Научная статья на тему 'Особенности организации занятий по оздоровительной аэробике девушек 17-20 лет'

Особенности организации занятий по оздоровительной аэробике девушек 17-20 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
576
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАТЕРАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ / FUNCTIONS LATERALIZATION / РАЗНОСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ / MANY-SIDED DEVELOPMENT / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL FITNESS / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH / METHODOLOGY OF LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кочурова Л.А., Гурьянова С.А.

Вовлечение учащейся молодежи в систематические занятия физическими упражнениями является важной государственной задачей, реализация которой способствует укреплению здоровья, гармоничному развитию, стремлению к здоровому образу жизни. Оздоровительная аэробика благодаря ее высокой художественно-эстетической значимости является привлекательным видом двигательной деятельности для учащейся молодежи. Характерной особенностью оздоровительной аэробики является разностороннее воздействие на все группы мышц, физиологические системы организма, а также возможность управления психо-эмоциональным состоянием, позволяющим регулировать работоспособность занимающихся. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Материал. В данной статье показано, как можно путем рациональной организации тренировочных занятий по оздоровительной аэробике положительно влиять на снижение проявления двигательной асимметрии; дается теоретическое и методическое обоснование значимости правильного выбора физических упражнений, соответствующих возможностям и особенностям организма. Результат. Предлагается новый подход к организации учебного процесса по физическому воспитанию студенток технического вуза с различными двигательными латеральными предпочтениями. Разработана методика укрепления более слабой левой и правой нижней конечностей путем применения специальных педагогических воздействий, активизации целенаправленной двигательной деятельности по коррекции латеральных двигательных предпочтений. В обстановке положительного психо-эмоционального фона учебно-тренировочных занятий успешно решаются задачи не только снижения проявлений моторной асимметрии, но и повышения согласованности движений верхних и нижних конечностей как одного из важных условий повышения эффективности физкультурно-спортивной деятельности занимающихся. Важным фактором снижения двигательной асимметрии явилось использование симметричных нагрузок, обеспечивающих расположение общего центра тяжести по вертикали. Заключение. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о возможности некоторой коррекции левосторонней моторной асимметрии, что обусловливает существенное улучшение показателей физической подготовленности согласованности двигательных действий занимающихся оздоровительной аэробикой. Разработанная методика снижения моторной асимметрии показала свою эффективность при организации учебно-тренировочного процесса занимающихся оздоровительной аэробикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кочурова Л.А., Гурьянова С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEPECULIARITIESOF HEALTH-IMPROVING AEROBICS LESSONS ORGANIZATION AMONG 17-20 YEAR OLD GIRLS

One of the important aims of the state is to involve students into systematic physical exercises fulfillment, the realization of this aim provides health improvement, a harmonious development, a yearning for the healthy life-style. Health-improving aerobics, owing to its high artistic-aesthetic importance, is an attractive kind of motional activity for students. A characteristic feature of health-improving aerobics is many-sided influence on all groups of muscles, physiological systems of an organism and an ability to control psycho-emotional state, which helps to regulate students’ working capacity. Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing, statistical data manipulation. Material. The article shows how positive influence can be made by means of the rational organization of health-improving aerobics lessons on decrease of motional asymmetry; a theoretical and methodical substantiation of a correct choice of physical exercises importance, which correspond to the abilities and peculiarities of an organism. Results. A new approach is offered to the educational process organization on physical upbringing of female students of the technical higher educational establishment with different motional lateral preferences. The methodology was created of weaker left and the right lower extremities strengthening by means of special pedagogical influences, a purposeful motional activity activation on motional lateral preferences correction. In an atmosphere of the positive psycho-emotional background of the training lessons not only the problems of motor asymmetry decrease are successfully solved but also co-ordination improvement of the lower and upper extremities movements as one of the important conditions for effectiveness increase the physical -sports activity. An important factor of the motional asymmetry decrease is the use of symmetric loads, providing the general center of gravity vertically. Conclusion. The results of the pedagogical experiment prove an opportunity to fulfill correction of the left-side motor asymmetry and it conditions a considerable improvement of physical fitness indices and motional actions co-ordination of those who go in for health-improving aerobics. The created methodology of the motor asymmetry decrease proved its effectiveness during educational-training process organization among those who go in for health-improving aerobics.

Текст научной работы на тему «Особенности организации занятий по оздоровительной аэробике девушек 17-20 лет»

УДК 796.894 DOI 10.14526/20_2015_20

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКЕ ДЕВУШЕК 17-20 ЛЕТ

Л.А. Кочурова - кандидат педагогических наук, и.о. доцента, С.А. Гурьянова - аспирант Ульяновский государственный педагогический университет им И.Н.

Ульянова, Ульяновск

THEPECULIARITIESOF HEALTH-IMPROVING AEROBICS LESSONS ORGANIZATION AMONG 17-20 YEAR OLD GIRLS

L.A. Kochurova - candidate of pedagogics, associate professor, S.A. Guryanova - post-graduate Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov,

Ulyanovsk

e-mail: elena funina@mail.ru

Ключевые слова: латерализация функций, разностороннее развитие, педагогический эксперимент, методика занятий, физическая подготовленность, личностно ориентированный подход.

Аннотация. Вовлечение учащейся молодежи в систематические занятия физическими упражнениями является важной государственной задачей, реализация которой способствует укреплению здоровья, гармоничному развитию, стремлению к здоровому образу жизни. Оздоровительная аэробика благодаря ее высокой художественно-эстетической значимости является привлекательным видом двигательной деятельности для учащейся молодежи. Характерной особенностью оздоровительной аэробики является разностороннее воздействие на все группы мышц, физиологические системы организма, а также возможность управления психо-эмоциональным состоянием, позволяющим регулировать работоспособность занимающихся.

Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных.

Материал. В данной статье показано, как можно путем рациональной организации тренировочных занятий по оздоровительной аэробике положительно влиять на снижение проявления двигательной асимметрии; дается теоретическое и методическое обоснование значимости правильного выбора физических упражнений, соответствующих возможностям и особенностям организма.

Результат. Предлагается новый подход к организации учебного процесса по физическому воспитанию студенток технического вуза с различными двигательными латеральными предпочтениями. Разработана методика укрепления более слабой левой и правой нижней конечностей путем применения специальных педагогических воздействий, активизации целенаправленной двигательной деятельности по коррекции латеральных двигательных предпочтений. В обстановке положительного психо-эмоционального фона

89

учебно-тренировочных занятий успешно решаются задачи не только снижения проявлений моторной асимметрии, но и повышения согласованности движений верхних и нижних конечностей как одного из важных условий повышения эффективности физкультурно-спортивной деятельности занимающихся. Важным фактором снижения двигательной асимметрии явилось использование симметричных нагрузок, обеспечивающих расположение общего центра тяжести по вертикали.

Заключение. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о возможности некоторой коррекции левосторонней моторной асимметрии, что обусловливает существенное улучшение показателей физической подготовленности согласованности двигательных действий занимающихся оздоровительной аэробикой. Разработанная методика снижения моторной асимметрии показала свою эффективность при организации учебно-тренировочного процесса занимающихся оздоровительной аэробикой.

Keywords: Junctions lateralization, many-sided development, pedagogical experiment, methodology of lessons, physical fitness, personality-oriented approach.

Annotation. One of the important aims of the state is to involve students into systematic physical exercises fulfillment, the realization of this aim provides health improvement, a harmonious development, a yearning for the healthy life-style. Health-improving aerobics, owing to its high artistic-aesthetic importance, is an attractive kind of motional activity for students. A characteristic feature of health-improving aerobics is many-sided influence on all groups of muscles, physiological systems of an organism and an ability to control psycho-emotional state, which helps to regulate students' working capacity.

Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing, statistical data manipulation.

Material. The article shows how positive influence can be made by means of the rational organization of health-improving aerobics lessons on decrease of motional asymmetry; a theoretical and methodical substantiation of a correct choice of physical exercises importance, which correspond to the abilities and peculiarities of an organism.

Results. A new approach is offered to the educational process organization on physical upbringing of female students of the technical higher educational establishment with different motional lateral preferences. The methodology was created of weaker left and the right lower extremities strengthening by means of special pedagogical influences, a purposeful motional activity activation on motional lateral preferences correction. In an atmosphere of the positive psycho-emotional background of the training lessons not only the problems of motor asymmetry decrease are successfully solved but also co-ordination improvement of the lower and upper extremities movements as one of the important conditions for effectiveness increase the physical -sports activity. An important factor of the motional asymmetry decrease is the use of symmetric loads, providing the general center of gravity vertically.

Conclusion. The results of the pedagogical experiment prove an opportunity to fulfill correction of the left-side motor asymmetry and it conditions a considerable improvement of physical fitness indices and motional actions co-ordination of those who go in for health-improving aerobics. The created methodology of the motor asymmetry decrease proved its effectiveness during educational-training process organization among those who go in for health-improving aerobics.

Актуальность. Выбор вида двигательной деятельности, отвечающего интересам, запросам и потребностям индивида, является важным условием приобщения учащейся молодежи к

систематическим занятиям физическими упражнениями. Рациональный выбор моторной деятельности детерминирован генотипической характеристикой

индивида. В разные периоды времени

ученые путем тестирования

предпринимали попытки выявления особенностей высшей нервной

деятельности у атлетов, занимающихся разными видами спорта [1, 2, 4].

Суждения о специфике

функционирования нервной системы основаны на таких показателях, как время сенсорной реакции, оценка силы возбуждения по критерию Небылицына В.Д.(1990), использование которых позволило установить оптимальный режим тренировочной деятельности для каждого индивида. Данные научных исследований предоставили возможность для

объективной оценки степени соответствия избранного вида двигательной

деятельности типологическим

особенностям высшей нервной

деятельности. Одним из основных свойств центральной нервной системы является работоспособность. И.П. Павлов раскрыл понятие о работоспособности нервных клеток и рассматривал его как показатель силы или слабости центральной нервной системы.

Важным показателем

работоспособности клеток больших полушарий мозга И.П. Павлов(1949) считает способность выдерживать длительное и концентрированное возбуждение при действии

«сверхсильного» раздражителя. В.Д. Небылицын (1990) предложил оценивать силу процесса возбуждения по соотношению времени реакции на слабый и сильный раздражитель (Добрынин О.В., 1999). При проявлении соответствующей реакции на сильный раздражитель процесс возбуждения оценивался как сильный, при уменьшении реакции на тот же раздражитель, возбуждение являлось слабым. Использование критерия силы (по Небылицыну В.Д.), и времени реакции (по Добрынину О.В., 1999)позволило выявить оптимальный режим работы при разных временных параметрах выполнения сенсомоторной реакции на многократно повторяющийся раздражитель. Результаты работы показали, что применение данной

методики позволило одной группе детей и подростков рекомендовать бег на короткие дистанции, другой - на средние.

Другой особенностью высшей нервной деятельности, имеющей большое значение для вида физических упражнений, является наличие

функциональной асимметрии в

деятельности полушарий головного мозга.

Целью данной работы является теоретическое обоснование

необходимости учета латеральных предпочтений занимающихся

оздоровительной аэробикой.

Задачи: 1. Выявить особенности организации учебно-тренировочного

процесса по оздоровительной аэробике с занимающимися различной латеральной ориентации.

2. Разработать методику обучения двигательным действиям, составляющим основное содержание оздоровительной аэробики и экспериментально проверить ее эффективность.

Материал. Оздоровительная

аэробика является наиболее доступным видом физкультурно-спортивной

деятельности с высоким оздоровительным и эстетическим эффектом. Эмоциональная привлекательность и педагогическая эффективность показывают

необходимость ее применения на учебных занятиях по физическому воспитанию [5].Выполнение общеразвивающих и танцевальных упражнений в процессе занятий оздоровительной аэробикой способствует повышению двигательно-координационных качеств, формированию рациональной осанки, общей двигательной и музыкальной культуры.

Посредством регулярного

выполнения целенаправленных

физических упражнений можно обеспечить необходимую коррекцию в функциональном состоянии организма. Одним из наиболее распространенных явлений является проявление моторной асимметрии. По разным источникам, количество людей с левосторонней асимметрией составляет от 15 до 30%.

Учеными было установлено, что двигательная асимметрия является проявлением асимметрии головного мозга с функциональной

специализацией его правой и левой половины [3, 6,9, 10].

Качество выполнения моторных актов обеспечивается двигательным анализатором. Реализация двигательных возможностей детерминирована

следующими основными факторами: двигательной задачей; количеством мышц, объединяемых в целостное движение. Морфологическая и функциональная асимметрия двигательного аппарата проявляется в различных видах деятельности. Для рациональной организации двигательной деятельности большой интерес представляет асимметрия верхних и нижних конечностей, что имеет немаловажное значение для

занимающихся оздоровительной

аэробикой, где мышечная нагрузка приходится на все части и звенья тела. При этом необходимо учитывать, что деятельность доминирующей руки характеризуется большей степенью автоматизации, чем недоминирующей.

В основе функциональных асимметрий в двигательном и зрительном анализаторах заложены генетические факторы, при этом социальные факторы также оказывают воздействие на характер латеральных предпочтений, что

необходимо учитывать при организации и проведении учебно-тренировочного

процесса.

Латеральные предпочтения

обусловливают проявление различий при выполнении моторных актов,

используемых для решения двигательной задачи: выполнении поворотов, вращений в спортивной аэробике в правую или левую сторону и других элементов. Особенности проявляются в

функциональных (двигательной

координации, пространственном

восприятии времени двигательной реакции) и морфологических показателях

(размерах сегментов конечностей, в их мышечной массе и т.д.).

Анализ зависимости проявления двигательной асимметрии от выбора вида физических упражнений показывает, что латеральное доминирование конечностей с увеличением показателей

подготовленности возрастает (при выполнении большого объема

односторонней мышечной нагрузки) или уменьшается [9]. Это свидетельствует о том, что функциональная асимметрия может рассматриваться как динамическое явление, отражающее как состояние организма в данный момент, так и закрепленные тренировочной нагрузкой особенности влияния на организм конкретного вида двигательной

деятельности.

Оздоровительная аэробика

предъявляет высокие требования к выразительности двигательных действий, которая достигается наряду с другими критериями симметрии движений. Сохранение красивой статической и динамической осанки, оптимальная устойчивость, детерминирующая свободу и легкость движений, определяют необходимость разработки специальной системы движений, способствующих снижению проявления двигательной асимметрии.

При выполнении физического упражнения части биомеханической системы двигательного аппарата взаимодействуют друг с другом в соответствии с определенными

закономерностями. Виды связей частей системы, особенности их взаимосочетания и взаимодействия называются

двигательной структурой. Взаимодействия и связи между частями отличаются большим разнообразием. Д.Д. Донской предлагает рассматривать две основные группы структур: двигательные и информационные. Двигательные

структуры делятся на группы, характеризующие кинематику и динамику моторных актов. С этой целью используются пространственно-временные

и пространственно-силовые параметры, зависимости и связи между ними. Кроме того, применяются характеристики, определяющие форму движения: скорость, темп, ритм, траектория и т.д.

При проявлении моторной асимметрии параметры двигательных действий, выполняемых правой и левой рукой, а также, соответственно, нижними конечностями, существенно отличаются. Одним из факторов, влияющих на моторную асимметрию, является вид спорта. В спортивной

аэробикелатеральные предпочтения

обнаруживаются в поворотах, стойках и других статических положениях, при выполнении прыжков толчком одной ноги и т.д. [6, 11].

При генетически предопределенной асимметрии на строение и функционирование организма оказывает влияние целенаправленная,

систематическая тренировочная нагрузка, способствующая активной коррекции природной асимметрии. Стремление к гармоничному развитию обусловливает необходимость сглаживания

существенных различий в движениях правой и левой стороной тела, так как, по мнению Степанова В.С.(2001), движения более сильной конечности отличаются амплитудой, а также проявлением мышечной силы, что обусловливает нарушение прямолинейности и

ритмичности двигательных действий, необходимость дополнительной энергии для их коррекции. Все это отрицательно сказывается на технике выполнения элементов различной сложности, снижает художественно-эстетическую ценность выступления. Для оздоровительной аэробики необходимо выполнять движения в обе стороны, с одинаковым мышечным напряжением, обеспечивающим

оптимальную амплитуду, траекторию и скорость. Реализация данной задачи обеспечит снижение моторной

асимметрии.

С целью проверки данного положения нами был проведен

педагогический эксперимент, в котором прияли участие 34 студентки 17-20 лет. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в каждой по 17 человек. В КГ было выявлено 2 человека с левосторонней асимметрией, 14 человек с правосторонними латеральными предпочтениями; 3 человека -амбидекстров. В ЭГ вошли 3 студентки с левосторонней асимметрией, 12 человек с правосторонней асимметрией, 2 амбидекстра.

Перед началом педагогического эксперимента было проведено

тестирование для выявления исходного уровня физической подготовленности. Применялись следующие контрольные упражнения:

- бег 100м (с);

- кросс 2000м (м);

- прыжок в длину с места толчком двух (см);

- сгибание рук в упоре лежа (кол-во

раз);

- поднимание прямых ног до касания пола за головой из положения лежа на спине.

Обработка полученных данных не выявила существенных различий по показателям физической подготовленности занимающихся КГ и ЭГ (р>0,05). Уровень технической подготовленности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

определялся по качеству выполнения базовых шагов с характерным выдержанным «аэробным стилем» движений (приставной шаг, шаг у^ер вперед с правой ноги, приставной шаг вправо, затем влево; у^ер назад с левой ноги, приставной шаг влево-вправо; дорожка шагов с продвижением вперед из четырех базовых шагов (сгибание правой ноги и вперед с подниманием колена, мах левой ногой, прыжок ноги врозь, прыжок на двух, выпад правой вперед).

Техники танцевальных шагов (сочетание шагов польки и галопа: шаг польки с правой, шаг польки с левой с продвижением вперед; шаг галопа вправо, с акцентированным притопом; шаг галопа влево. Для оценки техники выполнения

базовых и танцевальных шагов были разработаны соответствующие критерии, позволяющие определить уровень целостного восприятия данных двигательных действий, выразительность, легкость и свободу движений, амплитуду каждого шага (с применением разметки на полу в см); статическою и динамическую осанку, способность к

дифференцированию мышечных усилий.

Критерии оценки «дорожки шагов»:

5 баллов - красивая статодинамическая осанка,

согласованность и слитность движений, эмоциональность и выразительность выполняемых шагов;

4 балла - свобода и легкость движений, незначительная эмоциональная напряженность;

3 балла - некоторая скованность движений, ограниченная амплитуда, недостаточная эмоциональность;

2 балла - отсутствие согласованности движений, отклонения от рациональной осанки;

1 балл - непонимание художественно-эстетической выразительности данной «дорожки шагов», выполнение элементов как общеразвивающих упражнений.

Критерии оценки танцевальных

шагов:

5 баллов - грациозность, выразительность исполнения шагов польки и галопа, умение передать внутреннее состояние оптимизма, радости, легкости и свободы движений, оптимальная амплитуда, слитность, органичный переход от одного движения к другому;

4 балла - четкая расстановка акцентированных движений, соразмерность пространственно-временных и пространственно-силовых параметров двигательных действий;

3 балла - излишнее психоэмоциональное и мышечное напряжение, затруднение с расстановкой акцентов в танцевальных шагах;

2 балла - схематичное выполнение танцевальных шагов, неумение показать их эстетическую привлекательность, несоответствие пространственно-

временных и пространственно-силовых параметров;

1 балл - неумение выделить акцентированные движения,

несоразмерность двигательных действий.

Обработка материалов

исследования не выявила существенных различий в технической подготовке занимающихся оздоровительной

аэробикой (р>0,05).Учебно-тренировочные занятия в КГ проходили в соответствии с программой по оздоровительной аэробике, утвержденной Федерацией гимнастики. В ЭГ занятия проводились по разработанной нами методике, направленной на снижение двигательной асимметрии.

Основной особенностью данной методики является выполнение

физических упражнений таким образом, чтобы общий центр тяжести тела проходил через вертикаль и тренировочная нагрузка распределялась равномерно на правую и левую стороны тела. При подборе тренировочных средств мы исходили из того, что мышечные нагрузки должны быть симметричными. Не снижая значимости более сильной верхней или нижней конечности, мы стремились к укреплению слабой. Так, если при выполнении базовых шагов занимающиеся с правосторонними или левосторонними латеральными предпочтениями ведущей конечностью легко и непринужденно выполняли четкие, акцентированные движения, то для достижения такого же результата слабой ногой использовалась разметка (в см), где были отмечены линии, наступая на которые ведомой конечностью, требовалось усилить заключительную фазу моторного акта в сочетании с движением одноименной рукой, сохраняя при этом красивую осанку и передавая психоэмоциональное состояние соответствующей мимикой лица.

В содержание подготовительной и основной части тренировочного занятия включался ряд целостных

вспомогательных упражнений для укрепления мышц отстающей верхней и нижней конечностей. Применение специальной разметки на полу (в см) позволяло не только контролировать динамику перераспределения мышечных усилий при выполнении каждого структурного элемента моторного акта, но и обеспечивать оптимальную

индивидуальную амплитуду движений путем постановки более слабой ноги на обозначенную линию.

Одним из методических приемов, направленных на снижение показателей двигательной асимметрии,

использованных в ЭГ, является выполнение слабой нижней конечностью после каждых 2-3 базовых шагов приседания, выпрыгивания вверх, равновесия на высоком носке с подниманием ведущей ноги вперед, назад или в сторону. Нагрузка на опорную неведущую ногу увеличивается за счет различных положений рук: вверх, за голову, правую вверх, левую за голову и т.д. Применение симметричных нагрузок способствовало гармоничному развитию, выравниванию функциональной

асимметрии нижних и верхних конечностей.

После тренировочного занятия предлагались индивидуальные задания для укрепления слабых конечностей с применением гантелей, начиная от веса 0,5 кг; набивных мячей весом 1кг; медленные приседания на высоком носке с опорой и без опоры. Выполнение мышечной нагрузки завершалось массажем для восстановления и расслабления рабочих мышц.

В конце педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование для выявления динамики показателей физической

подготовленности. Результаты

исследования показали, что повышение уровня общефизической подготовки

произошло в обеих группах: КГ и ЭГ, однако в ЭГ за счет увеличения объема вспомогательных и дополнительных упражнений, рационального построения тренировочных занятий с акцентом на разнообразие показатели возросли более существенно. Так, в КГ при выполнении прыжка в длину с жеста-информативного показателя развития скоростно-силовых качеств исходные данные составили 165,48±2,25 см, достигнув увеличения к концу педагогического эксперимента на 6,14% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 164,72 см±2,24 см к окончанию педагогического эксперимента прирост составил 11,27% (р<0,05).

В КГ перед началом педагогического эксперимента

занимающиеся при выполнении сгибания и разгибания рук в упоре лежа показали результат 5,70±0,43 раза, к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились на 7,32% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 5,94±0,36 раза улучшение произошло на 12,44% (р<0,05). Подобная динамика была выявлена и по другим тестам.

Анализ результатов выполнения танцевальных шагов также выявил преимущество занимающихся ЭГ. Так, в КГ при исходных данных 14,8±0,67 балла к окончанию педагогического

эксперимента результаты возросли на 9,06% (р<0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 15,3±0,54 балла прирост составил 17,46% (р<0,05).Кроме того, были получены данные,

свидетельствующие об изменении количества занимающихся с лево- и правосторонними латеральными

предпочтениями в ЭГ. Так, если в КГ осталось такое же количество: 2 человека с левосторонней асимметрией, 14 - с правосторонней и 3 студентки -амбидекстеры; то в ЭГ произошло выравнивание двигательной асимметрии, все 17 студенток выполняли упражнения в правую и левую сторону без видимых проявлений более сильной верхней или нижней конечности.

Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что при выраженной морфологической и функциональной асимметрии в процессе специально организованного тренировочного процесса путем увеличения мышечной нагрузки на более слабую конечность,

обусловливающей усиление

кровообращения и ускорения обменных процессов, можно добиться некоторого выравнивания асимметрии и обеспечить гармоничное развитие организма. При этом важно использовать разнообразные упражнения, применять симметричные нагрузки на фоне положительного психоэмоционального состояния.

Основными особенностями организации тренировочного процесса по

оздоровительной аэробике является использование симметричных нагрузок, обеспечивающих расположение общего центра тяжести по вертикали; применениедополнительных и

вспомогательных упражнений для укрепления слабой конечности; включение в содержание занятий разнообразных физических упражнений и др.Результаты педагогического эксперимента показали эффективность разработанной нами методики по снижению моторной асимметрии.

Литература

1. Бирюкова, З.И. Высшая нервная деятельность спортсменов / З.И. Бирюкова. - М. : Наука, 1991. - 111 с.

2. Варенников, Ю.Т. Типологические особенности высшей нервной деятельности у гребцов на байдарках и каноэ/ Ю.Т. Варенников // Теоретические и прикладные исследования по психологии индивидуальных различий. - Казань : Изд. Казанского университета, 1993. - С. 89-92.

3. Добрынин, О.В. Некоторые особенности высшей нервной деятельности и их влияние в различных видах спорта / О.В. Добрынин. - М. : Медицина, 1999. -98 с.

4. Маркелов, В.В. К вопросу об индивидуализации обучения физическим упражнениям/ В.В. Маркелов // Вопросы теории и методики преподавания физической культуры. -Казань : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1989. - С. 55-62.

5. Назаренко,Л.Д.Оздоровительные основы физических упражнений/ Л.Д. Назаренко. -М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. - 240с.

6. Назаренко, Л. Д. Моделирование коррекции проявлений моторной асимметрии занимающихся оздоровительной аэробикой / Л.Д. Назаренко, Л.А. Кочурова /Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. -№ 3. - С. 98-101. - Режим доступа к журн.: http ://kamgifk. chelny. net/j ournal.

7. Небылицын, В.Д. Время реакции и сила нервной системы. Отчетные научные доклады АПН РАФСР / В.Д. Небылицын. - М., 1990. - С.127-131.

8. Павлов, И.П. Избранные произведения /И.П.Павлов. - М. : Изд-во АН СССР, 1949. -631 с.

9. Степанов, В.С. Асимметрия двигательных действий спортсменов в трехмерном пространстве / В.С. Степанов. - СПб, 2001. - 250 с.

10. Шанина, Г.Е. Межполушарная асимметрия как фактор, лимитирующий проявления высших психических функций (Обзор литературы отечественных и зарубежных авторов) / Г.Е. Шанина// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 1. - С. 45-48.

11. Шевченко, Д.Ю. Совершенствование координационных способностей старших школьников с различной моторной асимметрией:автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д.Ю.Шевченко. - Омск. - 2011. - 21 с.

References

12. Birykova, Z. I. Higher nervous activity of sportsmen / Z. I. Birykova. - Moscow : Science, 1991. - 111 p.

13. Varennikov, Y. T. Typological peculiarities of the higher nervous activity among oarsmen on a kayak and canoe / Y. T. Varennikov // Theoretical and applied research works in the sphere of psychology of individual differences. - Kazan : Kazan University publishing house, 1993. - P. 89-92.

14. Dobrynin, O. V. Some peculiarities of the higher nervous activity and their influence in different kinds of sport / O. V. Dobrynin. - Moscow : Medicine, 1999. - 98 p.

15. Markelov, V. V. To the question of physical exercises teaching individualization / V.V. Markelov // The questions of theory and methodology of physical culture teaching. - Kazan : Moscow State Technical University named after N.E. Bauman publishing house, 1989. - P. 55-62.

16. Nazarenko, L. D. Health-improving bases of physical exercises / L. D. Nazarenko. - Moscow : VLADOS publishing house. - PRESS, 2003. - 240 p.

17. Nazarenko, L. D. Correction modeling of the motor asymmetry among those who go in for health-improving aerobics / L. D. Nazarenko, L. A. Kochurova / Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport. -

2011. - № 3. - P. 98-101. - Access mode : http://kamgifk.chelny.net/journal.

18. Nebylitsyn, V. D. The time of reaction and a power of the nervous system. The reports of Academy of Pedagogical Sciences of Russian Soviet Federative Socialistic Republic / V. D. Nebylitsyn. -Moscow, 1990. - P. 127-131.

19. Pavlov, I. P. Selected works / I.P. Pavlov. - Moscow : Academy of Sciences of the USSR publishing house, 1949. - 631 p.

20. Stepanov, V. S. Asymmetry of motional actions among sportsmen in three-dimensional space / V. S. Stepanov. - Saint-Petersburg, 2001. - 250 p.

21. Shanina, G. E. Interhemispheric asymmetry as the factor, limiting higher psychic functions (literature analysis of native and foreign authors) / G. E. Shanina // Physical culture: upbringing, education, training. - 2010. - № 1. - P. 45-48.

22. Shevchenko, D. Y. Coordinating abilities development of senior pupils with different motor asymmetry : abstract of dissertation of the candidate of pedagogics / D. Y.Shevchenko. - Omsk. - 2011. - 21 p.

Статья поступила в редакцию: 26.02.2015г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.