Научная статья на тему 'Образовательное пространство вуза как условие подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности'

Образовательное пространство вуза как условие подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / HEALTH SUPPORTING ENVIRONMENT / HEALTH PRESERVING ACTIVITY / HEALTHY WAY OF LIFE / PHYSICAL EDUCATION / PEDAGOGICAL PROVIDING / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сентизова М. И.

Представлены результаты проведенной исследовательской работы по реализации модели педагогического обеспечения подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности, в которой приоритетное место занимает создание в вузе здоровьесберегающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сентизова М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational space of the higher educational institution as a condition for training future teachers in the sphere of health activity

The article presents research results on implementation of the model of pedagogical support in training of future teachers in the field of health preserving activity where the key role is given to creation of health maintaining environment at institution.

Текст научной работы на тему «Образовательное пространство вуза как условие подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности»

G.M. Parnikova

Theoretical approach in formation of universal competence for future specialists under condition of transition to a new level of higher professional education.

The article presents analyses of theoretical approaches in formation of universal competence under condition of transition to a new level of higher professional education. Main attention is given to subject matter and tendencies for development of competent approach to education in the works of Russian and foreign researchers.

Key-words: competence, universal competence, competent specialist, competent approach to education, knowledge, skills, market requirements, level system of higher professional education, federal state educational standard of higher professional education, European education, modernization of higher education.

■ФФФ-

УДК 378.796:001.92

М.И. Сентизова

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВУЗА КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Представлены результаты проведенной исследовательской работы по реализации модели педагогического обеспечения подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности, в которой приоритетное место занимает создание в вузе здоровьесберегающей среды.

Ключевые слова: здоровьесберегающая среда, здоровьесберегающая деятельность, здоровый образ жизни, физическая культура, педагогическое обеспечение, педагогическая технология.

Завершение двадцатого и начало нового столетия, когда уклад жизни общества стал резко отличаться большой динамичностью, напряжённостью, резким возрастанием объёма информации, одной из центральных проблем общественного развития обозначило проблему сохранения здорового подрастающего поколения, подготовку детей, подростков и молодёжь к полноценной самостоятельной жизни. Организм человека не в состоянии самостоятельно меняться также быстро, подстраиваться под нужный ритм развития социально-экономических, общественных перемен в жизни. Для этого, прежде всего, целесообразна направленность социального воспитания и обучения на сохранение здоровья, формирование у школьников системы ценностей культуры здоровья, особенностей ведения здорового образа жизни в целях активной и продолжительной жизнедеятельности.

В педагогических, психофизиологических и медицинских исследованиях среди ряда факторов формирования здоровья ведущим определяется здоровый образ жизни, что отражено в работах Э.М. Казина, Н.Г. Блиновой, H.A. Литвиновой [1], Э.Н. Вайнера [2], И.И. Брехмана [3], Г.Л. Апанасенко, Л.А. Поповой [4] и др. В них мы видим, что суще-

СЕНТИЗОВА Мария Ивановна - доцент кафедры физвоспитания ЯГУ

ствуют группы детей, которые предпочитают как здоровый стиль поведения, так и поведение с риском для здоровья. На основе анализа и обобщения их подходов мы установили следующие позиции, определяющие концептуальные основы формирования и развития здоровой личности: здоровье - целостное многомерное состояние, обусловленное факторами наследственности, внешней среды, образом жизни и деятельности индивида; здоровье - комплекс морально-волевых, ценностно-мотивационных установок, способствующих повышению уровня функционального состояния организма в целом; фактором и условием развития здоровой личности выступает здоровьесберегающая среда, способствующая гармоническому развитию всех физических и духовных сил растущего человека [1].

В соответствии с этим в данной статье мы представим модель педагогического обеспечения сферы здоровьесбе-режения в педагогическом процессе учебного заведения, рассматривая ее как фактор и условие подготовки студентов - будущих педагогов - к здоровьесберегающей деятельности как одной из современных профессиональных функций.

Модель педагогического обеспечения здоровьесберегающей среды содержит когнитивный, мотивационно-поведенческий и эмоциональный компоненты. Ведение здорового образа жизни (ЗОЖ) связывается, прежде всего, с информированностью и овладением соответствующими

знаниями, то есть с когнитивным компонентом структуры личности. Знания и интеллектуальные способности, умения и навыки оценивать функциональное состояние и психофизические возможности организма определяют кругозор личности, иерархию ее оценок, ценностей и результатов деятельности.

Основная задача при формировании второго компонента в структуре личности - поведенческого - это выработка рефлекторных установок на ведение здорового образа жизни. Основным средством решения этой задачи нами предусматриваются физические упражнения. Наш многолетний опыт убеждает, что с помощью физических упражнений формируются когнитивный, мотивационноповеденческий, эмоциональный компоненты личности. Известно, что двигательная активность является прекрасным средством борьбы с неврозами и профилактикой стрессовых ситуаций. Формирование и развитие в процессе физкультурной деятельности своего телосложения, физических качеств создают положительный эмоциональный фон, развивают эмоциональную сферу личности.

Формирование эмоционального компонента личности в модели обосновано следующими положениями: эмоции дают необходимые сигналы и импульсы для осмысления действий в жизни и деятельности человека; эмоции другого человека становятся важнейшим источ-ником обратной связи с окружающим миром; эмоциональный контакт позволяет человеку глубже осмыслять себя, формирует важный механизм человеческого развития - рефлексию, обеспечивает передачу нравственных ценностей [2].

Физкультурно-оздоровительная деятельность, развивая эмоциональную сферу личности, способствует формированию эмоционально-образного мышления, творческой фантазии, познавательных способностей. Важным условием формирования эмоционального компонента является контроль за своим психофизическим состоянием. В связи с этим для педагога особенно актуальны и важны умения эффективно противостоять утомлению, психическим стрессам, эмоциональному напряжению, которые вырабатываются путем проведения психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий.

Для реализации выделенных компонентов педагогического обеспечения здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве профессионального учебного заведения в модели разработана комплексная программа «Здоровьесберегающие педагогические технологии». Ее целями являются определение системы мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья студента, формирование ценностного отношения к здоровью как к необходимому условию психофизического и социального благополучия человека и создание педагогических условий профессиональной направленности будущих учителей к физкультурно-оздоровительной работе с учащимися. В разработанной программе предусматривается решение следующих задач:

- апробация современных оздоровительных средств и методов в педагогическом пространстве;

- овладение студентами основами здорового образа жизни, оздоровительной физической культуры;

- содействие всестороннему развитию организма, повышению уровня физического развития, профессионально значимых психофизических качеств студентов вуза.

Эта программа имеет в своем содержании три основных взаимосвязанных блока: диагностический, психопрофилактический и педагогический. Функциями диагностического блока являются оценка состояния здоровья, психодиагностика с использованием самооценки и экспресс -скрининговой оценки, а также стандартных методик, на основе которых студенты овладевают технологией диагностики и разрабатывают индивидуальные формы профилактической работы. Психопрофилактический блок предусматривает проведение мероприятий по снятию эмоционального напряжения, профилактике стрессов, а также мотивацию студентов посредством социально-психологических тренингов, аутотренинга и других форм индивидуальной и групповой работы. Реализация педагогического блока направлена на создание условий, обеспечивающих готовность будущих учителей к оздоровительной работе с учащимися.

Отсюда в программе обоснованы: система социальнопедагогических воздействий, формирующих культуру здоровья, поведенческий стиль личности; информативная система сбора и обработки данных психофизического состояния студентов вуза; система научного, методического и пропагандистского обеспечения здорового образа жизни вуза и личности студента; система инновационных технологий реализации поставленной цели [3].

В модели особое место занимают образовательно-воспитательные технологии, разработанные на основе анализа и обобщения практики и опытной работы, направленные на формирование профессионально ориентированной здоровьесберегающей среды в системе подготовки будущих учителей. Среди этих технологий как наиболее продуктивных и эффективных, что выявлено процессом опытной работы, можно назвать такие, как занятие-тренинг, аутотренинг. Эти технологии относятся к психотехнике. Термин «психотехника» впервые введен в лексикон в начале XX века У Штерном для обозначения любой практики воздействия на психику и управление собой. Смысл всех существующих психотехник - достижение и поддержание высокой психической, духовной и физической формы посредством направленного мысленного сосредоточения, что характеризует содержание данных видов технологии. Для четкого представления всей программы создания здоровьесберегающей среды при разработке здоровьесберегающих технологий для студентов мы взяли за основу изучение когнитивного, мотивационно-поведенческого и эмоционального компонентов здоровья человека [5].

В образовательном пространстве высшей школы здоровьесберегающие педагогические технологии обеспечивают:

- единство связи блоков программы;

- профессиональную направленность процесса формирования здорового образа жизни;

- включение студентов в процесс самосовершенствования как необходимого условия достижения высокого уровня здоровья;

- индивидуализацию - свободный выбор форм, средств и методов ведения здорового образа жизни;

- положительное отношение личности к оздоровительным психопрофилактическим и другим мероприятиям;

- учет роли специфического комплекса социально-экономических, природно-климатических условий Севера, формирующих здоровье студента.

В соответствии с этим разработана модель педагогического обеспечения подготовки будущих учителей к здоровьесберегающей деятельности. Она предусматривает создание среды, способствующей обучению и воспитанию будущего педагога, обладающего потребностью в здоровом образе жизни, сосуществующего в гармонии духовного, нравственного и физического начал личности с самим собой, обществом, социальным и природным окружением и способностью научить своих учеников сохранять, укреплять и восстанавливать здоровье.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Якутского государственного университета, где педагоги готовятся на семи подразделениях (институтах, факультетах) университета. В качестве экспериментальной группы выделили биолого-географический факультет, факультеты педагогического, физико-технического институтов и института математики и информатики, где занятия по физической подготовке проводит автор данной статьи (охвачено 490 студентов). В контрольную группу вошли факультеты исторический, филологический, иностранных языков и якутской филологии (охвачено 488 студентов). Все факультеты работают в одинаковых условиях.

На констатирующем этапе всего было обследовано 490 человек. Около 40-45% первокурсников имеют хронические заболевания, около половины - морфофункциональные отклонения, и лишь каждый десятый относится к числу здоровых. Также выяснено, что первокурсников состояние здоровья меньше всего беспокоит, на первое место они ставят «найти свое место в жизни», «обустроиться». Что касается здоровья, первокурсники в целом уверены, что оно будет нормальным, если, не упуская момента, вовремя подлечиться. О вреде курения, алкоголя, наркотиков они наслышаны, хотя 38% юношей и 16% девушек курят, а также одна треть опрошенных употребляют пиво и другие алкогольные напитки. О здоровом образе жизни у них поверхностные представления. Иначе, все это связано с моральным, духовным, физическим развитием личности, что требует создания здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве вуза.

Здоровьесберегающая среда в образовательном пространстве создается как здоровый образ жизни на основе материально-технического обеспечения и социально-пра-

вовой поддержки, где осуществляется широкоформатная учебная и организационно-воспитательная работа по подготовке специалистов с высоким уровнем соматического здоровья, физического развития, духовной культуры. Непосредственно ответственными за создание такой среды являются преподаватели физической культуры, поскольку они по роду деятельности близки к решению проблемы укрепления соматического здоровья и физического развития студентов.

Содержание, формы и технологии педагогического обеспечения здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве учебного заведения определяются группами, созданными для занятий по курсу «Физическая культура». Для них составлены специальные программы , по которым они не только укрепляют свое здо-ровье, овладевают методами, обеспечивающими оздоровление своего организма, но и получают специальные профессионально ориентированные знания, умения и навыки, позволяющие им впоследствии заниматься здоровьесберегающей деятельностью в образовательных учреждениях.

Основной целью здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении является формирование физической культуры личности студентов. В экспериментальной программе процессы оздоровления, образования, воспитания неотделимы друг от друга, так как в основе применяемой идеи лежат укрепление психофизического здоровья, развитие нравственного, эстетического сознания студентов, привитие практических умений и навыков, необходимых при организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, расширение функциональных возможностей систем организма за счет развития основных физических качеств студента.

Проводимая по курсу «Физическая культура» работа позволяет в комплексе реализовать образовательную, воспитательную, развивающую и оздоровительную направленности учебно-воспитательного процесса.

На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы проводилась многогранная деятельность по фор -мированию у будущих педагогов ценностного отношения к своему здоровью и здоровью своих учеников. Обращается внимание на создание условий, обеспечивающих оптимальное развитие профессиональных качеств будущих педагогов для решения стоящих перед ними задач:

• повышение у студентов мотивации, интереса к здоровьесберегающей деятельности; формирование и развитие для ее реализации педагогических способностей, умений и навыков;

• развитие профессиональной направленности индивидуальных возможностей, способностей, личностных качеств студентов для решения задач здоровьесбережения школьников.

Отличительными особенностями экспериментальной программы являются:

1. Обеспечение педагогических условий для овладения студентами специальными знаниями по здоровьесбереже-нию и здоровому стилю жизни.

2. Конкретизация требований к умениям и навыкам выполнения физических упражнений, ориентированных на использование самостоятельных форм организации физической культуры.

3. Расширение практических двигательных умений и навыков занимающихся средствами оздоровительной физической культуры.

На формирующем этапе исследовательской работы, прежде всего, мы обращали внимание на отношение к здоровью как к основополагающей ценности. Работа проводилась, чтобы способствовать осознанию студентом содержания ценностных установок для формирования мотива здоровьесбережения, а затем, опираясь на реальные мотивы, созданию предпосылки для возникновения новых, более действенных мотивов, существующих в данный момент в качестве перспективных в программе совершенствования здоровья. И на этой основе осуществлялось стимулирование рефлексивной деятельности и осознания будущим педагогом личной ответственности за собствен -ное здоровье и здоровье окружающих.

В исследовательской работе апробированы разработанные на этой основе педагогические условия, реализация которых в целом обеспечивает оптимальное здоровьесберегающее пространство в вузе:

- учебно-воспитательная работа как синтез аудиторной, внеаудиторной, а также самостоятельной творческой деятельности студента, утверждающая оптимальные пути, формы и средства формирования и развития специалис-та-профессионала, готового к здоровьесберегающей деятельности в социуме своей профессии;

- физическая культура как фактор и условие, определяющие развитие соматического, физического здоровья, гармоничное формирование интеллектуальных, духовных и других личностных качеств студента;

- регулярный мониторинг, диагностика психофизического состояния студентов и его психолого-педагогическая коррекция для утверждения здорового образа жизни как нормы бытия.

В целом, реализация программы исследовательской работы способствовала более активному включению студентов в процессе самосовершенствования, что является необходимым условием достижения ими высокого уровня здоровья и профессиональной подготовки.

Оценка уровня физического здоровья Г.Л. Апанасенко, Л. А. Поповой представляет собой формализованную систему оценки уровня соматического здоровья, состоящую из ряда простейших показателей, которые ранжированы, и каждому рангу присвоен соответствующий балл. Общая оценка соматического здоровья определяется суммой баллов [4].

Таблица 1

Уровни соматического здоровья студентов в начале и конце эксперимента (п=978)

Г руппа Пол Кол-во студентов Уровни соматического здоровья

Начало эксперимента Конец эксперимента

низкий средний высокий низкий средний высокий

ЭГ Муж. 98 25% 67% 8% 17% 50% 33%

Жен. 392 31% 61% 8% 8% 61% 31%

Итого 490 28% 64% 8% 12% 56% 32%

КГ Муж. 122 17% 75% 8% 25% 67% 8%

Жен. 366 23% 62% 15% 23% 69% 8%

Итого 488 20% 68% 12% 24% 68% 8%

Группа с низким уровнем здоровья у девушек уменьшилась с 31% до 8%, у юношей с 25% до 17%. Соответственно группа с высоким уровнем здоровья увеличилась у девушек с 8% до 31%, у юношей - с 8% до 33%, что свидетельствует о высокой эффективности проведенной работы по формированию ценностного отношения к здоровому образу жизни студента.

Сравнивая аналогичные показатели у студентов контрольной группы, констатируем, что у девушек на 7% уменьшилось число лиц, входящих в группу с высоким уровнем здоровья, соответственно на 7% увеличился контингент со средним уровнем здоровья, составив 69% вме-

сто 62% в начале эксперимента. Численный состав группы девушек с низким уровнем здоровья не изменился.

У юношей контрольной группы произошло изменение количественного состава с 17% до 25% группы лиц с низким уровнем здоровья за счет уменьшения на 8% группы со средним уровнем здоровья. Изменений в группе юношей с высоким уровнем здоровья не произошло (8%).

Все вышеизложенное позволяет констатировать, что в процессе реализации комплексной программы опытноэкспериментальной работы удалось на практике реализовать основные положения формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни у студентов; сфор-

Т.Ю. Дъячкова. РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТОЙ В СИСТЕМЕ ВНУТРИШКОЛБНОГО РУКОВОДСТВА

мировать знания, практические умения и навыки, необходимые для создания педагогических условий профессиональной направленности будущих учителей к физкультурно-оздоровительной работе с учащимися.

В результате проведенной исследовательской работы у большинства студентов подтверждается сформирован-ность когнитивного компонента на основании значительного повышения объема теоретических знаний по физической культуре, а также росту уровня практических умений и навыков использования современных оздоровительных технологий, самоконтроля своего физического состояния, психологической релаксации.

На сформированность эмоционального компонента указывает тот факт, что здоровье после опытной работы остается одной из жизненно важных ценностей у абсолютного большинства студентов экспериментальной группы.

О сформированности мотивационно-поведенческого компонента можно судить на основании достоверного прироста показателей отношений по всем составляющим здорового стиля жизни.

Опытно-экспериментальным путем доказано, что вовлечение студентов в личностно-ориентированную деятельность способствует формированию у них ценностного

отношения к физической культуре и к собственному здоровью как необходимому условию социального, профессионального и психофизического благополучия человека. Установлено, что активный двигательный режим, рациональная организация видов деятельности положительно влияют на развитие осознанного отношения к собственному здоровью, а также установлена прямая зависимость между уровнем здоровья и отношением к компонентам здорового образа жизни.

Литература

1. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова H.A. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую прикладную валеологию. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. 192 с.

2. Вайнер Э.Н. Валеология. М.: Изд-во «Флинта», 2001. 416 с.

3. Брехман И.И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека // Вопросы философии. 1982. № 2. С. 48-53.

4. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология / Серия «Гиппократ». Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 248 с.

5. Бондин В.И. Здоровьесберегающие технологии в системе высшего педагогического образования // Теория и практика физической культуры. 2004. № 10. С. 15-18.

M.I. Sentizova

Educational space of the higher educational institution as a condition for training future teachers in the sphere of health activity

The article presents research results on implementation of the model of pedagogical support in training of future teachers in the field of health preserving activity where the key role is given to creation of health maintaining environment at institution.

Key-words: health supporting environment, health preserving activity, healthy way of life, physical education, pedagogical providing, pedagogical technology.

‘V**’

УДК 37.013.75

Т.Ю Дъячкова

РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТОЙ В СИСТЕМЕ ВНУТРИШКОЛЬНОГО РУКОВОДСТВА

Кратко изложен современных подход к разработке организационно-педагогической модели модернизации управления учебной работой в системе внутришкольного руководства в синергетическом и компетентностном аспектах.

Ключевые слова: модель, принцип, компетентность, компетенция, стратегия образования, качество образования, акмеология, эффективное обучение, модернизация, образовательная среда.

Одной из первых задач, которую необходимо выполнить руководителю образовательного учреждения, является

ДЬЯЧКОВА Тамара Юрьевна - зам. директора по учебной работе МОУ «СОШ № 1», г. Ленек, РС (Я)

моделирование управления учебной работой в системе внутришкольного руководства. Разрабатывая модель управления учебной работой, мы исходим из определенных позиций, которые обоснованы В.И. Загвязинским, Атахано-вым Р. [1], А.Н. Дахиным [2], В.И. Журавлевым и др. [3],

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.