Научная статья на тему 'Уроки свободной экономической зоны Ингушетии'

Уроки свободной экономической зоны Ингушетии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
521
916
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ЛЬГОТНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / УСКОРЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / FREE TRADE ZONE / PREFERENTIAL TAXATION / FOREIGN INVESTMENT / ACCELERATE ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антошкиева Т. М.

В статье обосновывается целесообразность создания свободных экономических зон в России, в частности, на Северном Кавказе. Рассмотрены основные виды свободных экономических зон, а также опыт создания и функционирования их за рубежом и в России. Предложены меры, которые необходимо принять для эффективного функционирования свободных экономических зон в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LESSONS OF FREE ECONOMIC ZONE INGUSHETIA

The article proves the feasibility of establishing free economic zones in Russia, particularly in the North Caucasus. The main types of free economic zones, as well as experience the creation and operation of them abroad and in Russia. The measures to be taken for the effective functioning of free economic zones in Russia.

Текст научной работы на тему «Уроки свободной экономической зоны Ингушетии»

Раздел 2 ЭКОНОМИКА

Редакторы раздела:

ИННА НИКОЛАЕВНА САННИКОВА - доктор экономических наук, профессор, зав. каф. бухучета, аудита и анализа Алтайского государственного университета (г. Барнаул)

ВЕРА СТЕПАНОВНА СТАРОДУБЦЕВА - кандидат экономических наук, доцент (г. Горно-Алтайск)

УДК 330.311

Antoshkieva Т.М. LESSONS OF FREE ECONOMIC ZONE INGUSHETIA. The article proves the feasibility of establishing free economic zones in Russia, particularly in the North Caucasus. The main types of free economic zones, as well as experience the creation and operation of them abroad and in Russia. The measures to be taken for the effective functioning of free economic zones in Russia.

Key words: free trade zone, preferential taxation, foreign investment, accelerate economic development.

Т.М. Антошкиева, аспирант каф. «Финансы» ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный

университет», г. Магас, Е-mail: studentka_stavsu@mail.ru

УРОКИ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ИНГУШЕТИИ

В статье обосновывается целесообразность создания свободных экономических зон в России, в частности, на Северном Кавказе. Рассмотрены основные виды свободных экономических зон, а также опыт создания и функционирования их за рубежом и в России. Предложены меры, которые необходимо принять для эффективного функционирования свободных экономических зон в России.

Ключевые слова: свободная экономическая зона; льготное налогообложение; иностранные инвестиции; ускорение экономического развития.

Северный Кавказ исторически является областью пересечения геополитических и экономических интересов ведущих держав мира. Регион во все исторические эпохи представлял собой стратегически важный плацдарм, мост между Европой и Азией, к обладанию которым стремились еще кочевые завоеватели, затем региональные державы, а сегодня и Запад, и исламский мир. Создание Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) обусловлено глубиной, масштабностью и остротой проблем социально-экономического развития и обеспечения общественно-политической стабильности в этих субъектах Российской Федерации. Решение накопленных здесь проблем имеет особое значение для национальной безопасности страны, поэтому требуют нетрадиционного подхода, кардинального изменения методов управления и в целом региональной политики. Социально-экономические проблемы Северного Кавказа не уникальны для России, но наиболее выражены именно в этом регионе. Как крупный мировой транспортный коридор, курортный и энергетический центр Кавказ является одним из ключевых экономических районов России, потенциал которого обещает блестящие перспективы развития. Для решения этих проблем, улучшения уровня жизни населения необходимо принятие мер по оживлению и развитию экономики региона. В связи с этим, Министерством регионального развития РФ была разработана единая госпрограмма развития СКФО до 2025 года, которая должна была объединить уже существующие программы по Ингушетии, Чечне и Югу России. В стратегии определены основные направления развития экономики СКФО. Одним из макроэкономических инструментов, которые могут быть использованы для успешной реализации данной стратегии, является создание на территории Северного Кавказа свободных экономических зон. В связи с этим, нами было проведено исследование, в ходе которого рассматриваются свободные экономические зоны, их виды, а также опыт создания и функционирования свободных экономических зон за рубежом и в России.

Свободные экономические зоны в современном виде возникли в начале 70-х годов в странах юго-восточного азиатского

региона. Вскоре эти страны приобрели название «азиатских тигров» благодаря их экономическому прыжку за счет достижения наиболее высоких в мире темпов развития их хозяйств. Еще 1 января 1970 года, одна из первых в мире, Южная Корея приняла закон об учреждении свободной экономической зоны. Сегодня таких городов («порто-франко») в мире насчитывается более 400. Только в Европе существует около 130 свободных таможенных зон. В США общее число СЭЗ сейчас возросло до 300. Самой большой среди них является научно-техническая СЭЗ «Силиконовая долина», где сосредоточено 20% мировых объемов производства компьютеров и другой вычислительной техники [1].

Мировой опыт успешного функционирования свободных экономических зон в середине 90-х годов привлек пристальное внимание российских реформаторов, в результате чего была поставлена задача за 2-3 года создать широкую сеть такого рода зон. Усилилась тенденция по созданию «налоговых убежищ». В результате в России возникли специальные зоны оффшорного типа. Первая из таких зон - зона экономического благоприятствования «Ингушетия» просуществовала до июля 1997 года [2]. Зона экономического благоприятствования «Ингушетия» (ЗЭБИ) была учреждена на основании Постановления Правительства РФ от 19 июня 1994 г. № 740, в котором было утверждено соответствующее положение о зоне. В соответствии с этим актом правительству Ингушетии предоставлялась бюджетная ссуда в размере налогов, которые уплачиваются предприятиями, зарегистрированными на территории ЗЭБИ. Было установлено, что правительство Ингушской Республики определяет порядок регистрации предприятий на территории ЗЭБИ, образует фонд развития ЗЭБИ и определяет уполномоченные банки, которым принадлежит исключительное право на осуществление расчетно-кассового обслуживания предприятий на территории ЗЭБИ. Положение регламентировало следующие основные ограничения по времени, количеству регистрируемых предприятий, а также на регистрацию определенных видов предприятий: зона должна была функционировать в течение одного года с 1 июля 1994 г.

по 1 июля 1995 г.; в этот период в зоне могло быть зарегистрировано не более 15 тысяч предприятий; в течение льготного периода в зоне экономического благоприятствования приостанавливалась регистрация государственных предприятий, находящихся в федеральной собственности, и коммерческих банков. Налогообложение в ЗЭБИ было установлено Положением о системе налогообложения предприятий, зарегистрированных на правах вхождения в эту зону, утвержденным Постановлением Правительства Ингушетии от 16 августа 1994 г. № 153. В соответствии с Положением предприятия, функционирующие в рамках зоны, освобождались от уплаты большинства налогов, поступления от которых подлежали зачислению в бюджет РИ, а также в республиканские внебюджетные фонды. Правительство республики в сфере предоставления налоговых льгот вышло за рамки своих полномочий и распространило действие ряда льгот также и на суммы, подлежащие зачислению в федеральный бюджет и федеральные внебюджетные фонды. Это касалось налога на превышение фонда оплаты труда, взимаемого в рамках налога на прибыль предприятий и организаций, акцизов и таможенных сборов. Следует отметить, что в результате это привело к занижению величины бюджетной ссуды, предоставленной правительством Российской Федерации Республике Ингушетия, на сумму не поступивших налогов в федеральный бюджет и платежей во внебюджетные федеральные фонды [3].

Система налогообложения предприятий, зарегистрированных на правах вхождения в ЗЭБИ после перерегистрации в 19951998 годах, должна была регулироваться Указом Президента Республики Ингушетия от 28 августа 1994 г. № 249, в соответствии с которым предприятия должны были уплачивать налог на превышение фонда оплаты труда по ставке 13%, налог на операции с ценными бумагами по ставке 0,3% и налог на доходы - 15%. Таможенные платежи подлежали уплате на общих основаниях, предусмотренных для российских юридических лиц. Положением о системе налогообложения предприятий, зарегистрированных на правах вхождения в ЗЭБИ, было предусмотрено, что предприятия в течение одного года с даты их регистрации должны функционировать в условиях особого режима налогообложения и уплачивать федеральные налоги по ставкам, значительно меньшим по сравнению со ставками, установленными федеральным налоговым законодательством. Важно отметить, что в соответствии с действовавшим налоговым законодательством Российской Федерации по ряду федеральных налогов не предусматривались какие-либо возможности по изменению условий налогообложения и, в частности, ставок налогов, законодательными актами и решениями исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, в компетенцию законодательных и исполнительных органов власти субъекта Федерации - Ингушской Республики, не могли входить действия по изменению порядка исчисления и уплаты налогов предприятиями, расположенными за пределами ее территории. Не предусматривалось также и создание органа, выполняющего функции Госналогслужбы Российской Федерации на территории зоны, однако ряд таких функций стала выполнять Финансовая корпорация БИН, являющаяся официальным агентом Правительства Республики Ингушетия. Финансовая корпорация бИн, а также коммерческий банк БИН и Малая бухгалтерская фирма БИН стали выступать организациями, выполняющими функции агентов, осуществляющих сбор налогов и других обязательны

Библиографический список

платежей, а также контроль над уплатой этих налогов на территории зоны экономического благоприятствования. В частности, страховые платежи, выплачиваемые предприятиями в пенсионный фонд, подоходный налог, взимаемый с совокупного годового дохода работников, и страховые платежи, удерживаемые из заработной платы работников в пенсионный фонд в соответствии с Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 19 августа 1994 г. № 153, подлежали перечислению на расчетный счет финансовой корпорации БИН. Коммерческий банк БИН был назначен уполномоченным банком Правительства Республики Ингушетия и получал исключительное право на осуществление расчетно-кассового обслуживания предприятий, входящих в зону экономического благоприятствования «Ингушетия». На Малую бухгалтерскую фирму БИН возлагалось ведение бухгалтерского учета и контроль над этим учетом на предприятиях, зарегистрированных на территории ЗЭБИ. Значительная часть бюджета Республики Ингушетия, таким образом, передавалась в доверительное управление финансовой корпорации БИН.

Основными по значению налоговыми льготами следует считать уменьшение ставки налога на добавленную стоимость до 10%, сокращения ставок акцизов и таможенных сборов в два раза, отмену налога на рекламу и других налогов, исчисляемых от объема реализации, налогов и обязательных платежей, исчисляемых от фонда оплаты труда [3].

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что главной причиной прекращения деятельности ЗЭБИ «Ингушетия» является нарушение принципов функционирования свободной экономической зоны. Так, вместо создания органов управления свободной экономической зоны «Ингушетия» правительство республики все полномочия передало АОЗТ «Финансовая корпорация «БИН»», а ее учредителями стали АО «Промышленно-финан-совая компания «БИН»» и коммерческий банк «БИН». Из общего количества предприятий, зарегистрированных в этой зоне, только около 1% находилось на ее территории, остальные действовали на территории других субъектов России и, естественно, не платили в их бюджеты налогов. Больше всего пострадали Ставропольский край и Ростовская область. ЗЭБИ «Ингушетия» представила собой «черную дыру» по утечке финансовых ресурсов. Когда как свободная экономическая зона должна была способствовать освоению современного рыночного механизма хозяйствования, стимулировать развитие внешнеэкономические связи, стать механизмом экономического развития региона и страны в целом.

Для успешного функционирования свободных экономических зон на территории России, необходимо: усовершенствовать законодательную базу функционирования СЭЗ, недостаточная разработанность которой является одной из основных причин неудачного опыта введения СЭЗ в России; сделать финансовые схемы на территории СЭЗ максимально прозрачными, что позволит следить за перемещениями капитала; увеличить контроль со стороны центральных властей; противодействовать образованию на территории СЭЗ региональных элит, концентрации криминогенных элементов и других негативных явлений.

Создание и функционирование свободных экономических зон для России, обладающей многообразными транспортно-ре-гиональными и другими особенностями, может стать важной составной частью национальной стратегии развития.

1. [Э/р]. - Р/д: http://sakharov.ru

2. Данько, Т.П. Свободные экономические зоны / Т.П. Данько, З.М. Окрут. - М., 1998.

3. [Э/р]. - Р/д: http://offshorecenter.ru

Bibliography

1. [Eh/r]. - R/d: http://sakharov.ru

2. Danjko, T.P. Svobodnihe ehkonomicheskie zonih / T.P. Danjko, Z.M. Okrut. - M., 1998.

3. [Eh/r]. - R/d: http://offshorecenter.ru

Статья поступила в редакцию 12.10.12

УДК 330.311

Ghevora Y.I., Donetsk D.S., Paliy T.I. THE LEVEL AND TREND OF THE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL POTENTIAL IN THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE ECONOMY. Examined the levels of scientific and technological capacity in the agricultural sector in different stages of economic development. The problems of formation of the scientific and technical potential of the agricultural sector and solutions in market conditions. Key words: scientific potential, development, agriculture, innovation, economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.