Научная статья на тему 'Управление реализацией продукции'

Управление реализацией продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
818
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность / ЗАТРАТЫ / ПРИБЫЛЬ / график безубыточности / competitive potential / costs / Profit / no-loss graph

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Омаров Э. А.

В статье рассматриваются проблемы управления прибылью предприятия на основе анализа безубыточности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses formation of an enterprise" industrial program with regards to the economic effectivity of production and realization. The author argues for the necessity to apply systemic approach, which uses optimized models of the enterprise" activity.

Текст научной работы на тему «Управление реализацией продукции»

Система управления проектами — область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели при балансировании объема работ, ресурсов (таких как время, деньги, труд, материалы, энергия, пространство и др.), времени, качества и рисков в рамках некоторых проектов, направленных на достижение определенного результата при указанных ограничениях. Ключевым фактором успеха проектного управления является наличие четкого заранее определенного плана, минимизации рисков и отклонений от него [1].

Система охраны труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия [3].

Для разработки системы управления охраной труда требуется анализ и оценка состояния охраны труда на предприятии. Новый подход к формированию системы основан на принципах доступности, гласности и открытости.

Методология построения новой системы управления промышленным предприятием предполагает системное проектирование каждого подразделения, выявление потоков материальных и информационных, оптимизацию управляемых материальных и информационных ресурсов, планирование, производственные технико-экономические расчеты, стандартизация предприятия.

Использование описанных методологий и концепций осуществляется как комплекс математических задач, в результате решения которых создается интегрированная материалопроводящая система, обеспечивающая экономический выигрыш.

Литература

1. Методология управления проектами [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pmexpert.ru/services/consulting/proj_ method/

2. Померанцева Е. Модели управления персоналом. Исследования, разработка, внедрение. — М.: Вершина, 2006. — 256 с.

3. Разработка и внедрение системы управления охраной труда и безопасностью [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.ecoproms.ru/training/security/ohsas18001.html.

4. Сергеев В.И. Описание общепризнанных логистических систем и концепций управления [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bigc.ru/publications/other/logistics/discr_objepr_log_syst.php.

5. Управление качеством: учебник для студентов вузов, обучающихся специальностям экономики и управления / Под ред. С.Д. Ильенковой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юнити-ДАНА, 2009. — 352 с.

УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОДУКЦИИ

Э.А. Омаров,

доцент кафедры промышленного и гражданского строительства Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета, докторант Дальневосточного государственного университета путей сообщения,

кандидат экономических наук, t-ok@rambler.ru

В статье рассматриваются проблемы управления прибылью предприятия на основе анализа безубыточности. Ключевые слова: конкурентоспособность, затраты, прибыль, график безубыточности.

УДК 339.14

В последнее время существует проблема сохранения и развития производственных предприятий. Рыночная экономика диктует совершенно иные формы их выживания. Одним из главных факторов выживания и движения вперед является конкуренция. Несовершенство законодательной базы создает условия разобщенности предпринимателей, ликвидации коопераций или союзов предприятий, но в то же время стимулирует руководителей к адаптации на рынке при выборе альтернативных задач, целей и миссии всего предприятия. Одним из условий выживания на рынке является конкурентоспособность продукции, но даже при высокой конкурентоспособности существует риск потери ниши на рынке. На примере деревообрабатывающего предприятия, которое использует свой потенциал на 65%, рассмотрим один из вариантов выживания на рынке, используя график безубыточности.

Для управления прибылью предприятия на уровне выполнения однородных работ используем методику анализа точки безубыточности. Для этого необходимо разделить все затраты предприятия на постоянные и переменные.

Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства. К ним относятся: расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии для

производственных целей, транспортные издержки, торгово-комиссионные и другие расходы. Постоянные затраты не следуют за динамикой объемов производства. К таким затратам относятся: амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, оклады управленческих работников, административные расходы, расходы на отопление и освещение и т.п.

График безубыточности используется как инструмент анализа переменных по отношению к объему производства расходов, которые представлены в расчете на единицу объема работ. Их обозначим - в, постоянные затраты в целом на весь объем работ, соответственно, - а. Если объем производства в единицах натурального измерения обозначить 0б, то уравнение издержек производства У можно представить следующим выражением: У = а + в х О,. (1)

и б ' '

Уравнение (1) имеет общий характер и не учитывает характерных особенностей предприятия, позволяющих выполнить максимально возможный объем работ. Уравнение издержек производства можно видоизменить, заменив показатель объема производства показателем использования производственного потенциала предприятия в процентах:

У = а + в х х, (2)

и

ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

где Уи — издержки производства, определяемые в зависимости от степени использования производственного потенциала предприятия; а — постоянные затраты; в — переменные затраты, рассчитанные на один процент использования производственного потенциала; х — степень использования производственного потенциала предприятия,%.

Это позволяет учесть влияние издержек производства на многочисленные факторы, затрудняющие наиболее полное использование производственного потенциала предприятия. Отсюда переменные издержки производства рассчитываются не как показатель объема производства, а как процент использования производственного потенциала предприятия. Появляется возможность контроля издержек производства в зависимости от уровня использования производственного потенциала.

Анализ издержек производства лесопильного цеха и цеха по изготовлению деревянных конструкций позволил получить следующие исходные данные:

• общие издержки предприятия за 2008 г. составили 3227 тыс. руб.;

• из них годовые постоянные издержки — 751 тыс. руб.;

• общая величина переменных издержек — 2476 тыс. руб.;

• годовой объем реализации предприятия равен 3621 тыс.

руб.

Как было сказано выше, использование производственного потенциала составляет 65%, значит, переменные издержки в расчете на один процент использования производственного потенциала составят:

в = 2476 / 65 = 31,8 тыс. руб.

Уравнение издержек производства, в соответствии с формулой (1.2), будет иметь вид:

У = 751 + 31,8 х х.

и

Уравнение выручки от реализации можно представить следующим выражением:

Ув = с х X, (3)

где Ув — выручка от реализации продукции в зависимости от степени использования производственного потенциала предприятия; с — выручка, рассчитанная на один процент использования производственного потенциала.

В нашем случае выручка, рассчитанная на один процент использования производственного потенциала, составит:

с = 3621 / 65 = 55,7 тыс. руб.

Соответственно, по формуле (3) уравнение выручки (в зависимости от процента использования производственного потенциала предприятия) примет вид:

Ув = 55,7 х х.

в

Прибыль определяется из разности двух уравнений:

Рис. 1. График безубыточности

П = У - У,

ней'

где Пн — прибыль, определяемая в зависимости от использования производственного потенциала.

При использовании производственного потенциала на 65% прибыль предприятия составит:

Пн = 55,7 х 65 - (751 + 31,8 х 65) = 394 тыс. руб.

Точкой безубыточности называют уровень использования производственного потенциала, при котором прибыль отсутствует, т.е. равна нулю. Это наблюдается при равенстве издержек производства и выручки от реализации:

Ув = У или а + в х х = с х х. (4)

Исходя из равенства (4) находится уровень использования производственного потенциала предприятия — х, при котором прибыль равна нулю:

х = а /(с - в) (5)

Найдем по формуле (5) точку безубыточности: х = 751 / (55,7 - 38,1) = 42,67%.

Таким образом, при использовании производственного потенциала на 42,67% затраты предприятия полностью окупают себя за счет выручки; предприятие не имеет прибыли, но и не несет убытков. При снижении степени использования производственного потенциала ниже данного уровня предприятие будет нести убытки. В нашем случае резервы недоиспользования производственного потенциала предприятия составляют 35%.

Рассчитаем теперь финансовые результаты предприятия при полном использовании производственного потенциала. Поскольку выручка предприятия в 2008 г. составляла 3621 тыс. руб., а это составляет 65% использования производственного потенциала предприятия, то по формуле (1.3) потенциальная выручка предприятия при использовании производственного потенциала на 100% составит:

В1 = 55,7 х х = 5570 тыс. руб.

Это значение выручки от реализации продукции примем за оптимистический вариант. В этом случае постоянные затраты предприятия не изменятся, а величина переменных затрат составит:

в = 38,1 х 100 = 3810 тыс. руб.

Суммарные затраты (себестоимость), согласно формуле (2), будут равны:

Уи = 751 + 38,1 х 100 = 4561 тыс. руб.

Таким образом, прибыль предприятия составит:

Пн = 5570 - 4561 = 1009 тыс. руб.

Данные вычисления используются для построения графика безубыточности (рис. 1).

Для использования производственного предприятия более 65% можно использовать нижеприведенные расчёты:

ув - ун=Е •К0, следовательно, сх - (а+Ьх)= Е •К0,

выводим сх - а - Ьх= Е •К0

Разложим:

сх - Ьх = Е К0 + а, и функция примет вид:

тогда находим Е:

Е =

ЕК0 + а с - Ь

х(с - Ь) - а

К

При введении коэффициента Ко в знаменатель он учитывается при значении меньше единицы.

При использовании выявленных резервов (35%) данное предприятие сможет увеличить выпуск своей продукции, а, следовательно, свою выручку и прибыль, но для этого необходимо, чтобы эта продукция была обеспечена спросом. Таким образом, нужно добиться увеличения количества заказов на изделия данного предприятия.

Для увеличения спроса на продукцию нашего предприятия можно применить ряд маркетинговых мероприятий, например, провести рекламную кампанию, улучшить обслуживание, а также можно снизить цены, выиграв на ценовом преимуществе.

При увеличении степени использования производственного потенциала до 100% выручка предприятия составит 5570 тыс. руб., издержки — 4561 тыс. руб., а прибыль — 1009 тыс. руб.

Предприятие может снизить цену продукции, чтобы привлечь потребителей. Однако снижать цены можно только до определенного предела. В данной ситуации таким пределом является значение прибыли предприятия в данный момент, т.е. при использовании производственного потенциала на 65% — 394 тыс. руб. Если при снижении цены прибыль окажется меньше данной величины, то увеличение объема производства просто нецелесообразно. Уравнение выручки при неизменном уровне прибыли будет иметь вид:

У = 751 + 38,1 х х + 394 = 1145 + 38,1 х х. (7)

в

При снижении цены прямая выручки от реализации, представленная уравнением:

Ув = 55,7 х х,

в

примет вид параболы с уравнением:

У = 55,7 х х - 6 х х,

где 6 — коэффициент снижения цены.

Покажем это изменение на рис. 2.

Прямая Ув = 55,7 х х — выручка при увеличении степени использования производственного потенциала без снижения цены. В качестве точки начала координат примем точку с координатами (65%; 3621 руб.) на рис. 2, т. е. точку выручки предприятия при использовании его производственного потенциала на 65%.

Кривая У = 55,7 х х - 6 х х2 — кривая выручки предприятия при снижении цены продукции. Эта кривая пересекает ось абсцисс в точке 35%, поскольку недоиспользование производственного потенциала предприятия составляет 35%.

Найдем значение 6 в уравнении:

У = 55,7 х х — 6 х х2;

55.7 х 35 - 6 х 352 = 0;

1949 - с1 х 1225 = 0;

с1 = 1945/1225 = 1,59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, уравнение выручки при снижении цены примет вид:

У = 55,7 х х - 1,59 х х2.

Далее необходимо найти точку, в которой отклонение выручки при снижении цены от текущей выручки, равной 394 тыс. руб. будет максимальным. Для этого найдем значение производной данной функции в точке, равной нулю:

У = 55,7 - 2 х 1,59 х х;

55.7 - 2 х 1,59 х х = 0;

х = 55,7 / (2 х 1,59) = 17,5.

Также эту точку можно было определить другим способом.

Учитывая, что У = 55,7 х х - 1,59 х х2 — парабола, можно найти ее вершину. Координаты вершины: х0 = -в / 2а; х0 = -55,7 / (2 х (-1,59)) = 17,5.

В данной точке отклонение кривой выручки от оси абсцисс, т.е. от прямой минимальной выручки составит:

У = 55,7 х 17,5 - 1,59 х 17,52 = 487,85 тыс. руб.

Поскольку на рис. 2 за начало координат был принят уровень использования производственного потенциала, равный 65%, то на основе приведенных выше вычислений делается вывод, что при использовании производственного потенциала на 82,5% (65 + 17,5 = 82,5%) при максимально возможном снижении цены предприятие получит наибольшую прибыль.

Следовательно, предприятию необходимо увеличить степень использования производственного потенциала с 65 до 82,5%.

В соответствии с формулой (7), значение выручки предприятия при неизменном уровне прибыли составит:

У = 1145 + 38,1 х 82,5 = 4288,25 тыс. руб.

Таким образом, значение выручки при максимально допустимом снижении цены при использовании производственного потенциала на 82,5% составит:

использование потенциала предприятия, %

-----При неизменном уровне цен

■ При изменении уровня цен

Рис. 2. Динамика выручки при изменении уровня цен

У = 4288,25 + 487,85 = 4776,1 тыс. руб.

Издержки при этом, в соответствии с формулой (2), будут равны

Уи = 751 + 38,1 х 82,5 = 3894,25 тыс. руб.

В итоге предприятие получит прибыль

Пн = 4776,1 - 3894,25 = 881,58 тыс. руб.

Порог рентабельности при этом, в соответствии с формулой (6), снизится с 2375 до 2197 тыс. руб. Соответственно, увеличится запас финансовой прочности — с 1246 тыс. руб. до 2579 тыс. руб.

Запас финансовой прочности равен:

4776,1 - 2197 = 2579 тыс. руб.

Теперь запас финансовой прочности составляет около 54% от выручки, следовательно, данное предприятие сможет вынести еще большее снижение выручки.

Рассмотрим, как повлияют эти изменения на рентабельность основной деятельности. При использовании производственного потенциала на 65% рентабельность составляла:

П1 = (394 / 3227) х 100% = 12%.

В результате увеличения объема выпуска и снижения цены рентабельность будет равна:

П2 = (881,85 / 3894,25) х 100% = 22,6%.

Таким образом, в результате увеличения степени использования производственного потенциала предприятия и принятия ценового решения, рентабельность продукции увеличится в 1,88 раза.

Известно, что предприятие использует практику предоплаты продукции в размере 50% ее стоимости, поскольку в этом случае есть гарантия, что покупатель действительно купит продукцию и она не будет задерживаться на складе.

При годовой выручке 3621 тыс. руб. предприятие получало предоплату: 3621 х 0,5 = 1810,5 тыс. руб.

Себестоимость продукции составляла 3227 тыс. руб., т.е. предприятие за счет собственных средств финансировало:

3227 - 1810,5 = 1416,5 тыс. руб.

Теперь, когда затраты предприятия составят 3894,25 тыс. руб., а выручка 4776,1 тыс. руб., если учитывать, что оно по-прежнему сможет профинансировать 1416,5 тыс. руб. за счет собственных средств, то ему понадобится следующий процент предоплаты:

((3894,25 - 1416,5) / 4776,1) х100% = 52%.

То есть предприятию придется увеличить предоплату продукции на 2%.

Литература

1. Менеджмент: Учебник / Под ред. Ф.М. Русинова и М.А Разу. — М.: ФБК, 1998. — 504 с.

2. Основы предпринимательской деятельности. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.М. Власовой, 1997. — 128 с.

3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. — Минск, 1999.

4. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. — М.: Изд-во БЕК, 1997.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ НА ОСНОВЕ ОПТИМИЗАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ

И.В. Цомаева,

руководитель информационно-аналитического отдела, помощник заместителя директора по экономике ОАО Алтайского приборостроительного завода «Ротор» (г. Барнаул),

кандидат экономических наук

tsomaeva_i@mail.ru

В работе рассматривается проблема формирования производственной программы предприятия с учетом экономической эффективности производства и реализации продукции. Обычно для оценки эффективности производства применяются показатели рентабельности. Однако такие показатели не учитывают финансовые затраты, связанные с использованием кредитов. Прибыль, получаемая от реализации той или иной продукции, направляется на развитие предприятия, что также изменяет показатели эффективности. Следовательно, необходим системный подход к оценке эффективности производства и реализации продукции, который обеспечивается использованием оптимизационных моделей деятельности предприятия.

Ключевые слова: производственная программа предприятия, оценка эффективности, реализация продукции, модель оптимизации, производственная деятельность.

ББК 65.301; УДК 338.45

Стратегический подход к управлению предприятием предполагает определение его миссии на долгосрочную перспективу, которая разделяется всеми заинтересованными сторонами: собственниками, менеджерами, работниками, представителями региональных органов власти и управления. Все эти лица заинтересованы в поддержании конкурентоспособности предприятия в длительном периоде и выполнения им социальных функций. Для этого необходима постановка долгосрочных стратегических целей по основным направлениям деятельности

предприятия на основе анализа внешней и внутренней среды предприятия, а также разработка альтернатив достижения целей. Большое значение имеет создание механизмов оценки и выбора стратегических решений. С подобной задачей эффективно справляются модели оптимизации, использующиеся при планировании развития предприятия. Механизм реализации выбранной стратегии развития, как правило, определяется результатами, полученными в ходе маркетинговых исследований и НИОКР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.