Научная статья на тему 'Уровни сформированности подготовленности будущих учителей физической культуры к здоровьесберегающей профессиональной деятельности по оздоровительно-поведенческому критерию'

Уровни сформированности подготовленности будущих учителей физической культуры к здоровьесберегающей профессиональной деятельности по оздоровительно-поведенческому критерию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / УРОВНИ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ СПОСОБ ЖИЗНИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ СРЕДА / PROFESSIONAL HEALTH-KEEPING COMPONENT / HEALTH-AND-BEHAVIOUR CRITERION / HEALTH-KEEPING ACTIVITY / READINESS / LEVELS / HEALTH / HEALTHY LIFE STYLE / ECOLOGICAL ENVIRONMENT / EMOTION-AND-BEHAVIOUR ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джуринский Петр Борисович

Статья посвящена аспектам сформированности уровней подготовленности будущих учителей физической культуры к здоровьесберегающей деятельности по оздоровительно-поведенческому критерию. Выявлено улучшение показателей у экспериментальной группы на высоком и нормативном уровнях. Улучшение результатов експериментальной группы осуществилось в связи с вооружением студентов набором современных инновационных здоровьесберегающих технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Levels of Future Physical Training Teachers’ Readiness Forming for Health-Keeping Professional Activity According to Health-Improving and Behavioral Criterion

The article is devoted to the aspects of levels of future physical training teachers’ readiness forming for health-keeping professional activity according to health-improving and behavioral criterion.The better results are observed in experimental group at high and normative levels. The better results in experimental group are connected with the fact that the students of the group have been given a set of modern innovative health-keeping technologies.

Текст научной работы на тему «Уровни сформированности подготовленности будущих учителей физической культуры к здоровьесберегающей профессиональной деятельности по оздоровительно-поведенческому критерию»

УДК: 378.013+613.7+001.434 ББК: 74.5+75+51.2

Джуринский Петр Борисович

кандидат педагогических наук, доцент

кафедра спорта и допризывной подготовки Южноукраинский национальный педагогический университет имени

К.Д.Ушинского г. Одесса, Украина Dzhurinsky Petr Borisovich Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Sport Pre-Military Service Training The South-Ukrainian National Pedagogical University named after K.D.

Ushinsky, Odessa, Ukraine Уровни сформированности подготовленности будущих учителей физической культуры к здоровьесберегающей профессиональной деятельности по оздоровительно-поведенческому критерию Levels of Future Physical Training Teachers’ Readiness Forming for Health-Keeping Professional Activity According to Health-Improving and Behavioral Criterion

Статья посвящена аспектам сформированности уровней подготовленности будущих учителей физической культуры к здоровьесберегающей деятельности по оздоровительно-поведенческому критерию. Выявлено улучшение показателей у экспериментальной группы на высоком и нормативном уровнях. Улучшение результатов експериментальной группы осуществилось в связи с вооружением студентов набором современных инновационных здоровьесберегающих технологий.

The article is devoted to the aspects of levels of future physical training teachers’ readiness forming for health-keeping professional activity according to health-improving and behavioral criterion.The better results are observed in experimental group at high and normative levels. The better results in experimental group are connected with the fact that the students of the group have been given a set of modern innovative health-keeping technologies.

Ключевые слова: профессионально-здоровьесберегающий компонент, оздоровительно-поведенческий критерий, здоровьесберегающая деятельность, подготовленность, уровни, здоровье, здоровый способ жизни, экологическая среда, эмоционально-поведенческая среда.

Key words: professional health-keeping component, health-and-behaviour criterion, health-keeping activity, readiness, levels, health, healthy life style, ecological environment, emotion-and-behaviour environment.

Актуальность исследования определяется противоречиями которые отображают сущность, структуру и содержание профессиональной подготовки бу-

дущих учителей физической культуры к здоровьесберегающей профессиональ-Вестник ЧГПУ112012 48

ной деятельности, а именно: недостаточной разработкой теории и методики подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности с учениками; насущной необходимостью подготовки будущих учителей физической культуры к здоровьясберегающей деятельности; возможностями физической культуры в сбережении здоровья учеников и недостаточной подготовкой будущих учителей физической культуры к здоровьесберегающей деятельности [3;6].

Проблема подготовки будущих учителей физической культуры к здоровьесберегающей профессиональной деятельности еще не достаточно исследована в педагогической теории, а поэтому не нашла достаточного отображения в практической деятельности учебных учреждений [2].

Необходимость формирования подготовленности к здоровьесберегающей деятельности у будущего учителя физической культуры вызвана ухудшением здоровья школьников и студентов, более сложными образовательными задачами, стоящими перед учителями в современной школе, повышенными требованиями, связанными с трудностями обучения и воспитания молодежи, приобщение их к здоровому образу жизни [5].

Современный учитель физической культуры должен быть примером для своих воспитанников относительно внешней и внутренней культуры, пропагандистом физической культуры и здорового образа жизни. Учитель физической культуры призван воспитывать всесторонне развитую и здоровую личность, в первую очередь, на своем примере, должен сам на практике применять разнообразные оздоровительные технологии, вести борьбу с вредными привычками, быть образцом на духовном, психическом, физическом и социальном уровнях. Еще одним очень важным нюансом является то, что предоставлять более рациональные советы относительно применения тех или других здоровьесберегающих технологий может лишь тот человек, который на собственном (практическом) опыте ознакомился с ними, познал все их особенности и полезное влияние. Вместе с тем отметим, что организация здорового образа жизни является надежной основой укрепления здоровья учительских кадров [2]. Следовательно, ведение учителем физической культуры здорового образа жизни, ус-

воения на практике наиболее рациональных здоровьесберегающих технологий, является обязательным условием его профессиональной подготовлености к здоровьесберегающей деятельности.

Цель исследования. Изучить состояние сформированности подготовле-ности будущих учителей физической культуры к здоровьесберегающей профессиональной деятельности по оздоровительно-поведенческому критерию на формирующем этапе экперимента.

Результаты исследований. В формировании здоровьесберегающего образования школьников огромное значение имеет наличие у каждого ученика собственного идеала духовно и психофизически здоровой личности, которая в значительной мере побуждает школьника, заботиться о своем здоровье [4]. Таким идеалом сегодня должен стать учитель физической культуры. Мировоззренческая позиция, поведение, знание и умение, личный пример учителя физической культуры, временами становятся для школьников более значимыми ориентирами, чем наставление других педагогов да и собственных родителей [7]. Воспитывая у школьника желание заботиться о своем здоровье, учителю нужно самому отвечать тому, что требуешь от ученика [1;9]. Мы убежденны, что умение учителя следить за своим индивидуальным и профессиональным здоровьем, создавать необходимые условия для сохранения физического, психического, морально-духовного, социального здоровья своих воспитанников, избирать целесообразные способы и средства учебы и воспитания, которые не будут вредить здоровью участников педагогического процесса являются чрезвычайно важными в педагогической деятельности учителя физической культуры. Профессионально-здоровьесберегающий компонент в первую очередь предусматривает приобретение студентами валеологических знаний, навыков соблюдения ими режима учебы и отдыха, правил питания, личной гигиены, сформированность потребности в выполнении физических упражнений, которые обеспечивают оптимальный двигательный режим, а также осознание вредности употребления наркотиков, алкоголя, табака, и тому подобное.

На наш взгляд, профессинально-здоровьесберегающий компонент содер-Вестник ЧГПУ112012 50

жит систему ценностей и установок, которые формируют систему экологогигиенических, эмоционально поведенческих, физкультурно-оздоровительних, медико-валеологических, психолого-валеологических и координационноуправленческих знаний, умений и навыков, необходимых для формирования здоровьесберегающей образовательной среды. В профессиональной деятельности профессионально-здоровьесберегающий компонент предусматривает владение будущими учителями физической культуры современными методами и средствами деятельности, направленными на коррекцию двигательной активности школьников, предупреждения гиподинамии, на усвоение важных жизненных качеств, режимов сна, отдыха, питания, учебы, которые повышают общую работоспособность, способствуют укреплению и сохранению здоровья.

Профессионально-здоровьесберегающий компонент в структуре подготовленности будущих учителей физической культуры к профессиональной деятельности предусматривает сформированность соответствующих знаний, умений и навыков, не только организовывать деятельность, направленную на укрепление физического здоровья, но и на умение создавать доброжелательную психологическую атмосферу в классе, внешкольной среде, которая способствует сохранению психического, социального и морально-духовного здоровья школьников, влияет на их психофизиологическое состояние. Будущий учитель физической культуры должен придерживаться здорового образа жизни, владеть современными здоровьесберегающими, оздоровительно-развивающими, физкультурно-оздоровительными технологиями, быть образцом на физическом, духовном, психическом и социальном уровнях.

Для оценки уровня сформированности подготовленности будущих учителей физической культуры к здоровьесберегающей деятельности за профессио-нально-здоровьесберегающим компонентом избрано оздоровительноповеденческий критерий. По нашему мнению, отмеченный критерий помогает оценить систему ценностей и установок, которые формируют систему эколо-го-гигиенических, эмоционально поведенческих и физкультурно-оздоровительних знаний, умений и навыков, необходимых для нормального

функционирования организма, беспокойства, о своем здоровье и здоровье своих близких, родных, друзей, придерживаясь в режиме дня рационального питания, безопасной учебы, активного отдыха, полного здорового сна, формированием вокруг себя позитивной, доброжелательной, комфортной атмосферы, без вредных привычек, перенапряжений и перенагрузок.

О. Соколенко, в своем исследовании доказывает, что одним из важнейших мест в профессиональном образовании будущих педагогов является формирование культуры здоровья и пропаганда здоровьесберегающего образа жизни. При этом, ученая отмечает то, что первоочередным является задание воспитания у студентов потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к культуре здоровья, ведения здорового образа жизни, созданию вокруг себя здоровьсберегающей среды, которая предусматривает направление педагогического процесса в высших педагогических учебных заведениях на формирование мотивации, потребности участников, образовательно-воспитательного процесса быть здоровыми и определение стратегии их поведения во всех сферах жизнедеятельности [8].

Анализ психолого-педагогической литературы и наши личные исследования в сфере здоровьесбережения, позволили определить такие показатели оздоровительно-поведенческого компонента, как: осознание ценности собственного здоровья и здоровьесбережения; сформированность осведомленности с инновационными методиками здоровьесбережения; наличие оздоровительной экологической и эмоционально-поведенческой среды.

Изучались уровни сформированости подготовлености будущих учителей физической культуры к здоровьесберегающей профессиональной деятельности по профессионально - оздоровительному критерию.

Распределение студентов по степени сформированности знаний по показателю «Определение состояния здоровья и здоровьесбережения у будущих учителей физической культуры» происходило на основании анализа состояния здоровья и физического развития, изучения образа жизни, установления состояния физической подготовленности исследуемых во время проведения заня-Вестник ЧГПУ112012 52

тий, а также наиболее важных жизненных показателях соматического здоровья. Полученные результаты поданы в таблице 1.

В экспериментальной группе, как видно из таблицы 1, произошли положительные изменения в состоянии соматического здоровья студентов. Таким образом, высокий уровень проявления отмеченного показателя достигли 31 % студентов (на констатирующем этапе - 9 %), нормативный уровень, обнаружен у 55 % будущих учителей (на констатирующем этапе - 21 %), базовый уровень, - у 11 % (на констатирующем этапе - 49 %), на элементарном уровне осталось 2 % респондентов экспериментальной группы (на констатирующем этапе - 21 %).

Таблица 1 - Оценка сформированости у будущих учителей физической культуры знаний по определению состояния здоровья и здоровьесбереже-

ния

Степень Экспериментальная группа Контрольная группа

к-во % к-во %

Элементарный 4 2 19 11

Базовий 18 11 51 31

Нормативний 90 55 68 41

Высокий 51 31 28 17

В контрольной группе результаты также изменились. Таким образом, количество студентов на высоком уровне проявления показателя «Определение состояния здоровья и здоровьесбережения у будущих учителей физической культуры» составляло - 17% (на констатирующем этапе - 10%), нормативном уровне зафиксировано у 41 % будущих учителей (на констатирующем этапе -21 %), базовом уровне - у 31 % (на констатирующем этапе - 48 %), на элементарном уровне осталось 11 % респондентов (на констатирующий этапе - 22 %).

Результаты по показателю «Осведомлённость будущих учителей физической культуры с инновационными методиками здоровьесберегающей деятельности» поданы в таблице 2.

Как видно с таблицы 2, в экспериментальной группе результаты улучшились. Высокого уровня достигли 31 % студентов (на констатирующем этапе - 12 %), нормативного уровня - 41 % будущих учителей (на констатирующем этапе - 28 %), базового уровня - 21 % (на констатирующем этапе - 40 %), элементарного уровня - 7 % респондентов экспериментальной группы (на констатирующем этапе - 30 %).

Таблица 2 - Оценка состояния осведомленности будущих учителей физической культуры с инновационными методиками здоровьесберегающей

деятельности

Степень Экспериментальная группа Контрольная группа

к-во % к-во %

Элементарный 11 7 24 14

Базовый 35 21 80 48

Нормативный 66 41 45 27

Высокий 51 31 17 10

Изменились результаты и в контрольной группе: высокий уровень проявления этого показателя был зафиксирован у 10 % студентов (так же и на констатирующем этапе - 10 %), нормативный уровень, - у 27 % будущих учителей (на констатирующем этапе - 25 %), базовый уровень, - у 48 % (на констатирующем этапе - 45 %), на элементарном уровне осталось 14 % респондентов (на констатирующем этапе - 20 %). Как мы видим, в контрольной группе, где не осуществлялась целеустремленная работа по осознанию студентами необходимости ведения здорового образа жизни, результаты оказались ниже в сравнении с результатами экспериментальной группы, что свидетельствует о целесообразности проведения работы со студентами во время их учебы относительно осознания необходимости вести здоровый образ жизни.

Как видно из таблицы 3, в экспериментальной группе после проведения формирующего эксперимента результаты оценки экологического и эмоционально-поведенческого пространства в студенческой группе поменялись к

Вестник ЧГПУ112012 54

лучшему. Таким образом, высокий уровень показателя отмечен у 20 % студентов (на констатирующем этапе - 4 %), нормативный уровень - 43 % будущих учителей (на констатирующем этапе - 30 %), базовый уровень - 28 % (на констатирующем этапе - 40 %), элементарный у - 9 % респондентов экспериментальной группы (на констатирующем этапе - 26%). В контрольной группе: высокая степень отмечена у 8 % студентов (на констатирующем этапе - 1 %), нормативная степень - 36 % будущих учителей (на констатирующем этапе - 31 %), базовая степень - 42 % (на констатирующем этапе - 39 %), элементарная степень у 15 респондентов (на констатирующем этапе - 29 %).

Результаты, полученные по показателю «Определение экологического и эмоционально-поведенческого пространства студентов», поданы в таблице 3. Таблица 3 - Результаты оценивания экологического и эмоционально- пове-

Степень Экспериментальная группа Контрольная группа

к-во % к-во %

Элементарний 15 9 25 15

Базовый 46 28 69 42

Нормативный 70 43 59 36

Высокий 32 20 13 8

Как видим, результаты исследуемых студентов экспериментальной группы значительно улучшились, в отличие от контрольной группы. Они более высоко оценивают сформированное экологическое и эмоциональное поведенческое пространство в группе, а, следовательно, и чувствуют себя более уютно. По нашему мнению, в значительной мере это связано с тем, что будущие учителя физической культуры в своём учебно-воспитательном процессе больше внимания стали уделять видео-экологическому пространству, воздушной среде, гигиеническим факторам; на спецкурсах были изучены принципы организации здоровьесбережения в учебном процессе.

Уровень подготовлености будущих учителей физической культуры к здоровьесберегающей профессиональной деятельности по оздоровительноповеденческому критерию определялся по среднему арифметическому полученных результатов (см. табл. 4).

Таблица 4 - Уровни сформированости подготовлености будущих учителей физической культуры к здоровьесберегающей профессиональной дея-

тельности по оздоровительно-поведенческому критерию

Уровень Экспериментальная группа Контрольная группа

Начальный срез Конечный срез Начальный срез Конечный срез

к-во % к-во % к-во % к-во %

Элементарный 36 22 10 6 40 24 23 14

Базовый 71 44 33 20 73 44 67 40

Нормативный 43 26 75 46 42 25 57 34

Высокий 13 8 45 28 11 7 19 11

Как видно из таблицы 4. результаты уровней сформированности готовности будущих учителей физической культуры к здоровьесберегающей профессиональной деятельности за оздоровительно-поведенческим критерием у студентов экспериментальной группы значительно улучшились: высокого уровня достигли 28 % студентов (на констатирующем этапе - 8 %), на нормативном уровне обнаружено 46 % будущих учителей (на констатирующем этапе - 26 %), на базовом уровне - 20 % (на констатирующем этапе - 44 %), на элементарном осталось 6 % респондентов экспериментальной группы (на констатирующем уровне - 22%). В контрольной группе результаты также изменились, однако незначительно: высокого уровня достигли 11 % студентов (на констатирующем этапе - 7 %), нормативный уровень зафиксирован у 34 % будущих учителей (на констатирующем этапе - 25 %), базовый уровень, - 40 % (на констатирующем этапе - 44 %), на элементарном осталось 14 % респондентов (на констатирующем этапе - 24 %).

Результаты исследования выявили, улучшение показателей сформиро-ванности подготовлености будущих учителей физической культуры к здоровьесберегающей профессиональной деятельности по оздоровительноповеденческому критерию у экспериментальной группы на высоком и норма-Вестник ЧГПУ11 '2012 56

тивном уровнях до 28 и 46 % соответственно, у контрольной группы существенные изменения были отмечены на базовом (до 40 %) и нормативном (до 34%) уровнях.

Развитие профессионально-здоровьесберегающего компонента у студентов экспериментальной группы осуществилось в связи с вооружением студентов набором современных инновационных здоровьесберегающих технологий.

Библиографический список

1. Ахмерова С. Г. Здоровый образ жизни и его формирование в процессе обучения / С. Г. Ахмерова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2001.- № 2 - С. 37-40.

2. Бабич В. І. Підготовка майбутніх учителів фізичного виховання до формування культури здоров’я школярів: автореф. дис... на здобуття наук. ступеня канд пед. наук: спеціальність 13.00.04 «Теорія та методика професійної освіти» / В. І. Бабич. - Луганськ, 2006. - 20 с.

3. Долинський Б. Т. Здоров’язберігаючий процес у вищому педагогічному навчальному закладі: матеріали I Міжн. електрон. науково-практ. конф. [«Педагогічні, психологічні і медико-біологічні проблеми диференціації навантажень у фізичному вихованні та спорті» (30 квітня 2010 р.] / Б.Т. Долинський. - Одеса: видавець Букаєв Вадим Вікторович, 2010. - С. 35-39.

4. Булич Е. Г. Современные достижения науки о здоровье / Е. Г. Буліч // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 1. - С. 62-63.

5. Іванова Л.І. Підготовка майбутніх учителів з позицій здоров’язберігаючої освіти / Л.І. Іванова, Л.П. Сущенко // Реалізація здорового способу життя -сучасні підходи / За заг. ред. М.Лук’янченка, Ю.Шкребтія, Е.Боляха,

А.Матвєєва. - Дрогобич: КОЛО, 2005. - С. 489-493.

6. Каргаполов В.П. Профессиональное становление преподавателя физической культуры: автореф. дис. на соискание уч. Степени д-ра пед. наук: 13.00.04. / В.П. Каргаполов.- Омск, 1999. - 111 с.

7. Кузьмин А.М. Теоретические аспекты профессионального воспитания студентов в вузах физической культуры / А.М. Кузьмин // Теория и практика физической культуры. - 1999. - №10. - С. 19-21.

8. Соколенко О. І. Формування ціннісного ставлення студентів вищих педагогічних навчальних закладів до свого здоров'я: автореф. дис... на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: спеціальність 13.00.04 «Теорія і методика професійної освіти» / О. І. Соколенко. - Луганськ, 2008. - 20 с.

9. Сущенко Л.П. Професійна підготовка майбутніх фахівців фізичного виховання та спорту (теоретико-методологічний аспект): [монографія] / Суще-нко Людмила Петрівна. - Запоріжжя: Запорізький державний університет, 2003. - 442 с.

Bibliography

1. Akhmerova, S. G. Healthy Way of Life and Its Forming in the Process of Teaching / S. G. Akhmerova // Prophylaxis of Diseases and Health Strengthening. -2001.- №2 - P. 37-40.

2. Babich, V. I. Future Physical Education Teachers’ Training to Pupils’ Health Culture Forming: Synopsis of Diss. ... Cand. of Ped.: 13.00.04 - «Theory and Methods of Professional Education» / V. I. Babich. - Lugansk, 2006. - 20 p.

3. Bulich E. G. Modern Achievements of Science on Health / E. G.Bulich // Theory and Practice of Physical Training. - 2004. - № 1. - P. 62-63.

4. Dolinsky, B. T. Health-Keeping Process in Higher Pedagogical Educational Establishments: Materials of I International Electronic Scientific and Practical Conference [«Pedagogical, Psychological and Medico-Biological Problems of Load Differentiation in Physical Education and Sport» ( 30th of April, 2010) /

B.T. Dolinsky. - Odessa: Publishing House of Bukaev Vadym Victorovich, 2010. - P. 35-39.

5. Ivanova, L.I. Future Teachers’ Training From the Positions of Health-Saving Education / L.I. Ivanova, L.P. Sushchenko // Realization of Healthy Way of Life in Modern Approaches / Chief Editor M.Lukyanchenko, Yu. Shkrebtiya, E.Bolyakh, A.Matveev. - Drokhobytch: CIRCLE, 2005. - P. 489-493.

6. Kargapolov, V.P. Professional Developing of Physical Training Teacher: Synopsis of Diss. Dr of Ped.: 13.00.04. / V.P. Kargapolov.- Omsk, 1999. - 111 p.

7. Kuzmin, A.M. Theoretical Aspects of Students’ Professional Education at Higher Physical Training Institutes / A.M. Kuzmin // Theory and Practice of Physical Training. - 1999. - №10. - P. 19-21.

8. Sokolenko, O. I. Value Attitude Forming of Higher Pedagogical School Students to Health: Synopsis of Diss. ... Cand.of Ped.: 13.00.04 «Theory and Methods of Profesional Education» / O. I. Sokolenko. - Lugansk, 2008. - 20 p.

9. Sushchenko L.P. Professional Training of Future Physical Education and Sport

Specialists (Theoretical-and-Methodological Aspect): [Monograph] /

Sushchenko Lyudmyla Petrovna. - Zaporozhye: Zaporozhye State University, 2003. - 442 p.

BecTHUK nmy 11 '2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.