навыков эффективного практического использования современных инновационных педагогических технологий в контексте ФГОС и профессионального стандарта педагога, обеспечивающие высокий уровень теоретической и практической подготовки обучающихся;

• усвоение дифференцированных способов педагогической деятельности в зависимости от процесса обучения, технического обеспечения учебного заведения путем реализации ИКТ насыщенных педагогических технологий, личностно-ориен-тированных системно-деятельност-ных подходов и методов обучения и воспитания;

• разработка и применение современных информационных технологий, выбор оптимальных стратегий преподавания в зависимости от уровня подготовки обучающихся и целей обучения для реализации образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем действующим федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС);

• создание базы развития профессиональных компетенций в рамках непрерывного образования и информатизации.

131

132

Все программы ДПО реализуются с помощью дистанционных технологий на основе персонифицированного подхода. Персонифицированный подход является неотъемлемой составляющей образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования кафедры.

Эффективность реализации данного подхода:

• опирается на специфику контингента взрослых обучающихся и логику их профессионально-личностного развития;

• осуществляется на основе интеграции с компетентностным подходом;

• содержательно-технологический компонент персонифицированных образовательных услуг базируется на научном осмыслении требований ФГОС и профессионального стандарта педагога к уровню их профессиональной компетентности;

• основу дидактического обеспечения персонифицированных образовательных услуг составляют образовательные технологии, имеющие личностно-ориентированную направленность и системно-деятель-ностный подход к реализации;

• осуществляется системный мониторинг качества дополнительного профессионального образования, обеспечивающий своевременные изменения во всех программах, направленные на их совершенствование.

Использование в системе ДПО дистанционных технологий дает возможность слушателям учиться без отрыва от основного вида своей деятельности в удобном для них темпе с консультационной поддержкой преподавателя.

В МПГУ создан образовательные портал на базе СДО МооДе, который реализуется как сайт, доступный через

глобальную сеть для всех участников образовательного процесса, и дает возможность создать единое образовательное пространство для всесторонней личностно-ориентированной поддержки учебного процесса. Он содержит информационные, коммуникационные, учебно-тренировочные и контролирующие ресурсы. В данную систему входят модули позволяющие организовать взаимодействие в on- и off-line режимах. Есть возможность создания портфолио и других дополнительных образовательных элементов.

Учитывая особенности работы с взрослой аудиторией и возможности системы дистанционного обучения, изложение материала предполагает предоставление возможности слушателям в ходе изучения теоретического материала и выполнения практических работ делать логические выводы о его сущности, адаптировать его содержание к собственной практике и апробировать полученные умения в условиях интерактивных деятельност-ных занятий, в практических действиях и т.д. Для реализации программ применяется все многообразие форм и методов учебной работы: видеолекции; сетевые семинары; лабораторные занятия, тренинги; ознакомление с передовым опытом преподавания; изучение новых программных систем и продуктов в форме мастерских; моделирование и анализ ситуаций; работа в малых группах; консультации; индивидуальные занятия и все другие формы, направленные на получение опыта практического применения информационных и коммуникационных технологий и опыта проектирования и работы в ИОС образовательного учреждения. Применительно к учебному процессу СДО Moodle органично

дополняет и расширяет возможности обучающих, обучающихся и контролирующих данный процесс при реализации индивидуальных образовательных траекторий.

Каждая программа предполагает создание слушателями выпускной квалификационной работы, которая представляет собой комплексную квалификационную, учебно-исследовательскую или учебно-проектную работу. Квалификационная работа подводит итоги теоретической и практической подготовки обучающегося и характеризует его подготовленность к предстоящей профессиональной деятельности.

Выпускная квалификационная работа должна свидетельствовать о способности и умении обучающегося:

• решать практические задачи на основе применения теоретических знаний;

• вести поиск и обработку информации из различных видов источников;

• выявить управленческую задачу в сфере профессиональной деятельности;

• решить управленческую задачу с использованием аналитических методов с помощью современных информационных технологий;

• грамотно и логично излагать материал, делать обоснованные выводы по результатам исследования.

Подготовка и защита работы предполагает наличие у выпускника умений и навыков проводить самостоятельное законченное исследование на заданную тему, свидетельствующее об усвоении теоретических знаний и практических навыков, позволяющих решать профессиональные задачи.

Деятельность в этом направлении ведется много лет, отдельные програм-

мы апробированы при повышении квалификации в области современных информационно-коммуникационных компетенций педагогов разного профиля специализации и ступени образования профессиональной занятости. На текущем этапе реализации принятой Правительством Российской Федерации 28.05.2014 «Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» №3241п-П8 сформулирована конкретная задача по разработке и внедрению программ повышения квалификации и переподготовки с учетом новых требований профессионального стандарта педагога. Своевременная реализация этих требований практически и теоретически отражена в данной работе. Продвижение к профессиональному стандарту осуществляется в условиях доступности информационно-коммуникационных инструментов образования и недостатка развития ИКТ компетенций педагогов. Проводимая нами научно-методическая деятельность показывает пути и способы решения этой проблемы. I33 Доступность и широкий выбор вариантов программ и модулей повышения квалификации и переподготовки в дистанционном формате дает возможность педагогам выбрать индивидуальный персонифицированный путь развития своих профессиональных компетенций и достижения уровня, соответствующего Профессиональному стандарту педагога.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении феде-

134

рального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html (дата обращения: 27.04.2015).

2. Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rosmintrud.ru/ docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 27.04.2015).

3. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций № 3241п-П8, утвержденная Правительством Российской Федерации 28.05.2014 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mpgu.edu/bitrix/admin/text0000 000001.pdf (дата обращения: 27.04.2015).

4. Глотова, М.Ю. Система повышения квалификации учителей для формирования их готовности к построению информационно-образовательной среды учебного заведения [Текст] / М.Ю. Глотова, Е.А. Самохвалова // Наука и школа. - 2012. - № 6. - С. 47-52.

5. Информационные технологии и инструменты образования XXI [Сайт]. - URL: http://education21.ru (дата обращения: 27.04.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ямбург, Е.А. Что принесет учителю профессиональный стандарт педагога? [Текст] / Е.А. Ямбург. - М.: Просвещение, 2014. - 175 с.

REFERENCES

1. Glotova M.Ju., Samohvalova E.A., Sistema povyshenija kvalifikacii uchitelej dlja formirovanija ih gotovnosti k postroeniju informacionno-obrazovatelnoj sredy ucheb-nogo zavedenija, Nauka i shkola, 2012, No. 6, pp. 47-52.

2. Jamburg E.A., Chto prineset uchitelju pro-fessionalnyj standart pedagoga?, Moscow, 2014, 175 p. (in Russian)

3. Kompleksnaja programma povyshenija pro-fessionalnogo urovnja pedagogicheskih rabotnikov obshheobrazovatelnyh orga-nizacij № 3241p-P8, utverzhdennaja Pravi-telstvom Rossijskoj Federacii 28/05/2014, available at: http://www.mpgu.edu/bitrix/ad-minAext0000000001.pdf (accessed: 27.04. 2015). (in Russian)

4. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 17/12/2010. No 1897 "Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstven-nogo obrazovatelnogo standarta osnovnogo obshhego obrazovanija, available at: http:// www.rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok. html (accessed: 27.04.2015). (in Russian)

5. Prikaz Mintruda Rossii No 544n ot 18/10/2013 "Ob utverzhdenii professional-nogo standarta 'Pedagog (pedagogicheskaja dejatelnost v sfere doshkolnogo, nachalnogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel, uchi-tel')", available at: http://www.rosmintrud. ru/docs/mintrud/orders/129 (accessed: 27. 04.2015). (in Russian)

6. Sajt distancionnoj podderzhki povyshenija kvalifikacii i perepodgotovki, available at: http://education21.ru (accessed: 27.04.2015). (in Russian)

Глотова Марина Юрьевна, доцент, кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра информационных технологий в образовании, Московский педагогический государственный университет, muglotova@mail.ru

Glotova M.Yu., PhD in Physics and Mathematics, Associate Professor, Information Technology in Education Department, Moscow State Pedagogical University, muglotova@mail.ru

Самохвалова Евгения Александровна, старший преподаватель, кафедра информационных технологий в образовании, Московский педагогический государственный университет, jane2802@yandex.ru

Samokhvalova Eu.A., Senior Lecturer, Information Technology in Education Department, Moscow State Pedagogical University, jane2802@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.