Научная статья на тему 'Условия управления движениями занимающихся оздоровительной аэробикой с выраженными латеральными предпочтениями'

Условия управления движениями занимающихся оздоровительной аэробикой с выраженными латеральными предпочтениями Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
175
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АЭРОБИКА / МОТОРНАЯ АСИММЕТРИЯ / КОРРЕКЦИЯ АСИММЕТРИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / МЕТОДИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / РАСШИРЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО ФОНДА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кочурова Л.А., Перфильева Н.П.

Задача приобщения учащейся молодежи к адаптивной физкультурноспортивной деятельности предусматривает осуществление индивидуального подхода при проявлении латеральных моторных предпочтений. Это требует поиска и использования специальных технологических подходов, обеспечивающих результативность двигательной деятельности занимающихся, стимулирующей формирование устойчивого интереса к избранному виду физических упражнений. Проблема коррекции моторной асимметрии актуальна для всех видов деятельности, включая спортивную. Это подтверждает актуальность проведенного исследования. В данной работе выявлены ведущие условия эффективного упражнения движениями занимающихся оздоровительной аэробикой с выраженными латеральными предпочтениями, что имеет большое значение для разработки методики коррекции моторной асимметрии. Вторым важным условием является рациональная организация учебно-тренировочного процесса, при которой внимание и мышечная нагрузка обращены на ослабление проявления латеральных двигательных предпочтений. Результаты педагогического эксперимента убедительно доказывают эффективность и целесообразность предложенной методики коррекции моторной асимметрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кочурова Л.А., Перфильева Н.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия управления движениями занимающихся оздоровительной аэробикой с выраженными латеральными предпочтениями»

УДК 796.412

УСЛОВИЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ С ВЫРАЖЕННЫМИ ЛАТЕРАЛЬНЫМИ ПРЕДПОЧТЕНИЯМИ

Л.А. Кочурова - аспирант Н.П. Перфильева - доктор биологических наук, профессор Ульяновский государственный педагогический университет им И.Н. Ульянова

Ульяновск

TERMS OF MOVEMENT IMPROVING AEROBICS WITH AN EXPRESSION OF LATERAL PREFERENCES

L.A. Kochurova - Graduate student N.P. Perfileva - Doctor of Biological Sciences, Professor Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov

Ulyanovsk

Ключевые слова: оздоровительная аэробика, моторная асимметрия, коррекция асимметрии, педагогический эксперимент, методика, педагогические условия, расширение двигательного фонда.

Аннотация. Задача приобщения учащейся молодежи к адаптивной физкультурно-спортивной деятельности предусматривает осуществление индивидуального подхода при проявлении латеральных моторных предпочтений. Это требует поиска и использования специальных технологических подходов, обеспечивающих результативность двигательной деятельности занимающихся, стимулирующей формирование устойчивого интереса к избранному виду физических упражнений. Проблема коррекции моторной асимметрии актуальна для всех видов деятельности, включая спортивную. Это подтверждает актуальность проведенного исследования. В данной работе выявлены ведущие условия эффективного упражнения движениями занимающихся оздоровительной аэробикой с выраженными латеральными предпочтениями, что имеет большое значение для разработки методики коррекции моторной асимметрии. Вторым важным условием является рациональная организация учебно-тренировочного процесса, при которой внимание и мышечная нагрузка обращены на ослабление проявления латеральных двигательных предпочтений. Результаты педагогического эксперимента убедительно доказывают эффективность и целесообразность предложенной методики коррекции моторной асимметрии.

Key words: improving aerobics, motor asymmetry, correction of asymmetry, pedagogical experiment, methodology, pedagogical conditions, increased motor Fund.

Abstract. The task of familiarizing young students to adaptive sports and sporting activities provides an individual approach to the manifestation of the lateral motor preference. This requires finding and using assistive technology approaches for dealing with the impact of motor activity, stimulating the formation of lasting interest to the chosen form of exercise. The problem of motor asymmetry correction for all kinds of activities, including sports. This confirms the relevance of the study. In this paper the leading terms of effective exercise movements involved in improving aerobic exercises with pronounced lateral preferences are identified, which is of great importance for the development of a technique of motor asymmetry correction. The second important condition

is the rational organization of the training process, in which attention at muscular load directed at reducing the motor manifestations of lateral preference is paid. The results of pedagogical experiment conclusively prove the effectiveness and appropriateness of the proposed correction of motor asymmetry method.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе общественного развития особую актуальность приобретает проблема разработки и внедрения новых технологических подходов, обеспечивающих совершенствование психофизиологических и физических качеств подрастающих поколений, укрепления их здоровья, что подчеркивается в федеральных целевых программах: «Здоровье нации» и «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».

Двигательно-координационные качества тесно связаны с психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью и мышлением, являющимися результатом межполушарного функционирования головного мозга. Моторную асимметрию, как частный случай межполушарной асимметрии следует рассматривать в качестве фактора, определяющего эффективность выполнения двигательных актов, так как она выступает некоторым регулятором качественного воспроизведения физического упражнения, что обусловливает результативность спортивной деятельности [1, 3] .

Функциональная асимметрия двигательного анализатора проявляется в виде предпочтительного выполнения моторных актов правой или левой рукой. В развитии нижних конечностей асимметрия выражается менее отчетливо, однако в прыжках толчковая нога также может быть разной: правой или левой. Это детерминировано показателями асимметрии в деятельности больших полушарий головного мозга, что свидетельствует о врожденном характере и подтверждается фактом проявления асимметрии у новорожденных.

Многие виды деятельности требуют четкости выполнения моторных актов как правой, так и левой рукой в одну и в другую сторону в точном соответствии с ведущими параметрами двигательных действий. Это обусловливает необходимость выявления роли биологических, социальных и других факторов в повышении показателей быстроты двигательных реакций верхними и нижними конечностями; скорости реагирования на звуковые и световые сигналы, возникающие с разных сторон; высокой точности и согласованности движений.

Целью данной работы является теоретическое и методическое обоснование значимости учета асимметрии двигательной функции при организации моторной деятельности.

Задачи: 1. Выявление условий эффективного управления движениями занимающихся оздоровительной аэробикой с выраженными латеральными предпочтениями.

2. Экспериментальная проверка целесообразности учета данных условий для повышения качества учебно-тренировочного процесса.

Исследование закономерностей проявления наследственности и изменчивости физиологических функций - двигательной асимметрии имеет особую значимость в спортивной деятельности, как мощного фактора развития и совершенствования человека. В спорте индивидуальное выражение адаптивных возможностей организма связано с действием наследственных факторов, способных изменять степень генетического контроля над развитием физиологических функций на разных этапах онтогенеза. При выявлении способов повышения работоспособности спортсмена необходимо учитывать роль генетических процессов в структурном и метаболическом обеспечении адаптивно возрастающего уровня функционирования организма.

Особенности адаптации к мышечной деятельности обусловлены характером взаимоотношений:

- естественного морфо-функционального созревания организма под генетическим контролем, обеспечивающим его жизнедеятельность;

- адаптивных изменений признаков и свойств организма в соответствии с особенностями его реакции, обусловливающими становление фенотипа физического развития под воздействием целенаправленных мышечных нагрузок. Адаптивные изменения нестабильны и зависят от возраста, уровня физической подготовленности, содержания и объема тренировочной работы [1]. Двигательная асимметрия является объективным выражением относительного преобладания корковых структур левого полушария и выступает доминантным по отношению к правому. В этом состоит одна из особенностей функциональной организации головного мозга.

Несмотря на то, что моторная асимметрия управляема, добиваться ее устранения нецелесообразно, так как грубое вмешательство в естественное морфо-функциональное развитие может нарушить действие генорегуляторных факторов, определяющих и лимитирующих фенотипическую изменчивость организма в условиях систематических физических нагрузок. При рациональной организации учебно-тренировочного процесса проявление двигательной асимметрии ослабляется [4]. Следовательно, ведущими условиями эффективной организации учебно-тренировочных занятий по оздоровительной аэробике со спортсменами, имеющими выраженность латеральных предпочтений, являются:

- учет различных биологических процессов при организации систематической мышечной деятельности;

- рациональная организация физкультурно-спортивной деятельности.

В процессе занятий физическими упражнениями различной направленности необходимо создать условия, при которых ведущие конечности, например, правая рука и правая нога выполняют предпочтительную доминантную функцию, однако, двигательная активность левой руки и левой ноги существенно расширяется.

Оздоровительная аэробика включает в свое содержание общеразвивающие, беговые, танцевальные упражнения, а также элементы хореографии, объединенные в единый, непрерывно выполняемый комплекс. Каждое из разнообразных упражнений направлено на решение определенных тренировочных задач и имеет собственную технику, способ и характер выполнения.

Правильно подобранные двигательные действия оказывают разностороннее воздействие на организм; они стимулируют работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляют не только крупные мышцы, но и мелкую моторику, благодаря чему аэробика обладает значимым оздоровительным потенциалом; развиваясь и совершенствуясь, приобретая различные стили и разновидности, она имеет огромную популярность [2, 3-5]. Оздоровительная аэробика рассматривается как важный эмоциональный фактор, способствующий усвоению ценностных аспектов физической культуры, формированию двигательной культуры. При различных занятиях данным видом физкультурно-спортивной деятельности повышаются физиологические возможности организма,, совершенствуется координация движений, формируется грациозность, элегантность, свобода и легкость двигательных действий. Занимающиеся усваивают навыки дифференцирования напряжения и расслабления мышц, выполнения сложнокоординационных моторных актов в соответствии с характером и темпом музыки, проявления индивидуальности.

Эстетический компонент оздоровительной аэробики проявляется в значительной степени в симметричных движениях, что детерминирует необходимость нивелирования доминантной роли тех или иных конечностей. В связи с этим учебно-тренировочные занятия должны иметь четко выраженную направленность на упражнение мышц деноминированной стороны. С этой целью на каждом учебно-тренировочном занятии для занимающихся с левосторонней двигательной асимметрией акцент усиливается на движения в правую сторону. Так, например, в подготовительной части урока при выполнении различных видов ходьбы, шаг правой ноги выполнялся более отчетливо с мысленным произнесением команды «правой!»; во время бега для усиления движений правой ногой, также мысленно подавалась та же команда или выполнялся счет про себя «раз!». В ходе выполнения общеразвивающих

упражнений движения начинались с правой руки и ноги и заканчивались также правой рукой или ногой.

В основной части учебно-тренировочного занятия прыжки, подскоки, танцевальные шаги выполнялись акцентировано, с правой ноги; при этом движения в правую сторону усиливались правой рукой или одновременно двумя руками в правую сторону. Прыжки и подскоки выполнялись при отталкивании правой ногой с приземлением также на правую ногу. Взмахи и волны руками, волнообразные движения туловищем выполнялись первоначально в правую сторону, закрепляя самостоятельно движения в другом направлении после окончания тренировочного занятия, а также в домашних условиях с целью совершенствования соответствующего двигательного навыка.

Методика занятий по коррекции левосторонней двигательной асимметрии предусматривала использование дополнительных форм организации занятий в режиме дня: утренней гимнастики, динамической паузы, самостоятельных занятий с целью реализации конкретных двигательных задач. Так, например, при выполнении упражнений утренней гимнастики, направленных на формирование рациональной осанки, такие движения, как сведение лопаток, отведение ими назад и круговые движения плечами вперед и назад, выполнялись с акцентированием движений в правую сторону: сначала отведение (или сведение) правой лопатки, затем левой, потом снова правой; вначале отведение правого плеча назад, левого и снова правого.

В упражнениях на равновесие: ходьба на носках, перекатом с пятки на носок, быстрый шаг и т.д. движения начинались с правой ноги, затем после поворота в правую сторону, те же движения выполнялись с левой ноги и снова с правой. Динамическая пауза, состоящая из 3-4 упражнений, предусматривала двигательные действия на осанку, дыхание, укрепление мышц спины с поворотами сначала вправо, затем влево и снова вправо.

Упражнения для активного отдыха зрительного анализатора также выполнялись сначала в правую сторону, круговые движения глаз начинались также в правую сторону. Эффект данной последовательности усиливался включением сложно-речевого механизма, когда при акцентированной нагрузке на правые конечности одновременно произносилась соответствующая команда, что усиливало воздействие направленной тренировочной нагрузки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для проверки предложенной нами методики был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие студентки I курса экономико-математического факультета в количестве 59 студенток 17-20 лет, занимающихся оздоровительной аэробикой. Для проведения исследования были организованы контрольная (КГ) - 29 человек и экспериментальная (КГ) - 30 человек. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование для определения латеральных двигательных предпочтений. Нами были предложены следующие тесты:

1. Стоя на расстоянии 5 м от стены с баскетбольным прикрепленным щитом, на котором обозначен квадрат 30х30см бросок теннисного мяча в центр квадрата одной, затем другой рукой. Каждый испытуемый выполнял по три попытки. По лучшему результату выявлялось латеральное двигательное предпочтение.

2. Шагом одной, махом другой ноги прыжок вперед на две ноги с поворотом кругом и приземлением на ведущую конечность.

3. Из полуприседа - руки назад, прыжок вверх-вперед с приземлением на одну ногу.

4. Стоя в центре спортивного зала ловля одной рукой теннисного мяча, брошенного тренером с расстояния 5 м.

5. Переворот в сторону (в любом направлении). Применение данных тестов позволило установить латеральные двигательные предпочтения занимающихся КГ и ЭГ. Характер моторной асимметрии определяется экспертной группой в количестве 5 независимых специалистов по оздоровительной аэробике по пятибалльной системе.

В КГ было выявлено 6 человек с левосторонней двигательной асимметрии, в ЭГ - 7 студенток имели левостороннюю двигательную асимметрию.

Обработка материалов исследования не выявила существенных отличий по качеству выполнения предложенных тестов занимающихся КГ и ЭГ (р>0,05). Учебно-тренировочные занятия в КГ проводились по общепринятой методике, в ЭГ использовалась разработанная нами методика формирования навыков коррекции левосторонней двигательной асимметрии. После окончания педагогического эксперимента (в течение учебного года) было проведено повторное тестирование с использованием тех же контрольных упражнений.

Анализ полученных данных показал, что качество выполнения предложенных физических упражнений улучшилось в обеих группах, однако в ЭГ результаты были существенно лучше. Так, если в КГ при выполнении броска мяча в квадрат в КГ при исходных показателях 2,82±0,16 балла к завершению педагогического эксперимента результат улучшился на 7,11% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,69±0,18 балла прирост составил 18,64% (р<0,05). При выполнении прыжка шагом одной, махом другой ноги с поворотом кругом в КГ при исходных показателях 3,18±0,22 балла данные улучшились на 6,92% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 3,27±0,21 балла показатели увеличились на 17,38% (р<0,05).

При выполнении прыжка вверх-вперед с приземлением на одну ногу при исходных данных 3,38±0,19 балла к завершению педагогического эксперимента результаты возросли на 8,11% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 3,32±0,15 балла прирост составил 21,75% (р<0,05). Подобная динамика была выявлена и по другим контрольным упражнениям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что процессом коррекции моторной асимметрии может целенаправленно укреплять путем применения специальной методики, обеспечивающей расширение и обогащение фонда двигательных действий, что обусловливает ослабление двигательной латеральной асимметрии. При организации систематической физкультурно-спортивной деятельности необходимо учитывать, что особенности адаптации к мышечной деятельности обусловлены характером взаимоотношений естественного морфофункционального созревания организма под генетическим контролем и адаптивных изменений признаков и свойств организма в соответствии с особенностями его реакции, обусловливающими становление фенотипа физического развития и физической подготовленности.

Литература

1. Москатова, А.К. Генетическая обусловленность функциональных возможностей спортсмена : методическая разработка для слушателей факультета усовершенствования и аспирантов ГЦОЛИФКА /А.К Москатова. - М., 1984. - 42 с.

2. Сомкин, А.А. Спортивная аэробика : классификация упражнений и основные компоненты подготовки высококвалифицированных спортсменов / А.А. Сомкин. - СПб. : СПбГАФК П.Ф. Лесгафта, 2001. - 222 с.

3. Хайруллина, А.А. Способ определения и повышения компетентности учителя физической культуры (на примере оздоровительной аэробики и ритмической гимнастики) / А.А. Хайруллина, Э.М. Михайлова // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 6. - С. 19-22.

4. Шачнева, Л.М. Анализ крупных соревнований с позиций проявления двигательной асимметрии рук у

представительниц художественной гимнастики : автореф.....дис. канд. пед. наук / Л.М. Шачнева. - М., 1979. -

19 с.

5. Шевченко, Д.Ю. Совершенствование координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрии : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д.Ю. Шевченко. - Омск, 2011. - 21 с.

Literature

1. Moskatova, A.K. Genetic conditionality of functionality of the athlete: methodical development for listeners of improvement faculty and graduate students ГЦОЛИФКА / A.K. Moskatovа. - M., 1984. - 42 p.

2. Somkin, A.A. Sports aerobics : classification of exercises and main components of training of highly skilled athletes / A.A. Somkin. - SPb. : СПбГАФК P.F. Lesgaft, 2001. - 222 p.

3. Hayrullina, A.A. Way of definition and increases of competence of the teacher of physical culture (on an example of improving aerobics and rhythmic gymnastics) / A.A. Hayrullina, E.M. Mikhaylova // Physical culture : upbringing, education, training. - 2010. - No. 6. - P. 19-22.

4. Shachneva, L.M. Analis of large competitions from positions of manifestation of impellent asymmetry of hands at representatives of rhythmic gymnastics : abstract of the dis. ... Cand. Ped. Sciences / L.M. Shachneva. - M., 1979. - 19 p.

5. Shevchenko, D.Yu. Improvement of coordination abilities of the senior school students from various motor asymmetry : abstract of the dis. ... Cand. Ped. Sciences / D.Yu. Shevchenko. - Omsk, 2011. - 21 p.

Статья поступила в редакцию 13.04.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.