Научная статья на тему 'Услуги на рынке ценных бумаг как вид финансовых услуг'

Услуги на рынке ценных бумаг как вид финансовых услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2340
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горловская И.Г.

Услуги на рынке ценных бумаг (РЦБ-услуги) являются видом финансовых услуг, необходимость и специфика которых обусловлены основными характеристиками ценных бумаг. Выделение РЦБ-услуг в совокупности финансовых услуг на основе объектно-субъектного подхода позволяет позиционировать этот вид услуг по отношению к другим финансовым услугам и уточнить уже существующие классификации финансовых услуг. Особое внимание в статье уделено обоснованию содержания РЦБ-услуг на основе рассмотрения признаков ценной бумаги, ее свойств как товара особого рода, базовых потребительных свойств, а также формы выпуска и способа передачи прав по ценной бумаге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Услуги на рынке ценных бумаг как вид финансовых услуг»

Рынок ценных бумаг

УСЛУГИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ КАК ВИД ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ

и. г. юрловская,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «финансы и кредит» омского государственного университета им. ф. М. Достоевского

Термин «услуга» широко используется в нормативно-правовых источниках, научной и учебной литературе, касающейся рынка ценных бумаг. В то же время содержание услуги на рынке ценных бумаг не конкретизировано, не определено место указанных услуг в системе финансовых услуг, не раскрыто их содержание. Это связано как с неопределенностью самого понятия услуги, так и с недооцененностью сервисного аспекта рынка ценных бумаг.

Как показывает анализ литературы, понятие услуги как экономической категории неоднозначно и многогранно, что объясняется разнообразием и размытостью границ услуг [1]. Услуга рассматривается как деятельность, направленная на вещь и (или) на человека [2], благо в форме деятельности [3], результат деятельности, обычно ведущий к изменению состояния услугополучателей [4], нематериальные активы, производимые для целей сбыта

[5], и даже «действия, дела или исполнение работы»

[6]. В российской практике также нет единого подхода к определению услуги: под услугой понимается вид товара [7, с. 2], объект гражданских прав, конкретные действия и/или конкретная деятельность услугодателя [8, с. 128, 779]. В данной статье под услугой понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности [9, с. 38].

Традиционно услуга сравнивается с товаром, и через сопоставление выводятся ее основные свойства (особенности). В этом аспекте услуга обладает полезностью (удовлетворяет различные потребности услугополучателей); неосязаема; неотделима от источника (производителя услуги); не сохраняема;

существует только в процессе своего производства; имеет срочный характер, неоднородна по качеству (гетерогенна); имеет количественную оценку (цену). Услуги на рынке ценных бумаг обладают этими свойствами в полной мере. Однако они имеют ряд особенностей, поскольку направлены на обеспечение перераспределительных процессов в экономике, осуществляемых с помощью ценных бумаг. Для обозначения таких услуг предлагается использовать термин РЦБ-услуги.

РЦБ-услуги являются видом финансовых услуг, т. е. видом деятельности, связанной с привлечением и использованием денежных средств юридических и физических лиц. В современной литературе и нормативно-правовых источниках предлагаются различные подходы к определению финансовых услуг и выделению в них услуг, связанных с рынком ценных бумаг. Первый подход основан на теории финансового посредничества. Сторонники этого подхода считают, что финансовые услуги — это услуги, которые оказывают финансовые посредники [10]. При этом состав финансовых посредников существенно отличается у разных авторов. Например, распространенной в отечественной специализированной литературе является точка зрения, согласно которой к финансовым посредникам относятся любые профессиональные участники рынка ценных бумаг [11]. В то же время в мировой практике под финансовым посредничеством понимается деятельность, связанная с трансформацией активов (инструментов) [12]. Безусловно, финансовые посредники являются важным субъектом на рынке финансовых услуг, но, на наш взгляд, ими не ограничивается сфера финансовых услуг. Второй

подход демонстрирует Н. Г. Семелютина, предлагая рассматривать финансовую услугу как разновидность договора возмездного оказания услуг, в основе которого лежит трансформация денежных средств в денежный капитал [13]. Такой институционально-правовой подход отражает практическую направленность исследования услуг и отражает их специфику. Действительно, финансовая услуга связана с перераспределением денежных средств, опосредованным движением особых финансовых инструментов. Это позволяет денежным ресурсам приобретать особую рыночную форму, обеспечивающую трансформацию денежных средств доноров (кредиторов, инвесторов) в денежный капитал реципиентов (заемщиков, эмитентов). Однако выделить РЦБ-услуги при таком подходе достаточно проблематично. Для этого целесообразно классифицировать финансовые услуги по субъектам и объектам. Первый классификационный признак позволяет определить типы и виды услугодателей (коммерческие банки, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг и т. д.), а второй — определить предметную область финансовых услуг.

Классификация финансовых услуг по субъектному признаку представлена как в работах экономистов [14], так и в нормативно-правовой базе Российской Федерации. В Федеральном законе № 135-Ф3 «О защите конкуренции» в перечень финансовых организаций, которые могут оказывать финансовые услуги, включены: кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая

компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг [15]. Однако классификация финансовых услуг через перечисление субъектов-услугодателей не отражает специфики этих услуг.

Объектный подход при исследовании финансовых услуг пока не нашел широкого распространения в литературе и практической сфере. Между тем, его использование позволяет вычленить отдельные виды финансовых услуг, а также определить их содержание. Классификационный признак вытекает из предметной области финансов. с этой точки зрения классификация финансовых услуг является производной от классификации видов инструментов финансового рынка, с помощью которых перераспределяются денежные средства в экономике. Каждому виду инструментов финансового рынка соответствует вид финансовой услуги. Таким образом, в финансовых услугах можно выделить кредитные, депозитные, страховые, лизинговые услуги, а также РЦБ-услуги и др.

совмещение субъектного и объектного подходов позволяет построить матрицу видов финансовых услуг, что позволяет более четко определить место РЦБ-услуг в совокупности финансовых услуг (табл. 1).

Таким образом, РЦБ-услуги в Российской Федерации могут предоставлять профессиональные участники рынка ценных бумаг, управляющие компании инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, не относящиеся к профессиональным участникам отечественным законодательством, и коммерческие банки. содержание представленной матрицы

Таблица 1

матрица видов финансовых услуг в Российской федерации с точки зрения объектно-субъектого подхода

основной вид услугодателей

основной вид финансовых услуг профессиональные управляющие компании

кредитные страховые лизинговые участники рынка инвестиционными фонда-

организации организации компании ценных бумаг (некредитные организации) ми и негосударственными пенсионными фондами

Депозитные услуги Х

Кредитные услуги Х Х

Услуги, связанные с валютой Х

РЦБ-услуги Х Х Х

Страховые услуги Х

Лизинговые услуги Х

не является исчерпывающим, но является инструментом более детального рассмотрения РЦБ-услуг в дальнейшем.

Непосредственное содержание РЦБ-услуг вытекает из основных характеристик ценных бумаг. К ним относятся, во-первых, признаки ценной бумаги, во-вторых, свойства ценной бумаги как товара особого рода, в-третьих, базовые потребительные свойства ценной бумаги, а также форма выпуска и способ передачи прав по ценной бумаге (табл. 2).

Признаки ценной бумаги — это те черты, по которым можно определить ее как самостоятельное экономико-правовое явление. На наш взгляд, признаки ценной бумаги следует рассматривать в историческом аспекте. Первым классическим признаком можно назвать документальность оформления обязательств эмитента, так как первоначально ценные бумаги выпускались в документарной форме. Документальность означает, что только «документ может зафиксировать стандартные условия ее обращения и использования, обеспечить многократный переход ценной бумаги из рук в руки как одного и того же товара, стать доказательством правомочности доступа инвестора к правам, предоставляемым ценной бумагой» [16]. Второй признак — это удостоверение прав, вытекающих из ценной бумаги. Права, которые удостоверяет ценная бумага, подразделяются на имущественные (например, право на доход по ценной бумаге) и неимущественные (например, право голоса на общем собрании акционеров). Третий признак — абстрактность закрепленного в ценной бумаге обязательства. Абстрактность означает, что эмитент не может отказаться от выполнения обяза-

тельств по ценной бумаге, ссылаясь на какие-либо причины или мотивы. С точки зрения инвестора это означает, что не существует каких-либо дополнительных условий исполнения обязательств, кроме факта признания инвестора собственником (владельцем) ценной бумаги. Следовательно, четвертый признак — презентация, т. е. необходимость предъявления ценной бумаги эмитенту (обязанному лицу) для осуществления прав по ней. Этими признаками обладают документарные ценные бумаги. С переходом на информационные технологии указанные признаки не могут быть полностью распространены на бездокументарные ценные бумаги. Следовательно, бездокументарные ценные бумаги обладают модифицированными признаками: документальность означает не то, что сама ценная бумага существует в форме документа, а то, что информация об обязательствах эмитента принимает документарную форму (например, решение о выпуске в российском законодательстве). Удостоверение прав, вытекающих из ценной бумаги, остается ее признаком, но меняется технология удостоверения (появляется уполномоченное эмитентом лицо, которое составляет списки тех, перед кем у эмитента возникают обязательства на определенную дату). Абстрактность закрепленного обязательства остается признаком ценной бумаги без модификаций. Признак презентации заменяется признаком удостоверения права на ценную бумагу. Таким образом, необходимо отличать признаки документарных и бездокументарных ценных бумаг. Однако у тех, и других — общая экономическая сущность. Любая ценная бумага есть форма существования отноше-

Таблица 2

ки ценных бумаг

признаки и свойства форма выпуска ценной бумаги и способ передачи прав

документарная предъявительская бездокументарная именная

признаки ценной бумаги 1) документальность 2) удостоверение прав, вытекающих из ценной бумаги 3) абстрактность закрепленного в ценной бумаге обязательства 4) презентация, т. е. необходимость предъявления ценной бумаги эмитенту (обязанному лицу) для осуществления прав по ней 1) информация об обязательствах эмитента принимает документарную форму (документальность) 2) удостоверение прав, вытекающих из ценной бумаги 3) абстрактность закрепленного в ценной бумаге обязательства 4) удостоверение права на ценную бумагу

свойства ценной бумаги как товара особого рода 1) превращенность 2) регулируемость и признание со стороны государства 3) стандартность и серийность 4) обращаемость 5) доступность для гражданского оборота

Базовые потребительные свойства ценной бумаги 1) риск 2) надежность 3) доходность 4) ликвидность

ния перераспределения финансовых ресурсов между экономическими субъектами. Экономической основой ценной бумаги выступает необходимость и возможность удовлетворения потребности эмитента (заемщика) в финансовых ресурсах для своей основной деятельности за счет свободных денежных средств инвесторов (кредиторов).

Свойства ценной бумаги обусловливают ее отличия от других категорий перераспределения и обмена. Так, ценная бумага обладает свойством превращенности. Оно заключается, во-первых, в том, что за внешними отношениями обмена скрыта перераспределительная сущность данного явления; во-вторых, в отрыве формы существования ценной бумаги от своей материальной (денежной) основы. Кроме того, ценная бумага, обладает двойственным характером: она одновременно является обязательством эмитента и имуществом инвестора. К свойствам ценной бумаги принято относить регулируемость и признание со стороны государства: для того чтобы эмитенту получить денежные ресурсы на рынке ценных бумаг, выпускаемые ценные бумаги должны пройти государственную регистрацию. Государство законодательно устанавливает перечень тех финансовых инструментов, которым придан статус ценных бумаг, процедуру их выпуска и процедуру признания их таковыми. При этом для эмиссионных и неэмиссионных ценных бумаг могут существовать различия в указанных процедурах. Следующими свойствами выступают стандартность и серийность, что проявляется в установлении стандартных реквизитов ценных бумаг. В рамках одной серии выпуска ценные бумаги дают инвесторам одинаковые права. Свойство обращаемости традиционно означает способность ценной бумаги быть объектом купли-продажи, хотя это свойство можно рассматривать шире, как способность менять владельца.

С точки зрения субъекта, поставляющего эмитенту денежные ресурсы, важными являются базовые потребительные свойства ценной бумаги, определяющие ее качество. Одним из наиболее значимых свойств ценной бумаги является риск. Это свойство можно рассматривать в узком и широком смысле. В первом случае можно рассматривать риск как противоположность другому свойству — надежности. Надежность означает, что эмитент готов выполнить свои обязательства перед владельцами ценных бумаг. Так, чем ниже надежность ценной бумаги, тем выше риск неисполнения обязательств. Во втором случае под риском ценной бумаги следует понимать состояние неопределенности относи-

тельно реализации эмитентом и/или инвестором: во-первых, совокупности свойств ценной бумаги, которые характеризуют ее как товар особого рода; во-вторых, базовых свойств, отражающих ее потребительные качества; в-третьих, прав, вытекающих из ценной бумаги, и прав на ценную бумагу. Предлагаемое определение риска учитывает не только риск получения дохода инвестором как показатель качества ценной бумаги, но и другие виды рисков инвестора и эмитента. Следующим базовым потребительским свойством является доходность ценной бумаги. Доходы можно разделить на два основных вида: текущие доходы по ценным бумагам и доходы от сделок с ценными бумагами. Представляется необходимым это свойство дополнить более широким понятием: свойством эффекта, которое означает не только возможность получать доходы в денежной форме, но и возможность получать от владения ценной бумагой другой результат (например, права голосовать на собрании акционеров или участвовать в собрании инвесторов закрытого паевого инвестиционного фонда). Ликвидность как свойство ценной бумаги неразрывно связана со свойством обращаемости.

Признаки и свойства ценных бумаг определяют специфику РЦБ-услуг. Причем РЦБ-услуги для эмитентов вытекают в основном из свойств ценной бумаги как товара особого рода, тогда как РЦБ-услуги для инвесторов преимущественно обусловлены базовыми потребительными свойствами ценной бумаги (табл. 3 4). РЦБ-услуги для государства могут вытекать из тех и других свойств в зависимости от того, какую роль на рынке ценных бумаг играет государство: выступает как эмитент или инвестор.

Из таблиц следует, что конкретизация состава РЦБ-услуг зависит от формы выпуска и обращения ценных бумаг. Ценные бумаги с точки зрения формы могут эмитироваться как документарные и бездокументарные, а с точки зрения легитимации собственника и способа реализации прав — как предъявительские, именные и ордерные. Указанные характеристики могут сочетаться по-разному при выпуске ценных бумаг в разных странах в разное время, согласно действующему национальному законодательству. Анализ взаимосвязей между признаками, свойствами ценных бумаг и РЦБ-услугами в Российской Федерации показывает, что для документарной предъявительской формы ценных бумаг характерно меньшее количество видов услуг, тогда как бездокументарная именная форма вызывает потребность в особых услугах, связанных с учетом владельцев ценных бумаг.

Таблица 3

Взаимосвязь основных характеристик документарных предъявительских ценных бумаг и РЦБ-услуг

Характеристика РЦБ-услуги

для эмитента для инвестора

Признаки документарной ценной бумаги

документальность услуги по разработке дизайна бланков ценных бумаг

удостоверение прав, вытекающих из ценной бумаги услуги, способствующие реализации прав владельца ценных бумаг

абстрактность закрепленного в ценной бумаге обязательства

презентация

свойства ценной бумаги как товара особого рода

превращенность услуги по обеспечению обязательств эмитента услуги по сохранности ценных бумаг как имущества

регулируемость и признание со стороны государства консультационные услуги по вопросам выпуска ценных бумаг; услуги по подготовке документов, необходимых на каждом этапе эмиссии

стандартность и серийность услуги по конструированию ценных бумаг; услуги по определению круга потенциальных инвесторов и способа размещения и возможности погашения ценных бумаг

обращаемость услуги по предоставлению места торговли, установлению правил и стандартов осуществления сделок; услуги по купле-продаже ценных бумаг; услуги по обеспечению исполнения заключенных сделок информационные услуги; консультационные услуги по поводу купли-продажи ценных бумаг; услуги по хранению и учету прав на ценные бумаги

доступность для гражданского оборота услуги по хранению и учету прав на ценные бумаги

Базовые потребительные свойства ценной бумаги

риск информационные услуги; консультационные услуги; услуги, содержание которых зависит от вида риска

надежность информационные услуги; консультационные услуги

доходность услуги по доверительному управлению ценными бумагами инвестора; услуги, связанные с получение дохода по ценным бумагам

ликвидность услуги поддержания ликвидности; услуги по созданию условий торговли ценными бумагами

Таблица 4

Взаимосвязь основных характеристик бездокументарных именных ценных бумаг и РЦБ-услуг

Характеристика РЦБ-услуги

для эмитента для инвестора

Признаки бездокументарной ценной бумаги

информация об обязательствах эмитента принимает документарную форму (документальность) информационные услуги информационные услуги

удостоверение прав, вытекающих из ценной бумаги услуги по учету владельцев ценных бумаг и реализации прав, вытекающих из ценной бумаги

Окончание табл. 4

характеристика РцБ-услуги

для эмитента для инвестора

абстрактность закрепленного в ценной бумаге обязательства услуги, способствующие реализации прав владельца ценных бумаг

удостоверение права на ценную бумагу услуги по учету прав владельцев на ценные бумаги

свойства ценной бумаги как товара особого рода

превращенность услуги по обеспечению обязательств эмитента услуги по учету прав на ценные бумаги и прав, вытекающих из ценных бумаг

регулируемость и признание со стороны государства консультационные услуги по вопросам выпуска ценных бумаг; услуги по подготовке документов, необходимых на каждом этапе эмиссии

стандартность и серийность услуги по конструированию ценных бумаг; услуги по определению круга потенциальных инвесторов и способа размещения и возможности погашения ценных бумаг

обращаемость услуги по предоставлению места торговли, установлению правил и стандартов осуществления сделок; услуги по купле-продаже ценных бумаг; услуги по обеспечению исполнения заключенных сделок информационные услуги; консультационные услуги по поводу купли-продажи ценных бумаг; услуги по хранению и учету прав на ценные бумаги

доступность для гражданского оборота услуги по хранению и учету прав на ценные бумаги

Базовые потребительные свойства ценной бумаги

риск информационные услуги; консультационные услуги; услуги, содержание которых зависит от вида риска

надежность информационные услуги; консультационные услуги

доходность услуги по доверительному управлению ценными бумагами инвестора; услуги, связанные с получение дохода по ценным бумагам

ликвидность услуги поддержания ликвидности; услуги по созданию условий торговли ценными бумагами

Таким образом, РЦБ-услуги являются видом финансовых услуг, необходимость и специфика которых обусловлены основными характеристиками ценных бумаг. РЦБ-услуги представляют деятельность по обеспечению перераспределения денежных ресурсов в экономике. Их могут оказывать разные виды услугодателей. Они удовлетворяют потребности эмитентов, инвесторов, государства, других профессиональных участников (услуго-получателей), возникающие в процессе выпуска, обращения, погашения ценных бумаг. Выделение РЦБ-услуг в совокупности финансовых услуг на основе объектно-субъектного подхода позволяет позиционировать этот вид услуг по отношению к другим финансовым услугам и уточнить уже существующие классификации финансовых услуг.

литература

1. Хлебович Д. И. Сфера услуг: маркетинг. Учебное пособие / Под ред. Т. Д. Бурменко. — М.: КНОРУС, 2007. С. 17.

2. Лавлок К Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия. — 4-е изд.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. С. 34.

3. Современный экономический словарь / Сост. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.

4. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / под ред. проф. М. Г. Назарова. М.: Финанстатинформ, 2002. С. 655.

5. Ворачек Х. О состоянии «теории маркетинга услуг» // Проблемы теории и практики управления. 2002. № 1. С. 99.

6. Хаксевер К., Рендер Б, Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг, 2-е изд. / Пер. с англ. Под ред. В. В. Кулибановой. СПб.: Питер, 2002. С. 25.

7. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон Российской Федерации от 22.08.2002 № 164-ФЗ // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

8. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм. и доп.) // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

10. Власенкова Ю. Б. Развитие интегрированных финансовых посредников в условиях глобализации финансовых рынков. Автореф. на соиск. уч. степ. к. э. н., С-Пб. 2007. С. 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Едронова В. Н, Новожилова Т. Н. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие. М.: Магистр, 2007. С. 117.

12. Канаев А. В. Банковская деятельность в свете теории финансового посредничества: традиции и инновации // Вестник СПбГУ. 2006. Сер. 5. Вып. 3. С. 113-114

13. Семилютина Н. Г. Российский рынок финансовых услуг (формирование правовой модели). М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 12-13, 36.

14. Полонский В. Г., Белоусова С. В., Белоусов А. М. Корпоративное управление в непроизводственной сфере. Херсон: ОЛДИ плюс, 2003. С. 89.

15. О защите конкуренции: Федеральный закон Российской Федерации от 26.07.2006 № 135-ФЗ // Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс».

16. Правонарушения на финансовом рынке: выявление, анализ и оценка ущерба. Справочник для сотрудников правоохранительных органов / Я. М. Миркин, И. В. Зубков, Ю. В. Росляк, Ю. С. Сизов, З. А. Лебедева, В. П. Ширяев, Т. В. Тормозо-ва и др.; Под общей редакцией Г. С. Полтавченко. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. С. 41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.