Научная статья на тему 'Увеличение воздействия Олимпийских Игр путем создания наследия'

Увеличение воздействия Олимпийских Игр путем создания наследия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСЛЕДИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР / КРУПНЫЕ СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАСЛЕДИЯ / КЛЮЧЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ИГРА СОДРУЖЕСТВА В МАНЧЕСТЕРЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова З.М., Gratton Chris, Preuss Holger

Данная статья об ограниченном вложении ресурсов в крупные спортивные мероприятия, такие как Олимпийские игры. Рассматривается положительное или отрицательное наследие крупных спортивных мероприятий, дается определение наследию, обсуждается, какие наследия могут быть измерены, и определяются ключевые элементы, которые составляют наследие. Приведены примеры прошедших Олимпийских игр и других мега-спортивных мероприятий, таких как игр Содружества в Манчестере в 2002 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Увеличение воздействия Олимпийских Игр путем создания наследия»

УДК 796.032

УВЕЛИЧЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР ПУТЕМ СОЗДАНИЯ НАСЛЕДИЯ

З.М. Кузнецова - доктор пед.наук, профессор, Россия. Крис Грэттон - (Великобритания) ХольгерПройс - (Германия)

MAXIMIZING OLYMPIC IMPACTS BY BUILDING UP LEGACIES

Z. М. Kuznetsova - professor,Russia Chris Gratton - Sheffield Hallam University Great Britain HolgerPreuss - Iohannes Gutenberg - Universität Mainz Germany

e-mail: kzm diss@mail.ru

Ключевые слова: наследия Олимпийских игр, крупные спортивные мероприятия, определение наследия, ключевые элементы, Игра Содружества в Манчестере.

Аннотация. Данная статья об ограниченном вложении ресурсов в крупные спортивные мероприятия, такие как Олимпийские игры. Рассматривается положительное или отрицательное наследие крупных спортивных мероприятий, дается определение наследию, обсуждается, какие наследия могут быть измерены, и определяются ключевые элементы, которые составляют наследие. Приведены примеры прошедших Олимпийских игр и других мега-спортивных мероприятий, таких как игр Содружества в Манчестере в 2002 году.

Key words: Olympic legacy, mega sportevents, a definition of legacy, key elements, the Manchester Commonwealth Games.

Annotation. This contribution adds to the controversial discussion of the investment of scarce public resources in mega sport events such as the Olympic Games. The positive, or negative, legacy of mega sport events will be considered. A definition of legacy will be given, how legacy might be measured is discussed and the key elements that make up a legacy are identified. Examples are taken from recent Olympic Games and other mega sport events such as the Manchester Commonwealth Games in 2002.

Одним из главных интересов МОК является положительное «наследие» мероприятия. Для этого есть три причины. Во-первых, позитивное наследие избегает публичности в принимающем городе и предоставляет доказательства того, почему мероприятие было положительным для города / страны- организатора. Во-вторых, оно оправдывает использование ограниченных государственных ресурсов для инфраструкту -ры постоянного или временного события. В-третьих, позитивное наследие мотивирует другие города (нации) принять участие в торгах на будущие Игры. Высокий спрос увеличивает мощность МОК и обеспечивает продолжение Олимпийских игр.

Кэшмен собирал различные доказательства наследия. [7] Он выделил шесть направлений наследия: экономика, инфраструктура, информация и образование; общественная жизнь, политика и культура, спорт, символы, память и история. Однако требуется довольно качественное определение наследия в более широкой перспективе. Общее определение наследия должно быть независимым от качественных примеров или предложений МОК. Можно выделить три измерения наследия: 1) степень плановой структуры, 2) степень положительной структуры, 3) степень количественной структуры.

Определение, рассматривающее эти аспекты, заключается в следующем: «наследие -запланированная и незапланированная, положительная и отрицательная, материальная и нематериальная структура, созданная с помощью спортивного события, которая остается после него. В ходе последовавшего за этим обсуждения слово «структура» используется в данном контексте.

Три аспекта наследия формируют «Куб наследий» (рис. 1). «Куб наследий» состоит из восьми маленьких кубиков. Целостная оценка мега - спортивного мероприятия будет необходима для того, чтобы выявить все наследия. В действительности, самые предварительные исследования и конкурсные комиссии концентрируются только на одном маленьком кубе (запланированные, положительные, материальные). [8] Во многих предварительных исследованиях говорится, что наследие является потенциально предвзятым, потому что исследования оказывают предпочтения принимающему городу, поэтому они выделяют только один подкуб наследия. Этот вопрос постоянно критикуется авторами, исследующими экономический эффект от проведения крупных спортивных мероприятий. [9]

Планированное

Не планированное

Материальное

Отрицательное

Нематериальное

Положительное

Рисунок 1.

Куб наследия запланированные нематериальные положительные незапланированные

Касимати проанализировал все исследования воздействий летних Олимпийских игр с 1984 по 2004 год и обнаружил в каждом случае, что исследования были проведены до начала Игр, были основаны на первичных данных и в целом по заказу сторонников проведения Игр. [10] Он обнаружил, что экономические последствия были, вероятно, завышены, так как исследования не учитывают производственно-бытовых условий, таких как вытеснение инвестиций, рост цен в связи с нехваткой ресурсов и перемещение туристов, которые должны были бы приехать в город- организатор Олимпийских игр, но не приехали.

Измерение наследий мероприятия

Измерение наследия следует начать с изменений, создаваемых самими событиями. Экономические последствия событий являются сильными, но краткосрочными, и только со стороны спроса. Туристические и оперативные расходы, инвестиции во временные

сооружения, добровольническая и управленческая деятельности и т.д., за короткое время взлетели. [11] Однако потребление основывается на экономической деятельности, которая постоянно уменьшается с течением времени за счет налогов, сбережений и импорта. Иными словами, огромные показатели экономического воздействия не являются наследием события.

Дальнейший экономический рост требует постоянного притока автономных денег. В условиях экономического роста, связанного с Играми, можно было бы достичь и лучшего, если бы Игры изменили структуру принимающего города - иными словами, его предложение. Как подчеркивают авторы, планирование наследия до Игр является постановочным. Фабер Маунсел(МаипБе11) предполагает, что есть необходимость начать ещё раньше: «Исполнение и финансирование наследия должны иметь место при планировании мероприятия. [14]

Структура Олимпиады и её влияние на город - организатор Каждое мега - спортивное мероприятие требует специальных структур. Все структуры события после его окончания меняют качество принимающего города в позитивном или негативном ключе. Каждый город имеет различные факторы качества, что делает город более или менее привлекательным для

жилья, для туристов, для промышленности или для проведения будущих спортивных мероприятий.

Стратегия наращивания наследий Игр начинается с решения принять участие в конкурсе на проведение конкретного события (1) (рис. 2). Мега - спортивные мероприятия отличаются по структуре, которую они требуют, а города отличаются по структуре, которую они могут предоставить. Страте-

гиянаправлена на дополнительные структуры, создающиеся событием, и долгосрочные потребности в этих структурах. В процессе выбора кандидатуры будут предоставлены (2) некоторые необходимые структуры («обязательные меры»), а также некоторые «дополнительные меры». С помощью принятия «дополнительных мер» город стремится занять самую лучшую стратегическую позицию в конкурсе. [22] Таким образом, эти меры не могут быть устойчивыми. В ходе подготовки этого мероприятия (3) создаются обяза -тельные структуры. «Дополнительные меры» могут быть внедрены для улучшения конкурентных позиций в городе- организаторе для привлечения большей экономической деятельности в будущем. В мероприятии (4) участвуют все структуры. После Игр (5) некоторые «структуры мероприятия» исчезают или уменьшаются в размерах, но другие существуют в течение длительного времени. Шесть «структур мероприятия», как правило, сохраняются и после соревнований. Инфраструктура

Инфраструктура, очевидно, означает не только спортивную инфраструктуру для соревнований и подготовки кадров, но и общую инфраструктуру города, такую как аэропорты, дороги, телекоммуникация, гостиницы, жилье (для

спортсменов, СМИ и чиновников), развлекательные заведения, ярмарочные площади, парки и т.д. Вся инфраструктура, которая остается после событий, должна вписываться в развитие города. Сегодня временные сооружения могут избежать негативного наследия, такого как негабаритные и вспомогательные объекты. Примерами являются передвижной велодром (Олимпийские игры, Атланта 1996 г.), временный 50-метровой крытый бассейн в торговом зале (FINAWor1dCup),

©

Идея и возможность

©

Процесс выбора кандидатуры

©

Построение и организация события

©

©

Рисунок 2.

Наследие события

TT

До события

Событие

АЛ ТТ£» ЛААТ ТТТТГТ

Решение подать заявку на проведение события

Структура:

1. инфраструктура

2. знание

3. имидж

4. Эмоции

5. Связи

6. Культура

Место для:

1. Жильё

2. Туристы

3. Торговые марки

4. Производство

5. Конгрессы

Процесс создания запланированного наследия Игр

Фукуока 2001, спортивный стадион, был превращен в футбольный (Игры Содружества, Манчестер 2002). Шиманский поддерживает эту идею. Он утверждает, что все расходы должны быть направлены на наиболее продуктивные виды деятельности (стр. 3). [23] Игры Содружества в Манчестере в 2002 году, например, обеспечили спортивные объекты мирового класса, в том числе стадион. Давление времени, однако, ускоряет вложение инвестиций в основные транспортные связи, новые железнодорожные станции, аэропорт, качество автобусов и т.д. [24] Германия инвестировала 1,5 млрд. евро в стадионы ФИФА для Чемпионата мира по футболу 2006. [25] Старая арена, наиболее известная с последнего немецкого Кубка мира 1974 года, не отвечала современным требованиям маркетинга и развлечений. И, наконец, модернизация инфраструктуры Афин к этапу Олимпийских игр 2004 стоила более 5 млрд. евро. Хотя некоторые объекты еще остаются неиспользованными, а многие негабаритными, объекты инфраструктуры (аэропорт, метро, активизация береговой линии и территории старого аэропорта) будут оказывать большое влияние на дальнейший экономический рост Афин. Знание, развитие навыков и образование

При проведении мега-спортивного мероприятия местное население получает определённые знания и навыки. Сотрудники и волонтеры получают навыки и знания организации события, управления человеческими ресурсами, безопасности, гостиничного хозяйства, услуг и т.д. Зрители и волонтеры учатся пользоваться общественным транспортом и знакомятся с экологическими проектами. Они также больше узнают об истории своего города и страны, культуре и других вопросах.

Например, почти 50% от 10000 добровольцев для работы на Играх Содружества

в Манчестере в 2002 году считают, что, благодаря своему опыту, они приобрели новые навыки и возможности, 18% считают, что, будучи волонтерами, они улучшили свои шансы на трудоустройство, а 46% согласились, что, будучи добровольцами, повысили свое личностное развитие. [26] Примером негативного эффекта является политика мировых спонсоров мега- спортивных мероприятий, которые пытаются установить брендовую лояльность как можно раньше. [27] Игры предоставляют возможности для молодежного маркетинга. В отношении спонсоров из Сиднея 2000 Ленский писал: «Их циничная эксплуатация риторики Олимпийского духа и псевдообразовательных инициатив являлась ключевым компонентом кампании для охвата детей и молодежи» (стр. 126). [28] Корпорации вкладывают деньги в образовательные программы, которые, безусловно, направлены на развитие олимпийской идеи, но и олимпийская промышленность тем самым направлена ла социализацию детей, чтобы они стали мировыми потребителями товаров.

Имидж

Мега-спортивные мероприятия имеют огромное символическое значение,форму и укрепляют имидж города, региона и страны. Обычно события создают положительный имидж, а города и политики могут «греться в лучах своей славы». [29] С другой стороны, во всем мире воздействие Игр, город - организатор и его культура зависят от представителей средств массовой информации и не могут быть полностью под контролем организаторов. [30] Негативные происшествия, такие как взрыв бомбы, хулиганы, организационные недостатки или просто плохая погода также влияют на имидж города- организатора. Не только негативные инциденты, но и общие плохие атрибуты могут быть переданы посредством мега-события миллионам потенциальных пользователей, клиентам или деловым партнерам. Преувеличенный национализм или несправедливое зрительское поведение портит гостеприимство, а бедность и преступность также вызывают сомнения относительно потенциального назначения туризма.

Например, одна из целей проведения чемпионата мира по футболу БГРАв 2006 году - изменение стереотипа немцев как «конформистов, серьезных педантов». [31] Организаторы и правительство приступили к реализации концепции гостеприимства, включающей службу правительственных курортов, места маркетинга в Германии, культурную программу, сервис и дружелюбие кампании. [32] Другим примером является гостеприимство Катара в 2006 году на Азиатских играх в Дохе. В конечном счете страна пыталась восстановить свой имидж и инфраструктуру, чтобы стать центром арабского спорта и развлечений. Мега-спортивные мероприятия часто используются как катализатор для преобразования их месторасположений в туристические пункты пребывания географических туристов. Эта стратегия корпоративного центра требует укрепления Конвенции центра, спортивных сооружений, музеев, торговых и развлекательных центров, игровых комплексов для достижения экономического роста, ориентированного на потребителей. [33]

Эмоции

Мега-спортивные мероприятия дают политикам общее видение, чтобы получить международный престиж, и граждане становятся эмоционально вовлеченными в них. Гордость за гостеприимство такого события создает местные идентификации, видение и мотивации. Примером являются Олимпийские игры в Сеуле 1988 года, которые создали национальную проблематику; чувства жизненной силы, участия, а также признания; международное восприятие события, соответствующего современным и технологическим требованиям. [34] Китайцы были готовы продемонстрировать свое растущее экономическое значение через Олимпиаду в 2008 году. [35]

Частные предприятия стимулируются ожидаемым притоком денежных средств и

потенциально положительным наследием после Игр. Это может изменить готовность инвестирования на сохранение средств. [36] «Объявление об Играх приводит к программе досрочных инвестиций. Прямо или косвенно это катализатор для числа «дополнительных испытаний» мероприятий (которые, в свою очередь, способствуют дальнейшим инвестициям). А во время самого мероприятия существует повышение внутреннего спроса. Хотя все это стимулирует местную экономику в краткосрочной перспективе, ключ к долгосрочным воздействиям заключается в том, как и каким образом они оставят постоянное наследие в инфраструктуре города или в промышленной компетенции. [37] Есть несколько подтверждений того, что эти досрочные инвестиции имели место. Критики обнаружили, что некоторые из Олимпийских игр создали избыточное предложение. [38]

Отрицательные эмоции могут быть вызваны, если новые объекты Игр используют пространство бывших рабочих районов. Тогда граждане, проживающие там, страдают от экспроприации (отчуждения) и переселения, а также из-за появления элитного жилья на их территории, что приводит к потере их социальной среды. Сети

Международные спортивные федерации, СМИ, политики и т.д., должны сотрудничать в целях успешного проведения мероприятия. Их взаимодействие создает сети. Игры улучшают политические связи, такие как тесные партнерские отношения с центральным правительством. В частности, расширение знаний о спорте, связей между политиками и спортивными федерациями и имидж спортивного города повышают чувство принадлежности к спорту. Результатом могут быть подготовительные программы нулевого уровня, объекты для школ, спорт для всех и дополнительные спортивные мероприятия.

Например, в рамках Олимпийских игр в Афинах в 2004 году была создана международная сеть безопасности, которая дала Греции новые стандарты безопасности в целом. Манчестер использовал Игры Содружества 2002, чтобы сформировать основу для предоставления новых возможностей для бизнеса, использования Игр в качестве рекламного актива для торговли и инвестиций. [40] Культура

Мега-спортивные мероприятия производят культурные идеи, культурную самобытность и культурные продукты. Церемонии открытия включают куль-турно-художественный аспект, который отображает культуру принимающей страны. Положительный имидж культуры, повышение информированности, новые инфраструктуры и дополнительные туристические продукты в сочетании с фактором улучшения качества услуг имеют большой потенциал для увеличения туризма в долгосрочной перспективе. [41 ] Барселона, например, использовала Олимпийские игры для преобразования своей инфраструктуры, чтобы стать «культурным городом». [42] Презентация культуры воспитывает население страны-организатора и заставляет людей обращаться к своей истории. Например, отмечено повышение уровня информированности об истории аборигенов в Австралии во время Олимпийских игр в Сиднее в 2000 году, а также более глубокое понимание традиций мормонов в США на Зимних Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити в 2002 году. Тем не менее крайне важно, что культурная осведомленность улучшает положение этих меньшинств. Другим примером является фестиваль «Дух дружбы», который был создан для Игр Содружества 2002 года и направлен на празднование Содружества, в результате чего стал культурным наследием. «Это была общенациональная программа, представленная, чтобы взаимодействовать в изобразительном и исполнительском искусстве и культурных традициях стран Содружества. [43]

Анализ конкретного примера: Игры Содружества Манчестер 2002

Хотя Игры Содружества не имеют масштаба Олимпийских игр, они являются мульти-спортивным мероприятием, которое требует существенных инвестиций в инфраструктуру, что схоже с Олимпийскими играми. Игры Содружества в Манчестере в 2002 году привлекли инвестиции в 200 млн. фунтов стерлингов в спортивные мероприятия города и еще 470 млн. фунтов стерлингов в транспортную и другую инфраструктуру. Это были самые большие инвестиции, связанные с проведением конкретного спортивного мероприятия, которые когда-либо были осуществлены в Великобритании в преддверии инвестиций для Олимпийских игр в Лондоне в 2012 году. Кроме того, впервые в Англии планировали проведение крупного спортивного мероприятия, которое было включено в стратегические рамки для возрождения города, в частности Восточного Манчестера.

В 1999 году, за 3 года до Игр, был создан Совет по управлению наследием Игр Содружества. Наследие мероприятия, финансируемое за счет программы Единого совета северо-западного экономического и социального возрождения, действовавшей с 1999 по 2004 год. Впервые в Великобритании программа наследия была построена вокруг крупного спортивного мероприятия. Цель заключалась в обеспечении того, чтобы выгоды от принятия Игр не исчезали, как только мероприятие заканчивается, а были бы долгосрочными и постоянно стимулировали развитие местной экономики Восточного Манчестера

Несмотря на долгосрочное планирование, для Игр и наследия было одно крупное упущение: во время Игр в 2002 году не было проведено исследований экономического воздействия, и поэтому никакие первичные данные по немедленной экономической прибыли от проведения Игр не были доступны. Консультанты кембриджской политики подготовили предварительные оценки экономического воздействия Игр в апреле 2002 года, а затем проверили их в ноябре 2003 г. [44] с использованием вторичных доказательств в период Игр. Они оценили, что Игры выработали в эквиваленте полной занятости (ЭПЗ) 2900 дополнительных рабочих мест в Манчестере. Однако без каких -либо исследований туристических данных, доступных для самих Игр, возникают серьезные сомнения в обоснованности такой оценки.

Дальнейшее исследование о преимуществах Игр было проведено для Агенства северо-западного развития в 2004 году Фабером Маунселем( Maunsell) в сотрудничестве с «VisюnConsulting» и «RogerТут&Partners». [45] Использовалось исследование вторичных источников и переговоров с ключевыми заинтересованными сторонами. В рамках этого исследования ученые измерили изменения занятости в Восточном Манчестере между 1999 и 2002 годами, о чем свидетельствуют данные ежегодного бизнес - исследования. Оно показало увеличение на 1450 рабочих мест (в том числе с неполным и полным рабочим днём), или на 4% больше по сравнению с уровнем 1999 года. Однако это ежегодные данные, и поэтому трудно выделить, насколько эти увеличения были связаны с Играми. Распределение роста в строительстве (прирост 23%), гостиницах и ресторанах (прирост 14%) и других сферах услуг (увеличение 24%) совместимо с Играми, которые были основным генератором роста количества рабочих мест. Кроме того, из 210 новых рабочих мест в категории «другие услуги» 200 находились в категории «оздоровительные, культурные и спортивные», что подтверждает существенное влияние Игр. Тем не менее прирост 1450 новых рабочих мест, которые включали неполный рабочий день, был значительно ниже, чем ЭПЗ 2900 рабочих мест, оцененный консультантами Кэмбриджской политики, хотя эта цифра относится к влиянию на весь Манчестер, а не только на Восточный Манчестер.

Значение дополнительных капиталовложений в Игры, по оценкам Фабера Маунселя(Maunsell), составляет 670 млн. фунтов стерлингов, из которых 201 млн. фунтов стерлингов были вложены в спортивные объекты и 125 млн. фунтов - в транспортную

инфраструктуру. Другие крупные инвестиции включали супермаркет «AsdaWalmart »,занимающий 180000 квадратных футов с ЭПЗ 76 сотрудников.

Фактические показатели туризма было трудно получить, поскольку не было проведено ни одного исследования посетителей во время Игр. Используя ежегодные туристические данные из исследований туризма Великобритании (UKTS) и Международного пассажирского исследования (IPS), Фабер Маунсель(Maunsell) указал на 7,4 процентное увеличение зарубежных посетителей в Великом Манчестере в 2002 году по сравнению с 2000 годом. [46] Однако было на 6,4%сокращено число постоянных посетителей Великобритании в Великом Манчестере за тот же период и 2,2 процентное снижение числа зарубежных постояльцев в Великом Манчестере. В целом, однако, существует 21 процентное увеличение расходов жителей Великобритании и 29процентное увеличение расходов зарубежных постояльцев в Великом Манчестере в 2002 году по сравнению с 2000 годом. Опять же из-за ежегодных показателей невозможно исключить влияние Игр на эти цифры, но разумно сделать вывод о том, что они являются наиболее важным фактором.

Исследование Фабера Маунселя не дает подробного анализа Игр, указывая лишь, что церемонии открытия и закрытия имели предполагаемую всемирную аудиторию в 1 миллиард. Игры Содружества необычны тем, что они получают телевизионное освещение в большинстве континентов, но не являются таким глобальным событием, как Олимпийские игры и Чемпионат мира по футболу. Существуют ключевые рынки, которые не полностью охвачены, такие как США, вся остальная Европа за пределами Британских островов, Япония и Китай. Событие, таким образом, ограничено в силу потенциального воздействия на имидж и статус принимающего города.

Некоторые показатели выгод общественного статуса Игр указывали на движение Манчестера вверх к уровню европейских городов с 19 в 2002 году до 13 в 2003 году. Рейтинг - контроль лучших европейских городов, где находятся торговые предприятия, составлен Кэшмэном, ВэйкфилдомХили и Бейкером. Он строится из просмотра 500 ведущих европейских предприятий в ключевых местах ведения торгово-промышленной деятельности в Европе и используется для обозначения аспектов, влияющих на размещение бизнеса. В Манчестере это является показателем улучшения облика города с точки зрения бизнеса, а также показателем больших возможностей для притока инвестиций.

Несмотря на отсутствие убедительных доказательств об экономическом воздействии Игр Содружества в Манчестере в 2002 году, есть достаточно свидетельств того, что Игры в значительной мере способствовали развитию Восточного Манчестера. Манчестер Сити теперь использует стадион «Манчестер Сити» в качестве собственной земли, другие спортивные объекты в Восточном Манчестере стали принадлежать Английскому институту спорта и используются для подготовки спортсменов высокого класса. Поскольку значительная часть новых капиталовложений в объекты поступила от Национальной лотереи или центрального правительства, то это можно считать четким экономическим толчком для области. Нам придется подождать и посмотреть, будут ли выгоды наследия так велики, как надеялись, но есть обещающие показатели. Долгосрочные преимущества от проведения крупных спортивных мероприятий

Хотя еще рано давать оценку преимуществу наследия возрождения Манчестера в 2002 году, но можно оценить долгосрочные выгоды от мероприятий, проводимых 10 или 20 лет назад. Есть несколько научных исследований, которые систематически пытаются измерить такие долгосрочные выгоды. Спилинг обнаружил, что не может определить долгосрочные экономические выгоды от проведения в Лиллехаммере зимних Олимпийских игр в 1994 году. [47] Он заключил: «Если основным аргументом для проведения такого мега-события, как зимняя Олимпиада являются долгосрочные эконо -

мические последствия, которые оно будет генерировать, то опыт Лиллехамера довольно четко указывает на вывод, что это пустая трата денег».Спилинг обнаружил, что не может быть краткосрочного эффекта для области размером с Лиллехаммер, города с населением 24000 человек, расположенного в 180 км к северу от Осло. Две зимние Олимпиады до Игр в Лиллехаммере, в Калгари в 1988 году и в Альбервиле в 1992 году, были в больших регионах, и это еще раз свидетельствуют о продолжающейся пользе в течение нескольких лет после окончания Игр. В случае Альбервиля - это отчасти из-за массовых инвестиций в транспортную инфраструктуру, что существенно облегчило доступ к региону на автомобиле, хотя и с серьезными потерями для альпийской окружающей среды. Действительно, не так много доказательств в поддержку аргумента о том, что Зимние Олимпийские игры оставят существенные долгосрочные выгоды.

Выгодные наследия Олимпийских игр в Барселоне.

Таблица 1_

1990 2001

Занятость отеля (места)Число ту- 18,567 1,732,902 34,303 3,378,636

стов

Число ночевок 3,795,522 7,969,496

Средняя занятость комнат 71% 84%

Среднее пребывание 2.84 3.17

Туристы из Испании, Европы и 51.2% 32% 16.8% 31.3% 39.5% 29.2%

(США, Япония, Латинская Америка) i

Источник: Туризм Барселоны (BarcelonaTouristBoard) и Sanahuja (2002)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существуют, однако, некоторые свидетельства того, что летние Олимпийские игры создают выгодные наследия. В качестве примера, который часто цитируется в поддержку того, что существуют долгосрочные преимущества проведения крупных спортивных мероприятий, является проведение Олимпийских игр в Барселоне в 1992 году.

Р. Санахуа представил доказательство по долгосрочным экономическим преимуществам от проведения Олимпийских игр в Барселоне в 1992 году. [48] В статье проведен анализ ситуации в Барселоне в 2002 году, спустя 10 лет после проведения Игр. В таблице 1 показано почти 100 процентное увеличение мощности отелей, числа туристов и количества ночевок в 2001 году по сравнению с периодом до Игр в 1990 году. Средняя занимаемость номера также увеличилась - с 71% до 84%. Кроме того, средняя продолжительность пребывания туристов возросла с 2,84 до 3,17 дней . В 1990 году большинство (51%) туристов в Барселоне были из остальной части Испании, 32% - из Европы, а остальная часть (17%) - из других стран мира. К 2001 г. в абсолютном выраже -нии число испанских туристов действительно выросло на 15 0000, но, учитывая почти удвоение числа туристов, это в общей сложности лишь на 31% выше общего числа туристов. Доля туристов из других стран Европы выросла с 32% до 40% ( абсолютный прирост составляет около 800000) и от остального мира - от 17% до 29% ( абсолютный прирост составляет около 600000).

Общий объем инвестиций в инфраструктуру в преддверии Игр составил $ 7,5 млрд. по сравнению с бюджетом около $ 1,5 млрд. для Олимпийского комитета на проведение Игр. Олимпиада в Барселоне была самой дорогой до Пекина. Однако использование Барселонских игр как фактора маркетинга города, как правило, рассматривается как

огромный успех. Это подтверждается ростом Барселоны в рейтинге европейских городов -

с 11-го в 1990 году до 6- го в 2002 году.

Выводы

В этой статье мы попытались улучшить понимание концепции наследия от проведения основного спортивного события и описать его многочисленные проявления. Несмотря на ряд доказательств Манчестерских Игр Содружества 2002 и Барселонских Олимпийских Игр 1992, остается фактом то, что научных данных, необходимых для оценки экономического наследия крупных спортивных мероприятий, таких как Олимпийские игры, просто не существует. Эта ситуация не будет урегулирована путем нового проекта МОК «Мировое влияние Олимпийских Игр» (OGGI), хотя существенно улучшит базу данных. Проблема в том, что оценка истинного наследия такого события, как Олимпийские игры, займет 15-20 лет, а проект «Мировое влияние Олимпийских Игр» (OGGI) заканчивается через 2 года после проведения Игр. Пока никто не готов к направлению средств на проведение научных исследований в области чистой выгоды наследия. Существует также политическая позиция, что правительства принимающих стран могут не приветствовать подлинно научную оценку истинного преимущества наследия проведения Олимпийских игр.

Notes

[1] Fuller and Clinch, 'The Economic and Fiscal Impacts of Hosting the 2012 Olympic Games on the WashingtonBaltimore Metropolitan Area'; Thorpe. The Economic Impact of the Winter Olympic and Paralympic Games: Initial Estimates.

[2] Ritchie and Aitken, 'Assessing the Impacts of the 1988 Olympic Winter Games: The Research Programme and Initial Results'; Haxton, 'Community Involvement and the Olympic Games - A Review of Related Research. International Olympic Academy'; Lenskyj, Inside the Olympic Industry: Power, Politics and Activism and The Best Olympics Ever? Social Impacts of Sydney 2000; Moragaset ah, The Legacy of the Olympic Games: 1984-2000; Kasimati, 'Economic Aspects and the Summer Olympics: A Review of Related Research'; Preuss, The Economics of Staging the Olympics: A Comparison of the Games 1972-2008; Cashman, The Bitter-Sweet Awakening: The Legacy of the Sydney 2000 Olympic Games; Vigor et al., After the Gold Rush. A Sustainable Olympics for London; Kesenne 'Do We Need an Economic Impact Study or a Cost- Benefit Analysis of a Sport Event?'

[3] Furrer, 'Sustainable Olympic Games: A Dream or a Reality?'; IOC, 'What is the Olympic Games Global Impact Study?'

[4] Ritchie & Aitken, 'Assessing the Impacts of the 1988 Olympic Winter Games: The Research Programme and

Initial Results'; Haxton, 'Community Involvement and the Olympic Games - A Review of Related Research. International Olympic Academy'; Lenskyj, Inside the Olympic Industry: Power, Politics and Activism and The Best Olympics Ever? Social Impacts of Sydney 2000; Moragaset al, The Legacy of the Olympic Games: 1984-2000;Kasimati, 'Economic Aspects and the Summer Olympics: A Review of Related Research'; Preuss, The Economics of

Staging the Olympics. A Comparison of the Games 1972-2008;Cashman, The Bitter-Sweet Awakening: The Legacy of the Sydney 2000 Olympic Games.; Vigor et al., After the Gold Rush. A Sustainable Olympics for Lon-don.;Kesenne 'Miscalculations and Misinterpretations in Economic Impact Analysis').

[5] CashmanThe Bitter-Sweet Awakening: The Legacy of the Sydney 2000 Olympic Games.

[6] Ibid., p. 15.

[7] Ibid.

[8] See Ibid., p. 15

[9] Mills, 'The Misuse of Regional Economic Models'; Crompton, 'Economic Impact Analysis of Sports Facilities and

Events: Eleven Sources of Misapplication'; Howard and Crompton, Financing Sport;Kesenne, 'Miscalculations and Misinterpretations in Economic Impact Analysis'; Porter, 'Mega-Sports Events as Municipal Investments: A Critique of Impact Analysis'; Preuss, 'Electing an Olympic City - a Multidimensional Decision'; Baade & Matheson, 'Bidding for the Olympics: Fool's Gold?'; Szymanski, 'The Economic Impact of the World Cup'; Kasimati, 'Economic Aspects and the Summer Olympics: A Review of Related Research'; Cashman, The Bitter-Sweet Awakening: The Legacy of the Sydney 2000 Olympic Games.

[10] Kasimati 'Economic Aspects and the Summer Olympics: A Review of Related Research'.

[11] Rahmannet al. SoziookonomischeAnalyse der Fuflball-WM200&,in Deutschland.;Preufi& Weiss, Torchholder Value Added, der okonomischeNutzenOlympischerSpiele in Frankfurt Rhein/Main 2012).

[12] Chalip, Leveraging the Sydney Olympics for Tourism.

[13] Ritchie, 'Turning 16 Days into 16 Years Through Olympic Legacies'.

[14] Faber Maunsell, Commonwealth Games Benefits Study.

[15] Getz, 'Special Events: Defining the Product' and Festivals, Special Events, and Tourism; Hall, Hallmark Tourist Events: Impacts, Management and Planning; Kang 8c Perdue, 'Long-Term Impact of a Mega Event on International Tourism to the Host Country: A Conceptual Model and the Case of the 1988 Seoul Olympics'; Dwyer et al. 'Evaluating Tourism s Economic Effects: New and Old Approaches'; Solberg &Preuss, 'Major Sporting Events and Long-Term Tourism Impacts'.

[ 16] Burns et al., The Adelaide Grand Prix: The Impact of a Special Event; Mules and Faulkner, 'An Economic Perspective on Special Events'; Ritchie, 'How Special Are Special Events? An Impact Study of the National Mutual New Zealand Masters Games on Dunedin's Economy'; Ritchie, 'Assessing the Impact of Hallmark Events: Conceptual and Research Issues'; Hotchkiss, Moore and Zobay, 2001 [missing].

[17] Evans, The Role of the Festival in Urban Regeneration: Planning for the British Millennium Festival'; Hughes, 'Olympic Tourism and Llrban Regeneration; 1996 Summer Olympics'; Meyer- Kiinzel, Der planbareNutzen. Stadtentwicklungdurch Weltausstellungen und OlympischeSpiele.

[18] May, 'Environmental Implications of the 1992 Winter Olympic Games'.

[19] Shultiset al. 'Social Impacts of a Hallmark Event; Development and Description of a Case Study in Thunder Bay Ontario'; Hodges and Hall, 'The Housing and Social Impacts of Mega Events: Lessons for the Sydney 2000 Olympics'; Lenskyj The Best Olympics Ever? Social Impacts of Sydney 2000;Fredlineet al. 'The Development of a Generic Scale to Measure the Social Impacts of Events'; Misener and Mason, 'Creating Community Networks: Can Sporting Events Offer Meaningful Sources of Social Capital?'

[20] Sassen, Metropolen des Weltmarktes. Die neueRolle der Global Cities.

[21] Ritchie, 'Turning 16 Days into 16 Years Through Olympic Legacies'.

[22] Preuss, 'Electing an Olympic City - a Multidimensional Decision'; McIntosh, 'The Olympic Bid Process as the Starting Point of Legacy Development'.

[23] Szymanski 'The Economic Impact of the World Cup', p. 3. Faber Maunsell, Commonwealth Games Benefits Study, p. 52.

[24] Sufimilch and Elter, FC Euro AG - Fufiball und Finanzen, p. 148.

[25] Faber Maunsell, Commonwealth Games Benefits Study, p. 21, 51.

[26] Klein, No Logo! Der Kampf der Global Player um Marktmacht. Ein Spiel mitvielenVerlieren und wenigenGewinnern, pp. 103-121.

[27] LenskyjThe Best Olympics Ever? Social Impacts of Sydney 2000, p. 126.

[28] Snyder et al. 'Distancing After Group Success and Failure: Basking in Reflected Glory and Cutting Off Reflected Failure', 1986.

[29] Preufi and Messing, 'Auslandstouristenbei den OlympischenSpielen in Sydney 2000'.

[30] Lewis, When Cultures Collide: Leading Across Cultures, p. 223. [31 ] BMI, Die Welt zuGastbeiFreunden, p. 15.

[32] Burbank et al., 2001, p. 35 [missing],

[33] Denis, Dischereit, Song, and Werning, Sudkorea. Kein Land fur friedlicheSpiele, p. 229.

[34] Lin, 'Economic Impact of Beijing Olympic Games 2008'.

[35] Thurow, Die Zukunft der Weltwirtschaft.

[36] Swann, 'When Do Major Sports Events Leave a Lasting Economic Legacy?', pp. 2-3.

[37] Preuss, The Economics of Staging the Olympics. A Comparison of the Games 1972-2008; Teigland, Impacts on Tourism from Mega Events - The Case of Winter Olympic Games.

[38] Garcia, 'Barcelona und die OlympischenSpiele', p. 260; Cox et al, The Olympics and Housing. A Study of Six International Events and Analysis of Potential Impacts of the Sydney 2000 Olympics, p. 75; Lenskyj, 'When Winners Are Losers. Toronto and Sydney Bids for the Summer Olympics', p. 395; Preuss, 'Winners and Losers of the Olympic Games'.

[39] Faber Maunsell, Commonwealth Games Benefits Study, p. 48.

[40] Solberg and Preuss, 'Major Sporting Events and Long-Term Tourism Impacts'.

[41] Garcia, 'Barcelona und die OlympischenSpiele'.

[42] Faber Maunsell, Commonwealth Games Benefits Study, p. 24.

[43] Cambridge Policy Consultants, 2003 [missing].

[44] Faber Maunsell, Commonwealth Games Benefits Study.

[45] Ibid.

[46] Spilling, 'Beyond Intermezzo? On the Long-Term Industrial Impacts of Mega Events: The Case of Lillehammer 1994'.

[47] R. Sanahuja, Barcelona - An Olympic City - The City Strategy 10 Years After the Olympic Games in 1992.

References

Baade, R.A. and V. Matheson. 'Bidding for the Olympics: Fool's Gold?' In Transatlantic Sport: The Comparative Economics of North America and European Sports, edited by C.P. Barros, M. Ibrahimo and S. Szymanski. London: Edward Elgar, 2002: 127-51.

BMI (Bundesministerium des Inneren).Die Welt zuGastbeiFreunden.FtinfterFortschrittsbericht des Stabes WM 2006 zurVorbereitung auf die FIFA Fußball-Weltmeisterschaft 2006, 2005. Bums, L, J. Hatch and T. Mules. The Adelaide Grand Prix: The Impact of a Special Event. Adelaide: Centre for South Australian Economic Studies, 1986.

Cashman, R. The Bitter-SweetAwakening: The Legacy of the Sydney 2000 Olympic Games. Sydney, Walla Walla Press, 2005.

Chalip, LH. Leveraging the Sydney Olympics for Tourism. Barcelona, Centre d'EstudisOlimpics i tie l'Esport (UAB), 2000, available at http://olympicstudies.uab.es/pdf/od008_eng.pdf, accessed 6 Feb. 2006. . Using the Olympics to Optimise Tourism Benefits. Barcelona, Centre d'EstudisOlimpics i de

l'Esport (UAB), 2002, available at http://olympicstudies.uab.es/lectures/web/pdf/chalip.pdf, accessed 6 Feb. 2006.

Chang, W.-H.'Variations in Multipliers and Related Economic Ratios for Recreation and Tourism Impact Analy-sis'.Dissertation, Michigan State University, 2001.

Cox, G., M. Darcy and M. Bounds. The Olympics and Housing. A Study of Six International Events and Analysis of Potential Impacts of the Sydney 2000 Olympics. Housing and Urban Studies Research Group, University of Western Sydney, 1994.

Crompton, J.L. 'Economic Impact Analysis of Sports Facililies and Events: Eleven Sources of Misapplication'. Journal of Sport Management 9, no. 1, (1995): 14-35.

Denis, М., E. Dischereit, D.-Y. Song and R. Werning. Sudkorea.Kein Land fur friedlicheSpiele.Rembeck: Rororo, 1988.

Dwyer, L., P. Forsyth and R. Spurr.'Evaluating Tourism's Economic Effects: New and Old Approaches'. Tourism Management 25 (2004): 307-17.

Evans, G. 'The Role of the Festival in Urban Regeneration: Planning for the British Millennium Festival', Paper pr e-sented at International Festivals Association Second European Research Symposium, Edinburgh, 17 August 1995.

Faber Maunsell. Commonwealth Games Benefits Study.Final Report.Warrington, 2004.

Fredline, E., L.K. Jago and M. Deery. 'The Development of a Generic Scale to Measure the Social Impacts of Events'. Event Management 8, no. 1, (2003): 23-37.

Fuller, S.S. and R. Clinch.(2000). 'The Economic and Fiscal Impacts of Hosting the 2012 Olvmpic Games on the Washington-Baltimore Metropolitan Area'.Prepared fot Washington/ Baltimore Regional 2012 Coali-tion.Unpublished typescript.

Furrer, P. 'Sustainable Olympic Games: A Dream or a Reality?' BollettinodallaSocietaGeograficaItalianaSerie XTIT, 7 (4) (2002), available at http://www.omero.unito.it/web/Furrer%20 (eng.).pdf, 23 Oct. 2008.

Garcia, S. 'Barcelona und die OlympischenSpiele'. In Festivalisierung der Stadtpoli-tik.StadtentwicklungdurchgrofieProjekte, edited by H. Haussermann and W. Siebel. Zeitschrift fur Sozialwissenschaft, 13 edn.,Opladen, 1993: 251-77.

Getz, D. 'Special Events: Defining the Product'. Tourism Management 10, no. 2, (1989): 125-37. . Festivals, Special Events, and Tourism. New York: Van Nostrand Reinhold, 1991.

Hall, C.M. Hallmark Tourist Events: Impacts, Management and Planning. London: Belhaven Press, 1992.

Harper, D. 'Legacy'.In Online Etymological Dictionary, 2001, available at www.etymonline.com, 23 Oct. 2008.

Haxton, P.A. 'Community Involvement and the Olympic Games - A Review of Related Research. International Olympic Academy'. Report on the IOA's Special Sessions and Seminars 1999. Athens, 2000: 142-64.

Hodges, I. and Hall, C. 'The Housing and Social Impacts of Mega Events: Lessons for the Sydney 2000 Olympics'. In Tourism Down Under II; Towards a More Sustainable Tourism, edited by G. Kearsley. Dunedin: Centre for Tourism, University of Otago, 1996: 152-66.

Howard, D.R. and J.L. Crompton.Financing Sport. Morgantown: Fitness Information Technology,

1995.

Hughes, H. 'Olympic Tourism and Urban Regeneration; 1996 Summer Olympics'.Festival Management and Event Tourism 1, no. 4, (1993): 137-84.

International Olympic Committee. 'What is the Olympic Games Global Impact Study?' Focus Olympic Review 6, lune (2006): 1-2.

Jones, Lang LaSalle. Reaching Beyond the Gold: The Impact of the Olympic Games on Real Estate Markets. 2001,

www.joneslanglasalle.com/publications/global_insights_0106/Reaching.pdf, accessed 2 Jan. 2006. Kang, Y. and R. Perdue. 'Long-Term Impact of a Mega Event on International Tourism to the Host Country: A Conceptual Model and the Case of the 1988 Seoul Olympics'. In Global Tourist Behaviour, edited by M. Uysal. Now York: International Business Press, 1994: 205-25. Kasimati, E. 'Economic Aspects and the Summer Olympics: A Review of Related Research'. International Journal of

Tourism Research 5 (2003): 433-44. Kesenne, S. 'Miscalculations and Misinterpretations in Economic Impact Analysis'.In The Economic Impact of Sports, edited by C. Jeanrenaud. Neuchatel: CIES, 1999: 29-39.

. 'Do We Need an Economic Impact Study or a Cost-Benefit Analysis of a Sport Event?' European Sport Management Quarterly 5, no. 2, (2005): 133-42.

Kim, J.-G., S.W. Rhee, I.-Ch. Yu, K.M. Koo and J.Ch. Hong.Impact of the Seoul Olympic Games on National Development. Seoul: Korea Development Institute, 1989. Klein, N.No Logo! Der Kampf der Global Player um Marktmacht.Ein Spiel mitvielenVerlieren und wenigenGewinnern.

Leipzig: Goldmann Wilhelm, 2005. Lenskyj, H.J. 'When Winners Are Losers. Toronto and Sydney Bids for the Summer Olympics'. Journal of Sport and Social Issues 20, no. 4, (1996): 392-410.

. Inside the Olympic Industry: Power, Politics and Activism. Albany, NY: State University of New York Press, 2000.

. The Best Olympics Ever?Social Impacts of Sydney 2000. Albany, NY: State University of New York Press, 2002.

Lewis, R.D. When Cultures Collide.Leading Across Cultures. Boston: Nicholas Brealey, 2006.

Lin, X. 'Economic Impact of Beijing Olympic Games 2008' .Proceedings of the 2004 Pre-Olympic Congress, 6-11 August, Thessaloniki, Greece. Athens: (2004): vol. 1, 100. May, V. 'Environmental Implications of the 1992 Winter Olympic Games'.Tourism Management 16, no. 4, (1995): 269-75.

McIntosh, M. 'The Olympic Bid Process as the Starting Point of Legacy Development'. In The Legacy of the Olympic Games: 1984-2000, edited by M. Moragas, Ch. Kennett, and N. Puig. Lausanne: International Olympic Committee, 2003.

Misener, L. and D.S. Mason 'Creating Community Networks: Can Sporting Events Offer Meaningful Sources of Social

Capital?' Managing Leisure 11, no. 1, (2006): 39-56. Meyer-Kunzel, M. Der planbareNutzen.StadtentwicklungdurchWeltausstellungen und OlympischeSpiele. Hamburg and

Mtinchen: Dolling und Galitz, 2001. Mills, E.S. 'The Misuse of Regional Economic Models'. CATO Journal 13, no. 1, (1993): 29-39 (published in April 1994).

. ' Sectoral Clustering and Metropolitan Development' .In Sources of Economic Growth, edited by E. Mills and J. McDonald. Brunswick, NJ: Centre for Urban Policy Research, 1992: 3-18.

Moragas, M. Ch. Kennett and N. Puig.eds. The Legacy of the Olympic Games: 1984-2000. Proceedings of the International Symposium 14-16 November 2002. Lausanne: International Olympic Committee, 2003. Mules, T. and B. Faulkner.'An Economic Perspective on Special Events'.Tourism Economics 2, no. 2, (1996): 107-17. Porter, P.K. 'Mega-Sports Events as Municipal Investments: A Critique of Impact Analysis'. In Sports Economics:

Current Research, edited by J. Fizel, F. Gustafson and L. Hadley. New York: Praeger Press, 1999: 61-73. Preuss, H. 'Electing an Olympic City - a Multidimensional Decision'. In Bridging Three Centuries: Intellectual Crossroads and the Modern Olympic Movement, edited by K.B. Wamsley, S.G. Martyn, G.H. MacDonald, H. Gordon and R.K. Barney. London, ON: Centre for Olympic Studies, University of Western Ontario, 2000: 89-104. . The Economics of Staging the Olympics. A Comparison of the Games 1972-2008. Cheltenham: Edward Elgar, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

. 'The Economic Impact of Visitors at Major Multi-Sport-Events'. European Sport Management Quarterly 5, no. 3, (2005): 283-304.

. 'Winners and Losers of the Olympic Games'.In Sport and Society, edited by B. Houlihan. London: Sage, 2nd edn, 2006.

and M. Messing. 'Auslandstouristenbei den OlympischenSpielen in Sydney 2000'. In Tourismus im Sport, edited by A. Dreyer. Wiesbaden: DeutscherUniversitats-Verlag, 2002: 223—41.

and H.-J. Weiss. Torchholder Value Added, der okonomischeNutzenOlympischerSpiele in Frankfurt Rhein/Main 2012. Eschborn: AWV-Verlag, 2003.

PricewaterhouseCoopers. 'Business and Economic Benefits of the Sydney 2000 Olympics: A Collation of Evidence'. Unpublished document, 2002.

Rahmann, B., W. Weber, Y. Groening, M. Kurscheidt, H.-G. Napp and M. Pauli.SoziookonomischeAnalyse der Fufiball-WM2006 in Deutschland. Koln: Sport und Buch Strauss, 1998.

Ritchie, B. "How Special Are Special Events? An Impact Study of the National Mutual New Zealand Masters Games on Dunedin's Economy'. In Tourism Down Under II; Towards a More Sustainable Tourism, edited by G. Kearsley. Dunedin: Centre for Tourism, University of Otago, 1996: 73-9. Ritchie, ,'.R. 'Assessing the Impact of Hallmark Events: Conceptual and Research Issues'. Journal of Travel Research 23, no. 1, (1984): 2-11.

. 'Turning 16 Days into 16 Years Through Olympic Legacies'. Event Management 6, no. 1, (2000): 155-65.

and K. Aitken. 'Assessing the Impacts of the 1988 Olympic Winter Games: The Research Programme and Initial Results'. Journal of Travel Research 22 (3) (1984): 17-25.

Sananhuja, R. Barcelona - An Olympic City - The City Strategy 10 Years After the Olympic Games in 1992. International Conference on 'Sporting Events and Economic Impact', April, Copenhagen: Sport Foundation Denmark, 2002.

Sassen, S. Metropolen des Weltmarktes. Die neneRolle der Global Cities. Frankfurt, New York: Campus, 1996.

Shultis, J., M. Johnston and D. Twynam.'Social Impacts of a Hallmark Event; Development and Description of a Case Study in Thunder Bay Ontario'. In Quality Management in Urban Tourism: Balancing Business and Environment, edited by P. Murphy. University of Canada, Victoria, 1994: 166-77. Snyder, C.R., M.A. Lassegard and C.E. Ford. 'Distancing After Group Success and Failure: Basking in Reflected Glory

and Cutting Off Reflected Failure'. Journal of Personality and Social Psychology 51, no. 2, (1986): 382-8. Solberg, H.A., T.D. Andersson and S. Shibli.'An Exploration of the Direct Economic Impacts from Business Travellers at World Championships'. Event Management 9, no. 3, (2002): 20-8. and H. Preuss. 'Major Sporting Events and Long-Term Tourism Impacts'. Journal of Sport Management (2006).

. 'Major Sport Events and Long-Term Tourism Impacts'. Journal of Sport Management, 21, no. 2 (2007): 215-36.

Spilling, O.R. 'Beyond Intermezzo? On the Long-Term Industrial Impacts of Mega Events: The Case of Lillehammer 1994'. In Evaluation of events: Scandinavian experiences, edited by L.L. Mossberg. New York: Cognizant Communications Corporation, 1998. Stilsmilch, I. and V.-C.Elter.FC Euro AG - Fufiball und Finanzen. 4. Auflage. Studie der WGZ-Bank WestdeutscheGenossenschafts-ZentralbankeG und KPMG Deutsche Treuhand-

GesellschaftAktiengesellschaftWirtschaftsprtifungsgesellschaft. Dusseldorf and Miinchen: 2004. Swann, G.M.P. (2001). 'When Do Major Sports Events Leave a Lasting Economic Legacy?' Draft (Working Paper),

Manchester Business School, University of Manchester. Szymanski, S. 'The Economic Impact of the World Cup'. World Economics 3, no. 1, (2002): 1-9. Teigland, J. Impacts on Tourism from Mega Events - The Case of Winter Olympic Games. Report 13/ 96, Western Norway Research Institute, 1996.

Thorpe, R. The Economic Impact of the Winter Olympic and Paralympic Games.Initial Estimates. A Report Prepared

for Honourable Ted Nebbeling, Minister of State for Community Charter and 2010 Olympic Bid, 2002. Thurow, L. Die Zukunft der Weltwirtschaft. Frankfurt, New York: Campus, 2004.

Vigor, A., M. Mean and C. TimsAfter the Gold Rush. A Sustainable Olympics for London. London: ippr& Demos, 2005.

Статья поступила в редакцию: 8.10.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.