Научная статья на тему 'Свободные экономические зоны: от декларации к результатам (РФ, Кабардино-Балкарская Республика)'

Свободные экономические зоны: от декларации к результатам (РФ, Кабардино-Балкарская Республика) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
748
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кетов А. Х.

В статье анализируется опыт субъекта Российской Федерации Кабардино-Балкарской Республики по созданию нормативно-правовой базы офшорной и свободной экономической зоны и анализируются особенности регионального опыта в становлении и развитии новых инструментов рыночной экономики. Процесс создания и функционирования свободных экономических зон и внутренних офшорных зон (территорий) в РФ освещался в периодической печати достаточно подробно. При этом многие авторы публикаций под термином «СЭЗ» подразумевали также и офшорные зоны, и территории со специальным экономическим режимом, что часто не только не было достаточно корректным в части соблюдения «чистоты» терминологии, но и вело к запутыванию читателя при освещении проблематики этой и без того сложной и многострадальной темы. Тем не менее, следует признать, что сложившаяся ситуация явилась результатом весьма непоследовательной законодательной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях. Обилие законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность различных СЭЗ и офшоров в РФ при отсутствии федерального закона о свободных экономических зонах не могло не породить путаницу в анализе опыта их деятельности за последние 5-6 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FREE ECONOMIC ZONE: FROM LEGALIZATION TO RESULTS (RUSSIAN FEDERATION, KABARDIN-BALKARIAN REPUBLIC)

In the article the author analysis experience of establishment and development of internal off-shore and free economic zone institutes on the level of regional economic policy.

Текст научной работы на тему «Свободные экономические зоны: от декларации к результатам (РФ, Кабардино-Балкарская Республика)»

СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ: ОТ ДЕКЛАРАЦИИ К РЕЗУЛЬТАТАМ (РФ, КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА)

А.Х. Кетов

Кафедра международного права Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198, Москва, Россия

В статье анализируется опыт субъекта Российской Федерации — Кабардино-Балкарской Республики — по созданию нормативно-правовой базы офшорной и свободной -экономической зоны и анализируются особенности регионального опыта в становлении и развитии новых инструментов рыночной экономики.

Процесс создания и функционирования свободных экономических зон и внутренних

офшорных зон (территорий) в РФ освещался в периодической печати достаточно подробно. При этом многие авторы публикаций под термином «СЭЗ» подразумевали также и офшорные зоны, и территории со специальным экономическим режимом, что часто не только не было достаточно корректным в части соблюдения «чистоты» терминологии, но и вело к запутыванию читателя при освещении проблематики этой и без того сложной и многострадальной темы.

Тем не менее, следует признать, что сложившаяся ситуация явилась результатом весьма непоследовательной законодательной деятельности как на федеральном, так и на региональном уровнях. Обилие законодательных и нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность различных СЭЗ и офшоров в РФ при отсутствии федерального закона о свободных экономических зонах не могло не породить путаницу в анализе опыта их деятельности за последние 5-6 лет.

В данной статье хотелось бы остановиться на кратком обзоре опыта создания и функционирования СЭЗ, или зон со специальным экономическим режимом (что более корректно в плане терминологии) на Северном Кавказе, и, в частности, в Кабардино-Балкарской Республике.

Создание определенной правовой базы для начала работы по развитию СЭЗ в КБР началось после издания Указа Президента РФ от 22 марта 1995 года № 300 «О свободной экономической зоне «Кабардино-Балкария», в котором выражалось согласие с предложением президента КБР В.М. Кокова, получившем поддержку в правительстве РФ, об образовании на территории Кабардино-Балкарской Республики свободной экономической зоны «Кабардино-Балкария». Во втором пункте данного указа Кабинету Министров КБР поручалось в трехмесячный срок подготовить и представить на утверждение в правительство РФ проект Положения о свободной экономической зоне «Кабардино-Балкария» и проект Программы ее развития.

По разного рода причинам предусмотренный указом .трехмесячный срок не был выдержан, но 18 декабря 1995 года вышло постановление Правительства РФ № 1244 «О стабилизации и развитии экономики Кабардино-Балкарской Республики и создании на ее территории свободных экономических зон». Данное постановление заслуживает внимания по нескольким причинам. Во-первых, оно несколько сгладило определенную «спонтанность» Указа Президента РФ № 300 и конкретизировало направления и задачи. Данным постановление была утверждена программа «Стабилизация и развитие экономики Кабардино-Балкарской Республики», основной задачей которой являлось достижение стабилизации и восстановление экономического роста, создание основы для дальнейшего устойчивого экономического развития. Главной целью Программы являлось формирование бюджета, обеспечивающего самофинансирование республики в 2000 году в размере 900-100 млрд. руб. (в сопоставимых ценах 1995 года). Средствами реализации Программы являлись следующие основные направления:

—- совершенствование механизма управления, организации и регулирования

экономики в условиях формирования рынка;

— реструктуризация потенциала республики в направлении развития экспортной продукции в отраслях материального производства;

— улучшение условий для развития предпринимательства и деловой активности;

—■ приватизация в интересах повышения эффективности производства и привлечения

инвестиций;

— стимулирование и концентрация инвестиций по приоритетным направлениям Программы.

Выбор стратегии, способной обеспечить достижение упомянутых выше целей, опирался па реальные возможности республики. Практически единственный реальный вариант социально-экономической политики в сложившихся условиях состоял в том, чтобы в кратчайшие сроки создать условия для привлечения и стимулирования высокоэффективных инвестиций.1

В соответствии с вышеупомянутым Постановлением Кабинету Министров КБР было рекомендовано в месячный срок представить в Министерство экономики РФ технико-экономическое обоснование развития предприятий, финансирование которых предусматривалось на первом этапе реализации Программы, для определения необходимого размера их поддержки за счет средств федерального бюджета.. Министерству экономики РФ поручалось внести предложения по корректировке Федеральной инвестиционной программы на 1996 год с учетом представленных Кабинетом Министров КБР инвестиционных проектов, и учитывать предложения Кабинета Министров КБР при формировании инвестиционных программ на последующие годы. Министерство финансов РФ в соответствии с постановление заключило с Кабинетом Министров КБР соглашение о порядке и условиях предоставления республике бюджетного кредита на 1996-2000 годы. Постановлением также предусматривалось выделение Министерством финансов РФ в 1996-2000 гг. средств из федерального бюджета на цели реализации программы в размере уплаченных юридическими лицами сумм таможенных платежей при экспорте и выпуске для свободного обращения товаров на территории КБР. Постановление №1244 обязывало Министерство экономики РФ в приоритетном порядке рассматривать предложения Кабинета Министров КБР по привлечению инвестиционных кредитов в рамках Программы, а Министерство финансов РФ — предоставлять в установленном порядке государственные гарантии по иностранным кредитам под согласованные проекты.

Особо выделим раздел, посвященный созданию свободных экономических зон. Кабинету Министров КБР поручено было подготовить технико-экономическое обоснование создания на территории республики локальных свободных экономических зон. Министерству экономики РФ, Министерству финансов РФ, Министерству внешних экономических связей РФ, Государственному таможенному комитету РФ по принятии федерального закона «О свободных экономических зонах» поручалось рассмотреть данные технико-экономические обоснования и представить в Правительство РФ предложения о создании на территории КБР локальных свободных экономических зон.

В предпоследнем пункте данного Постановления поручалось Министерству финансов РФ, Министерству экономики РФ с участием Центрального банка РФ совместно с Кабинетом Министров КБР в 3-месячный срок подготовить и представить предложения в Правительство РФ о создании на территории КБР международного офшорного центра.

В соответствии с Программой «Стабилизация и развитие экономики КБР» предусматривалась определенная работа в создании условий для привлечения и стимулирования инвестиций. Основными направлениями привлечения и стимулирования инвестиций в экономику КБР , в частности, предполагались:

— формирование благоприятного налогового климата и совершенствование системы

местного налогообложения;

— формирование локальных свободных экономических зон,

— создание офшорного центра.

В части формирования благоприятного налогового климата появился закон КБР от 13.07.1996 № 15-РЗ « О предоставлении налоговых льгот участникам Программы «Стабилизация и развитие экономики Кабардино-Балкарской Республики»», в котором определялся льготный режим налогообложения отдельной категории налогоплательщиков — участников Программы «Стабилизация и развитие экономики КБР», утвержденной Постановлением Правительства РФ № 1244 от.18.12.1995 года.

В данном законе было введено понятие «нерезидент» хозяйствующий субъект, зарегистрированный в КБР и осуществляющий предпринимательскую деятельность вне территории Кабардино-Балкарской Республики. Законом предусматривалась регистрация нерезидентов в качестве участников Программы Административным комитетом Программы «Стабилизация и развитие экономики КБР» — государственным органом, учрежденным

1 Информационный бюллетень Администрации СЭЗ «Кабардино-Балкария» вып №3 с 18 46

Постановлением Кабинета Министров КБР для осуществления контроля и исполнения Программы. В соответствии с законом, нерезидентами могли быть:

— физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами Кабардино-Балкарской Республики;

— юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением за пределами КБР, в том числе иностранные;

— иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся в РФ..

Участники Программы — нерезиденты КБР, в соответствии с данным законом полностью освобождались от уплаты в республиканский бюджет и бюджеты районов и городов КБР следующих налогов и сборов:

— налога на прибыль предприятий и организаций;

■— налога с имущества предприятий ;

— налога с реализации;

— акцизов и акцизных сборов;

— фиксированных платежей на реализацию горюче-смазочных материалов;

— транспортного налога;

— сбора на нужды образовательных учреждений;

— налога на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы;

— налога территориального дорожного фонда КБР;

— налога на операции с ценными бумагами.

Данным законом также предусматривалась возможность предоставления нерезидентам — участникам Программы компенсаций по федеральным налогам и таможенным платежам за счет возвратных сумм по Программе, размеры компенсаций определялись Кабинетом Министров (Правительством) КБР.

В целях реализации данного закона было принято Постановление Кабинета Министров (Правительства) КБР от 14.09.96. «О порядке государственной регистрации участников Программы «Стабилизация и развитие экономики КБР» — нерезидентов Кабардино-Балкарской Республики».

Данным постановлением устанавливалось, что государственную регистрацию нерезидентов осуществляет Административный комитет Программы, а регистрация нерезидентов КБР в качестве участников Программы «Стабилизация и развитие экономики КБР» проводится одновременно с их государственной регистрацией. Постановлением также устанавливалось, что на территории свободной экономической зоны «Кабардино-Балкария» не допускается перерегистрация предприятий и организаций, ранее зарегистрированных на территории других субъектов РФ. За регистрацию предприятий-нерезидентов устанавливался регистрационный взнос в размере 14.0 МРОТ, в который входит и государственная пошлина, перечисляемая Административным комитетом в соответствующий бюджет.

Впоследствии в вышеупомянутый закон были внесены изменения и: дополнения— Законом КБР от 21,07.1997 № 23-Р3 «О внесении изменений и дополнений в Закон КБР «О предоставлении налоговых льгот участникам программы «Стабилизация и развитие экономики КБР» были внесены изменения в ст. 3, в которой теперь вместо подробного перечисления налогов, от которых освобождалась данная категория налогоплательщиков, просто сообщалось, что «участники Программы — нерезиденты КБР полностью освобождаются от уплаты всех налогов и сборов в республиканский бюджет и бюджеты районов и городов Кабардино-Балкарской Республики». Дополнительно введенная ст, 4 предоставила возможность нерезидентам КБР осуществлять инвестиционную деятельность на территории республики.по согласованию е Административным комитетом Программы. Впоследствии полномочия по регистрация предприятий-нерезидентов были переданы Министерству внешних связей КБР, .также осуществлявшим и регистрацию предприятий с иностранными инвестициями.

Вышеупомянутые нормативные документы никак не определяли количество предприятий, разрешенное к регистрации во «внутреннем офшоре» Кабардино-Балкарской Республики. Суммы более чем скромных регистрационных сборов, по сравнению с аналогичными в ЗЭБ «Ингушетия», «Калмыкия», СЭЗ «Алтай» и т.д., весьма немудреная схема освобождения от уплаты местных и республиканских налогов вызывает ряд вопросов относительно какой-либо целесообразности для бюджета республики и бюджета Программы наличие института «нерезиденства» в такой форме. Полное отсутствие общефедеральной рекламы данной офшорной территории и представительств,

обладающих правами и возможностями по оказанию качественных услуг потенциальным клиентам также не способствовало привлечению желающих зарегистрировать свое предприятие в КБР. Двусмысленность данного офшора, заключавшаяся в одновременном запрете на осуществление предпринимательской деятельности на территории КБР и возможности вести «инвестиционную» деятельность «по согласованию» до сих- пор не нашла своего разрешения. Введенная Налоговым кодексом РФ норма об обязательной уплате местных налогов по месту осуществления предпринимательской деятельности, вне зависимости от места регистрации, окончательно запутало ситуацию для немногих нерезидентов, все-таки зарегистрировавшихся в Кабардино-Балкарии.

Постановление Правительства РФ № 1244, п. 7 которого предусматривал подготовку и рассмотрение ТЭО по созданию локальных свободных экономических зон, а впоследствии, по принятии федерального закона «О свободных экономических зонах», и представление в Правительство РФ предложений по их созданию, оказалось практически невыполнимым в этой части по причине хронического отклонения федерального закона о СЭЗ на конечных стадиях утверждения Советом Федерации Федерального собрания РФ или подписания президентом РФ (как Б. Ельциным, так и В. Путиным).

В республиканской печати обсуждалась и обосновывалась необходимость создания именно локальных СЭЗ, как инструмента стимулирования появления «точек роста» в республиканской экономике, работавшей ранее в основном на привозном сырье и комплектующих, и теперь находящейся в состоянии стагнации именно вследствие диспропорции развития основных отраслей экономики. Создание же СЭЗ на всей административной территории КБР не приветствовалось именно по той причине, что предоставление льгот веем предприятиям республики, как уже действующим, так и вновь образуемым лишило бы бюджет республики практически всех денежных поступлений, и к тому же, еще более увеличило бы диспропорцию в развитии производства, стагнацию и ценовой диспаритет из-за большой разницы в окупаемости , в частности, торгового и промышленного капиталов.' Не исключалось принятие республиканского закона о локальных СЭЗ даже до принятия федерального закона «О свободных экономических зонах», поскольку перспектива подъема экономики посредством локальных СЭЗ представлялась не только весьма заманчивой, но и весьма реальной. В итоге был принят закон КБР от 28.07.1997 № 26-РЗ «О зонах экономического развития», определивший правовые и организационные основы создания, функционирования и ликвидации зон экономического развития.

Совершенно очевидно, что принятие данного закона преследовало целью создание определенной системы преференций для потенциальных российских и иностранных инвесторов даже в условиях отсутствия режима СЭЗ с соответствующими таможенными, налоговыми и валютными льготами, так и не определенного ни общефедеральным законом, ни отдельным, для Кабардино-Балкарской Республики федеральным нормативно-правовым актом (при наличии прецедентов по другим субъектам федерации), и явилось, своего рода паллиативом в решении поставленной задачи.

Ст. 1 данного закона сразу определила именно территориальный подход в создании зон экономического развития, в отличии от функционального (режимного) , что не совсем верно именно в условиях предоставления налоговых, финансовых и административных льгот, для чего совсем не требуется четкое «зонирование», которое применяется в основном для таможенного и валютного контроля. Согласно данного закона, зона экономического развития — ограниченный участок территории КБР, в пределах которого действует льготное налогообложение предпринимательской деятельности участников зоны. Участниками же ЗЭР являются зарегистрированные в установленном настоящим законом порядке коммерческие организации, созданные в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством РФ, российские и иностранные физические лица, филиалы иностранных юридических лиц.. Сфера действия закона распространялась на:

— создаваемые на территории КБР зоны экономического развития;

— хозяйствующие субъекты, являющиеся участниками ЗЭР;

— все виды предпринимательской деятельности, осуществляемой участниками зоны экономического развития только на ее территории.

В законе предусматривалось создание нескольких типов ЗЭР.

1 См.: Вестник Администрации СЭЗ «Кабардино-Балкария», 1997 № 1(5) 48

1. Производственная зона зона, ориентированная на выпуск товаров потребительского и (или) производственного назначения, конкурентоспособных на мировом и внутреннем рынках. Производственная зона создается на территории и производственной базе отдельных предприятий (группы рядом расположенных предприятий).

2. Социально-жилищная зона— зона, деятельность которой направлена на решение жилищной проблемы путем строительства жилых зданий и комплексов, улучшения качества жилья.

3. Торгово-складская зона — зона, предназначенная для хранения, сортировки. Упаковки, маркировки, и переработки экспортно-импортных грузов, а также для организации выставок, ярмарок, центров оптовой и розничной торговли.

4. Курортно-рекреационная зона — зона, предназначенная для развития курорта, туризма, альпинизма, горнолыжного и других видов спорта и соответствующей инфраструктуры.

5. Технико-внедренческая зона — зона, предназначенная для развития фундаментальных и прикладных исследований, разработки и внедрения в производство новейших видов техники и технологии, содействию экспорту и импортозамещению высокотехнологичной продукции.

6. Сервисная зона — зона, образованная с целью развития услуг, связанных с инвестиционной, финансово-банковской, страховой и офшорной деятельностью.

Данным законом предусматривалось создание в КБР и иных видов зон, а также зон со смешанной сферой деятельности.

В законе было установлено, что Кабинет Министров (Правительство) Кабардино-Балкарской Республики делегирует полномочия по государственному регулированию функционирования зон экономического развития Административному комитету программы «Стабилизация и развитие экономики Кабардино-Балкарской Республики», который, в свою очередь, разрабатывает предложения об осуществлении государственной политики КБР в области создания и развития зон экономического развития, вносит в Кабинет Министров (Правительство) КБР предложения об их создании и ликвидации, координирует и контролирует деятельность зон, привлекает в них инвестиции.

Процедура создания зон экономического развития предусматривала, в соответствии с данным законом, обязательное наличие инициативы по созданию таких зон, исходящей от российских и иностранных физических и юридических лиц — потенциальных инвесторов, с которыми Министерство финансов КБР, Министерство экономики и торговли КБР и Административный комитет программы заключали договор об осуществлении инвестиций и ведении предпринимательской деятельности на территории зоны. Инициаторы создания ЗЭР должны были, кроме, стандартного набора документов, подтверждающих правоспособность и платежеспособность, предоставить также проект положения и технико-экономическое обоснование о ЗЭР, которые, в случае их одобрения и утверждения Кабинетом Министров(Правительством) КБР, впоследствии представлялись в парламент КБР и соответствующий орган местного самоуправления одновременно с проектом закона (постановления) о предоставлении льгот участникам зоны экономического развития. В соответствии со ст. 17 закона КБР «О зонах экономического развития» участникам зоны экономического развития предоставлялись льготы, распространяющиеся только на ту деятельность и на те суммы, которые направлены на реализацию планов развития зоны. Участники ЗЭР в установленном законодательством КБР порядке освобождаются от уплаты налогов и сборов, по которым право устанавливать льготы в соответствии с законодательством РФ входит в компетенцию КБР.

В ЗЭР предусматривался разрешительный порядок . осуществления инвестиций и предпринимательской деятельности. Невыполнение участником зоны экономического развития принятых им обязательств влекло за собой приостановление действия договора об осуществлении инвестиций и ведении предпринимательской деятельности, за исключением обстоятельств непреодолимой силы. Схема финансирования создания и обустройства ЗЭР также предусматривала первоначальные вложения именно инициаторов создания зоны — инвесторов, а не республики.

Такая процедура создания ЗЭР, при которой инициатива учреждения ЗЭР исходит не от самого субъекта федерации, а от сторонних инвесторов, была бы оправданна только при высокой инвестиционной привлекательности региона, добротной нормативно-правовой базе, политической и социально-экономической стабильности, не только в самой республике, но в регионе в целом. По-видимому, более прагматичным подходом являлось учреждение ЗЭР по инициативе органов

власти республики и обустройства инфраструктуры зоны, естественно, с привлечением инвесторов на максимально ранних этапах создания и развития ЗЭР.

Весьма неконкретная схема предоставления налоговых льгот и постоянная, практически на всех этапах, зависимость от правительства республики, при спорной инвестиционной привлекательности региона и отсутствии четко прописанных гарантий инвесторам, также не способствовало пониманию реального механизма действия данного закона.

Непонятна и природа договора с участником ЗЭР об осуществлении инвестиций и ведении предпринимательской деятельности. Если инвестор получает набор определенных льгот при инвестировании, то эти льготы должны быть заранее известны и определены в законе, а не уточняться в процессе предпринимательской деятельности путем постоянных согласований и контроля со стороны бюрократических структур, что может создать не только неопределенность и споры, но и предпосылки к решению вопросов не совсем законным путем, что нередко практикуется даже в давно работающих СЭЗ с хорошо отработанной правовой базой. Если же объект вложения инвестиций только определяется (как и есть в данном законе), то это, скорее всего, ближе к договору о концессиях или соглашениям о разделе продукции. Российские инвесторы как и иностранные, связаны определенной процедурой при инвестировании, и дополнительные формальности при обязательности их (инвесторов) первоначальной инициативы вряд ли будут способствовать деловой активности. Правовое регулирование инвестиций в ЗЭР, согласно данного закона, осуществляется в соответствии с настоящим законом, иными нормативно-правовыми актами КБР и РФ, в том числе законодательством об иностранных инвестициях и международными договорами, таможенное регулирование — в соответствии с законодательством РФ.

Общим правовым фоном так или иначе является федеральное законодательство, не предоставляющее никаких преференций в отношении таможенного, валютного или фискального режимов. Льготы в части республиканских и местных налогов также не абсолютны в плане безусловности их предоставления и последующего использования инвестором — участником ЗЭР. Обязательства по инвестированию взамен стандартного довольно небогатого российского «набора» прав и гарантий для инвестора при определенной эклектичности и внутренней противоречивости всей схемы создания и управления данной ЗЭР не являются эффективным методом привлечения инвестиций, нашедшим подтверждение в мировой практике.

Так или иначе в данном случае ставится целью не анализ нормативно-правовой базы Кабардино-Балкарской Республики в области регулирования офшорной деятельности или попыток реализовать собственными средствами задачи по привлечению инвестиций и подъему экономики, а на примере данного субъекта федерации показать, что отсутствие внятной и последовательной законодательной политики на федеральном уровне далеко не всегда способствует решению весьма важных проблем на региональном уровне, где, как правило, определенные особенности объективно часто не совпадают с общероссийским направлением развития реформ, тем более, что проблемность ситуации на Северном Кавказе намного понижает инвестиционную привлекательность всего региона, вне зависимости от достаточно стабильной ситуации в конкретном субъекте федерации — Кабардино-Балкарской Республике.

Закон КБР «О зонах экономического развития в КБР», предусматривающий создание ЗЭР по инициативе инвесторов и утверждение положения о ЗЭР постановлением Кабинета Министров (Правительства) КБР, с последующим представление в парламент КБР проекта закона о предоставлении льгот участникам ЗЭР так до сих пор и не заработал. За весь период с момента принятия закона ни одной ЗЭР так и не было создано. Очевидно, что данный закон, как и упоминавшийся выше закон КБР, регулирующий деятельность республиканского офшора, нуждаются в доработке и корректировке. Планы по созданию на территории КБР международного офшорного центра, предусмотренные постановлением Правительства РФ № 1244 также не были реализованы.

FREE ECONOMIC ZONE: FROM LEGALIZATION TO RESULTS (RUSSIAN FEDERATION, KABARDIN-BALKARIAN REPUBLIC)

A-Kh. Ketov

The Department of Internationa! Law Russian University of Peoples' Friendship Wkhiho-Maklaya str., 6, 117198, Moscow, Russia

In the article (he author analysis experience of establishment and development of internal off-shore and free economic zone institutes on the level of regional economic policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.