Научная статья на тему 'Из истории святых обителей Мордовии (Дракинский Покровский мужской монастырь: двадцать лет созидания)'

Из истории святых обителей Мордовии (Дракинский Покровский мужской монастырь: двадцать лет созидания) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
467
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРДВА / КРЕСТЬЯНЕ / ХРИСТИАНИЗАЦИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / МОНАСТЫРЬ / МОНАХ / ПОСЛУШНИК / МИССИОНЕРСКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА / ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ХОЗЯЙСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мокшина Елена Николаевна

Статья посвящена истории становления и деятельности Покровского мужского монастыря, расположенного в старинном эрзя-мордовском с. Дракино Торбеевского района Республики Мордовия. Образовался он в 1996 г. по инициативе местного духовенства и архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия, мечтавшего, чтобы в каждом районе Мордовии был свой монастырь. Официальное открытие монастыря состоялось в 1998 году. Монастырь возник на базе каменной Покровской церкви, построенной еще до революции, с богатой историей, наполненной драматическими событиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мокшина Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF THE SAINTS OF MORDOVIA (DRAKINSKY POKROVSKY MONASTERY: TWENTY YEARS OF FORMATION)

The article is devoted to the history of the formation and activity of the Pokrovsky monastery, situated in the old erzya-mordvinians w. Drakino Torbeevsky district of the Republic of Mordovia. Formed in 1996, it is at the initiative of the local clergy and Archbishop of Saransk and Mordovia Varsonofy, dreamed that in all district of Mordovia was his monastery. Official opening monastery held in 1998. Monastery arose on the basis of Pokrovsky stone church built before the revolution, with a rich history.

Текст научной работы на тему «Из истории святых обителей Мордовии (Дракинский Покровский мужской монастырь: двадцать лет созидания)»

13. ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ, ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.00.13)

13.1. ИЗ ИСТОРИИ СВЯТЫХ ОБИТЕЛЕЙ МОРДОВИИ (ДРАКИНСКИЙ ПОКРОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ: ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СОЗИДАНИЯ)

Мокшина Елена Николаевна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России

Место работы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»

ENM2112@mail.ru

Аннотация: статья посвящена истории становления и деятельности Покровского мужского монастыря, расположенного в старинном эрзя-мордовском с. Дракино Торбеевского района Республики Мордовия. Образовался он в 1996 г. по инициативе местного духовенства и архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия, мечтавшего, чтобы в каждом районе Мордовии был свой монастырь. Официальное открытие монастыря состоялось в 1998 году. Монастырь возник на базе каменной Покровской церкви, построенной еще до революции, с богатой историей, наполненной драматическими событиями.

Ключевые слова: мордва, крестьяне, христианизация, православие, монастырь, монах, послушник, миссионерско-просветительская деятельность, благотворительность, воскресная школа, духовное образование, хозяйство.

FROM THE HISTORY OF THE SAINTS OF MORDOVIA (DRAKINSKY POKROVSKY MONASTERY: TWENTY YEARS OF FORMATION)

Mokshina Elena N., doctor of historical sciences, professor of the department of history of Russia Place of employment: the Mordovian State University

ENM2112@mail.ru

Abstract: the article is devoted to the history of the formation and activity of the Pokrovsky monastery, situated in the old erzya-mordvinians w. Drakino Torbeevsky district of the Republic of Mordovia. Formed in 1996, it is at the initiative of the local clergy and Archbishop of Saransk and Mordovia Varsonofy, dreamed that in all district of Mordovia was his monastery. Official opening monastery held in 1998. Monastery arose on the basis of Pokrovsky stone church built before the revolution, with a rich history.

Keywords: Mordvinians, peasants, christianization, orthodoxy, monastery, monk, novice, missionary and educational activities, benefactorness, sunday school, religious education, agriculture.

Достопримечательностью старинного эрзя-мордовского с. Дракино Торбеевского района Республики Мордовия является Покровский мужской монастырь. Образовался он в 1996 г. по инициативе местного духовенства и архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия, мечтавшего, чтобы в каждом районе Мордовии был свой монастырь. Официальное открытие монастыря состоялось в 1998 году. Монастырь возник на базе каменной Покровской церкви, построенной еще до революции, с богатой историей, наполненной драматическими событиями.

Село Дракино древнее, впервые как деревня оно было упомянуто в «Книгах Мещерского уезда письма, меры и межевания» в 1669 году. В дореволюционное время оно являлось казенным и входило в Спасский уезд Тамбовской губернии. По историческим сведениям мордва-эрзя (шокша) заселила его во второй половине XVII в., перебравшись из эрзя-мордовской деревни На-роватово с территории нынешнего Теньгушевского района Республики Мордовия. Дракино быстро росло, в конце XIX - начале XX вв. жителей в нем насчитывалось около двух с половиной тысяч человек (ныне 1610

чел. - 2005 г.). Население занималось преимущественно хлебопашеством, но страдало от малоземелья, поэтому многие сельчане уходили на отхожие работы. В основном они нанимались в летний период в частновладельческие хозяйства Саратовской губернии на полевые работы. Из несельскохозяйственных занятий дракинцы освоили заготовку леса, разные виды деревообработки, производили изделия из лыка, луба, мочала. Были в Дракине и представители сельской буржуазии, занимавшиеся помимо земледелия различными промыслами, торговлей. Они содержали мельницы, обдирки, маслобойки, смолокурни и другие заведения. В Дракинской волости насчитывалось 28 таких заведений. Важным толчком к развитию предпринимательства стало строительство железной дороги и станции Торбе-ево, находящихся в непосредственной близости от Дра-кина. Среди дракинских представителей буржуазии выделялись хлеботорговцы Балаевы, Паниматкины. Славилось Дракино и своими садами. Известно, что в конце XIX в. сады имели 135 хозяйств, в которых росло 5078 плодовых деревьев.

Известно, что жители Дракина долгое время сохра-

ИЗ ИСТОРИИ СВЯТЫХ ОБИТЕЛЕЙ МОРДОВИИ (ДРАКИНСКИЙ ПОКРОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ: ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СОЗИДАНИЯ)

няли язычество, а христианство приняли только в середине XVIII века. По древним традициям мордовским богам они молились в дубовой роще под старым дубом неподалеку от своего поселения. Здесь приносили они свои жертвы, повязывали на ветки дуба разноцветные лоскутки. Проходя мимо священной рощи и дуба, даже после христианизации, благоговенно крестились. Дубасов И. И. в «Очерках из истории Тамбовского края» (Вып. 1. М., 1883) писал, что еще в конце XIX в. в окрестностях села Дракино сохранялись остатки древнего языческого кладбища, куда сельчане, уже будучи крещеными, ходили на помин своих предков, а затем шли на православное кладбище1.

Богословский П., написавший большой очерк о селе Дракино, опубликованный впервые в «Тамбовских епархиальных ведомостях» (1890. № 18. С. 924-948) отмечал, что, по его мнению, недостатком религиозно-нравственной жизни жителей Дракина являются суеверия. Почти в каждой дракинской семье есть женщина-покликуша, чье появление мордва приписывала порче колдунов. Верят они и в домовых, которые, по их объяснению, могут извести скот, поэтому придают особое значение цвету шерсти животных. Мордовские женщины верят в ворожбу и часто ездят к ворожеям за тридцать верст и более. И вообще, мордва очень суеверна, поскольку в христианской вере еще народ юный2.

Изначально Дракино входило в приход села Вача, находившегося от него на расстоянии двух километров (ныне не существует). По преданию, при уничтожении с. Вача дракинские крестьяне перенесли оттуда храм в свое село. Первая церковь была деревянной, не отличалась благолепием, наоборот - все в ней было скудно и ветхо. Точной даты ее строительства не сохранилось (примерно 1743 г. или немного позднее). Освящена она была в 1749 г., а позднее сгорела. Вторую деревянную церковь, которую освятили в честь Покрова Божией Матери с Иоанно-Предтеченским и Никольским приделами, построили в 1853 г. по указу Тамбовской духовной консистории по плану из строительной комиссии и действовала до 1907 года. Третья нынешняя каменная церковь строилась с 1890 г. до 1915 г., но завершить ее сооружение полностью не удалось из-за того, что вначале началась Первая мировая война, вслед за которой последовали революции и гражданская война. Старожилы воспоминали, что при строительстве храма для большей крепости раствора в него замешивали собранные у дракинцев парное молоко и сырые яйца. А кирпичи для церкви изготавливал местный заводик, который имел небольшие мощности, чем и были обусловлены медленные темпы его возведения. После завершения сооружения колокольни, она вдруг обрушилась, и ее пришлось восстанавливать. Высота храма вместе с крестом составляла 63 метра. Первую службу в этой церкви провели в 1907 году. Окончательно же храм открылся 4 декабря 1915 г., несмотря на то, что его алтарная часть так и не была достроена.

Так как по селу проходил большой Саровский тракт, была вымощена дорога из булыжника соединившая, правда, не до конца, Дракино и Спасск. Оставалось проложить всего четыре километра между Хомутовкой

1 Дубасов И. И. Очерки из истории Тамбовского края. Вып.1. М., 1883.

2 Богословский П. Село Дракино, Спасского уезда, Тамбовской губернии (1890 г.) // Мордва Российской империи / сост. В. А.

Юрченков. Саранск, 2014. С. 414.

и Дракным. Однако в 1904 г. строительство было прекращено, о чем свидетельствуют цифры, выложенные из кирпича на мосту, соединяющем улицы Азяева (Чигла) и Комсомольскую (Романовка). Строительство вел прораб Гавриил Яковлевич Акашев. Как ожидалось, именно по этому пути должны были проехать государь Николай II с государыней Александрой Федоровной в 1903 г. по дороге в Дивеево на канонизацию мощей Преподобного Серафима Саровского, но маршрут впоследствии изменили.

В с. Дракино храм в советское время закрывался три раза. Впервые это случилось в 1920 г., но вскоре церковь открыли, и действовала она до 1937 года. В период коллективизации сельского хозяйства и активно развернувшейся антицерковной компании храм отняли у прихода и вновь закрыли. В 1937 г. был арестован его священник отец Михаил (Яковлев Михаил Васильевич, уроженец с. Дракино, 1899 г. рожд). Как враг народа, он был расстрелян. Старожилы вспоминали, что первые комсомольцы села Владимир Кажаев и Матвей Кузнецов срезали крест, повесив на его место красный флаг. Сброшен был и колокол, который, упав, под тяжестью собственного веса ушел под землю почти наполовину. Впоследствии жители близлежащего мордовского с. Жуково, находившегося в трех километрах от Дракина, куда на жительство перебралась часть дракинцев, передали его Покровской церкви.

Дракинцы более девяти лет вели борьбу за то, чтобы вернуть отнятый храм. Лишь в 1946 г., по завершению Великой Отечественной войны, по ходатайству За-верткиной Анны Васильевны и при содействии Кажае-ва Ивана Васильевича церковь открыли, она действовала до 1958 года. Ее настоятелем был отец Давид. При нем была куплена первая легковая машина «Победа», обнесено изгородью из колючей проволоки кладбище, церковь огорожена штакетником и построен пятистенный дом, вывезенный из с. Виндрей. Самому храму нужна была реставрация, которую выполнил земляк, художник из Москвы Кузнецов П. Я. Однако начались ссоры прихожан с отцом Давидом, на него посылались жалобы. Священник при поддержке председателя сельского совета Евтеевой Е. А., начал сбор подписей о закрытии храма и добился этого в 1958 году. Колхозу с. Старые Пичуры передали машину. В доме при церкви разместили сельский Совет, который располагался здесь вплоть до 1974 года. Храм в течение девятнадцати лет использовали под разные хозяйственные цели, в основном как зерновой склад3.

Вновь прихожане начали обивать пороги кабинетов чиновников Саранска и Москвы, ходатайствуя об открытии храма. Возле церкви несли постоянное дежурство люди для защиты от вандализма хулиганов и предотвращения попыток въехать в него на тракторе, чтобы пробить противоположную стену. Но, несмотря на принятые меры, в начале 1970-х гг. такой заезд все же имел место, но стена осталась неразрушенной. Инициатором открытия храма в с. Дракино стала Ольга Васильевна Корнеева. Более пяти лет она ходила по начальственным кабинетам, в том числе московским. Ее активно поддерживали еще семнадцать женщин. Их терпению и старанию изумлялись представители районной власти. Государственные чиновники в 1978 г. решили на территории храма открыть филиал рязанского завода кузнечно-прессового оборудования.

3 Акашева Г., Палкина Г. Защитившие храм // Торбеевские новости. 2004. 19 ноября. С. 5; Богословский П. Указ. раб.

Однако сельчане организовали у храма круглосуточное дежурство. Когда завезли станки, на территории у церкви собрали народ: учителей, школьников, прочую сельскую интеллигенцию. Плотной стеной у ворот храма встали семнадцать самоотверженных женщин и несколько мужчин во главе с О. В. Корнеевой. Но милиция их разогнала. Кто-то подсказал все происходящее (милицейские команды, вопли и причитания) записать на магнитофонную пленку. Об этом узнал начальник милиции, после чего районные власти покинули территорию.

Жительница села Кузнецова А. Е. (девяностолетняя жительница села) впоследствии рассказала, что с магнитофонной записью семнадцать бесстрашных женщин в национальной мордовской одежде и лаптях, оборванные и грязные, на поезде поехали в Москву. Там они хотели обратиться в американское посольство. На Казанском вокзале их уже ждал автобус. Женщин-ходоков привезли в комитет по охране прав человека при правительстве, где выслушали, успокоили, пообещали, что будет дано указание руководителям Мордовии об открытии храма. И действительно по прошествии недолгого времени 4 декабря 1978 г., в православный праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь была окончательно открыта. Постепенно в храм на прежнее место люди стали возвращать спрятанные ими иконы, церковные книги и другие ценности. Так, по воспоминаниям дракинцев, одна старинная икона Пресвятой Богородицы долго являлась столешницей, так ее сохранили.

Первое время в церкви было очень холодно, сыпалась от сырости штукатурка, искрилась проводка. Но люди продолжали усердно молиться и делать все, чтобы восстановить единственный действующий в Торбеевском районе храм. Оставив свой хороший дом, Корнеева О. В. перебралась жить в 1850 г. постройки разваливающееся здание на территории церкви. Она осуществляла контроль за работами, которые проводили московские реставраторы и художники, за рациональным расходованием пожертвований, купленного сусального золота, вела финансовую документацию. При ней изготовили добротную металлическую изгородь для церкви, осуществлялась попытка заасфальтировать дорогу до кладбища. Много потрудились для благоустройства и другие жители села, в особенности сестра Корнеевой О. В. Потапова М. В., а также Ака-шева А. Г. и Кузнецова А. Е.4

В 1998 г. на базе дракинской церкви открыли мужской монастырь. В этом же году освятили в честь Рождества Иоанна Предтечи и святителя Николая его два боковых придела. По инициативе настоятеля монастыря о. Пахомия и игумена о. Амфилохия, за короткий срок своим служением и деяниями завоевавших известность и уважение не только у себя в районе, но и в республике, было облагорожено старое кладбище. А 19 августа 2000 г. открыто новое кладбище и обнесено металлической изгородью. Отремонтирована дорога по улице Азяева. Проложен асфальт от храма до кладбища по ул. Садовая (Заврагун). Причем, его прокладка начиналась на пожертвования дракинцев, многие из которых вносили по 300 и более рублей. Полностью отреставрировано старое здание церков-но-приходской школы, построенное в 1888 году. Здесь ныне располагается крестильня, воскресная школа и

4 Акашева Г., Палкина Г. Указ. раб.

комната отдыха.

В 2001 г. монастырь взял в аренду в трех километрах от села 20 гектаров земли и начал обустройство скита. К настоящему времени на скиту расположена домовая церковь в честь преподобного Серафима Саровского, которую освятил в феврале 2002 г. архиепископ Вар-сонофий, а также созданы условия для проживания братии и занятия сельскохозяйственной деятельностью. Довольно серьезно монастырь с 2002 г. занимается пасечным пчеловодством. Его земли засажены травой-медоносом - мордовником, ульев на пасеке не менее пятидесяти. Хорошо налажен уход за ними, в том числе и зимой (есть специально построенное подземное хранилище), а также сбыт меда на рынке.

Братия монастыря немногочисленна (в данное время всего четыре человека), но по возможности старается совершать просветительскую, миссионерскую и благотворительную деятельность. Со дня образования монастыря в 1998 г. при обители функционирует Воскресная школа. На сегодняшний день в этой школе обучаются 115 человек, из них 25 взрослых и 93 ученика школьного возраста (6 групп близких по возрасту и 5 воцерковленных педагогов, прошедших обучение на катехизаторских курсах). Директором Воскресной школы является наместник монастыря игумен Пахо-мий, а её духовником игумен Амфилохий (благочинный Покровского монастыря). Особенную серьёзность занятиям придаёт тот факт, что в конце каждой четверти сдаётся экзамен, а по окончании каждого курса учащиеся получают документ о переходе в следующий класс (экзаменационный лист). Обучение, по мнению игумена Пахомия, всегда даёт результаты только в тесной связи с воспитательным процессом, для чего и была создана дополнительная учебно-материальная база (класс хореографии для девочек, спортивный зал для мальчиков, хоровой класс, а также класс кройки и шитья). Дети помимо изучения основ православия занимаются также пением, игрой на гитаре, рукоделием, спортом. На территории монастыря устроена детская игровая площадка, где после службы и занятий они могут отдохнуть, покататься на качелях и карусели. В жаркий день можно освежиться и попить прохладной воды у фонтана среди зеленых насаждений.

На Пасху, Рождество, и многие другие праздники устраиваются выступления учеников Воскресной школы в общеобразовательных школах, районной поликлинике, детском доме в п. Потьма Зубово-Полянского района. Для учащихся и учителей регулярно проводятся паломнические поездки в Валаамский монастырь, по святым местам Петербургской, Московской, Псковской, Тверской, Нижегородской, Рязанской, Саранской епархий. У монастыря имеется свой транспорт (автобус, машины). В период летних каникул для учеников устраиваются краткосрочные лагеря. И хотя всего пять дней, эти дни становятся для ребят самыми желанными и полными впечатлений. «Хотя это весьма хлопотное мероприятие, - рассказал игумен Пахомий (Куцин), - но с педагогической точки зрения, как показывает практика, совместное пребывание в лагере в течение нескольких дней очень сильно сплачивает ребят и сближает их с педагогами. Ребёнок раскрывается и это даёт возможность духовнику или педагогу корректировать, с Божией помощью, в правильном направлении характер ребёнка». Здесь на практике реализуются детьми теоретические знания, полученные ими в Воскресной школе. Православный лагерь -

ИЗ ИСТОРИИ СВЯТЫХ ОБИТЕЛЕЙ МОРДОВИИ (ДРАКИНСКИЙ ПОКРОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ: ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СОЗИДАНИЯ)

это итог, венец прошедшего учебного года. В лагере детей стараются воспитывать в духе патриотических традиций народов России. Часто в качестве тематических мероприятий, проводимых в нем, служат героические сюжеты из российской истории (русские былинные богатыри, знаменитые сражения, а также их предводители - военачальники и флотоводцы и др.), что, безусловно, способствует развитию познавательного интереса ребят к этой области знаний. Направленный епархией в монастырь в 2015 г. иеромонах Августин, не только ведет службы, но также для прихожан читает проповеди поведения в храме и в семейной жизни. Священниками монастыря периодически совершаются тюремные служения в исправительной колонии ИК-12, а также благотворительные служения в детском доме детей-инвалидов в п. Потьма5.

Ныне Дракинский Покровский мужской монастырь с его главным храмом, всеми другими постройками и прилежащей к ним территорией поражают своей ухоженностью. Покровская церковь после того, как, наконец, была достроена ее алтарная часть, приобрела законченный архитектурный облик, ее внутреннее убранство отличается торжественной красотой и благолепием, чем, безусловно, гордятся все жители села.

В июле 2016 г. с. Дракино было обследовано этнографической экспедицией Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, в ходе которой проводился опрос по специально разработанной анкете, посвященной изучению религиозной жизни мордовского народа6. Было проанкетировано 97 человек. Опрос показал высокую степень религиозности дракинской мордвы. Так, на вопрос «Какой религии придерживаетесь?», 97% опрошенных заявило о своей приверженности к православию и только 3% ответило, что не придерживаются религии. На вопрос «Как часто Вы посещаете церковь?», 27% информаторов заявило, что достаточно часто, 63% из них ответило, что редко - по большим праздникам, не посещают церковь 10% дракинцев. Крещеными оказались 99% жителей села.

Для изучения отношения сельских жителей Республики Мордовия к переменам в религиозной сфере, произошедшим в стране в постсоветское время, возможностям их использования для решения многих важных общественно-политических и культурных задач, в духовно-нравственном возрождении народов России и укреплении ее единства в анкете содержались вопросы:

1. «Как вы думаете, возросла ли роль религии в жизни общества и как вы к этому относитесь?»;

2. «Как вы думаете, может ли религия помочь в возрождении России, упрочении целостности государства, укреплении нравственных устоев общества?»

На первый из них 71% информаторов ответило, что роль религии в обществе возросла, больше стало верующих и это хорошо. Но были и такие, кто, отметив рост влияния религии, был этим не доволен (2%). Другого мнения придерживалось 18% респондентов, считающих, что значимость религии в обществе в последнее время не возросла, поскольку и ранее была не меньшей, ибо

5 Покровский монастырь сегодня [Электронный ресурс]. Режим доступа: pokrovm.ru

6 Мокшина Е. Н. Межконфессиональная ситуация в Республике Мордовия (1990-1999 гг.) // Регионология. 1999. № 4-5. С. 384-390; Она же Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX -начале XXI века. 2-е изд., доп. и перераб. Саранск, 2006. С. 210; Она же. Актуальные проблемы истории и этнографии мордовского народа. Саранск, 2013. С. 136.

они всегда верили в бога. Рост значимости религии в обществе отрицали 9 % опрошенных.

На второй вопрос анкеты 64% информаторов ответили положительно, хотя 23% из них полагают, что такая помощь вряд ли может быть существенной. Отрицательный ответ дали 6% респондентов, оставшиеся 7% не знали ответа.

Нередки в современном мире этнополитические конфликты, в которых немаловажную роль играет религиозный фактор. И хотя в Мордовии обстановка относительно спокойная среди регионов России, изучать отношение ее жителей к людям иных религиозных взглядов нелишне. В этой связи в анкете ставились вопросы «Каково ваше отношение к людям другого вероисповедания?» и «Как вы думаете, могут ли возникнуть конфликты в Мордовии на религиозной основе?»

Отвечая на первый из них, 37% опрошенных отметили, что доброжелательно относятся к людям иного вероисповедания. Терпимое отношение к таковым высказали 51% информаторов, полагая, что каждый человек сам выбирает себе веру. 3% опрошенных заявили, что не терпят иноверцев. Считают, что каждый человек должен придерживаться той веры, что и другие представители его национальности, 4% респондентов. Оставшиеся 5% заявили, что не задумывались над этим вопросом.

При ответе на второй вопрос 13% информаторов не исключают возможности возникновения конфликтов в Мордовии на религиозной основе, особенно при их искусственном разжигании. 70% респондентов считает, что таких конфликтов в республике не возникнет, поскольку в ней нет серьезных противоречий в религиозной сфере и создать их вряд ли удастся. Некоторые (8%) не признают такое реальным из-за малого влияния религии на население. Часть информаторов (9%) не знала ответа на данный вопрос.

В постсоветский период в Россию поехало много религиозных проповедников из-за рубежа. Быстро расплодились различные секты, большинство которых также являются заграничными гостьями. Иностранные миссионеры не обошли вниманием и Республику Мордовия. И хотя большинство населения Мордовии, как русские, так и мордва, придерживаются православия, миссионеры и секты пытаются вести прозелетическую работу и здесь.

Во время анкетирования, проведенного этнографической экспедицией, сельчанам задавался вопрос: «Как вы относитесь к тому, что в Мордовию, в Россию приезжает и ведет религиозную агитацию среди населения большое число проповедников зарубежных, а также сектантов различных мастей?» Опрошенные разделились во мнениях. Отнеслись резко отрицательно к деятельности иностранных миссионеров и сектантов, считая, что им нельзя давать возможность агитировать население, 61% информаторов. Менее категоричные респонденты заявляли, что поскольку в нашей стране существует свобода совести, то пусть они ведут свою работу свободно (15%), либо под контролем органов государственной власти (12%). 12% не дали ответа на поставленный вопрос.

Изучалось во время анкетирования и отношение сельчан к богослужению на мордовских языках в принципе. На вопрос «Должна ли православная церковь в мордовских селах вести свои службы на национальных языках, хотели ли бы вы этого?» 54 % респондентов ответило отрицательно, заявив, что их

устраивает проведение богослужений на русском языке. Анкетирование выявило и сторонников проведения богослужений на мордовских (эрзя, мокша) языках. Из них 19% хотели бы перевести на родные языки все виды богослужений, а 18% считают, что необязательно переводить все, достаточно лишь некоторые (исповедь, проповедь и др.). 10% опрошенных не знали ответа на данный вопрос.

На вопрос анкеты «Должен ли, на ваш взгляд, священнослужитель в мордовских селах владеть языком мордвы (эрзи, мокши)?» сельчане ответили так. 16% информаторов считают, что обязательно священнослужитель должен владеть родным языком своих прихожан. Часть их заявила, что в случае, если в мордовском селе священнослужитель не знает языка мордвы, то пусть изучает (21%). 56% респондентов отрицательно ответили на этот вопрос, а 7% не знали ответа. Отмечу, что в с. Дра-кино все представители духовенства неместные и немордовского происхождения, однако почти все из них немного понимают мордовскую речь.

В ходе анкетирования задавался также вопрос «Как вы думаете, необходимо ли переводить церковные книги на мордовские языки?» 70% опрошенных ответили, что не надо этим заниматься, остальные придерживаются противоположного мнения, считая, что необходимо переводить все церковные книги (4%), либо наиболее важные из них (18%). Не знали ответа на вопрос 8% опрошенных.

Задавались сельчанам во время анкетирования и вопросы весьма важные для развития мордвы как этноса на современном этапе его развития, консолидации, такие как «Ваше отношение к слову «мордва» и «Как вы относитесь к попыткам некоторых представителей интеллигенции расколоть мордовский народ на два народа (эрзю, мокшу)?»

На первый из них 87% опрошенных ответило, что это название моего народа и я горжусь этим именем. Респондентов, заявивших, что это прозвище моего народа, и оно мне не нравится, было выявлено 3%. Оставшиеся 10% ответили, что не задумывались над этим вопросом.

На второй вопрос анкеты были получены следующие ответы. 73% информаторов считает, что этого нельзя делать, они с этим не согласны. Ответивших, что это необходимо сделать, я их поддерживаю, было выявлено 5%. Оставшиеся 22% затруднились с ответом.

Проведенное анкетирование жителей с. Дракино показало, что хотя его результаты весьма позитивны и демонстрируют, что их религиозная жизнь лишена серьезных противоречий и проблем, обеспокоенность вызывают безразличие, пассивность и некомпетентность многих дракинцев к важным для будущего мордвы вопросам, как в этноконфессиональной сфере, так и по другим аспектам, что говорит о необходимости привлечения большего внимания к просветительству, серьезной работы по развитию этнического самосознания.

Выражал обеспокоенность состоянием духовности дракинцев и игумен Амфилохий, с которым мы много беседовали на эту тему во время экспедиционной поездки. Он, в частности, отмечал снижение уровня религиозности жителей с. Дракино в последние годы по сравнению с концом последнего десятилетия прошлого века и началом нынешнего столетия, что выражается в том, что люди реже стали ходить в церковь даже в

праздники, с меньшим энтузиазмом откликаются на просьбы духовенства о помощи в различных житейских вопросах. Заметил он и то, что сельчане более всего обеспокоены материальными проблемами, многие из них ведут разгульный образ жизни, пьют спиртные напитки, нецензурно ругаются. Хотя, по его мнению, у дракинцев с монастырем и его служителями в общем сложились вполне нормальные, дружественные отношения.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 75,49%.

Список литературы:

1. Акашева Г., Палкина Г. Защитившие храм // Торбеев-ские новости. - 2004. - 19 ноября. - С. 5.

2. Богословский П. Село Дракино, Спасского уезда, Тамбовской губернии (1890 г.) // Мордва Российской империи / сост. В. А. Юрченков. - Саранск, 2014. - С. 402- 414.

3. Дубасов И. И. Очерки из истории Тамбовского края. Вып.1. - М., 1883.

4. Мокшина Е. Н. Межконфессиональная ситуация в Республике Мордовия (1990-1999 гг.) // Регионология. -1999. - № 4-5. - С. 384-390.

5. Мокшина Е. Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX - начале XXI века. 2-е изд., доп. и перераб. - Саранск, 2006. - 308 с.

6. Мокшина Е. Н. Актуальные проблемы истории и этнографии мордовского народа. - Саранск, 2013. - 231 с.

7. Покровский монастырь сегодня [Электронный ресурс]. Режим доступа: pokrovm.ru

РЕЦЕНЗИЯ

на статью доктора исторических наук, профессора Е. Н. Мокшиной «Из истории святых обителей Мордовии (Дракинский Покровский мужской монастырь: двадцать лет созидания)» Представленная на рецензию статья посвящена изучению истории становления и деятельности Покровского мужского монастыря, расположенного в старинном эрзя-мордовском с. Дракино Торбеевского района Республики Мордовия. Официальное открытие монастыря состоялось в 1998 году. Монастырь этот возник на базе каменной Покровской церкви, построенной еще до революции, с богатой историей, наполненной драматическими событиями.

Автор со всей тщательностью собрала большой фактологический материал по данной теме, который был мало известен широкому читателю. Помимо этого в статье публикуются новые данные этносоциологического исследования, проведенного в этом селе этнографической экспедицией Мордовского университета по изучению уровня религиозности его жителей. Материалы этого исследования новы, впервые вводятся в научный оборот. Думаю, что публикация данной статьи будет весьма полезной, поскольку привлечет к этой теме многих читателей.

Рассуждения Е. Н. Мокшиной логичны, аргументированы. Статья заслуживает высокой оценки и может быть рекомендована к опубликованию в ведущих рецензируемых научных журналах.

Доктор исторических наук, профессор,

зав. кафедрой международного и европейского права

ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева»

Ю. Н. Сушкова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.