Научная статья на тему 'Уровень развития механизма децентрации у девиантных подростков'

Уровень развития механизма децентрации у девиантных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
507
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЦЕНТРАЦИЯ / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ДЕЦЕНТРАЦИИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕВИАНТНЫЕ ПОДРОСТКИ / DECENTRATION / THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF THE MECHANISM OF DECENTRATION / DEVIANT BEHAVIOR / DEVIANT ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рассудова Л. А.

В статье описывается место и роль механизма децентрации в развитии личности, приводится краткая характеристика данного феномена, особенности его проявления у девиантных подростков. Анализируются результаты исследования уровня развития механизма децентрации у девиантных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVEL OF DEVELOPMENT MECHANISM DECENTRATION IN DEVIANT TEENAGERS

This paper describes the role and place of the mechanism of decentration in personality development, provides a brief description of this phenomenon, especially its manifestations in deviant adolescents. The results of study of the level of development of the mechanism of decentration in deviant adolescents.

Текст научной работы на тему «Уровень развития механизма децентрации у девиантных подростков»

в вузе и в школе. Выпускник средней школы, как правило, не обладает необходимыми в вузе общими учебными умениями и навыками, оказывается на первых этапах обучения не готовым к освоению учебных курсов. Создание школ различных направлений на базе вузов является одним из путей решения данной проблемы.

Исследование показало, что на современном этапе развития образования в России особую актуальность приобретает проблема выбора выпускником будущей профессии и соответствующего образовательного учреждения. На наш взгляд, наиболее доступной формой профессиональной ориентации в школе является профильное обучение, целью которого является дифференциация и индивидуализация обучения. Однако анализ исследований показывает, что открытым на сегодня остается вопрос о процедуре и показателях отбора в профильные классы и аттестации их выпускников. В качестве одной из форм оценки достижений учащихся в последнее время используют учебные портфолио. (Т.Г Новикова, М.А. Чошанов, J. Kendall, R. Marzano, D. Meier и др.).

Библиографический список

Исследование показало, что для системы непрерывного образования важна преемственность на всех его ступенях и уровнях, которой можно добиться за счет внедрения в учебную практику новой модели «школа-вуз».

Одним из приоритетных направлений инновационно-экспериментальной деятельности в системе образования можно считать разработку новых концепций развития старшей ступени средней школы путем создания научно-методических и социально-педагогических комплексов. Именно эти задачи послужили ориентиром при выборе экспериментального исследования, который выполняется на базе школы.

Проведенное исследование показало, что создание интегративных образовательных учебно-научных комплексов, таких как «школа-вуз», позволяет решать проблему преемственности между школой и вузом, дает возможность учащимся получить фундаментальные знания по различным предметам, способствует повышению квалификации учителей и специалистов образования и задает культуросообразное пространство, которое на наш взгляд предоставляет богатые возможности для гармоничного развития личности и ее самореализации.

1. Данилюк, А.Я. Теория интеграции образования. - Ростов-на-Дону, 2000.

2. Берулава, М.Н. Теоретические основы интеграции образования. - М., 1998.

3. Шапоринский, С.А. Обучение и научное познание. - М., 1981.

4. Кондаков, Н.И. Логический словарь-справочник. - М.,1976.

5. Безрукова, В.С. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизм реализации // В.С. Безрукова Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: сб. научн. тр. - Свердловск, 1990.

6. Кузьмин, В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. - М., 1980.

7. Тюнников, Ю.С. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-воспитательной работе СПТУ. - М., 1988.

8. Чапаев, Н.К. Интеграция образования и производства: методика, теория, опыт: монография / Н.К. Чапаев, М.Л. Вайнштейн. - Челябинск, 2007.

9. Чапаев, Н.А. Теоретико-методологические основы педагогической интеграции: дисс. ...д-ра пед. наук. - Екатеринбург, 1998.

10. Малинин, В.А. Парадигма образования в контексте общества знаний // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.

- 2012. - № 3(1).

11. Иноземцев, В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. - М., 2000.

Bibliography

1. Danilyuk, A.Ya. Teoriya integracii obrazovaniya. - Rostov-na-Donu, 2000.

2. Berulava, M.N. Teoreticheskie osnovih integracii obrazovaniya. - M., 1998.

3. Shaporinskiyj, S.A. Obuchenie i nauchnoe poznanie. - M., 1981.

4. Kondakov, N.I. Logicheskiyj slovarj-spravochnik. - M.,1976.

5. Bezrukova, V.S. Pedagogicheskaya integraciya: suthnostj, sostav, mekhanizm realizacii // V.S. Bezrukova Integracionnihe processih v pedagogicheskoyj teorii i praktike: sb. nauchn. tr. - Sverdlovsk, 1990.

6. Kuzjmin, V.P. Princip sistemnosti v teorii i metodologii K.Marksa. - M., 1980.

7. Tyunnikov, Yu.S. Metodika vihyavleniya i opisaniya integrativnihkh processov v uchebno-vospitateljnoyj rabote SPTU. - M., 1988.

8. Chapaev, N.K. Integraciya obrazovaniya i proizvodstva: metodika, teoriya, opiht: monografiya / N.K. Chapaev, M.L. Vayjnshteyjn. - Chelyabinsk, 2007.

9. Chapaev, N.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovih pedagogicheskoyj integracii: diss. ...d-ra ped. nauk. - Ekaterinburg, 1998.

10. Malinin, V.A. Paradigma obrazovaniya v kontekste obthestva znaniyj // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. - 2012.

- № 3(1).

11. Inozemcev, V.L. Sovremennoe postindustrialjnoe obthestvo: priroda, protivorechiya, perspektivih. - M., 2000.

Статья поступила в редакцию: 06.08.12

УДК 371:159.9

Rassudova L.A. LEVEL OF DEVELOPMENT MECHANISM DECENTRATION IN DEVIANT TEENAGERS. This paper describes the role and place of the mechanism of decentration in personality development, provides a brief description of this phenomenon, especially its manifestations in deviant adolescents. The results of study of the level of development of the mechanism of decentration in deviant adolescents.

Key words: decentration, the level of development of the mechanism of decentration, deviant behavior, deviant adolescents.

Л.А. Рассудова, аспирант каф. общей и педагогической психологии Омского государственного

педагогического университета, г. Омск, E-mail: r_ludmila@bk.ru

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МЕХАНИЗМА ДЕЦЕНТРАЦИИ У ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

В статье описывается место и роль механизма децентрации в развитии личности, приводится краткая характеристика данного феномена, особенности его проявления у девиантных подростков. Анализируются результаты исследования уровня развития механизма децентрации у девиантных подростков.

Ключевые слова: децентрация, уровень развития механизма децентрации, девиантное поведение, девиантные подростки.

Социальная категория несовершеннолетних правонарушителей сегодня особенно нуждается во внимании профессиональных психологов. Напряженная и неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоя-

щее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подростков. Во многих регионах России наблюдается снижение возрастных границ правонарушителей, растет число безнадзорных и употреб-

ляющих психоактивные вещества детей. Очевидно, что в сложившейся ситуации наиболее актуальными остаются проблемы психологической адаптации, социализации и девиантности. В данной статье девиантное поведение личности рассматривается, прежде всего, в аспекте ее развития и адаптации к социальной среде, так как такое поведение обычно ведет к нарушению взаимодействия человека с социумом. Для оптимизации этого взаимодействия значительную роль играет способность к децентрации, которую можно трактовать как психологический механизм учета и координации индивидом точек зрения других людей со своей собственной. Именно механизм децентрации лежит в основе способности индивида к принятию роли другого человека, определяя эффективность коммуникативного взаимодействия. Децентрация является важным компонентом межличностного понимания. Развитие децентрации обеспечивает успешное взаимодействие с внешним миром, с обществом в целом и с отдельным человеком, как представителем общества. Можно предположить, что данная способность слабо развита у девиантных подростков, психологическая помощь которым остаётся одним из актуальных вопросов в психологии. Кратко охарактеризуем феномен децентрации и особенности его проявления у девиантных подростков.

Феномен децентрации изучался не только в психологической науке, но также в философии и в социологии. В философском аспекте под децентрацией понимается отказ человека от тождества с другими людьми. Предпосылкой децентрации личности выступает свобода, через которую человек способен занять свою субъективную жизненную позицию по отношению к себе, другим людям, ко всему окружающему миру.

В социальном аспекте под децентрацией понимается способность человека к принятию социальной роли и роли другого человека. Первоначально во взаимодействии с другими ребенок научается отличать самого себя от остального мира. Затем способность к принятию социальных ролей развивается в процессе ролевых игр, при котором шаблоны поведения формируются в хорошо организованные значения и роли. В дальнейшем предпосылками децентрации личности является расширение радиуса значимых отношений и формирующийся при этом социальный опыт. Таким образом, если в философии сущность децентрации раскрывается через понятие свободы, то в социологии при определении данного феномена акцент делается на взаимодействии человека с социумом, что приближает понимание децентрации с позиции социологии к его пониманию с позиции психологической.

В психологическом аспекте децентрация рассматривается как механизм личностного развития индивида. Понятие децент-рации - одно из ключевых в концепции генетической эпистемологии Ж. Пиаже, который использовал данный термин для анализа процессов социализации, когнитивного и морального развития личности [1]. Ж. Пиаже определяет децентрацию как механизм развития личности в процессе преобразования смысла образов, представлений и понятий человека с учетом возможных точек зрения других людей. Ж. Пиаже в своей теории рассматривал психическое развитие как закономерный, социально обусловленный переход от инфантильного эгоцентризма, характерного для ранних стадий развития ребенка, к зрелому и над-ситуативному типу восприятия и мышления, предполагающему чувствительность к альтернативным взглядам, позициям и точкам зрения других людей. С точки зрения Ж. Пиаже и его последователей, способность к децентрации может существенно изменяться на различных возрастных стадиях, повышаясь от детского к зрелому возрасту и несколько снижаясь к старости; она также варьирует в различных сферах деятельности субъекта: так, в профессиональном взаимодействии децентрация обычно осуществляется успешнее, чем в семейно-бытовых отношениях. Но важнейшим периодом в формировании способности к децентрации является подростковый возраст. В возрасте от 11-12 лет и до 14-15 лет осуществляется последняя фундаментальная децентрация - индивид освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. В этом возрасте, когда, согласно Ж. Пиаже, окончательно формируется личность, создаётся программа жизни. Для создания же программы жизни необходимо развитие гипотикодедук-тивного, то есть формального мышления. Строя план своей будущей жизни, подростки зачастую приписывают себе нереалистичные цели и организуют свой план жизни в зависимости от них. С такими планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его. Испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимыми от него, подростки постепенно социализируются. В процессе социали-

зации формируется и развивается способность к децентрации -через необходимость считаться с мнением других людей, через столкновение противоположных позиций и их интеграцию во внутреннем плане личности. Согласно Ж. Пиаже, только профессиональная работа способствует полному и окончательному преодолению кризиса адаптации и указывает на окончательный переход к взрослому состоянию[1].

У девиантных подростков процессы социализации и адаптации существенно затруднены. Как известно, отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных формах подростковой дезадаптации. Дезадаптация у девиантных подростков проявляется в затруднениях усвоения социальных ролей, норм и требований социальных институтов, в первую очередь семьи и школы. Со временем происходит расширение диапазона социальных ролей, однако процесс их освоения у девиантных подростков нарушен и искажен, что может привести к большому эмоциональному напряжению и нарушению поведения. Адаптация у девиантных подростков осуществляется неэффективно, что существенно затрудняет и искажает процесс личностного развития. Мы полагаем, что поэтапная децентрация, благодаря которой и происходит социализация и окончательный переход к взрослому состоянию, у девиантных подростков нарушена или затруднена. В связи с этим, следует отметить, что и сам Ж. Пиаже, и его последователи в рамках концепции генетической эпистемологии расценивают децентрацию в качестве ключевого механизма, позволяющего в ряде случаев нормализовать процесс личностного развития и в эмоциональном, и в интеллектуальном, и в социальном планах.

Ж. Пиаже полагал, что в своем психическом развитии ребенок следует тем путем, который до него прошло человеческое познание за многие века культурной истории - это путь от непосредственной точки зрения или «познавательного эгоцентризма» к «децентрированному» систематическому мышлению. При этом источником децентрации является, прежде всего, непосредственное взаимодействие и общение с референтным окружением, без которого невозможно развитие способности не только различать, но и учитывать позиции и мнения других людей, появление готовности к осмысленной корректировке изначально принятой точки зрения. Именно в таком взаимодействии происходит столкновение противоречивых точек зрения, побуждающее субъекта к преобразованию смысла образов, понятий и представлений в собственной познавательной позиции. Но девиантные подростки в большинстве случаев лишены социально-благополучной среды для развития, а, следовательно, и положительного примера для подражания, и установки на приобретения положительного социального опыта, четких целей и перспектив. Для них характерно неудовлетворение социальных потребностей в сфере межличностных взаимоотношений, что ведет к возникновению субъективного чувства отчужденности от социально нормативных групп сверстников. Ульянова В.П. в своей работе [2] описывает, как при несоответствии предъявляемым требованиям общества подростки зачастую демонстрируют поведение, направленное против этих требований. Поэтому желание соответствовать ожиданиям общества уменьшается, а стремление уклониться от них, напротив, растет.

При этом большую роль играют девиантные сверстники. Наличие девиантной группы облегчает совершение делинквентных действий; обеспечивает психологическую поддержку и поощрение за участие в таких действиях; уменьшает эффективность личных и социальных механизмов, которые могли бы затормозить проявление девиантных склонностей. В результате и установки, и референтные группы, и поведение подростка становятся все более антинормативными, толкая его все дальше по пути девиации. Мы полагаем, что в подобных условиях механизм децентрации если и продолжает функционировать, то в весьма искаженной форме. В специфической субкультуре подростков с отклоняющимся поведением нормы прямо противопоставлены общественным. К социально-психологическим характеристикам подростков с девиантным поведением как специфической социальной группы можно отнести повышенную тревожность, жестокость, агрессивность, конфликтность. Эти качества обычно принимают устойчивый характер в процессе стихийногруппового общения подростков. Для девиантных подростков характерно отсутствие различения позиций разных людей, замена объективной оценки субъективной, преобладание житейского уровня обобщения над логическим, нечувствительность к противоречиям. Названные характеристики ясно свидетельствуют о низкой способности девиантных подростков к учёту и координации точек зрения других людей со своей собствен-

ной, что зачастую ведет к конфликтам, непониманию и одиночеству.

Следует заметить, что у девиантных подростков не происходит в полной степени формирование нравственного ценностного отношения к себе и окружающим, наоборот, многие из них способны на саморазрушающее и агрессивное по отношению к социуму поведение. Подростки с отклоняющимся поведением характеризуются разной степенью деформации системы внутренней поведенческой регуляции - ценностно-нормативных представлений, референтных ориентаций; большинство подростков находятся в состоянии психологической изоляции; им свойственны низкий уровень социализации, различные искажения эмоциональной сферы, дефекты самоотношения и отрицательная Я-концепция, недифференцированность и разынтегрирован-ность «образа Я», рассогласование когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов. Мы полагаем, что в силу описанных выше особенностей референтного окружения у подростков с отклоняющимся поведением децентрация развита в меньшей степени, они не умеют вставать на точку зрения другого человека, учитывать его мнение и изменять собственную позицию в зависимости от этих факторов.

Исходя из вышесказанного, мы провели эмпирическое исследование уровня развития механизма децентрации у девиантных подростков. Эмпирическое исследование проводилось в 2011 - 2012 гг. на базе трех образовательных учреждений, а именно: Специальное профессиональное училище № 1 закрытого типа г. Омска, Омская специальная общеобразовательная школа закрытого типа, Кадетская школа-интернат № 9 г. Омска. В эксперименте приняли участие 153 подростка мужского пола в возрасте от 13 до 15 лет. Кратко охарактеризуем каждую из баз практики. Специальное профессиональное учи-

лище № 1 закрытого типа г. Омска предназначено для несовершеннолетних правонарушителей, уже имевших конфликты с законом. Омская специальная общеобразовательная школа закрытого типа предназначена для подростков с отклоняющимся от общепринятых правовых и морально-нравственных норм поведения. Процедурой направления детей в специальную школу занимаются комиссии по делам несовершеннолетних по их месту жительства и судебные органы. Кадетская школа-интернат № 9 г. Омска представляет собой учебное заведение для мальчиков, в котором преподаются военные дисциплины.

В качестве контрольной группы выступили 149 учащихся средней общеобразовательной школы № 1, в возрасте от 13 до 15 лет. Всего в исследовании приняли участие 302 человека.

С целью диагностирования выраженности механизма де-центрации у подростков, нами была применена методика предельных смыслов Д.А. Леонтьева, которая предназначена для диагностики динамических смысловых систем сознания через их отражение в индивидуальном мировоззрении. Результатом проведения данной методики является построение смыслового древа, обработка которого производится с помощью контент-анализа. Контент-анализ направлен на выявление сравнительной частоты встречаемости в протоколах тех или иных типов категорий, каждому из которых соответствует содержательный индикатор. В контексте нашего исследования, мы диагностировали степень выраженности у испытуемых такого содержательного индикатора, как индекс децентрации. Полученные данные представлены в таблице 1.

Наиболее низкое развитие уровня децентрации можно констатировать у подростков спецучилища. Это говорит о том, что данные подростки крайне редко соотносят свои помыслы и действия с интересами других людей, с трудом усваивают различ-

Таблица 1

Уровень развития децентрации у подростков

Г руппа испытуемых Уровень''^'^^ децентрации Спецучилище Спецшкола Кадетская школа Общеобразовательная школа

Индекс децентрации 0,20 0,30 0,28 0,31

Достоверность различий ^-критерий Стьюдента) * (О со 8,8* 8,04* 4,45

Примечание: * - различие значимо при доверительной вероятности р= 0, 98

5

4,5

Учет других точек зрения Принятие различных Обращенность на познание Наличие собственной

социальных ролей окружающего мира познавательной позиции

НСпецучилище ЕЭСпецшкола И Кадетская школа ЕЭ Общеобразовательная школа Рис. 1. Диагностика выраженности основных блоков механизма децентрации

ные точки зрения, отличные от их собственных взглядов, не могут посмотреть на ситуацию с позиции другого человека. Уровень развития децентрации у подростков спецшколы и кадетской школы несколько выше. Можно сказать, что они в большей степени способны учитывать точки зрения других людей и соотносить их со своими взглядами, и хотя способны воспринять иное, чем свое собственное, отношение к жизни, но далеко не всегда. Отметим также, что уровень развития децентрации у подростков спецшколы и кадетской школы соответствует уровню развития децентрации у подростков контрольной выборки. В целом, чем выше индекс децентрации, тем в большей степени выражена у испытуемых способность рассматривать свою жизнь в контексте жизни других людей и во взаимосвязи с ними. В связи с этим, подчеркнем невысокий уровень развития данной способности у всех обследуемых подростков.

С целью уточнения и дополнения информации о выраженности механизма децентрации, мы применили методику экспертных оценок. Разработанный нами опросник включал в себя четыре блока показателей выраженности механизма децентрации: учет других точек зрения, принятие различных социальных ролей, обращенность на познание окружающего мира и наличие собственной познавательной позиции. В спецучилище, спецшколе и кадетской школе экспертами выступили психолог, социальный педагог и воспитатель. В общеобразовательных школах выступили экспертами психолог, социальный педагог и классный руководитель. Данные, полученные нами в результате применения этой методики, отображены на рис. 1.

Из рисунка видно, что у подростков всех трех групп экспериментальной выборки в большей степени развита обращенность на познание окружающего мира и собственная познавательная позиция, в сравнении со способностью к учету других точек зрения и принятию различных социальных ролей. Это говорит о том, что девиантным подросткам трудно увидеть ситуацию с точки зрения другого человека, осознать и принять существование мнения, отличного от своего собственного. У них также затруднено освоение положительных социальных ролей, расширение ролевого репертуара; возникает путаница социальных ролей. При этом девиантные подростки зачастую имеют свою, пусть и не четко структурированную, позицию по отношению к окружающему миру. У подростков контрольной выборки, напротив, в большей степени развита способность к принятию различных социальных ролей, что означает, что они обладают достаточно широким ролевым репертуаром.

Можно сделать вывод, что неразвитая децентрация у девиантных подростков ведет к тому, что они зачастую неверно представляют результаты собственных действий или поступков других людей, плохо ориентируются в общепринятых правилах и нормах поведения. Девиантные подростки применяют неконструктивные способы взаимодействия с социумом, такие как противодействие реальности, болезненное противостояние обществу, уход от реальности. В результате социальные нормы, в том числе и правовые, не оказывают на поведение этих подростков существенного влияния. Такие люди обычно не понимают, что от них требует общество и могут осуществлять оценку ситуации не с позиции социальных требований, а исходя из личных переживаний, обид, потребностей и желаний.

Таким образом, децентрация, рассмотренная в качестве свойства личности, тесно связана с такими личностными компонентами как отношение человека к самому себе, другим людям и окружающему миру. При нормальном развитии децентрации вырабатывается способность координировать позиции разных людей, вступающих в контакт, с помощью учета всех точек зрения и систем отношений. Децентрация дает человеку преимущество обратной связи, а значит возможность контроля адекватности и полноты собственных наблюдений, выводов, оценок, предположений. Децентрация может осуществляться как попытка представить себя на месте другого и выявить систему его отношений как к себе, так и к окружающему миру; либо как попытка представить самого себя со стороны, чтобы понять как твои поступки воспринимаются и осознаются окружающими. В результате вырабатывается способность координировать позиции разных людей, вступающих в контакт, с помощью учета всех точек зрения и систем отношений. Кроме того, развитие способности к децентрации создает условия для развития гибкости общения с целью поддержания эффективного взаимодействия с другими людьми; формирования умения устанавливать и поддерживать эмоционально положительные личные взаимоотношения с другими людьми, способности следовать своим целям, в то же время уважая интересы других. Становится очевидной значительная роль децентрации в обеспечении продуктивного поведения человека в ситуациях, связанных с построением межличностной коммуникации. В связи с этим, важной и актуальной становится проблема формирования и развития способности к децентрации у девиантных подростков, как эффективного средства гармонизации их отношений с социумом.

Библиографический список

1. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. - М., 1994.

2. Ульянова, В.П. Специфика рефлексии нормативной ситуации подростками с нормативным и делинквентным поведением // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2008. - № 7.

Bibliography

1. Piazhe, Zh. Izbrannihe psikhologicheskie trudih. Psikhologiya intellekta. Genezis chisla u rebenka. Logika i psikhologiya. - M., 1994.

2. Uljyanova, V.P. Specifika refleksii normativnoyj situacii podrostkami s normativnihm i delinkventnihm povedeniem // Nauchnihe problemih gumanitarnihkh issledovaniyj. - 2008. - № 7.

Статья поступила в редакцию 10.09.12

УДК 159.9

Saburova S.L. MOTIVATION PECULIARITIES OF MUSICIANS’ PROFESSIONAL ACTIVITY. This article describes motivational components of a musician's professional activity. The dynamics of the motivation of a musician's professional activity is characterized by changes in the structure of needs and interests from personal (pleasure from the process of playing) to motives connected with professional development (creating the samples of highly performing interpretations) and then to social motives connected with the preservation of musical culture.

Key words: motivation, motivational components, professional activity, motivation of labor activity, musical and performing activity, a musician’s orientation to performing activity, needs, motives.

С.Л. Сабурова, ст. преподаватель Дальневосточного института психологии и психоанализа,

г. Хабаровск, E-mail: swetl.saburova@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ

В статье описаны мотивационные составляющие профессиональной деятельности музыканта-исполнителя. Обосновывается вывод о том, что динамика мотивации профессиональной деятельности музыканта-исполнителя характеризуется изменениями структуры потребностей и интересов от узколичностных (получение удовольствия от процесса музицирования) к мотивам, связанным с повышением профессионального мастерства (создание высокохудожественных образцов исполнительских интерпретаций) и далее к широким социальным мотивам, связанным с развитием и сохранением музыкальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.