Научная статья на тему 'Устная речь в тексте современного русского рассказа'

Устная речь в тексте современного русского рассказа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
305
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТНАЯ РЕЧЬ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РАССКАЗА / ORAL SPEECH / BELLES-LETTRES TEXT / LINGUISTIC PECULIARITIES OF THE MODERN STORY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Малинина Наталия Владимировна

В статье рассматриваются языковые особенности современного рассказа, ориентированного на устную речь, которая привносит в текст специфику своей структуры, не нарушая при этом принципов построения художественного текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Oral Speech in the Text of the Modern Russian Story

The article refers linguistic peculiarities of the modern story, oral speech oriented. The speech introduces specific character of its structure with not disturbing the principles of belles-lettres text construction.

Текст научной работы на тему «Устная речь в тексте современного русского рассказа»



Фадель Аббас Марзук ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ

«ВОЗРАСТ»

В ПАРЕМИЯХ

Возраст — одно из важнейших понятий для каждого человека, всего живого на земле и культуры в целом.

Понятие «возраст» связано с такими категориями, как бытие, время, состояние, качество. В «Словаре русского языка» возраст толкуется как 'количество времени, лет от рождения, с момента появления на свет; период, ступень в росте, развитии человека, животного, растения' [4], а в словаре С. И. Ожегова как 'период, ступень в развитии, росте кого-, чего-нибудь, количество прожитого времени, лет' [3].

Фадель Аббас Мгфзук Понятие «возраст» вербализовано в языке, в том числе и в паремии.

(Ирак) Под паремией мы понимаем «краткое высказывание, содержанием кото-Аспирант рого является обобщение, нравоучение или наблюдение, а формой — ус-Иван0вск0г0 тойчивое выражение, представляющее собой предложение, либо часть государственного предложения с эксплицитной или имплицитной предикативностью, с университета минимальной или нулевой вариативностью» [2: 359].

Паремии относятся к малому жанру русского фольклора, это образные, устойчивые выражения, которые аккумулируют многовековой опыт этноса. Для исследования пословиц и поговорок мы обратились к труду В. И. Даля «Пословицы русского народа» — уникальнейшему явлению в истории собирания, изучения и представления паремического наследия.

Материал, извлеченный из сборника В. И. Даля, позволяет воссоздать особенности крестьянского миропонимания первой половины XIX века. Отметим, что понятие «возраст» в обществах традиционного типа несло в себе не количественные, а качественные характеристики. Определение возраста по годам представляет собой явление более позднее. Это наглядно демонстрируют анализируемые нами паремии.

Понятие «возраст» представлено в разных рубриках «Пословиц русского народа». Непосредственно к возрасту человека имеет отношение рубрика «Молодость — Старость», в заглавии которой обозначены два возрастных периода человеческой жизни, сопоставленных по принципу контрастности. В данной рубрике В. И. Даль приводит более 250 паремий. Также пословицы, характеризующие возраст человека, выявлены нами в рубриках «Человек», «Одиночество — Женитьба», «Муж — Жена», «Дети — Родина, «Здоровье — Хворь», «Жизнь — Смерть», «Честь — Почет», «Начало — Конец». Возраст — один из важнейших элементов во взаимоотношениях людей, а также в отношении человека к жизни, нравственным и социальным ценностям. Всего нами выявлено в сборнике В. И. Даля «Пословицы русского народа» более 530 пословиц, поговорок, загадок о разных возрастных периодах жизни человека и их особенностях. Мы исследовали около 350 паремий, в которых возраст характеризу-

ется тем или иным образом, а не констатируется, например, словами: дитя, ребенок — Всякому свое дитя милее; Деток родить — не веток ломить.

Мы выделили три группы, руководствуясь содержанием паремий. Самую большую в количественном отношении группу составляют пословицы и поговорки, характеризующие старость как возрастной период и его особенности (130 единиц): Старый пес, да верно служит; Седина в бороду — ум в голову; На старого и немощи валятся.

Вторая по численности группа включает паремии, в которых имеется двухчастная структура. Молодость и старость рассматриваются параллельно, и в основном части пословицы являются противоположными по смыслу сентенциями (90 единиц): Молодость плечами покрепче, старость головою.

В третью, самую малочисленную группу, входят пословицы и поговорки, характеризующие возрастной период молодости и его особенности (70 единиц): Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел.

Отдельно рассматривается нами следующий языковой материал: незначительное количество паремий, дающих возможность представить особенности понимания среднего возраста человека. В основном период зрелости рассматривается как среднее звено между молодостью и старостью: Молодо — жидко, старо — круто, а середовая пора одним днем стоит.

Кроме того, небольшое количество паремий характеризует абстрактное понятие возраста как времени. В этих пословицах актуальны понятия «век», «годы», «время»; День долог, а век короток.

Паремии, в которых представлен возрастной период старости, составляют самую многочисленную группу (130 единиц). Среди данных пословиц можно выделить две основные подгруппы. В первой старость характеризуется с отрицательной стороны, в эту подгруппу входит подавляющее большинство паремий (Из старого ума выжили, нового не нажили). Во второй подгруппе описываются «плюсы» возрастного периода старости (Старый волк знает толк). Отдельно мы выделяем несколько пословиц с нейтральной оценкой старости, выражающих мысли о старо-

сти, констатации каких-либо фактов (Не годы, а горе старит; Век живучи — состареешься).

В этой группе обратимся к анализу пословиц, характеризующих возрастной период молодости. Можно выделить значительное число единиц, которые описывают молодость как ущербный возраст. Языковой материал позволяет говорить о преобладании негативного отношения к людям юного возраста со стороны старшего поколения. Это может быть общая оценка, безотносительно к какому-либо качеству: Сусло не брага, молодость не человек. Одной из важнейших является оценка ума: Молоденький умок, что весенний ледок, Ус не пробился, молокосос, не выкунел, давно ли лакать стал.

Но молодость сама по себе представляет ценность для каждого человека, с этим связаны сравнения молодость — золото: Золотая пора — молодые года; Золотое время — молодые лета.

Очень незначительное число пословиц выражают снисходительное отношение к молодежи, своеобразное оправдание: Молодо — зелено, погулять велено; Молод — просмеется; зелен — дойдет.

Положительную оценку молодость получает в том случае, если человек обладает умом, мудростью, т. е. имеет качества, присущие старости: Молод, да стары книги читал.

В ряде пословиц молодость и старость рассматриваются параллельно. По противопоставлению и сравнению этих понятий можно выделить несколько подгрупп: 1) молодость превосходит старость; 2) старость превосходит молодость; 3) старость и молодость имеют свои положительные стороны; 4) и старость, и молодость имеют свои отрицательные стороны.

Рассмотрим паремии, входящие в подгруппу «Молодость превосходит старость». Интересен тот факт, что самой многочисленной является подруппа, в которой молодость в сравнении со старостью раскрывается как самый благоприятный для человека возрастной период.

Можно выделить те доминанты, по которым молодость превосходит старость. Это физическая сила и связанные с ней качества: Старики хилеют, молодые пореют. Также отмечается преиму-

щество молодого ума над старым: Молодой стареет — умнее; Мал — да умен, стар — да глуп.

Во второй подгруппе паремий старость превосходит молодость по следующим параметрам: 1) надежность: Молод, да по миру ходит; Стар, да семью кормит; 2) молодость души: И стар, да весел, и молод да угрюм; Сам стар, да душа молода.

Третью подгруппу составляют паремии, в которых выделены положительные стороны молодости и старости, они могут дополнять друг друга: Молодость плечами покрепче, старость головою. Таким образом, молодые люди — источник силы, а старые — источник мудрости.

Четвертую подгруппу составляют паремии, в которых отмечаются негативные стороны молодости и старости. Это может быть одно и то же качество, например глупость: Человек два раза глуп живет: стар да мал. И молодость, и старость требуют большой заботы и внимания, и это также сближает два таких разных возрастных периода: Молод с игрушками, стар с подушками.

Молодость и старость рассматриваются в паремиях не только при сопоставлении и сравнении, но и в развитии, как некое диалектическое единство. Соответственно то, чем обладает человек в молодости, в старости приобретает еще более выраженные формы: Смолоду прорешка — под старость дыра. Речь идет, как правило, о душевных, нравственных качествах.

Анализ паремий дает возможность увидеть, с одной стороны, тесную взаимосвязь двух возрастных периодов человека, например: Смолоду наживай, а под старость проживай; Молод не до-бесится, так стар с ума сойдет; а с другой стороны — изменение отношения человека к себе и к миру в зависимости от возраста: И в чем молод похвалится, в том стар покается.

Несмотря на любые недостатки молодости, данный возрастной период представляет большую ценность, чем другие, и ценность эта становится очевидной со временем: Молодости не воротить, а старости не избыть.

Значительное число пословиц, связанных с возрастом, посвящено семейным отношениям супругов и разных поколений. В проблеме отцов и детей затрагивается вопрос о преемственности,

патриархальном быте: Кормил до уса, корми и до бороды. Указывается неоднозначность, противоречивость отношения к родителям: Есть старый (отец) — убил бы его; нет старого — купил бы его.

В пословицах о возрасте супругов наиболее часто фигурирует проблема неравных браков: По старом муже молода жена не тужит. В браке сочетания разных возрастов супругов имеют свои минусы: Либо старо — уродливое, либо молодо — спесивое, либо в ровню — упрямчивое.

К понятию возраст имеют отношение и слова, обозначающие временные отрезки, такие как час, день, год, век и другие. В паремиях данные слова очень часто связаны с длиной человеческой жизни: Не годы мрут — люди.

Всякий временной отрезок рассматривается как часть человеческой жизни: Время краску с лица сгоняет.

Естественно, что с идеей времени непосредственно связана мысль о конечности земного человеческого бытия: Час от часу, а к смерти ближе.

Ряд загадок о возрасте размещены в рубрике «Человек». Большинство из них посвящены метаморфозам, происходящим со временем: Утром на четырех ногах, в полдень на двух, под вечер на трех (человек) и другие. Несколько загадок описывают абстрактные понятия: Одного не знаю, другого не вижу, третьего не помню (смерть, возраст, рождение).

В пословицах упоминается в ряде случаев конкретный возраст человека. Чаще других — 40 лет: Сорока лет, а сорому нет. В паремиях могут содержаться наблюдения о разных возрастах: Кто в двадцать лет не здоров (не хорош), в тридцать не умен, а в сорок не богат, тому век таким не бывать, и описываться изменения в жизни человека, связанные с возрастом: До тридцати лет греет жена, после тридцати — рюмка вина, а после и печь не греет.

В паремиях, где перечисляются сразу три возрастных периода человека (молодость, средний возраст, старость), как правило, подводится итог человеческой жизни: Родился мал, вырос глуп, помер стар — ничего не знаю (ступай душа в рай!).

Следует сказать о том, что зрелый возраст практически не рассматривается в паремиях. Современное понятие зрелости включает в себя представление о процессе достижения социально-

го положения, определенных материальных благ, удовлетворения профессиональных амбиций, обретения жизненного опыта, душевной гармонии. Вообще слова зрелый, зрелость не употребляются в пословицах по отношению к человеку.

Анализируя корпус пословиц о возрасте, мы можем говорить об игнорировании преимуществ зрелого возраста в современном понимании. В одной из пословиц средний период в жизни человека характеризуется как «середовая пора», а основное его свойство — протекать очень быстро, незаметно для человека: Молодо — жидко, старо — круто, а середовая пора одним днем стоит. Действительно субъективное переживание времени неодинаково для разных возрастов.

Считается, согласно данным психологии, что в детстве время для человека течет примерно в четыре раза медленнее, чем для взрослого. Темп жизни замедляется и с приходом старости.

Интересно, что в зрелом возрасте человек озабочен более всего материальными проблемами, поскольку является кормильцем в семье: Мал родился, а вырос пригодился. Об особенностях рус-

ских пословиц В. И. Даль пишет в «Напутном»: «...у великорусов, противно малорусам, бытописательной памяти нет; у них все ограничено насущным и духовным; старина остается в памяти и передается, поколику она касается житейского быта; с этого, для русского, прямой переход к мыслям и беседам о вечности, о Боге и небесах, всем прочим он, без стороннего влияния, не займется, разве только по особому поводу» [1: 8].

Это наблюдение В. И. Даля отчасти объясняет повышенное внимание русского народа к возрастным периодам молодости и старости, что отражено в количестве паремий и их тематике. Ведь именно для указанных возрастов актуальны проблемы воспитания, познания, смысла жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Даль В. И. Напутное // Пословицы русского народа. М., 2000.

2. Лейчик В. М. Некоторые наблюдения над лексикой паремий // Владимир Даль и современная филология: В 2 т. Н. Новгород, 2001.

3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1990.

4. Словарь русского языка: В 4 т. М., 1987.

[предлагаем вашему вниманию]

Метс Н. А. Русский? Легко! Самоучитель русского языка (для говорящих на немецком языке) / Н. А. Метс, Н. А. Маркина. — М.: Рус. яз. — Медиа, 2005. — 172 с.

Эта книга для тех, кто хочет научиться общаться на русском языке. В книге пять уроков, каждый из которых состоит из нескольких занятий. Все занятия объединены одним главным героем, который приезжает в Москву на конференцию. Он знакомится с русскими коллегами. У него в Москве есть друзья. Он идет к ним в гости, знакомится с их семьями. Отправляется на экскурсии, занимается спортом, активно общается с русскими.

Таким образом, данное пособие построено по тематическому принципу. Отобранные темы и представленный учебный материал отражают особенности жизни современного человека, актуальные ситуации общения.

Лексико-грамматический материал пособия соответствует требованиям элементарного курса грамматики и представлен в Приложении.

Чтобы освоить материал пособия и овладеть элементарными навыками общения, необходимо четко выполнять предложенный порядок освоения материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.