Научная статья на тему 'Управление рисками инновационной деятельности'

Управление рисками инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
900
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГРОЗЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЕ РИСКИ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THREATS OF INNOVATION / INNOVATION RISKS / INNOVATION POLICY / STATE SUPPORT OF INNOVATION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дайырова Индира Асылбековна

В статье предлагается рассмотрение инновационной деятельности в РФ как важнейшего элемента национальной безопасности государства. Рассмотрены основные внешние и внутренние угрозы, препятствующие развитию инновационных технологий в стране. В качестве основных угроз выделены: низкая конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках, недостаточное финансирование научных исследований и разработок, сырьевая модель развития экономики РФ. Исследованы на различных уровнях управления основные факторы риска инновационной деятельности, а также предложены меры по минимизации этих рисков. Сформулированы основные проблемы по обеспечению безопасности в сфере инновационных технологий, предложены пути решения подобных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK MANAGEMENT OF INNOVATION ACTIVITY

The article proposes the consideration of innovative activity in the Russian Federation as an important element of national security. The main external and internal threats, hindering the development of innovative technologies in the country. The main threats are highlighted: the low competitiveness of Russian products on global markets, the lack offunding for research and development, raw materials development model of the Russian economy. Studied at different levels of control major risk factors for innovation, and propose measures to minimize these risks. The basic problem of security in the field of innovative technologies, the ways of solving such problems.

Текст научной работы на тему «Управление рисками инновационной деятельности»

Дайырова И.А.

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье предлагается рассмотрение инновационной деятельности в РФ как важнейшего элемента национальной безопасности государства. Рассмотрены основные внешние и внутренние угрозы, препятствующие развитию инновационных технологий в стране. В качестве основных угроз выделены: низкая конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках, недостаточное финансирование научных исследований и разработок, сырьевая модель развития экономики РФ. Исследованы на различных уровнях управления основные факторы риска инновационной деятельности, а также предложены меры по минимизации этих рисков. Сформулированы основные проблемы по обеспечению безопасности в сфере инновационных технологий, предложены пути решения подобных проблем.

Ключевые слова. Угрозы инновационной деятельности, инновационные риски, инновационная политика, государственная поддержка инновационной деятельности.

Dayyrova I.A.

RISK MANAGEMENT OF INNOVATION ACTIVITY

Abstract. The article proposes the consideration of innovative activity in the Russian Federation as an important element of national security. The main external and internal threats, hindering the development of innovative technologies in the country. The main threats are highlighted: the low competitiveness of Russian products on global markets, the lack offunding for research and development, raw materials development model of the Russian economy. Studied at different levels of control major risk factors for innovation, and propose measures to minimize these risks. The basic problem of security in the field of innovative technologies, the ways of solving such problems.

Keywords. Threats of innovation, innovation risks, innovation policy, state support of innovation activity.

Военный конфликт на Украине 2014 года, введение санкций и контрсанкций, снижение цен на энергоносители обозначили значимость перехода РФ к новому технологическому укладу, который является стратегическим приоритетом для руководства страны [5]. Способствуя развитию инновационной деятельности, государство обеспечивает повышение уровня национальной безопасности, защиту национальных интересов страны от внешних и внутренних угроз. Среди внешних угроз национальной безопасности страны на сегодняшний день выделим: резкое изменение курса рубля, снижение доли иностранных вложений, введение санкций и контрсанкций, большая доля сырьевой продукции в экспорте, и, наконец, значительный внешний долг.

Среди внутренних угроз российской экономики сегодня выделяются: её сырьевая направленность, которая в рамках мирового кризиса приводит к замедлению экономического роста в стране, и небольшая доля в ВВП страны инновационной продукции и технологий. Как известно, инновационная деятельность является важной предпосылкой для формирования условий для экономического роста, а также для обеспечения высокого уровня конкурентоспособности бизнеса и страны в

ГРНТИ 06.81.12 © Дайырова И.А., 2016

Индира Асылбековна Дайырова - аспирант Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). E-mail: darin2@list.ru.

целом. Среди факторов национальной безопасности выделяется безопасность инновационной деятельности, так как именно развивая это направление можно достичь устойчивого экономического роста в экономике, повысить конкурентоспособность российских товаров и услуг, а также снизить ее ресурсную зависимость.

Основополагающий документ по обеспечению национальной безопасности в РФ - Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. [1] - содержит информацию о целях и способах проведения внешней и внутренней политики. В документе особое внимание уделено развитию инновационной деятельности в стране, способствующей повышению производительности труда, а также приводящей к независимости от импорта технологий, стратегических товаров и оборудования. Повышая долю инновационной продукции в экспорте, можно повысить уровень конкурентоспособности страны на мировом рынке.

В результате внедрения инновационных технологий в деятельность хозяйствующих субъектов страны происходит развитие промышленности, активизируется экономический рост в стране. Новые технологии влияют на уровень потребления капитала и его рост внутри предприятия. Наблюдается тесная взаимосвязь обороноспособности с развитием высоких технологий в стране. Изначально, основным заказчиком инновационных проектов в различных странах выступали военные ведомства. Таким образом, безопасность в сфере инновационных технологий является важнейшим компонентом национальной безопасности, условием обеспечения независимости государства. Развитие инновационных технологий является одним из приоритетов государственной политики экономически развитых стран. Долгосрочная цель Стратегии инновационного развития-2020 - увеличение доли затрат на научные исследования и разработки до 3% от ВВП [2].

Специфика инновационной деятельности заключается в том, что она в большей степени сопряжена с риском, чем другие направления бизнеса. Следовательно, первоочередной задачей при обеспечении инновационной безопасности страны является управление рисками инновационной деятельности. Рассмотрим индикаторы инновационной безопасности: (1) темпы роста инвестиций в инновации / тепы роста ВВП (при экономическом росте индикатор должен быть положительным); (2) инвестиции в обновление основного капитала / инвестиции в списание (основной капитал обновляется, если значение показателя больше единицы).

Риски инновационной деятельности должны быть идентифицированы и оценены на различных уровнях управления: в рамках государства, отдельного региона (субъекта федерации), муниципального образования и в рамках отдельно взятого предприятия. Среди рисков инновационного комплекса РФ выделяются: несбалансированная национальная инновационная система РФ. В стране происходит значительный отток капитала реального сектора в менее рисковые отрасли, либо за границу; отсутствует эффективное взаимодействие между реальным сектором экономики и сферой научных исследований и разработок; происходит деформация структуры промышленности. Также отметим низкую конкурентноспособность российской инновационной продукции на мировых рынках.

Ранее была отмечена в качестве фактора риска сырьевая модель экономики, завсимость от изменения спроса на энергоресурсы. В России разорваны хозяйственные связи между производствами, предприятиями, которые входят в состав единых технологических цепочек. Наконец, теневая экономика, коррупция, криминализация также являются препятствием для развития инновационной деятельности в стране. В таблице 1 основные факторы риска инновационной деятельности разделены на две группы: макроэкономические и микроэкономические факторы.

Например, в целях минимизации риска невостребованности научных исследований и разработок отраслями экономики необходимо, чтобы научные разработки соответствовали потребностям производства; необходимо систематизировать комплекс исследований, который соответствовал бы потребностям отраслей российской экономики. Также необходимо обеспечить использование достижений научных исследований в реальном секторе экономики [3]. В целях минимизации риска неэффективного выбора направления исследования при предоставлении государственной помощи необходимо, при создании среднесрочных и долгосрочных планов развития, использовать ключевые производственные технологии, также необходимо обеспечить своевременное предоставление сведений для внесения поправок в план исследований.

Важен также риск недофинансирования исследований и разработок. Эффективно функционирующая инновационная система предполагает привлечение не только внутренних источников фи-

нансирования, но и внешних, а также средств частных инвесторов. В Стратегии инновационного развития-2020 определены объемы финансирования инновационной деятельности и целевые индикаторы в части инновационной безопасности. Согласно данным, представленным в Стратегии-2020, затраты Федерального Бюджета на развитие исследований и разработок по приоритетным направлениям значительно превышают затраты иных источников финансирования [1]. Для устойчивого развития экономики в условиях рынка наряду с государственными инвестициями также необходимы значительные вложения частных инвесторов. В связи с этим целесообразным является обеспечение условий для безопасного инвестирования, а также создание необходимой инфраструктуры для управления инвестициями [6].

Таблица 1

Макроэкономические факторы Микроэкономические факторы

внутригосударственные политические риски, в том числе законодательно-правовые; нестабильные социальные условия; непредвиденность обстоятельств на внешнеполитической арене; непредвиденность изменений на рынке, в экономической и финансовой сферах; дефляционные и инфляционные риски; экологические и техногенные риски; риски цикличности; рыночные риски; риск невостребованности научных исследований и разработок отраслями экономики; риски неэффективного выбора направления исследования при предоставлении государственной помощи; риски недофинансирования научных исследований и разработок технологические риски, возникающие вледствие неправильных действий сотрудников, аварийных ситуаций, нарушений безопасности, а также сбоев в информационных системах на предприятии; операционные риски, возникающие вследствие проявления технических ошибок при реализации хозяйственной деятельности; риски упущенных выгод, недополучения или неполучения прибыли, возникающие вследствие непредусмотренной ситуации; несбалансированные финансовые ресурсы при привлечении инвесторов; основной капитал предприятия и его качество

Составлено автором.

Для эффективной реализации инновационной политики государству необходимо создать налоговые льготы для фондов инновационного развития, освободить от выплаты НДС договоры, связанные с научными разработками в предпринимательском секторе, освободить от налога на имущество и от налога на прибыль все инновационные разработки, в том числе и разработки с негосударственным финансированием, освободить от НДС и от налога на прибыль программы с участием частных и иностранных инвесторов, разрешить налоговые кредиты и налоговые каникулы до 3-х лет в части инновационных разработок.

На сегодняшний день, в силу действия различных факторов, в системе производства у хозяйствующих субъектов отсутствует мотивация к освоению инновационных технологий. В таблице 2 выделены факторы, которые препятствуют успешному внедрению инноваций на российских предприятиях. Особое внимание следует уделить развитию малого бизнеса, который оказывает огромное влияние на развитие инновационной сферы в стране. Малые высокотехнологические компании имеют больший удельный вес затрат на НИОКР, по сравнению с крупными компаниями, что способствует более быстрому и эффективному проявлению на инновационном рынке. В США создается ежегодно более 800 тыс. малых предприятий, из которых каждое восьмое - в сфере инновационных технологий. В России удельный вес малого бизнеса в области технологических инноваций едва превышал до 2011 года отметку в 1% [3].

Проведенный анализ рисков инновационной деятельности показал наличие серьезных угроз инновационной и национальной безопасности в целом. В числе основных задач по эффективному управлению инновационными рисками выделим своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз инновационной деятельности в РФ. Для решения этой задачи целесообразно разработать систему критериев и показателей инновационной безопасности, а также производить своевременный мониторинг ее состояния. Также необходимо разработать и законодательно закрепить стратегию инновационной безопасности, а также долгосрочные меры в части предупреждения и нейтрализации внутренних и внешних угроз. Подобные документы должны стать важной составляющей государственной инновационной политики.

Также одной из задач по обеспечению инновационной безопасности должна стать поддержка необходимого научно-технического потенциала, который является основой модернизации эконо-

мики, который обеспечивает технологическую независимость и обороноспособность страны. Для реализации этих условий требуется существенное увеличение объемов государственного финансирования НИОКР. РФ необходимо укреплять позиции на мировых рынках высокотехнологической продукции. Механизм решения этой задачи заключается в разработке и внедрении с учетом потребностей и возможностей страны в целом системы мотивации для предприятий, разрабатывающих инновационные технологии.

Таблица 2

Экономические Производственные Регулирующие

снижение спроса на новую продукцию; высокие затраты на инновационную деятельность; высокие риски инновационной деятельности; большой срок окупаемости проектов; дефицит собственных средств предприятий; недофинансирование проектов со стороны государства недостаток научных исследований и разработок; дефицит высококвалифицированных кадров; недостаток информации о новых технологиях; недостаток информации о рынках сбыта; невосприимчивость российских предприятий к инновационным технологиям неэффективная нормативно -правовая база; неопределенность по срокам внедрения инноваций в производство; надостаточно развитая инновационная инфраструктура; недостаточно развитый рынок технологий

Составлено автором.

Наконец, необходимо обеспечить равноправное и взаимовыгодное сотрудничество РФ с ведущими странами в сфере обеспечения инновационной безопасности. Для решения этой проблемы следует повысить качество выпускаемой высокотехнологической продукции, активизировать рост объемов ее производства, освоить технологии продвижения инновационной продукции на мировые рынки, расширить практику разработки и осуществления с иностранными государствами совместных инновационных проектов. Яркий пример международного сотрудничества 16 стран мира в области высоких технологий - создание Международной космической станции для компании «Боинг». Подобный проект можно отнести к числу самых масштабных и сложных в области освоения космического пространства.

Экономическая безопасность инновационной деятельности обеспечивает защищенность интересов страны в финансово-экономической, технологической, производственно-хозяйственной сферах хозяйствующего субъекта. Эффективное управление рисками инновационной деятельности позволит обеспечить национальную безопасность в сфере информационных технологий, создаст предпосылки для формирования надежных барьеров от внешних и внутренних угроз, которые связаны с деформацией российского научно-технического потенциала и которые препятствуют переходу к новому приоритетному для РФ технологическому укладу.

ЛИТЕРАТУРА

1. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537.

2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

3. Бурмистров Т.В. Проблемы инновационной безопасности российской экономики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.igpr.ru/library/burmistrova_tv_problemy_innovacionnoj_bezopasnosti_rossijskoj _jekonomiki (дата обращения 10.10.2016).

4. Глазьев С.Ю. О внешних и внутренних угрозах экономической безопасности России в условиях американской агрессии. М., 2014.

5. Глазьев С.Ю. Возможности и ограничения технико-экономического развития России в условиях структурных изменений в мировой экономике. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://spkurdyumov.ru/ economy/vozmozhnosti-i-ogranicheniya-texniko-ekonomicheskogo-razvitiya (дата обращения 10.10.2016).

6. Голов Р.С. Инновационный путь как важнейшее условие устойчивого развития России // Инновационный

путь развития РФ как важнейшее условие преодоления мирового финансово-экономического кризиса: Материалы международной научно-практической конференции, 21-22 апреля 2009 г. Заседание секций. Том 1. М.: ВЗФЭИ, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.