Научная статья на тему 'Уровень тревожности и способы эмоционального реагирования родителей детей с врожденным пороком сердца'

Уровень тревожности и способы эмоционального реагирования родителей детей с врожденным пороком сердца Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
370
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Авдюшкина Т. В., Зуева О. А.

В Кемерове с 2009 г. начала внедряться в практику программа психологической диагностики и коррекции детей и родителей, готовящихся к хирургическому лечению врожденного порока сердца (ВПС). Ежегодно только в России рождается более 20 тысяч детей с врожденными пороками сердца. Одним из основных способов коррекции ВПС у детей является оперативное лечение. Это приводит к тому, что у родителей возникает беспокойство перед предстоящей операцией. И это беспокойство неизбежно передаётся детям. Предметом нашего исследования стало изучение уровня тревожности и степени депрессии у родителей и стратегий реагирования на стрессовую ситуацию. Исследование проводилось на базе детского отделения кардиоцентра г. Кемерово. В 2013 г. нами обследовано 136 матерей детей с врожденным пороком сердца. Все обследованные были распределены на три группы: родители детей до года (86), родители детей 1-5 лет (40), родители детей старше 5 лет (10). Целью описываемой работы явилось следующее: выявление влияния на стратегию реагирования в стрессовой ситуации уровня тревожности родителей, а также выявление влияния социального положения семьи и уровня образования на характер эмоционального реагирования родителей. Анализ медико-социального статуса семей детей с ВПС показал, что в многодетных семьях воспитывались 12 детей (9%); отягощенная наследственность по кардиологическому профилю выявлена у 20 детей (17%). Материнская выборка по уровню образования распределена на группы: высшее образование 45 (33,3%), среднее специальное 46 (34%), среднее – 37(27%), неполное среднее и без образования – 8(5,7%). Согласно поставленным задачам, были использованы следующие методики: шкала депрессии Э.Бека, шкала самооценки тревоги Цунга. На основании полученных данных было установлено: Для всех групп матерей характерно повышенное чувство тревоги – 76,4%, причем, в группе родителей имевших высшее образование, преобладает средний и высокий уровень тревожности – 68,3%. У родителей без образования низкий уровень тревожности определяется в 23,2%. Наличие депрессивных расстройств диагностируется у 56,6% матерей с высшим и средним специальным образованием. У родителей без образования депрессивных расстройств не определяется. Особенностью родителей детей с ВПС является их повышенная тревожность, связанная с будущим. Она включает тревогу за здоровье больного ребенка, здорового ребенка в семье, их собственного здоровья, а также генерализованную тревогу и чувство неуверенности, страха за завтрашний день. Часто их взгляды пессимистичны, а также они затрудняются представить свое будущее. Острой психологической проблемой, часто встречающейся у родителей, является наличие чувства вины, связанной с болезнью ребенка. Реакция самообвинения сопряжена с неуверенностью и мнительностью, а также высокой чувствительностью к определенным событиям. Психологические проблемы занимают далеко не последнее место во всем сложном комплексе лечения ребенка с ВПС. Так или иначе, родители сталкиваются с ними, потому что лечение потребует не только усилий и знаний, но и понимания всего, что с ребенком делают и будут делать. У родителей нами выявлено три стратегии реагирования на стрессовую ситуацию: активная, пассивная, сомневающаяся. Психологическая реакция родителей при активном реагировании определяется страхом за жизнь ребенка, его возможным длительным болезненным состоянием после операции, мыслями о его и своем ближайшем и отдаленном будущем. Родители постоянно задают вопросы, интересуются ходом операции и сроками перевода ребенка из реанимационного отделения, возможным консультированием ребенка другими специалистами по мере необходимости, планом дальнейшей реабилитации и восстановительного лечения. При сомневающемся типе реагирования у родителей есть много одинаковых вопросов, которые они редко задают врачам, а стремятся обсудить друг с другом; реакция родителей во многом определяется их личным представлением о том, что у ребенка имеется «смертельное» заболевание, которое, однако, можно излечить. У некоторых появляется чувство озлобления, выражающееся в постоянном нарочитом поиске плохого отношения к их ребенку, недостаточного внимания и, по их мнению, медицинских ошибок. Иногда, напротив, родители «уходят в себя», не принимая никакого участия в процессе лечения, а просто покорно ожидая исхода, который даже в отличных случаях им кажется плохим. При пассивном типе реагирования у родителей имеется тенденция избирательно «блокировать» сведения, которые им дают медики. Они могут «слушать, но не слышать» то, что им пытаются объяснить, особенно, когда речь идет о сложных, не знакомых для них понятиях: диагнозе, методах исследования, хирургических возможностях, степени риска и возможного исхода. Другие подсознательно преуменьшают сложность проблемы, охраняя собственную психику. Таким образом, результаты исследования показали, что уровень тревожности и степень депрессивных расстройств родителей детей с ВПС, нуждающихся в оперативном лечении, имеют корреляцию в зависимости от уровня образования – чем выше уровень образования, тем выше уровень тревоги. При этом определяются три основные стратегии поведения родителей: активная, сомневающаяся, пассивная. Полученные данные используются нами в психокоррекционной работе с родителями и обучении их эффективным методам поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Авдюшкина Т. В., Зуева О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уровень тревожности и способы эмоционального реагирования родителей детей с врожденным пороком сердца»

уровень тревожности и способы эмоционального реагирования родителей детей с врожденным пороком сердца

т. в. авдюшкина, о. а. зуева

Государственное казенное учреждение здравоохранения Кемеровской области «Кемеровская областная клиническая психиатрическая больница», Кемерово

В Кемерове с 2009 г. начала внедряться в практику программа психологической диагностики и коррекции детей и родителей, готовящихся к хирургическому лечению врожденного порока сердца (ВПС).

Ежегодно только в России рождается более 20 тысяч детей с врожденными пороками сердца. Одним из основных способов коррекции ВПС у детей является оперативное лечение. Это приводит к тому, что у родителей возникает беспокойство перед предстоящей операцией. И это беспокойство неизбежно передается детям.

Предметом нашего исследования стало изучение уровня тревожности и степени депрессии у родителей и стратегий реагирования на стрессовую ситуацию. Исследование проводилось на базе детского отделения кардиоцентра г. Кемерово.

В 2013 г. нами обследовано 136 матерей детей с врожденным пороком сердца.

Все обследованные были распределены на три группы: родители детей до года (86), родители детей 1-5 лет (40), родители детей старше 5 лет (10).

Цель. Выявление влияния на стратегию реагирования в стрессовой ситуации уровня тревожности родителей, а также выявление влияния социального положения семьи и уровня образования на характер эмоционального реагирования родителей.

Анализ медико-социального статуса семей детей с ВПС показал, что в многодетных семьях воспитывались 12 детей (9 %); отягощенная наследственность по кардиологическому профилю выявлена у 20 детей (17 %). Материнская выборка по уровню образования распределена на группы: высшее образование - 45 (33,3 %), среднее специальное - 46 (34 %), среднее - 37 (27 %), неполное среднее и без образования - 8 (5,7 %).

Согласно поставленным задачам, были использованы следующие методики: шкала депрессии Э. Бека, шкала самооценки тревоги Цунга.

На основании полученных данных было установлено следующее.

Для всех групп матерей характерно повышенное чувство тревоги - 76,4 %, причем в группе родителей, имеющих высшее образование, преобладает средний и высокий уровень тревожности -68,3 %. У родителей без образования низкий уровень тревожности определяется в 23,2 %.

Наличие депрессивных расстройств диагностируется у 56,6 % матерей с высшим и средним специальным образованием. У родителей без образования депрессивных расстройств не определяется.

Особенностью родителей детей с ВПС является их повышенная тревожность, связанная с будущим. Она включает тревогу за здоровье больного ребенка, других детей в семье, их собственного здоровья, а также генерализованную тревогу и чувство неуверенности, страха перед завтрашним днем. Часто их взгляды пессимистичны, они затрудняются представить свое будущее.

Острой психологической проблемой, часто встречающейся у родителей, является наличие чувства вины, связанной с болезнью ребенка. Реакция самообвинения сопряжена с неуверенностью и мнительностью, а также высокой чувствительностью к определенным событиям.

Психологические проблемы занимают далеко не последнее место во всем сложном комплексе лечения ребенка с ВПС. Так или иначе, родители сталкиваются с ними, потому что лечение потребует не только усилий и знаний, но и понимания всего, что с ребенком делают и будут делать.

У родителей нами выявлено три типа реагирования на стрессовую ситуацию: активный, пассивный, сомневающийся.

Психологическая реакция родителей при активном типе реагирования определяется страхом за жизнь ребенка, связанным с его возможным длительным болезненным состоянием после операции, мыслями о его и своем ближайшем и отдаленном будущем. Родители постоянно задают вопросы, интересуются ходом операции и сроками перевода ребенка из реанимационного отделения, возможным консультированием ребенка другими специалистами по мере необходимости, планом дальнейшей реабилитации и восстановительного лечения.

При сомневающемся типе реагирования у родителей есть много одинаковых вопросов, которые они редко задают врачам, а стремятся обсудить их друг с другом. Реакция родителей во многом определяется их личным представлением о том, что у ребенка имеется «смертельное» заболевание, которое, однако, можно излечить. У некоторых появляется чувство озлобления, выражающееся в постоянном нарочитом поиске плохого отношения к их ребенку, недостаточного внимания и, по их мнению, медицинских ошибок. Иногда, напротив, родители уходят в себя, не принимая никакого участия в процессе лечения, а просто покорно ожидая исхода, который даже в отличных случаях им кажется плохим.

При пассивном типе реагирования у родителей имеется тенденция избирательно блокировать сведения, которые им дают медики. Они могут слушать, но не слышать то, что им пытаются объяснить, особенно когда речь идет о сложных, незнакомых для них понятиях: диагнозе, методах исследования, хирургических возможностях, степени риска и возможного исхода. Другие подсознательно преуменьшают сложность проблемы, охраняя собственную психику.

Таким образом, результаты исследования показали, что уровень тревожности и степень депрессивных расстройств родителей детей с ВПС, нуждающихся в оперативном лечении, имеют корреляцию в зависимости от уровня образования - чем выше уровень образования, тем выше уровень тревоги. При этом определяются три основные стратегии поведения родителей: активная, сомневающаяся, пассивная.

Полученные данные используются нами в психокоррекционной работе с родителями и обучении их эффективным методам поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.