Научная статья на тему 'Усиление конкурентных преимуществ предприятий хлебопекарной промышленности'

Усиление конкурентных преимуществ предприятий хлебопекарной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1470
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ПРЕДПРИЯТИЯ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / COMPETITIVENESS / COMPETITIVE ADVANTAGE / COMPANIES OF BAKING INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дугина Евдокия Лазаревна, Протасова Ирина Петровна, Доржиева Елена Викторовна

Рассмотрена проблема повышения конкурентоспособности предприятий хлебопекарной промышленности в современных условиях. Дана оценка состояния хлебопекарной промышленности в Республике Бурятия. Предложены направления повышения конкурентоспособности предприятий хлебопекарной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENHANCEMENT OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF COMPANIES OF BAKING INDUSTRY

The article studies the problem of increasing competitiveness of companies of baking industry under current conditions. The assessment of the state of the baking industry in the Republic of Buryatia is presented and some ways of improving the competitiveness of the companies of baking industry are proposed.

Текст научной работы на тему «Усиление конкурентных преимуществ предприятий хлебопекарной промышленности»

УДК 658.012 Е.Л. ДУГИНА

ББК 65.422.2 зав. кафедрой экономики,организации,управления предприятиями

перерабатывающей промышленности и сферы услуг, доктор экономических наук, профессор Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, г. Улан-Удэ e-mail: Dugina2003@mail.ru И.П. ПРОТАСОВА

аспирант Восточно-Сибирского государственного университета

технологий и управления, г. Улан-Удэ e-mail: irinka0204@mail.ru Е.В. ДОРЖИЕВА кандидат экономических наук, доцент Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, г. Улан-Удэ e-mail: elendorg@mail.ru

УСИЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЙ ХЛЕБОПЕКАРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Рассмотрена проблема повышения конкурентоспособности предприятий хлебопекарной промышленности в современных условиях. Дана оценка состояния хлебопекарной промышленности в Республике Бурятия. Предложены направления повышения конкурентоспособности предприятий хлебопекарной промышленности.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентные преимущества,

предприятия хлебопекарной промышленности.

E.L. DUGINA

Chairholder, Chair of Economics, Organization, Management of Processing and Service Enterprises, Doctor of Economics, Professor, East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude

e-mail: Dugina2003@mail.ru I.P. PROTASOVA post-graduate student, East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude e-mail: irinka0204@mail.ru E.V. DORZHIEVA PhD in Economics, Associate Professor, East-Siberian State University of Technology and Management, Ulan-Ude

e-mail: elendorg@mail.ru

ENHANCEMENT OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF COMPANIES OF BAKING INDUSTRY

The article studies the problem of increasing competitiveness of companies of baking industry under current conditions. The assessment of the state of the baking industry in the Republic of Buryatia is presented and some ways of improving the competitiveness of the companies of baking industry are proposed.

Keywords: competitiveness, competitive advantage, companies of baking

industry.

Актуальность темы исследования обуслов- Причин, обусловивших это усиление, доста-

лена усилением конкуренции на внутренних точно много: глобализация мировой экономии мировых рынках сбыта продовольственной ки; ускоренное влияние научно-технического

продукции между предприятиями и странами. и инновационно-маркетингового прогресса на

©Е.Л. Дугина, И.П. Протасова, Е.В. Доржиева, 2012

повышение качества и конкурентоспособности товаров; сокращение периода действия конкурентных преимуществ в эффективном использовании инновационных и маркетинговых технологий с широким применением средств массовой информации, воздействующих на сознание и потребности покупателей и т.д.

Экономические преобразования, произошедшие на территории бывшего Советского Союза, привели к разрушению интеграционных процессов в экономике России и образовавшихся после распада СССР государств. Созданная в условиях плановой экономики административно-командная система обеспечивала определенные условия для успешного развития агропромышленного комплекса. В современных условиях большинство предприятий пищевой и, в частности, хлебопекарной промышленности, обладающие уникальными технологиями, располагающие капиталоемкой материально-технической базой, стали не конкурентоспособными в современной рыночной экономике [3, с. 4-5].

В настоящее время пищевая и перерабатывающая промышленность имеет стратегическое значение с точки зрения гарантированного обеспечения населения продовольствием. Успешное развитие промышленности является важнейшим условием устойчивости сельского хозяйства, поскольку именно она является заказчиком сельскохозяйственной продукции и во многих случаях — источником значительной части оборотных средств для сельскохозяйственных предприятий. Продукция пищевой и перерабатывающей промышленности составляет 15% в объеме промышленной продукции Республики Бурятия, объединяет 11 отраслей и 400 предприятий с общей численностью свыше пяти тысяч работающих человек. Ее развитие стимулирует подъем агропромышленного комплекса и повышает занятость населения. За счет налогов и акцизов, поступающих от предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, формируется до 12% доходной части бюджета республики.

Вместе с тем, уровень обеспеченности населения Республики Бурятия продукцией собственного производства нельзя назвать достаточным. Так, в 2010 г. он составил по молоку и молокопродуктам — 82%, мясу и мясопродуктам — 56%, яйцу — 40%, картофелю — 122%, овощам — 78% [2].

Проблемы, связанные с пищевой промышленностью, существуют как у производителя, так и у потребителя. Среднедушевое потребление таких важнейших продуктов, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопро-дукты, рыба и рыбопродукты, яйца и яйце-продукты, овощи и фрукты все еще остается ниже рекомендуемых медицинских норм потребления. Наряду с этим среднедушевое потребление таких дешевых продуктов, как картофель и хлебопродукты превышает рекомендуемые нормы, что связано в некоторой степени с низкой платежеспособностью большей части населения.

Предприятия пищевой промышленности имеют различную техническую оснащенность и сроки эксплуатации оборудования. Значительную часть составляют малые цеха с низким уровнем механизации и оснащенности современным оборудованием. Многие производственные линии полностью выработали свой ресурс и не отвечают требованиям современных технологий производства пищевых продуктов. Мощности перерабатывающих организаций, сформированные в основном еще в 50-60-х гг. XX в., были рассчитаны на значительные объемы сельскохозяйственного сырья. На сегодняшний день они недоиспользуются, поскольку мясная, молочная, мукомольная и плодоовощная отрасли работают в условиях растущего дефицита сырья и постоянного повышения закупочных цен на него.

Анализ ситуации в агропромышленном комплексе республики свидетельствует о значительном сокращении объемов сельскохозяйственной продукции по сравнению с прошлым периодом. Так, производство зерна по сравнению с 1990 г. снизилось в 5 раз, мяса — в 2,5 раза, яиц — в 5 раз. Вместе с тем изменилась структура производства сельскохозяйственной продукции с перемещением из крупных сельскохозяйственных организаций в личные подсобные хозяйства, в которых производят 78,7% мяса и 89,5% молока, что требует создания инфраструктуры по заготовке сельскохозяйственной продукции.

Износ основных производственных фондов в целом по отрасли составляет 48%, наибольшее изнашивание наблюдается в комбикормовой отрасли — до 70%, в мясной — 53%, в молочной — 46% [2]. Морально и физически устаревшая материальнотехническая база большинства перерабаты-

вающих организаций республики негативно отражается как на качестве вырабатываемой продукции, так и ее конкурентоспособности. Это ограничивает рынки сбыта произведенной продукции, в том числе за пределами региона, что является сдерживающим фактором для наращивания объемов.

В 2010 г. выпуск пищевых продуктов в Республике Бурятия в стоимостном выражении составил 7351,5 тыс. р., что на 15% выше уровня 2009 г. Индекс производства в натуральном выражении в 2010 г. составил 127,4% к уровню 2009 г.

Так, в 2010 г. в Республике Бурятия произведено в натуральном выражении цельно-

молочной продукции — 10 799,7 т (111,8% к уровню 2009 г.); сыров жирных — 78,3 т (79,4%); масла сливочного — 750,4 т (59,6%); мяса и субпродуктов 1 категории — 4 908,2 т (147,4%); колбасных изделий — 11 097,8 т (148,9%); мясных полуфабрикатов — 6 328,7 т (111,9%); консервов мясных — 21 018,3 тыс. условных банок (106,6%), консервов плодоовощных — 1 709 тыс. условных банок

(89,5%); кондитерских изделий — 7 544,9 т (90,2%); хлеба и хлебобулочных изделий — 38 279,6 т (102,6%); макаронных изделий —

5 974 т (61%); муки — 3 003,6 т (44,4%); водки и ликероводочных изделий — 1 390,4 тыс. дкл (98,9%) и многих других продуктов (табл. 1).

Таблица 1

Объем производства продукции пищевой и перерабатывающей промышленности

Республики Бурятия за 2008—2010 гг.

Объем производства 2008 2009 2010 % к предыдущему году

2008 2009 2010

Производство мяса и мясопродуктов мясо, включая субпродукты I категории, т 2 486,8 3 330,4 4 908,2 90,6 133,9 147,4

мясные полуфабрикаты, т 5 339,7 5 655,3 6 328,7 138,8 105,9 111,9

колбасные изделия, т 5 505,1 7 452,4 11 097,8 114,6 135,4 148,9

консервы мясные, тыс. условных банок 5 095,0 19 709,6 21 018,3 126,0 386,8 106,6

Переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов товарная пищевая рыбная продукция, т 3 351,9 3 660,8 3 039,8 105,9 109,2 83,0

рыба мороженая (без сельди), т 1 720,7 2 162,5 1 784,6 97,4 125,7 82,5

рыба соленая (без сельди), т 285,4 340,8 296,9 105,0 119,4 87,1

сельдь всех видов обработки, т 920,3 678,9 477,0 113,9 73,8 70,3

рыба копченая (без сельди), т 222,7 308,4 332,2 148,2 138,5 107,7

рыба сушено-вяленая, т 135,4 93,2 90,4 105,3 68,8 97,0

Переработка и консервирование картофеля, фруктов и овощей плодоовощные консервы, тыс. условных банок 1 820,5 1 909,7 1 709,0 118,9 104,9 89,5

Производство растительных и животных масел и жиров масло животное, т 1 479,8 1 259,0 750,4 116,1 85,1 59,6

маргариновая продукция, т 469,0 337,8 386,0 170,2 72,0 114,3

майонез, т 170,2 113,0 129,0 122,3 66,4 114,2

Производство молочных продуктов цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), т 10 244,9 9 656,6 10 799,7 76,6 94,3 111,8

нежирная молочная продукция в пересчете на обезжиренное молоко, т 1 486,2 1 649,9 2 083,5 162,4 111,0 126,3

сыры жирные (включая брынзу), т 138,6 98,6 78,3 93,0 71,1 79,4

Производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности, крахмалов и крахмалопродуктов мука, т 14 815,9 6 764,2 3 003,6 103,2 45,7 44,4

крупа, т 64,0 62,5 76,3 73,6 97,7 122,1

Производство прочих пищевых продуктов хлеб и хлебобулочные изделия, т 38 277,5 37 309,6 38 279,6 96,3 97,5 102,6

макаронные изделия, т 9 052,1 9 789,6 5 974,0 63,2 108,1 61,0

кондитерские изделия, т 8 850,9 8 369,9 7 544,9 107,6 94,6 90,2

Производство напитков водка и ликероводочные изделия, тыс. дкл 1 772,9 1 405,6 1 390,4 94,4 79,3 98,9

пиво, тыс. дкл 209,9 225,1 176,0 125,5 107,2 78,2

безалкогольные напитки, тыс. дкл 1 431,8 1 018,4 480,0 110,6 71,1 47,2

воды минеральные, тыс. полулитров 4 161,8 2 667,5 2 804,7 252,5 64,1 105,2

Составлена по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия.

Перерабатывающая промышленность в Республике Бурятия представлена мясной, молочной, плодоовощной, комбикормовой и мукомольной отраслями (рис.).

Рыбная

Хлебопекарная 2 12

Ликероводочная 19

^Молочная 7

Мясная 49

Кондитерская

6

Пивобезалкогольная макаронная

3 2

Отраслевая структура пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Бурятия в 2010 г., %

Наибольший удельный вес в отраслевой структуре производства продуктов питания в республике приходится на мясную, ликероводочную, хлебопекарную, молочную и кондитерскую отрасли. В некоторых отраслях удельный вес субъектов малого предпринимательства составляет от 70 до 90%, в их числе рыбная, хлебопекарная, пивобезалк-гольная отрасли.

В мясной отрасли работают более ста предприятий, удельный вес в объеме реализованной продукции в 2010 г. составил 40%. В настоящее время рынок мясной продукции считается одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся. Серьезной проблемой является низкий уровень использования мощностей первичной переработки скота, связанный с тем, что основное производство мясных ресурсов сосредоточено в хозяйствах населения. Это определяет резко выраженную сезонность производства и приводит к неэффективному использованию производственных мощностей в межсезонье.

В республике активно развиваются мощности по производству колбасных изделий, за последние два года введены в эксплуатацию три современных организации мощностью до 30 тыс. т колбасных и деликатесных изделий в год. Оптимизирована схема размещения убойных пунктов с максимальным приближением к местам производства мясного сырья. К 2020 г. планируется увеличить объемы производства мяса до 95 тыс. т в живом

весе, что позволит полностью обеспечить население региона мясопродуктами.

Молочная отрасль республики представлена 18 организациями. Удельный вес этой отрасли в общем объеме реализованной продукции, производимой организациями пищевой и перерабатывающей промышленности, в 2010 г. составил 8%. Производственные мощности по переработке молока рассчитаны на 30,5 тыс. т в год.

Среди наиболее острых проблем, стоящих перед молочной отраслью, является сезонное производство молока. Данный факт оказывает негативное влияние на внутренний рынок в части колебания закупочных цен на сырое молоко (снижение в период массового производства и повышения в осенне-зимний период), что одинаково отрицательно влияет как на производителей, так и переработчиков. Недостаток молока в осенне-зимний период приводит к неполной загрузке производственных мощностей перерабатывающих организаций, сокращению производства молочной продукции, повышению ее себестоимости.

Из-за сезонности производства молока 55% сырья перерабатывается организациями республики в летний период, в течение которого изготавливается около 60% масла и сыра. Для сглаживания сезонности в молокоперерабатывающих организациях республики планируется внедрение менее ресурсоемких технологий производства молочных продуктов, особенно имеющих лечебно-профилактическое назначение, обогащенных про- и пребиотиками, в том числе мягких и рассольных сыров. В производстве продукции будут использоваться сухие молочные продукты и сырье немолочного происхождения.

Отметим, что несмотря на сложности, молочная отрасль продолжает развиваться: за последние два года введены в эксплуатацию четыре молокоперерабатывающих завода в Кабанском, Джидинском, Мухоршибирском и Прибайкальском районах; предпринимаются шаги по наращиванию сырьевой базы за счет интенсивного развития молочного скотоводства и создания прочной кормовой базы на сельскохозяйственных предприятиях.

По данным Минсельхоза, в 2010 г. обеспеченность республики картофелем составила 109,2%, излишки поставлялись на рынки соседних регионов и в районы Крайнего

Севера. Однако существенным недостатком картофелеводства (и в целом овощеводства) в регионе является слабая материально-техническая оснащенность хозяйств, сдерживающая увеличение производства, а также незавершенность технологического процесса, выражающаяся в нехватке современных хранилищ и организаций по переработке. Отсутствие современных технологий ведет к потере заложенных на хранение овощей. Кроме того, существует проблема сбыта выращенной продукции. Около 95% картофеля в республике производится в частном секторе, мелкие производители зачастую не могут реализовать урожай, так как торговым компаниям и другим потенциальным заказчикам удобнее закупать большие партии продукции. Между тем, у самого крупного бурятского производителя под картофель отведено всего 300 га; в регионе выращивается максимум 200 тыс. т картофеля в год, тогда как в Голландии, площадь территории которой в шесть раз меньше площади Республики Бурятия, производится 1 млн т в год.

Республика могла бы развивать производство картофеля и реализовывать 10-20 тыс. т в год в виде полуфабрикатов — сухого пюре, чипсов, сублимированных продуктов. Известно более 200 видов продукции из картофеля; за рубежом в свежем виде употребляют лишь 5-10% картофеля, остальное — в виде полуфабрикатов. Но на текущий момент переработка картофеля и других овощей в регионе не развита.

Мощности по переработке зерна в Республике Бурятия в 2010 г. были загружены на 10,5%. В результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в республике в прошлом году в связи с засухой, было собрано 72,4 тыс. т зерновых, в том числе продовольственной пшеницы — 20,5 тыс. т, фуражного зерна — 25,9 тыс. т. Дефицит сырья и оборотных средств объясняет низкий процент использования мощностей в ведущей организации по переработке зерна — ООО «Фуд Трейд».

Основными проблемами организаций, осуществляющих переработку сельскохозяйственного сырья, являются необеспеченность сырьем за счет внутренних источников; отсутствие долговременных договоров контрактаций о поставке сырья на переработку от существующих сырьевых источников, не зависящих от фактора сезонности сельско-

хозяйственной продукции; неразвитость системы заготовительной логистики.

Возможности экономического роста для большинства производителей продуктов питания ограничены. Уровень конкуренции в пищевой промышленности, обеспечение соответствующего качества сырья, продукции и продовольствия, изменение структуры потребления требуют постоянных инвестиций в обновление и модернизацию производства для повышения его эффективности. Обеспечить стабильный рост производства возможно с помощью внедрения инновационных технологий, новых видов продукции, создания товаров с качественно новыми потребительскими свойствами и высокой конкурентоспособностью.

Это справедливо и для хлебной отрасли, которая, с одной стороны, относится к стратегически важным для страны, производя продукцию, пользующуюся постоянным спросом у населения, с другой, именно в данной отрасли в последние годы наблюдается существенное ужесточение конкуренции между малым и крупным бизнесом. Несмотря на очевидные тенденции отраслевого развития, хлебопекарные предприятия не занимаются формированием у населения представления о потребительских свойствах хлеба; их маркетинговые службы не уделяют должного внимания созданию положительного имиджа продукции и компании-производителя, а сбыт хлебобулочной продукции идет, в основном, в автоматическом режиме, так как хлебобулочные изделия рассматриваются как продукт ежедневного потребления.

Результаты исследования в Республике Бурятия показывают, что на долю хлебопекарной промышленности приходится от 10 до 15% общего объема пищевой промышленности региона. Производством хлебобулочных изделий занимаются около 190 предприятий, кондитерских изделий — около 60. Стоит отметить, что покупатель отдает предпочтение продукции местного производства. Наблюдается положительная тенденция увеличения доли присутствия местных товаропроизводителей на продовольственном рынке республики: так, по хлебу и хлебобулочным изделиям она составила 99,5%, по колбасной и деликатесной продукции — 85%, мясным полуфабрикатам — 99,1%, консервам мяс-

ным — 70%. В 2010 г. 59,7% кондитерских изделий, представленных на региональном продовольственном рынке, было произведено местными предприятиями.

Однако в свете грядущего вступления России в ВТО удержание позиций на насыщенном рынке и сохранение конкурентоспособности региональных предприятий становятся весьма актуальными и сложными задачами. Основное внимание при этом необходимо уделить техническому перевооружению действующих и организации новых производств.

Имеющиеся производственные мощности хлебозаводов Республики Бурятия рассчитаны на производство 41 тыс. т в год хлебобулочных и мучных изделий, которые способны полностью обеспечить потребности населения. Коэффициент использования мощностей составляет в среднем 38%. Деятельность данных предприятий не является высокорентабельной, постоянно ощущается нехватка собственных оборотных средств, ставшая одной из главных причин сдерживания модернизации и технического перевооружения производств. Износ производственных фондов хлебопекарной промышленности составляет от 40% до 65%. На хлебопекарных предприятиях зачастую отсутствует техника, которая позволяет выпускать значительный ассортимент продукции, конкурентоспособной как по качеству, так и по цене. В результате на рынке республики присутствует достаточно широкий ассортимент завозимой продукции с других регионов.

SWOT-aнaлиз ОА

До 1993 г. в Бурятии действовали два крупных объединения: «Бурятхлебопродукт» и «Бурятхлебпром». На сегодняшний день ОАО «Бурятхлебпром» обеспечивает около 35% потребности жителей Бурятии в хлебе. Ассортимент вырабатываемой продукции насчитывает более 195 наименований: 24 вида хлеба, 42 — булочных изделий, 12 — сдобных сухарей, 30 — печенья, кексов, пряников, рулетов и более 90 — тортов и пирожных. В 2010 г. оно стало одним из 12 республиканских предприятий, победивших в конкурсе «100 лучших товаров России-2010». ОАО «Бурятхлебпром» можно назвать самым известным производителем хлеба, хлебобулочных изделий, сухарной и кондитерской продукции в Республике Бурятия.

На основе SWOT-анализа можно сделать выводы о потенциале развития ОАО «Бурятхлебпром» и возможных направлениях усиления его конкурентных преимуществ (табл. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокая конкурентоспособность продукции ОАО «Бурятхлебпром» основывается на оригинальных разработках и доверии потребителя. Так, в 2010 г. компания получила диплом Бурятской ассоциации потребителей на право использовать знак «Доверие потребителя» на торты, пирожные и рулеты в ассортименте в 2010-2011 гг. За годы работы был создан положительный имидж предприятия, что во многом способствовало формированию потребительских предпочтений населения.

Таблица 2

«Бурятхлебпром»

Среда Сильные стороны Слабые стороны

Внешняя Возможности: 1. Льготные цены на сырье от постоянных поставщиков. 2. Установление демпинговых цен на некоторые виды продукции. 3. Ненасыщенный потребительский рынок отдаленных районов республики. 4. Ввод новых технологий производства, обновление оборудования Угрозы: 1. Повышение цен на основное сырье в связи с природными факторами. 2. Высокая активность конкурентов из соседних регионов. 3. Законодательное регулирование цен. 4. Изменение потребительского спроса

Внутренняя Преимущества: 1. Отработанная технология контроля качества продукции. 2. Положительный имидж предприятия перед потребителями. 3. Высокое качество хлеба и хлебобулочных изделий. 4. Высококвалифицированный персонал. 5. Высокие производственные мощности. 6. Развитая сбытовая сеть. 7. Наличие собственных оригинальных рецептур Недостатки: 1. Тяжелые условия труда. 2. Короткий срок хранения и реализации продукции. 3. Среднее качество кондитерских изделий. 4. Слишком широкий ассортимент хлебобулочной, сухарной и кондитерской продукции. 5. Отсутствие рекламной поддержки

В отличие от большинства конкурентов, прежде всего малых предприятий, компания осуществляет стратегическое планирование своей деятельности, увеличивает инновационную и инвестиционную активность. В 2011 г. инвестиции в основной капитал составили 10 млн р., в том числе на приобретение оборудования — 3 млн р. В 2012 г. планируется техническое перевооружение мощностей: установка двухэтажной линии по выпеканию хлебобулочной продукции, отвечающей современным стандартам и способствующей росту производительности труда и сокращению издержек производства. С запуском новой линии планируется и выпуск новой продукции; в приоритете у компании производство хлебобулочных изделий с полезными для здоровья добавками, например йода. В 2010 г. началось освоение технологии замороженного хлеба, для продажи горячих булочек прямо в магазинах было закуплено 10 печей-пароконвектоматов. Допекание замороженной продукции происходит в торговых точках, благодаря чему в продаже всегда имеется свежая ароматная выпечка.

При том, что на сегодняшний день серьезную конкуренцию ОАО «Бурятхлебпром» составляют мелкие пекарни, будущее российского хлебопечения, на наш взгляд, остается за крупными производителями. Отрасль в настоящее время подвержена динамичным изменениям: внедряются новые технологии, вводится современное оборудование, необходимым становится серьезный контроль качества сырья. Мелкие производители в этих условиях будут ощутимо уступать заводам: только большой завод в состоянии организовать должную систему контроля качества сырья и производимого хлеба. У мини-пекарен такой возможности чаще всего нет, малое хлебопечение, в отличие от крупного, характеризуется несколько другой технологией изготовления хлеба, более ускоренной, основанной на сухих заквасках.

В целом состояние конкурентной среды в отрасли заметно отстает от потребностей рынка. Так, объем производства востребованных потребителями лечебных и лечебно-профилактических сортов хлеба и хлебобулочных изделий, по мнению экспертов, недопустимо мал [1]. Такие мощности имеются только на 18% отечественных хлебопекарных предприятий, в то время как в

странах Европы доля лечебных сортов в общем объеме хлебной продукции достигает 20-30%. Финансовое состояние большинства хлебопекарных предприятий можно назвать нестабильным, средняя рентабельность производства не превышает 2-3%. Хлебопекарные предприятия потребкооперации в среднем имеют невысокую доходность, что обусловлено прежде всего ограниченным платежеспособным спросом сельского населения, высокими расходами на реализацию продукции и особенностями размещения этих предприятий в отдалении от центров подготовки кадров и источников материальнотехнического снабжения. Низкая доходность объективно препятствует привлечению кредитов, инвестиций и накоплению собственных средств для модернизации производства. Между тем, модернизация остро необходима, поскольку в среднем по отрасли физический износ оборудования хлебопекарен составляет более 50%. Одной из основных причин низкой доходности хлебопекарных предприятий является их сравнительно невысокий конкурентный потенциал в межотраслевом обмене, который не позволяет им более активно влиять на процесс ценообразования на сырье и обеспечивать адекватное распределение доходов в процессе производства и реализации хлебной продукции. Этим же обусловлено увеличение объемов задолженности более сильных в конкурентном отношении торговых организаций перед хлебопекарными предприятиями.

Развитие хлебопечения и ситуация на рынке в значительной степени зависят от условий работы хлебопекарных предприятий со смежными отраслями. Подвижность цен на хлебопекарную продукцию обусловлена прежде всего их изменением в смежных отраслях, а их стабилизация возможна только при стабильном рынке сырья для хлебопечения. Более всего пекарное производство зависит от ситуации на рынке муки, доля которой в стоимости хлеба различных сортов составляет около 20-30%. Так, согласно данным Росстата, в течение 2010 г. средние цены на пшеничную муку в целом по стране повысились на 46,4%, ржаную — на 68,5%. С точки зрения специалистов, это не могло не отразиться на динамике розничных цен на хлеб и хлебобулочные изделия, индекс роста которых в 2010 г. составил 107,6%. Учиты-

вая объективную зависимость хлебопечения конкурентных потенциалов всех участников

от условий работы со смежными отраслями, «хлебной цепочки».

представляется необходимым применение Кроме того, хлебопекарным предпри-

комплексных мер по развитию производст- ятиям стоит уделять значительное внимание

ва зерна, муки и других потребляемых в позиционированию товара на рынке и его

хлебопечении товаров и услуг, развитию рекламе. Им необходима четкая конкурент-

конкуренции и совершенствованию механиз- ная стратегия развития, которая должна быть

мов их государственного регулирования, а ориентирована прежде всего на удовлетво-

также мер, направленных на выравнивание рение потребностей клиента.

Список использованной литературы

1. В Совете Федерации рассмотрели ситуацию в отечественном хлебопечении [Электронный ресурс] // Новости Федерации. URL: http://finance.rambler.ru/news/economics/87413327.html.

2. Развитие перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса Республики Бурятия на 2011—2015 годы: республиканская целевая программа [Электронный ресурс] // Официальный портал органов государственной власти Республики Бурятия. URL: http://egov-buryatia.ru/index.php?id=584&print=1&no_ cache=1.

3. Управление конкурентоспособностью промышленного предприятия: аспекты качества / под науч. ред. А.Л. Денисовой. Тамбов, 2006.

Referenses

1. V Sovete Federatsii rassmotreli situatsiyu v otechestvennom khlebopechenii [Elektronnyi resurs] // Novosti Federatsii. URL: http://finance.rambler.ru/news/economics/87413327.html.

2. Razvitie pererabatyvayushchei promyshlennosti agropromyshlennogo kompleksa Respubliki Buryatiya na 2011 — 2015 gody: respublikanskaya tselevaya programma [Elektronnyi resurs] // Ofitsial'nyi portal organov gosudarstven-noi vlasti Respubliki Buryatiya. URL: http://egov-buryatia.ru/index.php?id=584&print=1&no_cache=1.

3. Upravlenie konkurentosposobnost'yu promyshlennogo predpriyatiya: aspekty kachestva / pod nauch. red. A.L. Denisovoi. Tambov, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.