Научная статья на тему 'Инновационная инертность Российской экономики: угрозы и вызовы национальной безопасности'

Инновационная инертность Российской экономики: угрозы и вызовы национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
640
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ИННОВАЦИОННОЕ ТОРМОЖЕНИЕ / УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ИННОВАЦИИ / CONCEPTUAL PRINCIPLES / STATE STRATEGY OF NATIONAL SECURITY / DECELERATION OF INNOVATIONS / THREAT TO THE NATIONAL SECURITY / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Астапенко М. С.

В статье рассмотрены источники угроз национальной безопасности России в области экономики, проведен анализ наиболее важных проблем, препятствующих развитию науки, техники и высоких технологий в России. Намечены пути решения задач обеспечения национальной безопасности за счет экономического роста по основным направлениям инновационного (научно-технического) развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Deceleration of innovation in the Russian economy as a threat to national security (Russia, Moscow)

The article discusses threats for Russian national security in the sphere of economy, analyzes the key problems that inhibit development of science and high technologies in the country, and describes possible ways of attaining the high level of national security through economic growth in the major sphere of innovative development

Текст научной работы на тему «Инновационная инертность Российской экономики: угрозы и вызовы национальной безопасности»

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

19. Краткие итоги выборочного обследования «Влияние поведенческих факторов на состояние здоровья населения. — М.: Росстат, 2009. URL: http://www.gks.ru/free_doc/2008/demo/zdr08.htm (дата обращения: 5.10.2012).

20. Крюченко Н.Н. Бестарифная система оплаты труда персонала как фактор повышения конкурентоспособности промышленного предприятия. Автореферат дисс. ...канд. экон. наук. — Новороссийск, 2009. [электронный ресурс] http://www.dissercat. com/content/bestarifnaya-sistema-oplaty-truda-personala-kak-faktor-povysheniya-konkurentosposobnosti-pro

21. Форма 1-ДДК за 2010 год / Сайт Федеральной Налоговой службы РФ [электронный ресурс] http://www.nalog.ru/html/docs/ svot/1 ddk_2010.xls

22. Форма 5-НДФЛ за 2009 год / Сайт Федеральной Налоговой службы РФ [электронный ресурс] http://www.nalog.ru/html/ docs/svot/5ndfl_2009.xls

23. http://www.zdrav.ru/articles/practice/detail.php?ID=76491

24. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/bednost/tabl/1-2-6.htm

25. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo25.xls

26. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo26.xls

27. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_32kv.htm

28. http://www.nalog.ru/opendata/7707329152-1ddk/data-1-structure-1.csv

29. http://www.nalog.ru/opendata/7707329152-5ndfl/data-1-structure-1.csv

30. http://www.ng.ru/economics/2012-11 -16/4_minzdrav.html

ИННОВАЦИОННАЯ ИНЕРТНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ: УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

М.С. Астапенко,

аспирант кафедры государственного и муниципального управления Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Max.91@live.ru

В статье рассмотрены источники угроз национальной безопасности России в области экономики, проведен анализ наиболее важных проблем, препятствующих развитию науки, техники и высоких технологий в России. Намечены пути решения задач обеспечения национальной безопасности за счет экономического роста по основным направлениям инновационного (научно-технического) развития.

Ключевые слова: государственная стратегия национальной безопасности, инновационное торможение, угрозы национальной безопасности, инновации.

УДК 338.242.4

Происходящие в глобальном мире процессы остро влияют на развитие мирового хозяйства, в частности, на международные политические и экономические отношения. Формируются новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства. Российское государство выступает гарантом независимости страны, её суверенитета, территориальной целостности, условием обеспечения устойчивого социальноэкономического развития и полнокровной жизнедеятельности общества.

Государственная стратегия в области обеспечения национальной безопасности исходит из возможных внешних и внутренних угроз социального, экономического, политического, техногенного, военного, экологического, информационного и иного характера, базируется на фундаментальных программах «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» и «Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» «национальная безопасность определяется как состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» [1].

При этом «под угрозой национальной безопасности понимается прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства» [1].

40

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» достаточно полно и подробно выявлены возможные угрозы национальной безопасности России, включая её военную и экономическую составляющие. Источниками угроз могут стать кризисы мировой и региональных финансово-банковских систем, усиление конкуренции в борьбе за дефицитные сырьевые, энергетические, водные и продовольственные ресурсы, отставание в развитии передовых технологических укладов, повышающие стратегические риски зависимости от изменения внешних факторов.

Сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики в долгосрочной перспективе может привести к высокой зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры, а именно принятию дискриминационных мер и усилению недобросовестной конкуренции в отношении России, а также кризисных явлений в мировой финансово-банковской системе, а это, в свою очередь, приведет к снижению конкурентоспособности.

Потеря контроля над национальными ресурсами, ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики, дефицит топливно-энергетических, водных и биологических ресурсов, неравномерное развитие регионов и прогрессирующая нехватка квалифицированных кадров, низкая устойчивость и защищенность национальной финансовой системы, сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, а также незаконной миграции могут привести к потере независимости страны. Необходимо сосредоточиться:

• на развитии науки, технологий и образования;

• совершенствовании национальных инвестиционных и финансовых институтов в интересах достижения необходимого уровня безопасности в военной, оборонно-промышленной и международной сферах.

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

а

Анализ современных тенденций развития науки, техники и технологий показывает, что отставание в новых областях науки и высоких технологий создаёт угрозу национальной безопасности.

В первую очередь это относится к микроэлектромеханике, биотехнологии и информационным технологиям, развитие которых способствует появлению новых видов гражданской техники и систем вооружения, значительно отличающихся от традиционных. Именно эти области научных исследований и высоких технологий в настоящее время являются за рубежом приоритетными, в них ожидаются прорывы в будущее.

В связи с тем, что у России большой внутренний рынок и созданы условия для интеграции в мировое экономическое пространство, где доля России незначительна, а высокая конкуренция в рамках ВТО вымывает неконкурентоспособные отрасли, встает вопрос об утрате экономической безопасности вследствие инновационного торможения, а это приводит к технологическому отставанию экономики. Утрата способности производить инновации в процессе производства приводит к утрате экономического суверенитета.

По этой причине в настоящее время для национальной экономики становится первоочередной безопасность инновационная.

Анализ литературных источников показал, что ряд специалистов не принимают во внимание инновационную безопасность, а ряд отождествляет ее с научно-технической или технологической безопасностью. Ряд авторов рассматривают лишь научно-техническую безопасность, которая формируется как совокупность условий в научной и технической сфере, которые обеспечивают выполнение требований национальной и, в первую очередь, экономической безопасности [7]. Другие трактуют инновационную безопасность в широком смысле как безопасность государства в промышленности, научно-технической и инновационной сферах экономики, т.е. как состояние, процесс и систему. В вертикальном разрезе инновационная безопасность может быть представлена как макроинновационная, региональная, ассоциативно-корпоративная и микроинновационная безопасность [10]. Третья группа авторов выдвигает на первый план инвестиционную безопасность как подсистему экономической безопасности, обеспечивающую уровень надёжности и безопасности инновационных процессов, особенно на региональном уровне [8]. При этом необходимость обеспечивать безопасность в инновационной сфере учеными не отрицается, а, наоборот, в условиях устойчивого роста экономики, подчеркивается [9].

Нет однозначного понимания важности этой проблемы и в официальных документах. Так, в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» упоминается технологическая безопасность, трактуемая многогранно: и как государственная инновационная и промышленная политика, и как фундаментальная и прикладная наука, образование, а также как развитие государственно-частного партнерства в сфере науки и технологий, создание условий для интеграции науки, образования и промышленности.

Учитывая возникшую потребность в выработке согласованного видения настоящего и будущего развития России, необходимо рассматривать инновационную безопасность как состояние защищенности экономики, которое обеспечивало бы конкурентоспособность результатов НИОКР и выпускаемой продукции на отечественном и мировом рынках, способность экономики обеспечивать устойчивое развитие и противодействовать негативным факторам, имеющим место на г л о -бальных рынках.

Экономика наиболее развитых стран все более базируется на знаниях, российскую экономику отличает наличие большого количества проблем, препятствующих быстрой активизации инновационных механизмов в технологическом плане по основным направлениям научно-технического развития.

Спецификой формирования инновационной сферы России, отличающей её от технологически развитых стран, являются ключевые факторы, сдерживающие инновационное развитие, к которым, по мнению представителей правительственных

структур, отнесены коррупция, недостаточная эффективность работы самого правительства, недофинансирование науки и НИОКР, недостаточная эффективность образовательной и научной инфраструктуры. В этой связи отметим, что по значению индекса восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index) Россия с 2003 по 2012 гг. попала в группу, занимающую 154 место среди стран мира; индекс коррупции находился в интервале 2,1 —2,7 при максимальном значении 10,0 [5].

В этой связи российская экономика действительно имеет разнообразные проблемы. Одной из них является так называемый феномен «ресурсного проклятия», который заключается в том, что многие страны, обладающие значительными природными ресурсами значительно отстают в экономическом развитии, сосредоточив свои усилия на экспорте сырья в ущерб другим отраслям экономики [6]. Как следствие такой политики -критическое инновационное торможение, в отличие от стран, специализирующихся на производстве высокотехнологической продукции.

Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в экономической области может оказать нехватка топливно-энергетических, водных и биологических ресурсов, кризисные явления в мировой финансово-банковской системе. Данные факторы приводят к сокращению доходных статей бюджета и замедлению (а в негативном случае к невозможности) перехода к инновационному развитию. Однако процесс разворота на инновационный путь возможен. Правительство России осознаёт все негативные факторы, воздействующие на обеспечение национальной безопасности.

Существенной чертой экономического развития России является взаимосвязь внутренних проблем с глобальными мировыми вызовами, приводящими к появлению значительного числа негативных тенденций по основным направлениям инновационного (научно-технического) развития. Краеугольным вопросом в методологии изучения экономической безопасности является проблема критериев и оценок уровня безопасности.

Согласно подходу ученых Института экономики РАН, при формировании критериев оценки необходима выработка соответствующих индикаторов и их пороговых значений. В качестве одного из критериев экономической безопасности выделяют уровень инвестиционной и инновационной активности [9], при этом в качестве допустимых значений приняты следующие:

• доля в ВВП затрат на гражданскую науку — 2%;

• инвестиции в основной капитал, в % к ВВП — 25%;

• доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной промышленной продукции — 15%;

• удельный вес машиностроительных видов деятельности в объеме всей отгруженной промышленной продукции — 25%.

Доля расходов Российской Федерации на гражданскую науку (0,4% ВВП) меньше, чем на оборонные НИОКР (0,6% ВВП). Данная ситуация очень критична, так как не способствует поддержанию военно-стратегического баланса с США и Европой. Деградация научно-технологического комплекса привела к тому, что, производство вооружений упало до минимального уровня. Но рост оборонного государственного заказа на среднесрочную перспективу начал стимулировать военные предприятия к переоснащению технологических линий новыми производственными мощностями. Если в военном комплексе наметился прогресс, то по остальным показателям Россия уступает не только развитым странам, но и наиболее динамично развивающимся экономикам — Индии, Китаю. В XXI веке лидирующую роль приобретают страны с доминирующей моделью развития общества знаний, т.е державы с преобладающей ролью науки. Наука в глобализующемся мире выступает центральной силой, именно поэтому устойчиво развиваться смогут только державы, обладающие мощным научно-техническим потенциалом.

Доля инновационных товаров в общем объеме отгруженной промышленной продукции остаётся в России на уровне 5-6% и эта величина не меняется десятилетиями. При этом в развитых странах доля инновационной продукции составляет 30-40%. Кроме того, по существующим оценкам, в развитых странах от 50% до 90% роста ВВП достигаются за счет внедрения инноваций и передовых технологий.

4 1

а

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

В высокотехнологическом комплексе (ВТК) наблюдается не-дозагруженность производственных мощностей. Среднегодовые мощности в авиапроме используются на 15%, в производстве средств связи — на 18%, ракетно-космической индустрии и электронной промышленности — на уровне 20-21% [5].

За период экономических реформ 90-х годов во многих регионах России сложилась модель российской экономики, которая основана на слабо диверсифицированном производстве и экспорте продукции, где доля торговли в валовом продукте значительно превышает долю промышленного производства. При этом реальными конкурентами России становятся уже не только страны-лидеры в сфере инноваций, но и многие развивающиеся страны, а также государства-участники СНГ [2].

Ситуация связанная с технологическим отставанием, усугубляется процессами глобализации, происходящими на базе НТП, так как новые технологии в большей степени способствуют размыванию, разрушению границ между государствами, свободному проникновению идей и взглядов, которые могут изменить мировоззрение общества. В перспективе конкуренты России, включая развитые и развивающиеся страны, имеют реальную возможность увеличения своей доли в мировом валовом продукте. Существует ряд обстоятельств, которые могут отрицательно повлиять на инновационное будущее России. Наиболее значимое из них состоит в том, что в качестве ключевой антикризисной меры большая группа стран, включая США, Японию, государства-члены Европейского союза, Китай, Индию и Бразилию, рассматривают инвестирование в технологическое развитие. В этих условиях траектория экономической динамики России, ухудшившаяся в связи с мировым финансовым кризисом, должна коренным образом соориентироваться на сферу инноваций.

Проведение политики интеграции со странами с многократно большей численностью, серьезное технологическое отставание от наиболее развитых государств будут усиливать нестабильность и создавать угрозу экономической и в целом национальной безопасности страны. Поэтому для компенсации

меньшей численности населения необходимы соответственно более высокая технологическая мощь, обеспечивающая превосходство в качестве экономического роста и тем самым создающая паритет в отношениях с этими странами.

Ещё одним глобальным вызовом для России является возрастание в мировой экономике роли человеческого капитала, как основного фактора экономического роста и развития. Так, отток молодых высококвалифицированных специалистов из страны приводит к сокращению преимуществ по качеству человеческого капитала и иным компонентам инновационного потенциала. Это приводит к отставанию в области науки и высоких технологий (по некоторым оценкам, из страны уехали от 100 до 250 тыс. ученых).

На первый взгляд, изобилие проблем создаёт впечатление непреодолимости инновационной инертности в России и порождает пессимистические настроения по поводу перспектив инновационного будущего российской экономики. В то же время программные правительственные документы вселяют оптимизм на прорыв в области современных технологий. Как отмечается в Концепции долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации до 2025 года, «для изменения сложившийся ситуации и обеспечения конкурентоспособности национальной экономики в долгосрочном периоде необходимо организовать процесс формирования согласованного видения технологического будущего России у всех участников этого процесса: государства, бизнеса, науки, гражданского общества, совместными усилиями пытаться реализовать поставленные цели».

Сказанное подчеркивает необходимость повышенного внимания государства к проблемам инновационной (научнотехнологической безопасности), значительного увеличения расходов федерального бюджета на цели развития сферы НИОКР и высоких технологий, что позволит России вернуться в число научных сверхдержав в XXI веке, стать одним из главных центров в многополярном мире.

Литература

1. National Security Strategy of the Russian Federation until 2020 [Electronic resource] // (http://www.scrf.gov.ru/documents/1/99. html), (date of access 30.11.2013).

2. The concept of socio-economic development of the Russian Federation until 2020 [Electronic resource] // «(http://base.garant. ru/194365/#block_1000), (date of access 07.12.2013).

3. Concept of long-term forecast of scientific and technological development of the Russian Federation up to 2025 [Electronic resource] // (http://old.mon.gov.ru/files/materials/5053/prog.ntr.pdf), (date of access 01.12.2013).

4. Order of the Government of September 8, 2011 № 2227-r. On the Strategy of Innovation Development of the Russian Federation for the period till 2020” [Electronic resource] // (http://www.rg.ru/2012/01/03/innov-razvitie-site-dok.html) (date of access 11.12.2013).

5. Development of Russia’s innovation potential: regional aspect / E.F. Nikitskaya. Yaroslavl LLC Avers Plus 2012. — 192.

6. Investment climate and innovative development in an inflationary perspective / EF Nikitskaya. — Moscow: MIRBIS, 2010 — 192.

7. Scientific and Technological Security of Russian Regions: methodological approaches and results of diagnosing / Tatarkin A. I., Lvov DS, Kuklin A. A. etc. — Yekaterinburg: Izd Ural, 2000.

8. Sizov Y.I. Economic security of the region: regionalization, business sustainability strategy. — Moscow: Nauka, 2004.

9. The economic security of Russia: General Course: Textbook /ed. V. K. Senchagova. — Moscow: Business.

10. Economic and national security: Tutorial /ed. EA Oleinikova. — Moscow: Exam 2004. — 768.

11. Scientific report «Unclaimedness science as a threat to national security». Speaker — Corresponding member of RAS Sergey Rogov [Electronic resource] // (http://www.econorus.org/sub.phtml?id=142) (date of access 11.12.2013)

12. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. [Электронный ресурс] // (http://www.scrf.gov. ru/documents/1/99.html) (дата обращения 30.11.2013).

13. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс] // (http://base.garant.ru/194365/#block_1000), (дата обращения: 07.12.2013).

14. Концепции долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс] // (http://old.mon.gov.ru/files/materials/5053/prog.ntr.pdf) (дата обращения 01.12.2013).

15. Распоряжение Правительства от 8 сентября 2011 г.№2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» [Электронный ресурс] // (http://www.rg.ru/2012/01/03/innov-razvitie-site-dok.html), (дата обращения: 11.12.2013).

16. Развитие инновационного потенциала России: региональный аспект /Е.Ф. Никитская. — Ярославль: ООО Аверс Плюс, 2012. — 192 с.

17. Инвестиционный климат и инновационное развитие в инфляционном ракурсе /Е.Ф. Никитская. — М.: МИРБИС, 2010. — 192 с.

18. Научно-технологическая безопасность регионов России: методические подходы и результаты диагностирования / А.И. Татаркин, Д.С. Львов, А.А. Куклин и др. — Екатеринбург: Изд-во Урал, 2000.

19. Сизов Ю.И. Экономическая безопасность региона: регионализация, устойчивость бизнеса, стратегия. — М.: Наука, 2004.

20. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. — Москва: Дело, 2005. — 896 с.

21. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. — Москва: Экзамен, 2004. — 768 с.

22. Рогов С.М. Невостребованность науки как угроза национальной безопасности [Электронный ресурс] // (http://www.econorus. org/sub.phtml?id=142) (дата обращения: 11.12.2013).

42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.