Научная статья на тему 'Управление персоналом в организации на основе системы HR-брендинга'

Управление персоналом в организации на основе системы HR-брендинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4893
466
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЕНД / HR-БРЕНДИНГ / ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ HR-БРЕНДИНГ / ЛОЯЛЬНОСТЬ ПЕРСОНАЛА / ТЕХНОЛОГИЯ ВОВЛЕЧЕНИЯ / РЕПУТАЦИОННЫЙ КАПИТАЛ / ЦЕННОСТИ КОМПАНИИ / BRAND / HR-BRANDING / INTERNAL AND EXTERNAL HR-BRANDING / STAFF LOYALTY / ENGAGEMENT TECHNOLOGY / REPUTATIONAL STOCKS / ORGANIZATIONAL VALUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Криницына Зоя Васильевна

Показано, что для удержания персонала в организации служат не только компенсационные пакеты, но и HR-брендинг. Раскрыто понятие HR-брендинга и его цели. Выявлено, что причиной появления интереса к брендингу работодателя является трансформация рынка работодателя в рынок работника. Приведены аргументы в пользу необходимости и полезности HR-брендинга для различных компаний. Рассмотрен процесс создания HR-бренда. Выделены внешний и внутренний HR-брендинг, его цели и инструменты. Рассмотрена одна из технологий HR-брендинга – технология engagement, а также опыт ее применения. Приведены примеры результатов применения HR-брендинга. Проведен его анализ в крупных компаниях мира. Дано обоснование, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HR-брендинг является важным элементом деятельности любого предприятия.The article shows that the human resources in organization are kept not only by the means of compensational packages but by the HR-branding as well. A definition of HR-branding and its goals are disclosed. It is revealed that the reason for branding interest of employer is the transformation of employer market to employee market. The paper introduces the cases of necessity and usefulness of HR-branding for different organizations. A process of HR-brand creation is examined. Internal and external HR-branding and its goals and instruments are selected. One of HR-branding technologies – the engagement technology – and its experience of application is viewed. The authors give the examples of the results of HR-branding application. The analysis of HR-branding in large organizations is carried out. The substantiation of HR-branding importance for any organization activities is given.

Текст научной работы на тему «Управление персоналом в организации на основе системы HR-брендинга»

УДК 005.95:659.1

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ HR-БРЕНДИНГА

З.В. Криницына

Томский политехнический университет E-mail: anya@aics.ru

Показано, что для удержания персонала в организации служат не только компенсационные пакеты, но и HR-брендинг. Раскрыто понятие HR-брендинга и его цели. Выявлено, что причиной появления интереса к брендингу работодателя является трансформация рынка работодателя в рынок работника. Приведены аргументы в пользу необходимости и полезности HR-брендинга для различных компаний. Рассмотрен процесс создания HR-бренда. Выделены внешний и внутренний HR-брендинг, его цели и инструменты. Рассмотрена одна из технологий HR-брендинга - технология engagement, а также опыт ее применения. Приведены примеры результатов применения HR-брендинга. Проведен его анализ в крупных компаниях мира. Дано обоснование, что HR-брендинг является важным элементом деятельности любого предприятия.

Ключевые слова:

Бренд, HR-брендинг, внутренний и внешний HR-брендинг, лояльность персонала, технология вовлечения, репутационный капитал, ценности компании.

В современном мире успешность любой компании зависит во многом от ее персонала. Именно люди производят продукты или услуги, и именно человеческие ресурсы определяют прогресс компании и общества. Поэтому компании, нацеленные на будущее, заботятся о том, чтобы заполучить себе талантливых работников, развивать их и удерживать.

Удержать ценного сотрудника предприятие сможет, если создаст такие условия, при которых работник получит внутреннее удовлетворение от работы. Для этого служат компенсационные пакеты, которых в последнее время становится недостаточно. В организации должна также существовать система, позволяющая создать образ компании как хорошего работодателя с хорошими местами работы. Эта система работает для клиентов, настоящих и даже бывших сотрудников. Речь идет о системе HR-брендинга (employer branding), которая создает для работников не столько экономические, сколько профессиональные и психологические выгоды. Работа по созданию HR-брендинга ложится на плечи HR-службы, которая должна тесно взаимодействовать с PR-отделом и службой маркетинга.

HR-служба играет в организации несколько ключевых ролей. Первая роль связана с защитой интересов персонала, что позволяет организации иметь лояльный и преданный персонал. Роль административного эксперта связана с созданием эффективных кадровых технологий и систем. Важна также роль катализатора изменений, дающая возможность постоянно развиваться и меняться и самим сотрудникам, и корпоративной культуре.

Таким образом, HR-службы расширяют возможности фирмы, увеличивают нематериальную рыночную ценность предприятия благодаря притоку и сохранению потенциала талантливых сотрудников. Для привлечения и удержания такого персонала не обойтись без компенсационных программ. Отсюда следует, что предприятия, желающие существовать на рынке долго и успешно, обязательно должны позаботиться о создании своего HR-бренда и конкурентоспособных компенсационных пакетов [1].

Лицом HR-бренда являются сотрудники предприятия. Создавать иллюзию положительной репутации как работодателя нельзя - это не будет работать. Необходимо целенаправленно формировать комплекс мероприятий, направленных на формирование положительного имиджа работодателя с тем, чтобы постоянно привлекать, развивать и удерживать свой лучший персонал [2].

Криницына Зоя Васильевна,

канд. техн. наук, доцент кафедры менеджмента Института социально-гуманитарных технологий ТПУ. E-mail: zoya.tpu@gmail.com Область научных интересов: управление персоналом, психология управления, маркетинг персонала.

В России HR-брендинг почти не распространен. Чаще всего он существует в усеченном варианте. При этом, по подсчетам международной компании Mercer, к 2020 году Россию ожидает острый дефицит кадров, число работников уменьшится на 5,5 млн в связи с демографическим спадом 90-х. Интерес к HR-брендингу в России появился во второй половине 2000 годов, и это был прежде всего интерес исследовательского характера. Как отмечают отечественные авторы [3-7], он связан с объективными причинами, а именно с превращением «рынка работодателя» в «рынок работника».

Целостная модель, объясняющая цели брендинга, предложенная Бакхаус и Тику, в простейшей форме отражает систему взаимосвязей между брендом и его целями (рис. 1).

'ис. 1. Модель HR-бренда Бакхаус и Тику

Как следует из этой схемы, HR-бренд через организационную идентичность и культуру создает лояльность бренду компании, которая в итоге приводит к росту продуктивности работников. В то же время через ассоциации он создает определенный имидж работодателя, что ведет к повышению привлекательности компании среди потенциальных кандидатов. В целом данная схема позволяет увидеть основные взаимосвязи между целями или результатами брен-динга, его средствами и задачами.

Как отмечают некоторые авторы [8, 9], в настоящее время возрастает роль корпоративных брендов, т. к. они являются важными нематериальными ценностями. Порой за счет них вдвое увеличивается балансовая стоимость материальных активов. Отсюда произошло весьма важное понятие - репутационный капитал, который представляет собой разницу между номинальной и рыночной стоимостью организации. Репутация компании помогает привлекать на рабочие места профессионалов, которые примут условия работодателя и будут готовы работать в компании даже в нелегкие времена. Именно социально ответственное поведение и честный бизнес способствуют созданию положительной репутации.

В российских компаниях, где используется HR-брендинг, он применяется чаще всего несистемно. Но даже в урезанном виде это дает результат, поскольку конкуренты не пользуются его инструментами вообще. В целях развития HR-брендинга в России компания HeadHunter с 2006 года запустила проект «Премия HR-бренд».

Всем ли компаниям необходим HR-брендинг? Рассмотрим основные обоснования необходимости наличия ИЯ-брендинга.

• В ближайшие годы ожидается развитие новых глобальных рынков. Это приведет острому дефициту талантливых и квалифицированных сотрудников, за которых будет усиливаться борьба между компаниями. Особенно остро конкуренция будет проявляться в тех отраслях, где эмоциональные и психологические выгоды превалируют над экономическими. Понадобятся дополнительные усилия, чтобы находить подходящих сотрудников.

• Второе обоснование связано с повышением мобильности рабочей силы. Интернет стирает все границы, и появляется возможность найти работу в любой точке планеты. Активно используются социальные сети, и представители многих компаний начинают работать очень агрессивно. Создается ситуация, когда 15-20 % ключевых сотрудников, благодаря которым в компании растут доходы и активно развивается бизнес, могут легко найти себе работу в другом месте.

Отсюда следует, что HR-брендинг просто необходим для любой компании, поскольку

существует острая необходимость в привлечении в организацию настоящих профессионалов.

Кроме того, целями HR-брендинга являются создание эффективной корпоративной культуры и

формирование сплоченной команды сотрудников, что, в свою очередь, приводит к снижению

текучести персонала [10].

Создание HR-бренда состоит из нескольких этапов:

1. Анализ существующего образа компании-работодателя, который включает постоянный мониторинг СМИ, а также изучение профессиональных партнеров, связанных с бизнесом компании.

2. Изучение ценностей, потребностей, запросов и поведения потенциальных сотрудников.

3. Исследование внутренних возможностей и ресурсов компании и совершенствование работы кадровой службы.

4. Выбор наиболее эффективных способов привлечения внимания целевой аудитории и наиболее привлекательного образа компании как работодателя.

5. Разработка компенсационных программ и систем мотивации персонала.

6. Разработка планов и бюджетирование мероприятий, связанных с привлечением и удержанием персонала.

7. Претворение в жизнь разработанных мероприятий, а также публикации о деятельности компании в СМИ [1].

Выделяют два вида HR-брендинга - внешний и внутренний (табл. 1).

Таблица 1. Цели и инструменты HR-брендинга

Виды HR-брендинга Цели Инструменты

1. Внешний Привлечение квалифицированных и талантливых работников; создание привлекательного образа компании как работодателя на рынке труда и престижного места работы; совершенствование корпоративного имиджа организации Сотрудничество с вузами; формирование программ рекрутинга, аутста-финга, аутплейсмента; реклама в СМИ как успешного работодателя; управление имиджем организации и проведение внешних РЯ-мероприятий

2. Внутренний Удержание талантливых специалистов и топ-менеджеров; обеспечение лояльности персонала; уменьшение текучести персонала; снижение затрат и сроков на найм, обучение и адаптацию персонала Формирование кадрового резерва; программы управления карьерой работника; программы поддержания лояльности персонала; развитие корпоративных СМИ; программы поддержки новых сотрудников

Внутренний HR-брендинг направлен на повышение удовлетворенности персонала работой в компании и его вовлеченности, как высшей степени мотивации персонала. Люди должны гордиться тем, что они работают именно здесь, в этой организации. Многие программы внутреннего HR-брендинга направлены на удержание талантливых специалистов и управленцев. Важно отметить, что для повышения лояльности таких работников важны не только материальные стимулы, но и нематериальные: возможность для самореализации, признание авторитета, содержание работы.

Среди технологий HR-брендинга выделяется технология engagement («вовлечение»). Персонал предприятия выступает в роли внутреннего потребителя, позволяющего создавать социальный бренд компании.

В качестве примера такой технологии «вовлечения» можно привести опыт компании Enterprise IG, включающей четыре этапа (табл. 2).

Таблица 2. Программа HR-брендинга с вовлечением персонала

Этап Цель Действия Задачи

1. Понимание Определить рациональные эмоциональные и факторы, влияющие на поведение персонала Интервью; аудит отношений; сбор реальных историй из жизни компании Обрести на всех уровнях «информированных защитников» путем внутреннего информационного шпионажа

2. Воодушевление Создать стратегию и план действий Создание историй, легенд, анекдотов о принципах корпоративной морали Рассказы о сотрудниках-героях; анекдоты о компании

3. Реализация Убедить ключевую группу стать «информированной защитой» Постоянная работа с целевыми группами; воодушевляющие книги; наглядная агитация Информация о бренде в форме карты для путешествий

4. Удержание Не позволить системе вернуться назад Создание инструкций, гидов памяток; номинации на звание «Лучший ...»; различные тренинги Оценка уровня эмоциональной и рациональной вовлеченности

Результаты использования в организациях HR-брендинга показывают действительно выдающийся эффект.

В качестве примера рассмотрим результаты исследований, проведенных компанией Enterprise IG - глобального брендингового агенства, которое работает в России с 2004 года и имеет филиалы в 24 других странах, насчитывая в штате 650 сотрудников. Кроме бренд-консалтинга агентство также занимается повышением эффективности бизнеса путем управления репутацией и отношениями со стейкхолдерами. Компания активно работает в направлении Brand and Business Engagement (повышение эффективности за счет вовлечения работников в ценности компании). Enterprise IG выполняла заказы таких компаний, как Electrolux, Pfizer, Vodafone. Компания производила исследования в области HR-брендинга и получила следующие результаты: в компаниях с глубоко преданными работниками за три года (с 1999 по 2002) совокупный доход акционеров втрое превысил аналогичные показатели в компаниях с менее преданным персоналом. По данным крупнейшего ритейлера Великобритании, увеличение лояльности персонала на один пункт привело к росту ежемесячных продаж на 9 % в каждом магазине ритейлера. В целом рост принес им более 200 тыс. фунтов стерлингов. В течение последних пяти лет в компаниях, сотрудники которых называли их лучшим местом работы, рост стоимости акций и дивидентных выплат составил 25 %; в остальных же компаниях рост был не более 6,3 %.

По результатам анализов системы HR-брендинга в крупных компаниях можно отметить следующее:

- Значимость управления способностями, задействуя HR-брендинг, возросла прямо пропорционально числу работников, занятых в креативных и информационных областях производства в развитых странах мира.

- Желание организаций стать лучшим работодателем представляет собой хорошо просчитанную стратегию.

- Американские, британские и в последнее время российские работодатели в сфере малого, среднего и крупного бизнеса стали принимать участие в таких рейтингах, как «Best place of work» («Лучшее место работы»), который публикуется в американском журнале Fortune, или «Best Companies to Work» («Лучшие компании для работы»), выходящем в британской «Sunday Times». Кроме того, компании участвуют в британском рейтинге от организации «Great place to Work Institute» («Институт отличного места работы»), который объединяет данные для составления опроса Trust Index (индекса доверия) и подготавливает множество разнообразных рейтингов как европейского, так и общемирового масштаба. Российский аналог рейтингов - премия «HR-бренд года».

- В качестве примера успешно применяющей систему HR-брендинга компании в России можно привести компанию Google, получившую в 2012 году специальный приз премии «HR-бренд года» - «Лидер рейтинга работодателей России». Этот результат был достигнут благодаря стратегически правильно выбранным направлениям работы: модернизации учета кадров, развитию бренда, улучшению системы управления персонала по ценностям. В первую очередь были сформулированы ценности компании. Затем до сотрудников были донесены основополагающие принципы работы в компании. После этого известные специалисты проводили тренинги в области HR с целью формирования специального послания, в котором нашли отражение ценности, способы работы и стратегическая миссия Google. Сотрудник может сообщить о своих желаниях и идеях компании, а компания, при наличии составленного бизнес-плана, выделяет ресурсы, в том числе и для самореализации. Google, таким образом, работает как предпринимательская среда, в которой сотрудник может свободно реализовывать себя.

- Способы управления людскими ресурсами и создание положительного имиджа в российских компаниях во многом схожи с опытом международных компаний ; например, американская компания Southwest Airlines - эта организация в США часто служит образцом применения лучших методов в управлении персоналом. Компания получила множество наград, в том числе и за HR-брендинг.

Отличительной характеристикой и выдающейся чертой компании Southwest Airlines можно назвать ее корпоративную миссию и особую систему ценностей, базирующуюся на «приверженности наивысшим принципам при общении с клиентами, а именно теплоте, дружелюбии и индивидуальном подходе». Сотрудники выполняют ключевую роль в выражении миссии, т. к. именно они определяют успех при общении с клиентами.

Отдел по персоналу компании Southwest Airlines при отборе сотрудников использует прием «игроков команды», набирая таких сотрудников, чьи принципы и цели совпадают с брендом; для усиления восприятия ценностей компании, ее культуры и «духа» используется процесс развития человеческих ресурсов с использованием мультимедийных информационных средств, например видеоролики «Keeping the Spirit Alive».

В результате применения этих методов в компании Southwest Airlines самые низкие расходы в мире в расчете на одну милю, т. к. пилоты имеют наглядное представление о связи с рентабельностью и тем, как обслуживаются клиенты и как ведется и где сажается самолет.

- Для практической оценки HR-бренда можно рассматривать следующие параметры:

• непрекращающееся обучение - компания инвестирует в развитие сотрудников: проводятся занятия, внедряются новые методы обучения, происходит обмен опытом, поощряется постоянный личностный рост работников;

• оценка по заслугам: зарплата и должность напрямую связаны с эффективностью работы, сотрудник знает, на что может рассчитывать, благодаря внедренной системе оценок;

• реалистичная оценка успехов и неудач работников: успешный риск поощряется, неудача не является фатальной и не ведет к увольнению;

• внимательный поиск и отбор талантов, потому как один талантливый сотрудник способен привлечь за собой других.

Анализ эффективности HR-брендинга необходимо производить систематически с целью регулировки существующих и поиска новых решений, поскольку однажды выработанная концепция не может работать постоянно без изменений.

HR-брендинг активно развивается в России: если раньше наблюдалось отставание российских практик от зарубежных, то теперь можно заметить, как лучшие отечественные компании запускают проекты, соответствующие всем современным условиям. На саммите в Москве в сентябре 2013 года проводились обсуждения стратегий по созданию и адаптации глобального бренда организации; методы создания бизнес-модели совершенной компании-работодателя; забота о здоровом образе жизни работников; использование социальных сетей для активного продвижения HR-бренда; методы развития талантов; способы удержания сотрудников и другие современные мировые тренды по мнению экспертов HR-брендинга.

Таким образом, HR-брендинг сейчас является одним из важнейших составляющих деятельности любого предприятия. Чтобы привлечь по-настоящему талантливых работников, недостаточно создать в компании приятную атмосферу или обеспечить привлекательные бонусы,

поскольку ИЯ-брендинг является комплексным и требует внимания и участия как руководителей, так и остальных сотрудников организации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бруковская О., Осовицкая Н. Как построить HR-бренд вашей компании. 53 способа повысить привлекательность компании-работодателя. - СПб.: Питер, 2010. - 288 с.

2. Мансуров Р.Е. HR-брендинг. Как повысить эффективность персонала. - СПб.: БВХ-Петербург, 2011.

3. Арькова Т.Ю. Управление человеческими ресурсами организации на основе системы HR-брендинга // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2011. - № 1. - С. 62-66.

4. Балашова Е. HR-брендинг: пустые траты или долгосрочные инвестиции? // Управление персоналом. - 2008. - № 20. - С. 25-27.

5. Кучеров Д. Г. Бренд работодателя: область маркетинга или управления человеческими ресурсами? // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8: Менеджмент. - 2009. -№ 3. - С. 98-120.

6. Купцова Е. Создание адекватного HR-бренда требует немалых затрат // Управление персоналом. - 2010. - № 6. - С. 52-57.

7. Сидоркина С. Опыт построения бренда компании как работодателя // Управление персоналом. - 2007. - № 18. - С. 33-36.

8. Мартин Гр., Хетрик С. Корпоративные репутации, брендинг и управление персоналом. Стратегический подход к управлению человеческими ресурсами. - М.: Группа ИДТ, 2012. - 336 с.

9. Милкович Дж.Т., Ньюман Дж.М. Система вознаграждений и методы стимулирования персонала; пер. с англ. И.Л. Белоус и др. - М.: Вершина, 2005. - С. 326.

10. Тульчинский Г.Л., Терентьева В.И. Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд. - М.: Вершина, 2007. - С. 103.

Поступила 24.10.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.