Научная статья на тему 'Условия эффективности формирования специальной компетентности студентов педагогического вуза в сфере антинаркотической профилактики'

Условия эффективности формирования специальной компетентности студентов педагогического вуза в сфере антинаркотической профилактики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СФЕРА АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ / ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / SPECIAL COMPETENCE / ANTINARCOTIC PREVENTION SPHERE / PERSONALITY VIABILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллова Татьяна Васильевна, Шубникова Екатерина Геннадьевна

Сложившая в обществе тенденция требует от вузов подготовки педагогов, которые на высоком профессиональном уровне организуют первичную профилактику зависимого поведения несовершеннолетних, оказывают квалифицированную помощь детям и подросткам, оказавшимся в стрессовой ситуации. Одним из важных направлений первичной профилактики наркозависимости является подготовка будущих педагогов, которые способны предотвратить появление и распространение аддиктивного поведения, используя формы и средства, соответствующие возрасту и контингенту воспитуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириллова Татьяна Васильевна, Шубникова Екатерина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF EFFICIENCY OF FORMATION OF SPECIAL COMPETENCE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL IN SPHERE OF ANTINARCOTIC PREVENTIVE MAINTENANCE

The tendency which has combined in a society demands from high schools of preparation of teachers which at high professional level will organize primary preventive maintenance of dependent behavior of minors, render the qualified help to children and the teenagers who have appeared in a stressful situation. One of important directions of primary preventive maintenance of a drug addiction is preparation of the future teachers which are capable to prevent occurrence and distribution dependent behavior, using forms and means corresponding to age and a contingent of children and teenagers.

Текст научной работы на тему «Условия эффективности формирования специальной компетентности студентов педагогического вуза в сфере антинаркотической профилактики»

УДК 378.178: 178.8

Т.В. КИРИЛЛОВА, Е.Г. ШУБНИКОВА

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В СФЕРЕ АНТИНАРКОТИЧЕСКОИ ПРОФИЛАКТИКИ

Ключевые слова: специальная компетентность, сфера антинаркотической профилактики, жизнеспособность личности.

Сложившая в обществе тенденция требует от вузов подготовки педагогов, которые на высоком профессиональном уровне организуют первичную профилактику зависимого поведения несовершеннолетних, оказывают квалифицированную помощь детям и подросткам, оказавшимся в стрессовой ситуации. Одним из важных направлений первичной профилактики наркозависимости является подготовка будущих педагогов, которые способны предотвратить появление и распространение аддиктивного поведения, используя формы и средства, соответствующие возрасту и контингенту воспитуемых.

T.V. KIRILLOVA, E.G. SHUBNIKOVA CONDITIONS OF EFFICIENCY OF FORMATION OF SPECIAL COMPETENCE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL IN SPHERE OF ANTINARCOTIC PREVENTIVE MAINTENANCE

Key words: special competence, antinarcotic prevention sphere, personality viability.

The tendency which has combined in a society demands from high schools of preparation of teachers which at high professional level will organize primary preventive maintenance of dependent behavior of minors, render the qualified help to children and the teenagers who have appeared in a stressful situation. One of important directions of primary preventive maintenance of a drug addiction is preparation of the future teachers which are capable to prevent occurrence and distribution dependent behavior, using forms and means corresponding to age and a contingent of children and teenagers.

В условиях экономического кризиса создается реальная угроза психологической безопасности людей. Это влечет за собой повышение уровня социальной и эмоциональной напряженности в обществе. В поисках средств защиты от напряжения, дискомфорта, стресса молодые люди все чаще стали прибегать к стратегиям зависимого поведения. Уровень употребления психоактивных веществ среди молодежи, в том числе и курения, продолжает расти. Почему, несмотря на усилия педагогов и общественности, возраст первой пробы сигарет у школьников снизился до 11 лет?

Выбор аддиктивной стратегии поведения, по нашему мнению, обусловлен трудностями в адаптации к стрессовым жизненным ситуациям: сложные социально-экономические условия, высокая конкуренция на рынке труда, многочисленные разочарования, крушение идеалов, конфликты в семье и в школе, резкая смена привычных стереотипов. Современному человеку приходится принимать все большее количество решений в единицу времени. Как дети и подростки справляются с жизненными проблемами и трудностями? Не является ли аддик-тивное поведение возможностью снятия психологического напряжения? Учитывая особенности современного общества, актуальным на сегодняшний день представляется изучение вопросов, касающихся жизнеспособности личности, совладающего поведения человека в трудных жизненных ситуациях, исследование вопросов устойчивости к стрессам, а также проблемы выбора человеком конкретной стратегии совладающего с проблемами поведения.

Еще одной проблемой является на сегодняшний день неподготовленность студентов вуза к организации педагогического процесса по предупреждению и преодолению проблем в поведении подростков. Опыт работы в сфере профилактики наркозависимости позволяет определить проблему острого кадрового дефицита как одну из основных. Это подтверждают экспертные оценки, стабильно относящие кадровый дефицит в первую тройку проблем,

негативно влияющих на систему профилактической работы. Сегодня выявлены следующие особенности и тенденции профилактики подросткового и юношеского злоупотребления психоактивными веществами: некорректность и противоречивость профилактической информации, часто приводящие к противоположному эффекту; все возрастающий страх взрослых и стремление уйти от проблем подростковой и юношеской наркомании, переложить их решение на правоохранительные органы; тенденция решения проблемы наркомании путем культурно-массовых мероприятий.

Учеными отмечается отсутствие у педагогов необходимых знаний о факторах, способствующих употреблению подростками наркотических и психоактивных веществ. Студенты педагогического вуза не владеют технологиями профилактики употребления психоактивных веществ среди детей в младшем и старшем школьном возрасте, не владеют интерактивными методами превентивной деятельности с подростками. В настоящее время обучение педагогов в этом направлении не реализуется в достаточной степени ни на уровне профессионального педагогического образования, ни на уровне повышения квалификации.

Сложившая в обществе тенденция требует от вузов подготовки специалиста - педагога, который на высоком профессиональном уровне организует первичную профилактику аддиктивного поведения несовершеннолетних, оказывает квалифицированную помощь детям и подросткам, оказавшимся в стрессовой ситуации. Чрезвычайно важна в подготовке кадров, принимающих участие в профилактике употребления психоактивных веществ подростками и молодежью, роль обучающего тренинга, основанного на использовании пси-холого-педагогических подходов предупреждения зависимого поведения.

Все названные тенденции выявили острую необходимость рассмотрения и формирования у студентов одной из важных составляющих профессиональной компетентности педагога - специальной компетентности в сфере антинаркотической профилактики. Под ней понимается совокупность профессионально необходимых знаний, умений, навыков и личностных качеств педагога, необходимых для успешной профессиональной деятельности, направленной на профилактику зависимого поведения подростков путем активного влияния на формирование защитных механизмов личности.

Исследования, посвященные изучению структуры и компонентов компетентности (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.), позволили выделить структурные компоненты специальной компетентности педагога в сфере ан-тинаркотической профилактики [2]. На основе положений деятельностного, личностно ориентированного и компетентностного подходов специальная компетентность педагога в сфере антинаркотической профилактики может быть рассмотрена как единство следующих компонентов:

1. Когнитивно-оценочный компонент включает личностное, смыслообразующее отношение к социально-педагогической деятельности в области профилактики наркозависимости несовершеннолетних, понимание и оценку целей и задач превентивной социально-педагогической деятельности; осознание значимости ключевой, базовой и специальной компетентностей социального педагога; развёрнутое представление о профилактической деятельности, дифференцированной для различных категорий населения; отношение к превентивной социальнопедагогической деятельности и удовлетворенность педагогическим трудом.

2. Операционно-деятельностный компонент включает способность применять умения в профессиональной профилактической деятельности при решении конкретных социально-педагогических задач. Этот компонент предполагает выбор и применение социальным педагогом необходимых средств взаимодействия с различными целевыми группами в процессе первичной

профилактики наркозависимости; умение определять по внешним проявлениям и поступкам изменения психического состояния ребенка; умение проводить анализ социально-педагогических ситуаций, выяснять причины отклонений в развитии и поведении ученика; владение современными методами и технологиями профилактической работы.

3. Коммуникативный компонент предполагает умения устанавливать психологический контакт с подростками и другими целевыми группами в области профилактики наркозависимости, слушать, использовать вербальные и невербальные способы общения, владеть навыками ведения тренинговых программ профилактики.

4. Нравственно-волевой компонент включает степень организации собственной превентивной деятельности; самостоятельность при решении социальнопедагогических задач; сформированность профессионально значимых личностных качеств социального педагога; убеждённость в необходимости и успешности профилактической работы, уверенность в своих силах, умение регулировать своё психическое состояние; ответственность за свои действия, способность анализировать последствия своей социально-педагогической деятельности.

В ходе нашего исследования были выделены три уровня сформирован-ности специальной компетентности педагога в сфере антинаркотической профилактики в образовательном процессе высшей школы:

- адаптивный уровень характеризуется низким уровнем владения специальными знаниями в области первичной профилактики; неумением применять полученные теоретические знания в собственной превентивной деятельности; серьезными затруднениями в применении социально-педагогических технологий профилактической работы с различными целевыми группами; неумением организовать взаимодействие с родителями по вопросам профилактики наркозависимости детей и подростков; низким уровнем развития диагностических, проектировочных, конструктивных, организационных, коммуникативных, аналитических умений и профессионально значимых личностных качеств;

- репродуктивный уровень характеризуется средним уровнем владения специальными знаниями в области первичной профилактики; применением полученных теоретических знаний в собственной превентивной деятельности на воспроизводящем уровне; хорошим уровнем владения социально-педагогическими технологиями профилактической работы с различными целевыми группами; умением организовать взаимодействие с родителями по вопросам профилактики наркозависимости детей и подростков; средним уровнем развития диагностических, проектировочных, конструктивных, организационных, коммуникативных, аналитических умений и профессионально значимых личностных качеств;

- продуктивный уровень характеризуется высоким уровнем владения специальными знаниями в области первичной профилактики наркозависимости; осознанным и творческим использованием полученных теоретических знаний в собственной профилактической деятельности; владением на высоком уровне социально-педагогическими технологиями профилактической работы с различными целевыми группами; умением самостоятельно организовать взаимодействие с родителями по вопросам профилактики наркозависимости детей и подростков; высоко развитыми диагностическими, проектировочными, конструктивными, организационными, коммуникативными, аналитическими умениями и профессионально значимыми личностными качествами.

На основе проведенного исследования нами выделено три группы условий, способствующих формированию специальной компетентности педагога в сфере антинаркотической профилактики в образовательном процессе высшей школы:

Первая группа условий - общие условия. Работа учреждения высшего профессионального образования не будет эффективной без активной анти-наркотической работы в регионе. Поэтому основным условием является развитие в Чувашской Республике региональной системы профилактики употребления наркотических веществ. На основе проведенных исследований отметим, что среди неотложных мероприятий, способствующих повышению эффективности профилактики наркомании в учреждениях высшего профессионального образования, приданию ей системного, целенаправленного характера необходимо вести работу по следующим направлениям:

I. Дальнейшая разработка в Чувашской Республике региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде с обязательным созданием следующих её компонентов: 1) нормативной базы, обеспечивающей системный межведомственный подход, в том числе принятие и реализацию в практической превентивной деятельности «Стандарта организации профилактической антинаркотической работы в образовательной среде»; 2) команды специалистов-организаторов и исполнителей профилактических мероприятий и программ на региональном уровне в рамках проектов, включенных в целевую региональную программу Чувашской Республики, основу которой составляют подготовленные сертифицированные специалисты, основной деятельностью которых является профилактическая работа; 3) системы подготовки и повышения квалификации специалистов, занимающихся вопросами профилактики, их научно-методического сопровождения, в том числе введение при проведении аттестации образовательных учреждений в качестве критериев результатов их деятельности показателей состояния работы по формированию здорового образа жизни, профилактике наркомании и правонарушений среди несовершеннолетних; 4) специализированных организационных структур профилактической работы (службы, центры, кабинеты, занимающиеся профилактикой в регионе); 5) разработки и реализации разномасштабных профилактических программ для различных целевых групп; 6) механизма экспертизы профилактических проектов и программ, в том числе введения обязательной статистической отчетности об антинаркотической работе всех участвующих в ней ведомств на основе единой системы унифицированных статистических показателей эффективности этой работы; 7) механизма координации реализуемых проектов и программ; 8) механизма мониторинга.

II. Дополнительными условиями построения эффективной региональной системы являются: 1) достаточная ресурсная база в регионе по реализации профилактических мероприятий и программ; 2) использование опыта профилактической работы; 3) вовлечение культурно-образовательной среды региона; 4) вовлечение в профилактическую работу основных целевых групп [1].

Кроме того, необходимо выделить специфические условия эффективности профилактической деятельности в педагогическом вузе.

Вторая группа условий представляет собой развитие системы организации наркопрофилактики в педагогическом вузе, которая включает следующие элементы: профилактическая работа с родителями; воспитательно-педагогическая работа со студенческой молодежью; организационно-методическая антинаркотическая профилактическая работа в вузе.

Третья группа условий направлена на формирование специальной компетентности студентов в сфере антинаркотической профилактики: повышение уровня специальных знаний в области первичной профилактики наркозависимости; овладение социально-педагогическими технологиями профилактической работы с различными целевыми группами; овладение умениями реализации тренинговых программ профилактики аддиктивного поведения.

Литература

1. Зарецкий В.В. Основные принципы и условия разработки региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде // Профилактика наркомании в образовательных учреждениях Чувашской Республики: сб. науч. ст. / Чув. гос. пед. ун-т; науч. ред. Е.Г. Шубникова. М.; Чебоксары: ЧГПУ, 2006. С. 13-28.

2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М.: Моск. психол.-соц. ин-т, 2005. 216 с.

3. Копинг-профилактика курения / авт.-сост. Е.Г. Шубникова. Чебоксары: ООО «Сувар-спорт», 2009. 174 с.

4. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения. Казань: Центр инновационных технологий, 2005. 192 с.

КИРИЛЛОВА ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА. См. с. 181.

ШУБНИКОВА ЕКАТЕРИНА ГЕННАДЬЕВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики, Чувашский государственный педагогический университет, Россия, Чебоксары (ivsuf@rambler.ru).

SHUBNIKOVA EKATERINA GENNADYEVNA - candidate of pedagogical sciences, assistant professor of Psychology and Social Pedagogics Chair, Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary.

УДК 37.046 - 057.87

Э.В. МИХАЙЛОВА

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: траектории, непрерывное образование, развитие, профессия, самореализация, система.

В современном подходе системы профессионального образования к подготовке компетентных специалистов важен процесс формирования готовности личности к профессиональному развитию и самореализации, определяемый активным творческим состоянием ученика. В статье представлен детальный анализ планирования своей траектории развития и самореализации обучающихся на разных ступенях системы общего и профессионального образования. На основе результатов эксперимента подтверждается необходимость построения поэтапной целостной системы продвижения молодёжи к профессии в образовательной системе.

E.V. MIKHAYLOVA INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF CONSTANT EDUCATION Key words: trajectories, constant education, development, profession, self-realization, system. According to contemporary approach of the professional education system it is important to from readiness of students for professional development and self-realization on being determined by active creative state of an individual during the training of competent specialists. There is a detailed analysis of planning of students’ development trajectories and selfrealization at different stages of general and professional education system. The experiment results confirm the necessity to construct phased integral system of young people’ progress toward the profession in the educational area.

Развитие человеческого общества невозможно без опыта знаний, преемственности поколений. Поступательное движение общества может происходить при условии передачи накопленных знаний, социального опыта, трудовых умений следующему поколению. Таким образом, в современных условиях непрерывного образования преемственность приобретает немаловажное значение. Образование на всех ступенях должно способствовать социальной адаптации учащегося и его социальному продвижению вперед. Основная задача образования заключается не только в социальном и профессиональном становлении индивида в обществе, но и в целостном формировании личности.

Несмотря на то, что проблема преемственности в обучении не нова для современной педагогической науки, она не менее актуальна на современном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.