Научная статья на тему 'Устный опрос как форма входного контроля уровня подготовленности студентов технического вуза'

Устный опрос как форма входного контроля уровня подготовленности студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
входной контроль знаний / методика оценивания / начальный уровень подготовленности / формы входного контроля знаний / input control / methods of assessment / the initial level of fitness / form input control.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И. В. Баклушина

В статье рассмотрена наиболее востребованная среди преподавателей СибГИУ форма входного контроля знаний – устный опрос при изучении технических дисциплин (модулей). Приведены методические рекомендации оценивания уровня подготовленности студентов на этапе начала изучения дисциплины в зависимости от степени сложности входного контроля и времени, предусмотренного на его проведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — И. В. Баклушина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORAL INTERVIEW AS A FORM OF CONTROL INPUT LEVEL READINESS OF STUDENTS OF A TECHNICAL COLLEGE

The article describes the most popular among teachers SibGIU form input control of knowledge – oral poll in the study of technical disciplines (modules). The methodical recommendations estimating the level of preparedness of students at the beginning stage of the discipline, depending on the complexity of the input control and the time provided for its holding.

Текст научной работы на тему «Устный опрос как форма входного контроля уровня подготовленности студентов технического вуза»

УСТНЫЙ ОПРОС КАК ФОРМА ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

И.В. Баклушина, доцент

Сибирский государственный индустриальный университет (Россия, г. Новокузнецк)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10415

Аннотация. В статье рассмотрена наиболее востребованная среди преподавателей СибГИУ форма входного контроля знаний - устный опрос при изучении технических дисциплин (модулей). Приведены методические рекомендации оценивания уровня подготовленности студентов на этапе начала изучения дисциплины в зависимости от степени сложности входного контроля и времени, предусмотренного на его проведение.

Ключевые слова: входной контроль знаний, методика оценивания, начальный уровень подготовленности, формы входного контроля знаний.

Качество предоставляемых

образовательных услуг высшим учебным заведением зависит от множества факторов. Уровень подготовленности обучающихся, то есть начальная «точка отсчета» формирования совокупности компетенций у студентов, имеет огромное значение при освоении учебной дисциплины. Адекватное определение уровня подготовленности при проведении входного контроля позволит выстроить гибкую траекторию формирования компетенций у обучающихся, тем самым повысив до требуемого уровень качества образования, которое определяется как сбалансированное соответствие всех аспектов высшего образования

определенным целям, потребностям, требованиям, нормам и стандартам [1, с. 165].

Целью входного контроля является определение степени готовности обучающихся к освоению содержания ФГОС по соответствующему направлению подготовки для последующего

проектирования индивидуальной

образовательной траектории обучения, выявления для этого соответствующих условий, обеспечивающих качество предоставляемых образовательных услуг. Результаты входного контроля уровня подготовленности студентов студентов в условиях личностно ориентированного образования являются начальными показателями индивидуального портфолио

[2, с. 5]. Кроме того, входной контроль знаний помогает организовать начало управления учебной деятельностью [3, 4] и даже реализовать возможную траекторию освоения обучающимися профессии в процессе освоения основной

образовательной программы высшего образования [5, 6].

В Сибирском государственном индустриальном университете (СибГИУ) города Новокузнецка, реализуется учебный план, обеспечивающий подготовку бакалавров по направлению 08.03.01 - Строительство. Для обеспечения гибкой траектории и контроля формирования компетенций в составе учебно-методических комплексов учебных дисциплин были разработаны фонды оценочных средств (ФОС). ФОСы позволяют систематизировать оценочные средства по всем формам проведения контроля знаний, что облегчает процедуры оценивания результатов обучения и получения объективных и достоверных результатов [7, 8]. Одной из составных частей ФОСов является раздел «Входной контроль», который содержит средства и методики оценивания входного контроля знаний студентов.

Наиболее часто реализуемые формы входного контроля среди преподавателей Архитектурно-строительного института СибГИУ были выявлены в ходе социологического опроса в сентябре 2016. Исследование позволило выявить, что

самой популярной формой входного контроля знаний является устный опрос, который значительно экономит время преподавателя для определения уровня подготовленности обучаемого. В большинстве случаев преподаватель на основании устного опроса - причем вопросы, в основном, «наводящие», определяет уровень знаний студентов. При этом устный опрос происходит, как правило, в комфортной обстановке в форме беседы. Обычно студенты, имеющие более высокий уровень подготовленности, отвечают на

поставленный преподавателем вопрос, затрачивая на поиск ответа гораздо меньше времени по сравнению с менее подготовленными сокурсниками. В случае, если список вопросов для входного контроля содержит вопросы одинаковой сложности, скорость прохождения теста более подготовленными студентами будет большей по сравнению с менее подготовленными студентами. Такой метод проведения устного опроса позволяет быстро выявить более подготовленных студентов в группе.

В случае списка вопросов для входного контроля, содержащего вопросы различной сложности, индикатором подготовленности студентов будет не

В случае простого большинства ответов пониженной сложности уровень подготовленности студента определяется как «пониженный», средней сложности -

скорость, а процент правильных ответов. Если более сложные вопросы задавать в начале теста, то процент ответивших на них будет небольшим - отвечают более подготовленные студенты. С

уменьшением сложности вопросов станет возрастать и процент ответивших на них обучающихся. По усмотрению

преподавателя меняется количество вопросов в тесте в зависимости от присутствующих в группе и общей их подготовленности. Скорость и полнота требующихся ответов, а также количество студентов в группе будут непосредственно влиять на продолжительность входного тестирования, поэтому длительность его никогда не бывает одинакова для разных групп обучаемых. В целом, в устном опросе длительность входного контроля знаний может составлять в целом по времени до получаса.

Например, при реализации дисциплины «Насосы и вентиляторы в ЖКХ» в СибГИУ (учебный план для направления 08.03.01 - Строительство) входной контроль знаний в виде устного опроса содержит 3 вопроса. Вопросы имеют одинаковую сложность, но требуют неоднозначных ответов. Примеры вопросов с вариантами ответов приведены в таблице.

«базовый»; повышенной сложности -«продвинутый».

Таким образом, устный опрос как форма входного контроля уровня

Таблица 1. Зависимость уровня подготовленности студента от вариантов ответа на вопросы по дисциплине «Насосы, вентиляторы, компрессоры»_

Вопрос Варианты правильных ответов в зависимости от уровня начальных знаний

продвинутый базовый пониженный

1. Что такое «нагнетатель»? Гидравлическая машина для перемещения капельных жидкостей или газов Насос и/или вентилятор и/или компрессор (другое или нет ответа)

2. Где использу! нагнетатели? В различных системах, предназначенных для перемещения жидкостей и/или газов в системах теплогазоснабжения и вентиляции (или любой другой конкретный пример использования (другое или нет ответа)

3. Что и куда нужно нагнетать? Теплоноситель в/из систему (оборудование, агрегат, прибор, трубопровод), предназначенные для него Жидкость или газ (конкретный пример) (другое или нет ответа)

подготовленности студентов позволяет преподавателю быстро и компетентно выявить уровень подготовленности

спроектировать индивидуальные

траектории обучения и формирования необходимых компетенций.

студентов технического вуза,

Библиографический список

1. Баклушина, И.В. Влияние работы куратора на качество образовательной деятельности / И.В. Баклушина, Е.В. Смирнова, А.А. Шамариков // Вестник горнометаллургической секции Российской академии естественных наук. Отделение металлургии. - 2015. - №34. - С. 165-168.

2. Баклушина, И.В. О компетентностной ориентации студентов в условиях образовательного процесса технического вуза (из опыта реализации дисциплины «Теплоснабжение») [Электронный ресурс] / И.В. Баклушина, Л.Ф. Михальцова // Вестник науки и образования Северо-Запада России, 2016. - Том. 2. №2 - режим доступа http://vestnik-nauki.ru/wp-content/uploads/2016/04/2016-N2-Baklushina.pdf (Дата обращения 08.09.2016 г.)

3. Баклушина, И.В. Управление учебной деятельностью при реализации дисциплины теплоснабжение / И.В.Баклушина // Вестник СибГИУ. - 2016. - №2. - С. 72-76.

4. Лощилова, М.А. Региональные аспекты оптимизации управления образовательными учреждениями / М.А. Лощилова, Е.В. Портнягина // В мире научных открытий. - 2012. -№5. - С. 100-113.

5. Баклушина, И.В. О реализации возможной траектории получения обучающимися профессии рабочего при освоении основной образовательной программы высшего образования / И.В. Баклушина, М.Н. Башкова // Вестник СибГИУ. - 2016. - №2. - С. 7679.

6. Mikhaltsova, L.F. Innovative strategy of educational space for creative self-development and competitiveness of future specialists /L.F.Mikhaltsova, N.A.Danichkina, O.A.Milinis, M.A.Loshchilova // Italian Science Review. 2014. №10 (2). PP. 46-49.

7. Баклушина, И.В. Контроль самостоятельной работы как управление учебной деятельностью студентов / И.В.Баклушина и др. // Вестник СибГИУ. - 2015. - №1. - С. 9597.

8. Баклушина, И.В. Организация и контроль самостоятельной работы студентов / И.В. Баклушина, М.Н. Башкова // Вестник СибГИУ, 2014. - №4. - С. 62-65.

ORAL INTERVIEW AS A FORM OF CONTROL INPUT LEVEL READINESS OF STUDENTS OF A TECHNICAL COLLEGE

I.V. Baklushina, associate professor Siberian state industrial university (Russia, Novokuznetsk)

Abstract. The article describes the most popular among teachers SibGIU form input control of knowledge - oral poll in the study of technical disciplines (modules). The methodical recommendations estimating the level of preparedness of students at the beginning stage of the discipline, depending on the complexity of the input control and the time provided for its holding. Keywords: input control, methods of assessment, the initial level offitness, form input control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.