Научная статья на тему 'Нормативно-правовое обеспечение применения психодиагностических методик по исследованию психических состояний сотрудников ОВД'

Нормативно-правовое обеспечение применения психодиагностических методик по исследованию психических состояний сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
408
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — С. В. Ефимкин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативно-правовое обеспечение применения психодиагностических методик по исследованию психических состояний сотрудников ОВД»

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ СОТРУДНИКОВ ОВД

C.B. Ефимкин, ст. инспектор

по особым поручениям

ГУК МВД России, г. Москва

Источником психической травматизации личного состава ОВД могут служить различные критические события, имеющие место в процессе несения службы. Динамика психического состояния таких сотрудников определяется как совокупностью их индивидуально-психологических особенностей, так и воздействием микросоциальных, социально-психологических факторов и конкретных жизненных обстоятельств. При этом применяются ряд методик психологической диагностики дезадаптации и постстрессовых состояний у сотрудников ОВД, выполнявших оперативно-служебные и служеб-но-боевые задачи в особых условиях (1).

Методика социально-психологической диагностики уровня психической адаптации-дезадаптации разработана на основании анализа результатов исследования личного состава подразделений органов внутренних дел, несущих службу по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в районах межнациональных конфликтов.

Стандартизация методики выполнена на лицах мужского пола, средний возраст - 32 года (объем выборки -408 человек).

Степень психической дезадаптации во время несения службы, как в обычных, так и в экстремальных условиях, оценивается индексом психологического дистресса (ИПД).

Валидизация осуществлена на репрезентативной группе 162 сотрудников, прошедших параллельное клинико-психиатрическое и психофизиологическое обследование.

Методика структурированного опроса предназначена для выявления среди участников психотравми-рующего события лиц, у которых развились дезадаптированное и постстрессовое состояния, и определения

интенсивности, динамики и особенностей структуры данных состояний. Методика включает в себя: структурированный опрос, опросник жизненных событий, методику оценки уровня психологического дистресса в экстремальных условиях служебной деятельности, клиническую шкалу тревоги и депрессии, опросник травматического стресса , краткую шкалу тревоги, депрессии и ПТСР.

Опросник прошел апробацию на большой группе сотрудников милиции, подвергшихся различным психо-травмирующим событиям в своей профессиональной деятельности. Среди этих событий - участие в октябрьских (1993 г.) событиях в Москве, пребывание в зоне боевых действий в Чеченской Республике, участие в штурме пос. Первомайский (Дагестан), в событиях 14-20 июня 1995 г. в Буденновске.

Опросник травматического стресса (ОТС) был валидизирован и стандартизирован на большой выборке сотрудников органов внутренних дел объемом 1137 человек, из которых мужского пола - 1054 человека (средний возраст - 28 лет), женского - 80 человек (средний возраст - 28 лет), принимавших участие в специальных операциях, боевых действиях (несение службы на территории Чеченской Республики в 1995-1996 гг.) и других профессиональных ситуациях критического характера.

В период с 1999 по 2001 гг. опросник травматического стресса использовался практическими психологами органов внутренних дел при обследовании сотрудников милиции, выполнявших служебно-боевые задачи в Чеченской Республике (3,214-221).

В 2001 г. ГУК МВД России рекомендовано к использованию методическое пособие "Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях", где даются методики психодиагностического исследования посттравматического стресса "Опросник травматического стресса", "Шкала стресса", и три методики, адаптированные в лаборатории психологии посттравматического стресса и психотерапии Института психологии РАН.

Методики психодиагностического исследования ПТСР, адаптированные в лаборатории психологии

посттравматического стресса и психотерапии Института психологии РАН

Шкала оценки влияния травматического события

(в виде опросника) основана на самоотчете и выявляет преобладание тенденции избегания или вторжения (навязчивого воспроизведения) травматического события, а также физиологической возбудимости.

Шкала оценки влияния травматического события входила в комплекс психодиагностических методик, используемых в рамках русско-американского проекта по изучению психологических и психофизиологических аспектов посттравматического стрессового расстройства. В последующем применялась при обследовании сотрудников органов внутренних дел, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. По данным лаборатории психологии посттравматического стресса и психотерапии Института психологии РАН, русскоязычная версия Шкалы оценки влияния травматического события обладает достаточно хорошей надежностью.

Миссисипская гикала для оценки посттравматических реакций была разработана для оценки степени выраженности посттравматических стрессовых реакций. Миссисипская шкала входила в комплекс психодиагностических методик, используемых в рамках русско-американского проекта по изучению психологических и психофизиологических аспектов посттравматического стрессового расстройства, где были показаны хорошие дифференциально-диагностические возможности методики. В последующем был выполнен ряд исследований с использованием методики на различных контингентах испытуемых (в т. ч. сотрудниках органов внутренних дел, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС). Содержащиеся в опроснике пункты направлены на определение симптомов вторжения, избегания и физиологической возбудимости.

Шкала клинической диагностики ПТСР применяется для оценки уровня выраженности симптоматики ПТСР. Применение методики дает возможность оценить каждый симптом ПТСР и достоверность полученной информации. С помощью Шкалы можно определить степень улучшения состояния при повторном исследовании по сравнению с предыдущим, валидность результатов и общую интенсивность симптомов.

Обобщенный анализ психодиагностических методик по исследованию психических состояний сотрудников органов внутренних дел, имеющих признаки психической дезадаптации или переживающих посттравматические стрессовые расстройства, показал, что диагностические критерии ПТСР введены в Международный классификатор болезней МКБ-10 - основной медицинский стандарт в европейских странах, включая Россию. Критерии ПТСР в соответствии с МКБ-10 приведены ниже.

A. Больной был подвержен воздействию стрессор-ного события или ситуации (как краткому, так и длительному) угрожающего или катастрофического характера, что способно вызвать общий дистресс почти у любого индивидуума.

Б. Стойкие воспоминания или "оживление" стрессора в навязчивых реминисценциях, ярких воспоминаниях, повторяющихся снах либо повторное переживание горя при воздействии ситуаций, напоминающих или ассоциирующихся со стрессором.

B. Больной должен обнаруживать фактическое избегание или стремление избежать обстоятельств, напоминающих либо ассоциирующихся со стрессором.

Г. Любое из двух:

1. Психогенная амнезия, частичная, либо полная, в отношении важных аспектов периода воздействия стрессора.

2. Стойкие симптомы повышения психической чувствительности или возбудимости (не наблюдавшиеся до действия стрессора), представленные любыми двумя из следующих:

а) затруднения засыпания или сохранения сна;

б) раздражительность или вспышки гнева;

в) затруднения концентрации внимания;

г) повышение уровня бодрствования;

д) усиленный рефлекс четверохолмия.

Критерии ПТСР также введены и в американский

классификационный психиатрический стандарт. Описание критериев приведено ниже.

A. Индивид находился под воздействием травмирующего события, причем должны выполняться оба приведенных ниже пункта:

1. Индивид был участником, свидетелем либо столкнулся с событием (событиями), которые включают смерть, угрозу смерти или угрозу серьезных повреждений, или угрозу физической целостности других людей (либо собственной):

2. Реакция индивида включает интенсивный страх, беспомощность или ужас.

B. Травматическое событие настойчиво повторяется в переживании одним (или более) из следующих способов.

1. Повторяющееся и навязчивое воспроизведение события, соответствующих образов, мыслей и восприятия, вызывающее тяжелые эмоциональные переживания.

2. Повторяющиеся тяжелые сны о событии.

3. Такие действия или ощущения, как если бы травматическое событие происходило вновь (включает ощущения "оживания" опыта, иллюзии, галлюцинации и диссоциативные эпизоды - "флэшбэк"-эффекты, включая те, которые появляются в состоянии интоксикации или в просоночном состоянии).

4. Интенсивные тяжелые переживания, которые были вызваны внешней или внутренней ситуацией, напоминающей о травматических событиях или символизирующей их.

5. Физиологическая реактивность в ситуациях, которые внешне или внутренне символизируют аспекты травматического события.

C. Постоянное избегание стимулов, связанных с травмой, и numЫng-6лoшpoвкa эмоциональных реакций, оцепенение (не наблюдалось до травмы). Определяется по наличию трех (или более) из перечисленных ниже особенностей.

1. Усичия по избеганию мыслей, чувств или разговоров, связанных с травмой.

2. Усилия по избеганию действий, мест или людей, которые пробуждают воспоминания о трааме.

3. Неспособность вспомнить о важных аспектах травмы (психогенная амнезия).

4. Заметно сниженный интерес или участие в ранее значимых видах деятельности.

5. Чувство отстраненности или отделенности от остальных людей.

6. Сниженная выраженность аффекта (неспособность, например, к чувству любви).

7. Чувство отсутствия перспективы в будущем (например, отсутствие ожиданий по поводу карьеры, женитьбы, детей или желания долгой жизни).

Неспособность "расслабиться" (напряженность) Да Нет

Раздражение и плохое настроение

Вторжение в сознание неприятных образов или воспоминаний об инциденте

Рассеянность, плохое сосредоточение внимания

Сильная грусть, печаль

Сильная усталость, недостаток энергии

Потрясение или паника

Стремление избегать всего, что напоминает об инциденте или травмирующем событии

Трудности засыпания, ухудшение сна

Снижение интереса к жизни, к привычной деятельности

D. Постоянные симптомы возрастающего возбуждения (которые не наблюдались до травмы). Определяются по наличию по крайней мере двух из нижеперечисленных симптомов

1. Трудности с засыпанием или плохой сон (ранние пробуждения).

2. Раздражительность или вспышки гнева.

3. Затруднения со сосредоточением внимания.

4. Повышенный уровень настороженности, гипербдительность, состояние постоянного ожидания угрозы.

5. Гипертрофированная реакция испуга.

E. Длительность протекания расстройства (симптомы в критериях В, С и D)- более 1 месяца.

F. Расстройство вызывает клинически значимое, тяжелое эмоциональное состояние или нарушения в социальной, профессиональной или других важных сферах жизнедеятельности.

Из описаний ПТСР видно, что общим обязательным критерием для диагностики постстрессовых нарушений является факт переживания индивидом события, способного травмировать психику практически любого здорового человека. Кроме этого, структура расстройства психической деятельности включает в себя две взаимосвязанные подгруппы нарушений. Это симптомы "упорного вторжения" в сознание образов, воспоминаний и эмоций, связанных с содержанием психотравмирующих обстоятельств, и симптомы "избегания", проявляющиеся в стремлении и попытках настойчиво избегать мыслей, чувств, разговоров, лиц, мест и деятельности, вызывающих воспоминания о травме. Другой общей для обеих категорий постстрессовых нарушений подгруппой симптомов являются устойчивые симптомы физиологической (гипер-) активации. Эта подгруппа включает в себя:

- нарушения сна (трудности засыпания, бессонницу);

- раздражительность, вспышки внезапного гнева;

- трудности сосредоточения, концентрации внимания;

- повышенную (не соответствующую ординарным обстоятельствам) бдительность.

Текстовый анализ психодиагностических методик, направленных на выявление посттравматического стрессового расстройства, также показал, что в основном утверждения, включенные в опросники, сводятся к выявлению симптомов ПТСР - "избегания", "вторжения" (навязчивого воспроизведения) травматического события, а также "физиологической возбудимости". В качестве примера приведем краткое описание двух методик и полный бланк краткой шкалы тревоги, депрессии и ПТСР.

Шкала оценки влияния травматического события.

Опросник основан на самоотчете и выявляет преобладание тенденции избегания или вторжения травматического события, а также физиологической возбудимости.

Миссисипская шкала для оценки посттравматических реакций. Содержащиеся в опроснике пункты направлены на определение симптомов вторжения, избегания и физиологической возбудимости.

Краткая шкала тревоги, депрессии и ПТСР (2)

Фамилия И.О.______Дата_

Инструкция:

Со времени пережитого критического инцидента (чрезвычайных обстоятельств) или психической травмы испытываете ли вы в большей степени, чем обычно, следующие состояния. Отметьте знаком + ваш ответ.

Значительно превышающее количество знаков +ука-зывает на наличие симптомов тревоги, депрессии и ПТСР

Несмотря на то, что ПТСР формально являются психическим заболеванием, его изучение в большей степени относится к компетенции клинического психолога, так как больные могут попасть в поле зрения врачей различного профиля, поскольку их проявления, как правило, сопровождаются другими психическими расстройствами (депрессия, алкоголизм, наркомания и пр.) и психосоматическими нарушениями.

Для предупреждения подобных отрицательных последствий психической травматизации необходимо квалифицированное вмешательство медицинских специалистов в области психопрофилактики и психологической коррекции посттравматических расстройств.

Согласно Закону Российской Федерации от 2 июля 1992 г № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" предлагаемое исследование должно проводиться в клинических учреждениях с соблюдением всех требований, предусмотренных ст. 18 указанного Закона.

Практическими психологами органов внутренних дел при использовании рассматриваемых психодиагностических методик необходимо руководствоваться приказом МВД России от 16 июля 2002 г. № 679 "Об утверждении форм статистической отчетности" (приложение 6, строка 25, раздел 3) и Инструкцией по составлению ежегодного статистического отчета о результатах деятель-

ности психологов органов внутренних дел Российской Федерации по форме 3-ПС от 28 октября 2002 г. № 21 /16/ 6958 (п. 2.4.25). С учетом примечания в Инструкции (строка 25 раздела 3 заполняется при установлении диагнозов ПТСР и НПР врачами медицинских учреждений).

жгнмт

1. Котенев И.О. и др. Психологическая диагностика и коррекция постстрессовых состояний: Методические материалы. - М.: Академия МВД России, 1996.

2. Котенев И.О. Психологическая диагностика постстрес-совых состояний. - М.: Методический центр ГУК и КП МВД РФ, 1997.

3. Сборник тезисов выступлений участников Всероссийского совещания руководителей подразделений психологического обеспечения органов внутренних дел и внутренних войск. - М.: ГУК МВД России. 2000.

ГОТОВИМСЯ НЕ ВЫЖИВАТЬ, А ЖИТЬ

A.M. Бричкин, ст. психолог-инспектор С.И. Савина, психолог-инспектор

ГУВД Краснодарского края

Вся история человечества является историей ведения войн. Влияние вооруженных конфликтов на судьбу людей, в них участвующих, уже давно стало предметом изучения научного сообщества (медиков, психологов, социологов, политологов, философов). Психогенные боевые потери, посттравматические расстройства, развитие состояний психической дезадаптации наиболее остро проявились у ветеранов армии США после Вьетнамской войны, у российских военнослужащих - после войн в Афганистане и первой Чеченской. Данной теме посвящено достаточно много публикаций зарубежных и российских авторов (Б. Колодзин, М.Ш. Магомед-Эми-нов, В.А. Агарков, Н.В. Тарабрина, В.П. Никонов, И.И. Козловский, C.B. Славнов, И.О. Котенев и др.).

Однако механизмы формирования "боевой травмы", личностных деформаций до сих пор изучены недостаточно. В работе мы часто сталкиваемся с целым "клубком", наслоением ассоциаций (вид разрушенного дома, цвет травы, плакат на стене, запах, акцент и тон речи и т.д.), которые являются запускающим механизмом проявления трансформаций личности. Они могут быть связаны как с конкретным травмирующим событием (боевая ситуация), так и в целом со всем периодом жизни, субъективно воспринимаемым человеком как "особый", отличающийся от его обычной жизни, частью которого является само травмирующее событие.

В процессе командировки на сотрудника воздействуют стрессфакторы смешанного типа, высокоинтенсивные и менее интенсивные, но действующие пролонгировало. Это приводит механизмы адаптации в действие неоднократно, таким образом, в ходе командировки сотрудник может находиться на завершающей фазе процесса адаптации к условиям командировки и на начальной фазе приспособления к ситуации стресса, т.е. од-

новременно на разных этапах адаптации. Наиболее травматичны острые стрессовые ситуации в начале и конце командировки, когда резервы психики и без того активно мобилизованы либо уже значительно исчерпаны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На наш взгляд, феномен посттравматического расстройства и личностных трансформаций нельзя рассматривать вне личности отдельного человека, контекста среды, в которой осуществляется его жизнедеятельность до командировки, в условиях пребывания в командировке и после возвращения. Динамика изменений психики зависит от внутриличностных особенностей человека; опыта всей его жизни, в том числе опыта ранней психологической травматизации, а также условий его существования; мотивации; отношения общества и государства к отдельной личности, к самому вооруженному конфликту, что в целом характеризует его "зону стабильности" и уровень вторичной травматизации.

Пребывание в "аномальном жизненном пространстве", войне, выражается прежде всего в трансформации мотивационного ядра, личностных смыслов и ценностей человека под условия этой реальности. Разрушение базовых иллюзий бессмертия, неуязвимости, безопасности заставляют человека искать новые способы существования, новые смыслы, находить им оправдание. Изменения личности при этом не обязательно должны быть негативными, "потрясение" личности нередко становится источником "просветления и самоактуализации" (М.Ш. Магомед-Эминов).

Система психологического обеспечения деятельности сотрудников, направляемых в служебные командировки в Чеченскую Республику, в ГУВД Краснодарского края формировалась поэтапно, начиная с 1999 г. В условиях отсутствия специально оборудованного реабилитационного центра основное внимание психологов было сконцентрировано на профилактике личностных деформаций и посттравматических расстройств у сотрудников.

Осмысление различных взглядов на феномен "посттравмы", динамики личностных трансформаций сотрудников, побывавших в служебных командировках в Чеченской Республике, позволило нам найти принципиально новый подход в создании Программы психологической подготовки сотрудников, убывающих в командировку.

Основная идея Прогр&млш - создать проекцию командировки, модели стрессфакторов для безопасного проживания и осознания актуализирующейся проблематики. Подготовка сотрудников к действиям в экстремальных, боевых ситуациях рассматривается как часть в общем контексте многогранной целостной проекции периода жизни отряда (группировки) в ситуации удаленности от дома, бытовой неустроенности, ограниченности контактов и свободного передвижения, значительного количества ничем не заполненного времени, предназначавшегося ранее дому, семье, а также неожиданного травмирующего воздействия и неопределенности окружающей среды.

На сегодняшний день Комплексная программа психологической подготовки сотрудников рассчитана на 35 академических часов и состоит из двух блоков:

1-й блок - занятия с личным составом формируемого подразделения - 24 часа;

2-й блок - занятия с руководящим звеном подразделения -11 часов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.