Научная статья на тему 'Управление стрессами в деятельности сотрудников органов внутренних дел'

Управление стрессами в деятельности сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4956
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Н. Ю. Митюрина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление стрессами в деятельности сотрудников органов внутренних дел»

защитного поведения. Вторая составляющая представлена такими характеристиками, как безразличие, равнодушие, отсутствие заботы о близких людях, эмоциональная гипостезия. Во многих исследованиях эти явления рассматриваются как основные причины разводов, разрывов отношений с близкими людьми. В нашем исследовании 10,0% ветеранов после участия в боевых действиях не смогли установить нормальные отношения в своих семьях, что привело к разводам и, как результат, усилению симптомов ПТСР.

Итак, по результатам проведенного диагностического исследования нами были сформулированы следующие выводы:

1. У 65,0% обследованных ветеранов военного локального конфликта на территории Чеченской Республики были выявлены симптомы ПТСР различной степени выраженности. Необходимо отметить, что ведущими симптоматическими группами данного расстройства в обследованной выборке чаще всего являлись группы симптомов «В» («избегания») и «Г» («гиперактивации»).

2. Основными психологическими защитами в группе ветеранов с симптомами постстрессовых расстройств являются Эго-защитные механизмы вытеснения, подавления, отрицания, идентификации с агрессором и замещения, что в большей степени подтверждает гипотезу об активизации «простых» защитных реакций в условиях экстремальных ситуаций.

3. Анализ данных по всей выборке позволил установить следующую тенденцию: степень возрастания выраженности симптомов ПТСР положительно влияет на уровень общей напряженности психозащитного поведения. Таким образом, чем более у комбатанта выражены симптомы посттравматического стрессового расстройства, тем чаще, интенсивнее и ригиднее он использует определенный вариант психологических защит.

4. В исследовании было получено частичное подтверждение гипотезы о существовании связи между ведущими симптоматическими группами ПТСР и основными вариантами Эго-защитного реагирования. Так, положительная корреляция прослеживается в нескольких, наиболее часто представленных случаях: при ведущих симптомах гиперактивации ветераны склонны использовать в качестве основных психологические механизмы замещения и идентификации, что определяет такие деструктивные формы поведения, как агрессивность, враждебность и негативизм. В случае, когда ведущую роль играют симптомы избегания, чаще активизируются такие Эго-защиты, как подавление и отрицание.

5. Высокая интенсивность использования психологических защит, их устойчивость и ригидность существенно снижают возможности успешной адаптации ветеранов с симптомами ПТСР. Для данной группы характерно наличие негативной установки к самому себе и другим людям, сниженный уровень внутренней эмоциональной комфортности, а также низкие показатели общих адаптационных возможностей. Ком-батанты с симптомами постстрессовых нарушений склонны избегать решения внутренних и внешних конфликтов, что во многом обусловливается высоким уровнем личностной тревожности. Все это определяет наличие тенденции к формированию дезадаптивных форм поведения, включая аддиктив-ную патологию.

Ветераны без признаков постстрессовых расстройств в большей степени используют «высшие» группы психологических защит, в число которых входят аскетизм, интеллектуализация, сублимация и компенсация. Включение Эго-защит-ного поведения носит гибкий, ситуационно значимый характер, т. е. психологические защиты обладают более низкой степенью напряженности, чем у комбатантов с симптомами ПТСР. Это позволяет успешнее адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям внешней среды и эффективно использовать приобретенный в экстремальных условиях опыт.

УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССАМИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Канд. психол. наук Н. Ю. Митюрина

Саратовский юридический институт МВД России

Специфика правоохранительной деятельности сотрудников органов внутренних дел, в особенности оперативно-розыскных подразделений, такова, что каждый из них практически постоянно сталкивается с ситуациями, способными вызвать состояние стресса. Вследствие этого умение осуществлять профилактику стрессов, управлять ими, а также нейтрализовать их негативные последствия должно быть одним из ключевых профессиональных навыков любого сотрудника милиции. В статье сделана попытка обобщить научные данные о механизме, причинах, методах преодоления и профилактики стресса, которые могут быть успешно применены в современных исследованиях по юридической психологии.

Прежде всего обозначим понятие слова стресс. Проводя теоретические и практические занятия по управлению стрессами, часто приходится слышать высказывания, свидетельствующие о том, что некоторые сотрудники, зачастую руководители разных уровней, не понимают содержания такого психологического понятия, как стресс.

Дословно слово «стресс» переводится как напряжение (3), поэтому стресс иногда рассматривают как состояние максимальной напряженности, возникающее в человеческом организме под влиянием внешних воздействий. Основоположник учения о стрессе Г. Селье назвал стрессом неспецифическую реакцию организма на любое предъявленное к нему требование. В более поздних работах он предложил различать стресс и дистресс, при этом рассматривая сам по себе стресс как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. Дистресс же наступает при очень частых и продолжительных стрессах и сочетаниях неблагоприятных факторов, для него характерны не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадежности, сознание чрезмерности, непосильности и нежеланное™, обидной несправедливости требуемых усилий.

Возможен и другой вариант развития дистресса: постоянное ощущение угрозы, присутствие соперника за спиной (3), ощущение несправедливости мира, выражаемого зачастую в чрезмерно повышенной деловой активности. Такая активность может выглядеть как гонка за успехом, материальными достижениями, но представляет на самом деле бегство от страха перед мнимым поражением в борьбе за место под солнцем (4) и заканчивается обычно психосоматическими заболеваниями.

Таким образом, стрессом считается неспецифический ответ организма на возросшие требования к нему, при этом под требованиями подразумеваются все воздействия или стрессоры, ведущие к изменению деятельности организма. Это могут быть и изменение социального статуса, и возросшие нагрузки на работе, и конфликт, и проблемные взаимоотношения с подчиненными, и внезапная травма, и болезнь, и многое другое. Стрессорами могут выступать факторы внешней или внутренней среды, вызывающие развитие стресса.

Достаточно условно стрессоры подразделяются на две группы, в зависимости от того, что является первичным, запускающим стресс фактором, - физические или психологические стрессоры.

1. Физические стрессоры (болезнь, травма, избыточные нагрузки и пр.). Это факторы, непосредственно влияющие на организм. Чрезмерные умственные нагрузки также относятся к физическим стрессорам, так как вызывают развитие со-

стояния утомления, снижение активности психомоторных процессов, в основе которых лежат биологические изменения, а именно - истощение нервной системы.

2. Психологические, или информационные стрессоры (конфликты, неприятная информация, переживания в связи с чем-либо и пр.). Информационные стрессоры - это определенная информация, при восприятии которой начинается развитие стресса, при этом информация сама по себе не может вызвать стресс: здесь играет роль тог смысл, который она несет в себе для конкретного человека, то, как она трактуется.

Механизм стресса запускается при этом в двух случаях.

Во-первых, если воспринимаемая информация расценивается как угроза физической либо психической целостности -угроза Я (1). Например, работа оперативного сотрудника органов МВД сопровождается психологическим стрессом: необходимость выполнения служебного долга в быстро меняющихся и трудно прогнозируемых условиях, связанных с необходимостью применения оружия на поражение, угрозой массовых беспорядков, дерзостью и агрессивностью преступников, знание о возможной непосредственной опасности - все это запускает механизм стресса.

Кроме того, к психологическим стресс-факторам можно отнести:

- конфликты (если не применяется физическое воздействие). Конфликгы между людьми вызывают состояние стресса, так как конфликт - это обычно столкновение двух несовместимых тенденций, двух точек зрения. А отказ от своей точки зрения означает угрозу целостности. Поэтому деятельность организма мобилизуется, и личность активнее отстаивает свою позицию;

- отсутствие гармоничных отношений в коллективе выступает перманентным стресс-фактором, так как обусловливает высокую вероятность развития конфликтов;

- нескоординированность действий в команде при возникновении нестандартных ситуаций на работе является источникам стресса, так как приводит к неадекватным действиям и ухудшает эффективность работы всей команды.

Во-вторых - при возникновении противоречия между двумя несовместимыми мыслями, так называемый когнитивный диссонанс. Оказываясь между воображаемой и реальной действительностью, в которой делаемое неосуществимо или противоречит убеждениям, человек начинает испытывать внутренний конфликт, для разрешения которого он должен сделать выбор одной из сторон. Если выбор не делается, то существование двух противоборствующих когниций запускает механизм стресса.

В зависимости от действия тех или иных стрессоров выделяют два вида стресса: физиологический и психологический. Физиологический стресс возникает вследствие накопления критической массы усталости или иных физических воздействий на организм человека. Психологический стресс, в свою очередь, делится на эмоциональный и информационный. Причиной эмоционального стресса могут послужить яркие переживания человека, а информационный стресс имеет место в случае перегрузки мозга различного рода информацией.

Кроме того, стрессы можно классифицировать по характеру внешнего воздействия, послужившего причиной их возникновения, и с этой точки зрения стрессы можно подразделить на негативные и позитивные. Негативными можно считать стрессы, причиной возникновения которых служили факторы, отрицательным образом влияющие на человека и его жизнедеятельность. К позитивным относятся стрессы, возникающие в результате воздействия на человека благоприятных факторов, носящих чрезмерно интенсивный или яркий характер. В зависимости от последствий воздействия стрессов на организм человека, стрессы подразделяются на конструктивные и деструктивные. Конструктивными при этом являются стрессы, способствующие оздоровлению организма человека и интенсификации функционирования его основных систем. Деструктивные стрессы, напротив, связаны с выходом

из строя или нарушением нормального ритма работы отдельных систем человеческого организма. Слишком яркие переживания, независимо от того, являются они позитивными или негативными, в любом случае могут вызвать такие нежелательные последствия, как гипертония, инфаркт, инсульт и т. п.

Для грамотного и эффективного управления стрессами в служебной деятельности сотрудников милиции необходимо знать так называемый механизм стресса, действие которого рассмотрим на примере физиологического стресса. В своем развитии стресс проходит три стадии.

Стадия 1. Реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма и субъективно воспринимаемая человеком как волнение.

Стадия 2. Стадия сопротивления - активно противодействуя стрессу и приспосабливаясь к нему, организм пребывает в напряженном, мобилизованном состоянии.

Стадия 3. Стадия истощения. Постоянное пребывание в стрессовом состоянии и длительное сопротивление приводят к тому, что постепенно резервы организма подходят к концу, развивается истощение, или астенизация. К началу этой стадии, если влияние стресс-фактора не было устранено, адаптационные способности человека исчерпываются. Эта стадия является переходной к развитию болезненных процессов, возможно формирование соматической патологии (гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, инсульт), и это особенно вероятно, когда стресс-фактор продолжает влиять. Часто выходом из этой стадии становятся депрессивные реакции, и если воздействие стресс-фактора не прекращается, то, в самом худшем случае, возможен летальный исход. Наступление третьей стадии не обязательно.

Продолжительность стадий и выраженность проявлений стресса зависят от индивидуальных психофизиологических особенностей человека.

Сотрудникам милиции необходимо помнить, что сильное, чрезмерное волнение чревато для организма истощением и нехваткой ресурсов для дальнейшего противостояния стрессу. В англоязычной литературе употребляется термин Ьиг-поШ, что переводится на русский язык как синдром выгорания (2). Его определяют как состояние физического и эмоционального истощения, приводящее к снижению самооценки и негативному отношению к работе. Особенно, на наш взгляд, ему подвержены люди, чья работа связана с постоянным общением, и сотрудники оперативно-розыскных подразделений занимают в списке таких людей одно из первых мест. Специфика оперативно-розыскной работы такова, что сотрудники испытывают воздействие постоянного, хронического стресса, в результате которого у многих из них развивается состояние, соответствующее третьей стадии стресса.

Существенную роль в развитии данного процесса может сыграть несоответствие между предъявляемыми к организму требованиями и его действительными возможностями. Постоянные информационные перегрузки, общение с агрессивной средой, разрешение конфликтных ситуаций вызывают эмоциональные переживания, отражающиеся на состоянии здоровья. Возможности человеческого организма, к сожалению, небезграничны, и до какого-то предела организм, мобилизовав все ресурсы, переносит влияние постоянных стресс-факторов: человек работает через силу. Но если не были приняты профилактические меры, неминуемо наступает фаза истощения, которая служит одной из предпосылок развития профессиональной деформации сотрудника, выражающаяся в ее негативном проявлении.

В работах отечественных психологов и психиатров убедительно показано, к каким печальным последствиям может привести противоречие и несоответствие между актуальными возможностями личности и ее стремлениями и требованиями к себе: развивается болезненное состояние - невроз (1).

В результате экспериментальной работы с сотрудниками оперативно-розыскных подразделений органов внутренних дел выявлено множество факторов возникновения у сотруд-

пика состояния, которое сами респонденты обозначали словами: надо, хочу, но не могу, т. е. заставляя истощенный организм работать, человек понимает, что должен сделать, но физически не способен к этому (4). Действительно, в условиях современного общества человек далеко не всегда имеет возможность полностью реализовать механизм стресса. На наш взгляд, довольно часто проявляемые у сотрудников правоохранительных органов такие личностные качества, как конфликтность, отсутствие стремления к достижению профессионального успеха, появление разочарования профессией, снижение самоконтроля и требовательности к себе, развитие склонности к насилию, агрессивность, безразличие, подавленность, черствость к человеческой беде и прочие симптомы, которые часто рассматривают в качестве признаков профессиональной деформации личности сотрудников органов МВД, можно расценивать именно как проявления нереализованного механизма стресса.

Для нейтрализации негативных последствий стрессов и, соответственно, возможности профилактики профессиональной деформации личности сотрудников милиции в контексте осуществления воспитательной работы с личным составом, необходимым является грамотное управление стрессами, подразумевающее взаимодействие двух основных способов -организационного и индивидуального (1).

Известные организационные способы управления стрессами основаны на непосредственном вмешательстве руководящего состава в социально-психологические процессы, происходящие в подразделении.

К таким способам относятся следующие:

-рациональная организация управленческого и исполнительского труда (чем меньше будет возникать нестандартных, внеплановых ситуаций, тем ниже будет уровень стрессов);

- разработка и неукоснительное соблюдение режима и распорядка рабочего дня в организации;

-четкая регламентация процессов, происходящих в подразделении (документооборот, коммуникация и т. п.);

- организация и проведение внутриорганизационных культурно-массовых мероприятий (спортивные соревнования, концерты художественной самодеятельности, пикники и др.), направленных на формирование сплоченного трудового коллектива;

-применение коллективных программ психологической регуляции, например, в начале рабочего дня можно проводить стимулирующие психотерапевтические сеансы, а в конце - успокаивающие.

Принимая во внимание необходимость внутриорганиза-ционной профилактики стрессов, осуществление которой для сотрудников органов внутренних дел должно начаться с глобальных проблем организации управленческих и производственных процессов, большее значение в деятельности оперативных сотрудников имеют, на наш взгляд, индивидуальные способы управления стрессами. Исходя из этого, весьма важным в работе психологических служб органов внутренних дел является обучение сотрудников индивидуальным способам управления стрессами.

В качестве задач психологической службы при этом необходимо обозначить следующие:

-получение сотрудниками практических знаний о стрессе;

- развитие индивидуальных навыков преодоления негативных последствий стресса;

- обретение технологий экстренного сохранения и восстановления психоэмоционального равновесия и работоспособности.

Данные технологии способствуют предотвращению бо-лезнетворности стрессов, повышению общей стрессоустой-чивости человека (1) и являются способами индивидуальной профилактики и индивидуальной нейтрализации негативных последствий стрессов сотрудниками милиции. Способы управления стрессами будут эффективны при одновременном осуществлении комплексной профилактики профессиональ-

ной деформации в системе научного обеспечения организации труда в органах внутренних дел. Научные данные о механизме, причинах, методах преодоления и профилактики ст рес-са могут быть успешно применены в современных исследованиях по проблемам организации правоохранительной деятельности и юридической психологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мельник Ю. П. Управление стрессами// Управление персоналом. - М., 2000.

2. Мишин А. Н. Культура управления персоналом. - Екатеринбург: Уралвнешторгиздат, 2001.

3. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Мысль, 1979.

4. Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. - Л.: Медицина, 1990.

РАБОТА С СОТРУДНИКАМИ, СКЛОННЫМИ К ДЕСТРУКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Т. В. Сайфутдинова, психолог

Корсаковский ГОВД Сахалинской области

Важность вопроса нарушений служебной дисциплины заключается в том, что это сказывается на самых различных факторах: экономических, социально-психологических, организационно-управленческих. В то же время нельзя не учитывать и такие факторы, как некачественный отбор кадров при приеме на службу. Отсутствие реального конкурса приводит к тому, что значительное число лиц, принимаемых на службу, не отвечают предъявляемым требованиям и оказываются склонными к нарушению дисциплины.

Нарушение служебной дисциплины - это проявление профессиональной деформации, которую сотрудники приобретают в нравственной, интеллектуальной, эмоциональной сферах и в профессиональной деятельности.

Изменения при профессиональной деформации проявляются в следующем:

-гипертрофия профессионально важных качеств, их переход в противоположные: бдительность превращается в подозрительность, уверенность - в самоуверенность, требовательность - в придирчивость, пунктуальность - в педантизм и т. д.;

- обострение и развитие социально-негативных черт, таких как жестокость, мнительность, цинизм, вседозволенность;

- угнетение и атрофия качеств, которые субъективно оцениваются как второстепенные, излишние. Это затрагивает профессиональную самооценку, мотивацию, перцептивные средства общения.

Наличие профессиональной деформации личности оказывает негативное влияние на мотивацию служебного поведения сотрудников и имеет широкий круг проявлений. Профессиональная деформация изменяет отношение к правонарушителям в диапазоне от полного неприятия (агрессивности, грубости, хамства) до вседозволенности, неслужебных связей с уголовно-преступными элементами, моральной и материальной зависимости от них, принятие на себя противоправных обязательств, что в итоге приводит к асоциальному поведению и правовым конфликтам.

Проведенный анализ нарушений служебной дисциплины в ГОВД показал, что 72,0% сотрудников, совершивших дисциплинарные нарушения, - это люди, вошедшие в группу «повышенного психологического внимания».

Ранее совершали нарушения дисциплины 36,0% из них, и поэтому они отнесены в эту группу, но не проходили психологическую коррекционную и индивидуально-воспитательную работу; 18,0% их были условно рекомендованы ЦПД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.