Научная статья на тему 'Уровень и характер религиозности мордвы на современном этапе (по материалам этнографической экспедиции 2011 года в мокша-мордовское село Салазгорь Торбеевского района Республики Мордовия)'

Уровень и характер религиозности мордвы на современном этапе (по материалам этнографической экспедиции 2011 года в мокша-мордовское село Салазгорь Торбеевского района Республики Мордовия) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
211
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мокшина Елена Николаевна, Маланкин Александр Валерьевич, Бегаева Татьяна Николаевна

В статье освещаются материалы, выявленные в ходе обследования, проведенного этнографической экспедицией Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева в мокша-мордовском селе Салазгорь Торбеевского района Республики Мордовия в июле 2011 г., характеризующие уровень и характер религиозности мордвы на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Мокшина Елена Николаевна, Маланкин Александр Валерьевич, Бегаева Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уровень и характер религиозности мордвы на современном этапе (по материалам этнографической экспедиции 2011 года в мокша-мордовское село Салазгорь Торбеевского района Республики Мордовия)»

пекте в трудовых, семейных, бытовых традициях;

2) духовных ценностей, воплощенных в языке, культуре, искусстве, науке, образовании.

Отсюда можно сделать вывод, что региональная печать принимает во внимание, что в современном российском обществе происходит уплотнение связей этнокультурных и этнополитических процессов, что важно учитывать во избежание возможных межэтнических конфликтов. В связи с этим смягче-

ние этнополитических противоречий в регионе и последующее их разрешение, как правило, достигаются на основе приоритета этнокультурного развития, в том числе посредством создания условий для культурно-национальной автономии. Жизнедеятельность этносов кардинально меняется, и национальная политика государства, проводимая в том числе с помощью средств массовой информации, должна учитывать четко оформившееся стремление народов к реализации социально-экономических и культурных потребностей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Маркин В. А. Роль средств массовой информации в гармонизации межнациональных отношений в Республике Марий Эл / В. А. Маркин // Роль СМИ в межкультурной коммуникации. Социальная миссия в современном этнокультурном пространстве : материалы науч.-практ. конф. Н. Новгород, 2011. С. 58.

2. Мишанин Ю. А. Журналистика и этнос : учеб. пособие / Ю. А. Мишанин. Саранск :

Изд-во Мордов. ун-та, 2006. 156 с.

Поступила 08.10.12.

УДК 316.347(470.345)

УРОВЕНЬ И ХАРАКТЕР РЕЛИГИОЗНОСТИ МОРДВЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (по материалам этнографической экспедиции 2011 года в мокша-мордовское село Салазгорь Торбеевского района Республики Мордовия)

Е. Н. Мокшина, А. В. Маланкин, Т. Н. Бегаева

В статье освещаются материалы, выявленные в ходе обследования, проведенного этнографической экспедицией Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева в мокша-мордовском селе Салазгорь Торбеевского района Республики Мордовия в июле 2011 г., характеризующие уровень и характер религиозности мордвы на современном этапе.

Основанное во второй половине XVII в. мокша-мордовское село Салазгорь, одно из крупнейших в Торбеевском районе Республики Мордовия, находится в 8 км от районного центра. По утверждению местных краеведов, первыми жителями этих мест была группа крестьян в основном из мокша-мордовских сел Анаево и Ачадово современного Зубово-Полянского района Мордовии, кото-

рые зимой по санному пути поехали искать лучшие земли. Им приглянулись салазгор-ские окрестности: в те времена здесь стоял густой лес, многочисленные речушки и родники насыщали почву животворной влагой. Переселенцы размещались куренями (морд. «куроня» — сообщество соседей части улицы, нередко состоящих в родственных отношениях). В 1742 г. местные мордва-язычни-

© Мокшина Е. Н., Маланкин А. В., Бегаева Т. Н., 2012

ки приняли христианство. Первую деревянную церковь — Никольскую — приход построил в 1763 г., но впоследствии она сгорела. По рассказам старожилов, церковь издавна играла в селе важную роль. Все крестьяне должны были регулярно посещать богослужения, особенно праздничные. Тех, кто этого не делал, могли отлучить от церкви и даже изгнать из села. В Салазгоре действовала церковно-приходская школа, где обучались преимущественно дети зажиточных крестьян.

Взамен сгоревшего храма прихожане решили возвести новый — каменный, просторный и величественный. Средства на строительство собирали всем миром. По размерам эта церковь, названная в честь Троицы Живоначальной (фото 1), сравнима с Саранским Кафедральным собором святого праведного воина Феодора Ушакова и видна даже из Торбеева. В настоящее время она полностью не восстановлена, но богослужения проводятся. Во главе прихода более 20 лет стоит отец Дмитрий.

Фото 1. Церковь в с. Салазгорь (2011 г., автор Е. Н. Мокшина)

В июле 2011 г. в Салазгоре работала этнографическая экспедиция Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева (фото 2). Она изучала уровень и характер религиозности жителей села на современном этапе. Основным инструментарием исследования служил вопросник, составленный доктором исторических наук про-

фессором кафедры дореволюционной отечественной истории, археологии и этнографии Е. Н. Мокшиной. Он заполнялся в процессе интервьюирования без указания фамилии, имени и отчества респондента. Анонимность способствовала сбору более объективной информации. Были опрошены 139 чел. мордвы-мокши (61 мужчина, 78 женщин) старше 18 лет. На вопрос: «Какой религии придерживаетесь?» — все ответили, что придерживаются православия. Крещеными оказались 93 % информаторов. В церковь ходят большинство жителей села. Это подтвердили 87 % опрошенных. Правда, делают это регулярно 30 % респондентов, остальные (57 %) бывают в храме реже — по религиозным праздникам и при исполнении некоторых православных обрядов (крещение, венчание, отпевание и др.).

Фото 2. Участники этнографической экспедиции (2011 г., автор Е. Н. Мокшина)

В целях изучения отношения жителей сельских районов Республики Мордовия к происходящим в стране в постсоветское время переменам в религиозной жизни, возможностям их использования в решении ряда важных общественно-политических и культурных задач, духовно-нравственном возрождении народов России, укреплении ее единства в анкете присутствовали следующие вопросы: 1) «Как Вы думаете, возросла ли роль религии в жизни общества и как вы к этому относитесь?»; 2) «Как Вы думаете, может ли религия помочь в возрождении России, упрочении целостности государства, укреплении нравственных устоев общества?». На первый из них большинство респондентов (68 %) ответили, что роль религии в обществе возросла, верующих стало больше, и это хорошо. Отметивших возросшее влияние религии, но выразивших по этому

поводу недовольство, было 7 %. Несколько иного взгляда придерживались 19 % информаторов, которые полагали, что роль религии в обществе осталась на том же уровне, так как они всегда верили в Бога. Отрицательно ответили 6 % опрошенных. При ответе на второй вопрос большинство информаторов (75 %) ответили положительно, хотя некоторые из них (39 %) считают, что такая помощь вряд ли будет существенной. Отрицательный ответ был получен от 2 % респондентов. Остальные (23 %) не знали ответа на вопрос.

В современном мире нередки этнополи-тические конфликты, в которых религиозный фактор играет немаловажную роль. Хотя Мордовия является относительно спокойным регионом России, полезно знать отношение населения к людям иных религиозных убеждений. Поэтому в анкете содержались вопросы: «Каково Ваше отношение к людям другого вероисповедания?» и «Как Вы думаете, могут ли возникнуть конфликты в Мордовии на религиозной основе?». В ответе на первый из них 46 % респондентов заявили, что к людям другого вероисповедания относятся доброжелательно. Терпимое отношение к таковым высказали 27 % информаторов, полагая, что каждый человек сам выбирает себе веру. Не терпят иноверцев 4 % опрошенных. Считают, что каждый человек должен придерживаться той веры, что и другие представители его национальности, 13 % интервьюируемых. Остальные (10 %) признались, что не задумывались над этим вопросом. Давая ответ на второй вопрос, 27 % респондентов заявили, что не исключают возможность возникновения конфликтов в Мордовии на религиозной почве, особенно если их будут разжигать искусственно. Полагают, что подобных конфликтов в республике не возникнет, ибо здесь нет серьезных противоречий в религиозной сфере и никому не удастся их создать, 26 % информаторов. Некоторые (10 %) считают нереальным из-за слабого влияния религии на население. Большая часть респондентов 37 % ответили, что не знают ответа на этот вопрос.

В постсоветский период в Россию из-за рубежа хлынул поток проповедников. С неимоверной быстротой распространились секты, в том числе в Мордовии, несмотря на то что большинство населения республики исповедуют православие. В ходе анкетирования, проведенного этнографической экспедицией, сельчанам задавался вопрос: «Как Вы относитесь к тому, что в Мордовию, в Россию приезжает и ведет религиозную агитацию

среди населения большое число зарубежных проповедников, а также сектантов различных мастей?». Мнения опрошенных разделились. Резко отрицательно отнеслись к деятельности иностранных миссионеров и сектантов, считая, что им нельзя давать возможность вести агитацию населения, 36 % респондентов. Другие были менее категоричны и заявляли, что поскольку в нашей стране существует свобода совести, то пусть они продолжают вести работу свободно (31 %) либо под контролем органов государственной власти (15 %). Остальные (18 %) не дали ответа на поставленный вопрос.

В ходе анкетирования выявлялось и отношение сельчан к богослужению на мордовских языках. На вопрос: «Должна ли православная церковь в мордовских селах вести свои службы на национальных языках, хотели ли бы Вы этого?» — большинство информаторов (47 %) затруднились дать ответ. Некоторые респонденты (28 %) ответили отрицательно, заявив, что их вполне устраивает проведение богослужений на русском языке. Были выявлены сторонники проведения церковных служб на мордовских (эрзя, мокша) языках. Из них 11 % опрошенных хотели бы перевести на родные языки все виды богослужений, а 14 % считают, что необязательно переводить все, достаточно некоторых (исповедь, проповедь и др.). На вопрос анкеты: «Должен ли, на Ваш взгляд, священнослужитель в мордовских селах владеть языком мордвы (эрзи, мокши)?» — ответы распределились следующим образом. Считают, что священнослужитель обязательно должен владеть родным языком прихожан, 32 % респондентов. Часть из них (10 %) заявили, что священнослужитель должен изучать мордовский язык, если не знает его. Отрицательно ответили на этот вопрос 21 % информаторов, а остальные (37 %) не знали ответа. Отметим, что священник с. Са-лазгорь — местный уроженец, мордвин-мокша, и в богослужебной практике, по его словам, нередко использует мордовский язык. Об этом рассказывали нам и многие респонденты. В ходе анкетирования задавался также вопрос: «Как Вы думаете, необходимо ли переводить церковные книги на мордовские языки?». Большинство опрошенных (58 %) не знали на него ответа. Некоторые (27 %) считали, что заниматься этим не надо, остальные придерживались противоположного мнения, полагая, что необходимо переводить все церковные книги (2 %) либо наиболее важные из них (13 %).

В ходе анкетирования сельчанам были заданы вопросы, очень важные для развития

мордовского этноса на современном этапе, его консолидации: «Ваше отношение к слову „мордва"» и «Как Вы относитесь к попыткам некоторых представителей интеллигенции расколоть мордовский народ на два народа (эрзю, мокшу)?». На первый из них подавляющее большинство респондентов (81 %) ответили, что это название их народа и они гордятся им. Заявили, что это прозвище их народа и оно им не нравится, 5 %, оставшиеся 14 % ответили, что не задумывались над этим вопросом. На второй вопрос были получены следующие ответы. Большинство респондентов (55 %) с этим не согласны и считают, что этого делать нельзя. По мнению 5 % интервьюируемых, это сде-

Поступила 13.09.2012.

лать необходимо, остальные 40 % затруднились с ответом.

В целом, несмотря на весьма позитивные результаты анкетирования жителей с. Салаз-горь, свидетельствующие о том, что в сфере их религиозной жизни нет серьезных проблем, противоречий, вызывают беспокойство некомпетентность, пассивность и безразличие многих сельчан к весьма важным для мордовского народа вопросам как в области этноконфессиональной жизни, так и в других аспектах. На наш взгляд необходимо уделять больше внимания просветительству мордовского народа, особенно развитию и росту его этнического самосознания.

УДК 32(470.345):94

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КУРС МОРДОВИИ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ

Н. И. Изергина

В статье рассматривается роль современного политического курса Республики Мордовия в обеспечении политической стабильности, динамичного социально-экономического и национально-культурного развития.

Политический курс «Согласие. Порядок. Созидание» начал действовать в Мордовии со второй половины 1990-х гг., с приходом к власти Н. И. Меркушкина. В январе 1995 г. он был избран Председателем Государственного Собрания Республики Мордовия, а 22 сентября того же года Конституционное Собрание избрало его Главой Республики Мордовия. Чтобы понять, чем вызван к жизни данный курс и что дало его осуществление республике, необходимо вспомнить политическую и социально-экономическую ситуацию, сложившуюся в регионе после распада СССР. Первая половина 1990-х гг. характеризовалась противостоянием политических сил, которые имели различные взгляды на дальнейшее развитие Мордовии. Это обстоятельство привело к обострению взаимоотношений между регионом и федеральным центром и дальнейшему

углублению социально-экономического кризиса. В докладе Главы РМ на заседании Правительства РФ 28 апреля 2006 г. констатировалось, что в середине 1990-х гг. республика занимала 72-е место в России по объему валового регионального продукта в расчете на одного жителя, 81-е — по объемам инвестиций в основной капитал, 68-е — по объемам промышленного производства, 87-е место — по денежным доходам на душу населения. Дотационность превышала 60 % [1].

С целью преодоления в республике системного кризиса наиболее дальновидные и ответственные хозяйственные руководители начали объединяться вокруг Н. И. Меркушкина. Он же фактически возглавил учрежденный в июле 1993 г. директорами ведущих промышленных предприятий различных форм собственности Экономический союз — обще-

© Изергина Н. И., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.