Научная статья на тему 'Управление развитием инфраструктуры региональной инновационной системы: кластерный подход'

Управление развитием инфраструктуры региональной инновационной системы: кластерный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
239
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дуненкова Е.Н., Бухарова М.М.

В статье рассматривается вопрос развития инновационной инфраструктуры в регионе. Особое внимание уделено федеральной и региональной политике, которая стимулировала бы формирование региональных кластеров. Делается вывод о том, что кластерный подход является предпосылкой для экономического благосостояния регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление развитием инфраструктуры региональной инновационной системы: кластерный подход»

6. В динамике инновационной активности наблюдается взаимовлияние инновационных циклов разной продолжительности, а также их взаимодействие с цикличной динамикой других сфер природы и общества;

7. В динамике инноваций проявляются закономерности социально-экономической генетики - наследственности, изменчивости и отбора инноваций.

Литература

1. Большакова О.П. Различные трактовки термина бифуркации. http://www.cosmopetrov.ru/article.php?a=view&id=546

2. Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. Пер. со словац. - М.: Экономика, 1989.

3. Водопьян Г.М., Уваров А.Ю. О построении модели процесса информатизации школы. Материал для обсуждения V 5.5 от 10-05-05. - М.-СПб., 2005. http://mig19.edu.ru/mmc/Docs5exp.pdf

4. Гуреев П.М. Временные факторы инновационной деятельности предприятия. Статья в сб. «Экономика и право в современном мире». - Волгоград, Волгоградское научное издательство, 2012. - 316 с.

5. Косенков Р.А. Интернет-проект "Инновациометрия". http://informaciometr.ru/5-5-volnovye-svoystva-innovacionnogo-rosta/

6. Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира / Пер. с англ./ Общ. ред. В.С. Загашвили. - М.: Прогресс, 1991. - 456 с.

7. Мокий М.С. Трансдисциплинарная методология в экономических исследованиях: Дис... д-ра экон. наук : 08.00.01, 2010 г.

8. Рахаев Р.Ю., Лукьянова Т.А. Трансдисциплинарные аспекты обеспечения устойчивого развития особо охраняемых природных территорий. Сайт Московского общества испытателей природы. http://www.moipros.ru/?p=3019

9. Рожковский А.Д. Фазовое пространство. Аттракторы. http://www.radweb.ru/ content/teoria/teoria9.html

10. Физическая энциклопедия. Сайт «Академик». http://dic.academic.ru/ dic.nsf/enc_physics/1128

11. Филончик В. С. Временные (темпоральные) особенности управления корпорацией. «Научный аспект» № 1, 2013 - Гуманитарные науки. http://na-journal.ru/1-2013-gumanitarnye-nauki/248-vremennye-temporalnye-osobennosti-upravlenijakorporaciej

12. Фролова Т.А. Экономическая теория: конспект лекций. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

13. Эконофизика. Современная физика в поисках экономической теории / Под ред. В.В. Харитонова и А.А. Ежова. - М: МИФИ, 2007. - 624 с.

Е.Н. Дуненкова М.М. Бухарова

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ: КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД

Аннотация. В статье рассматривается вопрос развития инновационной инфраструктуры в регионе. Особое внимание уделено федеральной и региональной политике, которая стимулировала бы формирование региональных кластеров. Делается вывод о том, что кластерный подход является предпосылкой для экономического благосостояния регионов.

© Е.Н. Дуненкова, М.М. Бухарова, 2013

Ключевые слова: национальная инновационная система, региональная инновационная система, инновационная политика, инновационная инфраструктура, кластерный подход.

Мировой опыт показывает, что инновационный процесс более эффективен при географической близости, что очевидно выдвигает региональный аспект на передний план. Цель национальной инновационной системы (НИС) - развитие инновационной деятельности и создание условий для ее поддержки (инфраструктура инноваций). Основными элементами НИС являются:

- комплекс институтов, участвующих в производстве, передаче и использовании знаний: организации и образуемые ими сети; научная система; другие исследовательские учреждения; элементы экономической инфраструктуры;

- элементы, влияющие на инновационный процесс: макроэкономическая политика и другие формы государственного регулирования; система образования и профессиональной подготовки; товарные рынки; рынки факторов производства;система финансирования инноваций; коммуникации.

Региональная инновационная система (РИС) иерархически является младшей подсистемой национальной инновационной системы. В условиях глобализации влияние региональных инновационных систем на национальную инновационную систему увеличивается; инновации (и инновационная активность) в большей степени присущи регионам, чем государству в целом.

Ф. Кук, один из первых разработчиков концепции региональных инновационных систем, предложил следующее определение РИС: "набор узлов в инновационной цепочке, включающей в себя непосредственно генерирующие знания фирмы, а также организации, предприятия, использующие (применяющие) эти знания, и разнообразные структуры, выполняющие специализированные посреднические функции: инфраструктурное обеспечение, финансирование инновационных проектов, их рыночную экспертизу и политическую поддержку" [5]. Такой подход позволяет выделить основные элементы региональной инновационной системы (рис. 1):

- инновационная инфраструктура;

- региональная инновационная политика, определяющая региональные модели развития и методы стимулирования развития региона;

- инновационная среда, в которой формируется человеческий капитал, инновационная культура и потоки передачи знаний и технологий.

Фактически, это традиционный подход построения национальной инновационной системы, но меньшего масштаба. Однако с учетом всегда более узкой специализации региона возникает дополнительный аспект: требование развития приоритетных для данного региона отраслей на основе кластерной составляющей.

Целями региональной инновационной системы являются повышение инновационного потенциала, инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности региона. Развитие регионов во многом определяется как благоприятными, так и неблагоприятными факторами пространственного развития. П. Кругман в рамках "новой экономической географии" выделяет две группы факторов регионального развития:

факторы "первой природы" (базовые):

- обеспеченность природными ресурсами, которые востребованы рынком (минеральными, земельными и др.);

- выгодное географическое положение (в том числе приграничное положение на путях глобальной торговли), снижающее транспортные издержки и облегчающее трансляцию инноваций.

Национальная инновационная система

Региональная инновационная система

Горизонтальные межрегиональные, приграничные и глобальные (территориальные) связи

»

о о

а р

к О

У

а

Рис. 1 . Структура региональной инновационной системы

факторы "второй природы" (развитые, создаваемые и совершенствующиеся в пределах региона):

- ресурс знаний (сумма научной, технической и рыночной информации, обеспечивающей создание инновационной продукции и услуг);

- человеческий капитал (образование, здоровье, трудовые мотивации, мобильность и адаптивность населения);

- инновационная инфраструктура, создающая организационные условия для осуществления инновационного процесса;

- финансовые ресурсы, которые могут быть использованы для поддержки инновационной деятельности и повышения инновационного потенциала;

- правовые факторы, законодательно определяющие приоритеты инновационного развития страны и средства достижения инновационных целей.

Все эти факторы воздействуют на развитие регионов и городов России в разных сочетаниях и в разной степени. Особенностью регионального развития в нашей стране является повышенная роль базовых факторов, прежде всего - обеспеченности минеральными ресурсами, наиболее востребованными глобальным рынком (нефть, газ, металлы). Данные факторы сохраняют свою значимость в сырьевых отраслях, сельском хозяйстве, а также в отраслях с невысокими требованиями к квалификации рабочей силы и традиционными технологиями. Факторы "второй природы" в большинстве случаев выступают как угрозы для регионального развития.

Выявленные факторы позволяют утверждать, что основными принципами формирования региональной инновационной системы должны стать: системный подход к разработке инновационной политики; самостоятельное формирование региональных

инновационных систем с учетом специфики регионов и их интеграции в единую общегосударственную систему; согласование региональных и федеральных приоритетов; приоритетное развитие фундаментальной науки, высшего образования и высокотехнологичной промышленности; концентрация ресурсов на приоритетных направлениях при четком определении источников финансирования.

Основная цель комплексной государственной инновационной политики -обеспечение целостности инновационной цепочки, координация действий участников инновационной цепочки, координация и кооперация между тремя сферами (образование -наука - производство) в интересах реализации стратегических национальных приоритетов. С этой целью формируется региональная инновационная политика. Она направлена на изменение сложившихся диспропорций. К основным ее элементам относят: экономическую, структурную, инвестиционную, бюджетную, налоговую, тарифную, институциональную, социальную политику. При этом обычно выделяют несколько уровней взаимодействия между данными элементами.

На федеральном уровне определяются приоритеты развития экономики в целом, разрабатываются и реализуются программы и проекты, имеющие значение для всех регионов. На региональном уровне определяются местные приоритеты, формируются и выполняются региональные программы и проекты. На федерально-региональном уровне формируется единая нормативно-правовая база инновационной деятельности, обеспечивается согласование интересов государства и регионов, определяется степень участия федерации в решении региональных проблем, а регионов - в решении федеральных. На межрегиональном уровне решаются проблемы взаимодействия регионов при реализации задач, представляющих интерес для нескольких регионов. На муниципальном уровне осуществляются конкретные мероприятия по обеспечению жизнедеятельности и развития территорий.

Особенностями региональных инновационных систем, определяющих их конкурентные преимущества, являются также "неторговые взаимозависимости" и глокализация. Неторговые взаимозависимости выражаются в форме соглашений, неофициальных правил и привычек, координирующих экономическую деятельность в данном регионе. Они включают местное неявное знание и межличностные взаимодействия, формальные и неформальные сети, свойства муниципальных и региональных учреждений. В частности, неторговые взаимозависимости позволяют местным предприятиям использовать знания, накопленные в крупных предприятиях федерального уровня.

В глобальной экономике получили развитие экономические и политические факторы, усиливающие как глобальное, так и локальное влияние. Э. Гидденс утверждает, что глобализация приводит к возрождению локальных культурных идентичностей [9]. В результате изучения двух современных разнонаправленных тенденций - централизации и децентрализации - появился термин "глокализация". "Глокализация" - форма организации пространства, при которой граница не является барьером для установления связей с сопредельными территориями и развития межрегиональных объединений, благодаря чему у территорий и регионов возникает возможность получения дополнительных способов развития. Например, в мероприятиях еврорегиона "Балтия" принимает активное участие российский анклав Калининград [6].

Не менее важной составляющей РИС является инфраструктура. Инфраструктура способствует реализации целей национальной инновационной системы и ее элементов. Она должна создавать условия для функционирования сквозной цепочки "наука -технологии - производство - общество" и иметь четкую территориальную привязку. Невозможно выстроить функционирующую и самоорганизующуюся инновационную инфраструктуру без наличия базовой. Поэтому в основе развития инфраструктуры региона должны лежать энергетика, строительство, в т.ч. дорожное строительство, логистика, коммуникации. Возможности базовой инфраструктуры являются

ограничениями по отношению к инфраструктуре региональной инновационной системы. Поэтому необходимо обеспечить формирование инновационной инфраструктуры, которая сможет активизировать рынок исследований и разработок, определить их ориентацию на потребности региона и создать эффективные связи между участниками инновационного процесса [1].

По выполняемой преобладающей функции выделены следующие основные составляющие инфраструктуры инновационной системы: производственно-технологическая (обеспечивающая модификацию и распространение новых знаний и технологий, лизинг научного оборудования, поддержку в производстве инновационной продукции и услуг), финансовая (обеспечивающая параллельность процессов привлечения инвестиций, развития инноваций и модернизации), культурно-образовательная (решающая задачи эффективного использования научно-технического потенциала регионов, поддержки формирования инновационной культуры и развития человеческого потенциала), информационная (создающая и расширяющая информационные ресурсы государства, поддерживающая интеграцию науки и образования), территориальная (поддерживающая коммерциализацию результатов НИОКР, партнерство государственного и частного секторов, развитие рынка наукоемких технологий, рациональное территориальное размещение научно-технического потенциала).

При формировании инновационной инфраструктуры региональной инновационной системы необходимо целенаправленно комбинировать элементы различных областей государственной и региональной политик :

- инновационной политики: в области поддержки развития инновационного бизнеса - механизмы регулирования и стимулирования развития малых и средних предприятий, взаимодействия крупных, малых и средних инновационных предприятий, методы трансфера инноваций, государственно-частное инновационное партнерство;

- промышленной политики: технологическая направленность - фокусирование на отдельных секторах экономики, технологиях и инструменты развития;

- территориальной политики: сетевая направленность - взаимодействие бизнеса, научных и образовательных институтов и бизнес-окружения (рынок труда и инфраструктура);

- социальной политики: социальная направленность - занятость, преобладающая (профессиональная) культура, сфера образования, исторически сложившиеся взаимосвязи.

Степень развития инфраструктуры определяет скорость освоения нововведений. До настоящего времени инновационная инфраструктура в России создавалась лишь фрагментарно - путем активного формирования сети бизнес-инкубаторов и технопарков. Большинство из этих организаций сложно отнести к самодостаточным и активным элементам инновационной инфраструктуры. Основной сферой их деятельности становится развитие не инновационных предприятий, а малого предпринимательства различных направлений.

Предпосылкой нормального функционирования РИС является наличие сильного регионального центра управления различными инновационными программами, что доказывается зарубежным опытом. Например, в странах Евросоюза большая часть наиболее успешных «инновационных» регионов сконцентрирована либо в столицах, либо вокруг крупнейших мегаполисов: Стокгольм и Мальме в Швеции, Оксфорд, Кембридж и Эдинбург в Великобритании, Мюнхен, Штутгарт, Карлсруэ, Берлин и Гамбург в Германии, Хельсинки в Финляндии, Мадрид и Барселона (Испания), Дублин (Ирландия), французские провинции Морские Альпы (Марсель-Ницца) и Рона-Альпы (Лион) и др. [5]. Напротив, в малых регионах развитие инновационных систем сдерживается отсутствием серьезного интереса со стороны крупных промышленных предприятий к развитию

региональной кооперации в сфере НИОКР и низким (нулевым) уровнем взаимодействия в этой сфере между местными вузами, научно-исследовательскими институтами (НИИ) и малым, средним бизнесом. Аналогичная ситуация наблюдается и в Российской Федерации.

Решение этих проблем может быть обеспечено за счет формирования в регионе кластера (производственно-территориального комплекса - в упрощенной альтернативной формулировке). Он может выступать ведущим звеном инфраструктуры. При этом речь должна идти о развитии всех инфраструктурных составляющих кластера, в т.ч. о развитии хозяйственного комплекса (энергетики, транспорта и пр.).

Существует и альтернативный традиционному подход к определению состава региональной инновационной системы. В соответствии с ним, основу региональной инновационной системы составляет кластер, поддерживаемый институциональной средой, финансовыми организациями и инфраструктурой. На рис. 2 представлена структура региональной инновационной системы на основе кластерного подхода (адаптировано авторами по [7; 8]).

Разница в подходах к определению понятия РИС является принципиальной, поскольку отражает способы формирования и управления региональной инновационной системой и напрямую зависит от выбранного типа национальной инновационной системы.

Французские исследователи Б. Амабль, Р. Барре и Р. Буайе в работе "Инновационные системы в эру глобализации" (1997), опираясь на понятие национальной инновационной системы, вводят понятие социальной системы инноваций и описывают четыре основных типа этих систем: "рыночную" (США и Великобритания), "мезо-корпоратистскую" (Япония), "социал-демократическую" (скандинавские страны) и "интеграционно-европейскую", свойственную Германии, Франции, Нидерландам и Италии. По мнению авторов, история каждой страны обуславливает особенности системы институтов, определяющих технологическую динамику [2]. Рыночная инновационная система предполагает прежде всего создание экономических стимулов для осуществления инновационной деятельности при благоприятной правовой среде. Мезо-корпоратистская НИС рассматривает в качестве ключевых элементов НИС крупные корпорации. Для России характерен данный тип инновационной системы, и подходы к формированию региональных инновационных систем и управлению ими аналогичны подходам к управлению корпорациями. Это объясняет традиционно высокую роль административного управления в региональной инновационной системе и ее элементах.

Инструментом увеличения инновационной активности промышленности России является кластерный принцип государственного регулирования инновационного развития регионов, предусматривающий концентрацию ресурсов государства на поддержке не отдельных предприятий в рамках отраслей, а региональных кластеров в целом.

В развитых странах к элементам инфраструктуры прикладных исследований, ориентированным на содействие инновационным процессам, относятся кластерные проекты, обеспечивающие усиление взаимодействия как между предприятиями разного профиля, так и между разными организациями индустрии знаний. Поскольку у каждой страны или у каждого региона имеется собственный профиль специализации, кластерная политика укрепляет конкуренцию, основанную на разграничении, а не на копировании и снижении себестоимости.

Кластеры представляют собой сосредоточенные в одной географической области предприятия одной или нескольких отраслей, взаимодействующие в долгосрочном периоде на основе цепочки ценностей, трудовых ресурсов или знаний, получающие за счет этого взаимодействия синергетический эффект в условиях развитой социальной инфраструктуры, конкурирующие на основе инноваций и оказывающие определяющее воздействие на инновационное развитие региона [3].

Институциональная среда Общество, социальный капитал

Национальные и локальные формальные правила Стимулирование спроса

Технологическая инфраструктура

Физическая инфраструктура

Формирование условий поддержки кластера

Инфраструктура

Кластер

Дополняющие организации

Специализированные организации и знания, составляющие основу кластера

Поддерживающие организации

Инфраструктура знаний

Государственная финансовая поддержка

Венчурный капитал

Финансирующие организации

Рис. 2. Состав региональной инновационной системы в соответствии с кластерным подходом

Кластерный подход способствует объединению рассеянных, ограниченных ресурсов, что позволяет лучше интегрироваться в общую структуру функционирования и переходить от конкуренции между регионами к конкуренции на международном уровне. В США в рамках кластеров работает более половины предприятий, а доля ВВП, производимого в них, превысила 60% [4].

При образовании кластеров региональное развитие идет одновременно в трех направлениях:

- регион для усиления своей конкурентоспособности вырабатывает политику поддержки формирования кластеров и создает среду, способствующую их эффективному функционированию;

- кластер определяет предпочтительные пути развития на основе анализа своего потенциала, потребностей рынка и в целом внешней среды;

- предприятия - инициаторы и участники кластера разрабатывают свою стратегию, определяя и обосновывая необходимость и выгодность для себя создания и развития кластера.

Можно выделить следующие категории участников кластера, создающих и развивающих региональную инфраструктуру, по видам их деятельности:

- обеспечивающие основной вид деятельности. Наиболее важные участники кластера; часто получают свои основные доходы от потребителей, которые находятся за пределами кластера;

- обеспечивающие прямую либо косвенную поддержку основных видов деятельности в кластере. Они могут включать в себя поставщиков специализированных машин, компонентов, исходных материалов, а также фирмы, предлагающие услуги в области финансового (венчурного) капитала, юриспруденции, разработки, маркетинга, связей с общественностью;

- обеспечивающие "мягкую" поддерживающую инфраструктуру: местные университеты, учебные заведения среднего и профессионального образования, местные торговые организации, профессиональные ассоциации, агентства различного рода, выступающие ключевыми элементами в развитии кластера. Качество "мягкой" инфраструктуры и степень кооперации между ее участниками весьма важны, прежде всего, на этапе разработки и формирования кластера;

- обеспечивающие "жесткую" (физическую) инфраструктуру: дороги, порты, ремонт, коммуникации и т.п. Качество этой инфраструктуры необходимо для достижения требуемых конкурентных преимуществ как внутри кластера, так и вне его.

Кластерный подход позволяет по-новому оценить роль органов региональной власти, вузов, академических и отраслевых НИИ, предпринимателей, поставщиков дополняющих продуктов, а также может послужить основой для конструктивного диалога между предпринимателями и администрацией с целью выявления общих проблем, инвестиционных возможностей, корректировки промышленной и формирования инновационной политики региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Политика поддержки формирования кластеров и их функционирования становится необходимой частью развития региональной инновационной системы. Результатом формирования кластеров в регионах становится рост благосостояния населения региона и повышение конкурентоспособности региона при условии формирования региональной инновационной системы и сбалансированной региональной инновационной политики.

Литература

1. Евсеев О.С., Коновалова М.Е. Развитие инновационной инфраструктуры в условиях модернизации национальной экономики // Фундаментальные исследования. 2012. № 11, часть 1, с. 220-224.

2. Бунчук М. Национальные инновационные системы: основные понятия и приложения // www.geocities.com/CollegePark/Lab/5590/nis.htm.

3. Дуненкова Е.Н., Бухарова М.М. Зарубежный опыт формирования инновационной инфраструктуры на национальном и региональном уровнях // Вестник университета. 2012. № 11, с. 34-43.

4. Портер М. Конкуренция. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2003.

5. Региональные инновационные системы (РИС): мировой опыт / Доклад "О развитии инновационной деятельности в Тульской области". - Эксперт, 2007. - Режим доступа: http://www.tula-forum.ru/researches/inno/part2.

6. Шаромов А. Глобализация и глокализация в примерах яркого брендинга. -Режим доступа: http://www.eurokraina.ru/posts/view/126.

7. Andersson M., Karlsson C. Regional Innovation Systems in Small & Medium-Sized Regions. A Critical Review & Assessment // Johansson, B., Karlsson, C. & Stough, R.R. (eds.). The Emerging Digital Economy: Entrepreneurship, Clusters and Policy, Springer-Verlag, Berlin, 2004.

8. Eriksson A. Regionala Innovationssystem - Fran Teori till Genomförande (Regional Innovation Systems - from theory to accomplishment), Swedish Office of Science and Technology, Stockholm, 2000.

9. Giddens A. Runaway World. - New York: 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.