УДК 37.07.005
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЧЕРЕЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ ЕГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Болотов В.А., д.пед.н., профессор, Вице-президент РАО Москва. Россия, Email: [email protected]
Кравцов С.С., д.п.н., Институт управления образованием РАО, Москва. Россия. E-mail: [email protected]
Чечель И.Д., д.п.н., проф., Институт управления образованием РАО, Москва. Россия. E-mail: [email protected]
Щенников С.А., д.п.н., проф., Международный институт менеджмента ЛИНК www.ou-link.ru
Ростовцева Н.А., к.п.н., Институт управления образованием РАО, Москва. Россия.
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы четкой взаимосвязи развития образовательного учреждения от профессионализма его руководства. Особое внимание необходимо уделять формированию компетенций директора школы в области менеджмента. Авторы рассматривают традиционные, сложившиеся стереотипы в управлении школой и обосновывают их отрицательное влияние на современные подходы к развитию образовательного учреждения.
Ключевые слова: инновационное управление, руководитель образовательного учреждения, менеджмент, специальная компетентность, сложившиеся стереотипы управления, консервативные подходы к управлению, модель профессионального развития управленческих кадров.
MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS THROUGH VOCATIONAL TRAINING OF HIS HEAD
Bolotov V.A., Doctor of Science (Education), Academician of the RAE Moscow. Russia Email: [email protected]
Kravtsov S.S., D.ofArts, Institute of management in education of RAE, Moscow. Russia. E-mail: [email protected]
Chechel I.D. D. of Arts, Institute of management in education of RAE, Moscow. Russia. E-mail: [email protected]
Schennikov Sergei, International Institute of Management LINK WWW. OU-LINK.RU Rostovtsev N. A., PhD., Institute of management in education of RAE, Moscow. Russia.
Summary: In article questions of accurate interrelation of development of educational institution from professionalism of its management are considered. The special attention needs to be paid to formation of competences of the principal in the field of management. Authors consider the traditional, developed stereotypes in management of school and prove their negative influence on modern approaches to development of educational institution. Keywords: innovative management, the head of educational institution, the management, the special competence, the developed stereotypes of management, conservative approaches to management, model of professional development of administrative shots.
Руководитель любого образовательного учреждения, будь то директор школы или заведующий детским садом, в условиях инновационного управления должен быть мастером, достигшим высокого уровня профессионального становления, обладающим
способностью ставить перед собой задачи профессиональной деятельности и решать их в соответствии с собственными взглядами и отношениями, в основе которых лежат переработанные в сознании современные достижения менеджмента, опыт передовых отечественных и зарубежных образовательных организаций. Это продиктовано не только изменениями, происходящими в российской системе образования, под влиянием мирового образовательного пространства, но и необходимостью перемены отношения к профессиональным компетенциям руководящего состава образовательной организации, в связи с утвержденными новыми требованиями к квалификации руководителей таких организаций.
Управление российской системой образования нельзя считать эффективным, что подтверждает наличие многочисленных проблем в образовании. Одной из наиболее актуальных является проблема недостатка специалистов в области менеджмента, имеющих не только стаж педагогической работы, но и навыки эффективного управления образовательным учреждением.
Большинство руководителей образовательных учреждений не имеют навыков управления, а технологиям управления они не обучались. Как правило, директорами школ становятся педагоги, которых обучали только учить других. Однако мировой опыт показывает, что довольно сложно превратить учителя в управленца, поэтому во многих странах нельзя стать директором школы без менеджерского образования. Так, например, в США, Канаде и Великобритании основная функция директора школы -разработка стратегии развития конкретного образовательного учреждения, координация взаимодействия различных служб внутри школы и взаимодействие с различными организациями за ее пределами (представление интересов школы). Здесь директор школы - менеджер.
Традиционно управление в Российской системе образования строилось по принципу - управления «людскими ресурсами», основываясь на социальном -«жизненном» опыте конкретного руководителя. По этой причине существующие подходы, как в получении образования, так и в управлении образовательным учреждением не позволяют нынешним руководителям уйти от сложившихся стереотипов, что отрицательно сказывается на развитии образования в целом.
Современные вызовы, стоящие перед системой образования в целом и перед конкретным образовательным учреждением в частности ставит руководителей в ситуацию необходимости перехода на инновационный путь развития, поиска новых средств, форм, методов управления. Сложились условия, требующие качественных изменений в управлении системой образования и высоких стандартов менеджмента у руководителей. Тем не менее, не каждый руководитель способен обеспечить переход своего образовательного учреждения в состояние, которое от него ждут родители, общество. Проблема личностно-профессионального развития и профессионализма руководителей образовательных учреждений - одна из наиболее актуальных проблем
современности. Это обусловлено, с одной стороны, задачами обеспечения нормальных стабильных условий для развития и высокого уровня образования. С другой стороны, происходящие в обществе перемены и реформы, предполагают способность к быстрому реагированию на изменяющиеся условия, к нестандартным управленческим решениям.
Понимание необходимости повышения в системе образования уровня менеджмента есть и в обществе. Социологические исследования по проблемам образования на муниципальном уровне, проведенные Институтом управления образованием Российской академии образования (ИУО РАО), показали, что около 30% респондентов указывают на следующие причины стагнации образовательных учреждений: отсутствие профессиональных управленческих квалификаций руководителей образовательных организаций, консервативные подходы к управлению учреждением, отсутствие времени у руководящего состава для развития образовательного учреждения.
Государство также придает проблеме менеджмента в образовании большое значение. Не случайно в новом разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (приказ Минздравсоцразвития России от 14.08.2009 № 593) закреплены новые требования к управленческой квалификации руководителей (директора, заведующего, начальника) образовательных учреждений, их заместителей и руководителей структурных подразделении. Этим актом нормативно закреплена позиция государства о необходимости повышения уровня менеджмента как одного из главных условий повышения эффективности функционирования системы образования.
Формально в настоящее время рынок образовательных услуг по предоставлению профессионального образования для руководителей образовательных учреждений довольно разнообразен. Так, например, помимо высшего профессионального образования по специальностям «Менеджмент организации», «Управление персоналом» и «Государственное и муниципальное управление», ряд вузов и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, предлагают повысить квалификацию руководителей, в основном дошкольных и общеобразовательных учреждений, через освоения дополнительной профессиональной образовательной программы «Менеджмент в образовании» с последующим получением соответствующей дополнительной квалификации.
Однако анализ этих программ показывает, что во многих из них акцент делается не на деятельностную подготовку менеджера, а в основном на знаниевую. Как правило, это связано с использованием устаревших образовательных технологий, а также недостаточным пониманием существующих тенденций развития системы образования.
Вышеуказанное создает основания для разработки новой модели профессиональной подготовки и повышения квалификации руководителей образовательных учреждений, обеспечивающей получение современных управленческих компетенций за счет включения в образовательный процесс ведущих российских специалистов и использования передовых образовательных технологий.
Одной из последних разработок по развитию профессионального управления деятельностью образовательного учреждения является программа дополнительного профессионального образования повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей образовательных учреждений - совместный проект ИУО РАО и Международного института менеджмента ЛИНК.
Тандем ведущего научно-исследовательского института в области управления образованием, стоявшего у истоков создания отечественной научной школы управления образованием, и высшего учебного заведения, предоставляющего образование международного уровня в области менеджмента, позволяет совместить научные и практические решения обучения руководителей сферы образования современным методам управления с применением уникальной технологии, которая отличается высокой эффективностью методик и ориентацией на практическое применение знаний.
При обучении управлению нужно учитывать, что управление это не только теоретические знания о менеджменте, а прежде всего навыки и умения по принятию конкретных управленческих решений. Почему акцент в подготовке руководителей в сфере образования необходимо делать именно на дополнительное профессиональное образование? Ответ прост - программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки позволяют слушателям за относительно короткий срок обновить или приобрести необходимые умения и навыки, непосредственно связанные с текущей профессиональной деятельностью, обеспечивая при этом удобный режим занятий работающих людей, гибко подстраивая учебу под ритм своей жизни и жизни образовательного учреждения.
Решающее значение в профессиональной подготовке менеджера-руководителя имеет образовательная технология, которой присущи следующие тенденции: индивидуальный подход; принцип самостоятельной работы; работа над индивидуальными и групповыми проектами; использование неограниченного количества альтернативных учебных пособий; коммуникативный метод обучения; демократический стиль общения; регулярное выявление и учет мнений, интересов и пожеланий слушателей и выпускников.
Особенности предлагаемой модели получения образования заключается в следующем.
Образовательная программа состоит из трех уровней: повышение квалификации, профессиональная переподготовка и присвоение дополнительной квалификации -
магистра государственного администрирования (Master of Public Administration), что создает непрерывную «линию» развития управленческой квалификации руководителя образовательной организации, вплоть до высшей ступени управленческого мастерства (рис. 1).
Каждый уровень в свою очередь является самостоятельной образовательной программой и состоит из модулей развития конкретных компетенций. Так как вопросы, связанные с управлением, экономикой и правом образовательной организации, наиболее актуальны для действующих руководителей, первый уровень программы предполагает в первую очередь изучение модулей по управлению персоналом образовательной организации, общему менеджменту, экономике образовательной организации и решению правовых проблем управления в образовании. Результатом освоения этого уровня является приобретение управленческих компетенций, ориентированных на эффективное управление образовательным учреждением с учетом его типа в современных реальных условиях. Управленцы, освоившие этот уровень, соответствуют минимальным требованиям Минздравсоцразвития России, предъявляемых к должности руководителя образовательной организации.
Необходимо отметить, что в целом программа выстроена по «кредитному» принципу - каждый последующий уровень включает в себя компетенции предыдущего и засчитывает освоенные «кредиты». При этом уровни программы могут осваиваться с любым интервалом в обучении.
Технология обучения создана специально для занятых профессиональной деятельностью слушателей - руководителей образовательных организаций дополнительного образования детей, дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального, среднего и дополнительного профессионального образования. Учеба не сводится только к изучению фактов и концепций менеджмента в сфере образования, а предполагает развитие навыков их использования для более эффективной управленческой деятельности. Применятся практико-ориентированный подход и формат смешанного
обучении - blended learning, который проявляется в специфике учебных заданий, характере ведения учебных занятий, особенностях организации учебных материалов.
При обучении любого менеджера на первый план выходит обучение управлению, основанное на разборе ситуаций, это касается и подготовки менеджеров в образовании. Поэтому обучение строится на принципах активного обучения. Лучший способ развития необходимых компетенций - тренировка через моделирование действий, проведение тематических дискуссий, деловых игр, что дает реальные возможности обмениваться управленческими инструментами и опытом, а также умение искать то или иное решение через оценку альтернативных идей и действий.
Одна из особенностей обучения - занятия ведут тьюторы - профессионально подготовленные к работе в данной технологии. Тьютор - главный помощник в течение всего периода обучения. Он проводит очные встречи (тьюториалы), организует дискуссии в Интернет-конференциях программы, оценивает и комментирует письменные работы, оказывает индивидуальную помощь в решении проблем, связанных с изучением Программы. Тьютором становятся только профессиональные менеджеры с богатым управленческим опытом в сфере образования.
Очные встречи с тьютором и группой называются тьюториалами, они не являются семинаром в привычном понимании. Это свободное общение в подгруппах, во время которого обучающиеся применяют полученные в процессе самостоятельной работы знания в функции инструментов для решения управленческих проблем.
Особое внимание при обучении уделяется самостоятельной работе с учебными материалами, Интернет-общению, работе с мультимедийными технологиями. Так, основным средством диалога и обмена информацией с тьютором и другими слушателями по данной программе является Интернет-конференция. В ней обсуждаются тьюториалы, комментарии тьютора, происходит обмен опытом и идеями относительно своей профессиональной деятельности и применения концепций курса. Интернет-конференция является динамичным хранилищем информации, регулярно обновляемым для оказания максимальной помощи в учебе. Вместе с тем она развивает авыки эффективных электронных коммуникаций, одних из наиболее важных для менеджера - современного руководителя образовательным учреждением.
Письменные задания - обязательный компонент учебного процесса, связывающий знания о менеджменте, полученные из книг модуля, с собственной практикой. Письменная работа также призвана проконтролировать, насколько хорошо усвоен предложенный материал и сформированы востребованные компетенции. Во время работы над данным компонентом приобретаются способности выделять наиболее существенные моменты вопроса и кратко излагать их в форме, отвечающей потребностям целевой аудитории.
Каждый в отдельности учебный компонент направлен на развитие профессиональных и личностных качеств, что в совокупности позволяет стать
грамотным и компетентным управленцем в сфере образования - профессиональным руководителем.
Освоение дополнительной профессиональной образовательной программы руководителей завершается обязательной итоговой аттестацией. Успешное окончание программы подтверждается выдачей соответствующего документа установленного образца.
Предложенная модель, построенная на основе лучших образцов международного опыта бизнес-образования и современных подходов к обучению управлению, а также с учетом постоянно происходящих в современной российской системе образования изменений, обеспечивает качественную поддержку деятельности менеджера-руководителя в сложных реальных условиях.
Программа построена с учетом всех требований, предъявляемых к руководителям образовательных организаций, способствует повышению умений руководителей выявлять и структурировать проблемы, собирать и анализировать информацию, готовить при необходимости альтернативные решения и выбирать наиболее оптимальный вариант из ряда альтернатив, как в процессе индивидуальной работы, так и во взаимодействии с другими работниками.
В заключение хотелось бы отметить, что ответственность за развитие современных образовательных учреждений возложена, прежде всего, на их руководителей; при этом анализ тенденций изменения системы образования показывает, что задачи развития придется решать не только тем организациям, которые претендуют на статус инновационных, а всем без исключения.