Научная статья на тему 'Отдельные аспекты психологической работы с родителями детей, страдающих врожденными пороками сердца в предоперационный'

Отдельные аспекты психологической работы с родителями детей, страдающих врожденными пороками сердца в предоперационный Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
495
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гордеев В. А., Авдюшкина Т. В., Зуева О. А., Максименко А. В.

В Кемерове с 2009г. начала внедряться в практику программа психологической диагностики и коррекции детей и родителей, готовящихся к хирургическому лечению врожденного порока сердца. Предстоящее оперативное лечение врожденного порока сердца (ВПС) у ребенка вызывает беспокойство у родителей. И это беспокойство неизбежно передаётся детям. Маленький ребёнок не понимает до конца, что такое операция и как она проходит, у детей обычно всегда присутствует страх перед врачами и медицинскими процедурами, и в данном случае он усиливается фактором неизвестности. Наложение этих факторов травмирует психику ребёнка, что в итоге может привести к развитию невротических и неврозоподобных расстройств. Существует прямая зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Целью нашего исследования было выявить влияние эффективного поведения родителей (копинг-поведение), влияющего на уровень тревожности детей оперированных по поводу врожденного порока сердца. В период 2011 – 2013 гг. было обследовано 116 детей в возрасте 5-17 лет (21% от общего количества детей, остальные дети по возрасту были младше). Наличие тревожности выявлено у 76,4% матерей. Повышенный уровень тревожности выявлен у 76,7 % детей (74,4 % мальчики, 79 % девочки). Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым переживаниям состояния тревоги и низком пороге его возникновения. Предстоящая операция – это стресс, и состояние родителей чрезвычайно важно. Опыт показывает, что в выздоровлении ребенка далеко не последнюю роль играют поддержка родителей и вся окружающая ребенка среда, которая должна быть максимально доброжелательной. Особенно остро переживается родителями момент самой операции и ближайших часов и дней после нее. Здесь возникают один за другим несколько труднейших, травмирующих моментов: отрыв ребенка от матери (возможно первый в его жизни), период тревожного времени самой операции, первое посещение палаты в реанимационном отделении (это желательно, так как помогает родителям понять и оценить всю сложность ближайшего послеоперационного ухода), перевод в хирургическое отделение и, наконец, выписка из больницы. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Ребенок, будучи существом повышенно сензитивным, обладает высокой чувствительностью к состоянию родителей, и поэтому нашей задачей являлось обучить родителей коппинг-стимулирующему поведению, которое подразумевает использование методов, способствующих уменьшению беспокойства и страха у детей перед операцией (отвлечение внимания, разговор, не касающийся проведения манипуляции, юмор). Копинг, копинговые стратегии — это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом. Понятие копинг-стимулирующего поведения объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться как с запросами обыденной жизни, так и чрезмерными или превышающими ресурсы человека требованиями. В свою очередь дистресс-стимулирующее поведение определяется, как мнимо обнадеживающие и действующие из лучших побуждений высказывания, которые в действительности в восприятии ребенка противоположны существующей реальности. Новая стратегия поведения родителей способствует уменьшению беспокойства и страха у детей перед проведением оперативного вмешательства. Желательное поведение взрослого (копинг-поведение) включало разговор, не связанный с предстоящей манипуляцией (например, о друзьях, игрушках, любимых играх, фильмах), использование юмора и так называемой медицинской реинтерпретации, когда родитель позиционируют саму медицинскую процедуру и оборудование как что-то забавное и позитивное. Такое поведение отвлекает детей от их эмоций и/или помогает перестроить новую потенциально отпугивающую среду на что-то понятное, связанное с низким уровнем беспокойства. Важно, чтобы контроль над ситуацией находился у взрослого. Ребенок не должен контролировать и принимать решение для осуществления поступков, которые вызывали бы у него повышенный уровень беспокойства. Не всем детям можно говорить все о предстоящей операции на сердце, но в любом случае ребенка нужно успокаивать тем, что он ничего не почувствует, что мама будет всегда рядом, что все будет хорошо. Подготавливая ребенка психологически к операции, сама мама должна быть внутренне спокойна, так как все переживания и измененный тембр голоса улавливаются ребенком, создавая внутреннее напряжение, тем самым усиливая противовес в сторону недоверия. Если ребёнок уже входит в осознающий себя возраст, нужно стараться честно отвечать на все заданные им вопросы, ответы должны быть простыми, понятными ребенку и наполнены позитивом. Присутствие рядом мамы, любимых игрушек дает возможность ребенку свести к минимуму весь психологический дискомфорт, связанный с лечебным учреждением. При комфортных условиях и правильной психологической подготовке предоперационный период проходит благоприятно. После операции мама объясняет ребенку, что он будет себя чувствовать немного подругому, но это не надолго. Обязательно говорит ребенку, чтобы он правильно передавал свое состояние доктору, так как от этого будет зависеть его выписка из больницы. Информация выдается ребенку постепенно, по мере выздоровления ребенка прибавляя информацию о том, как надо себя вести в послеоперационный период (что можно и чего нельзя). Задачей психолога было показать и обучить родителей приемлемым формам поведения. В результате психокоррекционных методов нашей работы с детьми, готовящихся к оперативному лечению врожденного порока сердца, и родителями, обучая их копинг – стимулирующему поведению, уменьшился уровень тревожности детей в пред и послеоперационный период (с 83,4% при поступлении до 37,3% перед выпиской). Среди пациентов практически у всех была обнаружена положительная динамика. Наиболее хорошие результаты отмечались у детей 5–8 лет. Таким образом, учитывая наличие высокого уровня тревожности у детей с ВПС, готовящихся к оперативному лечению, необходимо формировать стратегии поведения родителей, которые способствуют уменьшению беспокойства и страха у детей перед проведением оперативного вмешательства, а также влияют на послеоперационные исходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гордеев В. А., Авдюшкина Т. В., Зуева О. А., Максименко А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты психологической работы с родителями детей, страдающих врожденными пороками сердца в предоперационный»

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ВРОЖДЕННЫМИ ПОРОКАМИ СЕРДЦА, В ПРЕДОПЕРАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

В. А. ГОРДЕЕВ, Т. В. АВДЮШКИНА, О. А. ЗУЕВА, А. В. МАКСИМЕНКО

Государственное казенное учреждение здравоохранения Кемеровской области «Кемеровская областная клиническая психиатрическая больница», Кемерово

В Кемерове с 2009 г. начала внедряться в практику программа психологической диагностики и коррекции родителей и детей, готовящихся к хирургическому лечению врожденного порока сердца.

Предстоящее оперативное лечение врожденного порока сердца (ВПС) у ребенка вызывает беспокойство родителей, которое неизбежно передается детям. Маленький ребенок не понимает до конца, что такое операция и как она проходит, обычно у детей присутствует страх перед врачами и медицинскими процедурами, и в данном случае он усиливается фактором неизвестности. Наложение этих факторов травмирует психику ребенка, что в итоге может привести к развитию невротических и неврозоподобных расстройств.

Существует прямая зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Целью нашего исследования было выявить влияние эффективного поведения родителей (копинг-поведение), влияющего на уровень тревожности детей, оперированных по поводу врожденного порока сердца.

В 2011-2013 гг. было обследовано 116 детей в возрасте 5-17 лет (21 % от общего количества детей, остальные были младше). Наличие тревожности выявлено у 76,4 % матерей. Повышенный уровень тревожности выявлен у 76,7 % детей (74,4 % - мальчики, 79 % - девочки).

Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым переживаниям состояния тревоги и низком пороге его возникновения.

Предстоящая операция - это стресс, и состояние родителей чрезвычайно важно. Опыт показывает, что в выздоровлении ребенка далеко не последнюю роль играют поддержка родителей и вся окружающая ребенка среда, которая должна быть максимально доброжелательной.

Особенно остро переживается родителями момент самой операции и ближайших часов и дней после нее. Здесь возникают один за другим несколько труднейших, травмирующих моментов: отрыв ребенка от матери (возможно, первый в его жизни), сама операция, первое посещение палаты в реанимационном отделении (это желательно, так как помогает родителям понять и оценить всю сложность ближайшего послеоперационного ухода), перевод в хирургическое отделение и выписка из больницы.

Многое зависит от способов общения родителей с ребенком.

Ребенок, будучи существом повышенно сензи-тивным, обладает высокой чувствительностью к состоянию родителей, и поэтому нашей задачей являлось обучить родителей копинг-стимулирую-щему поведению, которое подразумевает использование методов, способствующих уменьшению беспокойства и страха у детей перед операцией (отвлечение внимания, разговор, не касающийся проведения манипуляции, юмор).

Копинг, копинговые стратегии - это то, что делает человек, чтобы справиться со стрессом. Понятие копинг-стимулирующего поведения объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы справиться как с запросами обыденной жизни, так и чрезмерными или превышающими

ресурсы человека требованиями. В свою очередь, дистресс-стимулирующее поведение определяется, как мнимо обнадеживающие и действующие из лучших побуждений высказывания, которые в действительности в восприятии ребенка противоположны существующей реальности.

Новая стратегия поведения родителей способствует уменьшению беспокойства и страха у детей перед проведением оперативного вмешательства.

Желательное поведение взрослого (копинг-по-ведение) включало разговор, не связанный с предстоящей манипуляцией (например, о друзьях, игрушках, любимых играх, фильмах), использование юмора и так называемой медицинской реинтерпретации, когда родитель позиционирует саму медицинскую процедуру и оборудование как что-то забавное и позитивное. Такое поведение отвлекает детей от их эмоций и/или помогает перестроить новую потенциально отпугивающую среду на что-то понятное, связанное с низким уровнем беспокойства.

Важно, чтобы контроль над ситуацией находился у взрослого. Ребенок не должен контролировать и принимать решение для осуществления поступков, которые вызывали бы у него повышенный уровень беспокойства.

Не всем детям можно говорить все о предстоящей операции на сердце, но в любом случае ребенка нужно успокаивать тем, что он ничего не почувствует, что мама будет всегда рядом, что все будет хорошо. Подготавливая ребенка психологически к операции, сама мама должна быть внутренне спокойна, так как все переживания и измененный тембр голоса улавливаются ребенком, создавая внутреннее напряжение, тем самым усиливая противовес в сторону недоверия.

Если ребенок уже входит в осознающий себя возраст, нужно стараться честно отвечать на все

заданные им вопросы, ответы должны быть простыми, понятными ребенку и наполнены позитивом. Присутствие рядом мамы, любимых игрушек дает возможность ребенку свести к минимуму весь психологический дискомфорт, связанный с лечебным учреждением. При комфортных условиях и правильной психологической подготовке предоперационный период проходит благоприятно.

После операции мама объясняет ребенку, что он будет себя чувствовать немного по-другому, но это ненадолго. Обязательно говорить ребенку, чтобы он правильно передавал свое состояние доктору, так как от этого будет зависеть его выписка из больницы. Информация выдается ребенку постепенно, по мере выздоровления ребенка прибавляется информация о том, как надо себя вести в послеоперационный период (что можно и чего нельзя).

Задачей психолога было показать и обучить родителей приемлемым формам поведения.

В результате психокоррекционных методов нашей работы с детьми, готовящихся к оперативному лечению врожденного порока сердца, и обучение родителей копинг-стимулирующему поведению уменьшился уровень тревожности детей в пред- и послеоперационный период (с 83,4 % при поступлении до 37,3 % перед выпиской). Среди пациентов практически у всех была обнаружена положительная динамика. Наиболее хорошие результаты отмечались у детей 5-8 лет.

Таким образом, учитывая наличие высокого уровня тревожности у детей с ВПС, готовящихся к оперативному лечению, необходимо формировать стратегии поведения родителей, которые способствуют уменьшению беспокойства и страха у детей перед проведением оперативного вмешательства, а также влияют на послеоперационные исходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.