Научная статья на тему 'Управление социально-экономическими системами топливодобывающих субъектов РФ на основе воспроизводственнодиверсификационного подхода'

Управление социально-экономическими системами топливодобывающих субъектов РФ на основе воспроизводственнодиверсификационного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление социально-экономическими системами топливодобывающих субъектов РФ на основе воспроизводственнодиверсификационного подхода»

© А.В. Новичихин, В.Н. Фрянов, 2006

УДК 620.91

А.В. Новичихин, В.Н. Фрянов

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ ТОПЛИВОДОБЫВАЮЩИХ СУБЪЕКТОВ РФ НА ОСНОВЕ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННО-ДИВЕРСИФИКАЦИОННОГО ПОДХОДА

~ИЪ настоящее время появились

■Я-9 практически значимые работы в области управления социально-

экономическими системами. Существенный вклад в разработку общих теоретических и методологических положений управления в региональных социально-экономических системах внесли следующие российские ученые: С. С. Артоболевский, М.К. Бандман, А.Г. Гранберг, О.Г. Дмитриева, Н.В. Зубаре-вич, О.В. Кузнецова, В.Н. Лексин, С.Н. Леонов, Н.Н. Михеева, Г.М. Мкртчян, Т.Г. Морозова, Н.Н. Некрасов, А.С. Новоселов, А.Г. Рубенштейн, Р.И. Шнипер, а также зарубежные ученые-ре-гионалисты: У. Айзард, Э. Гувер, Х. Зи-берт, А. Леш, Г. Камерон, Х. Ричардсон, Дж. Фридман и другие.

Предлагаемая методологическая основа управления социально-экономическими системами топливодобывающих субъектов РФ - социально ориентированный воспроизводственно-

диверсификационный подход, учитывающий изменение природно-ресурсного потенциала, на основе взаимосвязей субъектов РФ, дающий возможность комплексно рассматривать их поведение с позиций новых задач социальноэкономического развития.

Сущность воспроизводственно-ди-

версификационного подхода заключается в необходимости выделения социаль-

но-экономических процессов в результате создания диверсификационных производств и воспроизводственных циклов, сбалансированных на уровне региона данного типа, с учетом истощения природно-ресурс-ного потенциала. Интеграция этих социально-

экономических процессов и взаимосвязанных воспроизводственных циклов в топливодобывающем регионе составляет объект управления и определяет его функции [1].

С точки зрения регионального воспроизводства главное отличие между регионами различного типа заключается в том, что для этих регионов характерны специфические совокупности региональных пропорций. Регион является не только подсистемой социально-

экономического комплекса страны, но и относительно самостоятельной его частью с законченным циклом воспроизводства, особыми формами проявления стадий воспроизводства и специфическими особенностями протекания социальных и экономических процессов. Таким образом, управление топливодобывающим регионом - это управление его социально-экономическими процессами и функционированием, с учетом истощения природно-ресурсного потенциала, для повышения уровня человеческого потенциала и качества жизни населения до среднероссийского посредством дивер-

сификации существующих и созданием новых видов производств на базе внедрения передовых (наукоемких) технологий.

Социально-экономические функции всех уровней региональной системы заключаются в создании условий, обеспечивающих воспроизводство и рациональное использование региональных ресурсов, поддержание равновесия экономической, природной и социальной систем.

Содержание управления социальноэкономическими процессами на региональном уровне, его формы и методы определяются, с одной стороны, институтом общегосударственной экономической политики и, с другой стороны, региональной политикой, учитывающей особенности развития регионов различного типа. Одна из важнейших задач управления социально-экономическим развитием субъекта РФ состоит в необходимости обеспечить непрерывность воспроизводственного процесса, материально -

финансовых потоков, создающих нормальные условия для эффективного развития экономики и жизнедеятельности людей.

Механизм системы управления социально-экономическими системами реализуется посредством социальноэкономического программирования, под которым понимается система действий по структурным социально-

экономическим преобразованиям субъекта РФ, направленным на устойчивое повышение качества жизни населения по сравнению со среднеднероссийским. Данная система состоит из следующих составляющих:

- диагностика социально-экономического состояния и прогнозирование развития субъекта РФ для обоснования политики органов власти;

- разработка программ социальноэкономического развития топливодобывающего субъекта РФ;

- механизм реализации программ;

- мониторинг социально-экономического развития топливодобывающего субъекта РФ.

На рис. 1 представлена многоагентная социально-экономическая система субъекта РФ со взаимо-управлением, посредством которой представлены контуры натурнодействующей системы управления топливодобывающего субъекта РФ с позиций воспроизводст-венно-дивер-сификационного подхода, которая состоит из следующих основных агентов [2]: государство, субъекты РФ, муниципальные образования, фирмы, предприятия, семейные хозяйства, рынок продуктов и услуг, а также рынки ресурсов. Все перечисленные агенты являются потребителями прогнозов, необходимых для выработки и принятия оперативных и стратегических управляющих решений, которые формируются стратегическим центром управления.

Стратегические центры управления, используя классические и современные средства обработки информации, вырабатывают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы в зависимости от интересующих агентов критериев.

Отличительная черта многоагентной социально-экономической системы со взаимоуправлением - агенты используя принцип взаимоуправления (вырабатывать встречные управленческие воздействия), в то же время являясь потребителем прогнозов центра стратегического управления могут и не воспользоваться их рекомендациями для выработки своих управленческих решений. Центры стратегического управления являются неотъемлемой частью системы управления социально-экономическим развити-

ем

топливодобывающего субъекта_РФ_ _ _(р_ис. 2).

Г 1 ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА 1 1

ЇЇ )=Я 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

г 1 1 ЦЕНТР СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

її

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Рис. 1. Многоагентная социально-экономическая система субъекта РФ со взаимоуправлением

Прогнозы представляемые центром в блок натурнодействующей системы управления оцениваются группой экспертов, принимающих управленческие решения. Объект управления (ОУ) характеризуется векторами действительных (Б) значений входных V0 (в том числе, внешних и управляющих и°) и входных У° величин. Получаемые в результате процесса мониторинга векторы натурных

-ггН гтттН ТТН Л/Н

данных V ={^ , и }, У являются не полными по составу отображениями действительных входов и выходов ОУ, подверженных влиянию различного рода неопределенностей N°. Обобщенный вектор

гуН (Л тН лгН^

натурных данных /={^ , У } является исходной информационной базой для

оценивания состояния и регулирования поведения ОУ в соответствии с проблемой, целями, подцелями, а также приоритетами и критериями социально-экономи-ческого развития топливодобывающего субъекта РФ. Комплексная система управления представлена двумя параллельно функционирующими каналами активной системы. Первый канал -натурнодействующая система, управления связанная напрямую с ОУ, второй -модельнодействующая управляющая система (стратегический центр управления), подключенная на приобъектно-пересчетную модель (ПМ) УО и на натурнодействующую управляющую систему. Также возможна выработка

и

0 - исполнительные блоки; □ - измерительные блоки

Рис. 2. Система управления социально-экономическим развитием топливодобывающего субъекта РФ

совместных натурно'-модельных управ-

~ ттНМ

ленческих решении и по прогнозируемым значениям ин и информи-

тМ

рующим решениям I , модельным ре-

т тМ т тМ т ТБ

шениям и и отклонениям и от и .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Новичихин А.В., Петрова Т.В. Концептуальные основы совершенствования системы управления социально-экономическими процессами в топливодобывающих субъектах РФ // Горный информационно-аналитичес-кий бюллетень. - 2006. - № 1. - С. 94-99.

2.Кулаков С.М., Бондарь Н.Ф., Трофимов В.Б. Принцип управления с прогнозированием: подходы к реализации и структуры систем: Препринт. - Новокузнецк: СибГИУ, 2005. - 63 с.

— Коротко об авторах ----------------------------------------------------------------

Новичихин А.В. - кандидат технических наук, доцент кафедры организации перевозок и управления на транспорте, Сибирский государственный индустриальный университет.

Фрянов В.Н. - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой разработки пластовых месторождений Сибирского государственного индустриального университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.