Научная статья на тему 'Педагогическая профилактика зависимого поведения детей и молодежи в образовательной среде: парадигмы, концептуальные модели, теоретические подходы'

Педагогическая профилактика зависимого поведения детей и молодежи в образовательной среде: парадигмы, концептуальные модели, теоретические подходы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1234
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ПЕРВИЧНАЯ ПРЕВЕНЦИЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ADDICTIVE BEHAVIOUR / PEDAGOGIC PREVENTION / PRIMARY PREVENTION / CONCEPTUAL MODEL / THEORETICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллова Ольга Васильевна, Шубникова Екатерина Геннадьевна

Актуальность исследования обусловлена становлением нового этапа развития превентивной педагогики на основе расширения ее предметной области и появлением нового феномена педагогической профилактики зависимостей детей и молодежи в образовательной среде. В статье представлены различные классификации концептуальных моделей и теоретических подходов в первичной превенции аддиктивного поведения несовершеннолетних, показана их разрозненность и отсутствие единых оснований для систематизации. Авторы делают попытку на основе различных уровней методологии проанализировать понятия «концептуальная модель профилактики» и «профилактический подход», отмечают сходство содержания некоторых из них, выявляют их соподчиненность и взаимосвязь. В конце статьи сделан вывод о необходимости в рамках превентивной педагогики четкого разделения профилактических подходов и концептуальных моделей профилактики на конкретно-научном и технологическом уровнях методологии, обосновании их взаимосвязи и оценке эффективности в соответствии с новым этапом развития науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириллова Ольга Васильевна, Шубникова Екатерина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogic prevention of addictive behaviour of children and youth in the educational environment: paradigms, conceptual models, theoretical approaches

The research urgency is caused by the formation of a new stage in the development of preventive pedagogy based on the expansion of the subject area and the emergence of a new phenomenon pedagogic prevention of dependency of children and young people in an educational environment. The article presents various classifications of conceptual models and theoretical approaches in the primary prevention of addictive behaviour of minors, their fragmentation and the absence of common grounds for systematisation are shown. The authors attempt to analyse the notions "conceptual model of prevention" and "preventive approach" on the basis of different levels of methodology, note the similarity of the content of some of them, identify their coordination and interrelation. At the end of the article the conclusion about the need for preventive pedagogy a clear division of preventive approaches and conceptual models of prevention to concrete scientific and technological levels of the methodology, the justification of their relationship and the evaluation of effectiveness in accordance with the new stage of development of science.

Текст научной работы на тему «Педагогическая профилактика зависимого поведения детей и молодежи в образовательной среде: парадигмы, концептуальные модели, теоретические подходы»

УДК 37.013

Кириллова Ольга Васильевна

доктор педагогических наук, профессор Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова

Шубникова Екатерина Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

kirillovaolga59@mail.ru, ivsuf@rambler.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: ПАРАДИГМЫ, КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Актуальность исследования обусловлена становлением нового этапа развития превентивной педагогики на основе расширения ее предметной области и появлением нового феномена - педагогической профилактики зависимостей детей и молодежи в образовательной среде. В статье представлены различные классификации концептуальных моделей и теоретических подходов в первичной превенции аддиктивного поведения несовершеннолетних, показана их разрозненность и отсутствие единых оснований для систематизации. Авторы делают попытку на основе различных уровней методологии проанализировать понятия «концептуальная модель профилактики» и «профилактический подход», отмечают сходство содержания некоторых из них, выявляют их соподчиненность и взаимосвязь. В конце статьи сделан вывод о необходимости в рамках превентивной педагогики четкого разделения профилактических подходов и концептуальных моделей профилактики на конкретно-научном и технологическом уровнях методологии, обосновании их взаимосвязи и оценке эффективности в соответствии с новым этапом развития науки.

Ключевые слова: зависимое поведение, педагогическая профилактика, первичная превенция, концептуальная модель, теоретический подход.

Сегодня химические и нехимические зависимости объединились в грозное цунами, причинами которого стали широкий спектр и высокий уровень развития разнообразных видов аддиктивного поведения, существующих одновременно в разных возрастных и социальных группах общества. Феноменология профилактики зависимого поведения среди детей и молодежи во многом осложнена многообразием и разнонаправленностью междисциплинарных исследований различных видов аддикций, причин их возникновения и методов предупреждения. Осознание и научное осмысление превенции употребления алкоголя и наркотиков часто происходит постфактум, следуя за их всплесками, волнообразно сменяющими друг друга в череде поколений.

Понятие «профилактика» для отечественной педагогической науки не ново. В переводе с греческого этот термин означает «предупреждение», «предохранение». Синонимом является категория «превенция», которая активно используется в зарубежной литературе. Это понятие является базовым в разработанной еще в 1964 году К. Капланом трехступенчатой классификации превентивных мер. Она, в свою очередь, положена в основу принятого Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) разделения превентивной деятельности на следующие виды: 1) первичная превенция - относится к наиболее массовому виду превентивной деятельности и направлена на предотвращение появления и развития проблем в поведении человека в будущем; 2) вторичная превенция проводится в отношении людей, входящих в группу риска, у которых высока вероятность развития или полного проявления поведенческих проблем с целью преодоле-

ния их на ранних стадиях; 3) третичная превенция представляет собой превентивную деятельность в отношении лиц с проблемами в поведении, целью которой является решение или предотвращение их дальнейшего развития [12, с. 6].

Отечественная педагогика до сих пор недостаточно уделяет внимания изучению таких видов отклоняющегося поведения детей и молодежи, как курение, алкоголизм, наркомания и другие отклонения, а, самое главное, их первичной профилактике. Лишь последнее время вопросы первичной педагогической превенции девиаций стали рассматриваться в учебниках по социальной педагогике и в специальной литературе по профилактической деятельности в образовательной среде [10; 11; 19]. Однако отметим, что уже с 90-х годов ХХ века в педагогике начинает развиваться такое направление как превентивная педагогика, разрабатываются ее методологические и методические основы. Предметом этой науки являются пути и методы предупреждения социальных отклонений в образовательной среде.

Особенность первого этапа становления педагогической профилактики заключалась в том, что внимание уделялось разнообразным исследованиям ее конкретных направлений (алкоголизма, наркомании, преступлений и правонарушений) [7; 9; 10; 13]. А многочисленные профилактические программы зачастую вообще не содержали анализа теоретических оснований и методов превентивной деятельности педагогов.

Лишь на современном этапе развития превентивной педагогической науки произошла смена парадигмы и введение в предметную область нового феномена - педагогической профилактики за-

28

Вестник КГУ ^ 2017

© Кириллова О.В., Шубникова Е.Г., 2017

висимого поведения в образовательной среде, повлекшее обновление не только терминологической системы, но и технологий превентивной педагогической деятельности [17; 18; 19].

Это во многом объясняется результатами исследований Л.П. Великановой [1], В.Д. Менделе-вича [8] и других ученых о единых этиопатоге-нетических механизмах развития аддиктивного поведения. В.Д. Менделевич, разрабатывая концепцию зависимой личности, рассматривает зависимость как личностное качество, лежащее в основе становления любых форм аддиктивного поведения. Автор отмечает, что «не существует кардинальных различий и специфических личностных или характерологических особенностей, предрасполагающих к алкоголизму, табакокурению, наркомании или к сверхценному увлечению азартными играми, виртуальной реальностью «интернетом» [8, с. 9]. Ученый говорит о существовании базовых характеристик зависимой личности, которые являются общими для всех форм зависимого поведения. Неслучайно, так активно развиваются сегодня новые междисциплинарные науки - аддиктология, превентология (профилактика социальных отклонений), превентивная психология, военная превентология, превентивная педагогика. Статус последней иногда подвергается сомнению, однако явно существует отличный от других научных направлений педагогики предмет - педагогическая профилактика отклоняющегося поведения детей и молодежи [15].

Таким образом, сегодня на этапе первичной педагогической превенции нет смысла разрабатывать разные программы профилактики употребления наркотиков, никотина, курительных смесей, алкоголя, игровой и интернет-зависимости. Сегодня основной и единой целью первичной педагогической профилактики в отношении всех (!) видов зависимого поведения на уровне первичной превенции является снижение факторов риска на основе расширения жизненных компетенций детей и подростков, формирования у них активных стратегий разрешения проблем, личностных свойств и качеств (ресурсов), помогающих эффективно справляться с трудными жизненными ситуациями, т.е. формирование жизне способности личности [12; 19; 20].

Особую роль в этой ситуации играет дальнейшее развитие превентивной педагогики, в рамках которой будут обоснованы единые методологические подходы к педагогической профилактике зависимого поведения детей и молодежи, определены ее цели и задачи, выявлены критерии эффективности технологий и программ профилактики зависимостей в образовательной среде, проанализированы результаты превентивной педагогической деятельности.

Мы попытаемся на основе теоретико-методологического анализа ответить на вопрос о взаи-

мосвязи понятий профилактических подходов и концептуальных моделей в профилактической деятельности на современном этапе развития превентивной педагогики.

Еще в 2002 году Л.М. Шипицына, Л. С. Шпиле-ня, Н. А. Гусева указывали, что в профилактической деятельности не существует единой общепринятой терминологии, объясняя это тем, что большинство теоретико-методологических и экспериментальных исследований проведены зарубежными учеными. Российские ученые, правомерно опираясь на их достижения в области превентологии, широко используют переводную литературу, ссылаются на результаты исследований ученых разных стран, употребляют различные варианты перевода одних и тех терминов [2; 14]. Отметим здесь, что прошло более пятнадцати лет, однако проблема отсутствия единого тезауруса профилактической науки остается открытой. До сих пор существует указанное Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпиленей, Н.А. Гусевой разногласие в трактовке базовых понятий превен-тологии - концептуальной модели профилактики и профилактического подхода. Авторы предложили принципиально различать эти понятия. В качестве концептуальной модели профилактики они предлагали рассматривать теоретическую базу, обоснование, которое определяет содержание профилактических программ, их цели, объекты и предметы профилактического воздействия. Термин же «профилактический подход» или «подход к профилактике» ученые относят не к теории, а к технологии превентивной деятельности. Именно профилактическим подходом определяется стратегия и тактика превентивной работы.

Остановимся пока на этой рабочей версии и проанализируем наиболее известные исследования в области профилактики с целью выработки единого подхода к пониманию этих категорий.

Профилактическая деятельность и знание о ней должны быть определенным образом представлены. Для этого в науке существует концептуальный способ представления научных достижений (описания полученных результатов). Его сущность заключается в том, чтобы, применяя известные понятия и категории, охарактеризовать систематизированное принципиальное представление о каком-либо научно обоснованном виде профилактической деятельности.

Полипарадигмальный подход при анализе превентивной деятельности допускает возможность одновременного существования нескольких методологических систем, в основе которых лежат различные целостные концептуальные модели профилактики, выраженные в форме разнообразных теорий, технологий, систем, различающихся по целям и содержанию, методам и принципам, закономерностям и результатам. Это дает возможность показать разнообразие теорий профилакти-

ческой деятельности, провести в единой системе координат сравнительный анализ различных концептуальных моделей профилактики, а также опыта практической деятельности, проанализировать достижения и эффективность разных теорий профилактики.

В результате нашего методологического анализа различных понятий мы выяснили, что важнейшим компонентом любого подхода, в том числе и профилактического, на конкретно-научном уровне является прежде всего его теоретическая концепция (в профилактике их называют концептуальными моделями) [3; 4; 16].

Рассмотрим существующие сегодня различные классификации концептуальных моделей профилактики и соотнесем их с подходами к профилактической деятельности. В «Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» (2000) со ссылкой на международную практику представлены три основные модели профилактики.

1. Медицинская модель - ориентирована в большей мере на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает информирование воспитанников о негативных последствиях употребления наркотических и других психоактивных веществ (ПАВ) на физическое и психическое здоровье.

2. Образовательная модель - направлена на обеспечение детей и подростков наиболее полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при высоком уровне информированности. Эта модель основана на воспитательно-педагогических методах деятельности специалистов образовательных учреждений, направлена на формирование знаний о социальных и психологических последствиях употребления психоактивных веществ с целью формирования устойчивого альтернативного выбора в пользу отказа от приема ПАВ.

3. Психосоциальная модель - главной целью этой модели является необходимость развития у детей и молодежи определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтных ситуаций, в формировании навыков уверенного отказа в ситуации предложения психоактивных веществ. Эта модель основана на биопсихосоциальном подходе к предупреждению употребления психоактивными веществами. Совместная деятельность специалистов разных учреждений направлена на формирование личностных ресурсов, обеспечивающих преобладание ценностей здорового образа жизни, формирование антинаркотической установки, а также развитие навыков, необходимых для решения конфликтов, противостояния групповому давлению, в том числе связанному с употреблением психоактивных веществ [5; 6].

Л.М. Шипицына, Л.С. Шпиленя, Н.А. Гусева предлагают свою классификацию основных моделей профилактики, которые классифицируют на основе тех психологических направлений, в рамках которых они разработаны. К концептуальным моделям (направлениям) первичной профилактики злоупотребления ПАВ авторы относят: 1) модель самолечения; 2) адаптационную модель; 3) психодинамические модели; 4) поведенческие модели; 5) модель копинг-профилактики; 6) гуманистическая модель; 7) системно-ориентированные модели; 8) социальные модели [2; 10].

H.А. Гусева в исследовании теоретических моделей злоупотребления психоактивными веществами на базе представлений о природе формирования зависимости формулирует теоретическую основу, особенности и направления профилактической деятельности:

I. В рамках биологического (медицинского) направления сформировались: 1) соматомедицинская модель (модель болезни); 2) психиатрическая модель (модель самолечения).

II. В отличие от моделей биологического (медицинского) направления, в основе которых лежат влияние внутренних причин на зависимость от употребления ПАВ, биологические механизмы ее становления и развития, социологические модели аддикций объясняют их внешними по отношению к человеку причинами. В зависимости от близости нахождения этих причин по отношению к человеку выделяют: 1) микросоциальные модели; 2) макро-социальные модели.

III. В основу психологических моделей злоупотребления ПАВ положены личностные особенности индивида, которые и предопределяют формирование зависимого поведения, становясь факторами риска употребления психоактивных веществ: 1) модели аффективного обучения; 2) модель формирования жизненных навыков; 3) модель копинг-профилактики; 4) модель «установки к употреблению ПАВ» [2].

Существенный прогресс в области профилактики наркомании обеспечивается разработкой подходов, сфокусированных на понимании профилактики как превенции, учитывающей, прежде всего психосоциальные и личностные факторы, препятствующие началу наркотизации. Выделяют следующие подходы к профилактике потребления психоактивных веществ: 1) подход, основанный на распространении информации о наркотиках; 2) аффективное (эмоциональное) обучение; 3) подход, основанный на роли социальных факторов; 4) формирование жизненных навыков; 5) подход, основанный на альтернативной потреблению наркотиков деятельности; 6) укрепление здоровья; 7) интегрированный подход [10].

Подводя итог анализу Л.М. Шипицына, Л.С. Шпиленя, Н.А. Гусева справедливо указы-

30

Вестник КГУ 2017

вают, что методология профилактики употребления психоактивных веществ носит разрозненный характер. Содной стороны, это проявляется в отсутствии иерархичности методологических подходов, их принципиальной несводимости к единому теоретическому основанию, разрозненности. С другой стороны, отсутствуют единые основания для классификации, что ведет к хаотичному, субъективному выбору методологических подходов, на основе которых происходит разработка и реализация программ и технологий первичной профилактики зависимого поведения детей и молодежи [14].

Вернемся к выдвинутой авторами Л.М. Шипи-цыной, Л. С. Шпиленей, Н.А. Гусевой рабочей гипотезе о том, что в качестве концептуальной модели рассматривается та или иная теория, на основе которой определяется содержание профилактической программы. Подход же к профилактике наркомании авторы предлагают относить к технологии ведения профилактической деятельности.

Однако мы считаем, что эти понятия не должны противопоставляться друг другу, ведь важнейшим компонентом любого подхода, в том числе и профилактического, на конкретно-научном уровне является прежде всего его теоретическая концепция, концептуальная модель. На наш взгляд, речь должна идти не о принципиальных различиях этих терминов, а об их взаимосвязи между собой, но на разных уровнях методологического анализа (концептуально-дескриптивном и процессуально-прак-сеологическом), т. е. необходимо даже требовать их единства и соподчиненности [3]. Но в практической превентивной деятельности часто происходит так: на научно-теоретическом уровне позиционируется одна концептуальная модель, а программы и технологии работы с детьми и молодежью часто не только не соответствуют этой модели, но и в корне противоречат ей.

Действительно, необходимо констатировать, что в профилактической деятельности в силу многочисленности подходов и множества узко профессиональных исследований произошла подмена понятий. Многие концептуальные модели по своей структуре и содержанию в большинстве своем совпадают с методологическими подходами конкретно-научного уровня исследования. Каждая из них имеет свою историю, четкую характеристику теоретической концепции подхода (основные понятия, принципы), технологический инструментарий. Но то же самое можно сказать и о выделенных в литературе профилактических подходах. Неслучайно названия и содержание некоторых из них совпадают! Поэтому назрела острая необходимость под крылом единой научной дисциплины привести их к единым основаниям, объединить их, рассматривая на конкретно-научном и технологическом уровнях методологического анализа.

Таким образом, нами выявлено, что методология профилактики зависимого поведения детей и молодежи пока не представляет собой единой системы. Это проявляется в отсутствии иерархичности методологических подходов, их принципиальной несводимости к единым теоретическим основаниям, разрозненности. Отсутствуют единообразные основания для классификации, что ведет к хаотичному, субъективному выбору методологических подходов, на основе которых происходит разработка и реализация программ и технологий первичной профилактики зависимого поведения детей и молодежи. Это приводит к еще более запутанной ситуации в педагогической деятельности, когда одновременно в образовательном пространстве существует множество разнообразных профилактических программ, имеющих различную теоретическую основу и не поддающихся какой-либо классификации. В практической деятельности выбор программы профилактики часто определяется субъективными предпочтениями педагогов, что ведет к отсутствию системности в превентивной деятельности, несогласованности различных ее субъектов [19]. Действительно, как мы выяснили в результате анализа, методологические подходы могут разрабатываться и на концептуально-дескриптивном уровне науки, отражая специфику исследований в ней, а также на уровне методики и техники, обеспечивая реализацию соответствующей стратегии профилактической деятельности.

Новый этап развития превентивной педагогики на основе единой технологии педагогической профилактики всех видов зависимого поведения потребует анализа существующих концептуальных моделей и профилактических подходов, разработки единой классификации и оценки их эффективности.

Библиографический список

1. Великанова Л.П. Наркология. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 384 с.

2. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей: Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами / под науч. ред. Л.М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2003. - 256 с.

3. Ипполитова Н.В. Взаимосвязь понятий «методология», «методологический подход» // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2009. - № 13 (146). - С. 9-15.

4. Кирилова Т.В., Кириллова О.В., Кокель С.В. Системная методология: теория и практика // Современные проблемы науки и образования. -2016. - № 3. - С. 265.

5. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде / под ред. Г.Н. Тростанецкой. - М., 2000. - 26 с.

6. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде. -М., 2011. - 23 с.

7. Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе. - М.: Сентябрь, 1999. - 144 с.

8. Менделевич В.Д. Наркозависимость и комор-бидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты). - М.: МЕДпресс-информ, 2003. - 328 с.

9. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 344 с.

10. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании и алкоголизма. - М.: Академия, 2003. - 176 с.

11. Социальная педагогика / под ред. В.И. За-гвязинского, О.А. Селивановой. - М.: Юрайт, 2012. - 405 с.

12. Тарновски Т. От профилактики наркотиков к превенции аддикции // Наркотическая аддик-ция: социальные, медицинские и психологические аспекты / под общ. ред. Г. Коллы, С.Ф. Сиротки-на. - Ижевск-Люнебург: НИПЦ «ERGO», 2005. -С. 5-27.

13. Фетискин Н.П. Психология аддиктивного поведения. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 170 с.

14. Шипицына Л.М., Шпиленя Л.С., Гусева Н.А. Основные теоретические и практические направления первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами // Наркология. -2002. - № 8. - С. 5-15.

15. Шубникова Е.Г. Методологический анализ подходов и моделей профилактики зависимого поведения в образовательной среде // Социальная педагогика в России. - 2014. - № 4. - С. 22-29.

16. Шубникова Е.Г. Первичная профилактика зависимого поведения в детской и молодежной среде. - М.: Современное образование, 2013. -152 с.

17. Шубникова Е.Г. Педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ как предметная область превентивной педагогики // Фундаментальные исследования. - 2014. -№ 9 (1). - С. 193-197.

18. Шубникова Е.Г. Развитие превентивной педагогики как теоретической основы педагогической профилактики зависимого поведения детей и молодежи // Педагогика и психология. Приоритетные научные направления: от теории к практике / науч. ред. О.В. Кириллова, Е.Г. Шубникова. -Чебоксары: ЧГУ, 2014. - С. 118-146.

19. Шубникова Е.Г. Технологии педагогической профилактики зависимого поведения детей и молодежи. - М.: Современное образование, 2015. -154 с.

20. Шубникова Е.Г. Формирование жизнеспособности личности в первичной профилактике зависимого поведения // Педагогика профессионализма: проблемы формирования личности моло-

дого человека в образовательном процессе / науч. ред. О.В. Кириллова. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. гос. ун-та, 2013. - С. 193-226.

References

1. Velikanova L.P. Narkologiya [Narcology]. -Rostov on Don: Feniks, 2006. - 384 p.

2. Guseva КА. Trening preduprezhdeniya vrednykh privychek u detej. Programma profilaktiki zloupotrebleniya psikhoaktivnymi veshhestvami [Training on prevention of addictions in children. Programme for the prevention of substance abuse] / pod nauchn. red. L.M. SHipitsynoj. - SPb.: Rech', 2003. - 256 s.

3. Ippolitova N.V. Vzaimosvyaz' ponyatij «metodologiya», «metodologicheskij podkhod» [The correlation of the notions «methodology», «methodological approach»] // Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki. - 2009. -№ 13 (146). - S. 9-15.

4. Kirilova T.V., Kirillova O. V., Kokel' S.V. Sistemnaya metodologiya: teoriya i praktika [System methodology: theory and practice] // Sovremennye problem nauki i obrazovaniya. - 2016. - № 3. - S. 265.

5. Kontseptsiya profilaktiki zloupotrebleniya psikhoaktivnymi veshhestvami v obrazovatel'noj srede [The concept of prevention of abuse of psychoactive substances in the educational environment] / pod red. G.N. Trostanetskoj. - M., 2000. - 26 s.

6. Kontseptsiya profilaktiki upotrebleniya psikhoaktivnykh veshchestv v obrazovatel'noy srede [The concept of prevention of psychoactive substance use in the educational environment]. - M., 2011. - 13 p.

7. Makeeva А^. Pedagogicheskaya profilaktika narkomanii v shkole [Pedagogical prevention of drug addiction at school] / otv. red. M. А. Ushakova. - M.: Sentyabr', 1999. - 144 s.

8. Mendelevich VD. Narkozavisimost' i komorbidnye rasstroystva povedeniya (psikhologicheskie i psikhopatologicheskie aspekty) [Drug addiction and comorbid conduct disorder (psychological and psychopathological aspects)]. -M.: MEDpress-inform, 2003. - 328 p.

9. Rozhkov M.I., Koval'chuk MA. Profilaktika narkomanii [Drug prevention]. - M.: VLАDOS, 2003. - 344 s.

10. Sirota N.A., Jaltonskij V.M. Profilaktika narkomanii i alkogolizma [Prevention of drug addiction and alcoholism]. - M.: Akademija, 2003. -176 p.

11. Sotsial'naya pedagogika [Social pedagogy] / pod red. V.I. Zagvyazinskogo, О.А. Selivanovoj. - M.: YUrajt, 2012. - 405 s.

12. Tarnovski T. Ot profilaktiki narkotikov k preventsii addiktsii // Narkoticheskaya addiktsiya: sotsial'nye, meditsinskie i psikhologicheskie aspekty [From prevention to drug prevention, addiction // Drug

Вестник КГУ 2017

32

addiction: social, medical and psychological aspects] / pod obshh. red. G. Kolly, S.F. Sirotkina. - Izhevsk-Lyuneburg: NIPTS «ERGO», 2005. - S. 5-27.

13. Fetiskin N.P. Psikhologiya addiktivnogo povedeniya [Psychology of addictive behavior]. - M.: VLАDOS, 2005. - 170 s.

14. SHipitsyna L.M., SHpilenya L.S., Guseva N.À. Osnovnye teoreticheskie i prakticheskie napravleniya pervichnoj profilaktiki zloupotrebleniya psikhoaktivnymi veshhestvami [The main theoretical and practical directions for primary prevention of substance abuse] // Narkologiya. - 2002. - № 8. -S. 5-15.

15. SHubnikova E.G. Metodologicheskij analiz podkhodov i modelej profilaktiki zavisimogo povedeniya v obrazovatel'noj srede [Methodological analysis of approaches and models of prevention of addictive behavior in the educational environment] // Sotsial'naya pedagogika v Rossii. - 2014. - № 4. -S. 22-29.

16. SHubnikova E.G. Pervichnaya profilaktika zavisimogo povedeniya v detsko i molodezhnoj srede [Primary prevention of addictive behavior in children and youth]. - M.: Sovremennoe obrazovanie, 2013. -152 s.

17. SHubnikova E.G. Pedagogicheskaya profilaktika upotrebleniya psikhoaktivnykh veshhestv kak predmet naya oblast' preventivnoj pedagogiki [Pedagogical prevention of substance use as the subject

area of preventive pedagogy] // Fundamental'nye issledovaniya. - 2014. - № 9 (1). - S. 193-197.

18. SHubnikova. E.G. Razvitie preventivnoj pedagogiki kak teoreticheskoj osnovy pedagogicheskoj profilaktiki zavisimogo povedeniya detej i molodezhi // Pedagogika i psikhologiya. Prioritetnye nauchnye napravleniya: ot teorii k praktike [The development of preventive pedagogy as a theoretical basis for pedagogical prevention of dependent behavior of children and youth // Pedagogy and Psychology. Priority research areas: from theory t] / nauch. red. O.V. Kirillova, E.G. SHubnikova. - CHeboksary: CHGU, 2014. - S. 118-146.

19. SHubnikova E.G. Tekhnologi i pedagogicheskoj profilaktiki zavisimogo povedeniya detej i molodezhi [Technology pedagogical prevention of addictive behavior of children and youth]. - M.: Sovremennoe obrazovanie, 2015. - 154 s.

20. SHubnikova E.G. Formirovanie zhiznesposobnosti lichnosti v pervichnoj profilaktike zavisimogo povedeniya // Pedagogika professionalizma: problem formirovaniya lichnosti molodogo cheloveka v obrazovatel'nom protsesse [The formation of the resilience of the individual in the primary prevention of addictive behavior // Pedagogy of professionalism: problems of formation of personality of a young person in the educational process] / nauch. red. O.V. Kirillova. - CHeboksary: Izd-vo CHuvash. gos. un-ta, 2013. - S. 193-226.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.