Научная статья на тему 'Управление профессиональным развитием муниципальных служащих'

Управление профессиональным развитием муниципальных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1394
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗИМ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СРЕДЫ / МОТИВАЦИЯ ТРУДА / СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хренков Владимир Петрович

В статье затрагиваются актуальные вопросы профессионально-квалифицированного развития муниципальных служащих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление профессиональным развитием муниципальных служащих»

Хренков В.П.

УДК 316.343.656

Управление профессиональным развитием муниципальных служащих

В статье затрагиваются актуальные вопросы профессионально-квалификационного развития муниципальных служащих.

Ключевые слова: профессионализим управленческой среды, мотивация труда, статус муниципальной службы, профессиональное обучение.

Khrenkov V.P. Professional development

management of municipal staff

Actual aspects of professional and qualified development of municipal staff are touched upon in the article.

Keywords: the professionalism of management sphere, motivation of labor, the statues of municipal service, professional education.

Оптимизацию профессионально-квали-эикационного развития муниципальных служащих целесообразно, на наш взгляд, рассматривать сквозь призму взаимодействия основных факторов, определяющих процесс совершенствования муниципальной службы, профессионального развития ее персонала. При этом важнейшими специалистами выделяются такие факторы как: становление муниципальной службы как социального и правового института; профессионализация персонала муниципальной службы; профессиональная востребованность муниципальных служащих; совокупность профессионально значимых качеств личности муниципального служащего в зависимости от его статуса и особенностей профессиональной деятельности; структуризация должностей муниципальной службы; организационная культура муниципальной службы; организационный и кадровый аудит в системе муниципальной службы как технологический фактор ее оптимизации; система непрерывного опережающего профессионального образования кадров для органов местного самоуправления.

Проблема оптимизации профессионально-квалификационного развития муниципальных служащих имеет, несомненно, общегосударственное значение. По оценке зарубежных специалистов, у России "...нет двадцати лет, да и десяти тоже, может быть, есть два, три года. Если вы не сможете переучить работников за этот срок, - считает проф. М. Балдуччи, - то процесс децентрализации станет неудачей, причем эта неудача будет гораздо серьезнее, чем в Западной Европе, поскольку экономика Западной Европы была более развита"1.

Когда речь идет о профессиональной подготовке муниципальных служащих, важное значение приобретает овладение ими муниципальным менеджментом. Процесс этот затруден в силу ряда обстоятельств. Муниципальный менеджмент как предмет науки стал складываться лишь с конца XIX в. В результате научная школа муниципального менеджмента формируется с отставанием от потребностей практики, его академический курс разрабатывается все еще медленно и фрагментарно, хотя в последние два-три

Владимир Петрович Хренков - кандидат социологических наук, доцент, директор Тамбовского филиала Орловской региональной академии государственной службы.

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

года интерес к этой проблеме значительно возрос. Данный интерес был "заказан" или продиктован именно необходимостью подготовки профессиональных муниципальных служащих. При этом складываются самостоятельные учебные дисциплины, такие как: "Муниципальный менеджмент", "Основы местного самоуправления" и другие. Они выражают разные по сути явления и процессы. Первый - это особый тип управленческой деятельности, второй раскрывает местное самоуправление как социальный институт, включает в себя особую социальную подсистему - муниципальную службу, имеющую право на самостоятельную социальную, правовую, профессиональную и организационную институциальность. Одна из важнейших задач этого института - овладение новой культурой управления и самоуправления в муниципальных образованиях.

Существующие в литературе подходы в оценке действующих кадров муниципального управления могут быть применимы в процессе путей оптимизации профессионально-квалификационного развития персонала муниципальной службы. В этих целях важно, по нашему мнению, выявить принципы профессионализации персонала муниципальной службы как основополагающие тенденции, характеризующие перспективы развития системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих:

- принцип многообразия подходов в определении типов и видов образовательных учреждений для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих предполагает вариативность и индивидуализацию образовательных программ с одновременным учетом нормативной определенности в уровнетребований,предъявляемых к профессионализму персонала муниципальной службы;

- принцип подготовки для муниципальной службы высококвалифицированных специалистов, способных к постоянному профессиональному росту и профессиональной специализационной мобильности в условиях постоянного изменения функциональной, организационной, социаль-ной,правовой,управленческой институци-

ональности муниципальной службы и системы отношений в ней;

- принцип интеграции профессиональной подготовки персонала муниципальной службы, науки о муниципальном управлении и самой системы муниципального управления, то есть практики, социально-управленческого "производства". Это включает в себя интеграцию научных исследований с образовательным процес-сом,научных организаций(академий,институтов, фондов) с образовательными учреждениями (региональными центрами подготовки кадров муниципальной службы), науки и образования с органами муниципального управления;

- принцип привлечения "работодателей" как основных заказчиков на специалистов муниципальной службы к социальному партнерству и организации профессиональной подготовки муниципальных служащих с целью удовлетворения потребностей "рынка труда" муниципального управления. Местная администрация должна быть заинтересована в профессиональных кадрах и взять инициативу на себя.

В период становления муниципальной службы на первый план выдвигаются профессиональные мотивы, образ того профессионального качества, которое стало потребностно значимым для профессионала. В профессиональной деятельности муниципального служащего можно выделить два типа таких качеств.

Первый - это качество социального успеха, то есть социального статуса, - это мотив карьеры, профессионально-должностного развития. Результаты социологического опроса показывают, что 55,1% муниципальных служащих хотят иметь перспективы служебного роста, возможность сделать карьеру, а 54,7% отметили желание достичь высокого уровня профессиональных знаний.

Второй тип - это качество профессионального саморазвития, то есть мотив профессионального самосовершенствования. Основная тенденция в самооценке профессионализма муниципальных служащих состоит в характеристике ими приобретенных качеств, необходимых не только для выполнения профессиональной де-

ятельности, но и отражающих ценностные ориентиры этой деятельности, а также качества профессионального общения. Выявление самооценки служащих позволяет более конкретно организовать процесс подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и его нормативное регулирование.

Что касается профессиональной востребованности, то здесь необходимо решение по крайней мере трех взаимосвязанных проблем: собственно профессиональной подготовки муниципальных служащих; непосредственной профессиональной деятельности; ориентации на должные позиции муниципальной службы в обществе.

Эффективность муниципальной службы в современных условиях зависит прежде всего от повышения профессиональной подготовленности служащих, от уровня овладения ими знаниями по специализациям управленческого характера, а также от уровня компетентности по широкому кругу вопросов социального и административного характера.

Однако сегодня можно констатировать факт низкого уровня профессионализма представителей управленческой среды. При этом нехватка квалифицированных кадров сочетается с наличием незаполненных вакансий. На начало 2006 года доля служащих, имеющих высшее профессиональное образование, составила 73%. При этом 40% служащих имели высшее образование по специальностям экономического и управленческого профиля, 22% - юридическое образование, 18% - высшее техническое образование. Для сравнения: на 1 января 1999 г служащие с высшим профессиональным образованием указанного профиля составляли соответственно 35, 4,19 и 21,2%. Сохраняется тенденция к увеличению числа служащих, чье профессиональное образование не соответствует квалификационным требованиям по замещаемой должности. Так, не имеют профессионального образования 26,7 тыс. человек, или 4,6% от численности служащих, замещающих должности, имеющие зачастую обеспечивающие функции2.

В современных условиях роста отчуждения населения от властных структур, недоверия чиновничеству нужны реальные механиз-

мы общественной поддержки и стимулирования деятельности муниципальных служащих. Таким механизмом может быть повышение правового и социального статуса муниципальной службы и муниципального служащего. Реализация этой задачи требует применения социальных технологий повышения статуса муниципального служащего.

Отсюда формируется и статусная мотивация к профессионализации труда муниципальных служащих, побуждающая к повышению квалификации путем получения дополнительного профессионального образования. Проведенные исследования позволили выявить следующие особенности:

1. Муниципальными служащими выполняется профессионально определенная работа, которая выражается в обосновании целей и направлений общественного развития в рамках муниципальных образований. Это связано с регулированием общественной жизнедеятельности (публичных отношений), сознанием, поведением и деятельностью десятков миллионов людей.

2. Трудовая деятельность муниципальных служащих по своему содержанию высокоинтеллектуальна, психологически и эмоционально насыщенна и очень ответственна. Эта ответственность закреплена организационными механизмами и правовыми нормами, общественным мнением, обычаями и традициями. Воспитание в процессе профессиональной подготовки муниципального служащего его ответственности за соответствие статусным требованиям - это необходимость, условие его эффективной работы в должности муниципального служащего.

3. В деятельности муниципальных служащих в большинстве случаев проявляется административная власть, придающая этой деятельности авторитет и должные гарантии (полномочия, определенные законом).

4. Научные знания, искусство и профессиональный опыт муниципальных служащих не создают непосредственно потребительские ценности и не удовлетворяют индивидуально-личностные потребности. Они формируют особый духовно-материальный "продукт", обеспечивающий рациональность, гармоничность и эффективность общественных отношений, явлений и процессов.

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

27

5. Труд, выполняемый муниципальным служащим, является высокопрофессиональным. В высших группах для этой деятельности требуется высшее образование по специальности "Государственное и муниципальное управление". К муниципальным служащим предъявляются нормативно определенные требования в отношении их подготовки, личностных качеств, культуры общения с людьми.

6. Требования к качествам муниципального служащего связаны с должным соответствием полученному статусу. При этом соответствие предъявляемым требованиям - это не просто соответствие качествам по занимаемой должности (квалификационный экзамен - аттестация - вывод), а соответствие статусу.

В современных условиях одним из важнейших факторов влияния на формирование статусных требований к личности и профессиональным качествам муниципального служащего является организационная культура муниципальной службы. Система управления профессиональным развитием муниципальных служащих представляет собой несколько взаимосвязанных направлений.

Первое направление - формирование основ профессионально-квалификационного развития муниципальных служащих -включает федеральное законодательство, законы субъектов Федерации, уставы муниципальных образований, положения о структурных подразделениях, функциональных обязанностях должностных лиц и иные нормативные правовые акты, регулирующие профессиональную подготовку муниципальных служащих, а также ответственность учебных заведений и организаций, обеспечивающих подготовку муниципальных служащих.

Второе направление связано с управлением профессиональным обучением муниципальных служащих. Данная подсистема функционирует на основе определенных принципов, которые характеризуют, с одной стороны, организацию управления профессиональным обучением, с другой - подходы к обеспечению высокого качества подготовки специалистов.

Третье направление связано с формированием содержания, форм, методов

учебы и образовательных методик подготовки педагогических кадров. Ее основой является комплексная программа подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих. Такие программы могут быть адаптированы к условиям конкретного региона. Руководителями программ по определению должны быть губернаторы субъектов Федерации, их правительства, администрации муниципальных образований, учебные заведения, учебные центры субъектов Федерации по подготовке муниципальных служащих.

Четвертое направление - подсистема адаптации муниципальных служащих к процессу непрерывного профессионального развития. Данная подсистема состоит из нескольких структурных элементов, взаимосвязанных между собой: особенностей профессии муниципальных служащих; социализации муниципального служащего; профессионализации муниципальной службы, представляемой в виде обобщенной характеристики качеств це-леполагающей, мотивационной и эффективной деятельности муниципального служащего, требующей специальной подготовки.

Таким образом, социализация муниципального служащего происходит как в процессе изменения всей системы деятельности (формирование профессионального мастерства), так и в процессе изменения личностных качеств субъекта (внешний облик, лидерские черты, стиль деятельности, управленческие и организационные отношения, профессиональная культура, формы общения и т.д.). С учетом этого профессиональное развитие муниципальных служащих должно включать в себя последовательную смену состояний и уровней специальных знаний, умений и навыков и обретение на этой основе более высокого социального статуса кадров муниципальной службы.

1 Балдуччи Массимо. Процесс децентрализации власти и роль подготовки кадров// Муниципальная служба. 1998. № 4. С. 59.

2 Федеральная программа "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)". Утверждена Указом Президента РФ от 19 ноября 2002 г. № 1336 // Российская газета. 23 ноября 2002. № 223 (3091). С. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.